Реферат: О Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики
Интервью с В. И. Аннушкиным
Вопрос: Владимир Иванович, давайте уточним для начала, что такое риторика?
Ответ: Слово "риторика" не стоит употреблять вульгарно - так, как это делает большинство наших политиков и журналистов. Для них риторика - это красивое говорение, ложное ораторство, и кто только из политиков ни красовался этим словом: и Степашин, и Селезнев, и Путин. Но риторика есть, по мысли Аристотеля, Платона, Н. Ф. Кошанского (учителя А. С. Пушкина), А. Ф. Мерзлякова ( учителя М. Ю. Лермонтова) - искусство находить способы убеждения, изобретать, располагать и выражать мысли, а сегодня - теория речи развитого информационного общества.
Кроме того, следует сказать, что именно риторика показывает, как воспитать человека через его владение речью. Таким образом, риторика нужна каждому человеку, всякий человек является ритором, человеком, создающим публичные высказывания.
Вообще в нашем обществе недооценивается практическое значение языка. Язык в практическом смысле есть инструмент благоустройства нашей жизни. Кстати, счастливым и благоденствующим является тот человек, который умеет пользоваться своим языком. Поэтому в некотором смысле наше благополучие, в том числе, как это ни странно, экономическое, зависит от того, как мы пользуемся нашим языком. Если бы наши экономические реформы и государственные дела были правильно организованы с точки зрения речевых отношений, мы имели бы внятное объяснение всем социальным, идеологическим явлениям нашей жизни: как построена экономика, как построена наша юридическая сфера, как построена наша государственная политика, и мы бы чувствовали себя в этой жизни достаточно удобно.
Вопрос: Владимир Иванович, что такое Риторическая ассоциация? Как, кем, когда она была основана, и чем она занимается сейчас?
Ответ: Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики вызрела из интересов многих специалистов, которые занимались риторикой и анализом общественно - речевой практики и совершенно естественно организовалась в январе 1997 года. В нее вошли представители всех ведущих ВУЗов России, прежде всего, конечно, московских: МГУ, МПГУ (бывшего Педагогического института им. Ленина), МПУ (Московского педагогического университета), вузов Санкт-Петербурга, а также тех малых городов, которые вполне могут претендовать на звание центров риторики. Например, в переносном смысле мы называем "столицей" риторики город Пермь, где в Западно-Уральском учебно-научном центре к настоящему времени подготовлены более 700 учителей риторики. Риторикой активно занимаются в Красноярске, Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге, Новокузнецке, и ряде других городов, где сейчас созданы региональные отделения нашей ассоциации.
Самое главное в нашей работе - это наши боль и переживания за судьбы родного языка, который в риторике воплощается практически, потому что риторика занимается конкретным анализом речевой практики и реализуется в наших мыслях и словах.
Риторика, в соответствии с нашей отечественной и европейской традициями, есть теория речи. А дальше будем спрашивать себя так: какой речи? Классически, риторика определяется как учение об убедительной речи. Риторика должна основываться на определенной философии и этике, поэтому не все равно, как и в чем мы будем убеждать своего собеседника. Вот почему мы критически относимся к некоторым американским изысканиям типа карнегианских учений, ибо можно научиться нравиться аудитории, чтобы манипулировать ее сознанием, можно быть красивым болтуном и хорошим оратором, но приводить аудиторию к каким-то неправильным или этически несовершенным последствиям в результате умелого владения речью. Неслучайно в русской риторике всегда считалось, что существует истинное и ложное красноречие.
Вопрос: Как бы вы сформулировали основную идею ассоциации и кто их воплощает в жизнь?
Ответ: Основная идея ассоциации, идея, которую я отстаиваю, состоит в том, что языком благоустраивается жизнь, поэтому, каков наш язык, такой будет и наша жизнь. А язык - это не просто внешнее проявление наших слов; язык начинается с мысли, с сердечного чувствования, а затем проявляется либо в словах и звуках, которые мы "извергаем", либо в письменных текстах. Кроме того, общение не происходит только с одной стороны. Всякое убеждение зависит от образа говорящего и от характера слушающего. Поэтому красноречие, как говорилось в старину, связано с душами слушателей. И хорошим оратором является тот этичный человек, который понимает, сколько имеется видов душ, как писал Платон. Значит, изучи нравственную философию, знай человеческую психологию и умей честно, мудро, уместно пользоваться своим языком в конкретной ситуации.
Работой Ассоциации руководит Совет из 25 человек. Это известные ученые-русисты, активно обращенные сегодня к исследовательским, педагогическим и практическим проблемам риторики. Назову лишь несколько известных имен - все они участники-докладчики четырех ежегодных международных конференций, организованных Риторической ассоциацией: профессор МГУ А.А. Волков, профессор МПГУ Н. А. Ипполитова, профессор Саратовского ГУ О.Б. Сиротинина, профессор Красноярского ГУ А.П. Сковородников, профессор Воронежского ГУ И.А. Стернин - всех просто невозможно перечислить.
В Российской Риторической ассоциации много разнообразных и талантливых людей. Риторика начала возрождаться в 70-е годы как новое стилистическое веяние времени, причем, одновременно в разных городах и вузах. Так, в Московском университете под руководством профессора Ю. В. Рождественского было создано научное направление, изучающее отечественную и зарубежные школы риторики. Таким образом, была исследована американская, французская, английская, немецкая риторика и, самое главное, конечно, наша отечественная риторика. Причем исследования проводились как в историческом плане, потому что для культуры важно знать наши прошлые достижения, так и в современной речевой деятельности: скажем, как устроен современный суд, как ведется следствие, в каких формах речи и как соотносятся устная и письменная речь. Много было исследований по деловой письменности, деловым переговорам и организации документооборота. Если общество забюрократизировано, то это неудачное ведение речевых отношений. Если много документов, то неудобно вести дело, если мало документов, то дело затормаживается. Но самое интересное состоит в том, что риторика прямо связана со всеми формами профессиональной деятельности.
Объем проблем, которые мы, филологи, ставим в центр нашего внимания, очень широк. Так как язык касается всех видов деятельности, то мы стараемся включить в поле своего рассмотрения как общие проблемы ведения речи, связанные с правилами и культурой речи, так и частные вопросы. Например, как пользоваться речью в бытовой сфере? Ведь все мы пользуемся языком в наших семьях, с нашими друзьями, на улице и т. д. Это как бы первичная сфера общения. Если человек работает, то он начинает выходить в деловую сферу общения, и каждый из нас является деловым ритором. Если человек развивается как-либо дальше, то он получает специальность, он становится либо учителем, либо судьей, либо бизнесменом, либо проповедником, либо политиком. И каждая профессия имеет свою риторику.
Кроме этого, надо было бы сказать о том, что наши политические отношения прямо связаны с риторикой и ее историей. Тот стиль жизни, в котором мы живем, не случайно меняется именно сейчас. Мало того, что этот стиль жизни зависит от стиля речи, которым мы пользуемся, от стиля наших мыслей и наших идей, но именно риторические исследования позволили мне придти к выводу о том, что каждые шестьдесят лет наша риторика переживает стилистические революционные изменения вместе с изменением стиля жизни, вместе с изменением общественной идеологии, причем каждое революционное изменение общества соответствует появлению новых теорий деловой прозы, появлению новых филологических теорий и каждый раз - новой системы терминов.
Последние политические изменения в нашем обществе непосредственно связаны с риторическими новациями. Жизнь можно устроить только тогда, когда она устраивается с помощью языка. В риторике существует такое понятие - "ораторские нравы", то есть каким человеком себя показать. Мы берем у американцев слово "имидж", хотя у нас есть наше русское слово "образ". Образ оратора - это то, как человек представляет себя в речи. Обратите внимание на то, что наш новый премьер-министр и исполняющий обязанности президента показал себя в некотором смысле новым человеком. А каким? Именно таким, каким советовали показать себя политическому оратору старинные русские риторики: не выдувайся, не показывай себя всезнайкой, умеющим ответить на любой вопрос и омыть сапоги в Индийском океане, покажи себя скромным, сдержанным, даже не очень, может быть, велеречивым, но думающим, ответственным, предусмотрительным, ответственным за свое слово, и тогда люди начнут тебе верить.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие вопросы ставились на последней IV - й Международной конференции по риторике?
Ответ: Четвертая Международная Конференция по риторике была проведена 26-28 января 2000 года в Институте русского языка им. А. С. Пушкина. Она была посвящена проблеме риторической культуры в современном мире. Здесь два основных вопроса - что есть культура, а культура есть сохранение всех достижений прошлого ради будущего, поэтому мы должны понять, какое богатство в отечественной культуре имеется, и нам надо осознать, как его творчески развивать. Риторика как учение о речи должна основываться на правильном понимании роли языка в обществе и для каждой личности в частности. Наконец, нам надо думать о том, как организовать такое речевое, риторическое обучение в обществе и как нам его распространить и донести до сердца каждого человека. Здесь стоит очень много проблем, в частности, подготовка книг (есть текстовое образование человека). Сейчас много новых книг по риторике, но в школу или в вуз они еще не дошли в достаточной мере. Поэтому мы не можем сказать, что у нас каждый учитель может ответить внятно на вопрос: что такое риторика или что такое словесность.
На конференции работали несколько секций, отражающих волнующие нас проблемы: теория речи и современная речевая культура общества, частная риторика и общественно-речевая практика, включающая рассмотрение проблем бытовой, деловой, профессиональной речи, общения в средствах массовой информации и, конечно, преподавания риторики в школе и вузе.
Скажу лишь о последней проблеме - подготовке учителя риторики и речевого мастерства всякого педагога. Если учитель способен вдохновить своим словом, своим обликом, всем своим образом оратора ( всякий учитель - это оратор), если учитель умеет общаться со своими учениками, ученики за ним идут. И стоит проблема подготовки, честно говоря, не только учителя риторики, но и вообще речевого мастерства всякого учителя. Поэтому все проблемы, о которых мы сегодня говорим, распространяются не только на профессионального ритора, они распространяются на каждого члена нашего общества. Нам надо думать о серьезном языковом образовании каждого человека, и через это, будьте уверены, происходит возрождение нашего отечества.
Список литературы
Мария Лейчик. ВЕСТНИК МАПРЯЛ №28.