Статья: Экологические аспекты условий и охраны труда, как фактор эффективности производства

Экологические аспекты условий и охраны труда как фактор эффективности производства

 


Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Для улучшения условий труда необходимо знать факторы, воздействующие на их формирование. Условно их можно объединить в три группы: социально-экономические, организационно-технические, природно-экологические.

Первая группа факторов является определяющей и обусловлена производственными отношениями. Вторая группа факторов оказывает непосредственное воздействие на формирование материально-вещественных элементов условий труда. Третья группа факторов характеризует воздействие на работников среды обитания, климатических, геологических и биологических особенностей местности, где протекает работа.

В процессе производства весь этот сложный комплекс факторов, воздействующих на формирование условий труда, объединен многообразными взаимными связями. Остановимся на экологических факторах эффективности производства.

С начала 90-х гг. XX века, несмотря на заметное снижение объемов производства в России, экологическая ситуация в целом ухудшилась, в т. ч. в отношении состояния атмосферного воздуха и поверхностных вод. При этом около 300 ареалов территории страны характеризуется сложной экологической обстановкой и почти в 200 городах, где проживает 64,5 млн чел., средняя концентрация загрязняющих веществ по-прежнему превышает предельно допустимые концентрации вредных химических веществ и пыли.

В целом доля населения, постоянно проживающего на экологически нарушенных территориях, достигает угрожающе высоких цифр, превышающих 70%. Из этого числа около 20% постоянно живут в критически загрязнённых зонах и только 15% городских жителей находятся на территориях, которые характеризуются уровнями загрязняющих выбросов, не превышающих гигиенические нормативы.

Интегральная, комплексная оценка экологической ситуации в России с помощью картографии показала, что более 40% территории страны относится к очень высоким, высоким и средним рангам экологической напряжённости. Причём по наиболее высоким рангам можно оценить следующие промышленные регионы, где проживают значительные контингенты населения: Западно-Кольский, Центрально-Европейский, Поволжский, Прикаспийский, Уральский, север Красноярского края, Предсаянский, Кузбасский, Южно-Байкальский, Амуро-Уссурийский и т. д.

Количество валовых выбросов наиболее вредных для здоровья веществ в пересчёте на 1000 чел., которое в среднем для России составляет около 1 т/сут, для Сибири в целом - 3,7 т/сут, а одного из наиболее загрязнённых городов - Новокузнецка - 11 т/сут.

При этом в стране в настоящее время насчитывается около 100 тысяч опасных производств, в относительной близости от которых проживает 54 млн чел., что составляет почти третью часть населения России. При этом продолжает увеличиваться доля природоёмких и энергоёмких сырьевых предприятий, количество которых только за период 2004-2008 гг. увеличилось в 2 раза, а общая энергоёмкость внутреннего валового продукта - на 50%. Причём на этом, и без того крайне неблагоприятном, экономическом фоне продолжает возрастать ввоз на территорию России различных опасных отходов, а число техногенных катастроф за пять лет увеличилось в 5,7 раза. Только на протяжении одного 2008 г. на территории страны были зарегистрированы 21423 чрезвычайные ситуации, из числа которых 72% произошли по техногенным причинам. Отмеченная неблагоприятная картина усугубляется также тем, что износ основных фондов в промышленности по данным Счетной палаты РФ в среднем составляет 52,4%.

Помимо сказанного, неблагоприятный прогноз в отношении экологической обстановки в стране подтверждается еще рядом важных обстоятельств: 1) продолжающаяся амортизация изношенного оборудования и механизмов; 2) эксплуатация несовершенных очистных сооружений; 3) отставание планов реконструкции наиболее устаревших предприятий и ввода новых промышленных технологий; 4) преобладание материалоёмких и энергозатратных производств; 5) длительное, в течение десятилетий, накопление в основных жизнеобеспечивающих средах биосферы высоких концентраций токсических веществ с большими периодами полураспада, что создаёт крайне неблагоприятный фон для жизнедеятельности человека; 6) рост числа малых, в т. ч. "теневых", производств, трудно поддающихся санитарному контролю; 7) резкое увеличение количества автомобилей с изношенными двигателями, работающими на экологически вредном бензине; 8) возрастание объёмов не переработанных производственных и бытовых отходов; 9) очень низкие показатели озеленения городов и промышленных объектов.

Серьезных улучшений условий труда в России нет. Доля занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в общей численности работающих выросла с 17,5 в 1999 г. до 21,3% в 2008 г.

По статистическим данным в Калужской области трудится 109720 человек (49,237 тыс. женщин), из них в промышленности 86,7 тыс. человек, строительстве 7,3 тыс., на транспорте и связи 15,8 тыс. Во вредных условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудится 14,9% от общей численности работающих в промышленности, в строительстве – 3,6%, на сухопутном транспорте – 3,2 %, на объектах связи – 0,5%. При этом из 16,3 тыс. работающих во вредных условиях женщин – 5,4 тыс. (33,1%).

На контролируемых объектах в условиях повышенной запыленности и загазованности работает 8,99 тыс. человек, в условиях повышенных уровней виброакустических факторов – 8,3 тыс., занятые тяжелым физическим трудом – 2,3 тыс. человек. Количество работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности – 1,1 тыс. человек.

Под контролем госсанэпиднадзора на 01.01 2009 г. года находилось 1159 объектов промышленности строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства.

Условия труда, не соответствующие гигиеническим нормативам по уровням производственных факторов, регистрируются в большинстве отраслей экономики и являются ведущей причиной возникновения профессиональных заболеваний.

По данным текущего надзора, много нарушений встречается на предприятиях негосударственного сектора, которые открываются без заключения санитарной службы. Тенденция сокращения специалистов по охране труда на предприятиях меняется. Средние и малые предприятия имеют возможность воспользоваться услугами по охране труда центров, специализирующихся по данному профилю. Особую роль играет Фонд социального страхования, который задействует механизмы экономической заинтересованности предприятий в улучшении условий труда, используя методы материального стимулирования.

Наиболее перспективными и эффективными являются надзорные мероприятия, включающие проверки организации на предприятиях качества производственного контроля за условиями труда, методическую помощь в подготовке «Программ производственного контроля», дальнейшее совершенствование системы аттестации рабочих мест.

Несоответствия условий труда санитарно-гигиеническим требованиям выявлены в следующем объеме:

- по шуму – на 63,4% предприятиях и 35,2% рабочих местах;

- по параметрам микроклимата – на 17,7% обследованных объектах и 17,9% рабочих местах;

- по освещенности – на 40,8% объектах и 22,7% рабочих местах;

- по электромагнитным полям – на 51% предприятиях и 23,3% рабочих местах;

- по вибрации – на 41% предприятиях и 24,5% рабочих местах.

За последние пять лет отмечено последовательное сокращение объектов надзора, состояние которых не соответствует действующим санитарным правилам, нормам и нормативам с 45,6% в 2003 году до 35,7% в 2008 году и увеличение числа объектов, состояние которых полностью соответствует действующим санитарным правилам, нормам и нормативам с 10,6% до 14,3%, объектов, состояние которых частично соответствует действующим санитарным правилам, нормам и нормативам – с 43,8% до 49,6%. Объекты надзора, состояние которых не соответствует действующим санитарным правилам, нормам и нормативам составляют менее половины всех контролируемых, из них большинство – сельского хозяйства, находящихся, в большинстве случаев, в неудовлетворительном состоянии. На таких объектах часто не осуществляется отопление производственных помещений, отсутствуют элементы механизации трудоемких работ, принудительная вентиляция отсутствует или организована нерационально, искусственное освещение недостаточное, имеющиеся производственные помещения требуют капитального ремонта, парк транспортной техники максимально сокращен, имеет большой процент износа.

Целесообразно остановиться на способах улучшения качества здоровья населения России. В стране и обществе продолжаются негативные процессы, начавшиеся десятилетия назад. Многие из них в силу высокой инерционности достигли своей кульминации в наши дни, некоторые из-за сложившихся обстоятельств стали развиваться более активно. Среди процессов, отрицательно влияющих на здоровье населения, следует в первую очередь назвать:

общий спад уровня жизни в сочетании с угрозой безработицы со всеми вытекающими отсюда последствиями (ухудшение питания, стресс, наркомания, алкоголизм и пр.);

разваливающаяся санитарно-техническая инфраструктура (водопровод, канализация, очистные сооружения и др.) и связанная с этим угроза массовых вспышек инфекционных заболеваний;

устаревшее оборудование на предприятиях и снижение трудовой и производственной дисциплины, что приводит к росту профессиональных заболеваний и производственного травматизма;

продолжающееся загрязнение окружающей среды и ухудшение эколого-гигиенической обстановки, особенно в промышленных городах, что ведет к росту онкологической патологии, аллергических и других заболеваний детей, появлению новых экологически обусловленных заболеваний;

нарастающая деградация существующей системы медицинского обслуживания населения, дефицит необходимых лекарств и медицинского оборудования, что затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным оказание медицинской помощи населению.

Поэтому опасения по поводу возможного роста заболеваемости и смертности населения, снижения уровня здоровья населения оправданы и уже начинают осуществляться. Нужны региональные программы, объединенные пониманием приоритетности поднятых вопросов и необходимостью их первоочередного решения. Необходимо нейтрализовать перечисленные негативные явления. Для этого должны проводиться:

1. Экстренная экономическая помощь наиболее уязвимым в социальном плане группам населения и организация медицинского мониторинга за этими группами людей.

2. Чем хуже состояние санитарно-технической инфраструктуры, тем быстрее она должна быть восстановлена и тем строже должен быть санитарно-эпидемиологический контроль в местах возможных эпидемических вспышек.

3. Проблема перехода на новые, передовые во всех отношениях технологии является общей для всей страны, и чем скорее это произойдет, тем быстрее решатся многие вопросы, в том числе экологические, санологические и т.д., но пока на предприятиях необходимо усилить контроль за охраной труда и техникой безопасности.

4. В зонах постоянного массового загрязнения среды обитания человека необходимо ликвидировать или заметно снизить техногенный прессинг на окружающую среду и население, но, пока этого сделать нельзя, следует ввести в зонах загрязнения социально-экономическую компенсацию в виде экологически чистых продуктов питания, витаминизации детского питания, предоставления бесплатных путевок на отдых в экологически безопасные регионы и др.

Основу формирования ведущих принципов политики защиты и улучшения среды человека в обществе составляют характеристики социально-экономических, прежде всего производственных, отношений в нем и положение человека как высшей ценности этого общества. В контексте такого подхода в качестве основных принципов защиты и улучшения среды человека можно взять три: согласованность хозяйственного развития и экологических возможностей, применение достижений технического прогресса, не наносящих ущерба экологическому равновесию, и создание системы общественных потребностей, удовлетворение которых не ведет к деградации среды человека.

Согласованность хозяйственного развития и экологических возможностей в самоуправляемом обществе осуществляется при согласовании целей производства и хозяйственного развития с экологическими закономерностями таким способом, который позволит свести до минимума негативное действие экономического развития на природную среду человека. Экономические критерии, которые побуждают к экономии общественного труда и средств, не абсолютизируются, а связываются с экологическими, чтобы в производстве не прийти к нарушению экологического равновесия в природной среде и к угрозе в рамках жизни человека. Поэтому необходимо поставить общественное ограничение максимализации дохода как мотив хозяйствования, чтобы оно не привело к нарушению экологического равновесия. Экономические критерии, использующиеся для оценки экономического развития, дополняются экологическими, что делает возможным всестороннее видение общественного значения перемен и продуктов, которые создает производство.

Экологические задачи требуют развития таких производительных сил, которые в процессе производства не будут нерационально расходовать природные ресурсы. Развитие и применение таких производительных сил свело бы к минимуму нарушения экологического равновесия. Целесообразное применение в производстве техники и технологий представляет существенный компонент гуманизации положения человека в обществе. В противном случае любое использование технологии как рычага общего прогресса становится бессмысленным.

С целью защиты среды человека необходимо развить и систему общественных потребностей, удовлетворение которых не потребует такого производства, которое расточительно относится к невозобновляемым природным ресурсам. Разумные потребности должны привести к изменению традиционных направлений экономического развития. Основные принципы политики защиты и улучшения среды человека должны сделать возможным современное и оптимальное для общества действие, направленное на защиту среды. Эффекты от зашиты среды должны отражаться на улучшении условий жизни, что ведет к улучшению состояния здоровья населения. В этом контексте нужно рассмотреть и расходы, возникающие из-за деградации среды, но которые нельзя измерить только экономическими показателями.

Защита и улучшение жизненной среды, имеющие в своей основе указанные принципы, должны стать компонентом развития всех общественных экономических, самоуправляемых, территориальных и городских планов и программ развития, и все эти планы и программы должны быть согласованы. Из этого следует, что существует много субъектов реализации политики защиты и улучшения среды человека и что согласование планов и программы защиты среды представляет и согласованные действия этих субъектов.

Таким образом, решение проблемы экологической безопасности надо искать на путях согласия между политическими, экологическими, экономическими и социальными требованиями.