Контрольная работа: Экономическая безопасность, техногенные катастрофы

Содержание

Вопрос 1.                                                                                       3

Тест 1.                                                                                             9

Тест 2.                                                                                             11

Тест 3.                                                                                             11

Тест 4.                                                                                             11

Вопрос 2.                                                                                       12

Список использованной литературы                                            17


Вопрос 1.

Основные угрозы экономической безопасности в Российской Федерации. Их характеристика

Экономическая безопасность — совокупность качественных характеристик (свойств) состояния и направления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость, стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов (ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновении как внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, а также при воздействии неблагоприятных экономических факторов. См. Субъект экономической безопасности, Экономические интересы, Корпоративные ресурсы.

Экономическая безопасность государства. Высокий уровень экономической безопасности определяется тем, что оно:

·           проводит независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществляет крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;

·           поддерживает стабильность действующих в стране эконо­мических нормативов, прежде всего в части, касающейся уровня жизни населения, их соответствие стандартам, общепринятым в мировой практике или директивно утвержденным на конкретный период времени;

·           ограниченно реагирует на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливает утраченное равновесие в подобных случаях;

·           имеет возможность оказать помощь другим странам, в частности, сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.

Экономической безопасности напрямую зависит не только от экономической безопасности регионов, но также от экономической защи­щенности граждан, их социальных организаций.

Вызовы и угрозы экономической безопасности как цивилизационной общности: обесценение ручного труда; нищенский уровень заработной платы широких слоев населения; несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий; усиление имущественно­го расслоения населения; ограничение доступа людей с низ­кими доходами к системе охраны здоровья, образованию, культуре; недоверие населения к экономической политике го­сударства; рост безработицы; люмпенизация населения; ликвидация социального сектора экономики, деградация учреждений социальной сферы; утрата уникальных специалистов (например, специалистов по ядерным реакторам) вследствие хронического отсутствия потребности в их труде; изменение стереотипов экономического мышления, экономического по­ведения, формирование «экономической идеологии криминального типа»; хроническая востребованность уникальных специалистов и их утрата весьма вероятна вследствие экономической нестабильности в стране, недостаточного финансирования отрасли.

Основными объектами экономической безопасности. как системы, управляющей экономикой страны, являются: экономическая независимость, уровень производства в стране, структура и конкурентоспособность экономики, военно-промышленный комплекс, отечественная валюта, налоги, состояние малого и среднего бизнеса, конкурентное поведение участников рынка, инфраструктуры рыночной экономики.

В качестве вызовов и угроз экономической безопасности как системы, управляющей экономикой страны, следует рассматривать: утрата эко­номической независимости страны; освобождение внутренних цен; падение производства в стране; низкая конкурентоспособность экономики; сокращение удельного веса наукоемких видов продукции; высокий уровень монопо­лизации экономики; широкое распространение недобросовестной конкуренции. Сюда относятся, в частности, демпинг, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, копирование (имитация) продукции, производимой конкурентом, нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг, создание тайных картелей, тайный сговор на торгах, фиктивный экспорт, обман потребителей, переманивание специалистов, махинации с деловой отчетностью и др.; возрастание масштабов криминальной конкуренции; отсутствие динамики в развитии малого и среднего бизнеса; массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов; снижение налоговых поступлений до уровня, не покрывающего минимально необходимых расходов государства; структурная деформация экономики и дальнейшая структурная ее деградация; негативные результаты проведенной ваучерной приватизации; развал военно-промышленного комплекса; неустойчивость национальной валюты; «долларизация» экономики; низкая инвестиционная активность; инфляция и гиперинфляция; нарушение межотраслевого баланса в экономике; сокращение запасов топлива ниже нормативного уровня; слабость инфраструктуры рыночной экономики; рост числа решений о банкротстве предприятий-должников; значительные экономические потери от чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф.

В числе объектов экономической безопасности как административной структуры: экономические отношения центра с субъектами Федерации; система государственных учреждений в сфере экономики; правовая и договорная дисциплина в сфере экономики; уровень экономического и социального развития; производственно-технологические связи между предприятиями.

Среди угроз экономической безопасности как административной структуры необходимо выделить: недостаточность контроля со стороны государства за процессами экономических преобразований; увеличение разрыва в уровне жизни по регионам и регионализация потребительского рынка; натурализация хозяйственных связей; дезорганизация системы расчетов и платежей; усиление проявлений экономического сепаратизма на местах; криминализацию экономики (развитие теневой экономики); рост масштабов рублево-долларовых спекуляций; увеличение масштабов нелегальных поставок за рубеж военной техники; рост коррупции в структурах управления экономикой; нецелевое использование иностранных кредитов; - нецелевое использование бюджетных средств; местничество, неисполнение Конституции страны и федеральных законов; резкий количественный рост чиновничества; снижение качества товаров, невыполнение стандартов по условиям их производства (прежде всего продовольственных) вследствие ослабления контроля со стороны санэпидемстанций, лабораторий качества, органов пожарной охраны и т.д.; низкая правовая дисциплина в области экономики; массовое невыполнение договор­ных обязательств; неисполнение государственными структурами собственных обязательств по заключенным контрактам; высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббирования на принятие решений в области экономики; усиление территориальной дифференциации уровня экономического и социального развития регионов; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями; деформация экономических отношений центра с субъектам Федерации; несанкционированная центром денежная эмиссия в регионах; низкий уровень заработной платы государственных служащих; несоответствие законодательства потребностям практики управления рыночной экономикой; несогласованность действий центральных экономических ведомств; бесконтрольный вывоз из страны стратегически важных сырьевых товаров; избыточность системы государственных учреждений, осуществляющих управление экономикой, неоптимальность их организационного построения.

Важнейшими объектами экономической безопасности как субъекта геополитики являются: экономическая независимость страны, экспортно-ориентированные отрасли экономики, транспортная инфраструктура экспортно-импортных операций, денежное обращение, отечественная валюта, структура экспорта.

К основным угрозам в сфере экономической безопасности как субъекта геополитики относятся: рост внешнего долга государства; большой размер долга коммерческих банков (прежде всего «системообразующих») перед иностранными партнерами; зависимость страны от импорта продовольственных товаров, лекарств, некоторых видов продукции стратегического назначения, товаров первой необходимости; финансовая блокада со стороны международной банковской системы; свободная купля - продажа валюты; проникновение иностранного капитала в экономику страны, завоевание им ключевых позиций в ряде отраслей; подавление отечественного производителя товаров в конкретных отраслях экономики; дискриминационные меры некоторых иностранных государств в отношении российских товаропроизводителей; запрет на поставки в страну передовой технологии некоторых товаров, выдачу кредитов; закрытость многих секторов мирового рынка для отечественной продукции; потеря традиционных рынков сбыта за рубежом; неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций; преобладание сырья в российском экспорте; недостаточное финансирование армии и военно-морского флота; отказ производителей поставлять продовольствие армии и во­енно-морскому флоту в долг; нелегальные поставки российской военной техники за рубеж; осуществление товарной интервенции импортного продовольствия по демпинговым ценам под видом гуманитарной помощи.

Особую значимость для экономической безопасности во всех его ипостасях имеет некомпетентность экономических элит.

Экономические потери от стихийных бедствий — землетрясений, наводнений, тайфунов, извержений вулканов и т.д., а также от техногенных катастроф значимы также для всех аспектов для экономической безопасности.

Общие объекты безопасности на уровне государства: суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, иные национальные интересы.

На уровне государства к числу частных объектов экономической безопасности, помимо собственно экономики, следует относить: производительные силы и производственные отношения, систему их защиты; политический и общественный строй; общественное сознание; систему управления обществом; экономический курс (направление экономического развития), признанный обществом; систему управления экономикой; экономические интересы государства на международной арене.

Сюда также можно отнести: движимое и недвижимое имущество, находящиеся в распоряжении государства; акции государственных предприятий и иные ценные бумаги; золотой запас; валютные ресурсы экономическое положение предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; интеллектуальный потенциал общества;

информацию, составляющую государственную тайну; имеющуюся в распоряжении государства текущую информацию, характеризующую экономическое положение в мире; экономический рейтинг государства.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

Экономическая безопасность физического лица. Признаками высокого уровня Экономическая безопасность физического лица являются следующие:

·           возможность сохранять стабильный уровень жизни при резком падении курса отечественной валюты,

·           возможность восстановить необходимое для привычного ритма жизни имущество, утраченное в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы, квартирной кражи и других подобного рода форс-мажорных обстоятельств;

·           способность в течение длительного времени поддерживать привычный жизненный уровень в случае потери работы;

·           способность осуществлять крупные приобретения, не прибегая к кредиту;

·           возможность субсидировать образование детей в желаемом объеме;

·           оказание материальной помощи детям, и родственникам, и близким связям;

·           личная экономия.


Тест 1. Решение мировых глобальных проблем в 21 веке преимущественной связано:

Ответ: 4. С развитием науки, техники и технологии

В дискомфортный период человек полностью зависел от окружающей природы, боялся ее, потому относился к ней с почтением, обожествлял ее.

С появлением у него первых комфортных технологий, с переходом к домашнему образу жизни и ведению сельского хозяйства (а это всего 7-10 тыс. лет тому назад) человек стал активно отгораживаться от природы, приспосабливать ее к своим нуждам.

Возможности человека в этом плане неизмеримо возрастали по мере объединения людей в сообщества и создания государственных образований, которые становились формой выживания и вместе с тем орудием покорения окружающей среды. Наконец, благодаря техническому прогрессу человек настроил массу защитных оболочек (одежда, щит, дом, город и т. д.), создал искусственное окружение, которое, казалось бы, гарантирует ему безопасность и комфортное существование.

Однако благие пожелания, связанные со стремлением к лучшей, безопасной и комфортной жизни, обернулись сегодня для людей обратной стороной. Пытаясь защититься от одних опасностей, человек неизменно создает для себя новые, порой еще большие. Так, объединившись в сообще­ства и государства, которые образовывались как системы, способные выполнять защитные функции жизнеобеспечения людей, человек попал в среду, где опасности и угрозы исходят уже со стороны их членов, самого государства, других государств.

Общий прогресс приводил к росту комфорта, совершенствовались системы жизнеобеспечения (качество жилищ, обогрев, водопровод, канализация, дороги, транспорт и др.), но одновременно утрачивались приобретенные способности и навыки общения человека с природой, от которой он все дальше отдалялся. Одновременно человек отдалялся от че­ловека. У него происходила деградация врожденного чувства опасности, инстинкта самосохранения, закреплялись самоуспокоенность, беспечность, ощущение превосходства над природой. Он старался забыть неприятное, что не так уж и сложно, поскольку сама система памяти направлена на исключение плохого.

Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Наконец, немалую провоцирующую и стимулирующую роль в амбициях человека по отношению к природе сыграли технический прогресс, особенно бурный в Х1Х-ХХ столетиях, интенсивное развитие промышленно-энергетического потенциала, что привело к существенному повышению материального уровня жизни людей, ее комфортности. Следует отметить, что до последнего времени редко кто задумывался над опасными необратимыми последствиями этого процесса. Поставив перед собой задачу покорения природы, пользования благами все новых и новых технических достижений за счет ее нещадной эксплуатации, человечество, по существу, вступило на гибельный путь и пока еще продолжает по нему идти, несмотря на предостережения. Первый звонок-предостережение земляне получили в 1912 г. с гибелью «непотопляемого "Титаника"», второй — в 1986 г. (Чернобыльская катастрофа). Но в поведении человека этот сигнал тревоги ничего не изменил к лучшему. Остается ждать третьего звонка, но как бы он не стал и последним. Незащищенность человечества во всех функционирующих структурах системы жизнеобеспечения, складывавшейся тысячелетиями, становится угрожающей.

Казалось бы, по мере развития цивилизации опасности и угрозы существованию человечества, странам и народам, лично каждому будут ослабевать. Но происходит обратное. Человек, оставаясь существом разумным, и человечество, обладая коллективным разумом, оказались неспособными осознать складывающиеся реальности, адекватно среагиро­вать на новые угрозы в силу легкомыслия, беспечности, отсутствия информации или других обстоятельств. Именно собственным поведением людей объясняется катастрофичность нынешней ситуации в мире, подошедшем к роковой черте, когда перед цивилизацией встал выбор: либо погибнуть, либо, используя накопленный потенциал, выйти на принципиаль­но иные решения относительно своего существования и развития. За беспечность надо расплачиваться. И в этом плане катастрофы являются не только предостережением, но и возмездием за неразумное, безнравственное поведение.

Тест 2. Во время телевизионной музыкальной программы передачи на экране наблюдаются пульсации света с резонансной частотой 4 – 8 герц. Как влияет пульсация на здоровье зрителя?

Ответ: 2. Может вызвать те же психические расстройства, что и инфразвук.

При этом может возникнуть проблема с ориентацией в пространстве, появиться необъяснимый страх, а также могут отличаться картины, создаваемые левым и правым глазом и т.д.

Тест 3. К экобиозащитной технике относятся:

Ответ: 1. Пылеулавливающее оборудование.

Например: циклон пылеуловитель, абсорбер, адсорбер, электрический фильтр, пыле- и газоотсасывающие устройства, осаждение пыли (аэрозолей) в акустическом, электрическом полях, гидро- и пневмотранспортировка веществ, герметизация оборудования и т.д.

Тест 4. У пострадавшего ожог 2 степени. Ваши действия и последовательность оказания первой медицинской помощи:

Ответ: 3. Наложить неадгезивную (не прилипающую) асептическую повязку.

При ожоге, согласно правилам оказания первой медицинской помощи, нельзя удалять с места ожога предметы, одежду. Если участок ожога открыт, нужно наложить повязку, но не прилипающую.

Вопрос 2. Опишите и проанализируйте 1-2 хорошо известных Вам из жизненной практики события, связанные с техногенными опасностями.

1. Аварии и катастрофы на водном транспорте. Под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят свыше 55 тыс. крупнотоннажных и 200 млн. мелких судов (туристские и прогулочные катера, парусные яхты). Около 4/5 транспортных перевозок на земном шаре осуществляется по Мировому океану. Ежесуточно в морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают 1 млн. человек. Вполне понятно, что при таком огромном количестве судов, несмотря на совершенство их конструкции и оснащение новейшими средствами судовож­дения, нельзя полностью избежать аварий и катастроф. По данным известного лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350-400 судов общим тоннажем 600-800 тыс. брутто-тонн, т.е. ежедневно в среднем гибнет одно судно. Как утверждает известный исследователь моря французский врач А. Бомбар, в результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек. Кроме того, в течение года на7000-8000 судов случаются серьезные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

♦  кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;

♦  авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 ч (пассажирского — 12 ч);

♦  аварийное происшествие.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы: допущенные при проектировании и строительстве судна и происшедшие в ходе его эксплуатации. Они приводят к столкновению и опрокидыванию судов, взрывам и пожарам на борту, посадке на мель, наездам на айсберги и ледяной покров или другие морские препятствия.

Так, вследствие грубых ошибок в судовождении в 1986 г. в районе Новороссийска пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном. Оба судна потерпели кораблекрушение, а «Адмирал Нахимов» затонул, унеся с собой 430 жизней.

16 февраля 1985 г. теплоход «Михаил Лермонтов», совершавший туристический круиз в водах Новой Зеландии, получил обширную пробоину и затонул. К счастью, благодаря умелым действиям экипажа все 408 пассажиров были спасены.

К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах на водном транспорте можно отнести:

♦  взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов, пристаней, к разрушению и потоплению судов, повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;

♦  пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;

♦  разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории побережья, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

♦ колоссальный материальный урон морскому, речному и промысловому флоту.

К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов.

Одна из самых больших трагедий на море произошла 6 декабря 1917 г. в порту Галифакс (Канада) в результате взрыва французского судна «Монблан», имевшего на борту тысячи тонн пикриновой кислоты, тринитротолуола, пороха и бензола. Погибли 1963 человека, около 9000 получили ранения, 25 тыс. жителей города лишились крова.

За последние 20 лет вследствие роста танкерного флота резко возросло количество аварий и катастроф на нефтеналивных судах. Особенно опасны столкновения танкеров, вызывающие взрывы, гигантские пожары и разлив десятков и сотен тысяч тонн нефти и других нефтепродуктов.

В марте 1978 г. супертанкер «Амоко Кадис» затонул неподалеку от французского порта Брест. Около 230 тыс. т сырой нефти всплыло на поверхность воды и образовало самое большое нефтяное пятно в истории судоходства; более 360 км побережья было загрязнено, погибли сотни тысяч морских птиц.

В феврале 1979 г. в Босфоре греческое судно столкнулось с румынским танкером. Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, продолжавшийся 28 суток.

Аварии (катастрофы) могут произойти в порту (на пристани) или при передвижении судов по реке, акватории озера или водохранилища. Так, например, 5 июня 1983 г. на Волге, вблизи Ульяновска, на пассажирском теплоходе «Александр Суворов» произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами — погибло 175 человек.

2. Аварии катастрофы на железнодорожном транспорте.

Железные дороги являются ведущим видом транспорта. На долю железных дорог СНГ приходится более 50 % мирового грузооборота и 25 % пассажирских перевозок. Средняя нагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз — по сравнению с другими развитыми странами.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправность пути, подвижного состава, технических средств управления, ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов, и т. д. Более 40 % железнодорожных аварий и катастроф происходит по вине путейских рабочих.

Среди катастроф и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в подвижном составе на перегоне или станции.

По виду подвижного состава выделяют транспортные происшествия с пассажирскими поездами, грузовыми поездами, одновременно с обоими поездами, крушения поездов в метрополитене.

Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются:

♦  взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;

♦  пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений;

♦  разлив и выброс в атмосферу агрессивных и ядовитых веществ;

♦  поражение железнодорожных работников и пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;

♦  значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

Так, 6 июля 1981 г. в Индии пассажирский поезд сорвался в реку Багмати, в результате чего погибло 800 человек.

Еще одна страшная катастрофа произошла 3 июня 1989 г. на перегоне Аша-Улу-Теляк (магистраль Москва—Владивосток, в 100 км от Уфы). Из-за скопления в железнодорожной выемке большого количества газа, вытекавшего из трубопровода вблизи железной дороги, произошел чудовищной силы взрыв, вызвавший пожар. В двух раздавленных и объятых огнем пассажирских поездах (37 вагонов) находилось около 1200 пассажиров. Только спустя две недели удалось установить количество пострадавших (871 человек) и погибших (331 человек).

2 мая 1978 г. произошла железнодорожная катастрофа с человеческими жертвами в окрестностях города Минска, когда столкнулись два электропоезда.

Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках опасных грузов, особенно СДЯВ. Примерами таких железнодорожных ЧС могут служить аварии с утечкой серной кислоты на станции Минск, с параксилолом на станции Жлобин.

В зависимости от численности пострадавших различают пять категорий железнодорожных катастроф: I — до 5 человек, II — 6—15 человек, III — 16-30 человек, IV — 31-50 человек, V — более 50 человек.


Список использованной литературы

1.  Безопасность жизнедеятельности. Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Старостенко, 2006 г.

2.  Безопасность жизнедеятельности. Ю.В. Микрюков, 2006 г.

3.  Маньяков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие. – СПб.: Политехника, 2005. – 551 с.

4.  Охрана труда. А.А. Раздорожный, 2007 г.

5.  Одинцов, А.А. Экономическая и информационная безопасность: Справочник/ А.А. Одинцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 576 с.

6.  Экономическая и национальная безопасность. Е.А. Олейников, 2005 г