Реферат: Эргономика
Оглавление
Введение
1. понятие эргономики. Этапы развития эргономики
2. методы эргономического анализа. перспективы развития эргономики
Заключение
Библиографический список литературы
введение
Труд с самых различных сторон и с использованием своих особых специфических методов изучают: физиологи, социологи, философы, психологи, технологи, юристы, врачи, дизайнеры и т.д. Таким образом, психология труда - это часть разнообразных знаний о труде.
Условно выделяют следующие основные разделы изучения человека в психологии трудовой деятельности: психология труда в традиционном варианте, инженерная психология, психология управления (в более современном звучании - организационная психология), профориентация, профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.
Также выделяют следующие дополнительные разделы психологии труда, образуемые на стыке ее основных разделов: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п.
Соответственно, в каждой отрасли психологии труда конкретизируется и предмет. Предметом психологии труда является субъект труда, исходя из этого в инженерной психологии это субъект труда, рассматриваемый во взаимоотношении со сложной техникой. На сегодняшний день это система «человек – машина – среда – социум – культура - природа».
В психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения. В профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда.
Учитывая большое количество наук, изучающих труд, а также многообразие направлений и предметов в рамках одной лишь психологии труда возникла необходимость создания общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности. Направление это инициируется психологией труда и имеет название – «эргономика»
1. понятие эргономики. Этапы развития эргономики
Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации системы «человек - коллектив-машина – среда – социум – культура – природа». [1, с. 57].
Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.
Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение эргономики, относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.
Термин «эргономика», предложенный еще в 1857 польским естествоиспытателем В.Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины. [4, с. 94].
С середины 50-х гг. она интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в три года проводятся международные конгрессы по эргономике; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет «Эргономика».
В Великобритании с 1957 издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы «Applied Ergonomics» (с 1969) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.
К сожалению, в полной мере идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса, и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.
Предметом эргономики является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы «человек – коллектив - машина – среда – социум – культура - природа». Эту систему часто называют «эргономической системой». [5 с. 72].
Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики: инженерная психология, психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология, конструирование, гигиена и охрана труда, научная организация труда, антропология, антропометрия, медицина, анатомия и физиология человека, теория проектирования, теория управления.
Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов.
Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне.
Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.
Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.
Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека.
В практическом отношении проблема взаимоотношения эргономики и системотехники - это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.
Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.
Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их. [2, с. 31].
Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижения современной науки и передовой практики.
В развитии эргономики можно выделить несколько этапов.
Задачей первого этапа явилось повышение производительност и труда. Человек рассматривался как определенного вида ресурс. Задача закл ю чалась в наиболее полном использовании его возможностей для данного технологического процессе и в отсеве непригодных для данной работы. Основное содержание эргономической работы на первом этапе закл ю чалось в том, чтобы выяснить, обладает или не обладает данный человек возможностями для выполнения да н ной работы и если обладает, определить, насколько интенсивно его можно эксплуатировать. Отс ю да и основные проблемы: утомляемость, индивидуальные отличия, отбор, профориентация и т.п .
Идеологами этого этапа были Ф . Тейлор, Г . Мюнстер берг, В. Штерн, И.Н. Шпилькейн, А.К . Гастев, П.М . Керженцев, В.М. Бехтерев, С.Т . Геллерштейн и др .
Особняком стоят авторы, исходившие из другой задачи : не по вышение производительности труда , а предупреждение срывов. Ср ы в трактовался и ми не как следствие отсутствия с оответствующего свойства , а как следствие предельности условий для функц и онирования человека . Отсюда вырастает идея уменьшения предельно с ти, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему , другими словами, согласования человека и техники, обеспечения нормальности условий работы.
В России, пожалуй, первым так поставил задачу и даже предложил соответствующую программу работ инженер - железнодорожник Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М . Добротворский . Видимо, первые экспериментальные исследования в духе этой идеологии провели Н.В. Зимкин и Н.А. Эппле .
Собственно, эта идеология и была провозглашена Лондонским эргономическим обществом в 1949 г ., и даже практическая ситуац и я, из которой выросло это общество, была такой же, как и у Н.М . Добротворского - авиационные катастрофы вследствие ошибок летчиков. В результате ц елью эргономического анализа стало выя с нение ограничений возможностей человека и закономерностей функ ци онирования исследуемых про ц ессов, а не возможностей того, что человек смог бы .
Задача анализа человека стала более «бескоры с тной», исследовательской. Если рань ш е рассматривались свойства человека в проц е ссе труда (реального или имитированного), то теперь предметом с тал сам человек - его свойства и функции. Это дало возможность действительно согласовыва т ь свойства человека и машины (список Фиттса), а не только декларировать, как это было раньше. Человек перестал быть ресурсом, он стал компонентом системы. Первоначально рассматриваемыми эргономистами характеристи кам и были простые пс и хологические , психофизиологические и биомеханические свойства: время реакц и и, цветоразличение, длина руки и т.п . [7, с. 12].
Дальше развитие эргоно м ики шло по пути захвата все более сложных свойств человека. С о д ной стороны , это более сложные психические функц и и - познавательные способности (когнитивная эргономика) , мыслительные способности. С другой стороны, это целостные характеристики поведения: стресс, психическое здоровье, удовлетворенность трудом - направление, получившее название гуманизац и я труда.
Развитию гуманизации труда способствовало два фактора: во - первых, оказалось, что удовлетворение неспецифических потребностей, например, такой, как удовлетворенность трудом, прив о дит к повышению производительности труда, и, во-вторых , то, что многие новые производства, основанные на современной технологии, могут функ ци онировать только в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника.
Следующим этапом развития эргоно м ики является экспансия ее на дру г ие, помимо труда, сферы деятельности: досуг, обучение и т.д. Да и сам труд в современном производстве меняет свое качество: в нем неразрывно связаны собственно производительный труд, обучение, рекреа ци я. Эргономика начинает учитывать даже национальные особенности работающего контингента.
Эргономика начинает осознавать, что она вступает в новый этап своего развития, когда она становится «необходимым и основным компонентом планирования и разработки проектов, которые связаны с взаимодействием людей и машин».
2. методы эргономического анализа. перспективы развития эргономики
Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них.
Методологическую базу эргономики составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек и машина». Таким образом, эргономика в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда.
Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.
Рассуждая о методах эргономического анализа, Е.Б.Моргунов выделяет следующие критерии для их типологии:
С точки зрения целей методы могут быть:
- аналитическими;
- проектировочными. [4, с. 124].
При этом аналитические методы должны применяться раньше проектировочных, т.к. в начале проводится выявление структуры деятельности, а уж потом разрабатываются мероприятия, делающие деятельность пользователя более эффективной.
С точки зрения «разрешающей способности» методов выделяются:
- производственные методы (используются, когда деятельность «берется в полном объеме», в процессе «ее реального выполнения»);
- лабораторные методы (если анализируются отдельные составляющие деятельности). [4, с. 125].
Недостаток лабораторного подхода в том, что часто «за деревьями» (частными характеристиками деятельности) не видно самого «леса». Поэтому лучше использовать два данных подхода в сочетании и разумном чередовании.
С точки зрения способа получения данных выделяются:
- объективные;
- субъективные методы. [4, с. 126].
Субъективные методы, используемые «непосредственно от людей», существенно дополняют данные, полученные "с помощью исследовательского оборудования» (объективные).
Выделяются также:
- эмпирические;
- экспериментальные методы. [4, с. 126].
В эмпирических методах исследователь лишь тем или иным способом наблюдает и регистрирует реальную деятельность. Экспериментальные методы предполагают активное воздействие на нее с помощью комбинаций тех или иных условий, признанных имеющими определенное значение. Эмпирические и экспериментальные методы также применяются в некоторой очередности.
На сегодняшний день эргономика переходит на новый этап своего развития:
- функции машин признаны вторичными, обслуживающими;
- учитывают, прежде всего, позитивные качества человека как действительного субъекта труда, т.е. то, ч т о составляет не его недостатки, а его преимущества по сравнению с машиной.
Эти тенденции находят свое выражение в таких явлениях, как замена Европейским агентством по производительности труда термина «эргономика» термином «соответствие работы работающему», переименование факультета эргономики и кибернетики в Технологическом колледже в Лавбро в факультет наук о человеке, кото рый продолжает оставаться ведущим ВУЗом Англии по подготовке специалистов в области эргономики .
На Западе ожидают социально - эконо м ический взлет эргономики: заказы на эргономиче с кую работу растут, экономическая эффективность эргономических работ возрастает, эргономика расширяет с феру своего влияния.
Но при этом не происходит качественного изменения самой эргономики - она работает по внешним критериям: экономическая эффективность, здоровье рабоче г о и его большая или меньшая удовлетворенность трудом.
Все эти критерии являются внешними , еще раз, потому, что могут быть удовлетворены не эргономическими спо с обами, хотя, может быть, и не гуманными: усиление эксплуата ци и, улучшением медицинского обеспечения, повышением зарплаты и расширением льгот. В эргономических работах нет той сути, указывая на которую, мы указывали бы на нечто специфическое .
Резюмиру я вышесказанное, можно оказать , что в эргономике не эксплицирована соб с твенная реальность. Отсутствие реальности, или , другими словами, объекта (предмета) делает эргономику дисцип линой отражательной - развитие эргономики идет вслед за развитием техники и технологии , сама эргономика не творит новые вещи .
Отражательность, в свою очередь , приводит к социальной консервативности эргономики - не умея создавать новое, эргономика не видит будущего, ею создаваемого, а потому не имеет и прогрессистских идей и волей - неволей всегда консервирует имеющиеся со ц иально-экономическое положение .
Неэксплицированность собственной реальности направляет эргономику в своем развитии в сторону идеологи заци и - превращения эргономического способа мышления в общекультурный, а не объектно-профессиональный (например, физический , биологический).
Варианты развития эргономики:
- экспансионистский вариант. Эргономика распространится на все мыслимые виды занятий, будут более-менее отработаны все методы ее работы (как это уже произошло с антропометрией человека), интерес к ней упадет. Эта экспансия может включить в себя и позитивистски понятую духовную сферу, превратив ее в набор эстетич е ских и этических потребностей, сводящих с я в конце концов к комфорту. Пока развитие эргономики идет по данному ватианту.
- трансформационный вариант . Эргономика, вторгшись в так называемую «духовную сферу», обнаруживает не затрагиваемые ранее человеческие реа л ии, не объясняемые традиционными дисц и плинами (прежде всего , п с ихологией), в час т ности, высшие психические состояния, антропологический прототип. Новые факты (которые уже есть) требуют кардинальной перестройки психо логии к ак базовой дисциплины для эргономики (превращение ее в науку о человеке ) . Новая психология и задаст ту реальность, которой так не хватает сейчас эргономике, а эргономика переходит на новый этап своего развития (за которым пока неизвестно что будет ) .
Заключение
Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек-техника-среда».
В отличие от инженерной психологии и психологии труда эргономика изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере производства, но и в сферах досуга и быта.
Одно из важнейших направлений в эргономике, например, связано с проектированием предметного мира для людей с физическими недостатками. Наиболее интенсивно эргономика развивалась в рамках военно-промышленного комплекса.
Активное воздействие на развитие эргономики оказали возросшая конкуренция в производстве товаров и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя.
Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изделий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке новых изделий еще на стадии проектирования.
Одно из основных направлений эргономики связано с изменением менталитета инженеров, проектировщиков, конструкторов, которых призывают ориентироваться не на собственные представления о физических и психических характеристиках человека, а на точное знание того, как человек видит, слышит, думает, как далеко он может дотянуться рукой, насколько он может согнуться, как повлияет определенный уровень вибрации на его зрительное восприятие, эмоциональные реакции и т.д.
С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономических норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнительные курсы по эргономике и человеческим факторам.
В настоящее время в мировой практике эргономистов готовят на базе высшего технического образования и в рамках высшего психологического образования. Так, в технических университетах, институтах введена специальность – «эргономика».
На факультетах психологии классических университетов специализацию в области эргономики обеспечивают кафедры психологии труда, инженерной психологии, психофизиологии.
Библиографический список литературы
1. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994. С. 163.
2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.
3. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994. С. 272.
4. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. С. 320.
5. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 512.
6. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 536.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 384.
8. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. К.: «Просвита», 1996. С. 404.
Психологический словарь | |
Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко Большой психологический словарь Оглавление Предисловие Персоналии Список авторов Список ... При разработке НОТ находят применение результаты исследований по психологии труда, физиологии и гигиене труда, эргономике, инженерной психологии и технической эстетике. ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon - работа + nomos - закон) - научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: книга |
Основы психологии | |
Вопрос 1. Современная психология и её место в системе наук В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук ... Особо выделим основанную А. Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на ... Этот принцип реализуется в установлении контактов учителя психологии с учителями других школьных дисциплин: литературы, биологии, физиологии, истории и др.- для координации научных ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: шпаргалка |
... оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии | |
Содержание ВВЕДЕНИЕ. 2 1. Оценка как междисциплинарная проблема. 7 2. Исследование оценки в психологии. 24 3. Проблема оценки и оценочной функции в ... Те же достаточно интенсивные исследования, которые проводятся в некоторых специальных дисциплинах (например, в социальной психологии), хотя и имеют очень важную роль в формировании ... Стимулирующая функция оценки представляет интерес для социологии, эргономики, теории управления, для социальной психологии и др. [ 201, 310 ] |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Основы проектирования и конструирования | |
Основы проектирования и конструирования Конспект лекций для студентов специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии" Составитель ... Обсуждались ли специальные аспекты проблемы с авиаконструктором, инженерами по прочности, специалистами по системам обслуживания по инженерным программам снижения стоимости изделий ... Поскольку "Исследование поведения потребителей" является эргономическим методом, здесь уместно охарактеризовать принципы эргономики как "проектной" дисциплины: |
Раздел: Промышленность, производство Тип: учебное пособие |
Предмет, задачи и структура юридической психологии | |
Темы лекций: 1) Актуальность и место юридической психологии. 2) Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи. 3 ... ... в органах внутренних дел, это и участие в деятельности ИТУ, инспекции несовершеннолетних, и я уже не говорю о том, что профотбор, профориентация, т.е. все, входящее в предмет ... г)психологией труда и инженерной психологией (трудовые конфликты, нарушение правил эксплуатации техники, ДТП); |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: учебное пособие |