Курсовая работа: Популистское движение в США
Содержание
Введение ……………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие популизма в истории и политологии …… 5
Глава 2. Предпосылки образования популистской партии в Соединенных Штатах Америки ………………………………………... 8
Глава 3. Особенности популистского движения в США … 10
Глава 4. Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма …………………………… 13
Глава 5. Участие популистской партии в политике ……… 18
Заключение ………………………………………………….. 20
Список источников и литературы …………………………. 22
Примечания ………………………………………………….. 23
Введение
Политические процессы, связанные с глобализацией, продолжают распространяться на просторах, как развитых, так и развивающихся стран. Различные условия жизни в этих государствах, издержки демократического обновления, неудачи экономических и социальных преобразований в развивающихся странах вызывают у людей чувство неуверенности, беспокойства. В таких условиях они легко попадают под влияние политиков, которые обещают быстро изменить жизнь к лучшему с помощью простых и понятных для всех решений. Это приводит к популизму.[1]
Еще Б.Н.Чичерин обратил внимание на то, что «способность убеждаться разумными доводами составляет редкий дар природы, требующий высокого развития ума и характера. Обыкновенно же люди убеждаются тем, чем они хотят убедиться, т. е. тем, что льстит их наклонностям или их интересам».[2] Именно поэтому популизм ориентирован на манипуляцию избирателями для создания массовой поддержки.
Популизм – это политический феномен, который характерен как для государств с устоявшимися, демократическими традициями, так и для государств, которые только переходят на демократический путь развития. Следовательно, тема данной работы представляется весьма интересно.
Цель исследования – изучить предпосылки, становление и историю развития популистского движения в Соединенных Штатах Америки.
Задачи таковы:
1) проанализировать причины и предпосылки возникновения движения в Штатах;
2) изучить деятельность популистской партии на выборах;
3) охарактеризовать основные принципы популистского движения.
Хронологические рамки работы – конец XIX – начало ХХ в.
Работа строится по проблемному принципу. В первой главе рассматривается само понятие популизма, приводятся примеры популистских движений разных стран. Далее последовательно изучаются предпосылки образования популистского движения в США, его принципы, участие в политической жизни страны.
Была изучена такая литература, как статья В. В. Согрина в журнале «Новая и новейшая история» «Политическая власть в США: характер и исторические этапы»,[3] «О популистских течениях в развивающихся странах» В. Г. Хороса и др.
Глава 1. Понятие популизма в истории и политологии
Термин «популизм» (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ века в США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение последующего столетия. Правда, еще в Римской империи во II – I веках до нашей эры существовало идейно-политическое течение популяров, призванное отражать интересы простого народа - плебса. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. Однако значительных политических результатов это движение не имело.[4]
Популизм в той или иной мере присущ правителям и администрациям разных времен и народов. Как общественное движение, идеология и вид политической деятельности он достаточно молод, но это ему не помешало освоить совокупность тех средств и методов борьбы за власть и ее укрепление, которые были выработаны на протяжении всей человеческой цивилизации.[5]
Это движение родилось как протест против войны США с Мексикой в 1846-1848 годах, завершившейся захватом США ряда мексиканских земель, на которых утвердилось рабовладение. В ответ на это Генри Дэвид Торо - американский философ, писатель – организовал движение «гражданского неповиновения». Г. Д. Торо полагал, что граждане обладают естественным правом на социальную справедливость и, в случае ее нарушения, правом на сопротивление правительству, ведущему несправедливую политику. Торо считал, что если государство принимает несправедливые законы, то граждане имеют неотъемлемое право игнорировать их и проявлять свое неприятие этих законов не восстанием и насилием, а гражданским неповиновением. Основным средством такого неповиновения являются отказ от уплаты налогов, демонстрации, отказ от призыва на военную службу, саботаж госучреждений, которые по его мнению нравственно оправданы и являются мирной, ненасильственной революцией.
В 30-е годы почти во всех латиноамериканских странах возникли и окрепли партии популистского толка. В 1930 году к власти в Бразилии пришел опиравшийся на популистский либеральный альянс Ж.Варгас (был президентом до 1945 года). Ярко выраженную популистскую политику проводило правительство Ласаро Карденаса в Мексике в 1934 – 1940 годах, Хуана Доминго Перона в Аргентине (1946 – 1950гг. и 1973 – 1976 гг.), Алана Гарсии в Перу (1985 – 1990 гг.), Сандинистский фронт национального освобождения в Никарагуа (1979 – 1990 гг.). В настоящее время позиции популистских партий в Латинской Америке остаются по-прежнему сильными.[6]
К популистскому движению относится также народничество в России. Так, в Большом энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма выглядит так: «Идеология и политическое движение (по-русски – народничество), получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает специфический путь продвижения к социализму».
Одним из широкомасштабных течений современности, ведущих борьбу за социальную справедливость, исповедующих популистские принципы, является общественное движение, названное именем одного из его основателей, – гандизм. Оценивая современное ему общество как несправедливое и аморальное, Ганди разработал систему мирных, «моральных» средств для его преобразования. Эта система ненасильственной борьбы за приближение общества к божественному идеалу получила название сатьяграхи («упорство в истине»). Система сатьяграхи включила в себя две основные формы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Несотрудничество выражалось в отказе от титулов, пожалованных колонизаторами, бойкоте правительственных учреждений, учебных заведений, в мирных демонстрациях. Неповиновение выражалось в нарушении отдельных, «несправедливых, аморальных» законов, в политических забастовках, «харталах» (отказ от любой деятельности), в отказе от уплаты налогов (в исключительных случаях).[7]
Социальным движение популистского характера, пользующимся значительным авторитетом среди населения планеты, является двитжение «за христианский социализм». Опираясь на проповеди Иисуса Христа и его последователей, на философские работы таких видных христианских мыслителей, как Н.А.Бердяев, члены этого движения называют себя христианскими социалистами.[8]
Тем не менее исторически корни популизма большинство западных и российских ученых усматривает в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ – ХХ веков.
Глава 2. Предпосылки образования популистской партии в Соединенных Штатах Америки
После гражданской войны 1861 – 1865 годов американские фермеры, особенно на среднем Западе и Юге, стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою продукцию. Основными причинами этого являлись: во-первых, увеличение производства, благодаря появлению новой техники, и во-вторых, революция в транспорте, которая заставила американских производителей конкурировать с производителями из других стран. Американские фермеры были склонны не замечать эти основные причины, а вину возлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие процентные ставки, необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на некий денежный заговор, возможно, международный, созданный для поддержания недостатка в деньгах.
Предваряя популизм, существовала серия фермерских движений, получивших основную поддержку от производителей продуктов со среднего Запада и производителей хлопка и табака с Юга. Фермеры в 1870-х годах сосредоточили свои усилия на железной дороге и добились значительных результатов на уровне штатов и, в конце концов, повлияли на федеральный железнодорожный устав. Свободные добытчики серебра и Greenbackers направляли усилия на денежный вопрос, требуя или увеличения количества бумажных денег, или равного обмена серебра на золото, или то и другое. Альянсы фермеров: один - на среднем Западе, другой – на Юге, использовали возможности взаимодействия фермеров как экономические, так и политические.
Популисты (так стали называть сторонников зарождающегося движения), появляющиеся на этом фундаменте, старались создать партию, служащую в первую очередь интересам сельскохозяйственных работников, хотя они тщетно надеялись завоевать также поддержку рабочих. Их противниками были «плутократы», которые контролировали финансы и промышленность, а также две старейшие политические партии.
В конце 1880-х и начале 1890-х годов положение фермеров на западных окраинах среднего Запада и старого Юга было ужасающим. Перемещение на запад исчерпало себя и перешло на территорию к западу от девяносто восьмого меридиана, где годовой уровень осадков оказался очень низким. Фермеры-арендаторы на юге при постоянно падающих ценах работали из последних сил, так как необходимо было выдержать поборы хозяев и оптовых торговцев. Но был еще один фактор. На крайнем западе добытчики серебра были недовольны демонетаризацией серебра; уже с 1873 года США имели единый золотой стандарт, и цена на серебро катастрофически упала. Тот факт, что некоторые европейские страны опередили США в принятии золотого стандарта, укреплял во мнении, что существует международный заговор о выведении серебра из бизнеса. В действительности беда состояла в том, что западные старатели серебра добыли столько нового серебра, что нарушили традиционное равновесие между ценами серебра и золота, но этот факт рассерженные старатели признавать отказывались.
Настроение разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели, которые объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в Народную (популистскую) партию.
Глава 3. Особенности популистского движения в США
Популистское движение объединяло разнородные групповые интересы (главным образом фермеров и рабочих) на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм господства монополистического капитала, установившегося в тот период. В движении отразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставших жертвами разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и его социальных последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфному типу, что определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации, которые воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтому идейно-политическое творчество популистов, несмотря на то, что к нему примыкали на разных этапах такие представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли, в целом развивалось на уровне обыденного сознания.
Тем не менее популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным тенденциям общественного развития США. Программные установки популистского движения изложены в Омахской (1892 г.) и Спрингфельдской (1894 г.) декларациях. Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными аспектами: во-первых, новым содержанием понятия «народ и народовластие»; во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих, требованием расширения демократических структур путем сочетания представительной демократии и прямой демократии, то есть непосредственного участия народа в управлении и контроле за деятельностью властей.
Понимание идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них – не абстрактный народ, а трудящиеся массы: «истинный народ – это те, кто трудится в деревне и в городе ».
Вопреки американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: «Популистская философия в конечном счете сводится к двум основным положениям: первое – правительство должно сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не плутократы должны контролировать правительство».
Главную цель движения популисты усматривали в улучшении положения трудящихся, что по их мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в экономической сфере.
Известный американский историк Р. Хофстедтер, один из наиболее суровых критиков популизма, признает тем не менее за ним приоритет в пересмотре господствовавших в США взглядов на роль государства. «Популизм, - писал он, - был в США первым значительным политическим движением, которое настаивало на ответственности государства за всеобщее благосостояние ».
Популисты 90-ых годов прошлого века ощутили и выявили на уровне массового движения одну из центральных проблем политической философии современности: соотношение демократии и социальной ответственности государства, что предполагает сильную исполнительную власть при четко действующем механизме демократического контроля.
Популисты не только выдвинули идею участия, но и предложили обеспечивающую ее систему конкретных реформ. «Популизм, - писал американский исследователь Э. Голдмен, - разработал механизм прямой демократии - прямые выборы в сенат; инициативы, дающие избирателям право законодательства через головы представителей; референдум, обеспечивающий право вето на действия законодательных органов ».
Глава 4. Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма
Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическом, а интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и теоретической базы, популизм представлял собой причудливое сочетание: это было прагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, но в то же время - умонастроение и своего рода этос. Популистскому восприятию социального мира было свойственно дихотомическое членение общества, возрождающее архетипические социальные представления примитивных обществ: богатые и бедные, народ и избранные. Популистское сознание характеризовалось утопическим иррационализмом, выступавшим в своеобразной форме - в оболочке плоского прагматизма, что выражалось в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям – вере в то, что одно или несколько простых мероприятий (например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
Демократизм популистского движения усиливается тем, что, развернувшись, прежде всего и наиболее активно в южных штатах, оно создало коалицию белых и черных для борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов, чем продолжило традицию аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на глубокий Юг. В насыщенных антирасистской риторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых черных популистскихлидеров обозначился принцип движения, поставившего социальные противоречия выше расовой розни. Из речей одного из популистских лидеров конгрессмена от штата Джорджия Т. Уотсена: «Вас заставляют ненавидеть друг друга, потому что эта ненависть - краеугольный камень финансового деспотизма, порабощающего и белых, и черных. Вас обманывают и ослепляют, чтобы вы не смогли увидеть, как расовый антагонизм увековечивает денежную систему, которая вас грабит».
Яркий урок антирасистской солидарности дали популисты штата Джорджия, когда в ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых фермеров-популистов выступили в его защиту .
По свидетельству американских исследователей антирасистский размах популистского движения уникален для массовых политических выступлений белых на Юге.
В идейном арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. «В центре популистской идеологии, - писал английский исследователь Д. Макрэ, - не экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь ее моральный аспект». Это замечание справедливо для популистского мировоззрения, согласно которому главной задачей общества - его экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из концепции частной собственности, то популизм надеется на возможность реализации такой гармонии благодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
В популистском мировосприятии идеал естественного цельного человека воплощал земледелец-фермер. Отсюда острая критика популистами язв капиталистической индустриализации и присущий им антиурбанизм. Они были первым массовым движением в Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники и ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но были обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных магнатов.
Популизму была также чужда романтическая интерпретация идеала естественного человека с ее эскапизмом и противопоставлением сильной личности, героя - серой толпе обывателей. Популистский личностный идеал питался не идеализацией ухода от общества, “жизни в лесу” по Генри Торо, а представлениями о демократической общественной деятельности как высшей сфере самоосуществления личности. Один из самых образованных популистских лидеров Т. Ньюджент развивал эти идеи в своих речах, звучавших непривычно и странно для американцев той поры. “Не есть ли Христос, - вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?”.
Личностная самореализация рядового американца в общественно-активной деятельности осуществлялась в популистском движении. Миллионам тружеников, униженных и отторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущение социальной причастности и значимости. Оно сформировало культуру, характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в решении своей судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.
Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не покушались самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.
При всей противоречивости популистского мировосприятия выдвинутая движением широкая программа структурных реформ, имевших целью максимальное участие рядовых людей в решении своих судеб, его антимонополистическая направленность и установки на подлинное равенство вплоть до расового - все это делает возможным определить популистское движение в целом как явление демократической ориентации.
Глава 5. Участие популистской партии в политике
Однако будучи неопределенным по своему составу, популистское движение не смогло существовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в демократическую партию, поддержав на президентских выборах У.Брайана. С его именем связано окончательное утверждение термина “популизм” для обозначения политического течения и набора тактических приемов в политической борьбе, связанных с апелляцией к обыденному сознанию масс, с попытками подстроиться под их требования, использовать такие черты обыденного сознания, как упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям.
Популизм имел несколько побед на уровне штатов, но так как его программа была преимущественно общегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны. В 1900 году партия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали список последних, а фракция «непримиримых» выдвинула Вартона Баркера от Пенсильвании на пост президента и Игнатиуса Доннелли от Миннесоты на пост вице-президента. Эта фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912 года. При Теодоре Рузвельте и Вудроу Вильсоне многие из требований популистов были удовлетворены.
В. В. Согрин отмечает, что «на основе новых социальных движений оформились две успешные политические партии – Популистская и Социалистическая, собиравшие на президентских выборах до 10% голосов (популисты в 1896, а социалисты в 1912 гг.) и заставившие верхний класс говорить о реальной угрозе политического радикализма в США. Левые партии впервые в американской истории стали массовыми, изменив соотношение сил, воздействовавших на политическую власть. Но войти в эту власть и оттеснить верхний класс от ее кормила им не удалось. Логично задать вопрос: существовала ли такая возможность реально? Обсуждение его, однако, грозит затянуться до бесконечности; много проще ответить на вопрос, почему такая возможнось, даже если она существовала, не реализовалась».[9] По мнению исследователя, «одна из очевидных причин заключена в предпринятых политической элитой реформистских маневрах, которые смогли вернуть ей утраченную поддержку нижних социальных групп».[10]
Далее популизм ярко в США в 1930-х гг. Это было время так называемой «великой депрессии», наступившей вслед за мировым кризисом в экономике 1929 – 1933 годов. Став самым длительным и разрушительным в истории капитализма, вызвав беспрецендентное падение жизненного уровня населения, кризис возбудил общественные страсти, привел к новому подъему популизма. Проводимая в это время система мероприятий правительства президента Ф. Рузвельта, сочетающая меры по усилению государственного регулирования экономики с некоторыми реформами в социальной области, получила название «новый курс».
Интересно, что популистское движение в США дало заметный импульс возникновению популизма в странах Латинской Америки. Экспансионистская политика Соединенных Штатов по отношению к латиноамериканским государствам обусловила интенсивное развитие национально-освободительного компонента популизма. Его приверженцы выступили против «североамериканского империализма».
Заключение
Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не покушались даже самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.
Будучи реакцией на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического производства популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив, популистский менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и времени, отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют рассмотренные выше требования движения, обозначившие основные направления развития демократии в США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целей средствами массового политического движения, в котором участвует широкая коалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль; сохранение окружающей Среды и гармоническое развитие личности.
Основные популистские принципы сводятся к следующему:
- Развитие демократии;
- Борьба против господства монополистического капитала;
- Объединение на межрасовой основе;
- Трудящиеся массы как главная социальная ценность;
- Создание сильного государства, действующего в интересах и под контролем трудящегося народа;
- Главная задача государства - счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония;
- Обеспокоенность экологическими проблемами;
- Личностная самореализация рядового гражданина в общественной деятельности;
- Отрицание насильственных способов решения социальных проблем.
Список источников и литературы
1. Заславский В. Россия на пути к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. // Полис, 1991. № 5.
2. Популизм – это не порок // Аргументы и факты. 1991. №22.
3. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
4. Согрин В. В. политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. №2.
5. Хорос В. Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С. 108 – 120.
6. Чичерин Б. Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997.
Примечания
[1] Заславский В. Россия на пути к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. // Полис, 1991. № 5. С. 31 – 32.
[2] Чичерин Б. Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997. С. 357.
[3] Согрин В. В. политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. №2. С. 29.
[4] Популизм – это не порок. // Аргументы и факты. 1991. №22. С. 5.
[5] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.
[6] Хорос В. Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С. 108 – 120.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Согрин В. В. Указ. соч. С. 30.
[10] Там же. С. 31.