Реферат: США в эпоху "неоконсервативной революции" Р. Рейгана

Введение

Рональд Уилсон Рейган был вторым президентом в американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы вице-президент Джордж Буш в 1988 году был избран его преемником. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в жизни американского общества, чем Рейган. Речь шла о "консервативной революции", и даже о "революции Рейгана". В этих случаях, как правило, среди основных причин, способствовавших резкому экономическому росту в США и усилению их влияния на международной арене, выделяют социально-экономические программы администрации Рейгана, вошедшие в историю как "рейганомика".

Действительно, экономическая программа республиканского президента, в полном виде представленная конгрессу в феврале 1981 года в документе "Program for Economic Recovery" [1] , сыграла не последнюю роль в дальнейшем развитии Соединенных Штатов, однако, стоит ли говорить о первостепенном значении "рейганомики" в преодолении администрацией Рейгана ряда социально-экономических проблем, преследовавших США до ее прихода к власти? Возможно стоит, однако, в этом случае следует анализировать не только позитивные моменты, связанные с реформами Рейгана, но и неудачи, сказавшиеся отрицательным образом на экономике страны.

В первую очередь, для того чтобы понять суть и последствия социально-экономического аспекта "консервативной революции", следует рассмотреть условия, при которых последняя стала возможна и нашла поддержку у населения США. Данному вопросу посвящен первый раздел настоящей работы. В нем рассмотрены итоги деятельности администрации Картера, ход предвыборных кампаний основных кандидатов в президенты на выборах 1980 года и содержание их предвыборных платформ. Здесь же нам предстоит решить две задачи: во-первых – проанализировать результаты выборов с целью определить чем именно руководствовались избиратели, отдавая предпочтение Рейгану, и во-вторых – рассмотреть предвыборную программу последнего, определить ее приоритеты и место, отведенное в ней "рейганомике".

Второй и третий разделы посвящены соответственно первому и второму сроку Рональда Рейгана в качестве президента. Здесь рассмотрены основные социально-экономические реформы президентской администрации, произведена попытка анализа взлетов и падений личной популярности Рейгана, которая во многом обуславливала успех проведения законопроектов через Конгресс. Приведены различные точки зрения относительно эффективности и компетентности правительства. В третей главе, помимо анализа деятельности второй администрации, мы постараемся подвести итог пребывания Рейгана на посту президента, определить его основные достижения за восемь лет и ответить на основной вопрос нашего исследования: являлись ли социально-экономические реформы Рональда Рейгана абсолютным благом для Соединенных Штатов и первопричиной большинства успехов США к концу 80-х годов?

Материалы на данную тему поражают своим обилием и пестротой суждений, так как вопросом "консервативной революции Рейгана", не достигая единого мнения, вот уже двадцать лет интересуются отечественные и зарубежные исследователи. Это обстоятельство обусловило необходимость частого обращения к источникам, основными из которых для нас являлись мемуары Рональда Рейгана "An American Life" и Вильяма Нисканена "Reaganomics". Данные книги, по понятным соображениям, подлежат крайне критическому осмыслению, однако их изучение необходимо для нас, так как авторы рассказывают о своих личных мыслях и намерениях, то есть деталях, оказавших большое влияние на развитие страны, но не отразившихся в официальных документах. С последними, а именно с текстами выступлений президента и предвыборных платформ партий, нам удалось ознакомиться, используя ресурсы сети Internet.

Что же касается литературы, то здесь можно выделить труды В.А. Никонова [2] и Э.А. Иваняна [3] , в наиболее полном объеме исследовавших проблему личности Рейгана и его социально-экономических программ. Очевидно, что в их сочинениях также присутствует политический подтекст и обращение к данным книгам необходимо осуществлять с поправкой на это обстоятельство.

Итак, не будем заранее принимать чью-либо точку зрения, а постараемся сами, на сколько это возможно, ответить на интересующий нас вопрос и определить значение "рейганомики" в социально-экономическом развитии Соединенных Штатов в 80-е годы.


Глава I

70-е годы ознаменовались заметным ухудшением экономического положения в США. В этом десятилетии, особенно во второй его половине, в американской экономике обозначились долговременные негативные тенденции: замедлились темпы экономического развития, научно-технического прогресса и роста производительности труда, развернулись структурные кризисы, быстро возрастало количество безработных, ускорились темпы роста цен (на рубеже 80-х инфляция достигла рекордного послевоенного уровня и превратилась в острейшую национальную проблему, потребовавшую принятия самых неотложных мер). Во второй половине 70-х обнаружилась растущая неэффективность сложившихся форм и методов бюджетного и кредитно-денежного регулирования экономики, которое не смогло воспрепятствовать кардинальному ухудшению экономического положения страны.[1]

Экономические и политические причины привели к катастрофическому падению популярности президента Картера, что вселяло в республиканцев надежду на легкую победу над демократами. К началу 1980 года в движение пришли все фракции "великой старой партии". Один за другим о своем намерении баллотироваться на пост президента официально заявляют ультраконсерваторы Ф. Крейн, Дж. Коннелли и Р. Рейган, консерваторы Р. Доул, Дж. Буш и Г. Бейкер, либерал Дж. Андерсон.[2]

Основным соперником Рональда Рейгана на первичных выборах был Джордж Буш. Он был несомненным фаворитом аппарата республиканской партии и обладал поддержкой 36% членов Национального комитета партии и представителей партийных комитетов штатов, тогда как в пользу Рейгана высказывались лишь 25%, Коннелли – 16, Бейкера – 6, а за всех остальных – не более 2%. Расположение партийных функционеров Буш снискал в первую очередь своей лояльностью к партии и многолетней работой во всех звеньях ее машины, однако, была и другая причина: аппарат республиканцев опасался успеха ультраконсерватора типа Рейгана, который придал бы всей партии налет экстремизма. Подобная перспектива вполне устраивала партийные организации тех штатов Юга и Запада, где особо сильны были консервативные настроения, но была совершенно неприемлемой для партии в других районах страны, в которых на местном уровне доминировали демократы и сильны были либеральные традиции.[3]

На протяжении всего 1979 г. опросы общественного мнения неизменно показывали, что бывший губернатор Калифорнии многократно превосходил по своей популярности любого из его республиканских соперников, и это вселяло в настроения многих партийных лидеров чувство обреченности, неизбежности конечного успеха Рейгана. Тот же опрос, который выявил расположение партийных функционеров к Бушу, зафиксировал, что большинство из них тем не менее были уверены в победе Рейгана (54%) и лишь 23% считали более вероятным кандидатом на пост президента Буша. Национальный комитет партии, который уже с осени 1979 года начал создавать комитет по выработке будущей партийной платформы, также исходил, судя по всему, из уверенности, что на всеобщих выборах против демократов будет выступать именно Рейган. Председателем комитета был назначен ультраконсервативный южный сенатор Дж. Тауэр, который включил в его состав приверженцев правого республиканизма и сторонников "новых правых". Таким образом, платформу начали писать "под Рейгана" еще до того, как он официально выдвинул свою кандидатуру. [4]

Начало кампании Рейгана было стремительным, и оно должно было, по мысли его консультантов, сразу отмести все сомнения избирателей в отношении его способности осуществлять динамичное руководство страной. За первые пять дней Рейган выступил в девяти штатах, продемонстрировав энергию и напор, которым могли бы позавидовать и политики помоложе. Содержание его речей претерпело разительные перемены по сравнению с кампанией 1976 года. И сам Рейган, и его сторонники понимали, что даже в условиях определенного роста консервативных настроений в стране консерватор "голдуотеровского толка" не имеет практических шансов добраться до Белого дома. Опытный демагог и умелый актер, Рейган старался воздерживаться от ультраконсервативной риторики. Он не давал втянуть себя в детальное обсуждение своих позиций, ограничиваясь чаще всего общими рассуждениями о сбалансированном бюджете, и наотрез отказывался встречаться с другими республиканскими кандидатами и вести с ними дебаты по телевидению. [5]

Общий настрой кампании Рейгана его штаб определил следующим образом: "Представить Рейгана, исходя из его деятельности в Калифорнии, как новатора в подходе к различным проблемам – от реформы вспомоществования до медицинского страхования. Рейган смягчит свой имидж борца против федерального правительства, не только подчеркивая свои заслуги в Калифорнии, но и путем выдвижения серии детальных предложений по проблемам энергетики и экономики". [6]

Серьезную конкуренцию Рейгану мог составить также Джеральд Форд, который по опросам общественного мнения имел больше других шансов победить любого потенциального кандидата демократической партии. Однако он явно не желал вновь пускаться в изматывающий предвыборный марафон и отвергал все призывы республиканских лидеров включиться в кампанию. Форд объявил, что вступит в борьбу, если у него "будут все шансы победить и это не потребует ведения самостоятельной кампании" [7] . Иными словами, если бы избиратели отвергли всех других кандидатов республиканцев, он согласился бы принять вызов демократов на всеобщих выборах.

Таким образом, на первичных выборах основная борьба развернулась между Рейганом, Бушем и Андерсоном. В первых штатах праймериз бывший губернатор Калифорнии столкнулся с определенными сложностями, пропустив вперед Буша, однако вскоре, после телевизионных дебатов и ряда публичных выступлений, Рейгану удалось поправить свое положение и в конечном итоге уверенно победить, заставив конкурентов снять свои кандидатуры. Далее предстояло подготовиться к партийному конвенту и выработке платформы.

Как уже говорилось выше, в комитете по выработке партийной платформы преобладали правые взгляды, что во многом и предопределило ее содержание. Программа, которую Рейган выносил на суд избирателей на всеобщих выборах, главным образом основывалась на критике администрации Картера и включала в себя в качестве основных традиционные для республиканцев пункты о значительном снижении налогов, сбалансированном бюджете, сокращении государственных регулирующих мероприятий и борьбе с "марксистской тиранией". Черным американцам Рейган не сулил значительных изменений к лучшему, однако, обращал их внимание на то, что Картер не выполнил своих обещаний, данных черному населению: число черных безработных увеличилось, а средний доход черной семьи значительно сократился. Новым было предложение о создании предпринимательских зон, которое предусматривало снижение налогов для мелкого бизнеса в районах массовой безработицы и нищеты: именно усилия мелкого бизнеса, а не государственные социальные программы должны помочь безработным и бездомным. [8]

Что же касается действующего президента Джимми Картера, то он продолжал терять популярность у населения, и к началу первичных выборов в демократической партии он уступал в общественной поддержке своему конкуренту Э. Кеннеди. Ценой немалых усилий ему все же удалось переломить ход борьбы и добиться выдвижения своей кандидатуры на переизбрание. Однако, по мере замедления темпов экономического роста в США и нарастания напряженности во внешней политике (проблема освобождения заложников в Иране и экономические санкции по отношению к СССР) позиции Картера заметно ухудшались. В июле 1980 года его деятельность на посту президента одобрил только 21% избирателей. Меньшей поддержкой не пользовался ни один хозяин Белого дома за все время опросов общественного мнения в США. [9]

Большая надежда демократами возлагалась на грамотно составленную предвыборную платформу, которая, как ожидалось, должна была оправдать их ошибки и расположить к себе избирателей. Обилие пафоса и призывов к патриотизму американцев, должно было отвлечь население от реальной действительности и возродить доверие к власти. Так, например, если республиканцы сравнивали важность настоящего момента лишь со Второй Мировой войной, то в варианте демократов помимо этого появляются аналогии с Великой депрессией, Гражданской и Первой мировой войной. Демократы признавали, что за четыре года пребывания у власти им не удалось решить все проблемы американцев, однако, можно ли ожидать существенных улучшений за столь короткое время, учитывая то обстоятельство, что перед этим страна восемь лет находилась под властью республиканцев? В качестве рецепта возрождения экономики страны демократы также призывали к снижению налогов, однако, обращали внимание на то, что в отличие от "бесцельного" республиканского снижения, которое приведет к инфляции и социальному кризису, налоговая реформа демократов возродит промышленность, создаст рабочие места и способствует экономическому подъему. [10]

Надо отметить, что программа демократов имела определенный успех, поэтому в сентябре 1980 года штаб избирательной кампании Рейгана принимает решение изменить предвыборную тактику и перейти в контратаку на президента. "Мы постарались перенести фокус кампании с наших ошибок на то, что в конечном счете предопределило исход выборов, а именно: превратить выборы в референдум о деятельности президента Джимми Картера", – вспоминал один из руководителей рейгановской избирательной команды Р. Уиртлин. [11] Успеху этой тактики способствовало резкое ухудшение экономической ситуации в стране осенью 1980 года, когда появились все признаки серьезного циклического кризиса, а уровень инфляции приблизился к 13%. США захлестнула волна увольнений (8 млн. чел. к осени 1980 г.), в связи с резким повышением ставок по банковским кредитам сократилось жилищное строительство. Несостоятельность экономической политики Картера привела к тому, что на финише избирательной кампании, впервые за многие годы, республиканская партия начала восприниматься американцами как более способная справиться с инфляцией и спадом, как не уступающая демократам даже в решении задачи повышения занятости. [12]

В результате на выборах 1980 года Рейгану удалось получить значительное число тех избирателей, которые традиционно составляют костяк электората демократов: 41% голосов членов профсоюзов, 13% черных американцев, 40% лиц с наименьшим уровнем доходов, 46% католиков. [13] Очень много сторонников демократов осталось в день выборов дома, что стало одной из причин рекордно низкой явки избирателей, составившей 52,6%. [14] Общие результаты выборов были таковы: Рейган – 50,75%; Картер – 41,01%; Андерсон – 6,61%; другие кандидаты – 1,62%. [15]

Как можно догадаться, столь резкое изменение политических пристрастий не было обусловлено привлекательностью программы республиканцев или же неприемлемостью того, что предлагали на выборах демократы. Традиционные приверженцы демократической партии в большинстве своем голосовали за Рейгана лишь потому, что Картер, по их мнению, повернулся спиной к их нуждам. Инфляция, энергетический кризис, снижение темпов производства, ослабление американского влияния в мире и кризис с заложниками в Иране – вот основные факторы, приведшие к потере уверенности в завтрашнем дне среди простых американцев. [16] Рейгану же удалось заверить население в том, что все можно поправить. Американцам хотелось видеть на посту президента убежденного и оптимистичного человека – настоящего американца, и Рейган с успехом справился с этой ролью. [17]

Таким образом, кризис администрации Картера, грамотная предвыборная кампания республиканцев и временная переориентация сторонников демократов позволили Рональду Рейгану победить на президентских выборах. Содержание того, что предлагал бывший губернатор Калифорнии (программа республиканцев 1980 года по существу мало чем отличалась от программ двенадцатилетней давности), оказалось на деле менее значимым, чем то, как он преподносил себя и свои идеи. Действительно, мало кто из американцев серьезно вникал в смысл того, что означали предложения о снижении налогов, ограничении власти федерального правительства и укреплении позиций США на международной арене. "Рейганизм" и "рейганомика" не были целиком представлены американцам хотя бы потому, что программа экономического восстановления и другие реформы находились в стадии разработки, единственное чем располагали избиратели – это предвыборный меморандум 1979 года и выступление Рейгана 9 сентября 1980 года в Чикаго на заседании экономистов-республиканцев, работавших в администрации Никсона и Форда. [18] В остальном же дело ограничивалось общими фразами в предвыборной платформе и высказываниями Рейгана относительно необходимости сбалансированного бюджета.

Итак, своей победой Рональд Рейган во многом был обязан сложившейся на тот момент конъюнктуре и своим ораторским способностям. Социально-экономические программы, вошедшие в историю как "рейганомика", еще только разрабатывались. Их оформление в единый законопроект, способный выдержать критику Конгресса, еще не закончилось, а их реализация еще не была до конца продумана. Именно этому сюжету, а именно применению "рейганомики" на практике, посвящен следующий раздел.


Глава II

Ударом в литавры Рейган возвестил о начале своего президентства: его первоначальные успехи в экономической и социальной политике в Конгрессе действительно произвели впечатление "консервативной революции". Так, 18 февраля 1981 года, через месяц после инаугурации, Рейган представил Конгрессу Программу экономического восстановления, которая включала в себя четыре ключевых элемента:

· реформа по сокращению федеральных расходов

· пакет предложений по созданию новых рабочих мест и сокращению налогов на личный доход на 10% в год в течение трех лет

· долгосрочная программа дерегуляции

· обязательство по проведению в сотрудничестве с Федеральной резервной системой политики монетаризма с целью восстановления стабильной системы денежного обращения и оздоровления финансовых рынков

В целом программа была основана на убежденности администрации Рейгана в том, что "первопричиной всех экономических проблем являлось и является правительство". Красной нитью проходила мысль о том, что "только путем снижения роста государства можно добиться повышения роста экономики".[1] Еще в своей инаугурационной речи Рейган заявлял: "Федеральное правительство не является решением наших проблем. Многие считают, что общество стало настолько сложным механизмом, что не способно к саморегулированию. Однако если никто из нас не способен управлять собой, кто из нас в таком случае может управлять кем-то другим?"[2] Подобные аргументы, видимо, подействовали на Конгресс и Рейгану удалось добиться принятия основных положений своей экономической программы с утверждением бюджета на первое полугодие 1981 года.

В то же время, уже на первом этапе президентства Рейгана мы отмечаем некоторое сопротивление Конгресса столь популярной политике президента. Так, например, в итоговом варианте реформы значилось снижение налогов лишь на 5% в 1981 году и по 10% в 1982 и 1983 годах.[3] Подобное действие Конгресса в качестве "либерального редуктора" препятствовало осуществлению политики Рейгана в "неразбавленном виде". Эта тенденция усилилась после распада коалиции голосования, когда стране грозил дефицит бюджета и уже начинающийся глубокий экономический кризис.

Возвращаясь непосредственно к самой программе экономического восстановления, можно добавить, что она, главным образом, была нацелена на заметное изменение соотношений между потреблением и накоплением в пользу накопления, между группировками с различными доходами в пользу состоятельной части населения, между расходами на военные и гражданские нужды в пользу военных. Программа исходила из интересов крупных корпораций и группировок с высокими доходами и намечала преодоление экономических трудностей за счет низкооплачиваемой части американского общества.[4] Так, в своей книге “An American life” Рональд Рейган с гордостью сообщает, что спустя уже несколько минут после инаугурационной речи он подписал указ, отменяющий государственный контроль за ценами на нефть и бензин.[5] Этот указ был первым в серии мероприятий по снижению государственного регулирования и ознаменовал начало "рейганомики".

Первым серьезным негативным результатом подобной политики стала известная забастовка авиадиспетчеров 3-го августа 1981 года, нашедшая в отечественных и зарубежных исследованиях кардинально разные трактовки. Не в коем случае не отрицая "антипрофсоюзную" направленность политики Рейгана, мы отметим, что в советской историографии существует тенденция не упоминать о некоторых событиях, предшествующих августу 1981 года. В первую очередь речь идет о семимесячных переговорах между федеральными чиновниками и представителями профсоюза, а также подписании соглашения, в котором правительство брало на себя обязательство увеличить отчисления на зарплаты авиадиспетчерам на 40 млн. дол. После заключения договора профсоюз внезапно потребовал увеличить прибавку в 17 раз, претендуя, таким образом, на сумму в 681 млн.[6]

Несмотря на то, что подобный итог переговоров был мало предсказуем, администрация президента отреагировала довольно быстро. Уже через 4 часа после того, как профсоюз предъявил свои требования федеральному авиационному агентству, Рейган выступил перед авиадиспетчерами. В своем обращении к бастующим президент подчеркнул, что сам является членом профсоюза и в свое время организовывал и проводил забастовки, однако, в данном случае авиадиспетчеры нарушают закон, так как работают в государственном секторе. Президент дал 48 часов на то, чтобы все бастующие вернулись к исполнению своих обязанностей, и в качестве альтернативы предложил им потерю работы и привлечение к ответственности.[7]

В результате 5 тыс. диспетчеров в назначенный срок вернулись на работу, а остальные 11,4 тыс. продолжили забастовку и были уволены. В общей сложности из 19 тыс. человек сохранили работу всего 8 тыс., что, тем не менее, не помешало правительству за 10 дней восстановить 70% всех рейсов путем привлечения военных и авиадиспетчеров пенсионного возраста.[8] Таким образом, необходимо признать: забастовка с треском провалилась, Рейган доказал, что исполнительная власть в состоянии справиться с незаконными выступлениями граждан без ущерба для своего политического престижа. Кроме того, данный случай заверил работодателей разного уровня в том, что незаменимых работников нет, и президентская администрация впредь также будет всячески способствовать защите интересов корпораций.

Выступление авиадиспетчеров можно рассматривать как одно из следствий кризиса социально-экономической политики, проводимой Рейганом. Надо сказать, что далеко не все американские экономисты поддерживали курс президентской администрации; уже к концу года многие видные специалисты рекомендовали Рейгану вовсе отказаться от обещанного сокращения подоходного налога во избежание катастрофических последствий для американской экономики. Согласно их расчетам, для выполнения этого обещания администрации предстояло сократить свои расходы дополнительно на 70—90 млрд. долл., чего можно было достичь лишь путем сокращения военных расходов или же путем полной ликвидации одной из программ социального вспомоществования. В противном случае дефицит федерального бюджета грозил значительно превысить 100 млрд. долл. в 1984 г. Опасения экономистов подтвердились, когда сумма государственного долга США увеличилась до 1 трлн. долл., о чем было объявлено 22 октября 1981 г.[9] Однако, президент не внял советам специалистов и пошел по пути увеличения дефицита государственного бюджета. По его словам, во время избирательной кампании наиболее важной и актуальной темой для американцев была проблема национальной безопасности, а вовсе не экономические реформы и сбалансированный бюджет.[10] В то же время Рейган не мог согласиться на резкое сокращение социальных программ, так как опасался массового недовольства бедных слоев населения. Таким образом, было выбрано единственно, как тогда казалось, верное решение с надеждой на то, что к 1984 году все же удастся преодолеть дефицит.[11]

В октябре же президент объявил, что страна переживает период короткого и, как он надеется, легкого экономического спада. Однако, экономическая статистика тех месяцев свидетельствовала о том, что такая оценка экономической ситуации в стране была лишь попыткой выдать желаемое за действительное. Производственные возможности промышленных предприятий пользовались в среднем на 78,5 %, безработица выросла сентябре до 7,5 % и, по всем расчетам, должна была составить 8,5 % к концу года.[12]

Можно себе представить, какое впечатление на политические круги и широкую общественность страны произвели опубликованные в ноябре 1981 года журналом "Атлантик" откровения директора Административно-бюджетного управления (АБУ) Д. Стокмана. Трудно понять причины, заставившие Стокмана высказать свое истинное отношение к "рейганомике" на столь раннем этапе реализации экономической программы администрации, не исключено, что, поняв раньше многих своих коллег, к чему приведут экономические реформы президента, он решил заблаговременно заручиться "индульгенцией". По словам Стокмана, экономические выкладки администрации основывались не на серьезных и тщательных расчетах, а на домыслах и догадках: "Никто из нас толком не понимает, что происходит с этими цифрами",— заявил он.[13]

Большинство американских экономистов разделяли убеждение своих зарубежных коллег, что к январю 1983 г. "рейганомика" свела на нет чуть ли не все социальные и экономические достижения прежних администраций США. "Около 2 миллионов американцев потеряли работу только в текущем году... Страдают, причем очень серьезно, как отдельные люди, так и целые семьи. Фабрики пустеют, очереди безработных длинны",— цитировала газета "Нью-Йорк Таймс" слова Рейгана, произнесенные им еще в ходе избирательной кампании 1980 года в осуждение бездействия картеровской администрации в социально-экономической сфере, отмечая при этом, что ситуация, сложившаяся в стране к началу 1982 года, была ничуть не лучше. В 1982 году экономическое положение в стране обострилось в еще большей степени, давая основание наблюдателям говорить о пике экономического спада.[14]


http://amstd.spb.ru/Library/student_works/image001.gif

Реальный и прогнозируемый объем ВВП США за указ. годы[15]

Итак, подводя промежуточный итог деятельности администрации Рейгана, можно сказать, что за первые два года ее пребывания у власти уровень жизни в стране заметно понизился: 15 % населения страны, или 34,4 млн. человек, были отнесены в докладе Бюро переписи населения США к категории бедняков, живущих ниже "черты бедности", то есть уровня дохода для семьи из 4 человек менее 10 178 долл. в год. Более 12 млн. человек (10,8 % работоспособного населения США) были безработными, что составило самое высокое число безработных с 1934 г.[16] Некоторые налоги, например, налог на социальное страхование, не только не снизились, но и продолжали расти, в то время, как государственные выплаты по нескольким социальным программам уменьшились.[17] Объем ВВП также сократился и не соответствовал прогнозам экономистов за 1981 г. Пожалуй единственным позитивным моментом в экономическом положении США было замедление темпов инфляции с 12 % в 1980 г. до 6,1 % в 1982 г.[18]

Общее недовольство американцев политикой Рейгана прекрасно иллюстрируют результаты промежуточных выборов в конгресс в ноябре 1982 г., когда правящая республиканская партия потеряла 26 мест в палате представителей и 7 губернаторских постов в штатах, что привело к окончательному распаду коалиции голосования, поддержавшей экономические реформы 1981 года. [19] Кроме того, индекс личной популярности Рейгана, составлявший 52 % в августе 1981 г., снизился до 35 % в январе 1983 г., побив все рекорды президентской "непопулярности" со времени окончания второй мировой войны. [20]

Однако уже в следующем месяце появились первые признаки того, что худшее оставалось позади. В феврале 1983 г. министерство труда США объявило о снижении уровня безработицы, дав повод президенту заявить во всеуслышание, что экономические дела страны пошли на поправку. К концу года безработица составляла уже 8,1 %, [21] и аналогичная динамика наблюдалась, к изумлению многих, также в темпах роста валового национального продукта: если в первом квартале 1983 г. его объем вырос на 3,3 %, во втором — на 9,4 %, то рост его за весь 1983 год составил 7,6 %. Получалось, что, обещая скорое окончание экономического спада, Рейган знал что-то такое, чего не знали и не могли понять ведущие американские и иностранные экономисты. В глазах миллионов американцев происходила реабилитация "рейганомики", и на страницах американских газет и журналов, совсем как в первые месяцы администрации, замелькали ссылки на "рейгановскую революцию". [22]

Нашей задачей не является определить причины столь резкого экономического улучшения, объяснив тем самым успехи администрации Рейгана. Скажем только, что единого мнения по этому поводу не существует. В советских исследованиях авторы вообще, как правило, не склонны к детальному анализу успехов американских экономистов, что же касается зарубежных трудов на эту тему, то и там отсутствует полная ясность, так как период кризиса часто объясняется ошибками президента Картера, а экономический подъем – запоздалым эффектом реформ Рейгана. Таким образом, доводится мысль о том, что "так все и было задумано", однако, глядя на прогнозы экономистов на 1981-1982 гг. можно обнаружить лишь предполагаемый экономический рост во всех областях. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать его гораздо глубже и посвящать ему целую работу.

Итоги деятельности первой администрации Рейгана также нельзя назвать однозначными. С одной стороны налоговая и бюджетная политика привела к перераспределению богатства из нижнего в верхний слой получателей доходов. 20% наиболее состоятельных людей страны стали получать на 8,7 % больше реально располагаемых доходов, тогда как 20% наименее состоятельных американцев потеряли 7,6% таких доходов. С другой – общие показатели уровня жизни граждан и их личные доходы возросли. Так, например, у семей со средним достатком, имеющих доход в размере 20-40 тыс. долл. поступления в семейный бюджет от снижения налогов в 1982, 1983 и 1984 гг. превышают потери от снижения социальных пособий в пропорции 9 к 1. [23]

Действительно, численность получателей денежной помощи по основным государственным программам снизилась на 332 тыс. человек, а количество бесплатных школьных завтраков (эта проблема муссируется чудь ли ни в каждом отечественном труде, посвященном "рейганомике") сократилось с 12200 тыс. в 1980 году до 11500 тыс. в 1985 году. [24] Однако, государственные затраты на программы вспомоществования, как свидетельствуют официальные данные правительства США, с 1980 по 1985 год увеличились на 30%. [25]

Так или иначе, ситуация, сложившаяся к 1984 году, позволила Рейгану баллотироваться на второй срок, заручившись при этом поддержкой большинства активного населения. Подобная оговорка не случайна, так как наиболее "обиженные" политикой Рейгана американцы относились к категории, которая, как правило, воздерживается от участия в голосовании, и, следовательно, ее отношение к администрации и президенту не имело реального значения для исхода выборов. В результате за Рональда Рейгана отдали свои голоса 58,77% избирателей, а за его конкурента от демократической партии Мондейла – 40,56%. [26] Республиканская партия получила 14 новых мест в палате представителей, но потеряла 2 места в сенате, сохранив небольшое – 53 к 47 – преимущество над демократами. Большинство в палате представителей осталось за демократами. Кроме того, республиканцы завоевали 4 губернаторских поста, потеряв при этом 3. [27]

В целом, налицо был успех Рейгана и его команды, сумевшей справиться с экономическими проблемами и восстановить престиж исполнительной власти. Однако, поддержка, оказанная Рейгану американцами, не была абсолютной. Опасения некоторых граждан наилучшим образом выразились в заголовке статьи Дж. Рестона, опубликованной на следующий день после выборов: "Потрясающая победа, неопределенные последствия" [28] . Именно об этих последствиях и пойдет речь в следующей главе настоящей работы

Глава III

В своей автобиографии Рональд Рейган среди прочих достижений особо выделяет удачно проведенную через Конгресс программу экономического восстановления 1981 года и осуществление налоговой реформы 1986 года.[1] Последняя представляет для нас большой интерес, так как во-первых явилась одним из наиболее успешных проектов рейгановской администрации, а во-вторых весьма в малой степени освящена в отечественных исследованиях. Надо сказать, что план по пересмотру налоговых ставок возник уже в конце первого президентства Рейгана, когда стала ясна необходимость исправить некоторые ошибки (улучшить положение маргинальных слоев общества, оказавшихся в наиболее плачевном положении), а также продолжить начатый курс, направленный на снижение роли государства в тех сферах, где это необходимо.

Прежде чем говорить о самой реформе, интересным представляется охарактеризовать отношения, сложившиеся к тому времени между Рейганом и Конгрессом, поскольку судьба любого законопроекта в США во многом зависит от сотрудничества между президентом и законодателями. Как известно, в нашем случае конструктивному сотрудничеству мешали разногласия по поводу дефицита федерального бюджета: во-первых, по-разному оценивалось причины и последствия дефицитного бюджета для страны, а во-вторых – Конгресс и президент никак не могли договориться относительно того, кто же все-таки виноват в сложившейся ситуации и кто должен нести за нее ответственность. Рейган настаивал на том, что "причиной дефицита являются не недостаточные поступления в федеральный бюджет вследствие низкого налогообложения, а слишком большие государственные расходы" [2], далее шла простая констатация факта: "не президент создает дефицит, а Конгресс".[3] Конгрессмены же считали экономическую политику Рейгана чересчур консервативной, отмечая, что при снижении поступлений в бюджет, государственные расходы (в частности военные расходы) не уменьшаются и экономические программы Рейгана такого уменьшения не предполагают. Кроме того, ответственность за утверждение бюджета лежит на Конгрессе, а значит и спрашивать в случае неудач будут с законодателей, в то время как президент в очередной раз выйдет сухим из воды.

Приведем цитату из мемуаров Рейгана, чтобы окончательно убедиться в наличии определенных проблем во взаимопонимании между двумя ветвями власти: "Утверждение бюджета находится во власти Конгресса. В каждом предложенном мною проекте бюджета присутствовал пункт о снижении государственных расходов, однако, никогда бюджет не принимался в чистом виде. Вместо этого имели место "бесконечные резолюции", которые давали Конгрессу полномочия не утверждать бюджет окончательно и поддерживать государственные расходы на прежнем уровне. Конгресс, таким образом, играя в циничные игры с правдой, обвинял Белый дом в наличии дефицита, не предпринимая при этом ничего для решения проблемы". [4] Далее президент описывает свой личный опыт прочтения документов Капитолия: "Однажды я пролистал одну из резолюций по бюджету, в ней было 1400 страниц, и я не верю, что хотя бы один конгрессмен когда-либо ее читал".[5] Здесь не совсем ясно каким образом Рейган предполагал появление данной резолюции, однако, нет никаких сомнений в том, что заслуги президента как "великого законодателя" преувеличивать не стоит, а успехи администрации на этом поприще в 1981 году не стали традицией вопреки многим прогнозам специалистов.

На этом фоне налоговая реформа 1986 года, действительно, являлась большим успехом. Главным образом, она касалась снижения налога на личный доход граждан и его увеличение на доходы корпораций. Законопроект, предложенный президентом и откорректированный рабочей группой Конгресса, предполагал повышение личного необлагаемого минимума до 2000 долл., и суммарного семейного – до 5000 долл. Налог на низкие личные доходы должен был составлять 15%, в то время, как на высокие и средние – 28%. Налог на доходы корпораций повысился и в некоторых случаях достигал 34%.[6] В целом можно было говорить о продолжении курса политики монетаризма и попытке учесть ошибки предшествующих реформ. 22 октября 1986 года законопроект вступил в силу. Это был последний крупный реализованный проект администрации Рейгана в области экономики.[7]

Некоторые критики считают, что "рейганомика" не имела успеха в народе, приводя в качестве доказательства падение популярности президента и его окружения в конце 1986 года, когда налоговая реформа начала претворяться в жизнь. Однако, на наш взгляд, более убедительным является связывать падение рейтинга президента с небезызвестным делом "Иран – контрас", скандалом, резко подорвавшим доверие американцев к своему правительству. Все началось в начале ноября 1986 года, кода оппозиция в Иране распространила листовки, обвиняющие режим в сотрудничестве с США. Как оказалось, американское правительство без ведома Конгресса осуществляло поставки оборонительного оружия в Иран, с расчетом на его содействие в освобождении американских заложников в Ливане. Законность секретной акции была спорной, и государственные чиновники, в зависимости от степени причастности, высказывались относительно нее по-разному. С каждым новым открывающимся обстоятельством кризис принимал все более острую форму, что обусловило необходимость для Рейгана и его окружения "объясниться" с Конгрессом и американскими гражданами. Ответственным за "объяснения" Рейган назначил своего близкого друга, министра юстиции США Эдвина Миза.[8]

В своих мемуарах Миз пишет, что мало кто из администрации был в курсе всех подробностей происшедшего. Именно это, по его мнению, а не злой умысел, было причиной "путаницы в показаниях" чиновников, имеющих отношение к инциденту.[9] В выступлении перед конгрессменами министр заявил, что "если президент и давал согласие на первую поставку оружия Ирану, то это произошло скорее всего, когда он находился под влиянием анестезирующих средств, введенных во время операции в госпитале Бетесды, то есть когда он не давал себе отсчета в том, что делал, и по этой причине не может об этом случае вспомнить".[10] Конгресс сделал вид, что поверил в эту версию, так как ни республиканцы, ни демократы не были заинтересованы во втором "Уотергейте", однако, популярность Рейгана среди избирателей снизилась, а 80% опрошенных американцев высказали убеждение, что президент знает больше, чем готов признать.[11]

Таким образом, падение популярности Рейгана в конце 1986 года связано с внешнеполитической деятельностью его администрации и не может быть следствием его экономической политики, цели и методы которой американцы поддерживали. На протяжении следующего года было проведено большинство планируемых изменений в налоговой системе, что дает нам право анализировать итоги пребывания Рейгана на посту президента как результат ряда последовательных и завершенных социально-экономических преобразований.

Итак, к 1988 году, действительно, наблюдался резкий экономический рост и общее улучшение качества жизни граждан при небольшой инфляции, чего не было с середины 60-х годов. В качестве примера успехов рейгановской администрации можно привести хотя бы тот факт, что на протяжении 80-х, каждый год миллионерами становились 100 тыс. американцев. Однако, несмотря на то, что доход большинства людей увеличился, средний доход бедных слоев населения снизился с 9,367 долл. до 8,800.[12] По поводу сложившейся ситуации журнал "Бизнес уик" писал: "Важное последствие "рейганомики" – это растущее неравенство в распределении доходов.

http://amstd.spb.ru/Library/student_works/image002.gif

Изменения, произошедшие в личных доходах населения за 1980-1984 года, по штатам[13]

Степень неравенства между семьями достигла рекордного уровня с 30-х годов, и если этот разрыв увеличится, то преемники Рейгана, возможно, столкнутся с усилением враждебности между классами".[14]

Кроме того, критики "рейганомики" утверждают, что президенту удалось создать лишь "иллюзию процветания", приводя в качестве главных аргументов дефицит государственного бюджета и внешний долг, благодаря которому Соединенные Штаты превратились в самого крупного мирового должника (за время президентства Рейгана государственный долг США увеличился с 909 млрд. долл. до 2,9 триллионов).[15] Таким образом, получается, что рейгановское процветание было взято в долг. Бывший министр финансов Блюменталь высказался по этому поводу следующим образом: "Последние годы были необычными и тревожными. Еще до событий 19 октября прошлого года (19 октября 1987 года произошел обвал на фондовой бирже, стоимость акций упала более чем на 20% - Л.О.) росло ощущение, что в американской экономической жизни не все ладно. Системы, кажется, больше не действуют должным образом. В экономических вопросах мы управляем собой менее успешно, чем когда-либо со времени второй мировой войны. Иногда мы, кажется, сталкиваемся с факторами и силами, которые не вполне можем понять, не говоря уже о том, чтобы предвидеть их или исправлять. Мы все больше и больше оказываемся в обстановке непривычной экономической неуверенности и нестабильности как внутри страны, так и за границей, причем нет настоящего единства мнений о том, что происходит, чем это вызвано или что делать дальше…"[16]

У Блюменталя, действительно, были некоторые основания для опасения, так как многие из предвыборных лозунгов Рейгана 1980 года даже к концу его второго президентства не были воплощены в жизнь. Так, например, было обещано сокращение правительственного аппарата и государственных расходов, в результате правительственные расходы выросли с 20,5% ВНП в 1979 г. до 23,8% в 1986 г., государственный аппарат также увеличился. Увеличение федеральных расходов привело к росту бюджетного дефицита, достигавшего к концу президентства Рейгана 4,9% от ВНП, что составляло 90% накоплений в частном секторе.[17]

Сам Рейган вспоминает, что во время своего последнего полета на борту "Air Force One", когда пилот делал прощальный круг над Белым домом, его посетила мысль о том, что у Джорджа Буша будет много работы. "Нам нужна поправка конституции, которая бы обеспечивала сбалансированный бюджет"[18], – подумал Рейган, признавая таким образом, что помимо таких достижений как ликвидация инфляции, "самый длительный период экономического роста, создание миллионов рабочих мест и снижение уровня безработицы", у "рейганомики" были и неудачи, поправлять которые предстояло уже следующему президенту.

Отвечая на главный вопрос настоящей работы, скажем, что "рейганомика", действительно, являлась основной причиной экономического роста США и, как следствие, причиной популярности Рейгана. В то же время необходимо отметить, что затронув большую часть населения страны, это процветание крайне негативно сказалось на бедных слоях населения. Так, например, в январе 1988 года министр жилищного строительства и городского развития С. Пирс вынужден был признать "некоторый прирост" числа бездомных, и этот "некоторый прирост" по его данным составил 240%.[19]

На наш взгляд, основная заслуга администрации Рональда Рейгана заключается в том, что было положено начало структурной перестройке экономики: удалось эффективно внедрить самые последние достижения научно-технической революции, что явилось причиной резкого роста передовых наукоемких отраслей, продукция которых ускоряла технологические процессы во всех секторах экономики. Таким образом, сократилась и утратила свою прежнюю роль группа старых базовых отраслей промышленности, а сфера услуг получила свое развитие. Налицо были позитивные изменения в экономике, приведшие к определенному успеху, однако, цена этих изменений для некоторых специалистов представлялась спорной. Всем было ясно, что "Революция Рейгана" во многом состоялась, однако, ее долгосрочные последствия для экономики страны не поддавались однозначным прогнозам и являлись предметом споров для многих экономистов.

Глава IV

Итоги развития экономики к началу 90-х гг. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана 11981-1988 гг.) и получил название "рейганомики".

"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая на протяжении 80-х - начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталистических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, нового подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требовали и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980-1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973-1975 гг. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в четной металлургии и химической промышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10 % рабочей силы.

Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана - сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил - оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. "потолок" личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций -с 46 до 34%. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, при которой лица с одинаковыми доходами платили бы примерно одинаковые налоги. Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессивного налогообложения, практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Были установлены только две ставки: 15%-на подлежащие налогообложению доходы ниже 29 750 дол. в год на семью и 28%-на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13 %.

В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкризисные максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.

Главными факторами экономического подъема 1983- 1989 гг. стали следующие:

1) завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширения основного капитала;

2) устойчивый рост реального объема личного потребления;

3) стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран, что позволило привлечь в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран.

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил .152 млрд дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долг. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых слоев в ущерб бедным вызвала обеспокоенность "среднего класса", на который падало 60 % распределяемого дохода, и привела к чувству утраты "американской мечты".

Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции.

Ослабли конкурентные позиции США в мировой экономике. После 1980 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым должником, задолжавшим другим странам больше, чем должны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, переход от относительно "автономного" к более "открытому" типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.

В конце 80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989-1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1 % против 0,8 % в среднем за 1982-1988 гг.

Депрессивное состояние американской экономики в 1989-1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.

В конце 80-х гг. экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства, корпораций превысила II млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходе доля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13%. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса.

Фактором торможения экономического роста послужило начавшееся сокращение государственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти непрерывно, за исключением периода (конец 1990 - начало 1991 г.), связанного с конфликтом в Персидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6 %, а за 1988-1991 гг.-на 9%.

Общая продолжительность спада составила 10 месяцев - с октября 1990 г. по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 12 % . Он затронул в основном автомобильную промышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США. В 1991 г. объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %. Это послужило причиной падения производства в металлургической промышленности за тот же период на 9,7 %. Кризис в строительстве повлек снижение производства стройматериалов. За 1990-1991 гг. продукция деревообработки сократилась на 10 %, металлоконструкций - на 6,4, бытовой техники, ковровых изделий и мебели - на 27 %.

В сравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортной ориентацией: общее, электротехническое машиностроение, приборостроение, спрос на продукцию которых сохранялся. Экспортная экспансия способствовала стабилизации курса доллара в конце 80-х - начале 90-х гг. на относительно низком уровне, существенно повысилась конкурентоспособность американских производителей. Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за 1989-1991 гг. возрастал ежегодно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время импорт в США замедлился, способствуя коррекции внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.

Продолжительность экономического спада объяснялась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.

Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета - 290 млрд дол., растущий государственный долг - около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.

В связи с этим главной задачей демократической администрации Б.Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.

Экономическая стратегия президента Клинтона характеризуется следующими чертами:

а) акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;

б) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;

в) усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики, разработанный демократической администрацией, состоит из трех основных программ:

1) краткосрочной программы стимулирования экономики, на которую выделяется 30 млрд дол. Основная ее задача - увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, а также путем развития системы общественных работ;

2) долгосрочной инвестиционной программы, рассчитанной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предполагает создание льгот и стимулов для частных инвесторов, целевые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяйства. На ее осуществление выделено 140 млрд дол.;

3) программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического роста. Предполагается уменьшить дефицит госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в 1997 г. - на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с 5,4 % в 1994 г. до 2,7 % в 1997 г.

За первые два года правления администрации Клинтона сократился уровень безработицы и инфляции, создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Таким образом, опыт развития американской экономики последних десятилетий свидетельствует о том, что решение ее проблем зависит не только от выбора и средств государственной политики, но и от ее потенциальных возможностей адаптироваться к существованию в новых мирохозяйственных условиях взаимозависимости государств.


Заключение

Социально-экономические реформы Рейгана, их методы и последствия реализации крайне неоднозначны. В ходе нашего исследования стало ясно, что, справившись с одной проблемой, правительство непременно сталкивалось с другой, зачастую еще более сложной, и наряду с безусловными успехами администрации Рейгана имели место серьезные просчеты, сказавшиеся отрицательным образом на экономике страны и жизни общества.

Итак, еще раз повторим, что приход Рейгана к власти был, главным образом, обусловлен неспособностью администрации Картера выглядеть достойно в глазах избирателей на протяжении последних месяцев пребывания у власти и в ходе предвыборной кампании, в то время, как Рейган продемонстрировал чудеса обаяния и умения отразить в своих речах основные чаянья американцев. "Рейганомика" не была лейтмотивом предвыборной программы Рональда Рейгана, будущий президент решил пойти по пути большинства своих предшественников – сделать упор на внешнюю политику, на "возрождение могущества Америки", на достижение абсолютного превосходства в мире.

Впоследствии, после серии удачно проведенных через Конгресс законопроектов, заговорили о "революции Рейгана" и "консервативном переломе". Не отрицая значимости "рейганомики" для Соединенных Штатов, мы подчеркнем, что ее результаты не явились безусловным благом для экономики страны и ее населения. Снижение безработицы, инфляции и продолжительный экономический рост привели к увеличению внешнего долга, а улучшение качества жизни большинства граждан – к его ухудшению у бедных слоев населения.

Нет никаких сомнений в том, что "рейганомика" в первую очередь отвечала интересам капитала, однако, от ее результатов выиграли как корпорации, так и простые граждане, что дает нам право определить социально-экономические реформы Рейгана как в целом успешные. "Рейганомика" сыграла важную роль в развитии Соединенных Штатов в 80-е годы и явилась примером удачной реализации консервативных идей на практике.

США
Содержание Введение....................2 Валовой национальный продукт.. Структура экономики: промышленность.. агропромышленный комплекс..
... и именно поэтому произошла своего рода неолиберальная революция (консервативная, по американской терминологии), которая в своих основных проявлениях была поддержана не только ...
Более быстрое списание стоимости основного капитала привело к значительному росту амортизационных фондов американских фирм (они возросли в ценах 1982 г. с 341,3 млрд дол. в 1979 г ...
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат
США и Канада в АТР: набор рефератов
По всем вопросам обращаться к автору pashich@sir.edu pashich@dip.pu.ru В отличие от ЕС, североамериканская зона свободной торговли не имеет ...
Президент Клинтон попытался провести переговоры об этом расширении "быстрым путем", не дожидаясь одобрения Конгресса.
Как и в 1980-м году, Мексика являлась тогда третьим по величине поставщиком американского импорта и покупателем экспорта (без учета незаконных операций).
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: реферат
Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность
Дипломная работа по теме: Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность Содержание Введение Глава 1. Освободительная борьба ...
Президентом I сессии Национального конгресса единогласно был избран С. Банерджи, делегат от Калькутты - "замечательный политический деятель" Индии.
Конгресс искренне рекомендует, чтобы расследование работы индийской администрации, здесь и в Англии, было доверено королевской комиссии, адекватно представленной индийцами, чтобы ...
Раздел: Рефераты по истории
Тип: дипломная работа
Кризис института президенства в США
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: "КРИЗИС ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В США" СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................3 ГЛАВА 1. История возникновения института ...
На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе Континентальном Конгрессе ...
Президенты Д. Ф. Кеннеди (1961-1963) и Линдон Б. Джонсон (1963-1969) оба были пламенными защитниками привилегий исполнительной власти, причем оба заверяли конгресс в том, что ...
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: дипломная работа
Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша ...
Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего). План Введение. 3 Глава I. Штрихи к политическому портрету Джорджа У ...
В течение трех месяцев после инаугурации от 52 до 63% опрошенных одобряли деятельность нынешнего президента на своем посту, что выше рейтингов президентов Буша и Клинтона в первые ...
Максимально используя плоды победы на выборах 1980 г., его администрация в первые месяцы пребывания у власти сумела оперативно и без особых потерь провести через Конгресс программу ...
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: дипломная работа