Контрольная работа: Формы государственного правления и государственного устройства
Кафедра: _________________
Дисциплина: Политология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему:
Формы государственного правления и государственного устройства.
Выполнила: студентка третьего курса,
заочного отделения, группы 32 ЭМЗ, 04/040
Фастова Надежда Александровна
Волгоград 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Формы правления рабовладельческого государства
2. Формы правления феодального государства
3. Формы правления капиталистического государства
4. Классификация государств по форме правления
5. Классификация по государственно-территориальному признаку
6. Федерация и конфедерация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Темой нашего исследования является форма правления и классификация государств по форме правления, но прежде чем говорить об этом, нужно ввести понятие «форма государства» из сущности которого вытекает наша тема.
Понятие форма государства является одной из содержательных важнейших характеристик государство ведения, но мы постараемся, как можно короче определить ее сущность.
В настоящее время под формой государства понимают организацию власти и ее устройство. Т. е. Устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти. Т. о., форма государства синтезируется из 3-х основных элементов: формы (государственного) правления, формы устройства, формы режима.
Исходя из сущности понятия формы государства, можно дать определение понятию – форма правления государства, т. к. эти два понятия неразрывно связаны.
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.
Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле слова.[1]
В настоящее время формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.[2]
Но, чтобы лучше понять механизм действия данных форм, давайте рассмотрим примеры их существования и преобразований в истории и до наших дней. А в истории существовало 3 периода, которые соответствуют 3 – м типам государства – это рабовладельческое государства, феодальное государство, капиталистическое государство. И в каждом из этих государств существовали свои формы правления.
1. Форма правления рабовладельческого государства
Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика.
Характерными особенностями рабовладельческой монархии являются жестокая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства. Рабовладельческие монархии имели свои разновидности.[3]
Такие как восточная деспотия (Вавилон, Египет, индия и др.) и монархическая форма (государства древнего Рима).
При деспотической форме правления царь или фараон выступал как крупный собственник. Он имел огромные земельные угодья, здания. Рабов. Выполняя функции единоличного правителя. Роль верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны, царь связывал как высший собственник в стране воедино все звенья политического и хозяйственного механизма страны. Постоянной опорой во всей деятельности царя был огромный военно-бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрицы. Последние, широко используя ограниченность сознания масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и сильную их подверженность влиянию их со стороны родоплеменной знати и вождей, усиленно насаждали и развивали культ фараона (царя).
Власть монарха в условиях Восточной деспотии формально была неограниченной. Но, в действительности она была ограниченной интересами и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов.
В большинстве рабовладельческих государств Древнего Востока ограничение власти царя носило не формально – юридический, а фактический характер. Примером правового ограничения власти царя могут служить Законы Ману, составленные в Индии в период между II в. до н. э. и II в. н. э. В них прямо предписывалось царю держать в страхе своих подданных, налагать «неустанно наказание на заслуживающих его», «охранять подданных», проявлять «крайнее старание в обуздании воров», ибо «от обуздания воров и его слава возрастает, и страна процветает», принимать на себя «обязательство по исполнению драхмы», то есть по выполнению правил добродетельного поведения человека. Соответствующее занимаемому им положению, «ежегодно заставлять простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом».
«Царь, который неразумно беспечно мучает свою страну, - говорится в законах Ману, - немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни».
От восточной деспотии значительно отличалась монархическая форма правления. Она возникла в 27 г. до н.э. и существовала до 476 г. н.э. Отличительной особенностью этой формы (Рим) было существование рода республиканских институтов и учреждений. А в III в. н.э. в Риме установилась высоко централизованная военно-бюрократическая монархия. Ее основной опорой на всех этапах развития неизменно оставалась армия.
Аристократическая республика.
Существовала в Риме с VI-I в. до н.э. Органами государственной власти считались народные собрания, но решения его нуждались некоторое время в утверждении Сенатом, который состоял из представителей земельной, торговой и военной аристократии, избирался не демократическим путем – консулами. Сенат обладал значительными полномочиями в различных сферах государственной деятельности. В области законодательной, Сенат обладал в ряде случаев правом полной отмены или временного приостановления действия законов. В административной области он обладал полномочиями на издание общих распоряжений, касающихся укрепления общественного порядка, внутренней и внешней безопасности государства, религиозных культов, вопросов войны и мира. В области финансовой деятельности Сенат мог распоряжаться государственной казной, составлять планы государственных и военных расходов, устанавливать обычные и –дополнительные налоги, а так же Сенат имел право в определенных случаях на учреждение диктатуры и предоставление чрезвычайных полномочий лицу – диктатору.
Демократическая республика.
(Афинское государство) в формировании ее высших государственных органов принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. Высшими органами власти было Народное собрание. Оно принимало законы и издавало постановления по ряду частных проблем, решало вопросы войны и мира, заключало или расторгало союзы с другими государствами, рассматривало заявления о государственных преступлениях и выступало в качестве судебной инстанции. На деятельность Народного собрания оказывало влияние – Совет пятисот. Этот Совет избирался на один год. Он контролировал деятельность должностных лиц, проводил решения, принятые Народным собранием в жизнь.[4]
Порядок формирования государственных органов в Афинах свидетельствует о демократизме государства, но это очень узкоклассовый демократизм. Он исключал от участия в общественно – политической жизни, граждан младше 20 лет, бывших рабов и других членов Афинского общества.
2 Форма правления феодального государства
В этот исторический период имели место монархия и в редких случаях аристократическая республика.
В условиях феодализма монархия имела несколько разновидностей: феодальная монархия (VI-IX), сословно - представительная (X-XV) и абсолютная (XIV-XIX).
Раннефеодальная монархия (VI-IX в.)
Ее отличительными особенностями являлись: слабость центральной короролевской власти; наличие в каждой стране самостоятельных или полу самостоятельных государств, княжеств или герцогств; слабая связь и практическая независимость крупных феодалов от центральных государственных органов.
В политической и общественной жизни строго проводился принцип иерархического подчинения.
Во многих феодальных государствах (в ряде англосаксонских государств, Франции) королевская власть долгое время была выборной и за убийство короля предусматривалась такая же мера наказания, как и за архиепископа. Важные дела король рассматривал с участием «Совета мудрых» (витанагемота). Королевская власть ограничивалась властью крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и выступавших против усиления ее влияния.
Сословно-представительная монархия.
(Англия с XIII в. – XIV в., во Франции – с XIV-XV в., в Польше – с XIV-XV в.)
Характерной особенностью данной формы правления было значительное усиление центральной государственной власти. Наряду с относительно сильной властью монарха, опиравшегося на мощную армию и широко разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные различные органы. В Росси такими органами были земские соборы, в Англии – парламент, в Польше – общегосударственный вольный сейм, во Франции – Генеральные штаты и т. д. Сословно-представительные органы ограничивали власть монарха, который вынужден, был считаться с мнением и решениями входящих в них представителей духовенства и дворян.
Абсолютная монархия.
(В Англии-с XVI-XVII в., в о Франции - XVI-XVIII в., в Германии – с XVII-XVIII в., в России – при Петре I и Екатерине II).
Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли сословно-представительных органов.
Аристократическая республика.
Высшими органами власти и управления были городские советы, в состав которых входили в основном представители городской знати. Каждый город – республика имел свое: войско, во главе которого нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, управленческий аппарат, обычаи и законы, суверенную власть и денежную систему. Решающее место в управлении государства принадлежала советам.
3. Формы правления капиталистического государства.
Капиталистическому государству свойственны 2 основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика.
Конституционная монархия.
Она является результатом эволюции абсолютной монархии, при котором верховная власть принадлежит неограниченно царю, результатом приспособления данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.
Конституционная монархия делится на 2 вида:
1)парламентарную; 2) дуалистическую.
Парламентарная монархия.
Правительство формируется партией, которая получила большинство голосов в парламенте. Лидер партии становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной. Правительство, согласно конституционным положениям, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами в данной стране (Великобретания, Дания, Швеция, Бельгия, Голландия).
Дуалистическая монархия.
Власть практически разделена между правительством и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии. Это свидетельствует о слабости буржуазии, о ее вынужденном делении государственной власти с феодалами. Эта форма правления существовала в кайзеровской Германии(1871 – 1918), в Эфиопии, Иране и др.
Высшей формой правления буржуазного государства считается:
Республика.
Она делится на парламентарную и президентскую республику.
Парламентарная республика.
Отличительными чертами является: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентерской основе из числа лидеров политической партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, или специальной коллегией, образуемой парламентом. Здесь глава государства не играет существенной роли. Правительство формируется и возглавляется премьер – министром. (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцарии).
Президентская республика.
Характеризуется сосредоточением сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента (США, Франция).[5]
4. Классификация государств по форме правления.
В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация по форме правления государства, опирающаяся на признаки собственно формы.
Выделяются 3 главные формы правления: монархическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (много властная).
Монократическая форма.
Главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного лица (абсолютная монархия в стране Осман, фюрера в фашистской Германии, “пожизненного президента” Иди Амина (в прошлом) в Уганде), принадлежит коллегии ( военно – революционному совету, после очередного переворота в Конго, совету семи эмиров в ОАЭ) или конституционной может быть провозглашено, что вся власть принадлежит совета (на доле – партийно – государственной номенклатуре в СССР).
При данной форме разделения властей отвергается, в государственном управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признается законом или фактически отсутствует, в государственном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда – с закреплением государственной религии.
Как видно из примеров, монократическая форма правления может существовать в странах, различных регионах, значительно отличающихся по уровню экономического и культурного развития. Такая форма может иметь следующие разновидности:
1) теократическая (Саудовская Аравия);
2) экстремистская (фашистская и др.);
3) милитаристская (правление военного центра);
4) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
Поликратическая форма.
Является полной противоположностью монократической. Здесь существует разделение властей, действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией участием граждан в управлении государством, поисками консенсуса и кампромисов, гарантиями прав граждан. Эта форма так же может существовать в странах различного уровня развития (Индия, США). Поэтому она имеет свои разновидности: традиционную и постсоциалистическую, которые находятся только в стадии становления.
Сегментарная форма.
Это промежуточная форма (др. – греч. сегмент – отрезок целого). Она предполагает известное разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Роль судов традиционна, слаба, а парламент принижен. Прав человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Эта форма так же имеет свои разновидности. Так, сегментарная форма правления в Венесуэле и Египте или Марокко и Иордании существенно различаются. В некоторых странах эта форма сравнительно либеральная, в других – более авторитарная.[6]
5. По государственно-территориальному признаку
Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Две основные формы территориального устройства государства: унитарная и федеративная. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя Испания – многонациональна.
Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированны на выполнение решений центра. В децентрализованных – крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка etc. В отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограниченны, что ставит их в сильную финансовую зависимость перед центром.
6. Федерация и конфедерация
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источниками власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны etc), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.
По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, региональными, лингвистическими etc особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и др. интересов меньшинств для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть к управлению гражданами.
Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов государства, другая – субъектов федерации, третья – совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенции, – в различных странах по разному делится между центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также, обычно, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель etc.
Члены федерации – соучастники общего суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков etc.
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решения лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Эта форма государственного объединения достаточно непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.
Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной ветвей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя. Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование и воплощение в теории и практике правого государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в результате всего выше изложенного, можно сделать вывод, что в истории существовало, а некоторые и существуют и по сей день, 3 типа государства, которые существенно различались между собой формами правления. Условно все формы правления можно поделить на 2 вида: монархию и республиканскую форму. Однако в разные периоды исторического времени каждая из этих форм имела свою специфику. Всю сложность и особенности разделения данных форм можно увидеть в Приложении №1.
Так же в этой работе нами была приведена совершенно новая классификация государств по форме правления. Эту классификацию в упрощенном виде можно рассмотреть в Приложении №2, из которого видно, что все государства в настоящее время делятся на 3 вида, каждый из которых, в свою очередь делится на свои подвиды. Более подробно с этой классификацией можно познакомится в соответствующей главе данной работы.
И в заключении хотелось бы сказать, что, несмотря на множество форм монархического и республиканского правления, в основе все же остаются их характерные черты и особенности, т.е. коренным образом в результате преобразований эти формы не меняются.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. – 389 с.
2.История государства и права зарубежных стран. / Отв. ред. Жидков О. А., Крашенникова М. А. – М., 1996. – 450 с.
3.Общая теория права и государства: Учебник \ Под. ред. Лазарева В. В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ. – 2001. – 517с.
4.Общая теория государства и права: Академическииий курс. / Отв. ред. Марченко М. Н. – 1том. – М.: ЗЕРЦАЛО. – 1998. – 4008 с.
5.Теория государства и права: Учебник / Под. ред. Рассолова М. М., Лучина В. О., Эбзеева Б. С. – М.: Закон и право. – 2001. – 540 с.
[1] Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В. В. Лазарева. – М.: ЮРИСТЪ., - 2001. – С. 352.
[2] Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., пере раб. И доп. – М.: ЮРИСТЪ. – 2001.- С. 355.
[3] История государства и права зарубежных стран. / Отв. ред. О. А. Жидков, М. А. Крашенникова. – М., - 1996. – С.14.
[4] Античная демократия в свидетельствах современников. – М.,-1996. – С.101.
[5]Общая теория государства и права. / Под. ред. М. Н. Марченко. – 1 том. – М.:ЮРИСТЪ. – 2001. – С. 355.
[6] Теория государства и права: Учебник / Под. ред. М. М. Рассолов, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. – М.: Закон и право, - 2001. – С.540.