Контрольная работа: Политическая элита

ПЛАН

1       Понятие «политическая элита»

2       Типы политических элит

3   ВЛАСТВУЮЩАЯ ЭЛИТА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА…………8.

4. ТЕОРИЯ ЭЛИТ………………………………………………………9.

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………11.


1   Понятие «политическая элита»

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться.  Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».

Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты,  когда имеется властвующая часть общества,  правящий слой. Если суммировать различные точки зрения,  то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия «политическая элита» и властвующая элита» включает в себе различные группы, непосредственно или опосредственно участвующие во властных процессах. Сюда входят политические, экономические, военные, идеологические и др. виды элит.

Второй момент: в отличие от всех других групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти.

Итак, политическая элита – это определенная группа,  слой общества, которой концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями.

Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер–министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

В свое время в ряде западных государств (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен активный  возраст входящих в нее лиц 50-55 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть – крупные собственники.

Элиты присущи всем обществам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1.    психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2.    законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3.    высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4.    широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5.    практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6.    политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться:

1.    на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. – это политическая элита власти;

2.    оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения;

3.    среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения);

4.    административную – это служащие-управленцы (бюрократия);

5.    а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических  руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных  ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер – министра, спинакера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита  (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Таким образом, элитарность современного общества – это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа – это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.

Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.

Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность элиты, т.е. представление различных слоев общества, выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них – социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого.

Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада (уже и в России) выпускники университетов представлены в элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На нижних этапах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Из выше сказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д.

Но политическая элита – это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена.

Для победы на выборах кандидату необходимо получить доступ к избирателям. К сожалению, обойти всех избирателей самолично и с каждым «поговорить по душам» практически невозможно. Поэтому с целью отсечения не нужных для элиты кандидатов, расценки в средствах массовой информации (по мнению простого избирателя) просто огромны. Поэтому выбор избирателям представляется из кандидатов, принадлежащих к элитам, либо зависимых от элит.

Поэтому достаточно часто победы одерживают представители власти, в руках которых сосредоточены административные, финансовые, информационные ресурсы


2.ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И ЕЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТИХ ФУНКЦИЙ.

Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны, и разумеется, связаны с большей ответственностью. Последние обстоятельство заставляет задуматься  над вопросом: на чем основываются и чем, регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функции,  выполняемых политической элитой,  определяется конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация  характеризуется стабильностью. Однако в реальной жизни  случаи расхождения между конституциями и реальной властью  очень не редки. Так происходит как минимум в двух  случаях. В – первых, когда политическая ситуация в стране  основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще  не отражены в конституции. Во – вторых, возможны  отступления от конституции. Например, в конституции СССР  провозглашалась, что власть  принадлежит советам, однако реальная политическая картина  этого не подтверждала.

Отмеченные обстоятельства важно учитывалась при  изучении конкретных функций, выполняемых  политической элитой. Этих функций достаточно много. Наиболее из существенных: стратегическая, коммуникативная,  организаторская, интегративная.

На первом месте среди названных функций стоит  стратегическая функция. Его содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества,  определение политической программы действий.  Она проявляется в генерировании новых идей,  отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении  стратегического направления общественного развития, в выработке концепции  назревших реформ.

Стратегическая функция в полной мере  может быть реализована на высшем уровне политической элиты -  парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.

Успешная реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого  к выработке политического курса страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения  в принимаемых политических решениях.  Речь идет от следующей важнейшей функции политической элиты – коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение  и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же   слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение  видеть особенности настроений  различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения  в общественном мнении по различным  животрепещущим вопросам.

В целях налаживания тесных контактов  с различными социальными группами  в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми,  поездки по стране и т.д.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит  наиболее эффективными будут те,  которые в большей мере способны  обеспечить поддержку своих программ массами.

Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

законодательные (принятие законов и др. законодательных актов парламентом, правительством);

мобилизующие (различные формы воздействие на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);

координирующие (координация центральных и региональных действий);

контролирующие;

корректирующие и другие.


3 Типы политических элит

Изучение политических элит как ключевых субъектов процесса демократизации в транзитных (переходных) обществах позволяет выделить несколько идеальных типов элит. Их роли, особенно в условиях демократического транзита, существенно различаются. «Разобщенная» элита характеризуется минимальным ценностным консенсусом между своими фракциями и, следовательно, политической борьбой между ними. Этому типу элит соответствуют нестабильные политические режимы: как демократические, так и авторитарные. «Консенсусно объединенная» элита характеризуется высоким уровнем ценностного консенсуса между ее фракциями, а также более тесным взаимодействием межу ними. Этому типу элит соответствуют стабильные представительские режимы, которые считаются, как правило, демократическими. «Идеологически объединенная» элита характеризуется тем, что подавляющее большинство ее членов принадлежит к одной политической партии или их коалиции, исповедует одну идеологию, единодушно придерживается определенной доктрины и определенных убеждений. Такому типу элит соответствуют стабильные непредставительные режимы, где отсутствует политическая конкуренция элит относительно поддержки масс. В соответствии с особенностями процесса демократизации в транзитном обществе, основной тенденцией здесь считается трансформация элит в направлении от «разобщенной» элиты к «консенсусно объединенной». Сегодня эта трансформация в Украине определенным образом тормозится из-за политико-идеологических разногласий основных актеров политической сцены.

3.1 Рекрутация элит

Процесс трансформации элит в условиях перехода к стабильной демократии обуславливается многими факторами: политическими, экономическими, социальными, психологическими и т.д. В контексте демократической трансформации речь идет, прежде всего, о появлении новых элит после устранения авторитарных и тоталитарных политических режимов. Понятно, что новые элиты стремятся вытеснить из ключевых социальных институтов представителей старых элит, провозгласить демократические ценности, получить поддержку со стороны широких масс.

Действительно, после провозглашения государственной независимости Украины в высших эшелонах власти появилось много новых людей, которые представляли, на первый взгляд, управленческую элиту – в правительство и ВР страны в 90-е годы пришло значительное число представителей директората государственных предприятий, чиновников из центральных и региональных ведомств, а также банкиров, финансистов, предпринимателей. Причем, доля представителей бизнес-структур, избранных в ВР, все еще растет. Если среди депутатов ВР 3-го созыва представителей бизнес-структур было 37,9%, то среди депутатов ВР 4-го созыва – уже 46,0%. Все это говорит о том, что бизнес-структуры стали «сращиваться» с политической элитой страны. Этому, безусловно, способствуют определенные политические партии, которые формируют из представителей бизнес-структур политиков. В то же время, при власти – в центре и на местах – остаются представители старых элит. Поэтому в целом вопрос о механизме рекрутации и смене элит в обществе, которое само трансформируется, остается актуальным.

3.2 Репродукция и циркуляция элит

В научной литературе имеются две конкурентные теории, которые пытаются пояснить упомянутый механизм движения элит в транзитном обществе: репродукции и циркуляции элит. Воссоздание элиты в ее собственных границах, то есть в границах определенной социальной группы, называют ее репродукцией. Циркуляция предполагает такой способ замены старой элиты, когда ее позиции занимают люди из других социальных слоев. Если в транзитном обществе властные позиции остаются в руках представителей старой элиты, то происходит репродукция элиты; если же эти позиции завоевывают представители новой элиты, которая еще формируется, то речь идет о циркуляции элит.

В стабильном демократическом обществе элиты циркулируют постоянно. В целом этот процесс можно считать демократическим механизмом, который препятствует монополизации власти, ухудшению качества элиты, застойным явлениям в движении людей и идей. При этом циркуляция элиты не сводится лишь к замене одной элиты на другую. Она также является путем продвижения способных, подготовленных к управлению людей из неэлиты в элиту. Что касается переходных обществ, которые сейчас находятся на стадии демократической трансформации, то социологические исследования свидетельствуют о неоднозначности упомянутого процесса. Так, данные сравнительного социологического исследования в 90-х годах показали, что в Польше и Венгрии циркуляция элиты превосходит ее репродукцию, а в России – наоборот, репродукция элиты доминирует над ее циркуляцией. Это означает, что в Польше и Венгрии представители новой элиты сумели оттеснить старую элиту (прокоммунистическую) с властно-политических позиций, а в России – нет. Другими словами, в России властно-политические позиции продолжали на то время занимать люди, которые занимали их и в 80-е годы.

В независимой Украине процесс репродукции элит также превалировал над ее циркуляцией. Об этом свидетельствуют данные, приведенные газетой «ЗН» (15 ноября 2003г.): среди лиц, которые в течение 1991–2003 гг. назначались на ключевые государственные должности, выходцы из партийной, советской, хозяйственной, комсомольской номенклатуры советских времен составили 73 %. По нашим данным, среди депутатов ВР 3-го созыва 35 % были детьми представителей старой политической элиты.


3.3 Автономия элит и проблема их консенсуса

Когда-то немецкий социолог Карл Мангейм считал, что современной цивилизации свойственен процесс автономизации элит. Если в прошлом, когда общества институционально были слабо дифференцированы, высший класс был одновременно и правящей элитой, то сейчас произошли определенные изменения. Сегодня каждой институциональной сегментации общества присуща собственная элита, поэтому следует различать политическую, административную, хозяйственную, церковную, военную и другие элиты. Все они занимают определенные места в структуре общества, исполняют определенные функции, имеют определенные интересы. В условиях социально-политической нестабильности перед разными элитами встает задание по стабилизации, интеграции и консолидации общества. Сложность решения этого задания для наших условий заключается в том, что национальная элита, собственно, сама находится в процессе становления.

Стабильные демократии, как известно, состоят из элит, которые конкурируют и конфликтуют в политических отношениях, однако существуют общепринятые нормы, которые ограничивают политическую конкуренцию. Благодаря этому становится возможным относительно гармоничное существование разнообразных конкурентных элитных групп, создается в целом консенсусно объединенная элита общества, в рамках которой отношения конкурентных групп носят преимущественно компромиссный, мирный и локальный характер. Таким образом, демократическая стабилизация общества во многом зависит от способности элит достигать между собой консенсуса, касающегося принципов политической деятельности и взаимоотношений, а также поддержки существующих или создающихся демократических институтов. Именно такой консенсус, являющийся основой объединения разнообразных элит, создает шансы для стабилизации, демократизации и консолидации общества.

3.4 Механизм взаимодействия элит и граждан демократического общества

Стабильная демократия требует, чтобы элиты трактовали политику не как искусство «воевать» между собой, а как искусство договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на признанные ценности существования демократических институтов. Элиты могут играть и играют активную и независимую роль в общественных процессах, однако в своих действиях они так или иначе зависят от масс. Например, политическая элита нуждается в поддержке со стороны широких кругов общественности. Это означает, что ее автономия определяется определенной сферой, выходя за рамки которой политическая элита рискует потерять власть или шансы ее получить. В этой связке элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители той или иной элиты пытаются получить поддержку граждан (на выборах, референдумах), а с другой – модифицировать их убеждения или даже создать новые. В свою очередь граждане или их ассоциации пытаются влиять на элиты так, чтобы они принимали такие решения, которые бы отвечали интересам граждан и их объединений. Это очень сложный и динамичный механизм взаимодействия элит и граждан может существовать настолько долго, насколько долго существует принципиальная согласованность между интересами граждан и политикой элиты. Если разногласия между массами и элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан), указанный механизм распадается и место старой элиты занимает новая. Поэтому политическая  стабильность общества во многом зависит от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их ассоциаций.


4   ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

 

Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны, и разумеется, связаны с большей ответственностью. Последние обстоятельство заставляет задуматься  над вопросом: на чем основываются и чем, регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функции,  выполняемых политической элитой,  определяется конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация  характеризуется стабильностью. Однако в реальной жизни  случаи расхождения между конституциями и реальной властью  очень не редки. Так происходит как минимум в двух  случаях. В – первых, когда политическая ситуация в стране  основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще  не отражены в конституции. Во – вторых, возможны  отступления от конституции. Например, в конституции СССР  провозглашалась, что власть  принадлежит советам, однако реальная политическая картина  этого не подтверждала.

Отмеченные обстоятельства важно учитывалась при  изучении конкретных функций, выполняемых  политической элитой. Этих функций достаточно много.  Наиболее из существенных: стратегическая, коммуникативная,  организаторская, интегративная.

На первом месте среди названных функций стоит  стратегическая функция. Его содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества,  определение политической программы действий.  Она проявляется в генерировании новых идей,  отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении  стратегического направления общественного развития, в выработке концепции  назревших реформ.

Стратегическая функция в полной мере  может быть реализована на высшем уровне политической элиты -  парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.

Успешная реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого  к выработке политического курса страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения  в принимаемых политических решениях.  Речь идет от следующей важнейшей функции политической элиты – коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение  и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же   слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение  видеть особенности настроений  различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения  в общественном мнении по различным  животрепещущим вопросам.

В целях налаживания тесных контактов  с различными социальными группами  в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми,  поездки по стране и т.д.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит  наиболее эффективными будут те,  которые в большей мере способны  обеспечить поддержку своих программ массами.

Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

-   законодательные (принятие законов и др. законодательных актов парламентом, правительством);

-   мобилизующие (различные формы воздействие на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

-   регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);

-   координирующие (координация центральных и региональных действий);

-   контролирующие;

-   корректирующие и другие.


Список использованных источников

1. К. Барбакова, Мансуров В. Интеллигенция и власть. М., 1991г.

2. С.А. Матвеев, «Политология», навч. пособие – Харьков., 2000г.

3. Н.С. Назарова, Политология. – Одесса., 1992г.

4. Ривера Ш.В. Тенденции формирования состава посткоммунистической элиты России: репутационный анализ. // Полис, 1995г., 6, с. 61-66.

5. Антипов А., Головков А. Региональные элиты России в избирательных кампаниях 1995 и 1996 гг. // Власть, 1996, 9, с. 68-71.

6. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М.: Интеллект, 1998. 416 с.

7. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека. // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. М.: ИМЭМО РАН, 1998, с. 3-33.