Статья: Трансгенные продукты: информация для размышления

Юлия Борта

Трансгенные продукты: информация для размышления

Трансгенные продукты: есть или не есть?

Когда речь заходит о генетически модифицированных продуктах, воображение тут же рисует грозных мутантов. Легенды об агрессивных, вытесняющих из природы своих сородичей трансгенных растениях, которые Америка забрасывает в доверчивую Россию, неискоренимы. Но, может быть, нам просто не хватает информации?

Что за чудо

На вид они соблазнительны и выглядят аппетитнее "натуралов". Чистенькие, мало отличающиеся друг от друга клубни картофеля, помидоры правильной формы, попкорн из калиброванных кукурузных зерен, а также молочные и мясные продукты на основе сои, рис с повышенным содержанием витамина А. Мало того, новые суперпродукты часто оказываются дешевле обычных. Что же скрывается за пугающим названием "генетически модифицированные", или "трансгенные"? Это продукты, полученные из организмов, преимущественно растений, в ДНК которых введен особый, не данный им от природы ген. В процессе развития этот ген наделяет своего "хозяина" новыми свойствами. Например, выведен картофель, вредный для колорадского жука: поев его листьев, тот мгновенно подыхает. Томаты или огурцы, побывавшие в руках генных инженеров, дольше хранятся и не портятся. Коровы дают молоко повышенной жирности. Свиньи - больше мяса и меньше жира. Кстати, к клонированию генная инженерия не имеет отношения. Суть ее сводится к тому, что берется ген, встраивается в клетку, которая потом размножается и распространяет внесенную информацию. Причем гены, которые вводятся в ДНК модифицируемых организмов, самые различные. Это могут быть гены других растений, животных, бактерий, вирусов и даже человека. К примеру, нужно получить растение, устойчивое к вредителям или сорнякам. Для этого в его генотип внедряется ген, отвечающий за такую устойчивость.

Впервые эксперимент по пересадке гена был осуществлен в 1983 году. Изучая почвенную бактерию, образующую на стволах деревьев и кустарников характерные наросты, ученые выяснили удивительную вещь. Паразитируя, бактерия переносит фрагмент собственной ДНК (например, в месте ранки на растении) в ядро растительной клетки, где он встраивается в хромосому. Чужеродная ДНК распознается и "считывается" как своя собственная. Таким способом бактерия заставляет растение синтезировать нужные ей питательные вещества. Ученые решили "перенять опыт" бактерии. Собственно, с момента этого открытия и началась история генной инженерии растений. Первым в результате искусственных манипуляций с генами получился табак, неуязвимый для вредителей. Потом генетически модифицированные кукуруза, соя, рапс, помидоры, огурцы, картофель, свекла, яблоки.

Сейчас выделять и собирать необходимые гены в одну конструкцию, переносить их в нужный организм для генетиков - рутинная работа. По сути дела, это та же селекция, только более прогрессивная. Все многообразие сортов растений и пород животных - результат генных мутаций. Только при традиционных методах, когда человек вызывает изменения широкой группы генов (с помощью скрещивания, радиации, химических веществ), надеясь на случайное сочетание признаков в потомстве, и затем выбирает растения с нужными свойствами, работа затягивается на годы. Селекция генно-инженерными методами - более ювелирный, ускоренный многократно процесс: конкретный ген вводится в ДНК конкретного организма. Кроме того, ученые научились делать так, чтобы ген работал в нужных органах или тканях (корнях, клубнях, листьях, зернах) и в нужное время (например, только при дневном освещении).

Почти фантастика

Возможности генной инженерии практически безграничны. При желании можно создать совершенно фантастические продукты, начиная от внешнего вида, заканчивая самыми необычными свойствами. Например, молоко, дольше не прокисающее при повышенной температуре. Или помидоры кубической формы. Последнее уже, конечно, извращение, хотя, по слухам, и такие работы в некоторых лабораториях ведутся.

Время, в которое мы живем, - это пока только первый этап развития биотехнологии - век генетически модифицированных растений с улучшенными агрономическими характеристиками. Таким "продвинутым" культурам нипочем сорняки, вредители и неблагоприятные температуры, повышенная влажность или засуха, они успешнее сопротивляются болезням и инфекциям (в частности, в трансгенных продуктах намного ниже уровень вредных микотоксинов - микроскопических грибков). Использование таких растений позволяет почти полностью отказаться от химических средств защиты и удобрений - пестицидов, нитратов и т. п. Кстати, считается, что Россия - самая засоренная сорняками страна, а потери картофеля от колорадского жука составляют 40%. Так что в этом плане трансгенные растения имеют бесспорные плюсы - они позволяют повысить урожайность. Продукты первого поколения - хлопчатник, зерновые, соя, картофель, сахарная свекла.

Но уже надвигается вторая "волна" генно-модифицированных растений. Это продукция с улучшенной пищевой ценностью: масличные культуры с повышенным содержанием и измененным составом масел, фрукты и овощи, содержащие больше витаминов, более питательные зерновые и т. д. Одно из таких достижений ученых - "золотой рис", который содержит бета-каротин (провитамин А). Этот продукт особенно полезен людям, страдающим от дефицита витамина А, например, в Юго-Восточной Азии, где рис - основная пища. Другие примеры - кукуруза с повышенным содержанием лизина, пшеница с большим количеством белка.

Несколько более отдаленное, но не менее реальное, по мнению генетиков, будущее - создание растений, продуцирующих химические соединения, в том числе лекарства, вакцины, краски, технические масла. Здесь уже место для фантазии ничем не ограничивается. Прежде всего растения-вакцины. В растение введут какой-либо вирус. Потребляя это растение в пищу, человек постепенно приобретет иммунитет к этому вирусу. Или представьте себе, например, курицу, несущую яйца с протеинами, которые способны убивать раковые клетки. Есть и первые результаты работы в этом направлении. Кстати, генно-инженерные методы уже давно используются в фармацевтике для производства лекарств (инсулин, интерферон, другие гормональные препараты).

Преимущества использования генетически модифицированных организмов очевидны. Отдаленные последствия - менее ясны. Поэтому дискуссии вокруг трансгенов не утихают.

Истина где-то рядом

Есть или не есть? Пытаясь вникнуть во все доводы "за" и "против", очень скоро обнаруживаешь себя в полной растерянности. Вроде бы перспектива продуктов с улучшенными пищевыми свойствами выглядит убедительно и заманчиво. С другой стороны, опасения экологов разных стран тоже не на ровном месте возникли. Истина, как всегда, спрятана посередине.

Итак, сторонники считают: есть, потому что генетически модифицированные продукты безвредны для человека и даже имеют преимущества. Сторонники - это Институт питания РАМН, Министерство науки, промышленности и технологий, Министерство сельского хозяйства, центр "Биоинженерия" РАН. Главный аргумент, который приводят в защиту ученые эксперты всего мира, в сообщении директора НИИ питания РАМН академика В. А. Тутельяна выглядит так: "ДНК из генетически модифицированных организмов так же безопасна, как и любая другая ДНК, присутствующая в пище. Ежедневно вместе с едой мы употребляем чужеродные ДНК, и пока механизмы защиты нашего генетического материала не позволяют в существенной степени влиять на нас". Иначе говоря, гены, попавшие в организм с пищей, не могут встроиться в генотип человека. Мы же едим свинину, и никто еще не превратился в свинью. Директор центра "Биоинженерия" РАН академик К. Г. Скрябин говорит, что для специалистов, занимающихся проблемой генной инженерии растений, вопрос безопасности генно-модифицированных продуктов не существует. А трансгенную продукцию он предпочитает любой другой хотя бы потому, что ее более тщательно проверяют. Возможность непредсказуемых последствий вставки одного гена теоретически предполагается. Чтобы исключить ее, подобная продукция проходит жесткий контроль, причем нас убеждают, что результаты такой проверки вполне надежны. Наконец, нет ни одного реального, доказанного факта вреда трансгенной пищи. Никто от этого не заболел, не умер. Пока. Вот к этому-то и апеллируют в основном противники. Это - всевозможные экологические организации (например, "Гринпис"), объединение "Врачи и ученые против генетически модифицированных источников питания". Широко и активно использовать в пищевой промышленности генно-модифицированное сырье начали всего каких-нибудь пять-шесть лет назад. Что будет через 30-50 лет, сегодня никто со стопроцентной уверенностью не скажет. Конечно, страшилки о том, что, поедая трансгенные продукты, мы станем мутантами и монстрами, мягко говоря, преувеличены. Но есть и более логичные доводы. Например, новые медицинские и биологические препараты разрешаются к использованию на людях только после многолетних проверок на животных. Трансгенные продукты поступают в свободную продажу и уже охватывают несколько сотен наименований, хотя созданы они были всего несколько лет назад. Противники трансгенов подвергают сомнению и методы оценки таких продуктов на безопасность. В общем, вопросы без ответов еще есть.

Думайте сами, решайте сами...

Что же в этой ситуации делать обычному покупателю, стоит ли бояться генетически измененных продуктов? Вот мнение генерального директора Национального фонда защиты потребителей академика А. Я. Калинина:

- Сейчас 90% экспорта трансгенных пищевых продуктов составляют кукуруза и соя. Что это значит применительно к России? То, что попкорн, которым повсеместно торгуют на улицах, стопроцентно изготовлен из генетически модифицированной кукурузы, и маркировки на ней до сих пор не было. Если вы закупаете соевые продукты из Северной Америки или Аргентины, то на 80% это генетически измененная продукция. Отразится ли массовое потребление таких продуктов на человеке через десятки лет, на следующем поколении? Пока нет железных аргументов ни "за", ни "против". Но наука не стоит на месте, и будущее - за генной инженерией. Если генетически измененная продукция повышает урожайность, решает проблему нехватки продовольствия, то почему бы и не применять ее? Но в любых экспериментах нужно соблюдать предельную осторожность. Генетически модифицированные продукты имеют право на существование. Абсурдно считать, что российские врачи и ученые разрешили бы к широкой продаже продукты, наносящие вред здоровью. Но и потребитель имеет право на выбор: покупать генетически модифицированные помидоры из Голландии или дождаться, пока на рынке появятся краснодарские, есть попкорн или варить початок кукурузы с полей Кубани.

Найди семь отличий

Или хотя бы одно. Ведь чтобы реализовать право выбора, нужно обладать информацией. Как отличить трансгенные продукты покупателю? К сожалению, на вкус и цвет - никак. Выяснить, содержит ли продукт измененный ген, можно только с помощью сложных лабораторных исследований. Но поскольку покупатель все же имеет право знать, что он покупает, в 2002 году Минздрав России ввел обязательную маркировку продуктов, содержащих более 5% генетически модифицированного источника. Реально ее нет практически никогда. По словам главного государственного санитарного врача России Г. Г. Онищенко, результаты проверок показали, что только в Москве в 37,8% случаев пищевые продукты, содержащие генетически модифицированное сырье, не имеют соответствующей маркировки, и это очень высокий показатель. Чтобы получить право на ввоз, производство и реализацию продукции, содержащей генетически модифицированные источники, нужно пройти государственную гигиеническую экспертизу и регистрацию. Процедура платная для предприятия. Немногие готовы тратить на это дополнительные средства. Или считают, что подобное указание на этикетке отпугнет покупателей. На самом деле обязательная маркировка не означает, что данный продукт вреден для здоровья, считает генеральный директор Национального фонда защиты потребителей А. Я. Калинин: "Ее нужно рассматривать только как дополнительную информацию для покупателя, а не как предупреждение об опасности. К настоящему времени у нас в стране прошли все проверки и зарегистрированы

10 видов генетически модифицированной растениеводческой продукции. Это 2 вида сои, 5 видов кукурузы, 2 сорта картофеля, 1 сорт сахарной свеклы и сахар, полученный из нее".

Но так уж мы устроены: сколько ни раздавай твердых гарантий безопасности, все равно многие не поверят. Психологически новое всегда вызывает подозрение. Может быть, это и не опасно. Но, с другой стороны, если человек предпочитает картошку, выращенную на навозе, и курицу, откормленную природными кормами, а не трансгенными, это его право.

Генетики накормят всех

Начавшееся активное продвижение "еды XXI века" объясняется не только прорывом научной мысли. Действуют еще и экономические причины, т. е. деньги, и немалые. Генетически модифицированные продукты - большой и перспективный бизнес. В мире уже сейчас 60 млн. га занято под трансгенные культуры, из них 66% - в США, 22% - в Аргентине (у нас - ни одного, только экспериментальные участки). Китай выделяет многомиллионные бюджеты на развитие биотехнологий. Мировые продажи генетически модифицированных растений в 1995 году были оценены в $75 млн., а в 1999 году составили уже $2,3 млрд. По прогнозам, к 2005 году мировой рынок трансгенной продукции достигнет $8 млрд., а к 2010-му - $25 млрд. Есть ради чего стараться производителям. Правда, сторонники биоинженерии больше любят ссылаться не на приземленные материальные, а на более высокие и благородные стимулы, которые побуждают их активно действовать. Новые технологии позволят решить задачу нехватки продовольствия. Пока численность человечества не превышала одного миллиарда, проблем не было. Сегодня нас уже около 6 миллиардов (а в 2020 году, по оценкам ВОЗ, будет 7 миллиардов), и еды на всех не хватает. В мире 800 миллионов голодающих, и каждый день от голода умирают 20 тысяч человек. Как помочь им, накормить всех досыта? Генно-инженерные продукты - альтернативы нет.

Но вообще-то сейчас можно особенно не волноваться. Мы пока употребляем "генетически модифицированные продукты первого поколения". В будущем генные конструкции будут постепенно усложняться, чтобы удовлетворять все возрастающие запросы потребителя и пищевой промышленности. И вот тогда... Впрочем, как будет тогда - плохо ли, хорошо, никто еще не знает.

Список "искусственной" пищи

Сегодня ни один российский потребитель не может получить информацию о наличии в пище генно-модифицированных компонентов, поскольку такая продукция не маркируется должным образом.

Вот список некоторых ГМ продуктов на российском рынке:

Компания-производитель Kellog's

 Corn Flakes (хлопья)

 Frosted Flakes (хлопья)

 Rice Krispies (хлопья)

 Corn Pops (хлопья)

 Smacks (хлопья)

 Froot Loops (цветные хлопья-колечки)

 Apple Jacks (хлопья-колечки со вкусом яблока)

 All-bran Apple Cinnamon/ Blueberry (отруби со вкусом яблока, корицы, голубики)

 Chocolate Chip (шоколадные чипсы)

 Pop Tarts (печенье с начинкой, все вкусы)

 Nutri-grain (тосты с наполнителем, все виды)

 Crispix (печенье)

 Smart Start (хлопья)

 All-Bran (хлопья)

 Just Right Fruit & Nut (хлопья)

 Honey Crunch Corn Flakes (хлопья)

 Raisin Bran Crunch (хлопья)

 Cracklin' Oat Bran (хлопья).

Компания- производитель Hershey.s

 Toblerone (шоколад, все виды)

 Mini Kisses (конфеты)

 Kit-Kat (шоколадный батончик)

 Kisses (конфеты)

 Semi-Sweet Baking Chips (печенье)

 Milk Chocolate Chips (печенье)

 Reese's Peanut Butter Cups (арахисовое масло)

 Special Dark (темный шоколад)

 Milk Chocolate (молочный шоколад)

 Chocolate Syrup (шоколадный сироп)

 Special Dark Chocolate Syrup (шоколадный сироп)

 Strawberry Syrop (клубничный сироп).

Компания-производитель Mars

 M&M's

 Snickers

 Milky Way

 Twix

 Nestle

 Crunch (шоколадно-рисовые хлопья)

 Milk Chocolate Nestle (шоколад)

 Nesquik (шоколадный напиток)

 Cadbury (Cadbury/Hershey's)

 Fruit & Nut.

Компания-производитель Frito-Lay/ PepsiCo (ГМ-компоненты могут содержаться в масле и других ингредиентах)

 Lays Potato Chips (все)

 Cheetos (все).

Компания-производитель PepsiCo

 Pepsi

 Pepsi Cherry

 Mountain Dew.

Компания- производитель Heinz

 Ketchup (regular & no salt) (кетчуп)

 Chili Sauce (Чили соус)

 Heinz 57 Steak Sauce (соус к мясу).

Компания- производитель Hellman's

 Real Mayonnaise (майонез)

 Light Mayonnaise (майонез)

 Low-Fat Mayonnaise (майонез).

Компания-производитель Coca-Cola

 Coca-Cola

 Sprite

 Cherry Coca

 Minute Maid Orange

 Minute Maid Grape.

Компания-производитель Pringles (Procter&Gamble)

 Pringles (чипсы со вкусами Original, Low Fat, Pizza-licious, Sour Cream & Onion, Salt & Vinegar, Cheezeums).

Компания-производитель Cadbury/ Schweppes