Реферат: Учение В.И. Вернадского о биосфере

Крымский Экономический Институт

Киевского Национального Университета

Реферат по дисциплине: «Экология»

на тему:

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Руководитель: Жуковский М.Ж.

Выполнил: Апаз С.В. группа ЭП – 21

Симферополь – 2002
Введение

Современно учение про биосферу создал и развил В.И.Вернадский. Его творческому таланту были свойственны не только глобальность мышления, а и выход за  рамки экспериментальной науки. Президент Украинской академии наук, академик Петербургской АН, а потом АН СССР, член многочисленных академий, выдающийся природовед-мыслитель оставил нам целостное видение мира и задание человека, как в мире, так и во Вселенной.

Родился он  в Петербурге. Мать была украинкой, и корни рода Вернадских происходят от Запорожской Сечи. На всю жизнь ученый сохранил  любовь к украинскому языку, культуры, истории и науке.

В.И.Вернадский поучил блестящее образование. Он учился в Петербургском Университете в 80-х годах прошлого века, когда там преподавали великие ученые В.В.Довженко, Д.И.Менделеев, О.И.Войков, О.М.Бекетов. М.П.Вагнер и другие. Его методология отличалась впечатляющей широтой подхода к проблемам, человечества. Он призывал и других ученых не только  сравнивать научное мировоззрение разных эпох, а и изучать структуру науки в совокупности с другими формами общественного сознания – философии, религии, искусства, даже с материальной практикой и социальными условиями жизни населения той эпохи. Мыслитель написал блестящие статьи про творчество Ломоносова, Канта, а в научных работах цитировал самых выдающихся ученых мира. Научный метод рассматривался им как важный, но не единый метод познания реальности.

Теория Вернадского о биосфере

В.И.Вернадский создал целый комплекс наук про Землю – от генетической минералогии до биохимии, радиологии, учения про биосферу.

Он принципиально откинул старый биологический подход – исследования отдельно того или другого живого организма, а выдвинул на первое место понятие жизни как организованной  совокупности живого вещества. Ученый  подчеркивал, что вещество  планеты образовывается  в кругообороте «мертвое – живое – мертвое», что «биогенные породы» (то есть созданные живым веществом) составляют значительную часть ее массы (биосферы), «…идут далеко за грани биосферы…они преобразуются, теряя всякие следы жизни, в гранитную оболочку». «Геохимия доказывает неизбежность живого вещества для этого кругооборота всех элементов и тем самым  ставит на  научный грунт вопрос про космичность живого вещества», - писал он  в монографии «Живое вещество», утверждая, что жизнь – такая же составляющая бытия, как материя и энергия.

В.И.Вернадский отнес к биосфере толщи земных оболочек, где не только существуют живые организмы, а и находятся вещества созданные в прошлом живой материей (торф, каменный уголь, осадочные породы). Он рассматривал биосферу не просто как пространственную категорию, а как сложную единую систему – оболочку, в которой живые существа пребывают в сложном взаимодействии, как и неживой природой (воздухом, водой, солнечной энергией), так и с собой и этим определяют химическое состояние  внешней коры нашей планеты.

Мыслитель определил грани биосферы, указав, что в нее входят вся гидросфера Земли, верхняя часть литосферы до глубины 2-3 км, где еще есть живые бактерии, и нижняя часть атмосферы. Он рассматривал биосферу как зону превращения  этой космической  энергии трансформаторами, которые в ней находятся.

Много внимания в своих трудах В.И.Вернадский уделял зеленому веществу растений, то есть хлорофиллу,  поскольку лишь он способен кристаллизировать лучевую энергию Солнца и с ее помощь создавать первичные органические соединения с углекислого газа, воздуха и водных веществ. Рассматривая объем и энергетические коэффициенты разных групп растительности, ученый пришел к выводу, что главными трансформаторами солнечной энергии в химическую энергию биосферы есть одноклеточные зеленые водоросли океана, которые очень быстро размножаются. Значительную роль в этом процессе играют также лесы тропического пояса. Вот поэтому интенсивное вырубание тропических лесов в Северной  Америке, Африке и Индонезии, загрязнение океана, что угнетает рост водорослей, является крайне неблагоприятными факторами, что нарушает экологическое равновесие биосферы в конце XX столетия. В.И.Вернадский обобщил и расширил проблему пространства – времени на пространство и время живой материи. Мыслитель подходил к исследованию пространства – времени как к явлению, которое имеет строение, то есть структуру, подчеркивая, что это явление не только структурно, а и физически имеет разные состояния. Он настаивал на значительных отличиях, которые существую между временем, которое измеряется внутри живых организмов, и временем «косной» (неживой) материи. В течение десятков лет ученый исследовал роль человека в перестройки поверхности Земли. Изучая минералогию, он заинтересовался масштабами технической деятельности человечества в добычи из недр Земли разных минералов и руд, их переработки, получения человеком новых, неизвестных в природе в первозданном виде, металлов и химических соединений. Он пришел к выводу, что масштабы человеческой деятельности возрастают и их можно сравнить с масштабами природных геологических явлений. Уже в ранних трудах В.И.Вернадский писал, что техническая деятельность человечества являет собой процесс, наложенный  на природные процессы, потому что он чужой им и противоприродный. В более поздних трудах мыслитель утверждал, что эволюционное появление человека и развитие ручной мысли – это также природный процесс, как все в окружающем мире. А отсюда – его вывод про то, что научная мысль человечества должна развиваться  соответственно с законами природы, а  не противопоставляя себя им.

В работе «Автотрофность человечества», впервые опубликованной  в 1995 году в Париже, ученый впервые написал про то, что в биосфере существует большая геологическая, возможно доже космическая, сила. Она не  является проявлением энергии или формой, однако влияние ее на течение земных энергетических явлений – «глубокое и сильное, и должено иметь отпечаток, хоть и менее сильный, но, безусловно, и вне земной коры, в бытии самой планеты». Эта сила – «разум человека, направленная и организованная воля как существа общественности». В.И.Вернадский не только подчеркивал мощь влияния человеческого  общества на среду, а и делал ударение: «Оно одно изменяет в новый способ и с нарастающей скоростью структуру самих основ биосферы. Оно становится все больше независимым от других форм жизни и эволюционирует до нового жизненного проявления».

Мыслитель настаивал на неразрывности связи человека с живым веществом планеты, с совокупностью организмов, которые одновременно существуют с ним или существовали до него, и, прежде всего, - происхождением. Ученый ориентировочно подсчитал количество количество поколений (более 200), которые заменяли  одно другое от времени рождения в человеческом обществе больших конструкций религии, философии и науки. «Несколько сот поколений отделяют нас от  эпохи, когда появились первые зачатки человеческого искусства, музыки, мифов и магии, из которых выросли религии, наука, философия … Но происхождение  человека кроется в еще более отдаленных странах времени … Хоть как далеко заходила б наша мысль или наши научные исследования в геологическое прошлое земли, мы констатируем то самое явление существования в земной коре единой целостной жизни». Следует отдать должное правдивости ученого – он сознался в том, что происхождение  человека на Земле было самой глубокой космической тайной для эллинов и такой самой тайной осталось для нас. Одновременно он разделял принцип флорентийского натуралиста Ф.Реди, который утверждал, что любой живой организм происходит от другого живого организма. А поэтому Вернадский не соглашался с утверждением, будто живой организм зародился в земной коре благодаря изменениям «косной» материи. Он настаивал на том, что с позиций науки мы не можем рассматривать жизнь иначе, как явление, которое существует  непрерывно от найдавнейших геологических эпох, и живое вещество  в течение  всего времени эволюции  была резко отделено от «косной» материи. «… очевидно, - писал Вернадский, - жизнь не является  простым исключительно земным явлением, но, насколько принцип Реди отвечает реальности, должна рассматриваться как космическое явление истории нашей  планеты. А также очевидно, что монолит жизни в целом не является простым соединением отдельных элементов, случайно собранных, но являются сложной организованностью, части которой имеют функции, которые  взаимодополняют друг друга и помогают друг другу».

Ученый подчеркивал неразрывность связи человека с жизнью вех живых существ еще и по причине питания. Человек вынуждены на нынешнем этапе своей эволюции поддерживать свое физическое существование с помощью освоения других организмов или продуктов их жизнедеятельности. Человек вынужден уничтожать другие существа, он гибнет, если не находит в земной коре других земных существ, которыми мог бы питаться. Зависимость человека от  живого целого  благодаря ее питанию определяет  все ее существование. «Смена режима – в случае, если бы это случилось – имела б серьезные последствия… Проблемы питания и производства следует пересмотреть. Вследствие  этого обязательно настанет переворот в самих социальных принципах, что управляют общественным мнением». Когда Вернадский писал про смену режима питания человека, которая является гетрофной, он, прежде всего, имел ввиду, что «… это, прежде всего, - развитие  науки, которая  стремиться найти  новые формы энергии в мире и создать большие химические синтезы органического вещества». Вернадский тут же подчеркивает, что средств, которыми пользуются  наука, очень мало, но со свойственным ему  оптимизмом надеется на новые методы исследования,  поскольку «… нет силы на земле, которая могла бы сдерживать человеческий разум в его стремлении, когда он постигнул, как в данном случае, значение  истин, раскрывающихся перед ним… Пользуясь непосредственно энергией Солнца, человек овладевает источником энергии зеленых растений, той ее формой, которой она сейчас пользуется для своей еды и топлива».

В 1944 году Вернадский  написал знаменитую статью «Несколько слов про ноосферу». Термин «ноосфера» был предложен Е.Леруа в  1927 год. Рассмотрев закономерности эволюции жизни, Е.Леруа пришел к выводу, что в человеке биологическая эволюция себя исчерпала. Дальнейшая эволюция живого на нашей планете, по его утверждениям, будет происходить только духовными способами: индукция, общество, язык, разум и т.д. И это будет ноосфера, которая заменит биосферу. Под ноосферой Е.Леруа понимал закономерный этап развития органического мира, когда доминирующая роль в эволюции принадлежит духовному творчеству человека и продукта его деятельности. И в этом его взгляды отличались от представлений Тейяра де Шардена, который рассматривал ноосферу как некий мыслящий пласт, который постепенно разворачивается из мира животных и растений и приходит на последнем этапе психогенеза к осознанию тождества всего сущего с точкой «Омега» - божеством.

По В.И.Вернадскому, понятие «ноосфера» - последний из многих этапов эволюции биосфер в геологической истории – этап наших дней. Течение этого процесса только начинает нам прояснятся с изучением ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах… Ноосфера – новое геологическое явление на нашей планете. В ней человек впервые становится огромной геологической силой. Она может и должна перестроить своим трудом и мыслью околицу своей жизни, перестроить до самых корней, сравнительно с тем, что было раньше».

Могучей геологической силой человек впервые назвал А.П.Павлов, который говорил про антропогенную эру в развитие Земли. В.И.Вернадский подчеркивал, что человечество физически являет собой очень маленькую массу вещества планеты, но прочность его связана  не с его материей, а с работой его сознания, с его разумом и направленном этим разумом  трудом. Ноосферу Вернадский понимал как природное тело, компонентами которого будут литосфера, гидросфера, атмосфера и органический мир, преобразованный  деятельностью человека.

Ученый был убежден в закономерном  характере возникновения ноосферы: «Взрыв научной мысли в XX веке подготовленный всем прошлым биосферы и имеет глубокие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может разве что замедлиться в своем темпе…Биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу».

Одновременно В.И.Вернадский хорошо понимал, что человечество находится лишь на подступах к ноосфере. Он неоднократно отмечал, что усиленное влияние человека на биосферу производит к уничтожению многих видов, к изменению количества соотношений  между другими видами. Природные экосистемы заменяются культурными, а в тех, что остались, перестраиваются биотические связи, упрощается структура трофических цепей. Но факторы органической эволюции не перестают действовать, а проявляются на каждой территории, где существует человек. При этом процессы борьбы за существование и природного отбора набирают специфические черты в культурных экосистемах. И особенно большие изменения происходят в масштабе всей планеты, что характерно для нынешнего этапа развития биосферы в конце XX века. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, союзов, а и в планетарном аспекте. Он, как все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в околице жизни – биосфере, в определенной земной оболочке, из которой  он неразрывно закономерно связан, и выйти из которой не может. Его существование является его функцией. Он несет ее повсюду. Он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет». В.И.Вернадский верил в то, что жизнь на  Земле исчезнуть не может, а человечество как могучая геологическая сила способна перестроить биосферу в интересах человечества как единого целого.

Список использованной литературы

Вернадский В.И.                                                                                   “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г.

Вернадский В.И.                                                                                   “Биосфера”, М.– 1967г.

Вернадский В.И.                                                                                   Автотрофность человечества // Русский космизм. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Вернадский В.И.                                                                                   “Начало и вечность жизни”, М.– 1989г.