Доклад: Альтернативная гражданская служба

Очень сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Я уверен, что данная информация вызовет большую дискуссию, и то, что я наживу себе много врагов среди правозащитного движения, а также приобрету единомышленников среди военкоматовских работников. Сразу открещиваюсь и от тех, и от других. Это всего лишь попытка разобраться в неразберихе, которая связана с рассматриваемым вопросом.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции РФ, гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой. Часть 1 статьи 15 Конституции РФ гласит о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Если анализировать вышесказанное, то для полноты картины следует выяснить нескольких производных, а именно: что такое военная служба и какой федеральный закон имеется ввиду, точнее, о чём он должен быть.

Начнём по русскому обычаю, с конца. Из текста статьи Конституции не совсем понятно, какой закон имеется ввиду: ''О воинской обязанности и военной службе'' или ''Об альтернативной гражданской службе''.

С одной стороны, если знать содержание двух предыдущих пунктов этой статьи, то становится ясно, что речь идёт о Законе ''О воинской обязанности и военной службе'':

часть 1 статьи 59 Конституции РФ : защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ;

часть 2 статьи 59 Конституции РФ: гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. (Совершенно очевидно, что в соответствии с Законом ''О воинской обязанности и военной службе'').

Но тогда возникает противоречие, а именно: если в соответствии с ч.2 ст.59 Конституции военная служба проходит в соответствии с Законом ''О воинской обязанности и военной службе'', то тогда совершенно определённо в соответствии с ч.3 ст.59 Конституции альтернативная служба должна происходить в соответствии с Законом ''Об альтернативной гражданской службе''.

В развитие этих постулатов, в пункте 5 статьи 1 Закона РФ ''О воинской обязанности и военной службе'', также сказано о том, что ''граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Законом. Каким Законом ? В том же Законе следует и ответ (часть 3 статьи 1 данного Закона): граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным Законом. (ФЗ ''О воинской обязанности и военной службе'').

Интересно получается, замкнутый круг.

Далее следует выяснить, что такое военная служба?

Ответ на этот вопрос даёт статья 2 ФЗ ''О воинской обязанности и военной службе'', а именно:

"военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях".

Как видно, военная служба происходит, как в Вооружённых Силах, так и в других военизированных структурах.

Но военная служба, Вооружённые Силы, военизированные структуры, это ещё не значит, что Вы будете держать в руках оружие и кого-то убивать.

Служба в ФАПСИ это в первую очередь хорошее знание компьютера, логики и математики, служба в СВР и ФСБ в первую очередь мозги, инженерно-технические и дорожно-строительные формирования это в первую очередь физическая сила (помните - два солдата из стройбата, заменяют экскаватор ). Так что, далеко не во всех подразделениях служба будет происходить с оружием в руках. Точнее, его Вы сможете подержать всего несколько раз - на ''курсе молодого бойца '' и на Присяге. Всё, больше Вы его не увидите.

Когда говорят о противоречии убеждений или вероисповедания несению военной службы, то имеется ввиду запрет некоторых религий держать в руках оружие - так Вы его и не будете держать, а также пацифистские взгляды некоторых граждан - так воевать Вас никто и не заставляет, сидите себе спокойно за компьютером, или ковыряйтесь с лопатой или ломом.

31 октября 1995 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление номер 8 ''О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия''. В нем в частности сказано:

"1.В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

2. Согласно части 1 статьи 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: а. когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения. Из этого пункта следует, что по мнению Пленума Верховного Суда РФ , применительно к замене военной службы альтернативной гражданской службой, применить норму Конституции напрямую мы не имеем права. Так как, часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации является отсылочной, содержит указание на возможность ее применения при условии принятия соответствующего федерального закона и требует дополнительной регламентации (т.е. всё-таки требуется ФЗ ''Об альтернативной гражданской службе'', где будет прописан механизм замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, форма , места, срок и т.д. прохождения альтернативной гражданской службы)".

Идём далее, становится всё интереснее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 ФКЗ РФ ''О судебной системе РФ'' - ''Верховный Суд РФ даёт разъяснения по вопросам судебной практики'', а также в соответствии со статьёй 56 Закона ''О судоустройстве РСФСР'', Верховный Суд ''изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение".

Данные положения вступают в острое противоречие с другим Законом, который несомненно, более значимый, а именно со статьёй 7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР ''Независимость судей'' (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 120-ФЗ): "при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".

Так что, получается, что судьи зажаты, что называется между молотом и наковальней. С одной стороны, они обязаны выполнять руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, с другой они обязаны беспристрастно выносить решения.

Отсюда и получается, что судьи одного и того же суда, выносят по аналогичным делам диаметрально противоположные решения.

Хотя с другой стороны, Пленум Верховного Суда возможно и прав, что нормы Конституции, подобные вопросу предоставления альтернативной службы, не могут применяться напрямую, без принятия соответствующего Закона, так как на практике, в реальной жизни, решение суда о замене военной службы на альтернативную означает ещё один способ ''закосить'' от армии, ведь порядок прохождения, сроки, места и т.д. касающиеся альтернативной гражданской службы не определены, закона-то нет.

Таким образом, как это не печально, на сегодняшний момент законных оснований на замену военной службы альтернативной гражданской - не существует (на мой взгляд).

Предлагаю уважаемым коллегам обсудить данную тему. Возможно, я не прав. Переубедите меня!

С уважением,  член Федерального союза адвокатов России, Член Воронежской областной коллегии адвокатов, Пресс-секретарь областной коллегии адвокатов Гончаренко Алексей Викторович.

Список литературы

История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее ...
ИОГП. Часть II (с 1917г. по настоящее время) 1. II Всероссийский съезд советов. Формирование советских органов государственной власти и управления ...
Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную.
По Конституции, правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: шпаргалка
Экономическая теория
1 Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции Становление государственного управления Древней Руси Основные теории происхождения ...
Эта деятельность осуществляется пограничными войсками или другими специальными подразделениями и направлена на обеспечение пограничного режима, определяемого законодательством ...
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооружённых Силах РФ, других ...
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: шпаргалка
Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения ...
НОВОЕ В МИГРАЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТ РЕГИСТРАЦИИ ДО ПОЛУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА От авторов Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О ...
Схожая точка зрения встречается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных ...
Из постановлений Европейского суда по правам человека следует, что в судебной системе Российской Федерации данное правило распространяется не только на судей федеральных судов и ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: учебное пособие
Факторы развития и деятельность института прокуратуры
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Иркутский государственный технический университет Факультет ...
Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной ...
... директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Реализация труда гражданами проходящими альтернативную гражданскую ...
Оглавление Введение Глава 1. Теоретико-правовые основы альтернативной гражданской службы 1.1 История развития законодательства об альтернативной ...
Отсюда - прохождение альтернативной гражданской службы должно быть предусмотрено не только в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам ...
28 Федерального закона "О воинской обязанности и, военной службе" приведен исчерпывающий перечень решений, которые могут быть вынесены призывной комиссией, среди которых решения ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа