Курсовая работа: Влияние на проведение налогового аудита особенностей бухгалтерского учета на предприятиях промышленности

ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
АКАДЕМІЯ ДЕРЖАВНОЇ ПОДАТКОВОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ


Факультет обліково-єкономічний

Кафедра аудиту і економічного аналізу

 

 

 

 

КУРСОВА РОБОТА

З дисципліни "Податковий контроль в галузях економіки"

На тему "Вплив на проведення податкового аудиту особливостей бухгалтерського обліку на підприємствах промисловості"

Робота виконана студентом

__________ ОМА51_______ групи

______________________________

(Прізвище, ім’я, по батькові)

Науковий керівник _____________

______________________________

(науковий ступінь, посада)

______________________________

(Прізвище, ім’я, по батькові)

Сімферополь, 2005


Содержание

Введение
Раздел 1. Организация и содержание бухгалтерского учета на предприятиях промышленности. Основные направления налогового контроля на предприятиях промышленности
1.1. Основные характеристические черты промышленного предприятия
1.2. Нормативная база, регулирующая бухгалтерский учет и финансовую отчетность на промышленном предприятии
1.3.Основные направления налогового контроля на предприятиях промышленности
Раздел 2. Методы налогового аудита, применяемые на предприятиях промышленности
2.1. Особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях промышленности
2.2. Общие направления налогового аудита
2.3. Практические примеры налогового аудита промышленных предприятий
Заключение
Список использованных источников


Введение

 

Объектом исследования в работе выступает сущность налогового аудита на промышленных предприятиях в соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета.

Предмет исследования в курсовой работе - налоговый контроль в отраслях экономики.

Основная цель работы – анализ состояния предмета применительно к объекту исследования.

Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи:

- изучить теоретические основы ведения бухгалтерского учета на предприятиях промышленности, в частности выделить нормативные положения, регулирующая бухгалтерский учет и финансовую отчетность на промышленном предприятии, представить также основные направления и задачи налогового контроля на предприятиях промышленности;

- в практической части представить особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях промышленности, определить общие процедуры налогового аудита и проиллюстрировать некоторые особенности ведения налогового аудита в зависимости от бухгалтерского учета на иллюстративных примерах;

- обобщить результаты исследований в виде выводов и обобщений.

Аудит- это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия существующему законодательству и установленным нормативам. Налоговый аудит предприятий промышленности это достаточно специальная тема налогового контроля. Известно, что все промышленные предприятия отчисляют налоги в бюджет, при этом такие налоги, ка налог на прибыль и НДС имеют стратегическое значение для развития страны, поэтому актуальность точной оценки сумм данных налогов и порядок их перечисления в бюджет не вызывают сомнений.


Раздел 1. Организация и содержание бухгалтерского учета на предприятиях промышленности. Основные направления налогового контроля на предприятиях промышленности

 

1.1. Основные характеристические черты промышленного предприятия

Предприятие представляет собой производственно-техническую, социальную и экономическую систему. Оно является первичной ячейкой расширенного воспроизводства, которая лежит в основе народного хозяйства и в которой отражаются все стадии процесса общественного воспроизводства. Предприятие выполняет работу по созданию новых потребительных ценностей, нужных народному хозяйству, создает новую стоимость, прибавляя к затратам производственных фондов вновь созданную стоимость необходимого и прибавочного продукта. Предприятие определяет оборот денежных средств процессе связей с внешними организациями и предприятиями[23,c.146].

До недавнего времени для промышленных предприятий был характерен выпуск законченного продукта, поступающего в народнохозяйственный оборот. С развитием специализации производства все большее распространение получают предприятия, специализирующиеся на изготовлении отдельных деталей или выполнении некоторых стадий процесса производства продукции. В рамках предприятия в процессе труда формируется вновь созданная стоимость, определяющая национальный доход государства. Отчисления от прибыли формируют государственный бюджет и, следовательно, определяют возможность дальнейшего расширения производства. Часть чистого дохода государства в виде фондов экономического стимулирования остается непосредственно на предприятии и используется для материального стимулирования работников и социально-культурного обслуживания коллектива.

Таким образом, предприятия, являясь первичным звеном создания и реализации вновь созданной стоимости, выполняют роль первичной экономической ячейки.

Каждое промышленное предприятие представляет собой сложную динамическую систему. Ее характеризует тесная взаимосвязь всех входящих в нее подсистем, которые могут рассматриваться только комплексно в их взаимной связи. Динамичность выражается в непрерывном развитии всех элементов процесса производства и в изменчивости соотношений между ними, в освоении новой продукции, технологии и методов производства. Предприятие — кибернетическая система, в управлении которой эффективно используются принцип обратной связи, теория информации, методы исследования операций и другие стороны кибернетики. Характеристика предприятия как системы определяется тем, что поведение целого (всей системы) определяется функцией его частей, и, наоборот, деятельность частей во многом зависит от поведения целого. Это определяет необходимость оценивать каждое явление на предприятии с позиции отрасли промышленности и всего народного хозяйства[23,c.147].

Центральная задача промышленного предприятия состоит в удовлетворении потребностей народного хозяйства в промышленных изделиях соответствующего ассортимента и качества. Предприятие является ведущим звеном в решении задачи повышения эффективности производства.

Каждое предприятие тесно связано с многочисленными и разнообразными звеньями народного хозяйства. От поставщиков оно получает сырье и материалы, топливо и полуфабрикаты. Само предприятие поставляет свою продукцию самым различным потребителям, используя в качестве посредников органы сбыта и транспортные органы. При реализации товаров народного потребления связь промышленных предприятий с индивидуальными потребителями осуществляется через торговые организации. Энергоснабжением предприятия заняты электростанции, теплоэлектроцентрали, газогенераторные станции или газопроводы[23,c.150].

Любое предприятие характеризуется производственно-техническим, экономическим и организационным единством.

Каждое предприятие является единым производственно-техническим организмом. Производственно-техническое единство предприятия определяется общностью назначения изготовляемой продукции или процессов ее производства. Оно может состоять из технологически однородных цехов или участков и технологически разнородных цехов или участков, в результате совместных усилий которых выпускается определенная продукция. Но все эти звенья будут объединены единым производственным процессом. Сходство и взаимосвязь частных производственных процессов предполагает использование исходного сырья, материалов и полуфабрикатов.

Важным признаком, объединяющим предприятие в единый организм является наличие общих вспомогательных и обслуживающих подразделений; производственно-техническое единство создает условия для квалифицированного и оперативного руководства предприятием.

Организационное единство предприятия предполагает наличие единого коллектива, единой администрации и управления производством, общее обслуживание коллектива предприятия и т. д. Оно в существенной мере определяет наделение предприятия соответствующими юридическими правами, общую ответственность за свою деятельность.

Экономические отношения предприятий в народном хозяйстве реализуются в трех основных формах — предприятия с обществом, предприятия друг с другом и предприятия с занятыми на них работниками. За этими отношениями стоят экономические интересы общества, коллектива предприятия и отдельных работников.

Часто государство устанавливает предприятию задания по выпуску и реализации определенных видов продукции в объеме и качестве, нужном народному хозяйству, получению определенной суммы прибыли, достижению установленного уровня рентабельности и производительности труда, снижению издержек производства. Предприятие самостоятельно определяет пути выполнения поставленных задач, распределяя выделенные ресурсы между своими подразделениями и устанавливая для них плановые задания.

Предприятие как единая хозяйственная система вносит платежи в бюджет, финансово отвечает за результаты своей работы и за свои обязательства перед предприятиями-смежниками и другими контрагентами.

Названные выше черты характерны для самостоятельных промышленных предприятий и производственных объединений[23,c.151].

Каждое предприятие отличается от многих других особенностями выпускаемой продукции, характером производства, масштабом, местом размещения, степенью кооперирования с другими звеньями народного хозяйства и рядом других особенностей.

Наиболее существенные особенности предприятий зависят от следующих признаков: отраслевой их принадлежности; размеров; степени охвата различных стадий производства; степени специализации и масштабов производства однотипной продукции; методов организации производства и степени его механизации и автоматизации[25,c.14].

Признаками отраслевой принадлежности предприятий служит: характер сырья, потребляемого при изготовлении продукции; назначение и характер готового продукта; техническая и технологическая общность производства; время работы в течение года.

По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.

По назначению готовой продукции псе предприятия делятся на дне большие группы: производящие средства производства и производящие предметы потребления.

По признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессом производства, с преобладанием механических или химических процессов производства.

По времени работы в течение года различают предприятия стопного и круглогодового действия.

По признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие (в некоторых отраслях промышленности на 5 или II групп). В каждой отрасли промышленности устанавливаются свои параметры, согласно которым предприятия группируются по размерам.

По степени охвата предприятием различных стадий производства различаются предприятия, на которых выполняется какая –либо одна стадия производства, например литейные заводы.

Различия между промышленными предприятиями обусловливаются также характером процесса переработки сырья.

По степени специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, универсальные и смешанные. К специализированным относятся предприятия, выпускающие ограниченную номенклатуру продукции, где за каждым рабочим местом закрепляется небольшое количество видов работ; к универсальным — предприятия, производящие разнообразную продукцию, где па каждом рабочем месте выполняются разнотипные работы; смешанные предприятия составляют промежуточную группу между специализированными и универсальными.

По методам организации производственного процесса предприятия делятся на группы, в каждой из которых преобладают поточный, партионный и единичный методы организации производственного процесса.

По степени механизации и автоматизации производства выделяются предприятия с комплексно и частично автоматизированным, комплексно и частично механизированным, с машинно-ручным и ручным производством.

Далеко не всегда то или иное предприятие легко отнести к определенной группе. Нередко бывает так, что разные части предприятия тяготеют к разным классификационным группам. Например, на металлургическом заводе доменный цех более специализирован, чем сталеплавильный и особенно прокатный, цехи. Поэтому при классификации предприятие относят к той или иной группе исходя из признаков его основных, ведущих частей, определяющих профиль и общие организационные черты данного предприятия.

Приведенные выше направления классификации проводятся с целью определить общие направления и решения тех или иных управленческих задач, организации производственного процесса, выработки общих методов решения экономических вопросов.

 

1.2.     Нормативная база, регулирующая бухгалтерский учет и финансовую отчетность на промышленном предприятии

 

Принципы ведения бухгалтерского (финансового) учета в мировой практике регулируются национальными положениями (стандартами), разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров. При этом они носят рекомендательный характер и основываются на концептуальных началах составления и представления финансовых отчетов, разработанных Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета [10,c.15].

В Украине основы новой системы бухгалтерского учета заложены в Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и конкретизированы в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета.

Методологические основы применения Плана счетов бухгалтерского учета и учета отдельных хозяйственных операций изложены в соответствующих положениях (стандартах) бухгалтерского учета. План счетов вместе с Инструкцией о его применении устанавливают общий концептуальный подход к построению системы бухгалтерского учета на основании международных стандартов[10,c.19].

В соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", приоритетной является оценка активов по их исторической (фактической) себестоимости, определяемой на основании затрат на их производство или приобретение[10,c.21].

Закон предоставляет предприятиям право самостоятельно определять учетную политику и разрабатывать систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций (п. 5 ст. 8). Следовательно, государство установило правила и процедуры обработки экономической информации и составления финансовой отчетности только для внешних пользователей.

Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, План счетов и Инструкция о его применении направлены на организацию финансового учета и финансовой отчетности предприятий.

В национальной системе бухгалтерского учета нашли применение отработанные способы учета отдельных хозяйственных операций, оправдавшие себя в практике бухгалтерской работы, и не противоречащие национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и положениям Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета, или с внесением в них соответствующих изменений[10,c.35].

Структура Плана счетов бухгалтерского учета организационно согласована со структурой формы Баланса, установленной Положением (стандартом) бухгалтерского учета 2 "Баланс", и Отчета о финансовых результатах, установленной П(С)БУ 3 "Отчет о финансовых результатах".

Классы бухгалтерских счетов имеют конкретное назначение и обеспечивают учет и накопление экономической информации для нужд внешних и внутренних пользователей.

По всем счетам бухгалтерского учета предусмотрен единый семизначный код, в котором[10,c.44]:

— первые два знака обозначают номер синтетического счета согласно плану счетов;

— третий знак обозначает субсчет или иной высший группировочный признак аналитического учета;

— четвертый—седьмой знаки применяют для детализации позиций (объектов) аналитического учета.

По счетам, внутри которых объекты аналитического учета группируются по одному признаку, например, в разрезе табельных номеров работников, в коде объектов аналитического учета все четыре знака (четвертый—седьмой) отводятся для этого показателя.

По счетам, где в аналитическом учете следует отразить два показателя, четвертый и пятый знаки используются как правило для обобщения аналитических показателей первого порядка, а шестой и седьмой знаки — для их расшифровки или детализации по дополнительному признаку (аналитический учет второго порядка).

Коды разрабатываются с таким расчетом, чтобы максимально обеспечить формирование на их основе показателей, необходимых для составления периодической и годовой отчетностей. Особая роль отводится кодам аналитического учета при принятии управленческих решений на основании группировки данных. Это позволяет осуществлять контроль и анализ показателей по всем синтетическим счетам и объектам бухгалтерского учета.

Все синтетические счета сгруппированы в плане счетов в 9 классах. Те счета, на которых отражают наличие средств и их источников, принадлежащих данному предприятию, называют балансовыми[14,c.42].

В плане счетов приведены номера (коды), наименования синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Первая цифра кода означает класс счетов, вторая — номер синтетического счета, третья — номер субсчета.

Субсчета используются предприятием исходя из его нужд, для контроля, анализа, отчетности, и могут дополняться введением новых субсчетов (счетов второго, третьего порядков) с сохранением кодов (номеров) субсчетов этого плана счетов. Счета позволяют отражать в бухгалтерском учете средства хозяйства и их источники, а также процессы производства, обращения и распределения[14,c.45].

На основе единого плана счетов составляются рабочие планы, отражающие особенности деятельности предприятия. Рабочие планы счетов включают только те счета из единого плана счетов, которые необходимы на данном предприятии. Они наиболее компактны и просты в обращении.

Счета классов 0 - 7 являются обязательными для всех предприятий.

Счета класса 9 "Расходы деятельности" ведутся всеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства, а также предприятий, деятельность которых направлена на ведение коммерческой деятельности с открытием по собственному решению счетов класса 8 "Затраты по элементам".

В бухгалтерском учете предприятий Украины чаще всего применяются следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; механизировано - автоматизированная форма учета.

Вообще же в Украине используется около двух десятков разнообразных форм регистрации, обработки и обобщения хозяйственных операций. Среди них традиционные - упрощенная (разновидность - простая), мемориально-ордерная и журнально-ордерная (полная и сокращенная), которые продолжают применяться и на сегодняшний день. Однако сейчас разработаны несколько компьютерных программ, быстрыми темпами вытесняющих традиционные (ручные) формы[16,c.45].

Следует отметить, что пункт 5 статьи 8 Закона о бухучете декларирует, что предприятие самостоятельно "... избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета...".[1]

Сегодня все большее распространение на предприятиях Украины находит автоматизированная форма учета. Особенно это актуально для предприятий промышленности, где автоматизации учета требует производство, реализация, хозяйственные операции предприятия, расчеты с контрагентами, бюджетом и персоналом. При автоматизированной форме учета обработка и ведение информационной базы должны производиться на ЭВМ. В этих условиях появляется возможность автоматизации процессов сбора, регистрации первичной информации и передачи ее по каналам связи в центральную ЭВМ (вычислительный центр). Подлежат полной автоматизации такие операции, как вычислительная обработка, сортировка информации, печать машинограмм[12,c.77].

В условиях автоматизированной формы учета первичные данные помимо обычных носителей информации могут фиксироваться на машиночитаемых носителях.

На машинных носителях ЭВМ создается нормативно-справочная информация, подлежащая многократному использованию путем создания баз данных. На машинных носителях я ранится текущая, нормативно-справочная и выходная информация. В зависимости от использования технических средств и носителей информации существует несколько способов ведения учетной информации.

Одним из важнейших принципов автоматизированной формы учета является использование запросного режима с целью получения сведений по соответствующим позициям бухгалтерского учета. Для этой цели бухгалтер заполняет стандартный документ, в котором указывает вид запроса, после ввода информации в ЭВМ необходимая информация распечатывается в виде таблиц или выдается на терминальное устройство.

1.3.     Основные направления налогового контроля на предприятиях промышленности

 

Одним из важных вопросов, которые требуют подробного изучения и обобщения в современных условиях, является создание информационного обеспечения в соответствии с потребностями налогового законодательства.

Разработка и внедрение национальных положений бухгалтерского учета приблизили бухгалтерские данные к требованиям налоговой отчетности, однако к окончательному решению вопроса интеграции бухгалтерского и налогового учета еще далеко.

Изучение мировой практики показало, что во многих странах этот вопрос требует или отдельного учета объектов базы налогообложения, или данные бухгалтерского и налогового учета полностью либо частично согласовываются между собой. В Украине предприятия обязаны вести налоговый учет, что значительно усложняет работу бухгалтерии, особенно если учесть необходимость составлять налоговую отчетность не раз в год, как в большинстве стран мира, а ежеквартально.

Поэтому целесообразность решения проблемы возможности интеграции названных видов учета в современных условиях стоит очень остро.

Этого требует практика предприятий всех отраслей народного хозяйства, поскольку[15,c.71]:

Ø    во-первых, формирование показателей в бухгалтерском и налоговом учете довольно существенно отличается, а подготовка налоговой отчетности требует значительных затрат времени на накопление данных, что приводит, как правило, к увеличению численности работников бухгалтерии;

Ø    во-вторых, для заполнения и представления налоговой отчетности бухгалтеры должны хорошо знать действующее законодательство, что требует довольно частого их сотрудничества с налоговыми органами, а иногда это сложно в силу ряда причин, например, отдаленность отдельных налогоплательщиков и др.;

Ø    в-третьих, неточности в составлении отчетности приводят к применению штрафных санкций;

Ø    в-четвертых, наличие значительной и довольно сложной налоговой отчетности требует надлежащего штата проверяющих из числа работников налоговой администрации.

Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость рассмотреть вопрос о возможности интеграции налогового и бухгалтерского учета. В этом случае речь идет не об уменьшении поступления платежей в бюджет или снижении налоговой нагрузки, а об упрощении взимания налогов и повышении эффективности функционирования налоговой системы.

Если собственник формирует аппарат бухгалтерии, он должен решать вопросы о целесообразности сбора и обработки тех или иных данных, а если не предполагается получить выгоду от использования имеющихся данных, то такая информация не должна собираться и обрабатываться, она становится ненужной. Отчетность, которая представляется налоговым органам не всегда неэффективна.

Впервые о налоговом учете начали говорить после утверждения Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 169/97 г. и Инструкции о порядке исчисления и уплаты этого налога, приведенную в соответствие с этим Законом, а также Закона "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. . № 283/97-ВР. Эти законы и инструкция являются базисными положениями для проведения налогового аудита в условиях промышленного предприятия.

Данные налоговые платежи составляют основы бюджетно-налогового механизма не только нашей страны, но и большинства стран мира. Для иллюстрации данного утверждения приведем таблицу 1.1.

Таблица 1.1.

Доля налоговых поступлений в странах с рыночной экономикой, %

Страна Подоходный налог Налог на прибыль Взносы на социальное страхование НДС Акцизы Другие налоги
служащих предприятий

США

Англия

Германия Франция Италия

Япония

35,8

28,9

27,4

11.8

26,3

26,8

7,3

11.0

4,7

5,4

10,0

21,5

11,6

6,6

15,9

13,3

6,3

10,9

16,6

10,6

18,8

27,3

23,6

5,2

7,6

16,6

17,0

18,8

14,7

4,2

6,8

12,3

9,4

8,5

10,6

7,3

14,3

14,0

6,8

14,9

8,5

14,1


Мы видим, что наибольшую часть налоговых поступлений в бюджет в высокоразвитых странах составляет подоходный налог и только потом налог на прибыль и НДС. В странах СНГ, и Украина не составляет исключения, доля налоговых поступлений в бюджет базируется на трех китах – это НДС, налог на прибыль и отчисления в ФСС. Государственный бюджет Украины более чем на три четверти формируется за счет налогов, а доля неналоговых поступлений составляет около 24 %. Налог на добавленную стоимость — основной косвенный налог в Украине и наиболее крупный источник государственных доходов, что может быть продемонстрировано следующей диаграммой (рис.1.1.)[23,c.155].

Рис.1.1. Структура налоговых поступлений от НДС (Украина), %

И мировой практике налог на прибыль является одной из основных частей бюджета любой страны.

В большинстве ставка не является единственно определенной , а существуют сниженные, минимальные и максимальные ставки налога. Так, максимальные ставки налога составляют в: Германии — 50%, Греции — 49%, Франции — 42 %, Бельгии и Ирландии - 43%, Италии — 36%, Великобритании, Нидерландах, Испании, Португалии — 35%, Люксембурге -34%[23,c.158].

В Испании, например, предоставляется налоговая льгота на инвестирование - 5%; при создании каждого налогового рабочего места база налогообложения уменьшается на 15 тыс. песет. Налоговыми льготами особенно поощряются капиталовложения в культуру, включая кинопромышленность, образование, профессиональную подготовку кадров.

В США налог на прибыль для корпораций установлен в следующих размерах[14,c.201]:

- с первых 50 тыс. долл. прибыли — 15%;

-      с последующих 25 тыс. долл. прибыли - 25%;

-      свыше 75 тыс. долл. прибыли - 35%.

Такая методика налогообложения прибыли побуждает бизнес к повышению производительности труда и максимальному получению прибыли, что в результате приводит к увеличению поступлений в государственный бюджет.

Важнейшим инструментом налогового контроля, наряду с вышеперечисленными Законами в современной Украине выступает Налоговый кодекс Украины.

В ст. 1013 нового Налогового кодекса Украины налоговый учет определяется как "...система обязательных форм и методов отражения налогоплательщиками результатов хозяйственной деятельности или других объектов, связанных с определением налогового обязательства по соответствующим налогам".

По статьям 1025 и 1026 предприятия должны платить 12 общегосударственных и 9 местных налогов, из которых лишь два (налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), как правило, требуют ведения налогового учета.

Для достижения интеграции учета расчетов по налогу на добавленную стоимость в условиях предприятия необходимо решить следующие основные вопросы: наладить документальное оформление поступления доходов (выручки от реализации продукции, работ и услуг) и аналитического учета, т. е. накопление данных, которое отвечало бы потребностям бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговым Кодексом Украины предусмотрено, что для оформления реализации товаров, работ и услуг выписывается налоговая накладная с реквизитами, которые характеризуют налогоплательщиков (покупателя и продавца), суммы выручки и начисленного налога на добавленную стоимость. Наряду с этим дополнительно должны быть оформлены те документы, которые предусмотрены в системе бухгалтерского учета, а именно накладная или товарно-транспортная накладная и счет-фактура.

Для предприятий, которые оформляют несколько раз в день отпуск товаров, работ или услуг, это не вызывает затруднений, однако если осуществляется массовый отпуск ценностей - со складов предприятия, то для оформления налоговой накладной необходимо дополнительно привлечь работников, что требует дополнительных расходов.


Раздел 2. Методы налогового аудита, применяемые на предприятиях промышленности

 

2.1. Особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях промышленности

Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость", принятый Верховным Советом 03.04.97 г., содержит 11 статей, которыми определены категории плательщиков НДС, объекты, база и ставки налогообложения, перечень необлагаемых налогом и освобожденных от налогообложения экспортных и импортных операций, порядок специальной регистрации плательщиков НДС, налоговый кредит и налоговые обязательства.

На территории Украины, в соответствен с международными нормами взимания НДС, введена специальная регистрация плательщиков и государственной налоговой администрации по месту их нахождения с целью получения свидетельства о регистрация НДС и индивидуального налогового номера плательщика, что позволило создать единую базу данных о налогоплательщиках.

Для исчисления налога на добавленную стоимость Законом определены две ставки налога — 20% и нулевая ставка.

Применение нулевой ставки означает полное возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщиками за товары (работы, услуги), материальные ресурсы, использованные для осуществления вышеуказанных поставок.

Экспорт товаров не освобождается от НДС (ст. 6 Закона), а облагается налогом по нулевой ставке (при освобождении от НДС, ст. 5 Закона, нет дебета счета № 64 "Расчеты по налогам и платежам" и нет возмещения, а при нулевой ставке налогообложения НДС возмещается). Причем дебетовое сальдо по счету № 64 возмещается сразу без распределения на экспорт, внутренние операции и т.п. Главное — наличие налоговой накладной. Возмещение НДС по экспорту, в соответствии с Законом, осуществляется независимо от формы расчетов с нерезидентом - валютой, бартером и тл. По импорту товаров все льготы отменяются, кроме перечисленных в пп. 5.1 и 5.3 Закона (продажа отечественных продуктов детского питания молочными кухнями, специализированными магазинами и; т.п.). НДС облагаются теперь оборудование, сырье, материалы для собственных потребностей[18,c.149].

База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) (4.1) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбор", ввозной пошлины, прочих налоге" и сборов, (обязательных платежей). В состав договорной (контрактной) стоимости включаются какие-либо суммы средств, стоимость, материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости. Объекты налогообложения, определенные ст. 3 данного закона, за исключением операций, освобожденных от налогообложения, и операций, к которым применяется нулевая ставка в соответствии с данным Законом, облагаются налогом по ставке 20% .

Налог составляет 20% базы налогообложения в прибавляется к цене товаров (работ, услуг). Налог по нулевой ставке исчисляется относительно операций по продаже товаров, вывезенных (экспортированных) налогоплательщиком за пределы таможенной территория Украины, а также по продаже работ (услуг), предназначенных дм использования и потребления за пределами таможенной территории Украины[18,c.142].

Не разрешается применение нулевой ставки налога (п. 6.3.) к операциям по вывозу (экспорту) товаров (работ, услуг) в случае, когда такие операции освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины в соответствии с пп. 5.1 и 5.2 данного Закона.

Продажа товаров (работ, услуг) осуществляется по договорным (контрактным) ценам с дополнительным начислением налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик обязан представить покупателю налоговую накладную.

При освобождении от налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 5 данного Закона, в налоговой накладной делается запись "Без НДС" со ссылкой на соответствующий подпункт п. 5.1. или пункт ст. 5.

Налоговая накладная является отчетным налоговым и одновременно расчетным документом.

В случае ввоза (импортирования) товаров документом, удостоверяющим право на получение налогового кредита, считается должным образом оформленная таможенная декларация, подтверждающая уплату налога на добавленную стоимость.

Датой возникновения налоговых обязательств (кредит счета № 64) по продаже товаров (работ, услуг) считается[14,c.288]:

Ø   дата, приходящаяся на налоговый период, на протяжении которого происходит какое-либо из событий, случившихся ранее;

Ø   или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров (работ, услуг, подлежащих продаже;

Ø   или дата отгрузки товаров;

Ø   или дата оформления вывозной (экспортной) или ввозной (импорт) таможенных деклараций с указанием в них суммы налога, подлежащего уплате.

Налоговый кредит (дебет счета № 64) отчетного периода состоит из суммы налогов, выплаченных (начисленных) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации.

Не разрешается включение в налоговый кредит любых расходов по уплате налога, не подтвержденных налоговыми накладными, или таможенными декларациями, или другими расчетными (учетными) документами.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением (сооружением) основных фондов, подлежащих амортизации, включаются, в состав налогового кредита данного отчетного периода независимо от сроков введения в эксплуатацию основных фондов.

В случае, когда налогоплательщик осуществляет операция но продаже товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения или не являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст. 3 и 5 Закона № 168/97-ВР, суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов предприятия (обращения), основных фондов и нематермальных активов, подлежащих амортизации, относятся соответственно в состав валовых расходов предприятия (обращения) и на увеличение стоимости основных фондов и нематериальных активов н в налоговый кредит не включаются.

Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств (кредит счета № 64), возникшая в связи с любой продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного периода (дебет счета № 64).

Уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, наступающего за отчетным периодом.

В сроки, предусмотренные для уплаты налога, налогоплательщик представляет налоговому органу по месту его нахождения Налоговую декларацию, утвержденную приказом ГНА Украины № 166 от 30.05.97 г., которая состоит из четырех разделов[18,c.179]:

I. Налоговые обязательства;

II. Налоговый кредит;

III. Расчеты с бюджетом за отчетный период;

IV. Результаты расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Налоговая Декларация представляется независимо от того, возникло в данном периоде налоговое обязательство или нет.

В случае, когда по результатам отчетного периода налоговое обязательство гамет отрицательное значение, такая сумма подлежит возмещению налогоплательщику из Государственного бюджета Украины в течение месяца, следующего за отчетным периодом.

Основанием для получения возмещения являются данные, только налоговой декларации за отчетный период. По желанию налогоплательщика сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частично зачислена в счет предстоящих платежей по данному налогу. Такое решение плательщика отражается и налоговой декларации.

Контроль за начислением н внесением налога в бюджет осуществляют налоговые органы, а за взиманием и перечислением налога в бюджет во время ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины — таможенные органы.

Второй по важности закон для промышленных предприятий это Закона "О налогообложении прибыли предприятий". В соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" № 283/97 ВР от 22.05.97 г. прибыль определяется суммой скорректированного валового дохода (п. 4.3. данного Закона), полученного путем уменьшения суммы валового дохода (ст. 4) (выручки в денежной и натуральной формах) отчетного периода на сумму валовых расходов производства (непосредственно связанных с получением дохода) (ст. 5), сумму амортизационных отчислений, начисленных в соответствии со ст. 8 и 9 данного Закона[18,c.185].

Таким образом, объектом налогообложения становится величина, не совпадающая с величиной, которую принято было учитывать на счете № 80 "Прибыль и убытки" (в новом Плане счетов № "79 "Финансовые результаты"). Это вынудило отказаться от кассового метода определения выручки от реализации и отражать реализацию по методу начисления, что повлияло на базу налогообложения.

В соответствии с Планом счетов № 291 от 30.11.99 г. налоги на прибыль учитываются на активном счете № 98 "Налоги на прибыль". На дебете этого счета ведется учет причитающейся по данным бухгалтерского учета суммы налога на прибыль от обычной деятельности и от чрезвычайных событий, на кредите — списание на уменьшение финансовых результатов деятельности предприятия (на дебет счета № 79).

Счет № 98 "Налоги на прибыль" состоит из субсчетов: № 981 "Налоги на прибыль от обычной деятельности'' и № 982 "Налоги на прибыль от чрезвычайных событий".

Учет налогов на прибыль в конце отчетного периода от обычной деятельности и от чрезвычайных событий определяется свернутым результатом.

Текущие обязательства предприятия по налогам и платежам отражаются на счете № 64 "Расчеты по налогам и платежам", который имеет субсчета[16,c.177]

-                  № 641 "Расчеты по налогам"

-                  № 642 "Расчеты по обязательным платежам"

-                  № 643 "Налоговые обязательства"

-                  № 644 "Налоговый кредит".

На кредите счета № 64 "Расчеты по налогам и платежам'' отражаются начисленные платежи в бюджет, на дебете — причитающиеся к возмещению из бюджета налоги и налоги, перечисленные в бюджет.

На субсчете № 641 "Расчеты по налогам" ведется учет налогов начисляемых и уплачиваемых в соответствии с действующим законодательством (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, прочие налоги).

На субсчете 642 "Расчеты по обязательным платежам" ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам) в соответствии с действующим законодательством, и учет, который ведется на счете № 65 "Расчеты по страхованию".

На субсчете № 643 "Налоговые обязательства" ведется учет суммы налога на добавленную стоимость, определенную исходя из суммы полученных авансов (предварительная оплата) за готовую продукцию, товары, прочие материальные ценности и нематериальные активы, работы, услуги, подлежащие отгрузке (выполнению).

На субсчете № 644 "Налоговый кредит" ведется учет суммы налога на добавленную стоимость, на которую предприятие имеет право уменьшить налоговые обязательства.

Аналитический учет расчетов по налогам и платежам ведется по их видам.

 

2.2. Общие направления налогового аудита

Одним из важнейших факторов разрешения экономического кризиса в национальной экономике выступает усовершенствование системы налогообложения.

Задание аудитора — проверить правильность вычисления налогов и платежей, а также своевременность и полноту их уплаты. При этом проверке подлежит каждый вид налога и платежа.

К основным нетоварным расчетным операциям принадлежат расчеты с бюджетом (с финансовыми органами) по налогам из оборота (акцизный сбор, НДС и тому подобное), из прибылей, из дохода работников и др.

Учет расчетов с бюджетом предприятия отображают на счете 64 "Расчеты по налогам и платежам", в кредит которого записывают суммы, которые подлежат внесению в доход бюджета, а в дебет внесенные платежи.

Аудитор проверяет правильность корреспонденции в учете расчетов с бюджетом.

В частности, взносы с прибыли в бюджет должны быть ежемесячно отображены такой записью: дебет счета 98 "Налоги на прибыль", кредит счета 641 "Расчеты за налогам".

Сумма НДС, что подлежит внесению в бюджет, оформляется записью: дебет счета 70 "Доходы от реализации", кредит счета 64 "Расчеты по налогам и платежам".

На сумму налогов, удержанных из заработной платы рабочих и служащих, делают запись: дебет счета 66 "Расчеты из оплаты труда", кредит счета 64 "Расчета за налогами и платежами". Следует иметь в виду, что в балансе сальдо по счету 64 "Расчеты за налогам и платежам" показывают в активе дебиторскую, в пассиве — кредиторскую задолженность.

На счете 642 "Расчета за обязательными платежами" ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам), которые исчисляются в соответствии с действующим законодательством.

В процессе аудита изучают акты проверок, проведенных государственной налоговой администрацией, банком, Пенсионным фондом ит.д. Кроме того, выясняют причины просрочки платежей, на чей счет отнесенная пеня, какие меры приняты к виновным лицам за несвоевременное перечисление средств.

Основными источниками информации для проверки расчетов с бюджетом являются: справки и расчеты, декларации по отдельным видам платежей; выписки банков и приложенные к ним документы о перечислении надлежащих сумм в бюджет; бухгалтерские записи на счете 64 "Расчета за налогами и платежами", регистры синтетического и аналитического учета, баланс и другие виды финансовой отчетности.

Во время аудиторской проверки следует уточнить правильность выведения сумм оборотов и сальдо по каждому виду налогов и платежей на конец отчетного периода, для чего данные аналитического учета каждого вида налога или платежа сравнивают с остатками в регистрах аналитического учета и Главной книге за счетом 64 "Расчета за налогами и платежами" или другими счетами. Если выявлены неточности в расчетах, следует принять меры относительно их устранения и выяснить, заплатило ли предприятие штрафы, пеню налоговым администрациям за неправильное определение размера платежа или его просрочки. Штрафы и пеню следует снимать с должностного лица, виновного в просрочке или в неправильном вычислении платежа в бюджет.

Во время аудиторской проверки правильности вычета и уплаты отдельных видов налогов руководствуются законодательными актами о налогообложении прибыли предприятий, о подоходном налоге из граждан, о налоге на добавленную стоимость, об акцизном сборе и тому подобное.

Особенное внимание уделяется правильности расчетов по налогам. Аудитор должен в необходимых случаях оказать бухгалтеру помощь, чтобы правильно сделать такой расчет, порекомендовать ему внести изменения в баланс предприятия.

Основным источником поступления средств в бюджет является налог из прибыли предприятий в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Объектом налогообложения является балансовая прибыль плательщика налога. При этом прибыль предприятий облагается налогом по базовой ставке.

Аудитор проверяет правильность учета валовой прибыли, а следовательно той ее части, которая непосредственно облагается налогом. Поэтому сопоставляют идентичность балансовых данных о прибыли с его учетом в Главной книге, регистрах аналитического учета за счетом 79 "Финансовые результаты", за Отчетом о финансовых результатах. Необходимо удостовериться в реальности сумм из дебета и кредита счетов 70 "Доходы от реализации", 79 "Финансовые результаты", 90 "Себестоимость реализации", а также в законности расходов, включенных в себестоимость.

Занижение дохода (прибыли) или других объектов налогообложения заключается в том, что в декларации о доходах отображаются все операции, но при этом завышается себестоимость продукции, В связи с чем уменьшается общий объем прибыли, которая подлежит налогообложению.

Основными видами искажений финансовой отчетности могут быть:

• снижение прибыли в результате необоснованного завышения суммы материальных расходов, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), неправильная оценка остатков незавершенного производства, расходов обращения и торговой наценки на остаток отгруженных товаров (выполненных работ, услуг), нехваток товарно-материальных ценностей, возмещения материальных убытков и тому подобное;

• включение в затраты производства (обращения) расходов, которые покрываются в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, а также завышения или занижения на конец отчетного периода величины остатков резервов, создаваемых за счет расходов за основной деятельностью;

• неправильное определение финансового результата хозяйственно-финансовой деятельности, который принимается для определения платежей в бюджет;

• сокрытие доходов путем зачисления выручки от реализации продукции на другие балансовые счета и тому подобное.

 

2.3. Практические примеры налогового аудита промышленных предприятий

 

Практические примеры из реальной практики гармонизации налогового и бухгалтерского учета широко известны. Однако порой для аудиторской проверки налоговых обязательств плательщика (промышленного предприятия) следует не только учитывать положения налогового учета, но и показывать работникам бухгалтерской службы, почему следует проводить налоги таким образом, а не иначе.

Рассмотрим иллюстративные примеры, подтверждающие последнее положение.

На сегодняшний день учет основных средств на промышленных предприятиях ведется, как правило, в соответствии с требованиями налогового учета в разрезе трех групп, для которых Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. с изменениями и дополнениями предусмотрены разные нормы амортизации.

Вместе с тем, в бухгалтерском учете по Плану счетов и П(С)БУ 7 "Основные средства" предусмотрена классификация основных средств в разрезе девяти групп - субсчетов.

Налоговый учет предусматривает по объектные аналитические данные только для группы 1, а для групп 2 и 3 это не предусмотрено. При таких условиях можно сопоставлять данные по объектного аналитического учета основных средств группы 1 налогового учета с данными аналитического учета к субсчету 103 "Здания и сооружения", поскольку по своему содержанию группа 1 основных средств налогового учета, как правило, соответствует субсчету 103 бухгалтерского учета.

По объектный аналитический учет всех других объектов основных средств предприятия промышленности следует вести на субсчетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Налоговый учет основных средств групп 2 и 3 необходимо вести только в суммовом выражении по каждой группе отдельно, что не противоречит требованиям налогового учета. При этом на дату перехода на объединение бухгалтерского и налогового учета основных средств нужно убедиться в тождественности данных бухгалтерского учета основных средств по субсчетам 101, 102, 104, 105, 106, 107, 108 и 109 (т.е. всех, кроме субсчета 103) с данными суммового учета в разрезе двух групп налогового учета.

В дальнейшем такая тождественность невозможна в связи с переоценками основных средств и применением разных норм амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, необходимо учитывать в налоговом учете прекращение начислений амортизации на объекты основных средств, которые выведены из эксплуатации согласно абзацу третьему ст.7 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2002 год" от 20.12.2001 г.

Несмотря на такие расхождения налогового и бухгалтерского учета основных средств, целесообразно использовать данные бухгалтерского учета для сверки точности налогового, что не противоречит действующим нормативным актам.

Группировка основных средств в бухгалтерском учете и их связь с налоговым учетом могут быть представлены в таком виде (таблица 2.1).

Таблица 2.1.

Связь группировки основных средств в бухгалтерском учете с налоговым учетом

Бухгалтерский учет Налоговый учет

101 "Земельные участки"

В группы основных средств не включаются

102 "Капитальные затраты на улучшение земель"

Группа 3 - любые основные средства, не включенные в группы 1 и 2

104 "Машины и оборудование" 105 "Транспортные средства" 106 "Инструменты, приспособления и инвентарь"

Группа 2 - автомобильный транспорт и узлы к нему, мебель, бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, в том числе электронно-вычислительные машины, телефоны, прочее конторское оборудование и приборы

109 "Прочие основные средства"

Группа 3 - любые прочие основные средства, не включенные в группы 1 и 2
111"Библиотечные фонды" Не амортизируются, затраты относятся за счет соответствующих источников финансирования

112 "Малоценные необоротные материальные активы"

Группа 2 или 3 по принадлежности

113 "Временные (нетитульные) сооружения"

Группа 1 - здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части

114 "Природные ресурсы"

Группа 3 - любые другие основные средства, не включенные в группы 1 и 2

115 "Инвентарная тара"

То же

При налоговом аудите также следует учитывать, что с 1 июля 2000 г., т. е. с момента введения в действие ПБУ 7 "Основные средства", уплаченные поставщику при приобретении основных средств суммы налога на добавленную стоимость на непроизводственные основные средства, включаются в первоначальную стоимость приобретенного объекта (Д-т 10 - К-т 15).

Аналитический учет затрат к счету 15 "Капитальные инвестиции" ведется в разрезе отдельных объектов основных средств и статей (видов) затрат на их приобретение, строительство, изготовление и улучшение в специальных ведомостях или книгах (журналах).

Пример. Отражение в бухгалтерском учете приобретения основных средств в порядке последующей оплаты их стоимости.

1.         Предприятие приобрело грузовой автомобиль. Договорная покупательная стоимость автомобиля составляет 40 000 грн. Начисленный налог на добавленную стоимость - 8000 грн.

2.         Расходы на информационные, посреднические, регистрационные услуги, связанные с приобретением автомобиля, и расходы на доставку составляют 2500 грн., в том числе НДС -417 грн.

3.         Первоначальная (балансовая) стоимость автомобиля составляет 42 083 грн. (40 000 + (2500 - 417)].

По этим данным необходимо составить следующие бухгалтерские записи (контировки):

1.1. На договорную покупательную стоимость автомобиля - 40 000 грн.:

Д-т 15 "Капитальные инвестиции"

К-т 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 40 000.

1.2. На сумму налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику, - 8000 грн.:

Д-т 644 "По налоговому кредиту" или 641/НДС в зависимости от того, как оплачен автомобиль поставщику: авансовым платежом (предоплатой) или последующей оплатой

К-т 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 8000.

Примечание. Субсчета 643 "По налоговым обязательствам" и 644 "По налоговому кредиту" используются только для учета расчетов по начисленным налоговым обязательствам н налоговому кредиту с НДС согласно полученным авансам (предыдущим оплатам) от покупателей и заказчиков и уплаченным авансам поставщикам и подрядчикам в связи с применением в расчетах с бюджетом по НДС (в налоговом учете) принципа события, которое произошло раньше.

Суммы налоговых обязательств и налогового кредита по НДС отражаются в бухгалтерском учете соответственно по кредиту и дебету субсчета 641 "Расчеты по налогам" на аналитическом счете "По налогу на добавленную стоимость".

Таким образом, по дебету субсчета 643 "По налоговым обязательствам" учитываются до отгрузки ценностей покупателям и заказчикам в счет полученных от них авансов суммы начисленных налоговых обязательств по НДС, которые в момент поступления авансовых платежей отражены по кредиту субсчета 641 "Расчеты по налогам", аналитический счет "По налогу на добавленную стоимость" (Д-т 643 - К-т 641/НДС).

Инструкцией по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость предусмотрен несколько иной порядок начисления сумм налогового кредита по НДС в отличие от начисления налоговых обязательств по НДС. По кредиту субсчета 644 "По налоговому кредиту" начисляется налоговый кредит от сумм авансовых платежей, уплаченных предприятием поставщикам и подрядчика, до получения от них ценностей в счет осуществленных предыдущих оплат: налоговый кредит отражается в бухгалтерском учете при уплате авансов поставщикам и подрядчикам (Д-т 641/НДС -К-т 31 и др.). Одновременно начисляются суммы налогового кредита до получения от поставщиков и подрядчиков ценностей по кредиту субсчета 644 "По налоговому кредиту" (Д-т 63, 68 и др. -К-т 644).

Необходимо подчеркнуть, что установленный Инструкцией по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость порядок начисления налогового кредита не является рациональным и усложняет аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Налоговый кредит целесообразно начислять аналогично тому, как начисляются налоговые обязательства по НДС (т. е. Д-т 641/НДС - К-т 644). Суммы начисленного налогового кредита списываются в момент получения в счет авансовых платежей ценностей от поставщиков и подрядчиков (Д-т 644 — К-т 63, 68 и др.)

.


Заключение

В процессе работы над темой курсовой работы мной сделаны следующие выводы и обобщения.

Каждое промышленное предприятие представляет собой сложную динамическую систему. Ее характеризует тесная взаимосвязь всех входящих в нее подсистем, которые могут рассматриваться только комплексно в их взаимной связи. Динамичность выражается в непрерывном развитии всех элементов процесса производства и в изменчивости соотношений между ними, в освоении новой продукции, технологии и методов производства. Центральная задача промышленного предприятия состоит в удовлетворении потребностей народного хозяйства в промышленных изделиях соответствующего ассортимента и качества. Предприятие как единая хозяйственная система вносит платежи в бюджет, финансово отвечает за результаты своей работы и за свои обязательства перед предприятиями-смежниками и другими контрагентами.

В Украине основы системы бухгалтерского учета заложены в Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и конкретизированы в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета. Все синтетические счета сгруппированы в плане счетов в 9 классах. пункт 5 статьи 8 Закона о бухучете декларирует, что предприятие самостоятельно "... избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета...". Сегодня все большее распространение на предприятиях Украины находит автоматизированная форма учета. Особенно это актуально для предприятий промышленности, где автоматизации учета требует производство, реализация, хозяйственные операции предприятия, расчеты с контрагентами, бюджетом и персоналом.

Разработка и внедрение национальных положений бухгалтерского учета приблизили бухгалтерские данные к требованиям налоговой отчетности, однако к окончательному решению вопроса интеграции бухгалтерского и налогового учета еще далеко.

По статьям 1025 и 1026 Налогового Кодекса Украины предприятия должны платить 12 общегосударственных и 9 местных налогов, из которых лишь два (налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), как правило, требуют ведения налогового учета.

В своей деятельности аудитор должен руководствоваться такими актами, как Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость", принятый Верховным Советом 03.04.97 г и Законом "О налогообложении прибыли предприятий".

Аудитор проверяет правильность корреспонденции в учете расчетов с бюджетом. В процессе аудита изучают акты проверок, проведенных государственной налоговой администрацией, банком, Пенсионным фондом и т.д. Кроме того, выясняют причины просрочки платежей, на чей счет отнесенная пеня, какие меры приняты к виновным лицам за несвоевременное перечисление средств. Основными источниками информации для проверки расчетов с бюджетом являются: справки и расчеты, декларации по отдельным видам платежей; выписки банков и приложенные к ним документы о перечислении надлежащих сумм в бюджет; бухгалтерские записи на счете 64 "Расчета за налогами и платежами", регистры синтетического и аналитического учета, баланс и другие виды финансовой отчетности. Во время аудиторской проверки правильности вычета и уплаты отдельных видов налогов руководствуются законодательными актами о налогообложении прибыли предприятий, о подоходном налоге из граждан, о налоге на добавленную стоимость, об акцизном сборе и тому подобное.

Особенное внимание уделяется правильности расчетов по налогам.


Список использованных источников

 

1.         Закон о бухучете - Закон Укаины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.1999 г. №996-ХІV;

2.         План счетов бухгалтерского учета предприятий, организаций и учреждений, утвержденный приказом Министерства финансов Украины №291 от 30.11.1999 г.;

3.         Положение № 88 - "Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете", утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. №88;

4.         Аудит/ Кузьминский А., Кужельный В., Петрик Е., К, 1996

5.         Андреев В.Д., Практический аудит. Справ. Пособие, М: Экономика, 1994

6.         БавдейА.Л., Белий И.Н., Дробишевский Н.П., Аудит и ревизия, Мн: Мисанта,1994

7.         Белуха Н.Т., Курс аудита, К: Высшая школа, 1998

8.         Грабова Н.Н. Бухгалтерский учет 2000— К: Учетинформ, 2000;

9.         Грабова Н.Н., Добровский В., Бухгалтерский учет в производственных т торговых предприятиях, К:А.С.К., 2002;

10.      Горицкая Н. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в Украине. Комментарии к нормативным актам и рекомендации по трансформации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. — К., 2000;

11.      Горелкин В.Г, Головко ТВ., Алексеева А.В. и др. Первичная документация и ведение учетных регистров: Учеб. пособие. — 1-е изд. — К.: Вища школа, 2000;

12.      Данилевский Ю.А., Аудит. Вопросы и ответы, М: Бухгалтерский учет, 1993

13.      Жила В.Г., Ревизия и аудит, К: Мауп, 1998

14.      Завгородний В.П. Бухгалтерский учет и аудит на предприятии с использованием национальных стандартов. — К.: А.С.К., 2002;

15.      Зубилевич С.Я., Голов С.Ф., Основы аудита, К: Деловая Украина, 1996;

16.      Кузьминский А. Н., Сопко В. В, Теория бухгалтерского учета: — К., 1999;

17.      Нетыкша О., Организация процесса внутреннего аудита//Бухгалтерский учет и аудит, № 8, 2002;

18.      Пархоменко В.Н. Бухгалтерский учет в Украине/ Комментарии. — К.: Полиграфкнига, 2000;

19.      Пархоменко В. //Трансформация бухгалтерского учета в Украине. — К.: Компас, 1999;

20.      Пархоменко В. Н., Реформирование бухгалтерского учета в Украине, Луганск: Промдрук, 2000;

21.      Петренко С., Политика применения критериев существенности отклонений (этапы и их характеристика)//Бухгалтерский учет и аудит № 8, 2002

22.      Рудницкий В, Методология и организация аудита, Тернополь: Экономическая мысль, 1998

23.      Селезнев В., Основы рыночной экономики Украины, К:А.С.К., 2002

24.      Сивак О.В., Бухгалтерский учет с помощью персонального компьютера, К: ИнтерПресс, 2000;

25.      Ткаченко Н. Бухгалтерский учет на предприятиях Украины с разными формами собственности, К:А.С.К., 2002.