Доклад: Институт профессиональных аудиторов
В условиях реформирования аудиторской деятельности в России, обсуждения проекта закона об аудиторской деятельности, ориентации на международные стандарты аудита нельзя не отметить все возрастающую роль профессиональных аудиторских организаций.
Одной из таких организаций является институт профессиональных аудиторов, который играет значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг. Первое российское саморегулируемое аудиторское объединение «Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (ИПАР) было зарегистрировано в Московской регистрационной палате 5 декабря 2000 года.
Учредителями ИПАР являются 36 компаний из 16 городов России, сегодня насчитывается 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных членов. С момента учреждения в июне 2000г Институт ведет активную деятельность. В его состав фактически входят и сейчас юридически оформляют свою принадлежность к ИПАР не только московские аудиторские организации, но и Территориальные Институты Профессиональных Аудиторов в следующих городах России: Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Южно-Сахалинск. Рассматриваются заявки на создание филиалов еще из 15 городов.
Приоритетные направления деятельности связаны с созданием благоприятных условий для развития рынка аудиторских услуг в России. ИПАР активно участвует в разработке федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в разработке предложений к проекту изменений ФЗ «Об аудиторской деятельности». Одной из главных задач его деятельности является повышение качества аудиторских проверок, проводимых членами ИПАР, так как во многом от этого зависит состояние инвестиционного климата России. Для выполнения поставленной задачи в ИПАР создана и достаточно успешно функционирует система контроля качества аудиторской деятельности и профессиональной этики.
Организационная структура ИПАР, утвержденная членами-учредителями, позволяет Институту при небольшом аппарате проводить масштабную работу по различным вопросам, входящим в компетенцию созданных комитетов и комиссий. Институт принимает участие в мероприятиях, связанных с помощью членам ИПАР в организации работ по обязательному аудиту государственных унитарных предприятий, в работе по проекту Закона «Об аудиторской деятельности», в разработке процедур саморегулирования, включая программы распространения стандартов и контроль качества аудиторских услуг.
Схема управления ИПАР представляет собой следующую структуру:
Совет (22 члена Совета), ревизионная комиссия, комитеты ИПАР (по качеству, по этике, Дисциплинарный комитет, комитет по членству, по информационной политике, по региональной политике, по квалификации, Комитет по международному сотрудничеству).
Правление: председатель Долотенкова Дарья Константиновна состав Правления - Руководители комитетов ИПАР.
Большое значение в деятельности ИПАР придается контролю качества оказываемых услуг. В ИПАР внедрена и успешно действует система контроля качества, которой охвачены все аспекты деятельности. В 2003 -2005 годах Институт успешно прошел проверку соответствия оказываемых услуг действующему российскому законодательству со стороны Минфина РФ, а также Национальной федерации консультантов и аудиторов (сегодня – Российская Коллегия Аудиторов).
Согласно Устава ИПАР, данная организация является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145).
Назову основные моменты УСТАВА ИНСТИТУТА:
Институт осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, действующего российского законодательства и настоящего Устава. Он является саморегулируемой организацией и учрежден для содействия в осуществлении профессиональной деятельности членов Института, а также достижения следующих основных целей Института: осуществление саморегулирования и контроля профессиональной деятельности членов Института.
Представление и защита прав и законных интересов членов Института; оказание членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной помощи.
Институт не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между членами; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых он создан, создавать хозяйственные общества, в том числе совместно с другими организациями.
Созданные Институтом общества несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. ИПАР имеет право участвовать в создании некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, если такое участие способствует выполнению целей Института. Участие Института в указанных организациях не влечет членских отношений в них для входящих в Институт физических и юридических лиц; является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности.
Предметом деятельности Института является:
1) разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности, профессиональной этики членов Института, иных форм (норм) регулирования профессиональной деятельности членов Института, контрольных процедур, осуществление контроля за их соблюдением;
2)применение мер воздействия к членам Института – нарушителям правил (стандартов) и иных норм регулирования профессиональной деятельности членов Института, а также к членам Института, отказавшимся или препятствовавшим осуществлению Институтом контрольных процедур в соответствии с внутренними документами Института;
3)консолидация мнения и координация деятельности членов Института по вопросам организации профессиональной деятельности;
4)представление позиции и защита интересов членов Института в законодательных и исполнительных органах власти;
5)развитие рынка аудиторских, бухгалтерских и консультационных услуг в Российской Федерации;
6)проведение мероприятий по связи с общественностью, направленных на повышение престижа бухгалтерской профессии и аудиторской деятельности как вида бизнеса;
7)предоставление информации о членах Института всем заинтересованным лицам, за исключением сведений являющихся коммерческой тайной, в случаях и порядке, предусмотренном внутренними документами Института;
8)установление контактов и делового партнерства в отношениях между членами Института, руководителями и специалистами входящих в Институт организаций;
9)содействие развитию международного сотрудничества, установлению деловых связей с зарубежными аудиторами и бухгалтерами, их профессиональными объединениями;
10)участие в торгах, конкурсах, тендерах в качестве заказчика, организатора или участника;
Членами Института могут быть физические и юридические лица, разделяющие его задачи и принципы деятельности, отвечающие установленным Уставом требованиям и уплатившие вступительный взнос. В Институте существует 2 (два) вида членства: действительное и ассоциированное.
Действительными членами Института могут быть:
· юридические лица, имеющие лицензии на право осуществления аудиторской деятельности в РФ;
· физические лица, имеющие документ установленного образца о прохождении аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в РФ (аудиторы);
· физические лица, имеющие аттестат профессионального бухгалтера;
· юридические лица, специализирующиеся в области бухгалтерского учета и сопутствующих аудиту услуг;
· физические лица, внесшие вклад в аудиторскую и/или бухгалтерскую профессии – по решению Совета в исключительном порядке;
Ассоциированными членами Института могут быть:
· физические лица, состоящие в трудовых отношениях с аудиторскими или бухгалтерскими организациями;
· образовательные учреждения и некоммерческие организации, объединяющие аудиторов и аудиторские организации.
Прием в члены Института производится Советом Института на основании заявления установленной формы. Члену Института выдается документ установленного образца, подтверждающий его членство в Институте.
Членство в Институте может быть приостановлено по решению Совета Института, но на срок не более 6 (шести) месяцев с даты принятия Советом решения.
Основаниями для приостановления членства в Институте являются:
· добровольное приостановление членства на срок с момента подачи собственного заявления члена Института до подачи его заявления о восстановлении членства;
· установление факта нарушения законодательства, правил (стандартов) профессиональной деятельности и иных норм регулирования профессиональной деятельности, принятых Институтом, до устранения нарушения;
· несоответствие члена Института требованиям членства в Институте до устранения причин несоответствия;
· регулярная (на протяжении 2-х и более кварталов) неуплата членского взноса в установленном порядке до даты полного погашения задолженности.
Члены Института обязаны:
1. Соблюдать настоящий Устав и принципы деятельности Института.
2. Способствовать достижению целей Института.
3. Выполнять решения Общего собрания членов Института и иных руководящих органов Института.
4. Соблюдать принятые в Институте процедуры контроля профессиональной деятельности; соблюдать нормы профессиональной деятельности, в том числе этические, иные регулирующие требования, установленные Институтом.
5. Повышать эффективность работы и престиж аудиторов и бухгалтеров, их репутацию у клиентов, развивать сотрудничество между аудиторами и бухгалтерами на основе доброжелательности, взаимного уважения и поддержки, безусловного выполнения взаимных обязательств.
6. Соблюдать корректные отношения между членами Института.
7. Выполнять обязательства перед Институтом по членским взносам и финансированию согласованных мероприятий.
Порядок финансирования работ по контролю качества, Финансирование проверок качества работы аудиторских компаний-членов ИПАР производится за счет средств специального фонда целевого финансирования. Формирование специального фонда целевого финансирования проверок качества осуществляется в следующем порядке:
· Комитет ИПАР по качеству за 15 дней до конца текущего квартала направляет всем подлежащим проверке аудиторским фирмам План-график проверок на очередной квартал, в котором указаны контролеры качества, закрепленные за определенными фирмами;
· Все аудиторские фирмы, кроме освобожденных от целевого финансирования, вошедшие в указанный План-график, осуществляют целевое финансирование проверок очередного квартала путем перечисления на расчетный счет ИПАР целевого взноса в размере 23 000 (Двадцать три тысячи) рублей в срок до 10-го числа 1-го месяца квартала, в котором будет произведена проверка фирмы;
· Фирмы, прошедшие проверку, осуществляют, помимо целевого финансирования, также возмещение документально подтвержденных командировочных расходов контролера качества путем перечисления соответствующих сумм на расчетный счет ИПАР в соответствии с выставленным ИПАР счетом.
Средства фонда целевого финансирования проверок распределяются следующим образом:
1. компании-члену ИПАР, привлеченной ИПАР для проверки качества в соответствии с заключенным договором о проведении проверки, перечисляется сумма возмещения документально подтвержденных командировочных расходов, а также 50% целевого взноса проверяемой фирмы в качестве вознаграждения по указанному договору. Сумма возмещения документально подтвержденных командировочных расходов и 50% целевого взноса подлежат перечислению компании-члену ИПАР, привлеченной ИПАР для проверки качества, в течение 3-х рабочих дней после завершения расчетов с проверяемой фирмой;
2. в случае, если проверяемая аудиторская фирма освобождена от уплаты взноса в фонд целевого финансирования, компании – члену ИПАР, привлеченной для проверки качества перечисляется только сумма возмещения документально подтвержденных командировочных контролера;
3. 50% суммы целевых взносов остается в распоряжении ИПАР и используется для работы по развитию проекта «Внедрение и распространение процедур контроля качества аудиторских услуг в Российской Федерации» (в том числе на финансирование методологических разработок и т.д.).
В случае если проверяемая аудиторская фирма не освобождена от уплаты взноса в фонд целевого финансирования, компания – член ИПАР, привлеченная для проверки качества, не приступает к проверке до получения уведомления от аппарата ИПАР о перечислении средств в фонд целевого финансирования. В случае прерывания проверки по инициативе проверяемой аудиторской фирмы, повторная проверка производится без внесения проверяемой фирмой дополнительного взноса в фонд целевого финансирования.
Если проверка заканчивается с отрицательным результатом, повторная проверка производится с уплатой взноса целевого финансирования в соответствии с п.3 настоящего Порядка.