Курсовая работа: Ревизия (аудит) расчетных операций

Содержание

Ведение

1. Задачи и источники информации для аудита и ревизии расчетных операций

2. Аудит и ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками

3. Аудит и ревизия расчетов с покупателями и заказчиками

4. Аудит и ревизия расчетов с подотчетными лицами

5. Аудит и ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами

Заключение

Список использованных источников


Ведение

Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии.

В рамках данной курсовой работы будет рассмотрен процесс проведения ревизии и аудита расчетных операций на строительном предприятии.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Объект исследования - республиканское унитарное предприятие "Белгеодезия" (далее - РУП "Белгеодезия"), имеющего в своей структуре ремонтно-строительную службу.

Всего численность предприятия составляет 240 человек, из них в составе РСС - 12 человек (организационная структура управления представлена в Приложении 1).

Предметом деятельности предприятия является общее строительство зданий, электромонтажные работы, изоляционные работы, штукатурные, столярные, плотницкие работы. А также все виды малярных и отделочных работ.

РУП "Белгеодезия" осуществляет проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей, требующие специального разрешения (лицензирования).

В соответствии с учетной политикой учет ведется частично по автоматизированной форме учета в программном продукте 1С "Предприятие" 7.7.

Предмет исследования - организация ревизии и аудиторской проверки расчетных операций.

Цель написания курсовой работы - рассмотреть порядок проведения ревизии и аудита расчетных операций на строительном предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить задачи и источники информации для аудита и ревизии расчетных операций;

2. рассмотреть организацию аудит и ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками в РУП "Белгеодезия";

3. рассмотреть организацию аудит и ревизии расчетов с покупателями и заказчиками в РУП "Белгеодезия";

4. рассмотреть организацию аудит и ревизии расчетов с подотчетными лицами в РУП "Белгеодезия";

5. рассмотреть организацию аудит и ревизии расчетов с дебиторами и кредиторами в РУП "Белгеодезия".

При написании работы использовались средства MS Word, MS Excel, законодательные акты Республики Беларусь, нормативная и справочная информация, а также учебные пособия таких авторов, как: Пупко Г.М., Василевская Т.И., Белый И, Н., Ладутько Н.И. и др.


1. Задачи и источники информации для аудита и ревизии расчетных операций

Прежде всего, необходимо дать определение понятиям "аудит" и "ревизия", согласно законодательству Республики Беларусь.

Закон "Об аудиторской деятельности" определяет аудит как: [2]

вид предпринимательской деятельности;

система по проверке финансовой отчетности и правильности отражения в ней результатов финансово-хозяйственной деятельности;

деятельность в области бухгалтерского учета;

деятельность в области налогового законодательства;

деятельность в области банковского и страхового дела предприятий и других фирм собственности.

Аудит проводится на платной основе и направлен на защиту интересов предприятия, оказания им помощи в обеспечении правильности расчета с бюджетом и внебюджетными фондами, а также в подъеме эффективности деятельности предприятия. [2]

Аудит существенно отличается от ревизии.

Ревизия - метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия. [9, с.27]

Аудит - вид предпринимательской деятельности на платно-договорной основе (независимый контроль). [9, с.18]

Задачи ревизии - установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций. [9, с.27] Для ревизии важно выявить и установить: [9, с.27]

контроль за соблюдением государственной дисциплины;

правильность использования государственных средств;

сохранность денежных средств и материальных ценностей;

правильность ведения бухгалтерского учета;

выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений;

установить виновных для возмещения вреда государству.

Ревизии бывают: ведомственная и вневедомственная, плановая и внеплановая, полная и неполная, сплошная и выборочная, тематическая, комплексная, комбинированная, сквозная, дополнительная, повторная. [9, с.28]

Задачи аудита и ревизии расчетных операций следующие: [9, с.126]

1) проверить целесообразность и законность производственных расчетов;

2) проверить соблюдение размеров и сроков выплаты денежных средств;

3) проверить правильность отражения операций в учетных регистрах;

4) проверить полноту и своевременность оприходования ТМЦ (работ, услуг), полученных в результате расчетных операций;

5) проверить обоснованность получения, эффективность использования и своевременность погашения банковских кредитов.

Для проведения проверки расчетных операций в РУП "Белгеодезия" используются следующие источники:

Бухгалтерский баланс (Приложение 2);

Отчет о прибылях и убытках (Приложение 3);

Отчет об изменениях капитала (Приложение 4);

Отчет о движении денежных средств (Приложение 5);

первичные документы (платежные поручения, платежные требования, чеки, ТТН, командировочные удостоверения, авансы, отчеты и т.д.);

учетные размеры, журналы-ордера № 3,4,5,6,7,8;

записи бухгалтерских счетов;

выписки из банковских счетов.


2. Аудит и ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками в РУП "Белгеодезия" являются проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия, установления реальности задолженности.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в РУП "Белгеодезия" начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства.

В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Главной книге и бухгалтерскому балансу.

При этом аудитор составляет вспомогательную ведомость (Приложение 6).

Согласно Приложению 6 в РУП "Белгеодезия" все остатки задолженности отражены по статьям баланса верно.

При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику. Такие расхождения могут быть следствием запущенности учета расчетных операций либо результатом злоупотреблений.

Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности образования задолженности, реальности ее получения.

При проверке дебиторской и кредиторской задолженности различают следующие ее категории: текущую (или нормальную); не оплаченную в срок; задолженность с истекшим сроком исковой давности; спорную; безнадежную.

Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не является нарушением финансовой дисциплины.

Задолженность, не оплаченная в срок, - это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки расчетов.

Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством. Исковая давность исчисляется с момента возникновения права на предъявление иска. По этому виду задолженности следует проверить, направлялись ли письма-напоминания о необходимости погашения долга, выставлялись ли претензии, переданы ли материалы юридической службе предприятия для предъявления иска.

К спорной относится задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организациям или переданным в хозяйственный суд. Здесь необходимо проверить копии исковых заявлений и расписок о приеме дел на рассмотрение хозяйственным судом. При проверке следует обращать внимание на явно необоснованные иски, составляемые с таким расчетом, чтобы использовать отказ суда в удовлетворении претензии Для списания нереальной задолженности на убытки.

При наличии безнадежной задолженности, в иске которой хозяйственный суд отказал, следует выяснить мотивы отказа, особенно если он был вызван истечением срока исковой давности, необоснованностью иска и неправильным ведением дел.

Выявленные факты невзысканной просроченной дебиторской задолженности и нарушений расчетной дисциплины рекомендуется обобщить в ведомости следующей формы (табл.2.1).

 

Таблица 2.1

Накопительная ведомость дебиторской задолженности РУП "Белгеодезия" с просроченными сроками оплаты

№ п/п Наименование дебитора Синтетический счет Дата возникновения задолженности Причины возникновения задолженности Характер задолженности Сумма, млн. руб. Принятые меры по урегулированию расчетов
1. Минский кирпичный завод 60 10 апреля 2007г. недопоставка кирпича спорная 12,5 материал передан в хоз. суд.
и. т.д.
Всего: 201,5

 

Следует также установить, производилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с ее результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. Такая проверка должна быть оформлена промежуточным актом следующей формы (табл.2.2).

Акт взаимной сверки расчетов РУП "Белгеодезия" и Минским кирпичным заводом по состоянию на 19 мая 2008г.

Аудитором Крещатниковым П.Д. произведена взаимная сверка расчетов между РУП "Белгеодезия" и Минским кирпичным заводом по состоянию на 19 мая 2008г.


Таблица 2.2

№ п/п Содержание записи По данным бухгалтерского учета
РУП "Белгеодезия" Минский кирпичный завод
дебет кредит дебет кредит
Сальдо до выверки расчетов
1. Поступил кирпич по ТТН № 151700 от 10.04.2008г. 259 000 15 002 000 15 002 000 289 000
2. Поступили блоки по счету № 187 от 15.04.2008г. 24 008 000 24 038 000
ИТОГО: 259 000 39 010 000 39 040 000 289 000
Сальдо после выверки расчетов 38 751 000 38 751 000

Сумма прописью: Тридцать восемь миллионов пятьдесят одна тысяча рублей.

Аудитор П.Д. Крещатников_____________________

Гл. бухгалтер А.П. Зонтов_______________________

Минского кирпичного завода

При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов.

Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использованию ревизуемым предприятием своих прав в случае нарушения условий договоров поставки. Чтобы установить полноту оприходования материальных ценностей, следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам (платежным поручениям и требованиям) с данными документов на их оприходование (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных) и показателей аналитического учета расчетов с поставщиками (реестров операций по расчетам с поставщиками, соответствующими машинограммами), книгами (карточками) складского учета, отчетами движения продуктов и материалов.

При проверке обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты обнаруживаются сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с Ценами, указанными в заключенных договорах.

Аудитором изучается правильность корреспонденции счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. При этом следует учитывать, что счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" корреспондирует: [8]

по дебету с кредитом счетов по кредиту с дебетом счетов
10 Материалы 07 Оборудование к установке
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 08 Вложения во внеоборотные активы
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей 10 Материалы
18 НДС по приобретенным товарам, работам, услугам 11 Животные на выращивании и откорме
20 Основное производство 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
23 Вспомогательные производства 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
25 Общепроизводственные расходы 18 НДС по приобретенным товарам, работам, услугам
26 Общехозяйственные расходы 20 Основное производство
29 Обслуживающие производства и хозяйства 23 Вспомогательные производства
44 Расходы на реализацию 25 Общепроизводственные расходы
50 Касса 26 Общехозяйственные расходы
51 Расчетный счет 28 Брак в производстве
52 Валютные счета 29 Обслуживающие производства и хозяйства
55 Специальные счета в банках 41 Товары
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 44 Расходы на реализацию
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 50 Касса
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 51 Расчетный счет
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 52 Валютные счета
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 55 Специальные счета в банках
79 Внутрихозяйственные расчеты 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
90 Реализация 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
91 Операционные доходы и расходы 79 Внутрихозяйственные расчеты
92 Внереализационные доходы и расходы 91 Операционные доходы и расходы
92 Внереализационные доходы и расходы
  94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов

При ревизии расчетов с подрядчиками в РУП "Белгеодезия" устанавливают:

включены ли строящиеся объекты в титульный список;

обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования;

имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты;

заключены ли договоры с подрядчиками и каковы условия расчетов (за объект в целом, за законченные технологические этапы и комплексы работ);

правильность применения цен, расценок, нет ли приписок объе-моВ выполненных работ;

достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах.

Если будут выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, де предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных объемов строительно-монтажных работ.

3. Аудит и ревизия расчетов с покупателями и заказчиками

При проверке расчетов с покупателями в РУП "Белгеодезия" устанавливают, заключены ли договоры, правильно ли исчисляются суммы, причитающиеся предприятию за сданные объекты строительства и СМР, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за объекты строительство и СМР. С этой целью проводится инвентаризация расчетов.

Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями РУП "Белгеодезия" производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокорентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов.

В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и актом взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.

По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.

При расчетах с покупателями и заказчиками аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены.

Следует помнить, что субъект хозяйствования за пределами Республики Беларусь, формирует отпускную цену на внутреннем рынке исходя из контрактной цены, пересчитанной в рубли по курсу Нацбанка, таможенной пошлины, расходов по растаможиванию груза, НДС при ввозе, акциза и надбавки до 20% к сумме перечисленных расходов. Если у покупателя будут документально подтвержденные расходы по страховке и транспортировке груза до своего склада, то он имеет право дополнительно включить их в отпускную цену (сверх оптовой надбавки).

Субъект хозяйствования, купивший товар у импортера при реализации товара оптом потребителю (предприятию, которое не будет перепродавать), при формировании отпускной цены может применить оптовую надбавку (снабженческо-сбытовую наценку) в размере до 20% к цене импортера (первого продавца).

При продаже или перепродаже продукции и товаров на территории Беларуси в сопроводительных документах (ТТН) продавцы обязаны указывать отпускные цены предприятий-изготовителей или цены, сформированные оптовиком-импортером, размер взимаемой надбавки (наценки) и другие данные.

В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений. При этом аудитор учитывает, что счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует: [8]

по дебету с кредитом счетов по кредиту с дебетом счетов
46 Выполненные этапы по незавершенным работам 50 Касса
50 Касса 51 Расчетный счет
51 Расчетный счет 52 Валютные счета
52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках
55 Специальные счета в банках 57 Переводы в пути
57 Переводы в пути 58 Финансовые вложения
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 62 Расчеты с покупателями и заказчиками
79 Внутрихозяйственные расчеты 63 Резервы по сомнительным долгам
90 Реализация 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
91 Операционные доходы и расходы 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
92 Внереализационные доходы и расходы 68 Расчета по налогам и сборам
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
92 Внереализационные доходы и расходы

4. Аудит и ревизия расчетов с подотчетными лицами

Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами в РУП "Белгеодезия" являются: установление правильного и целевого использования подотчетных сумм; выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов; соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.

Источниками проверки являются: приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Расчеты с подотчетными лицами проверяют в РУП "Белгеодезия" сплошным способом. При этом устанавливается: соблюдение правил выдачи авансов; своевременность предоставления авансовых отчетов; целесообразность и законность использования подотчетных сумм; правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам; порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования; своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.

При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия. В список включаются только постоянно работающие на предприятии лица либо выполняющие разовые работы для предприятия на основании договоров подряда.

По выданным в подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса. На расходы, производимые в месте нахождения предприятия, организации или учреждения, деньги выдаются в размере не более однодневной потребности и на срок, не превышающий трех дней, а на производимые вне места расположения предприятия, организации или учреждения - в размере не более десятидневной потребности и на срок не более пятнадцати дней. На командировочные расходы деньги выдаются в подотчет в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату проезда в оба конца, суточных и квартирных расходов на срок командировки. При проверке действующего порядка выдачи подотчетных сумм следует установить, не выдавались ли деньги под отчет лицам, которые имели задолженность по ранее полученным суммам. Законность и целесообразность расходов по подотчетным суммам на хозяйственные и операционные нужды проверяются путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату наличными деньгами погрузочно-разгрузочных работ и других услуг, а также на оплату приобретенных материальных ценностей с показателями документов, подтверждающих фактическое поступление материальных ценностей на склад. Для этого сличают счета, товарные чеки с накладными на оприходование материальных ценностей с книгами (карточками) складского учета, отчетами движения продуктов и материалов.

Аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл.4.1).

 

Таблица 4.1

Проверка законности расходования подотчетных сумм

Израсходовано на покупку ТМЦ по авансовому отчету Стоимость ТМЦ согласно копиям чеков Оприходовано ТМЦ, р. согласно Отклонение данных (+/-)
накладным отчету о движении продуктов и материалов карточкам складского учета авансового отчета от копий чеков от отчетов о движении продуктов и материалов накладных от карточек складского учета отчета о движении продуктов и материалов от карточек складского учета
копии чеков накладных на оприходование отчета движения продуктов и материалов карточек складского учета

При проверке оплаты погрузочно-разгрузочных работ в РУП "Белгеодезия" устанавливается правильность, начисленной оплаты труда и удержаний подоходного налога. Особое внимание обращается на наличие в платежной ведомости адресов получателей денег, номеров, мест выдачи и прописки паспортов. Достоверность документов на выдачу оплаты труда посторонним лицам или на оплату аренды жилых и складских помещений проверяется выборочно путем отправки письменных запросов соответствующим лицам. Встречной проверкой и взаимным контролем операций определяют, не оплачены ли эти работы и услуги расчетными чеками или с расчетного счета.

Важным этапом проверки является установление своевременности возврата неиспользованных подотчетных сумм. Неизрасходованные и своевременно не возвращенные подотчетные суммы должны быть удержаны по расчетно-платежной ведомости в бесспорном порядке не позднее месяца со дня окончания срока их возвращения.

В процессе контроля проверяется законность и целесообразность возмещения командировочных расходов. При этом устанавливается правильность ведения журнала регистрации работников, направленных в командировки (табл.4.2).

 

Таблица 4.2

Журнал регистрации работников РУП "Белгеодезия", направленных в командировки

№ п/п Ф. И.О. командированного Должность Место командировки Цель командировки Продолжительность командировки Время пребывания в командировке Отметка о выполнении служебного задания
1. Кравченко Т.П. бухгалтер г. Витебск Повышение квалификации 10 дней с 10.10.2008г. по 20.10.2008г. задание выполнено
и. т.д.

Особое внимание уделяется проверке представленных командированными лицами РУП "Белгеодезия" авансовых отчетов. Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок в командировочном удостоверении, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время пребывания в командировке определяют по отметке в командировочном удостоверении о выбытии и прибытии. При этом достоверность отметок командировочного удостоверения обязательно сверяется с датами компостера проездных билетов. В необходимых случаях производится сверка данных командировочного удостоверения с путевыми листами водителей и табелями учета рабочего времени других категорий работников.

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда - день прибытия транспорта в место постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки. Если станция отправления поезда, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта.

Соблюдение срока нахождения в командировке определяется путем сопоставления времени, указанного в приказе, со временем фактического пребывания, исчисленным по отметкам в командировочном удостоверении. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных расходов, расходов по найму жилья и на проезд.

Работнику за каждый день пребывания в командировке выплачиваются суточные, квартирные и проездные расходы. Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда ему предоставляется бесплатное помещение) в размере, указанном в предоставленных счетах (квитанциях).

Проезд работника к месту командировки и обратно оплачивается на основании проездных документов в размере стоимости проезда на воздушном, железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), включая платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Расходы за пользование постельными принадлежностями в поездах возмещаются командированным работникам при проезде к месту командировки и обратно в плацкартном, купейном или мягком вагонах без предъявления квитанций. В таком же порядке и в указанных размерах возмещаются расходы работникам, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, а также для повышения квалификации в течение всего срока обучения.

В РУП "Белгеодезия" выплачиваются суточные, квартирные и другие расходы в размерах, превышающих вышеназванные суммы.

В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течение трех дней по возвращении из командировки. Для указанных целей предназначен авансовый отчет, составляемый работником и утверждаемый руководителем предприятия. К отчету прилагаются командировочное удостоверение с отметками о времени выбытия в командировку, прибытия в пункт назначения, выбытия из него и прибытия к месту работы, документы о найме жилого помещения и фактических расходах на проезд и других расходах (служебные переговоры по телефону, отправка телеграмм и т.п.). Руководитель РУП "Белгеодезия" или его заместитель обязан не позднее пяти дней принять решение по отчету командированного.

Для проверки соблюдения сроков отчетов аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл.4.3).

 

Таблица 4.3

Проверка соблюдения сроков отчетов по выданным подотчетным суммам и наличие остатков неиспользованных сумм

№ авансового отчета Сумма неиспользованных средств Срок отчета Кол-во дней просрочки Сумма штрафа Примечания

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Все случаи переплат или недоплат фиксируются в отчете аудитора.

При контроле расчетов с подотчетными лицами в РУП "Белгеодезия" необходимо проверить правильность бухгалтерских записей по отражению полученных под отчет сумм и их списанию. Следует учитывать, что счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" корреспондирует: [8]

по дебету с кредитом счетов по кредиту с дебетом счетов
50 Касса 07 Оборудование к установке
51 Расчетный счет 08 Вложения во внеоборотные активы
52 Валютные счета 10 Материалы
55 Специальные счета в банках 11 Животные на выращивании и откорме
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
79 Внутрихозяйственные расчеты 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
92 Внереализационные доходы и расходы 18 НДС по приобретенным товарам, работам, услугам
20 Основное производство

23 Вспомогательные производства

25 Общепроизводственные расходы

26 Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
41 Товары
44 Расходы на реализацию
45 Товары отгруженные
50 Касса
51 Расчетный счет
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
58 Финансовые вложения
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
91 Операционные доходы и расходы
92 Внереализационные доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
97 Расходы будущих периодов

Все нарушения, которые могут встречаться среди операций с подотчетными суммами, делятся на две группы: допускаемые администрацией РУП "Белгеодезия"; возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации.

К первой группе нарушений относятся:

отсутствие утвержденного списка строго ограниченного круга лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы;

выдача денег под отчет на операционные и хозяйственные нужды работникам, не предусмотренным в списке;

выдача подотчетных сумм лицам, не имеющим трудовых отношений с контролируемым предприятием;

выдача подотчетных сумм на расходы, которые могут быть оплачены из кассы или через банк;

скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов ранее наступления потребности в деньгах или вообще без всякой потребности;

выдача подотчетных сумм лицу, имеющему задолженность по ранее полученному авансу;

превышение предельных размеров авансов;

несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица, не отчитавшегося о своих расходах и не вернувшего остаток средств в кассу, путем удержания его долга из оплаты труда.

Ко второй группе нарушений относятся:

несвоевременное предоставление авансового отчета и возвращения остатка денег в кассу;

передача денег другому подотчетному лицу;

расходование аванса не по назначению;

неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;

предоставление оправдательных документов, искажающих размеры или направления действительного расходования средств.

5. Аудит и ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами

Контроль расчетов за товары, проданные в кредит, проводится с использованием методических приемов документального контроля и реализующих эти приемы контрольно-ревизионных процедур. В процессе проверки руководствуются Основными положениями о порядке расчетов за проданные рабочим и служащим в кредит товары и кредитования промышленных предприятий по операциям, связанным с этими расчетами. Проверяя организацию расчетов с покупателями за товары, проданные в кредит, необходимо изучить организацию расчетных отношений между предприятиями торговли и предприятиями, работники которых приобретают товары в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д. Состояние расчетов за строительные материалы и услуги СМР РКП "Белгеодезия", проданные в кредит, изучается по данным учета по субсчету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчету б "Расчеты за товары, проданные в кредит". Проверяются, прежде всего, расчеты с покупателями, которые имеют просроченную задолженность. Определяются причины образования просроченной задолженности. Основной из них является нарушение правил предоставления кредита: выдача справок временным и сезонным работникам; выдача работнику нескольких справок одновременно на приобретение в кредит; несвоевременное возвращение предприятию поручения-обязательства в связи с увольнением работника; непринятие мер предприятием к принудительному взысканию задолженности по кредиту. В процессе проверки расчетов за строительные материалы и услуги СМР, проданные в кредит, выявляются случаи неправильного взимания с покупателя платы за пользование кредитом, начисления пени за несвоевременное погашение кредита, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности. Проверкой расчетов по индивидуальному жилищному строительству устанавливают характер, законность и дату возникновения задолженности за каждым индивидуальным застройщиком, соблюдение сроков ее погашения и меры, предпринимаемые предприятием по взысканию просроченной задолженности. В случае выдачи займов на индивидуальное жилищное строительство выявляют обоснованность и размер их выдачи, сроки возврата и фактическое погашение полученных сумм. Используя прием встречной сверки записей, произведенных по субсчету 73/1 "Расчеты по предоставленным займам" и счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" определяют своевременность и полноту отражения поступивших от индивидуальных застройщиков взносов в погашение их задолженности. Тщательной проверке подлежит каждый случай списания задолженности с лицевых счетов отдельных ссудополучателей в целях установления законности и реальности этих операций. Аудитором внимательно изучаются бухгалтерские записи по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" корреспондирует: [8]

по дебету с кредитом счетов по кредиту с дебетом счетов
01 Основные средства 01 Основные средства
03 Доходные вложения в материальные ценности 03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы 04 Нематериальные активы
07 Оборудование к установке 07 Оборудование к установке
08 Вложения во внеоборотные активы 08 Вложения во внеоборотные активы
10 Материалы 10 Материалы
11 Животные на выращивании и откорме 11 Животные на выращивании и откорме
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
16 Отклонение в стоимости материалов 16 Отклонение в стоимости материалов
20 Основное производство 18 НДС по приобретенным товарам, работам, услугам
21 Полуфабрикаты собственного производства 20 Основное производство
23 Вспомогательные производства 23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы 25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы 26 Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве 28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства 29 Обслуживающие производства и хозяйства
41 Товары 41 Товары
43 Готовая продукция 44 Расходы на реализацию
44 Расходы на реализацию 45 Товары отгруженные
45 Товары отгруженные 50 Касса
50 Касса 51 Расчетный счет
51 Расчетный счет 52 Валютные счета
52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках
55 Специальные счета в банках 57 Переводы в пути
58 Финансовые вложения 58 Финансовые вложения
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 62 Расчеты с покупателями и заказчиками
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 63 Резервы по сомнительным долгам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
70 Расчеты с персоналом по оплате труда 68 Расчеты по налогам и сборам
71 Расчеты с подотчетными лицами  70 Расчеты с персоналом по оплате труда
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям 71 Расчеты с подотчетными лицами
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
79 Внутрихозяйственные расчеты 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
81 Собственные акции (доли) 79 Внутрихозяйственные расчеты
86 Целевое финансирование 91 Операционные доходы и расходы
90 Реализация  92 Внереализационные доходы и расходы
91 Операционные доходы и расходы 94 Недостачи и потери от порчи ценностей
92 Внереализационные доходы и расходы 96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов 97 Расходы будущих периодов
98 Доходы будущих периодов

Проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами производится по отдельным субсчетам к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При проверке расчетов по исполнительным документам устанавливаются правильность удержаний из оплаты труда рабочих и служащих сумм по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателям.

В процессе контроля расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, проверяют своевременность и правильность начисления платы за пользование квартирами, общежитиями и коммунальными услугами, своевременность и полноту погашения этой задолженности. При контроле применяют встречную сверку данных в ведомости учета расчетов с жильцами квартир и общежитий (или машинограммы) с показателями кассовых отчетов. При необходимости подвергают выборочной проверке расчеты с отдельными квартиросъемщиками путем их опроса и ознакомления с имеющимися у них квитанциями об оплате указанных услуг. Особое внимание обращают на правильность и полноту начисления платы за коммунальные услуги и оприходования поступивших сумм в кассу предприятия, так как на практике встречаются случаи бесплатного предоставления квартир и коммунальных услуг работникам, которые по действующему законодательству не пользуются таким правом, а также допускается неполное оприходование фактически поступившей платы от квартиросъемщиков и жильцов общежитий.

Своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях выявляют путем сверки записей по наличию детей в этих учреждениях на отдельные даты ревизуемого периода (табель учета посещаемости детей в детском дошкольном учреждении), начислению платы за их содержание (ведомость расчетов с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях) и поступлению ее в кассу предприятия (кассовая книга).

Особое внимание следует уделить проверке расчетов с депонентами, установить причины и реальность возникновения задолженности, законность ее списания. Депонирование оплаты труда может производиться либо по причине болезни работника, либо когда лицо находится в командировке. Чтобы установить реальность возникновения и законность списания депонентской задолженности, необходимо сверить депонированные суммы с расчетно-платежными ведомостями за соответствующий период, сличить подписи депонентов в различных документах (расходных кассовых ордерах, платежных ведомостях, заявлениях и др.), в случае необходимости, пригласить отдельных депонентов для подтверждения получения ими соответствующих сумм.

Следует также убедиться в обоснованности фактов, послуживших основанием для перечисления депонированных сумм в банки на лицевые счета отдельных депонентов или перечисления почтовым переводом. В случае необходимости проверяется подлинность документов, послуживших основанием для начисления оплаты труда или зачисления на работу отдельных лиц. В практике имеют место случаи начисления оплаты труда работникам за невыполнявшиеся работы, которая впоследствии депонируется и присваивается кассиром и бухгалтером. Причем депонированные суммы могут причитаться как рабочим предприятия, так и вымышленным лицам. Для незаконного получения таких сумм в расходных кассовых ордерах или в карточках депонентов подделываются подписи получателей денег.


Заключение

Таким образом, в процессе написания работы была достигнута поставленная цель и решены предполагаемые задачи. В заключении подведем итоги.

Аудит и ревизия способствуют повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.

В рамках курсовой работы был рассмотрен процесс организации ревизии и аудита расчетных предприятий в РУП "Белгеодезия".

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Задачами аудита и ревизии расчетных операций является проверка:

целесообразности и законности производственных расчетов;

соблюдения размеров и сроков выплаты денежных средств;

правильности отражения операций в учетных регистрах;

полноты и своевременности оприходования ТМЦ (работ, услуг), полученных в результате расчетных операций;

обоснованности получения, эффективности использования и своевременности погашения банковских кредитов.

Проверка в РУП "Белгеодезия" проводилась по следующим направлениям:

аудит и ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками;

аудит и ревизия расчетов с покупателями и заказчиками;

аудит и ревизия расчетов с подотчетными лицами;

аудит и ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами.

Проведенная работа показала, что все расчетные операции, осуществляемые в РУП "Белгеодезия" соответствуют законодательству и достоверно отражены в бухгалтерской отчетности.

По результатам проверки составлено аудиторское заключение (Приложение 7).


Список использованных источников

1.   Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республики Беларусь. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998г. № 694 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2003г. № 922)

2.   Об аудиторской деятельности. Закон Республики Беларусь от 08.11.1994г. № 3373-XII (с изменениями и дополнениями от 18.12.2002г. № 164-З; от 25.06.2007г. № 240-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. - № 107, 2/1235

3.   О бухгалтерском учете и отчетности. Закон Республики Беларусь от 18.10.2004г. № 3321-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42-3) // Главный бухгалтер, 2001. - №8. -С.12-17

4.   Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Утверждены Министерством экономики 26.01.1998г. № 19-12/397. Министерством Финансов 30.01.1998г. №3, Министерством статистики и анализа 30.01.1998г. № 01-21/8, Министерстовом труда Республики Беларусь 30.01.1998г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2008г)

5.   Инструкция о банковском переводе, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001г. №66 и зарегистрированной в НРПА 27.04.2001г., рег. №8/5770 и о внесении изменений от 20.12.2007 г. №225

6.   Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. №35.

7.   Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 г. №4.

8.   Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. №89. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - №8/9975

9.   Аудит и ревизия: Учебник / Под общ. ред.Г.М. Пупко. -Мн.: Мисанта, 2005. - 512 с.

10.      Адамов Н.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.

11.      Астахов В.П., Макаренко Е.Н., Ткаченко Е.М. Бухгалтерский учет денежный средств и расчетов. -М.: Приор, 2008. - 256 с.

12.      Аудит: Нормативные акты, действующие в Республике Беларусь. / под ред. И.Н. Ковалевича. -Витебск: Высшая школа, 2007. - 326 с.

13.      Белый И.Н. Аудит и ревизия. - Мн.: Мисанта, 2003. - 523 с.

14.      Бухгалтерский учет для неучетных специальностей: Учебное пособие / Под общ. ред.Н.И. Ладутько. - Мн.: Книжный Дом, 2005. - 576 с.

15.      Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси. - Мн: Белпринт, 2008. -118с.

16.      Дробышевский Н.П. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебно-методическое пособие. - Мн: ФУАинформ, 2006. - 748 с.

17.      Красуцкая Е. Комментарий к Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) // Национальная экономическая газета, 2002. - 57 (577). -С.8-9

18.      Макоед И.А., Шиманский К.А. Нормы и принципы аудиторской деятельности. - Мн.: БГЭУ, 1994. - 187 с.

19.      Ревизия и аудит: нормативное обеспечение: Сборник нормативных документов. - Мн.: Информпресс, 2009. - 308 с.

20.      Солодухина М.Л. Налоговый учет затрат в организациях. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 193 с.

21.      Технологии автоматизированной обработки учетно-экономической информации: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.А. Королева. -Мн.: УП "Минфина", 2002. - 322 с.

22.      Хмельницкий В.А. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь. - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2003. - 121 с.

Анализ хозяйственной деятельности, ревизия и аудит на КУП "МОФ ...
... средств .......................2 а) Учет кассовых операций......................2 б) Учет операций на расчетном счете...............3 1.2. Учет ...
Аудит и ревизия учетной политики предприятия и достоверности данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ........34
Аудит и ревизия расчетных операций ................38
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: отчет по практике
Организация анализа кредиторской и дебиторской задолженности
Содержание Нормативные ссылки Определения Обозначения и сокращения Введение 1. Основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности 1.1 Сущность и ...
Дебиторская задолженность - задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е ...
определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: дипломная работа
Методика проведения внутреннего аудита
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Сущность, особенности и задачи внутреннего аудита 1.1 Сущность и особенности внутреннего аудита 1.2 Задачи внутреннего ...
На стадии обмена предметом внутреннего аудита является информация о фактах, подтверждающих и характеризующих операции по сбыту продукции (работ, услуг, прочего имущества ...
При проведении внутреннего аудита основных средств проверяют сохранность и техническое состояние основных средств; законность и правильность документального операций по поступлению ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: дипломная работа
Теоретические основы понятий кредиторской и дебиторской задолженности
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы понятий кредиторской и дебиторской задолженности 1.1 Сущность кредиторской и дебиторской ...
Примеры образования дебиторской задолженности: товар отгружен покупателю (работы выполнены, услуги оказаны), а деньги за него не поступили; поставщику перечислен аванс, а товары в ...
По результатам анализа состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности ООО "Призма" можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере осуществления платежно ...
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: дипломная работа
Общая характеристика аудиторского контроля
Тема 1: Общая характеристика аудиторского контроля План 1) Становление и развитие профессии аудитора 2) Сущность и особенности аудита и аудиторской ...
При проверке расчетов по каждому поставщику и подрядчику анализируют наличие задолженности, дату возникновения, правильность применения цен на ценах, полноту и своевременность ...
1) наличие списка подотчетных лиц; 2) порядок лимитирования авансов; 3) выдают ли деньги подотчет при наличии непогашенной задолженности; 4) допускается ли оплата через подотчетных ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: учебное пособие