Контрольная работа: Роль носителя в эволюции документирования информации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Филиал а г. Одинцово

Контрольная работа

По « Технотронное документирование »

(дисциплина)

Тема: «Роль носителя в эволюции документирования информации»

Студент Барсукова А.П.

Преподаватель Кюнг П.А.

Курс 3

Группы ДОУ (5)-05

Дата сдачи 17.05.2008 г.

Одинцово 2008 г.


Содержание:

1.Генезис и развитие понятия «документ»

2. Носители информации и их роль

2.1. Библиографические документы.

2.2. Другие графические документы

2.3.Документы заменители книг

3. Заключение

4. Список литературы.

 


1. Генезис и развитие понятия «документ»

История возникновения и эволюция толкования термина «документ» изучена недостаточно. Среди специалистов, которые исследовали этот вопрос, следует назвать Х.Аритца, Г.Г. Воробьева, М.А. Комарова, С.Г. Кулешова, Ю.Н. Столярова, А. Суски, Г.Н. Швецову-Водку и др.

Слово «документ» (лат. Documentum – образец, доказательство свидетельство) происходит от глагола «docere» - учить, обучать.

Корни этого слова уходят в индоевропейский праязык, где оно означало жест вытянутых рук, связанный с передачей, приемом или получением чего- либо.

По другой версии слово «dek»происходит от числа «десять» и связано с тем, что на раскрытых ладонях вытянутых рук насчитывалось десять пальцев.

Постепенно корень «dek» был заменен на «doc» в слове «doceo» -учу, обучаю, от которого были образованы слова «doctor»- ученый, «doctrina»- учение, «documentum» -то, что учит, поучительный пример. В этом значении слово документ использовался Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое звучание и стало означать «письменное доказательство», « доказательство, почерпнутое из книги, подтверждающих записей, официальных актов». В значении письменного свидетельства слово «документ» употреблялось от средневековья до XIX в. Из латинского языка оно заимствовано во все европейские языки.

В русский язык слово «документ» пришло во времена Петра I, как заимствовано из немецкого и польского языков, - в значении посменного свидетельства. В начале XX в.оно имело два значения:

1. любая бумага, составленная законным порядком и могущая служить доказательствам прав на что-нибудь (имущественных. Состояния, на свободное проживание)или на выполнение каких либо обязанностей (условия, договоры, долговые обязательства);

2.вообще любое письмо свидетельство («Энциклопедический словарь» Ф. Павленкова. – СПб., 1913 ).

Рост числа юридических документов привел к возникновению во второй половине XVII в. Во Франции особой науки под названием «дипломатика». Название науки произошло от греческого слова «diploma»- лист, документ (сложение вдвое). Дипломатика стала изучать все публичные (общественные) документы, в отличие от документов личностного происхождения. Её основоположником считается Жан Мабильон, издавший в 1681 г. в Париже «Книгу об искусстве дипломатики».

Базовое понятие «документ» толковалось в дипломатике как любое письменное свидельство, служащее «возникновению, доказательству выполнению прав или владению определёнными правами». Документ выполнял одну из трех функций:

1.   утверждение нового правового положения ( акт дарения, продажи и т.д.)

2.   средство доказательства перед судом (письменные показания сторон)

3.   перенос полномочий с одного лица на другое (вексель, купон акций и т.д.).

Ко второй половине XIX в. В справочных изданиях некоторых стран мира появляются производные от слова «документ» термины: документация - в значении подготовки использования подтвержденных документами доказательств и полномочий; документный – относящийся к документу. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано толкование документа как любой важной бумаги, а также диплома, свидетельства. Производный термин «документный» составитель толковал как «к документному относящийся» (Т.1, с.459)

Таким образом, в конце XIX в. Наблюдается тенденция к сужению границ понятия «документ»: сначала оно рассматривалось как любой предмет, служащий для получения и доказательства, затем – как письменное свидетельство, подтверждающее определенные правовые отношения. Понятие использовалось преимущественно в юридическом значении.

С начала XX в. В терминосистему вводится новое, более широкое понимание понятия»документ»: его ввел известный бельгийский ученый, осноположник документации – науки о совокупности документов и области практической деятельности – Поль Отле.

Поль Отле (1868-1944) и его сподвижник, и единомышленник Анри Лафонтен (1854-1943) разрабатывали теорию документации в стенах Международного библиографического института, созданного в Брюсселе в 1895 г. и в 1931 г. переименованного в Международный институт документации. По решению Международного конгресса по документации (Париж, 1937) на базе института в 1938 г. была создана Международная федерация по документации (МФД). В настоящее время МФД является международной неправительственной организацией, объединяющей ведущие информационные центры и библиотеки, работающие в области теории и практики документоведения и научно-технической информации. Организация издает с 1975 г. журнал «Международный форум по информации и документации».

П. Отле впервые ввел в научный оборот понятие «документ» в значении, близком к широкому значению понятия «книга». Его основной труд – изданный в 1934 г. фундаментальный «Трактат о документации».

Объясняя понятия «книга» «документ», П.Отле подчеркивал, что книга (biblion, document, или gramme ) – это термин, употребляемый условно для обозначения всего массива документов. Он объединяет в себе не одну только книгу в собственном значении слова, рукописную или печатную, но и журналы, газеты, рукописи и графические репродукции, чертежи, гравюры, карты, схемы, диаграммы, фотографии и т.д. ученый рассматривал понятия «книга» и «документ» как синонимичные.

П. Отле впервые использовал комплексный подход к типологической классификации документов, учитывающий содержание и форму документа, в «Трактате о документации».

Всю совокупность документов ученый разделил на три основных класса:

1.   Документы библиографические, т.е. тексты, которые традиционно считают произведениями письменности и печати. Среди них – брошюры, монографии, очерки, трактаты, руководства, энциклопедии, словари, периодические и продолжающиеся издания (журналы, газеты, ежегодники и т.п.). Кроме перечисленных, к библиографическим документам относились и тексты личного происхождения (письма), официальные сообщения и учетные (регистрационные) книги (или журналы), а также знаки – вывески, лозунги, билеты и другие проездные документы.

2.   Другие графические документы, т.е. нетекстовые документы: картографические, изобразительные, нотные. Среди изобразительных названы: иконографические, содержащие печатное изображение(эстампы, гравюры, почтовые открытки и др);фотографии; документы, воспринимаемые через проекционные устройства (в т.ч. микрокопии). Как особая разновидность выделены «памятники изобразительные»: надписи, монеты, медали, печати (штемпели). К графическим документам П.Отле относил: «манускрипты» - рукописные книги и инкунабулы, а также»архивные документы» (управленческие), древние и современные.

3.   Документы-заменители книги: диски, фонограммы, кинофильмы, и наряду с этим – радио вещание (запись передача звука), телевидение, в т.ч. телефотография, радиотелефотография. Особенно место в этом классификационном ряду заняли «документы трех измерений»: природные (минералы, растения , животные) и искусственные, созданные человеком(материалы, продукты, технические объекты, а также медали, макеты, рельефы) К ним отнесены также научные инструменты, дидактические материалы, наглядные пособия. Особо выделены среди них трехмерные произведения искусства: произведения архитектуры и скульптуры.

Именно в таком широком значении понятие «документ»использовалось в последствии, когда речь шла не только о фондах библиотек, архивов, музеев, информационных служб, но и о социальных, в частности, массовых коммуникациях в целом.

Концепция П.Отле рассматривает документ как носитель социальной информации. Однако в справочных изданиях того времени продолжает существовать узкое значение этого слова: кроме юридического, вводится понятие «исторический документ» (фиксированное свидетельство о какой либо эпохе, лице т.д.) и «счетный документ» (служащий основанием для осуществления хозяйственных действий – приема и выдача ценностей). Обобщающее определение не дано.


2. Носители информации и их роль

 

2.1. Библиографические документы

Письмо –знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Система письма характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает целое слово, либо последовательно звуков, либо отдельный звук речи. Система письма тесно связана с письменностью.

Первоначально для передачи информации использовали простые знаки письма: рисуночное, пиктографическое письмо, биржи, зарубки, вампуны, кипу ит.д.

Журнал (фр.journal – дневник, газета) – периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Каждый журнал имеет свой читательский адрес, который понимается довольно широко и зависит от сферы деятельности читателя, его профессии, общего культурного уровня и интересов. Читательский адрес журнала обусловливает язык издания, характер его материалов, предназначенных читателям определенного возраста, пола, занятий, а также читателям специфических групп населения (например с физическими недостатками). По функциональному назначению различают семь видов журналов: общественно-политический, научный, научно-популярный, производственно-практический, популярный, литературно-художественный и рефератный.


2.2. Другие графические документы

Нотное издание – это разновидность издания, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения. Оно предназначено для исполнения или изучения музыкальных произведений. В отличие от текстовых изданий. Нотные – передают информацию при помощи специальных знаков – нот. Основную часть нотных изданий составляет запись музыкальных произведений с текстом или без него.

Нотные издания предназначены для исполнения изучения музыкальных произведений.

По функциональному назначению все нотные издания делятся на три вида: научные, учебные, концертные.

Картографическое издание (КИ) выделяют из массива изданий по признаку знаковой природы информации или по форме информационных знаков, с помощью которых фиксируется информация.

Большую часть картографического издания занимает картографическое произведение (одно или несколько). Под картографическим пониманием произведение, главной частью которого является изображение, построенное в картографической проекции, - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внезапного пространства в определенной системе условных знаков.

Специфику КИ следующие отличительные черты: математически определенное построение; использование особых знаковых систем – картографических знаков-символов; отбор и обобщение изображаемых явлений; незначительные дополнения текста или цифровой информации; системное отображение действительности; целенаправленное моделирование.

По структуре и материальной конструкции картографическое издание делятся на три вида: карты, атласы, глобусы. Глобусы к изданиям относятся условно: это не печатный, объемный документ.

Эстамп (фр. Estampe – отпечаток, оттиск) – листовое изоиздание, представляющее собой оттиск произведение изобразительного искусства с печатной формы, изготовленной самим художником. Равноценные оттиски изображений читают с гравюры (фр. Gravure –вырезать) – печатного воспроизведения рисунка, вырезанного или вытравленного на металлической или деревянной доске.

По читательскому назначению эстамп – это массовое издание, рассчитано на все категории потребителей, хотя и выпускается малым тиражом.

По технике исполнения различают следующие разновидности эстампов: ксилография, линогравюра, офорт, литография.

2.3.Документы заменители книг

Кинофильм (греч. Kineo – двигаю, двигаюсь + англ. Film – пленка) – совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке (или другом носителе), связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране с помощью кинопроекционной аппаратуры.

Кинофильм (КФ) обеспечивает наглядность и высокую оперативность информации. Наглядность обусловливается динамическим показом изобразительной информации. Оперативность заключается в возможности подачи значительного количества наглядной информации за короткий промежуток времени.

Информационные возможности КФ намного шире и богаче любого другого изобразительного документа, поскольку воспринимаемое на экране воздействует на зрителя не только как информация о явлениях, процессах и предметах, но и как их непосредственное адекватное отражение. Это не позволяет опускать многие пояснения и подробности и направлять внимание пользователя на главное и существенное, воздействие на эмоциональную и познавательную стороны восприятия. КФ может демонстрироваться в большой (несколько сотен и более людей) аудитории.

По функциональному (целевому) назначению КФ подразделяются на такие виды: художественные (игровые), документальные, научно-популярные, учебные. Мультипликационные.

Фонограмма – (греч.phone – звук и gramma- черта, буква, написание) – документ, представляющий собой материальный носитель с записанными на нем звуковыми колебаниями (речь, музыка или условный сигнал).

В зависимости от системы звукозаписи различают фотографические, магнитные и оптические фонограммы (ФН).в зависимости от формы носителя различают магнитные ФН на ленте, магнитные видеофонограммы в кассете, оптические ФН на диске.

Магнитный документ – в зависимости от используемого способа записи и считывания информации различают магнитные, оптические, магнитооптические и другие виды документов.

К магнитным носителям информации относят магнитную ленту (МЛ), магнитную карту (МК), магнитный диск (МД) (жесткий и гибкий).

На магнитный документ можно записать музыку с грампластинки, музыкальную или любую звуковую передачу, услышанную по радиоприемнику, телевизору. Выпускаются также магнитные ленты, кассеты и диски с уже готовой записью текстовой, графической и другой информации.

Оптический документ – относится к новейшим носителям информации, основанным на оптических способах записи, считывания и воспроизведения. Из всей массы документов он выделяется по способу документирования.

Оптический документ аккумулирует в себе преимущества различных способов записи информации и материалов носителя. Важным достоинством данного носителя информации является, во-первых, его универсальность, т.е. возможность записи и хранения в единой цифровой форме информации любого вида – звуковой, текстовой, графической, видео. Во-вторых, оптический документ дает возможность организации и хранения информации в виде баз данных на едином оптическом носителе. В-третьих, этот документ обеспечивает возможность создания интегрированных информационных сетей, обеспечивающих доступ к таким базам данных.

Оптический документ – это интегральный вид документа, способный вобрать в себя достоинства и возможности книги, микро-, диа-и видеофильмов, аудиозаписи и т.д. причем все это одновременно. Он необходим для длительного хранения больших массивов информации.

К оптическим документам относятся оптические диски и видеодиски: компакт-диск, CD-ROM, DVD-диск и др.


Заключение

Форма документа охарактеризована через вещественность (материальность, субстанциональность) и материальную конструкцию, а содержание документа – через характер информации, знаковость (применение определенной знаковой системы). Именно содержание документа определяет его сущность, назначение, функциональные особенности, в то время как форма может изменяться в зависимости от различных внешних, меняющихся условий.

Будущее развитие документа связано с компьютеризацией документно -коммуникационной системы, при этом традиционные виды документов сохраняться в информационном обществе наряду с развитием нетрадиционных носителей информации, обогащая и дополняя друг друга. Будущие библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты в области информатики должны быть готовы к этому психологически, теоретически и технологически.


Список литературы

1.   Ильюшенко М.П., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З. Документоведение. Документ и система документации. –М.: МГИАН, 1977.-.132с.

2.   Коренной А.А. Информация и коммуникация. – К.: Наука. Думка, 1986. – 143 с.

3.   Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учебник. – 6-е изд., стер. – К.: Знания, 2005.-459 с. –(Высшее образование XXI века).