Дипломная работа: Учет доходов и расходов предприятия
Содержание
Введение
1. Доходы и расходы в деятельности предприятия и их формирование
1.1 Понятие и классификация доходов и расходов предприятия
1.2 Объективная необходимость исчисления доходов и расходов
1.3 Учет доходов и расходов предприятия
2. Фактическое состояние доходов и расходов на предприятии ООО «ЭксЛес» и пути эффективного использования
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ЭксЛес»
2.2 Формирование доходов и расходов и их фактическое состояние на предприятии ООО «ЭксЛес»
2.3 Пути эффективного использования доходов и расходов на предприятии ООО «ЭксЛес»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и
потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ фирмы в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий, учитывающая приоритеты, специфику и менталитет России.
И теория, и практика убеждают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием предприятия в рыночных условиях. Одним из таких процессов является процесс формирования доходов и расходов предприятия.
Самая большая ошибка многих российских предпринимателей заключается в недооценке ими учета и управления потоками доходов и расходов на предприятии. Именно в движении этих потоков и концентрируется, реальный результат предпринимательской активности и скрыты те возможности повышения результативности бизнеса, поиск которых ведет предприниматель. Таким образом, проблема овладения всеми секретами учета и управления доходами и расходами организации – это вопрос жизни и смерти бизнеса, особенно в специфических условиях российского рынка.
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Классификация доходов и расходов и их учет позволяет планировать прибыль и регулировать ее количество. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию. Выручка представляет собой сумму дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага, а затраты показывают совокупность фактических расходов на осуществление уставной деятельности. Когда выручка превышает затраты, тогда финансовый, результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве ручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).
Тему данной бакалаврской работы считаю достаточно актуальной, так как в условиях экономической и юридической самостоятельности субъект хозяйствования постоянно сталкивается с показателями доходов и расходов, образующимся в результате его функционирования, возникает необходимость постоянного соизмерения доходов и расходов с тем, чтобы определить прибыль или убыток по результатам деятельности.
Целью бакалаврской работы является изучение теоретических основ учета доходов и расходов, их формирование, фактическое состояние и пути эффективного использования.
Предметом исследования является теоретико-методологические и прикладные проблемы организации учета доходов и расходов в организации.
Объектом исследования являются доходы и расходы организации ООО «ЭксЛес».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации и их исследовать их основные принципы классификации;
2. Рассмотреть бухгалтерский учет доходов, расходов на предприятии;
3. На основе соизмерения доходов и расходов организации оценить фактическое состояние деятельности предприятия ООО «ЭксЛес».
4. Выработать практические рекомендации по совершенствованию эффективности использования доходов и расходов в организации;
1. Доходы и расходы в деятельности предприятия и их формирование
1.1 Понятие и классификация доходов и расходов предприятия
В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
– Сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
– По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
– в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
– авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
– задатка;
– в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
– в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: [9, С. 525]
– доходы от обычных видов деятельности;
– прочие поступления
К прочим поступлениям относятся:
операционные доходы;
внереализационные доходы;
чрезвычайные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным расходам.
Операционными доходами являются выручка о продажи иных активов, а также поступления, связанные с иной деятельностью.
Внереализационными доходами являются поступления, не связанные непосредственно с обычными или иными видами деятельности.
К ним относятся:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки активов (за исключением внеобортных активов);
- прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.):
- страховое возмещение;
- стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
Согласно ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.
Не признается расходами организации выбытие следующих активов:
1. В связи с приобретением и созданием внеоборотных активов;
2. Вклады в уставные (складочные) капиталы, других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи).
3. По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
4. В порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
5. В виде авансов, задатка в счет оплаты материально-
производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
6. Погашение кредита, займа, полученных организацией.
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: [9, С. 280]
– расходы по обычным видам деятельности;
– прочие расходы.
Прочие расходы в свою очередь подразделяются на:
– операционные расходы;
– внереализационные расходы;
– чрезвычайные расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным расходам.
Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемое в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности формируются из расходов:
– по приобретению сырья, материалов, товаров и материально-производственных запасов;
– по переработке материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;
– по продаже продукции (работ, услуг) и товаров.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы принимаются к учету в сумме оплаты этой части расходов и кредиторской задолженности.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: [30, С. 267]
– материальные затраты;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация;
– прочие затраты.
Эта группировка является единой и обязательной для организаций всех отраслей народного хозяйства. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.
Экономический элемент расходов – это их однородный вид, который невозможно разложить на части. Пример такого вида расхода – стоимость покупной электроэнергии.
Однако на практике под элементом расхода понимают экономически однородные затраты – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию и др.
Нами была рассмотрена классификация расходов организации на основе которой составляется отчет о прибылях и убытках. Прибыль или убыток от проданной продукции определяется вычитанием из выручки от продажи продукции ее себестоимости.
В бухгалтерском учете используются различные показатели себестоимости продукции: себестоимость проданной продукции, производственная себестоимость и др.
Себестоимость проданной продукции – это затраты на ее производство и продажу.
Производственная себестоимость – это затраты на производство выпущенной продукции.
Для исчисления различных показателей себестоимости продукции необходимо классифицировать затраты по ряду признаков (выделить затраты, включаемые в себестоимость продукции, общехозяйственные расходы, расходы на продажу и т.п.).
Кроме того, с целью управления затратами и производством продукции затраты целесообразно классифицировать по другим направлениям – для принятия решений по контролю и регулированию.
Таким образом, дополнительно к рассмотренной классификации расходов организации их целесообразно классифицировать по следующим трем направлениям:
– для исчисления себестоимости продукции;
– для принятия решений;
– для контроля и регулирования.
По экономическому содержанию расходы группируются по элементам затрат и по статьям калькуляции.
Как уже отмечалось, расходы по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам:
– материальные затраты;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация;
– прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).
Статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов.
Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях и проектом методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг рекомендуется следующая группировка расходов по статьям калькуляции: [29, С. 213]
1. «Сырье и материалы»;
2. «Возвратные отходы» (вычитаются);
3. «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций»;
4. «Топливо и энергия на технологические цели»;
5. «Затраты на оплату труда работников, непосредственно учавствующих в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг»;
6. «Отчисления на социальные нужды»;
7. «Расходы на подготовку и освоение производства»;
8. «Общепроизводственные расходы»;
9. «Общехозяйственные расходы»;
10. «Потери от брака»;
11. «Прочие производственные расходы»;
12. «Расходы на продажу».
Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей – себестоимость проданной (реализованной) продукции.
Организации могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.
По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, зарплата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
По составу однородности различают одноэлементные и комплексные расходы.
Одноэлементными называются расходы, состоящие из одного элемента – заработная плата, амортизация и др.
Комплексными называются расходы, состоящие из нескольких элементов, например общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.
По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, основная зарплата производственных рабочих, потери от брака и некоторые другие.
Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и некоторые другие. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции.
1.2 Объективная необходимость исчисления доходов и расходов
Главной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. В современных условиях прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых предприятию, для развития производства, денежных средств. Кроме того, за счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Прибыль складывается из соотношения доходов и расходов и ее величина напрямую зависит от этих показателей.
Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на: [6, С. 327]
· основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);
· финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);
· чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:
Показатели доходов и прибыли:
· чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;
· валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия; [24, С. 57]
· прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
· прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.
· прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
· чрезвычайные прибыли;
· прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;
· чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.
Учет и разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.
1.3 Учет доходов и расходов предприятия
Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности организацией применяется активно – пассивный счет 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг), а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
– готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства сельскохозяйственных, перерабатывающих (промышленных) и других организаций;
– работам и услугам промышленного характера;
– работам и услугам непромышленного характера;
– покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
– строительным, монтажным, проектно – изыскательским, научно – исследовательским и т.п. работам;
– услугам по перевозке грузов и пассажиров;
– товарам при оптовой и розничной торговле, а также снабженческо-сбытовой деятельности;
– транспортно – экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
– услугам связи;
– предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;
– участию в уставных капиталах других организаций.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка, которая признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: [30, С. 291]
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций должны быть одновременно соблюдены условия, определенные в пунктах «а)», «б)», и «в)».
Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работ, услуг, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия. Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию услуги, которые будут вследствие возмещены организации.
Вариант или способ признания выручки от продажи продукции (работ, услуг) устанавливается организацией при принятии учетной политики на отчетный год, исходя из условий хозяйствования, налогового законодательства и заключенных или предстоящих к заключению с покупателями и заказчиками договоров.
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».
Учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией. В аналитическом по счету 90 «Продажи» организации наряду со стоимостью продукции и вырученными суммами отражают ее количество и качество. Аналитические счета по продаже (реализации) могут быть сгруппированы по субсчетам, построенным в двух вариантах (вариант выбирается организацией самостоятельно в ее учетной политике).
При первом – типовом (общем) варианте группировки аналитических счетов к счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
90/1 «Выручка»;
90/2 «Себестоимость продаж»;
90/3 «НДС»:
90/4 «Акцизы»;
90/9 «Прибыль (убыток) от продаж.
На субсчете 90/1 учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90/2 учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90/1 признана выручка.
На субсчете 90/3 учитываются суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчете 90/4 учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).
Организации – плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90/5 «Экспортные пошлины» для учета экспортных пошлин.
Субсчет 90/9 предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3, 90/4 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2, 90/3, 90/4 и кредитового оборота по субсчету 90/1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами списывается с субсчета 90/9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж».
Суммы фактических расходов, полностью возмещаемые заказчиками (железнодорожный тариф, суточные и квартирные водителям и другие расходы), по счету 90 не учитывают, а отражают непосредственно на счетах по учету расчетов с заказчиками.
Расходы по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: [28, С. 176]
· расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
· сумма расхода может быть определена;
· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования, и принятых организацией способов начисления амортизации.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки о т продажи продукции и товаров не по мере передачи права владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках: [26, С. 217]
· с учетом связи между производственными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
· путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
· по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
· независимо от того, как они принимаются для расчета налогооблагаемой базы;
· когда возникают обстоятельства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
– материальные затраты;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация;
– прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов и затрат по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Для целей формирования организацией финансового результата деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ, и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Коммерческие расходы (расходы на продажу) представляют собой расходы, связанные с продажей готовой продукции, т.е. коммерческие расходы (внепроизводственные расходы), и приобретением и продажей товаров, т.е. издержки обращения. Учет указанных расходов ведется на счете 44 «Расходы на продажу». Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
Для учета прочих доходов и расходов используют следующие первичные документы: документы для отражения расходов, связанных с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации и др.; акты на списание и выбытие основных средств (формы №ОС – 4, ОС – 4а), товарно-транспортные накладные (формы №1 – Т) и др., подтверждающие списание, продажу и прочее выбытие основных средств; расчетно-платежные документы (счета – фактуры, платежные поручения, выписки банка по расчетным счетам, кассовые документы, накладные и др.); бухгалтерские справки и др., подтверждающие доходы или расходы в виде процентов за займы и кредиты, штрафов, пени, неустоек, возмещаемых убытков и т.д.
Для учета прочих доходов и расходов используется активно – пассивный счет 91 «Прочие доходы и расходы».
По кредиту счета 91 в течение отчетного периода находят отражение:
· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
· поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
· поступления в возмещение причиненных организации убытков – в корреспонденции со счетами учета расчетов;
· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году – в корреспонденции со счетами учета расчетов;
· суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности – в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности;
· прочие доходы, признаваемые операционными или внереализационными.
По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в течение отчетного периода находят отражение:
· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации – в корреспонденции со счетами учета затрат;
· остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией – в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов;
· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации – в корреспонденции со счетами учета затрат;
· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
· возмещение причиненных организацией убытков – в корреспонденции со счетами учета расчетов;
· убытки прошлых лет, признанные в отчетном году – в корреспонденции со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.;
· суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания – в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности;
· расходы, связанные с рассмотрением дел в судах – в корреспонденции со счетами учета расчетов и др.;
· прочие расходы, признаваемые операционными или внереализационными.
Операционные или внереализационные доходы признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке: [4, С. 438]
* поступления от продажи основных средств – в порядке, аналогичном признанию в бухгалтерском учете выручки (дохода) от обычных видов деятельности;
* штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации убытков – в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;
* суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности – в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
* иные поступления – по мере образования (выявления).
К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут открываться субсчета:
91/1 «Прочие доходы»;
91/2 «Прочие расходы»;
91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Финансовый результат от прочей реализации определяется как разница между операционными и внереализационными доходами и расходами по ним. Для выявления сальдо прочих доходов и расходов предназначен субсчет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов». На субсчете 91.1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами (за исключением чрезвычайных). На субсчете 91.2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы (за исключением чрезвычайных). Записи по субсчетам 91.1 «Прочие доходы» и 91.2 «Прочие расходы» должны производиться накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91.2 «Прочие расходы» и кредитового оборота» по субсчету 91.1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы», подобно счету 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату тоже иметь не должен.
Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 98 «Доходы будущих периодов». Счет 98 предназначен для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, а также предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бухгалтерскому учету при выявлении недостачи и порчи.
К счету 98 «Доходы будущих периодов» могут быть открыты субсчета:
98/1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»;
98/2 «Безвозмездные поступления»;
98/3 «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы»;
98/4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостающим ценностям» и др.
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, должны учитываться как расходы будущих периодов и подлежать отнесению на издержки производства или расходы на продажу (либо на соответствующие источники средств) в течение срока, к которому они относятся. В плане счетов для учета расходов будущих периодов предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов».
Счет 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно–заготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.
Учтенные на счете 97 расходы списывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
2. Фактическое состояние доходов и расходов на предприятии ООО «ЭксЛес» и пути эффективного использования доходов
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ЭксЛес»
ООО «ЭксЛес» создано в 2005 году, является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. Учредителями общества являются 2 гражданина России. Уставной капитал, объявленный и зарегистрированный в учредительных документах, составляет 10000 рублей. Исполнительным органом Общества является Генеральный директор.
Высшим органом управления Общества является общее собрание участников. Целью создания общества являются расширение рынка товаров, работ и услуг, получение прибыли в интересах участников. Предприятие работает на внешнем рынке. Основными видом деятельности является внешняя торговля лесо- и пиломатериалами негосударственным предприятиям, также дополнительными видами деятельности являются услуги по перевозке грузов автотранспортом и оптовая торговля лесо- и пиломатериалами на внутреннем рынке. Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии) в случаях и порядке предусмотренном законодательством. Среднесписочная численность за 2008 год составила семь человек. Структура организации приведена в Приложении А.
Ликвидация и реорганизация общества осуществляется в порядке предусмотренном действующим законодательством. Имеющиеся у общества средства, в том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом, распределяются между участниками. Разделение осуществляется путем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических лиц, с разделением балансов и капиталов. Допускается выделение из общества подразделений и образование нового юридического лица со своим балансом и капиталом. Общество продолжает существовать с соответствующими изменениями в активах и пассивах.
Добровольная ликвидация Общества производится назначенной собранием участников ликвидационной комиссией, принудительная – в установленном действующим законодательством порядке. При ликвидации общество обязано предоставить все данные по личному составу в архив местной администрации.
Учетная политика ООО «ЭксЛес» разработана в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 г. №60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.
Бухгалтерская служба организации (бухгалтерия) – это специализированный отдел, ведущий бухгалтерский учёт и составляющий бухгалтерские отчёты в организации. Она обрабатывает представленные в бухгалтерию необходимые для учёта документы и отчётные сведения и на их основе составляет данные о деятельности отдельных подразделений.
Задачи, стоящие перед бухгалтерией, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учёта вызывают отставание учёта, запаздывание представления отчётности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учётно-экономической информации и моментом её использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности предприятий. Недостатки в организации учёта приводят к его запутанности, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учётного персонала.
1 Бухгалтерский учет осуществляется под руководством главного бухгалтера.
2 Требования главного бухгалтера при осуществлении избранной учетной политики являются обязательными для всех работников организации.
3 Бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций ведется в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и Планом счетов бухгалтерского учета по журнально-ордерной системе, с ведением главной книги в автоматизированным виде с применением программы 1С: Бухгалтерия версия 7.7.
4 Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются директором организации отдельным приказом, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях.
– при передачи имущества в аренду, продаже;
– при смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
5 Уровень существенности в бухгалтерском учете равен 5 процентам.
6 Стоимость МПЗ отражается счете 10 «Материалы» в сумме фактических затрат на их приобретение без применения счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы» осуществляется по фактической себестоимости. Транспортно-заготовительные расходы (ТРЗ) и расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в Обществе целях, учитывается в бухгалтерском учете на счете «Материалы» на отдельном субсчете.
7 Товары в оптовой торговле, учитываемые на счете 41.1, отражаются в бухгалтерском учете по покупным ценам. Затраты по заготовке и доставке товаров, предназначенных для реализации через розничную и оптовую торговую сеть до складов Общества, учитываются в составе издержек обращения.
8 В учете все доходы и расходы подразделяются только на 2 вида: доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. В налоговом учете и бухгалтерском учете доходы и расходы учитываются методом начисления. База распределения доходов и расходов предприятия – выручка от реализации товаров, работ, услуг.
9 Для целей учета доходов обычные виды деятельности Общества подразделяют на профильные и непрофильные.
10 Прямые расходы распределяются в налоговом учете на остатки незавершенного производства и остатки нереализованной продукции на складе пропорционально доле таких затрат в плановой себестоимости. Общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 20 «Основное производство». Косвенные расходы списываются пропорционально объему реализации товаров, работ, услуг.
11 Для целей налогообложения выручку от реализации продукции предприятие определяет по мере отгрузки.
12 Прибыль остающуюся в распоряжении предприятия учитывается с распределением по фондам (фонд накопления, фонд потребления, фонд социальной сферы).
13 ООО «ЭксЛес» на основании бухгалтерских регистров составляет ежеквартальную отчетность для представления в налоговую инспекцию.
14 Финансовый результат хозяйственной деятельности ООО «ЭксЛес» формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, работ, услуг. Вторая часть в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат, включающий в себя прочие доходы и расходы.
Реализационный финансовый результат от продаж выявляется на бухгалтерском счете 90 «Продажи» в конце каждого отчетного периода. Если предприятие получило прибыль, то она отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи». Если результатом деятельности организации является убыток, то он отражается на дебете счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что ООО «ЭксЛес» занимается внешней торговлей пиломатериалов, высшим органом является Генеральный директор, ему подчиняется Исполнительный директор. главный бухгалтер, маркетолог, декларант и водитель подчиняются исполнительному директору. Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.
2.2 Формирование доходов и расходов и их фактическое состояние на предприятии ООО «ЭксЛес»
В данной главе дипломной работы планируется исследовать формирование доходов и расходов за 9 месяцев 2008 года коммерческой организации ООО «ЭксЛес».
Рассмотрим виды доходов, которые были получены ООО «ЭксЛес» с января по сентябрь 2008 года (Приложение Б).
С января по сентябрь 2008 г. ООО «ЭксЛес» заключило три экспортных контракта с финскими фирмами на поставку лесоматериалов:
1. с фирмой «Метса» (баланс лиственный) на сумму 12800 евро.
2. с фирмой «Савон» (баланс хвойный) на сумму 17000 евро.
3. с фирмой «Сарвилоума» (березовый фанерный кряж) на сумму 10000 евро.
Сумма дохода от основного вида деятельности в пересчете на рубли составила 1432800 рублей.
В этот период времени ООО «ЭксЛес» осуществляла дополнительные виды деятельности:
1. ООО «ЭксЛес» заключило договор с ООО «Бумэкс» г. Лахденпохья на отгрузку пиломатериалов на сумму 600000 рублей (в т.ч. НДС 91525,42 рубля).
2. Также на отгрузку пиломатериалов был заключен договор с ООО «Дельфа» на сумму 100000 рублей (в т.ч. НДС 15254,24 рубля).
3. И был заключен договор поставки пиломатериалов с ООО «Охотничье хозяйство «Черные камни» на сумму 700000 рублей (в т.ч. НДС 106779,66 рубля).
Еще одним дополнительным видом деятельности ООО «ЭксЛес» является услуга по доставке грузов автотранспортом. За девять месяцев 2008 года были оказаны услуги по доставке автотранспортом следующим организациям:
1. ООО «Мир» п. Вяртсиля на сумму 10000 рублей (в т.ч. НДС 1525,42 рубля).
2. ООО «Бумэкс» г. Лахденпохья на общую сумму 30000 рублей (в т.ч. НДС 4576,27 рубля).
3. ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта» г. Питкяранта на сумму 40000 рублей (в т.ч. НДС 6101,69 рубля).
Доход от дополнительного вида деятельности за девять месяцев составила 1480000 рублей (в т.ч. НДС 225762,71 рубля)
Прочий доход за девять месяцев в виде положительной курсовой разницы при пересчете валюты в рубли составил 2500 рублей.
Для хранения и использования средств в валюте открываются транзитный валютный счет и текущий валютный счет. Транзитный валютный счет используется для зачисления в полном объеме средств в свободно конвертируемой валюте. Текущий валютный счет предназначен для хранения и использования валюты, которая остается в распоряжении юридического лица после продажи валюты на бирже или через обслуживающий банк. Поступление валюты происходит зачислением на транзитный валютный счет. Об этом обслуживающий банк сообщает владельцу счета. Банк выписывает владельцу счета Извещение о поступлении валютных средств на основании авизо банка поставщика. В извещении указывается дата зачисления на транзитный счет, сумма в валюте (по контракту) и предложение по конвертации валюты в рубли.
Денежные средства в рублях, полученные организацией от продажи иностранной валюты, подлежат обязательному зачислению в полном объеме на расчетный счет предприятия и в дальнейшем используются на различные цели в соответствии с законодательством.
За проведение валютных операций обслуживающий банк взимает вознаграждение и выставляет предприятию счет-фактуру на эту услугу. Списание вознаграждения происходит с расчетного рублевого счета предприятия.
Рассмотрим виды расходов, которые были произведены ООО «ЭксЛес» с января по сентябрь 2008 года (Приложение В).
Так, в январе ООО «ЭксЛес» заключило договор с поставщиком ООО «СортЛес» на закупку лесоматериалов. Общая сумма уплаченная предприятием по договору составила 550000 рублей (в т.ч. НДС 83898,31).
В феврале ООО «ЭксЛес» Заключило договор с предприятием ООО «Амитекс» на закупку пиломатериалов (обрезная доска). Общая сумма уплаченная по договору составила 850000 рублей (в т.ч. НДС 129661,02).
Штат работников на предприятии ООО «ЭксЛес» в 2008 году составил 7 человек. Им была начислена заработная плата и произведены отчисления во внебюджетные фонды (ЕСН). Данные приведены за 9 месяцев (январь – сентябрь).
Директор Иванов М.Г. 25000,00 удержан НДФЛ 13% 3250,00
Зам. директора Ильин А.С. 20000,00 удержан НДФЛ 13% 2600,00
Гл. бухгалтер Яковлева В.Ю. 18000,00 удержан НДФЛ 13% 2340,00
Бухгалтер Пименова А.В. 15000,00 удержан НДФЛ 13% 1950,00
Маркетолог Рассказова О.А. 14000,00 удержан НДФЛ 13% 1820,00
Водитель Кочнев Д.А. 10000,00 удержан НДФЛ 13% 1300,00
Декларант Курач М.О. 8000,00 удержан НДФЛ 13% 1040,00 Начислена заработная плата 110000,00
Начисленная заработная плата относится к общехозяйственным расходам и учитывается на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции со счетом 70 Расчеты с персоналом по оплате труда»
Удержан НДФЛ 14300,00
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 68.1 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 1 «НДФЛ»
Заработная плата начисляется в конце каждого месяца и выдается из кассы
предприятия по расчетно-платежной ведомости до 10 числа. Фонд оплаты труда за 9 месяца составил 990000,00.
ООО «ЭксЛес» находится на общем режиме налогообложении, соответственно, бухгалтер начислил ЕСН (26%).
Начисленный ЕСН отражается по Дебету сч. 26 «Общехозяйственные расходы» и по Кредиту сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с разбивкой по субсчетам.
ЕСН в Фонд социального страхования 2,9% 28710
ЕСН в Федеральный бюджет 6% 59400
ЕСН в Пенсионный фонд 14% 138600
– «Страховой ПФ» 11% 108900
– «Накопительный ПФ» 3% 29700
ЕСН на медицинское страхование
– «ФФОМС» 2% 19800
– «ТФОМС» 1,1% 10890
– «Взносы от несчастных случаев» 0.2% 1980
Прочие расходы за период 9 месяцев составили 117300 в т.ч.:
– расходы на ГСМ составили 30500 рублей.
– канцелярские расходы 4000 рублей
– арендная плата за автомобиль для перевозки груза 45000 рублей
– арендная плата за содержание офиса предприятия ООО «ЭксЛес» 37800 рублей.
2.3 Пути эффективного использования доходов и расходов на предприятии ООО «ЭксЛес»
Оценить фактическое состояние доходов и расходов можно лишь путем их сравнения. Превышение доходов над расходами свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если доход предприятия равен его расходу, то это свидетельствует о том, что реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При расходах, превышающих доходы, предприятие получает убытки отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Об эффективности деятельности предприятия говорит полученный ею финансовый результат.
Чтобы оценить деятельность нашего предприятия надо подвести итог то есть рассчитать финансовый результат, рассмотрев хозяйственные операции предприятия из пункта 2 данной главы за данный отчетный период.
Методику расчета бухгалтерской прибыли в целом по организации можно представить в виде следующей формулы
Пб = (Дд – Рд) + (До – Ро) + (Дв – Рв) + (Дч – Рч),
где Пб – балансовая прибыль организации;
Дд, Рд – соответственно доходы и расходы организации по обычным видам деятельности (от реализации продукции, товаров, работ и услуг);
До, Ро – соответственно операционные доходы и расходы организации (от реализации прочих активов, от участия в других организациях, в виде процентов и др.);
Дв, Рв – соответственно внереализационные доходы и расходы (не связанные с реализацией имущества – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение или поступления в возмещение причиненных убытков и т.д.);
Дч, Рч – соответственно чрезвычайные доходы и расходы (поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств – стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.п.).
Рассчитаем балансовую прибыль полученную предприятием ООО «ЭксЛес» за исследуемый период:
Пб = 2687037,29 – 2551140,67 + 2500 = 138396,62 рубля.
Финансовым документом, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». (Приложение Д)
Прибыль, получаемая субъектом хозяйствования, подвергается обложению налогом.
Для исчисления облагаемой налогом прибыли балансовая прибыль уменьшается на:
– сумму рентных платежей (вносимых в установленном порядке из прибыли);
– сумму дивидендов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
– сумму доходов, полученных от долевого участия в совместных предприятиях;
– сумму затрат, осуществленных за счет прибыли на оказание помощи сельскому хозяйству (но не более 1% облагаемой прибыли).
На нашем предприятии налогооблагаемая прибыль равна балансовой прибыли.
По налогу на прибыль законодательством установлено пять видов ставок:
1) общая ставка налога – 24%, из которых 6,5% – в федеральный бюджет, 17,5% – в региональные бюджеты;
2) налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, – 20%;
3) по доходам в виде дивидендов – 9%;
4) по доходам, полученным по операциям с отдельными видами долговых обязательств, – 15%;
5) по прибыли Банка России, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», – 24%.
Исчисление налога на прибыль может осуществляться за:
налоговый период;
квартальные авансовые платежи;
ежемесячные авансовые платежи.
Налог определяется умножением налоговой базы на соответствующую ставку.
К ООО «ЭксЛес» применяется общая налоговая ставка 24%.
Рассчитаем сумму налога на прибыль: (Приложение Г)
НП = 138396 х 24% = 33215 рубля.
В федеральный бюджет – 8996 рублей
В региональный бюджет – 24219 рублей
Каждый квартал предприятие предоставляет а налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль. (Приложение Е)
Разница между балансовой прибылью и суммой налога на прибыль характеризует чистую прибыль.
Чистая прибыль ООО «ЭксЛес» равна 138396,62 – 33215 = 105181,62 рубля.
Чистая прибыль количественно равна прибыли в распоряжении субъекта хозяйствования том случае, если нет расходов, относимых на чистую прибыль. К расходам, относимым на чистую прибыль, относят все сверхнормативные расходы (превышения расходов на рекламу, на представительские расходы, на командировочные, превышение расходов по кредиту, амортизации).
Чистая прибыль (прибыль в распоряжении субъекта хозяйствования) поступает в распоряжение предприятия. Она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства, осуществление социальных программ, выплату дивидендов по акциям.
Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в Уставе и определяется положением, основные принципы распределения отражены в учетной политике хозяйствующего субъекта.
Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.
Основными факторами роста прибыли выступают увеличение размеров выручки, снижение издержек производства или себестоимости продукции.
Совокупность всех расходов предприятия составляет себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), составляют подавляющую часть расходов предприятия. Поэтому их величина напрямую влияет на размер прибыли, получаемой предприятием. Снижение себестоимости является основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Снизить себестоимость реализуемых товаров в ООО «ЭксЛес» представляется возможным за счет поиска новых поставщиков, предлагаемых более дешевый продукт или привлекая дополнительные средства, приобретая оборудование, организовать заготовку лесоматериалов.
Также на величину выручки от реализации товарной продукции влияет объем реализации, качество и ассортимент реализуемого товара. Добиться этого предприятие может выйдя на новый уровень реализации, завоевав новые ступени в сфере бизнеса. Заключая контракты с более крупными иностранными фирмами появляется возможность экспортировать более крупные партии леса, получая более высокую выручку и как следствие более высокий доход от своей деятельности.
Заключение
В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты учета доходов и расходов, их формирования и эффективного использования.
Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для:
1) определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
2) разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
3) разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
Прибыль – есть цель деятельности предприятия. Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов.
Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия.
В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает эффективное управление доходами расходами предприятия.
Изучив доходы и расходы, образующиеся в результате деятельности исследуемого предприятия ООО «ЭксЛес» можно сделать вывод, что предприятие работает эффективно, получая прибыль.
С целью максимизации прибыли на предприятии ООО «ЭксЛес» следует, как можно больше внимания уделить ее распределению.
Для эффективности деятельности предприятия важно, чтоб при распределении прибыли были оптимально удовлетворены интересы государства, предприятия и работников.
На данном этапе развития деятельности предприятия увеличить показатели прибыли возможно за счет увеличения объемов продаж. Поиск новых более крупных иностранных партнеров позволит экспортировать более крупные партии товара. В Карелии сложилась жесткая конкуренция между фирмами, поставляющими лес за границу. Чтобы успешно конкурировать, надо строго следить за качеством продукции, ответственно подходить к выбору поставщика. Также считаю возможным увеличение прибыли за счет поиска новых поставщиков, которые не являются посредниками на рынке сбыта.
В перспективе предлагаю расширить сферу деятельности предприятия. Вложив средства в закупку оборудования, можно организовать самостоятельную заготовку леса, что позволит снизить расходы. Было бы выгодно организовать обработку древесины как дополнительный вид деятельности, что позволило бы значительно снизить себестоимость пиломатериалов и увеличить извлекаемую прибыль.
Считаю необходимым составление плана доходов и расходов. Планирование – одна из важнейших функций управления предприятием. Планирование доходов и расходов позволяет отслеживать их колебания и своевременно на них реагировать. Особую актуальность планирование приобретает в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное использование – к падению доходности бизнеса.
Список использованных источников
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 05.08.2000 года №117-ФЗ в ред. ФЗ от 13.10.2008 года №332-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. – 2000. – №32. – Ст. 3340.
2. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ в ред. ФЗ от 03 11.2006 года №183-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. – 1996. – №48. – Ст. 5369.
3. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов/Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, М.С. Крашенинникова / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 476 с. ISBN 5–238–00226–2.
4. Белов, А.А., Бухгалтерский учет. Теория и практика: учебник [Текст]/ А.А. Белов, А.Н. Белов; Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 624 с. – (Высшее экономическое образование). ISBN 5–699–11605–2.
5. Вещунова, Н.Л., Бухгалтерский учет [Текст]: учебник / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с. ISBN 5–279–02491–0.
6. Гетьман, В.Г. Финансовый учет [Текст]: учебник 4-е изд., перераб. и доп. 2008. – 816 с. ISBN – 978–5–279–03238–9.
7. Иванова Н.В., Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Надежда Владимировна Иванова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. ISBN5–7695–2172–4
8. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях [Текст] / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. 4-е изд. перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2004. – 752 с. ISBN 5–279–02963–7.
9. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебное пособие / Н.П. Кондраков – 5-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 717 с. – (Высшее образование) ISBN 978–5–16–002317–5.
10. Кизилов, А.Н. Теория бухгалтерского учета [Текст]: учебное пособие/ А.Н. Кизилов. – М.: Эксмо, 2006. 336 с. ISBN 5–699–18112–1.
11. Либерман, И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / И.А. Либерман; – 4-е изд. – М.: РИОР, 2007. – 220 с. ISBN 987–5–369–00173–8.
12. Молчанов, С.С. Налоги за 14 дней [Текст]: Экспресс-курс/ С.С. Молчанов. – 2-изд., исправленное. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. – (Сделай себя сам). ISBN 978–5–699–22787–7.
13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Текст]: Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.29.
14. Молчанов, С.С. Бухгалтерский учет за 14 дней [Текст]: Экспресс-клуб/С.С. Молчанов. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с. – (Сделай себя сам). ISBN 978–5–699–22796–9.
15. Нуреев Р.М., Курс микроэкономики [Текст]: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство «НОРМА» (издательская группа НОРМА – ИНФРА.М), 2001. – 572 с. ISBN 5–89123–470-Х (НОРМА)
ISBN 5–16–000390–8 (ИНФРА.М)
16. Основы антикризисного управления предприятиями [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Н. Кожевников, Е.И. Борисов, А.Г. Зубкова и др.; Под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с. ISBN 5–7695–2023-Х
17. Печерская, Г.А Основы бухгалтерского учета (конспект лекций). [Текст]: М.: А-Приор, Г.А. Печерская 2007. – 176 с. ISBN 978–5–9030474–6–8.
18. Пятаков, В.А. Налоги налогообложение: конспект лекций [Текст]: – В.А. Пятаков; М.: А – Приор, 2006. – 208 с. ISBN 5–9030–4654–1.
19. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» – ПБУ 9/99 [Текст]: Утверждено приказом Министерством финансов РФ от 06.05.99 г. №32н в ред. Министерство финансов РФ 27.11.2006 г. №156н/ Консультант Плюс.
20. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» – ПБУ 10/99 [Текст]: Утверждено приказом Министерством финансов РФ от 06.05.99 г. №33н. в ред. Министерства финансов РФ от 27.11.2006 г. №156н / Консультант Плюс.
21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» – ПБУ 18/02 [Текст]: Утверждено приказом Министерством финансов РФ от 19.11.02 г. №114н.
22. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» – ПБУ 1/98 [Текст]: Утверждено приказом Министерством финансов РФ от 09.12.98 г. №60н в ред. Министерства финансов РФ от 30.12.1999 г. №107н / Консультант Плюс.
23. Попов В.М. Финансовый бизнес-план [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 124 с. ISBN 5–443–02766–9
24. СеменовВ.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий [Текст]: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. – 240 с. ISBN 5–279–02982–3
25. Слезингер, Ю.В. Бухгалтерский учет в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие /Ю.В. Слезингер Пособие. – М.: Лига, 2006. – 264 с. ISBN 5–903163–54–8.
26. Стражева, Н.С., Бухгалтерский учет [Текст]: учебно-методичное пособие/ Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 10-е изд., перераб. и доп. Мн.: Книжный Дом, 2004. – 432 с. ISBN 985–428–803-Х.
27. Суглобов, А.Е. Бухгалтерский учет и аудит [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Суглобов Б.Т. Жарыгласова. М.: – КНОРУС, 2005. – 496 с.ISBN 5–85971–114-Х.
28. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика [Текст]: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 374 с.
ISBN 5–94879–269–2
29. Тютюкина Е.Б. Финансы организаций [Текст]: Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2006. ISBN 5–36728–895–6
29. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия [Текст]: Учебник – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2007. – 416 с. ISBN 5–91131–264–6
30. Шуляк П.Н. Финансы предприятия [Текст]: Учебник. – 6-е изд., перераб. и дрп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 712 с. ISBN 5–94798–886–0
31. Экономика фирмы [Текст]: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Т.В. Муравьева, Н.В. Зиньковская, Н.А. Волкова, Г.Н. Лиференко]; под ред. Т.В. Муравьевой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с. ISBN 5–7695–3299–8
Формирование учета финансовых результатов деятельности предприятия ОАО ... | |
Содержание Введение 1. Методология учета формирования финансовых результатов, их распределение и использование 1.1 Доходы и расходы организации ... Для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц предназначен субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж". По окончании каждого месяца бухгалтер составляет сумму дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1 "Выручка". |
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа |
Учет доходов и расходов от внереализационных операций | |
... УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОТ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1 Учет внереализационные расходы 1.2 Учет внереализационные доходы 1.3. Прочие ... Прибыль или убыток отчетного периода предприятия определяется как: прибыль или убыток от реализации + проценты к получению - проценты к уплате + доходы от участия в других ... " в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-1 "Прочие доходы". |
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа |
Анализ и управление себестоимостью продукции на примере ОАО ... | |
Содержание Введение 4 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7 0.1 Понятие и экономическое содержание ... Прочие затраты - это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, компенсационные выплаты сверх оплаты по труду, представительские расходы, расходы ... Изменение структуры выпуска консервной продукции в 2002 г. повлияло на увеличение себестоимости почти на пятьсот тысяч рублей. |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
Автоматизированная система бухгалтерского учета Министерства ... | |
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Задачи и организация автоматизированной системы бухгалтерского учета. Глава 1. Экономическая характеристика системы Министерства ... Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или нескольких субсчетов, или ... Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, плате за содержание детей в школах-интернатах, удержанным налогам из зарплаты, налогу на прибыль и прочим поступлениям ... |
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
Анализ себестоимости продукции предприятия и основные направления ее ... | |
Содержание Введение 1 Экономическая сущность себестоимости товарной продукции предприятия 1.1 Понятие, состав и значение себестоимости товарной ... Величина влияния этого фактора на изменение уровня затрат на 1 рубль продукции исчисляется путем сопоставления фактических затрат на 1 рубль продукции, отчетного года в оптовых ... Периодические затраты (условно - постоянные) собираются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", но не включаются в себестоимость произведенной продукции, а списываются в конце ... |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: дипломная работа |