Курсовая работа: Цели и приемы аудиторской деятельности
Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие целей и приемов аудита
2. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности
2.1 Понятие аудиторской деятельности
2.2 Цели и задачи аудита
3. Виды аудита
3.1 Внутренний аудит
3.2 Управленческий аудит
3.3 Аудит хозяйственной деятельности
3.4 Аудит на соответствие требованиям
3.5 Аудит финансовой отчетности и специальный аудит
3.6 Обязательный и инициативный аудит
3.7 Первоначальный аудит
3.8 Согласованный аудит
3.9 Классификация с точки зрения аудитора
3.10 Классификация с точки зрения направления
4. Виды аудиторских услуг
4.1 Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение
Введение
В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.
Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных компаниях Англии, затем в Америке, Германии, Франции. В России самая первая аудиторская фирма была создана в 1987году и называлась АО «Инаудит». Создание фирмы было связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и, прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
1. Возникновение и развитие целей и приемов аудита
Аудит принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.
В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.
Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений. Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета. Письменные памятники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к 13-14 вв. Приемы аудита в то время составляли преимущественно в детальной проверке каждой операции. Тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.
В истории развития аудита можно выделить несколько периодов:
до 1500 г.;
1500 – 1830 (1860) г.;
1830 (1860) – 1905 г.;
1905 – 1933 г.;
1933 – 1940 г.;
с 1940 г. по настоящее время. Первый период заканчивался в 1500 г. Эта дата отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает состояние «перелома» в общей экономической ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе. Другая причина – 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи (Лука Пачолли).
1500 – 1830 (1860) гг. Цели и приемы аудита не были изменены и состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. В это время существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время. Пришло понимание необходимости и важности существования системы внутреннего контроля. Причиной, по которой датой окончания данного периода был выбран 1860 г., явилось то, что Крымская война вызвала определенные изменения в экономике всех стран, а это привело к изменению целей и приемов аудита.
1860 – 1905 гг. Период отличается бурным экономическим ростом. Огромные по своим масштабам сделки привели к созданию корпораций. Этот период отмечен появлением консолидированного баланса (1904 г.).
Все это повышало роль и значение института аудиторства. Была признана необходимость внутреннего контроля. Но ему отводилась роль органа, участвовавшего не в проверке и обнаружении ошибки, а в создании единой стандартной системы учета. Основной акцент был направлен на систему контроля денежных потоков. Поскольку и учетная система, и организационная структура претерпели значительные изменения в сторону усиления, то и аудиторы могли уже применять приемы выборки. Тестирование стало использоваться только в последние десятилетия 19 века. В условиях быстрорастущего производства аудитор больше не мог проверять каждую операцию огромной корпорации. Вплоть до 1905 г. ограничивающим фактором объема тестирования являлись изменения и нововведения в системе учета и внутреннего контроля. Цели аудита в это время состоят в обнаружении разного рода ошибок намеренного характера. Исторически основным центром развития аудита явились Великобритания и США.
Первые работы по американскому аудиту характеризуют изменение целей следующим образом: обнаружение и предотвращение ненамеренных ошибок. Позже целями аудита стали:
-установление финансового состояния и доходности предприятия;
-предотвращение намеренных и ненамеренных ошибок – второстепенная цель.
В соответствии с изменением целей произошли и значительные изменения в приемах. Наблюдается переход от детальной проверки к тестированию. Стало ясно, что для того, чтобы получить фактические суммы, проверяемые в процессе аудита, нет необходимости проводить детальную проверку каждой проводки за изучаемый период. Получает признание важность внутреннего контроля. В опубликованных в 1909 г. «Программах аудита» отмечено, что в качестве первой ступени аудита должно выступать «установление системы внутренней проверки».
С 1940 года до настоящего времени цели аудита претерпели незначительные изменения. Акцент делался на подтверждение верности финансовой отчетности. Официально это положение было провозглашено в документах «Американского Института Присяжных Бухучета»: «первая цель проверки отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной финансовой отчетности». Часть вновь разработанных приемов аудита имела строгую ориентацию на обнаруженные ошибки. В 1961 г. в «Положении об аудиторских процедурах №30» было установлено, что аудитор определяет ошибку, и в случае, если она материальна, может оказать отрицательное влияние на его мнение о верности представленной финансовой отчетности и проведении проверки в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, он должен оценить степень ее вероятности.
Другая точка зрения на цели аудита состоит в том, что задача независимого рассмотрения состоит в выражении мнения об информации, включаемой в финансовые отчеты. Что касается ответственности аудитора, то она состоит лишь в проведении тестов, в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, разработанными таким образом, чтобы обнаружить саму возможность определения рода несоответствий, т.е. аудитор не отвечает за необнаруженные ошибки, но с него не должна сниматься ответственность за проверку «узкого места» в процессе аудита.
После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками.
2. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности
2.1 Понятие аудиторской деятельности
Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и, прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.
Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется временными правилами аудиторской деятельности в РФ.
Аудиторская деятельность - аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.
Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита. Понятие аудита Угольников в статье «История аудита»: «Аудит – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости».
«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям».
«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах».
В аудиторских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение: «Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения». Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:
-независимость;
-платность;
-конфиденциальность.
Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях крайне широко, отождествляя с любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании аудита связан еще и с тем, что это понятие принято из западной литературы. В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.
Джек Робертон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов. Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:
-свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;
-договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
-возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
-невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
-запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.
2.2 Цели и задачи аудита
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Цель проверки финансовых отчетов:
-подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
-контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
-проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
-выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации
Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм?
Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?
Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны?
Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана?
Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены?
Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?
Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним? Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации. Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
-общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;
-обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса; -законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
-оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;
-классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
-разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;
-аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;
-раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
• проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
• помощь в организации бухгалтерского учета;
• помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
• консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
• экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
• консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
• разработка учредительных документов и др.;
• предоставление информации о будущих партнерах;
• информационное обслуживание клиентов;
• другие услуги.
3. Виды аудита
3.1 Внутренний аудит
Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.
Основная задача внутреннего аудита — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит[1] - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:
• содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
• объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
• сложившейся системы управления экономического субъекта;
• состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
• проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
• проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее! основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
• проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
• проверку деятельности различных звеньев управления;
• оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
• проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
• работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
• оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
• специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
• разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что оп подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
• проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
• оценку экономичности и эффективности операций компании;
• проверку уровня достижений программных целей;
• подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются. В таблице 1(Приложение 1) перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
3.2 Управленческий аудит
Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
3.3 Аудит хозяйственной деятельности
Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности. Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
3.4 Аудит на соответствие требованиям
Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
3.5 Аудит финансовой отчетности и специальный аудит
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.
3.6 Обязательный и инициативный аудит
Обязательный аудит[2] регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В таблице 2 (Приложение 2) представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
3.7 Первоначальный аудит
Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.
3.8 Согласованный аудит
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.). Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту. Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
К перечисленным видам аудита необходимо добавить:
• налоговый аудит;
• ценовой аудит;
• экологический аудит.
3.9 Классификация с точки зрения аудитора
С точки зрения аудиторов, аудит делится на 3 вида[3]:
-подтверждающий (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчетности);
-системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля). Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость системной детальной проверки отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению.
-аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким риском, что значительно облегчает аудит в областях с низким риском).
3.10 Классификация с точки зрения направления
С точки зрения направления аудит подразделяется[4] на:
• общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);
• банковский аудит;
• аудит страховых организаций;
• аудит бирж;
• аудит внебюджетных фондов;
• аудит инвестиционных институтов.
На Западе выделяют еще и операционный аудит.
В книге «Аудит» Аренса и Лоббека[5] приводится следующее определение: « операционный аудит – проверка методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности». По завершении этого аудита менеджеру выдаются рекомендации по совершенствованию операций. Из-за того, что операционная эффективность может быть оценена во множестве самых различных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит невозможно. В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом, они могут включать оценку организационной структуры, компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.
4. Виды аудиторских услуг
4.1 Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности
Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности – аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам.
В этом случае целями аудита являются:
-оценка состояния учета;
-проверка достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности;
-проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и на его основе подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, выбор процедур аудита.
В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные методы проведения аудиторской проверки[6]:
-фактическая проверка;
-подтверждение;
-документационная проверка;
-формальная проверка;
-логическая проверка;
-арифметическая проверка;
-специальная проверка;
-опрос;
-наблюдение;
-аналитические тесты;
-сканирование.
Под фактической проверкой понимается проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными.
Подтверждение – получение письменного ответа от клиента или 3-х лиц для подтверждения точности информации. Полнота оприходования денег в кассу, полученных от физических и юридических лиц.
Документационная проверка – проверка документов и записи операций в учетных регистрах. В практике аудиторской работы при проведении документационных проверок применяют хорошо известные методы формальной, логической и арифметической проверки.
При формальной проверке выявляется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, обязательных на первичных документах. Особое внимание при этом обращается на: дату заполнения документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц (все денежные документы не подлежат исправлению и подчистке).
Логическая проверка (проверка документов по существу). Данная проверка позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция и в указанном объеме; законность и целесообразность хозяйственной операции; правильность ее отнесения на соответствующие счета и включение в соответствующие статьи расходов и доходов. Логическая проверка позволяет выявить приписки в объеме выполненных работ, завышение себестоимости и т.д.
Арифметическая проверка заключается в проверке правильности подсчетов сумм в документах. В ходе проверки выявляются ошибки при суммировании ряда чисел в процессе составления аналитических и систематических регистров учета в показательной бухгалтерии (финансовой отчетности). Арифметическая и логическая проверка нередко дополняют друг друга.
Специальная проверка применяется, когда возникает необходимость привлечь к проверке специалиста с узкой специализацией, что дает возможность проверить правильность оценки интеллектуальной собственности, когда она выступает в качестве вклада учредителей в Уставный Капитал, или когда возникает необходимость в проверке полноты выполнения всех технологических операций в производстве конкретного вида продукции или изделия.
Опрос – получение устной или письменной информации от клиента.
Наблюдение – получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения);
Аналитические тесты – метод сравнений индексов, коэффициентов.
Сканирование – непрерывный, поэлементный просмотр информации (бухгалтерских первичных документов) с целью найти что-либо нетипичное.
В аудиторской деятельности также имеют место и методы организационных проверок (сплошная, выборочная, комплексная, целевая, экспертная оценка).
При сплошной проверке тщательно проверяются все денежные документы, относящиеся к учету кассовых и банковских операций, ценных бумаг и по расчетам с подотчетными лицами.
При выборочной проверке документы проверяются по выбору проверяющего. При этом, если в ходе выборочной проверки отдельных вопросов будут установлены серьезные недостатки и нарушения в организации и ведении бухгалтерского учета, приведение к исправленному исчислению затрат, финансовых результатов и к недочислению наличных платежей, то такие операции рекомендуется проверить сплошным методом. При проведении выборки важное место имеет правильный выбор тех документов, записей, которые будут подвергаться проверке. Выбор порядка проверки зависит от обстоятельств и решается на месте проведения проверки.
В современной практике применяются комплексные аудиторские проверки. Основными их задачами является всесторонняя документационная проверка предприятий и финансово-хозяйственной деятельности организаций, состояние их экономики, проведение углубленного анализа финансового состояния.
Целевые проверки проводятся по определенному кругу вопросов по просьбе руководителей предприятий или по поручению органов прокуратуры, следствия, налоговых и др. государственных органов.
Экспертная оценка бухгалтерских документов организаций проводится аудитором по поручению государственных органов при наличии у них уголовных, гражданских дел, или дел, рассмотренных в арбитражном суде.
Аудиторы (фирмы), наряду с проведением аудиторских проверок, могут оказывать экономическим субъектам, предпринимателям и физическим лицам услуги в виде проведения консультаций по широкому кругу вопросов. При проведении консультации в целях достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умение специалистов-универсалов и узких специалистов, их глубокие знания в отдельных областях. При этом аудитор, проводящий консультацию, должен обладать навыками, необходимыми для решения проблем и обмена опытом, выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений для совершенствования финансово-хозяйственной работы, общения с людьми, планирования изменений, помощи клиентам в накоплении опыта. Процесс консультирования[7] представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте. В экономической литературе можно найти множество различных путей осуществления процесса консультирования (Приложение 3). В конкретной ситуации в данной модели некоторые фазы могут быть передвинуты, внедрение может начинаться до окончания планирования действий. Консультант имеет в своем распоряжении разнообразные методы вмешательства, способствующие изменениям в отдельных людях, группах, организациях.
Наиболее часто применяемыми методами являются:
-обучение и повышение квалификации;
-обучение действиями;
-планирование повышения эффективности работы предприятия;
-проведение собраний;
-инструктирование и рекомендации.
Квалифицированный консультант гибко использует методы вмешательства для поддержки изменений и применяется одновременно, если это целесообразно, несколько методов. В процессе консультирования должен соблюдаться прогрессивный подход: компетентность, использование знаний и опыта в интересах клиента, беспристрастность и объективность в работе, конфиденциальность, выполнение требований этического аспекта. Практика проведения консультирования показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с налоговым законодательством, и особенно до начала начисления клиентом тех или иных налогов. Консультирование по вопросам налогового планирования, аудитор должен вначале хорошо изучить структуру и особенности хозяйственной деятельности обратившегося за консультацией клиента. И только после такого изучения на основе действующих нормативных документов по налогообложению, оказать помощь в расчете налоговых платежей в стадии их планирования.
Заключение
Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное число методов их получения. Основные методы описаны в документе, называемом "Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства". Но метод как таковой не даст никакой информации для выводов, если не знать, какие именно арифметические расчеты необходимо проверить, а какие нет, в инвентаризации каких актов, каких активов и каких обязательств следует поучаствовать. Существует проблема ограниченности числа новых методов, поскольку зачастую в литературе рассматриваются только способы и приемы, используемые при проведении аудиторских проверок, а эти приемы, в свою очередь, взяты из арсенала сложившихся процедур проведения ревизий.
Таким образом, метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых познается и оценивается состояние изучаемых объектов. Их структурно можно объединить в три группы:
-определение (состояния) объектов в натуральном виде;
- выявление противоречий, причинно-следственных связей, то есть основных факторов, воздействующих на объекты;
-оценка.
Приемы первой группы позволяют определить количественное и качественное состояние объекта. Вторая группа позволяет определить динамику и возникшие отклонения действительного состояния объектов от норм и нормативов, прогнозных показателей, многих других критериев, в соответствии с которыми они должны функционировать. Приемы третьей группы связаны с оценкой прошлого, настоящего и будущего состояния. Метод аудита отличается от метода ревизии финансово-хозяйственной деятельности, хотя и использует отработанные процедуры и приемы ревизии.
Аудиторский метод существенно шире контрольно-ревизионного, и его сущность состоит в том, что:
1) в аудите используется система постулатов, что позволяет доказать, что при определенных условиях в качестве результата можно получить объективную картину;
2) допустимый уровень аудиторского риска определяет состав и количество аудиторских процедур;
3) предполагает применение выборочных проверок, обеспечивающих допустимый уровень аудиторского, риска, построение выборки осуществляется с использованием математических методов статистики;
4) проводит исследование взаимосвязей и координации информационных единиц;
5) проводит обобщение и систематизацию доказательств, полученных на основе выполнения аналитических процедур;
6) на основе аудиторских доказательств формирует новую сущность - мнение аудитора;
7) использует планирование аудита осуществляющегося в непрерывном цикл-возобновлении, что позволяет наиболее эффективно обеспечить выполнение цели аудита;
8) планирование аудита предполагает использование системно-ориентированного подхода, включающего анализ системы внутрихозяйственного контроля (СВК).
9) цель аудита является основополагающим фактором для определения состава и последовательности выполнения аудиторских процедур, но эффективное выполнение работ аудитором возможно, во-первых, при выполнении рекомендаций аудиторских стандартов, во-вторых, при использовании современных методов информационных технологий, предполагающих применение средств вычислительной техники, а также внутрифирменных методик.
Глоссарий
№п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Аудиторская деятельность- аудит | Представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе. |
2 | Внутренний аудит | Один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. |
3 | Аудит хозяйственной деятельности | Заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. |
4 | Аудит на соответствие требованиям | Заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. |
5 | Аудит финансовой отчетности и специальный аудит | Заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. |
6 | Системно-ориентированный аудит | Аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля |
7 | Операционный аудит | Проверка методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности |
8 | Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности | Аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам. |
9 | Фактическая проверка | Проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными. |
10 | Наблюдение | Получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения) |
11 | Документационная проверка | Проверка документов и записи операций в учетных регистрах. |
Библиографический список
1 Аренс, Лоббек “Аудит” – 1995.
2 Аудит. Уч. для ВУЗов / под ред. Подольского М., Аудит, ЮНИТИ, М.:1997.
3 Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”, Москва, 1996.
4 Богомолов А.М. Голощаков Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: метод. пос. М.:Экзамен, 1999.
5 Воронина В.М. Основы бухучета и аудита. Уч. пос. в 2-х частях, ч.2, М.: 1997.
6 Журнал российской академии наук “Государство и право” – 1995.
7 Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996.
8 Раппорт “Международные стандарты учета и аудита” – 1992.
9 Робертсон “Аудит” - 1993 г
10 Смолянский А. Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.
11 Справочно-правовая система «Гарант»
12 Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. «Аудит: общий, банковский, страховой» Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
13 Чекин В. Д. “Курс лекций по аудиту”, Москва, 1997.
14 Шеремет А.Л. Суйц В.П. Аудит: уч. пос. М.:ИНФРА-М, 1995.
Приложение 1
Источник: Богомолов А.М. Голощаков Н.А.
Внутренний аудит. Организация и методика
проведения: метод. пос. М.:Экзамен, 1999
Таблица 1.1 «Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита»
Факторы | Внутренний аудит | Внешний аудит | |
Постановка задач | Определяется руководством исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом | Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) | |
Объект | Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия | Главным образом система учета и отчетности предприятия | |
Цель | Определяется руководством предприятия | Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства | |
Средства | Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) | Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами | |
Вид деятельности | Исполнительская деятельность | Предпринимательская деятельность | |
Организация работы | Выполнение конкретных заданий руководства | Определяется аудитором, самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки | |
Взаимоотношения | Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него | Равноправное партнерство, независимость | |
Субъекты | Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия | Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства | |
Квалификация | Определяется по усмотрению руководства предприятия | Регламентируется государством | |
Оплата | Начисление заработной платы по штатному расписанию | Оплата предоставленных услуг по договору | |
Ответственность | Перед руководством за выполнение обязанностей | Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами | |
Методы | Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности. | ||
Отчетность | Перед руководством | Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть | |
передается клиенту | |||
Приложение 2
Источник: Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация.
Методика проведения”, Москва, 1996.
Таблица 2.1 « Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита»
Критерии | Экономические субъекты, показатели отчетности |
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта | Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала |
2. Вид деятельности экономического субъекта |
1. Банки и другие кредитные учреждения 2. Страховые организации и общества взаимного страхования 3. Товарные и фондовые биржи 4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании) 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования — обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц) 6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования — добровольные пожертвования юридических и физических лиц) 7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ |
3. Источники формирования уставного капитала | Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов |
4. Финансовые показатели экономического субъекта |
(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) 1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ |
Приложение 3
Источник:
Барышников Н.П. “Организация
и методика проведения общего
аудита”, Москва, 1996.
Таблица 3.1 «Фазы процесса консультирования»
Фазы | Этапы в фазе |
Подготовка |
Первый контакт с клиентом Предварительный диагноз проблемы Планирование задания Предложения клиенту относительно задания Контракт на консультирование |
Диагноз |
Обнаружение фактов Анализ и синтез фактов Детальное изучение проблемы |
Планирование действий |
Выработка решений Оценка альтернативных вариантов Предложение клиенту Планирование осуществления решений |
Внедрение |
Помощь в осуществлении Корректирование предложений Обучение |
Завершение |
Оценка Конечный отчет Расчет по обязательствам Планы на будущее Заключительный контакт |
Приложение 4
Источник:
Аудит. Уч. для ВУЗов / под ред.
Подольского М.,
Аудит, ЮНИТИ, М.:1997.
Аудиторские услуги | Аудит | Другие виды проверок | Сопутствующие работы |
Цель оказания услуг | Выражение мнения о достоверности отчетности | Обзор допущенных предприятием нарушений | В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выборки | До 100% с учетом величины (уровня) существенности | В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком | Не установлена |
Доказательства типичных нарушений | Аудиторские доказательства на все нарушения | Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть — аудиторская информация | |
Доказательства отдельных нарушений | Аудиторские доказательства | Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства | |
Уровень гарантии достоверности отчетности | Больший уровень гарантии | Меньший уровень гарантии | |
Формы отчета | Аудиторское заключение | Отчет аудиторской фирмы (аудитора) | Отчет аудиторской фирмы (аудитора) |
Виды аудиторской деятельности |
Аудиторская проверка |
Выборочная проверка отдельных сторон
деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка |
Другие услуги, разрешенные действующим законодательством |
[1] Богомолов А.М. Голощаков Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: метод. пос. М.:Экзамен, 1999.
[2] Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996.
[3] Смолянский А. Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.
[4] Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. «Аудит: общий, банковский, страховой» Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
[5] Аренс, Лоббек “Аудит” – 1995.
[6] Чекин В. Д. “Курс лекций по аудиту”, Москва, 1997.
Смолянский А. Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.