Реферат: Повышение эффективности производства на основе внедрения системы ТООL MANAGEMENT (на примере ОАО "ГАЗ")
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ТООL MANAGEMENT
(НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗ»)»
В сегодняшней экономической ситуации многие предприятия вынуждены сокращать выпуск продукции, которая больше не нужна в объемах выпуска прежних лет. В первую очередь это относится к предприятиям, ориентированным на серийное и крупносерийное производство. Из-за требований рынка по изменению потребительских свойств изделий приходится также менять их конструкцию. Изменение конструкции и объемов выпуска изделий в серийном и крупносерийном производстве всегда связано с необходимостью модернизации оборудования или с покупкой нового оборудования.
При любом действии, направленном на изменение технологии механической обработки (внедрению нового технологического процесса, нового станка, нового инструмента) в качестве обоснования звучат слова «это более эффективная технология». Проведенные исследования показали, что эффективность в данном случае выражается в сокращении расходов на механическую обработку, что является практически единственным способом увеличения прибыли в условиях рыночного производства.
Одним из обязательных элементов системы сокращения затрат является оптимальная организация инструментального хозяйства. Система организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание оптимальных запасов инструмента в оптимальном техническом состоянии, называется инструментообеспечением -Тооl Маnagement.
Будучи продуктом и процессом абсолютно рыночным, Тооl Маnagement (ТМ) основан на требованиях, предъявляемых на рынке заказчиком производителю (поставщику) инструмента:
1.Своевременная поставка (возможность перехода к системе JIT (Just-In-Тimе), снижение складских запасов).
2.Оптимизация загрузки станка (снижение простоев, оптимизация всех составляющих вспомогательного времени).
3.Увеличение производительности (увеличение реального выпуска изделий при неизменном уровне составляющих затрат и, как следствие, увеличение рентабельности).
4.Оптимизация процесса обработки.
5.Сокращение затрат (речь идет не только о постоянном снижении затрат непосредственно на инструмент, но и всего остального состава затрат производства).
Результирующая всех перечисленных составляющих - - получение конкурентных преимуществ.
Однако некоторые требования не стыкуются с классическим пониманием роли поставщика одного из составляющих производственной цепочки — инструмента. По сути, поставщик инструмента становится интересен заказчику как лицо, несущее ответственность за весь технологический процесс. Наиболее удачным представляется определение роли поставщика инструмента как технологического интегратора производства.
Почему именно поставщику инструмента приходится брать на себя функции такого технологического интегратора?
Инструмент в современном производстве является важнейшим элементом технологического процесса. Именно он, часто в большей степени, чем оборудование, определяет уровень технологического процесса, применяемого на производстве (или как еще часто говорят — технологического уклада). А следовательно, и все остальные составляющие технологической конкурентоспособности: качество выпускаемой продукции, производительность труда и адекватную себестоимость. Именно поэтому, отслеживая и контролируя весь путь инструмента (от входа в производство, через непосредственно работу, до выхода), можно получить максимальное количество рычагов управления производством.
Тооl Маnagement подразумевает полный контроль и управление инструментом на всех стадиях его жизненного цикла. На технологического интегратора накладывается масса ограничений. Ведь в его обязанности входят не только привычные для поставщика инструмента заботы о его качестве и сроках поставки. Технологический интегратор несет на себе ответственность даже за своих прямых конкурентов в области инструмента, так как отныне он отвечает за весь технологический процесс. Ответственность интегратора распространяется на:
• приобретение всего инструмента;
• размещение заказов у сторонних производителей и конкурентов;
• объединение всех поставщиков инструмента;
• управление складом инструмента;
• транспортировку инструмента внутри производства (на рабочие места, участок восстановления режущих свойств, склад);
• восстановление режущих свойств инструмента (переточка и восстановление покрытий);
• контроль над расходом инструмента;
• управление процессом для всех инструментов;
• оптимизацию технологического процесса для каждого инструмента.
Безусловно, такая степень взаимного влияния между заказчиком и поставщиком подразумевает исключительное доверие. Технологический интегратор действительно будет знать достаточно много из того, что происходит на производстве. Однако польза от совместной деятельности может быть очень значительной. В результате может возникнуть своеобразный синергетический эффект — т. е. когда эффективность общей деятельности сильно превысит виртуальную сумму эффектов от деятельности участников. Это произойдет, когда доскональное знание особенностей производства со стороны заказчика умножится на столь же доскональное знание современных технологий и инструментов со стороны поставщика.
Посмотрим на понятие Тооl Маnagement: несколько с другой стороны. Речь идет о тех обязанностях, которые берет на себя технологический интегратор. И, следовательно, о возможностях постепенного внедрения этих процессов в существующее производство.
В зависимости от степени проработки системы инструментообеспечения существует несколько вариантов ее реализации.
Первая ступень - самостоятельный выбор инструмента (например, по каталогу поставщика или нормам ГОСТ).
Вторая ступень — проектная поставка. В этом случае выбор инструмента осуществляет его поставщик.
Третья ступень - техническая поддержка, управление складом покупателя (например, ситуация, когда поставщик гарантирует наличие некоторого количества инструментов у себя на складе в любой момент-времени).
Четвертая ступень - «постоянное улучшение». Речь здесь идет не только о предложении заказчику всех новинок, способных сделать его технологический процесс современнее, производительнее или надежнее. Здесь подразумевается полная, в том числе и юридическая, ответственность поставщика за эти «улучшения». Например, в долговременном договоре поставщик берет на себя обязательства снижать на 5% в год затраты на инструмент, которые несет заказчик. Делать он это может различными способами: как снижая цену и уменьшая свою норму прибыли, так и, например, внедряя новые инструменты, обладающие при той же стоимости повышенной стойкостью, производительностью и т. д. Главное, что поставщик это делать обязан. В договоре также могут быть указаны и обязанности по повышению производительности, снижению брака и т. д.
Верхом интеграции системы Тооl Маnagement в производство является пятая ступень. У нее две отличительные особенности. Во-первых, на этой стадии технологический интегратор берет на себя функции обслуживания инструмента, включая весь блок вопросов, связанных с восстановлением режущих свойств. Имеется в виду не только переточка, но и восстановление износостойкого покрытия и, конечно, все функции контроля инструмента. Вторая особенность этой ступени — это расчеты между заказчиком и интегратором. Все расчеты на этой стадии ведутся исходя из количества готовых деталей. Системный интегратор получает деньги только тогда, когда выпущена готовая деталь в сумме, равной оговоренной заранее доле от цены детали. Например, стороны договорились, что в каждом корпусе с ценой продажи 100 денежных единиц 5 единиц приходится на все затраты, связанные с инструментом. Таким образом, выпуск каждой тысячи готовых изделий означает оплату 5000 денежных единиц технологическому интегратору. (Кстати, ряд западных экспертов предлагает такую оценку уровня технологичности производства: если затраты на инструмент составляют менее 4-5% общего состава затрат, то уровень технологического развития производства неудовлетворителен).
Конечно, столь новаторские взаимоотношения между поставщиком и заказчиком медленно находят себе место в реальной жизни. По разным оценкам, сегодня в мире действуют 4-7 крупных предприятий, работающих по такой схеме. Например, заводы фирмы «Форд» в Венгрии и «Дженерал Моторс» в Польше. В обоих случаях все инструментальное хозяйство отдано внешнему агенту, которым созданы и функционируют достаточно многочисленные (до 40 человек) подразделения, работающие непосредственно на территории заказчика.
Конечно, есть и ограничивающие факторы. В первую очередь это организационные моменты. Все, кто имеют производственный опыт, сталкивались, например, с внезапным отключением электроэнергии в цеху. Для современного инструмента это означает почти стопроцентную поломку. Можно ли учесть такие факторы? Это все выливается в правовые проблемы. То есть надо как-то отразить этот самый риск внезапной порчи из-за выключения электроэнергии в договоре.
Для решения проблем, связанных с инструменто-обеспечением на ОАО «ГАЗ», было рассмотрено четыре варианта реализации проекта, которые имеют свои преимущества и недостатки (см. табл. 1).
Таблица 1
Варианты инвестиционных проектов | Преимущества | Недостатки |
1 . Обеспечение инструментом «своими силами»
|
1 . Низкая цена. 2. Отсутствие процедуры со- гласования цен.
|
1. Необходимо поддерживать и развивать инфраструктуру ОАО «ГАЗ». 2. Снижение производительнос-ти, как следствие увеличения себестоимости. 3 .Снижение качества. 4. Ответственность за качество деталей. 5. Система работает неудовле творительно. |
2. Покупка инструмента у Российских производителей |
1. Не нужно поддерживать и развивать инфраструктуру ОАО «ГАЗ». |
1. В России нет производителей современного высокопроизво-дительного инструмента. 2. Ответственность за качество деталей |
3. Покупка инструмента за рубежом
|
1. Не нужно поддерживать и развивать инфраструктуру ОАО «ГАЗ». 2.Снижение потерь от брака. 3. Высокая производительность. 4. Увеличение объема выпуска. |
1 . Высокая цена. 2. Длительная процедура заказа и согласования цен при покупке инструмента. 3. Ответственность за качество деталей. 4. «Импортозамещение» |
4. Внедрение современной системы обеспечения инструмента Тооl Маnagement |
1. Не нужно поддерживать и развивать инфраструктуру ОАО «ГАЗ». 2. Потери от брака перекладываются на фирму интегратора. 3. Высокая производительность. 4. Увеличение объема выпуска. 5. Цена ниже по сравнению с прямой закупкой импортного инструмента. 6. Процедура заказа, сравнение конку-рентов и согласования цен проходит один раз. 7. Фирма интегратор отвечает за: - Технологию обработки; - Штучное время; - Качество; - Своевременную поставку инстру-мента; - Настройку, балансировку и учет инс-трумента. 8. Снижение себестоимости за счет внедрения нового инструмента и от-ладки тех. процесса. |
1. Нет опыта внедрения данной системы в России.
|
В настоящее время инструментальное производство ОАО «ГАЗ» не в состоянии обеспечивать вновь вводимое оборудование современным высокопроизводительным инструментом. Сегодня на ОАО «ГАЗ» имеется только 3 единицы современного оборудования - это ОЦ ИС-630, которые без выполнения таких требований по обеспечению инструментом не могут эксплуатироваться с полной отдачей.
Опыт эксплуатации Ивановских центров показал, что неправильная замена инструмента уменьшила производительность оборудования в 4 раза.
Отсутствие на ОАО «ГАЗ» приборов для наладки инструмента вне станка приводит к тому, что при смене инструмента как минимум 2 полностью обработанные детали уходят в брак из-за необеспечения размеров.
Кроме того, очень часто происходит поломка инструмента, так как инструмент не балансируется, что при числе оборотов более 8000 в минуту приводит к резонансным явлениям и разрушению как инструмента, так и преждевременному выходу из строя шпиндельных подшипников.
Каждый из вновь закупаемых станков заменяет собой в среднем 10 единиц оборудования, в настоящее время эксплуатирующегося на ОАО «ГАЗ». Это обусловлено тем, что появление современного режущего инструмента позволило увеличить режимы резания при сохранении или даже увеличении стойкости инструмента.
Однако и инструмент стал другим. Заточка большей части инструмента на ОАО «ГАЗ» в настоящее время ведется вручную, что не обеспечивает требований КД на инструмент. Имеющееся на ОАО «ГАЗ» заточное оборудование подходит для того инструмента, который используется на ГАЗе, но не позволяет обеспечить требования по заточке современного инструмента.
Неправильная заточка инструмента, работающего на высоких скоростях и с большими нагрузками, в свою очередь, практически всегда приводит либо к поломке инструмента, либо к резкому снижению качества выполняемых поверхностей.
В то же время закупка нового заточного оборудования в настоящее время неэффективна, поскольку из-за малого количества такого инструмента невозможно загрузить заточные станки более чем на 10-15%, а для выполнения сторонних заказов на ОАО «ГАЗ» отсутствуют необходимые условия из-за неповоротливости нашей системы управления и ценообразования.
Кроме заточки на ОАО «ГАЗ» отсутствует возможность обеспечения снятия старого покрытия и нанесения нового современного покрытия на инструмент. Такое оборудование стоит дорого, но также не будет нормально использоваться в наших условиях.
Внедрение системы обеспечения инструментом Tool management является наиболее эффективным вариантом. Внедрение данной системы позволит решить ряд острых проблем, таких как снижение брака от механической обработки, своевременное обеспечение инструментом, обслуживание инструмента, использование нового инструмента. Это позволит резко снизить затраты на изготовления деталей основного производства, что повысит конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынке сбыта продукции.
При системе Тооl Маnagement все риски, связанные с подготовкой инструмента и технологией изготовления, берет на себя инструментальная фирма.
Если закупить просто комплект инструмента, то риски остаются у нас.
Больше того. В процессе отладки технологического процесса может выясниться, что какой-то инструмент вообще не подходит в данных условиях работы и его необходимо заменить, внося соответствующие изменения в условия поставки.
В сложившейся ситуации необходимо внедрять новую систему обеспечения инструментом Tool management.
В результате проведенных переговоров с фирмами изготовителями и поставщиками режущего инструмента были определены три фирмы, готовые обеспечить все условия, изложенные в техническом задании:
• Sandvik;
• Walter;
• Kennametal.
Фирмы предоставили технико-коммерческие предложения по реализации проекта. Сводные данные приведены в табл.2. Все цены указаны на условии DDP согласно ИНКОТЕРМС 2000.
Таблица 2
Kennametal | Sandvik | Walter | |
Первоначальный комплект инструмента, евро | 574 953 | 464 472 | 448 207 |
Организация участка, евро | 107328 | 103 334 | 133 324 |
Стоимость комплекта деталей, евро | 11,06 | 24,67 | 13,40 |
Суммарное штучное время, мин | 71,14 | 69,87 | 61,28 |
Как видно из табл. 2, технико-коммерческое предложение состоит из стоимости первоначального комплекта инструмента, включающую разработку технологии, управляющих программ и приспособлений, стоимости организации участка по хранению и подготовке инструмента вне станка, стоимости с каждой детали, штучное время изготовления.
Оценка инвестиционного проекта ведется по показателям изменения чистого приведенного дохода, вызванного реализацией проекта и срока возврата инвестиций с учетом ставки дисконтирования.
Финансово-экономические показатели проекта с инструментом формы Kennametal приведены в табл. 3.
Таблица 3
Показатель | Обозначение | Ед. | Значение |
Общий объем инвестиций (без НДС) | Евро | 1 625781 | |
Период расчета | 3 года | ||
Ставка дисконтирования | R | % | 10,17 |
Изменения ЧДП, вызванные реализацией проекта | NPV | Евро | 2 131 639 |
Срок возврата инвестиций с учетом ставки дисконти-рования | РВ | Мее. | 9 |
Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что прирост чистого денежного потока составил 2 133 639 евро, а срок возврата инвестиций составит девять месяцев.
Далее рассмотрим финансово-экономические показатели проекта с инструментом формы Sandvik, приведенные в табл. 4.
Таблица 4
Показатель | Обозначение | Ед. | Значение |
Общий объем инвестиций (без НДС) | Евро | 1 900 806 | |
Период расчета | 3 года | ||
Ставка дисконтирования | R | % | 10,17 |
Изменения ЧДП, вызванные реализацией проекта | NPV | Евро | 1 238420 |
Срок возврата инвестиций с учетом ставки дисконт-ирования | РВ | Лет, мес. | 1г. 6 м. |
Данные табл. 4 свидетельствуют о том, что прирост чистого денежного потока составил 1238420 евро, а срок возврата инвестиций составит один год шесть месяцев.
Финансово-экономические показатели проекта с инструментом формы Walter приведены в табл. 5.
Таблица 5
Показатель | Обозначение | Ед. | Значение |
Общий объем инвестиций (без НДС) | Евро | 1 491 281 | |
Период расчета | 3 года | ||
Ставка дисконтирования | R | % | 10,17 |
Изменения ЧДП, вызванные реализацией проекта | NPV | Евро | 2228214 |
Срок возврата инвестиций с учетом ставки дисконтирования | РВ | Мес, | 8 |
Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что прирост чистого денежного потока составил 2228214 евро, а срок возврата инвестиций составит восемь месяцев.
По результатам сравнительных расчетов победителем данного тендера стала фирма «Walter».
Не смотря на то, что погрешность расчетов соизмерима с разницей в полученных результатах из-за того, что исходные данные по штучному времени обработки деталей, представленные всеми фирмами, являются расчетными и могут быть уточнены при реальном внедрении системы, то целесообразно в качестве стратегического партнера выбрать фирму «Walter», поскольку она является:
• единственной фирмой из фирм, принимающих участие в тендере, которая имеет реальный опыт внедрения системы tool management.
• только использованием инструмента фирмы «Walter» можно обеспечить выпуск указанного в данном письме количества деталей. При использовании инструмента других фирм объем выпуска продукции уменьшится на 15%.
• фирма «Walter» единственная из фирм является как непосредственным изготовителем специального инструмента, так и изготовителем оборудования для его производства, что позволит ей более оперативно реагировать на наши запросы.