Доклад: Гуманистическая и экзистенциальная парадигмы
Введение.
Гуманистическая психология возникла в США в конце 1950-х годов. Она сформировалась как союз ученых, разделяющих некоторые общие воззрения на человека и на методологию психологического исследования, причем основой для этого союза во многом явился протест против двух подходов – психоанализа и бихвеоризма. В этих подходах за пределами рассмотрения остаются как раз специфические для человека высшие сущностные проявления. Именно их и поставила в центр своих интересов зарождающаяся гуманистическая психология.
Основатели гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной методологию познания человека. Но разноголосица внутри самого течения породили сложности на пути консолидации, потому, по мнению Д.А. Леонтьева, "противостояние бихевиоризму и психоанализу по сей день остается единственной цементирующей основой движения". Сами гуманистические психологи указывают на расхождения во взглядах основателей гуманистической психологии. Так в конце 1980-х гг. Дж. Роуэн в своей статье "Две гуманистические психологии или одна?" обратил внимание на то, что внутри гуманистической психологии можно выделить по крайней мере два направления, различающихся по их взгляду на образ человека.(цит. по Леонтьеву Д.А.) Это экзистенциальная психология и условно обозначаемая "личностно центрированная". Но сегодня уже можно говорить о том, что экзистенциальная психология отделилась от гуманистической, стала независимой от нее.
При сравнении экзистенциальной и гуманистической парадигм, под гуманистической парадигмой я буду иметь то направление, которое Д.А. Леонтьев условно назвал "личностно центрированным". И хотя можно сказать, что эти парадигмы имеют общие основания, но во многом они совершенно отличны.
Прежде чем перейти к сравнению двух парадигм в психологии, необходимо рассмотреть что они из себя представляют.
Гуманистическая психология.
"Гуманистическая психология – направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку." (словарь)
Основные положения:
Роджерс К., Маслоу А. говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила – тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нем возможностей, сил и способностей. В этом подходе человеку приписывается некоторые заданные потенции, некая заданная природа, позитивная по своей сути, которая актуализируется в процессе развития. Развитие – разворачивание того, что у же в человеке заложено.
К. Роджерс приписывал определение направленности развития биологической природе человека, содержащей определенный набор возможностей. То, что человек приобретает в ходе социализации, не может улучшить, а может только исказить истинную природу . Маслоу А. говорит о значимости культурных влияний, но тенденция к самоактуализации также, по его мнению, изначально заложена.
Гуманистические психологи исходят из того, что человек вступает во взаимодействие с миром, уже будучи наделенным определенным набором качеств. Соответственно в качестве единицы анализа выступает отдельно взятая личность с присущими ей потенциями. И если раньше считалось, что социальные влияния больше препятствуют, чем способствуют актуализации, то в последнее время стало высказываться мнение, что другие люди являются непременным условием развития индивида, и что культура может оказывать на самоактуализацию не только ограничительное, но и позитивное влияние. Однако внешние факторы рассматриваются при этом как условия, предпосылки развития.
При взгляде на природу человека гуманистические психологи разделяют следующее мнение: природе человека присуще изначальное добро, а источник зала лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности.
Экзистенциональная психология.
Ключевое понятие в экзистенциональной психологии – понятие "существование", "экзистенции". "Экзистенция – это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра, или перекладывание на плечи другого, на плечи ближнего, на плечи нации, государства, общества. Ты должен сам. Главное в понятии экзистенции – это идея отсутствия предзаданности, отсутствия детерминированности того, что происходит сейчас, здесь и теперь, в данный настоящий момент.
Представители экзистенциальной психологии считают, что в человеке не никаких предзаданных сущностей, которые бы определяли, что разовьется в дальнейшем. Человек в каждый момент своей жизни сам решает, чем он будет дальше и куда он будет развиваться. Направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Экзистенциальные психологи утверждают, что неправильный выбор, плохое осознавание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор – это предпосылки "нездорового " развития личности.
Условием самореализации человека является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемый во всей его целостности. Во взаимодействии с миром человек обретает свои сущностные характеристики. Человек с момента рождения находится в постоянном взаимодействии с миром, в котором находятся потенциальные смыслы его существования, которые он должен открыть, найти для себя. Мир несет в себе, как определенную угрозу, так и позитивные возможности и альтернативы, из которых человек должен делать выбор. Поэтому внимание экзистенциальных психологов будет не столько человек сам по себе, сколько экзистенциальные проблемы, порожденные его взаимодействием с миром.
Один из основателей экзистенциальной терапии, И. Ялом считает, что экзистенциальный подход акцентуирует базисный конфликт следующего рода: этот конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существования подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.
Вот четыре конечных данностей, с которыми сталкивается человек.
Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас “смертельным” страхом. Говоря словами Спинозы, “все сущее стремиться продолжать свое существование”; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.
Свобода. Другая конечная данность, значительно менее очевидная. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремиться ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле свобода – это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом деле индивид несет полную ответственность за свой мир, – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения “свобода” подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто, пустота, бездна. Открытие пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.
Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, - скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между осознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире – какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано – значит каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.
При сравнении гуманистической и экзистенциальной парадигм в психологии можно выделить три основных пункта, по которым они расходятся:
1. взгляд на детерминанты развития личности
2. отношение личности и социума, единица анализа
3. проблема добра и зла, сфера этики.
Более наглядно это сравнение представлено в следующей таблице:
Гуманистическая парадигма | Экзистенциальная парадигма. |
взгляд на детерминанты развития личности | |
Человеку присуща некая внутренняя сила – тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нем возможностей, сил, способностей. | Такой силы нет. Человек творит самого себя, и он есть лишь то, что сам из себя делает. |
отношение к социуму, единицы анализа. | |
В качестве единицы анализа выступает отдельно взятая личность с присущими ей потенциями. | Предметом практической работы является не столько личность клиента, сколько экзистенциальные проблемы, порожденные ее взаимодействием с миром. |
сфера этики, проблемы добра и зла. | |
Природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности | Человек не расположен априори к добру или злу. Он выбирает или то, или другое, а те самым и творит и то, и другое. Он открыт и тому и другому. |