Курсовая работа: Проектирование привода ленточного конвейера
Курсовое проектирование
по дисциплине “Детали машин”
Тема:
“Проектирование
привода ленточного конвейера”
Введение
Основная цель курсового проекта по деталям
машин – приобретение студентом навыков проектирования. Работая над проектом,
студент выполняет расчёты, учится рациональному выбору материалов и форм
деталей, стремится обеспечить их высокую экономичность, надёжность и
долговечность. Приобретённый студентом опыт является основой для выполнения им
курсовых проектов по специальным дисциплинам и для дипломного проектирования, а
так же всей дальнейшей конструкторской работы.
Проектируемый привод
ленточного конвейера состоит из электродвигателя марки 4A100L8У3 (Pд=3,0 кВт;Nд=710
мин),
редуктора коническо-цилиндрического двухступенчатого, барабана. Передача
крутящего момента от электродвигателя на редуктор осуществляется с помощью
муфты МУВП (радиальное смещение 0,3 мм, угловое 0,8). Крутящий момент от редуктора на
приводной вал передаётся с помощью жёстко-компенсирующей муфта (ГОСТ 5006-55).
1. Энергетический и
кинематический расчет привода
Мощность, потребляемую конвейером, по ф. стр.5
[1]:
Pp=FtV=3,1×0,8=2,48 кВт,
где Ft – тяговое усилие на барабане,
кН;
V – окружная скорость
Мощность, потребляемая электродвигателем:
Pэп=Рр/h=2,48/0,879=2,821 кВт,
где h - общий
К.П.Д. привода:
h=h1h24h32h4=0,98×0,9954×0,92×0,995=0,879
где hпк, hм, hкп, hцп – КПД
соответственно подшипников качения, муфты, конической и цилиндрической зубчатой
передач.
Определяем частоту вращения приводного вала:
nр=60000×V/(p×D)=60000×0,8/(3,14×225)=67,9 мин-1.
Определяем желаемую частоту вращения
электродвигателя по ф. стр. 6 [1]:
nэж=nр×U0=67,9*10=679 мин-1,
где U0 – общее ориентировочное
передаточное число привода, табл. 5.6 [4],
U0=Uбпо×Uтпо=2,5×4=10,
где Uбпо, Uтпо –
ориентировочные передаточные числа соответственно быстроходной и тихоходной
передач из табл. 2 [1].
Исходя из вычисленных значений Рэп и
nэж по ГОСТ 28330-89 выбираем электродвигатель 4А100L8У3 с
синхронной частотой вращения nэдс=710 мин-1 и мощностью Рэд=3,0
кВт.
Определяем передаточное число привода:
U0=nэда/np=710/67,9=10,45.
Разбиваем U0 на передаточные числа:
Uтп=U0/Uбп=10,45/2,5=4
где Uбп=2.5 – передаточное число
быстроходной передачи;
Определяем частоты вращения валов стр. 11 [1]:
n1=710 мин-1,
n2=n1/Uбп=710/2.5=284
мин-1,
n3=n2/Uтп=284/4=71
мин-1,
Определяем мощности, передаваемые валами по ф.
стр. 11 [1]:
Определяем угловые
скорости валов привода по ф. cтр. 11[1]:
w1=p×n1/30=3,14×710/30=74.35
с-1;
w2=p×n2/30=3,14×284/30=29.74
с-1;
w3=p×n3/30=3,14×71/30=7.43
с-1.
Определяем крутящие моменты на валах привода по:
Т1=Р1/w1=2786/74.35=37.47 Н×м;
Т2=Р2/w2=2633/29.74=88.53 Н×м;
Т3=Р3/w3=2580/7.43=347.24 Н×м;
w1
Желая получить сравнительно небольшие габариты
и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления шестерен и колёс
сравнительно недорогую легированную сталь 40Х. По таблице 8.8 [2] назначаем
термообработку: для шестерен – азотирование поверхности 50…59 HRC при твёрдости
сердцевины 26…30 HRC, ,;для колеса – улучшение 230…260 HB,.
Определяем допускаемые контактные напряжения
Для колёс обеих ступеней по табл. 8.9 (с. 168,
[2]):
мПа
для шестерни обеих ступеней
Коэффициент безопасности
Число циклов напряжений для колеса второй
ступени, по формуле (8.65,[2]), при с=1:
=60*1*71*10416=4,4*
Здесь n-частота вращения выходного вала,
=5*365*0,29*24*0,82=10416 ч-срок
службы передачи.
По графику (рис.8.40[2]), для 245HB =1.5*, для 50…59 HRC
=.
По таблице (8.10[2]), =0,25. По формуле (8.64[2]), для
колеса второй ступени:
=*=0,25*4,4*=1,7*.
Сравнивая и , отмечаем, что для колёс второй
ступени >. Так как все
другие колёса вращаются быстрей, то аналогичным расчётом получим и для них >. При этом для
всех колёс передачи =1.
Допускаемые контактные напряжения определяем по
формуле (8.55[2]),
Для колёс обеих ступеней =550/1.1=509 МПа
Для шестерней =1050/1.2=875 МПа.
Допускаемое контактное напряжение для обеих
ступеней у которых H1>350 HB, а H2<350 HB, по формуле (8.56[2]),
=(875+509)/2=692 МПа,
но не более чем 1.25=1.25*509=636МПа. Принимаем =636 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба
По таблице 8.9[2] для колёс обеих ступеней
=1.8HB=1.8*240=432МПа;
для шестерней
=12*HRC + 300=12*28+300=636 МПа.
Определяем по формуле (8.67[2]),
где - предел выносливости зубьев
SF – коэффициент безопасности
KFL – коэффициент долговечности
KFC – коэффициент учитывающий
влияние двустороннего приложения нагрузки.
KFС=1 т.к. нагрузка односторонняя.
число циклов (рекомендуется для
всех сталей)
=0,14*1,77*=2.4*
=0.14
т.к. , то KFL=1
По таблице 8.9[2] SF =1.75.
Допускаемые напряжения изгиба:
для шестерни =636/1.75=363 МПа;
для колеса =247 МПа.
3. Расчет тихоходной зубчатой передачи
3.1 Проектный расчет
передачи
Межосевое расстояние передачи, ф. (8.13 [2])
=0.85(4+1) =125
yba =0.4– коэффициент
ширины относительно межосевого расстояния, табл. 8.4 [2].
Ybd=0.5*yba (U+1)=0.5*0.4(4+1)=1–
коэффициент ширины шестерни
KHb=1.08 – коэффициент концентрации нагрузки в зависимости от Ybd (рис.8.15, с.130
[2])
Определяем ширину колеса:
мм
Определяем модуль:
,
где Ym=30 – коэффициент модуля, в зависимости от жёсткости (табл.
8.4, с136, [2])
По таблице 8.1 назначаем =1.5мм
Выбираем число зубьев в рекомендуемых пределах:
b=9o
Определяем суммарное число зубьев:
Находим число зубьев:
Уточняем значения делительных диаметров:
=мм
=мм
Определяем диаметры вершин:
мм
мм
Определяем ширину шестерни:
мм
3.2 Проверочный расчёт
тихоходной ступени на усталость по контактным напряжениям (8.29,с.149,[2]):
,
где KH=KHVKHb - коэффициент нагрузки
KHb=1.03
KHV – коэффициент динамической
нагрузки
м/c
Назначаем девятую степень точности. Принимаем KHV=1,06
(табл.8.3,с.131, [2]).
-коэффициент повышения прочности
косозубых передач по контактным напряжениям (8.28,с.149,[2]):
,
где KHa=1.03 – в зависимости от v и 9-ой степени точности
(табл.8.7, с.149, [2])
По формуле (8.25[2]):
=
-коэффициент торцового перекрытия.
МПа
мПа
Определяем недогрузку:
3.3 Проверочный расчёт
тихоходной ступени по напряжениям изгиба
,
где YFS – коэффициент формы зуба
ZFb - коэффициент повышения прочности зуба
KF – коэффициент неравномерности нагрузки
Для определения YFS определим и :
По графику (рис.8.20, с.140, [2]) в зависимости
от и находим и : =3.8, =3.75
МПа
МПа
Так как 65.8<95.5, то принимаем YF=3.75
Определяем YFb (8.34,с.150,[1]):
,
где по таблице 8.7[2] KFa=1.35
Найдём KF:
,
где KFb=1.3 (рис.8.15, с.130, [2])
KFV=1.04 (табл.8.3, с.131, [2])
Находим окружное усилие:
Н
Определяем напряжение:
мПа
мПа
Условие прочности выполняется.
3.4 Расчет геометрических
параметров тихоходной передачи
Ранее были определены мм, мм, b=50 мм.
Определяем диаметры вершин:
мм
мм
Диаметр впадин зубьев:
мм
мм
4. Расчет быстроходной
передачи
Внешний делительный диаметр большего
конического колеса определяем по формуле (9.40[3]):
Примем число зубьев шестерни =24
Число зубьев колеса:
*U=24*2,5=60
Внешний окружной модуль:
мм
По таблице 9.1[3] принимаем =2,25 мм
Уточняем значения и :
мм
По таблице 9.4[3] принимаем =140 мм
Конусное расстояние:
мм
Ширина зубчатого венца:
мм
По таблице 9.5[3] принимаем b=21 мм
Внешний делительный диаметр шестерни:
мм
Углы при вершине начальных конусов:
ctg;ctg2,5=; =68,198`; =90-=90-68,198=21,802`
Средний делительный диаметр шестерни:
=2(72,7-0,5*21)*0,371=46,2 мм
Средний окружной модуль:
4.1 Расчет геометрических
параметров быстроходной передачи
Ранее были определены мм, мм, b=21 мм.
Диаметры вершин зубьев:
мм
мм
Диаметр впадин зубьев:
мм
мм
5. Расчет валов
Произведём расчёт быстроходного вала:
Определим выходной конец вала:
,
где T1=34.47Нм
мм
Согласуем вычисленное значение с величиной
диаметра вала электродвигателя: мм
Принимаем: d=25 мм, диаметр вала под подшипники
мм.
Рассчитаем промежуточный вал:
Диаметр ступени для установки на неё колеса:
,
где Tпр=88.53 Нм
мм
Принимаем dк=34 мм. Диаметр буртика
для упора колеса dбк=40 мм. Диаметр участков для установки
подшипников dп=30 мм.
Расчёт тихоходного вала.
Назначаем материал: Сталь 45.
Термообработка: улучшение.
Из таблицы 8.8 стр. 162 находим:
МПа
МПа
Определяем диаметр выходного конца вала:
мм, где МПа
Выбираем диаметры вала:
d=40 мм – диаметр в месте посадки муфты
dп=50 мм – диаметр в месте посадки
подшипников
dк=55 мм – диаметр в месте посадки
колеса
5.2 Проверочный расчет
тихоходного вала редуктора
Определяем длины вала:
c=80 мм
,
где lст=74 – ширина ступицы
(округлена)
x=10 мм
w=60 мм – толщина крышки
Получаем:
l=74+2*10+60=154 мм
Составляем расчётную схему.
Определяем силу в месте посадки муфты:
Н
Определяем силы в зацеплении:
Н
Н
Н
Строим
эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости. Сначала определим реакции
опор (составим сумму моментов относительно опоры А):
Н
Для определения реакции в опоре A составим
сумму сил на вертикальную ось:
Н
Строим
эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости.
Рассмотрим горизонтальную плоскость.
Запишем сумму моментов относительно опоры А:
Н
Запишем сумму сил на вертикальную ось:
Н
Строим
эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости.
Строим эпюру суммарных изгибающих моментов.
Строим эпюру крутящих моментов.
Опасным сечением будет, сечение I-I под
шестерней. Проверим статическую прочность вала в этом сечении.
Мпа
Крутящий момент: T=347.2МПа
Напряжение изгиба:
МПа
Напряжение кручения:
МПа
Определяем эквивалентное напряжение:
МПа
Условия прочности выполняются.
Определим пределы выносливости:
МПа
МПа
Определим запасы на сопротивление усталости по
формулам (15.3, с.299, [2]):
где и - амплитуды переменных
составляющих
и - амплитуда постоянных
составляющих
и - масштабные коэффициенты
и - эффектные коэффициенты
концентрации напряжений
По графику 15.5, с. 301, [2], кривая 2 находим =0.72
По графику 15.6, с. 301, [2], кривая 1 находим =1 МПа
По таблице 15.1, с. 300, [2] получаем =1,7 МПа и =1.4 МПа
Принимаем
; МПа
МПа
МПа
МПа
По формуле 15.3, с.299, [2] определим суммарный
коэффициент запаса:
Проверяем жёсткость вала. Для определение
прогиба используем таблицу 15.2, с. 303, [2]. Средний диаметр принимаем равным
dк=55 мм.
,
мм4
Прогиб в вертикальной плоскости от силы Fr:
мм
Прогиб в горизонтальной плоскости от сил Ft
и FM:
мм
Определяем суммарный прогиб:
мм
Определяем допускаемый прогиб (с.302, [1]):
мм
Вал отвечает необходимым условиям жёсткости.
6. Выбор подшипников
качения
Необходимо подобрать подшипники для вала
тихоходного редуктора используя следующие данные: диаметр в месте посадки
подшипника d=50 мм, L=10416 ч.
Определяем реакции опор:
; H
; H
Учитывая сравнительно небольшую осевую силу Fa=494,2Н,
назначаем конические подшипники лёгкой серии, условное обозначение 7210, для
которых по таблице 16.9 из [3] С=56000 Н, Cо=40000 Н, e=0,37.
Выполняем проверочный расчет. Определяем осевую
составляющую нагрузки по формуле 16.38 из [2]:
,
S1=0.83*0.37*4269.24=1309.85 Н
S2=0,83*0,37*5351,41=1643,42 Н
Принимаем =1643,42 Н и по формуле (16.36[2])
находим осевую нагрузку :
Н
Условие не раздвижения коле соблюдается Н
Определяем эквивалентную нагрузку по формуле
16.29 из [2]:
,
где по рекомендации имеем V=1; по таблице
16.5[2] при
находим X1=1, Y1=0 и при , X1=1, Y1=0, по рекомендации к
формуле (16.29[2]) находим Kт=1, Ks=1,3.
Ks- эффективный
коэффициент концентрации напряжений при изгибе, Kт - эффективный коэффициент
концентрации напряжений при кручении.
Н
Н
Так как , рассчитываем только второй
подшипник.
3.68
C=6956.83*3.68=25601.1 Н
Условие С(потребная)<=C(паспортная)
выполняется.
Проверяем подшипник по статической
грузоподъемности. По формуле 16.33 из [2] вычисляем, при Х=0.6, Y=1.04:
Условие соблюдается: паспортное значение
статической грузоподъемности больше расчетного.
7. Расчет шпоночных
соединений
Для закрепления деталей на валах редуктора используем
призматические шпонки. Размеры поперечного сечения шпонок выбираем по ГОСТ
23360-78 в соответствии с диаметром вала в месте установки шпонок.
диаметр
сечение шпонки
рабочая длина
крутящий момент
вала, мм
b
h
шпонки lр,
мм
на валах Т, H*м
25
8
7
40
37.47
34
10
8
30
88.53
40
12
8
58
347.24
55
16
10
60
347.24
Расчет шпонок по допускаемым напряжениям на
смятие:
. Условие прочности:
а)
б)
в)
г)
Все выбранные шпонки
удовлетворяют напряжениям смятия.
Для соединения вала редуктора и вала
электродвигателя применяем упругую втулочно-пальцевую муфту по ГОСТ21424-93.
T, H*м
d, мм
D, мм
L, мм
63
25
100
104
Проверим муфту по напряжениям смятия
(17.34[2]):
Мпа
где мм – диаметр окружности, на
которой расположены пальцы
z=6 – число пальцев
- диаметр пальца
- длина резиновой втулки
Мпа
Мпа
Для соединения тихоходного вала редуктора с
валом барабана используем зубчатую жестко-компенсирующую муфту (ГОСТ 5006-55):
T, кH*м
d, мм
D0, мм
b, мм
710
40
110
12
Условие прочности:
Мпа
,
где b-длина зуба
Муфты отвечают условиям прочности.
9. Смазка редуктора
Для уменьшения износа зубьев, для уменьшения
потерь на трение, а также для отвода тепла выделяющегося в зацеплении применяют
смазку передач в редукторе.
Так как скорости колёс V<12…15м/с их смазывание
производится погружением в масляную ванну. По рекомендации глубина погружение
тихоходного колеса обычно не превышает 0,25 его радиуса.
Для смазки подшипников применяем наиболее
распространённую для подшипников смазку: Жировая 1-13 ГОСТ 1631-61.
Заключение
Для изготовления шестерен и колёс, желая
получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, была
выбрана легированная сталь 40Х и назначена термообработка: для шестерен –
азотирование поверхности 50…59 HRC при твёрдости сердцевины 26…30 HRC, ,; для колес –
улучшение 230…260 HB. Для тихоходной ступени были произведены проверочные
расчёты на усталость по контактным напряжениям и напряжениям изгиба. Все условия
прочности соблюдаются: мПа - по контактным напряжениям, мПа - по
напряжениям изгиба.
При расчёте тихоходного вала было установлено,
что все условия прочности и жёсткости выполняются: запас сопротивления
усталости ,
суммарный максимально возможный прогиб мм.
Выбранные шпонки были проверены по напряжениям
смятия, все они удовлетворяют допустимым значениям.