Контрольная работа: История античной психологии
Дата
Ф.И.О ученых
Предмет, методы
Основные законы психологической жизни
Вклад в развитие психологии
Античная психология
- Душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Он полагал что душа испаряется из влаги.
Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души.
Отделил деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Т.о., разные стороны познания у Гераклита – это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса.
Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.
Демокрит
Один из основателей античной атомистики.
Душа материальна и состоит из наиболее подвижных мелких круглых атомов.
Душа является источником активности, энергии для тела.
- Душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств.
- Все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными.
- После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.
- Существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление.
«Человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир».
Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности.
В мире нет случайностей, и все происходит по заранее заданной причине, все причинно обусловлено.
Изучал человека и проявление его темперамента.
Эмпирический характер медицинского исследования.
Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни.
Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).
Трактовал мозг как орган психики,, полагая что он является большой железой.
Источник и причину различий людей Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. ÞСоздал учение о четырех темпераментах: сангвиник (когда преобладает кровь), флегматик (когда преобладает слизь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь).
Первый человек который заговорил о индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.
Алкмеон
Представитель кротонской медицинской школы.
Использовал наблюдение и хирургические операции (Проводил анатомо-физиологические исследования).
Мозг – есть орган души.
Он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.
Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)".
Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей.
Зародилось учение о психике как продукте мозга благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов.
Сократ
(софист)
Душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалом.
С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов.
В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.
Впервые рассмотрел душу как источник нравственности человека, а не как источник активности тела.
Создал понятие – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя”
Платон (Аристокл)
Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита.
Противник материализма.
Ученик Сократа
Душа имеет нематериальную сущность, является идеей (душа взаимодействует с идеей) и целью реальной вещи.
Исследует познавательные процессы.
В своих учениях он ориентировался на математику.
Душа постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека.
Душа состоит из 3 частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Разумную часть души он отождествляет с колесницей и считает хорошей частью души.
Память это один из важнейших этапов в процессе познания окружающего.
Первый заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе.
Выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления.
Впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда возможно примирить с помощью разума (конфликт души).
Душа. В своих учениях он ориентировался на биологию.
Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований.
Душа
–Это целесообразно работающая органическая система.
–Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.
– Способ организации материального тела.
«Трактат о душе» - первое фундаментальное исследование души.
Дал описание характера саматопсихологическое (тело и душа).
Он различал душу у человека и животных.
Исследование индивидуальнх особенностей человека и место его в природе, проблему нравственного поведения и воспитания.
Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций.
Аффекты - это "порча разума", поскольку возникают они в результате "неправильной" деятельности ума
· человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам того мира, в который попадает. Главный нравственный закон – необходимость сохранить свою сущность, свое достоинство в любых, самых тяжелых обстоятельствах. Человек с ранних лет должен понять, что он не в силах изменить свою судьбу, уклониться от нее. Главной опасностью в процессе воспитания для стоиков была стихия чувств, которую необходимо обуздать в детях для их же пользы.
· Сама природа спиритуализировалась, наделяясь признаками, свойственными разуму – но не индивидуальному, а сверхиндивидуальному.
Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, "божественному огню", который является Логосом или, как считали позднейшие стоики, – судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.
· От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно "с корнем вырывать из души". Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.
Они разработали теорию эффектов, открыли что эффекты связаны с телесными изменениями, и доказали что первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения, вследствие которых развиваются психологические – возникает мысль о том что что-то случилось, и желание реагировать. Стоики также подчеркивали, что аффект нельзя усиливать воображением и нельзя одобрять поведение, связанное с ним.
Стоики подчеркивали, что сильный человек в любых условиях, даже в рабстве и в тюрьме, является внутренне свободным.
Личность способна действовать на свой страх и риск.
весь смысл эпикурейского учения заключался в том, чтобы, проникшись им, люди спасались именно от страха. Единственным источником и добра, и зла является сам человек, он же главный судья собственных поступков. Таким образом, источник активности, как и источник морали, заключен в самом человеке. Не разум, но чувства управляют поведением человека, вызывая в нем стремление совершать то, что вызывает удовольствие, и избегать тех объектов, которые вызывают неудовольствие. С самого раннего детства человек должен учиться различать свои желания и строить свое поведение, опираясь на это знание. Все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. При этом истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные удовольствия имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью.
Лукреций Кар
Последователь Эпикура.
Вывел что дух это не тоже самое, что и душа.
Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом.
Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум.
Исследование душевной жизни в ее связи с телесной. Исследовал сознание.
Опирался на множество наблюдений и экспериментов. Оперируя гладиаторов смог расширить медицинские представления о человеке, прежде всего об его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится "высший сорт" пневмы как носительницы разума..
Вплотную подошел к понятию о сознании.
В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время.
учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных "соков". Темперамент с преобладанием "теплого" он называл мужественным и энергичным, преобладанием "холодного" – медлительным и т.д.
Большое внимание Гален уделял аффектам.
Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме ("повышение сердечной теплоты"); стремление же отомстить вторично.
Создатель концепции – “зрительного акта”
В труде "О частях человеческого тела" описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.
Плотин
Основатель неоплатонизма.
Проповедовал абсолютную нематериальность души.
Душа – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего.
Выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души, но не мог считать индивидуальную душу самодостаточным источником собственных внутренних образов и действий.
В основе существования всего телесного он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала.
Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность.
Индивидуальные души происходят от мировой души.
Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное.
Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях.
воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так из "отпечатков", которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминания.
Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты.
Арабоязычная наука
Поддержка учения о психофизиологических функциях.
Выделил две психологии:
1. Естественно – научная
2. Метафизическая
В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией.
Создатель “Канона
Изучил:
бинокулярное зрение
смещение цветов
контраст
Психологические идеи средневековой Европы
Фома Аквинский
Этомизм
Душа, исследование
видов активности
тела и особенностей
познания, прежде все-
го чувственного познания мира. На первый план выходят проблемы сознания человека.
Старался примирить науку и веру, писал о том, что они имеют,
действительно, две разные истины, но в том случае, если истина
науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. Отстаивал одну истину – религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.
Развитие психофи-
зических исследова-
ний и первых работ
по психологии масс
Эпоха Возрождения
Новое время
Психология как наука о сознании
Рене Декарт
Дуализм
Сознание.
Метод сомнения, дедукции, интроспекция (внутренний взгляд).
Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.
Постулируется существование двух независимых субстанций (перво-основы):
тело – автомат – система, организованная по законам механики, обладает свойством притяжения.
душа – мышление, главное свойство души, упорядочивание автомата – системы.
Устройство нервной системы ему виделась в форме "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их "животными духами"). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти "духи" в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин "рефлекс" и означал отражение.
Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.
Тело влияет на душу, пробуждая в ней "страдательные состояния" (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту "машину" работать и изменять свой ход. Орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции могут общаться - одна из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз).
Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат, "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.
Бенедикт Спиноза
Материализм
Сознание.
Его идеи:
Единственная субстанция – природа.
Психическое мышление столь же реально, как и физическое.
Он связывает эмоции с волей, говоря о том, что поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины своего поведения, а потому он не свободен. В то же время отказ от эмоций открывает перед человеком границы его возможностей, показывая, что зависит от его воли, а в чем он не свободен, зависит от сложившихся обстоятельств. Именно это понимание и является истинной свободой, так как освободиться от действия законов природы человек не может. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение (оно есть "не что иное, как самая сущность человека"), радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов вы водятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тог да как печаль ее уменьшает.
Разработал монистическое учение: есть одна субстанция, она в самой себе содержит необходимость существования (Бог или природа). Познание чел-ка зависит от его телесности. Выделяют 3 рода познания: чувственное, понимание, интуиция.
Главное сочинение – «Этика». В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения, притом объяснить "геометрическим способом", т. е. с такой же неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои выводы о линиях и поверхностях.
Новая трактовка психофизической проблемы (единство субстанции и тела).
Готфрид-Вильгельм Лейбниц
Рационализм («рацио» - разум)
Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. "монос" – единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной ". В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций", или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.
Зависимость психики от телесных воз действий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.
Т.о, содержание души шире, чем содержание сознания. Признает врожденные интеллектуальнее идеи, склонности, предрасположения.
Является родоначальником учения о психической причинности.
Впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений (перцепция).
Развитие Ассоциативной психологии
Томас Гоббс
- сенсуализм
Сознание,
Метод – непосредственный опыт человека.
Единственная субстанция – природа.
Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Такая связь получила впоследствии название ассоциации.
Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт.
Психика – это тень реальных материальных процессов, она – эпифеномен – явление, соответствующее материальным процессам в теле.
Теория социального интереса; теория индивидуальных различий (учение о способностях). Один из родоначальников ассоциативной психологии.
Рационализму был противопоставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" – опыт), положения которого стали основой эмпирической психологии.
Джон Локк
- сенсуализм
Сознание,
Методы индукции, интроспекции, логика.
Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии.
Поддерживал Декарта.
Опыт имеет чувственное происхождение; нет ничего в разуме чего не было бы ранее в чувствах. Существует два основных источника опыта человека: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия).
Сознание,
Метод исследования интроспекция
Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного.
Считал, что предметом псих.исследований должны быть не только познавательные процессы, но и поведение человека. Дешёвая жизнь строится из 3 основных элементов: ощущения, идее-ации, аффекции. На основе ассоциаций образуются все сложные представления явления памяти и т.п. Рассматривал страсти как движущую силу поведения.
Создал вторую в истории психологии теорию рефлекса (выделил большой и малый круг). Главный труд «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях».
Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы.
Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме.
Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.
Сознание, считавший ощущении первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Он полагал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.
Метод интроспекции.
Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания.
Считал, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. В основе его концепции лежат положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий.
В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства.
Трактат «Новая теория зрения».
Сознание,
Метод исследования интроспекция
Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции.
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.
Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).
Развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Он делит все состояние на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи могут быть простыми и сложными. Считал, что ассоциации лежат в основе мышления. Он доказал, что на основе одного восприятия без опыта невозможно составить картину мира, а тем более действовать в нем.
Провозгласили единственным объектом познания опыт. Отбросил рефлексию как источник познания.
ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи
Разрабатывал теорию ассоциации идей.
«Трактат о человеческой природе»; исследование о человеческом познании.
Сознание,
Метод исследования интроспекция
Сознание,
Метод исследования логика
Сознание, состоящее из ощущений,
представлений и
чувств. Таким образом, предмет психологии - прежде все-
го познавательные
процессы, а также
(в конце этого периода) поведение
Сознание
Метод логики
Вводит понятие «Я» в качестве субъекта сознания, отступая от классического ассоцианизма, не признавшего в психике ничего кроме явлений сознания. Указывает на то, что существуют ассоциации по сходству.
Считал, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания.
Связь сознания и поведения.
Изучение проб и ошибок при переходе от спонтанного к волевому поведению.
Г.Спенсер
Основатель позитивизма
Сознание, ассоциации между внешним и внутренним.
Метод – интроспекция и самонаблюдение.
Развитие французской психологии
Он впервые ввел понятие
потребности в психологию, выделив биологические и психологические потребности и назвав последние причиной психической активности. Ламетри также одним из первых психологов начал
исследовать внимание, выделив его как отдельный психический процесс и указав его специфику, связанную с тем, что, не имея
собственного продукта, внимание направлено на улучшение деятельности других когнитивных процессов.
Доказывал ведущую роль ощущений в создании
картины внешнего мира и возникновении таких психических процессов, как память, мышление, внимание и т.д. Утверждал, что наш опыт основывается только на ощущениях.
Душа имеет только одну первичную способность - способность ощущения,
а все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.),
и практические, развиваются позднее на ее основе.
Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудовольствия, которые соотносятся с определенными действиями.
Припоминание прежних впечатлений, связанных с удовольствием,
превращается в потребность, которая начинает руководить поведением. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозначения своих потребностей, формируется сознание. Превосходство
человека над животными объясняется, по мнению Кондильяка, большим совершенством его ощущений, разнообразием потребностей и идей, а также наличием речи.
Он писал о единстве материального мира, высказывал
гипотезу о родственности всех видов органической жизни, происходящих из одного источника - живых молекул, которые рассеяны
по всей материи.
необходимо следовать естествен-
ному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека.
Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех
людей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе
Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков
Структурализм
Развивал теоретические постулаты ассоцианизма. Был убежден, что именно элементы явл-ся основанием структуры психики. Поэтому свою задачу видел в доскональном изучении этой структуры и ее связей, ее образующих. В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства.
Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.
Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.
Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство.
Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.
Вюрцбургская школа
Экспериментальное изучение мышления
Метод «систематической экспериментальной интроспекции».
Мышление.
Исследование волевого акта.
Он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход деятельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего результата.
Усовершенствовал в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказал наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявил и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией.
Работа "О волевой деятельности и мышлении" (1905).
Мышление.
Что происходит в его сознании в процессе решения сложной проблемы.
Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).
В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.
Функционализм
XX век
Бихевиоризм и необихевиоризм
Работы Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения.
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике.
(Стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями. В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», представляющие собой экспериментальные устройства различной степени сложности.)
1. Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.
2. Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т. е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно - положительное или отрицательное.
3. Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения (4 закона).
Торндайк выделил также дополнительные условия успешности научения - легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.
Данные Торндайка привели его к выводу о том, что обучение происходит путем проб и ошибок, или, как он позднее писал, методом проб и случайного успеха. В результате формируется представление о пути достижения цели, т. е. о пути решения поставленной перед испытуемым задачи.
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи стимул-реакция. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи
Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.
Он доказал, что наши эмоции являются результатом наших привычек и могут кардинально изменяться в зависимости от обстоятельств.
Он расширил сферу психического, включив в нее телесные действия животных и человека. Но этого новшества он добился дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.
Э.Толмен
(необихевиоризм)
Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения
Толмен доказывал, что и такие внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических явлений. К типичным внутренним переменным относится, например, голод. Его нельзя наблюдать непосредственно, однако можно зарегистрировать по некоторым косвенным признаком - количеству съеденной пищи, времени еды, скорости ее поиска и т.д.
«Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» - вот термины, при помощи которых он описывает реакцию организма на окружающую среду. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора (гешталыпзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?».
Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи (эксперимент с животными).
Он также исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения когнитивных карт, доказав, что некоторые из них способствуют лучшему научению, а другие приводят к фиксации на определенной реакции (сужению карты), что снижает адекватность поведения в новой ситуации. Т.о, регресс, перенесение агрессии на других людей, нетерпимость и другие негативные социальные моменты вызваны во многом неадекватными картами, плохой ориентировкой в окружающем.
Он подчеркивал, что плохое обучение, невнимание или излишняя авторитарность взрослых приводят к тому, что ребенок не может справиться с тем лабиринтом - окружающим миром, в котором он вынужден жить.
Внутренняя переменная, опосредующая связь S-О-R,где О- внутренняя переменная (это факторы которые играют незаменимую роль в «промежутке между ними»). Ввел понятие о когнитивных картах.
Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Скрытое, ненаблюдаемое научение имеет место, когда подкрепление отсутствует.
К.Халл
(необихевиоризм)
Халл в центр своей теории научения поставил его «закон эффекта». Он доказывал, что из всех факторов наибольшее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она удовлетворяется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.
Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Соединение первичного раздражителя с первоначально нейтральным придает и ему мотивирующую функцию. Например, определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением.
Б.Скиннер
(необихевиоризм)
Стремился понять причины поведения и научиться им управлять.
Разработка методов целенаправленного обучения и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения.
Психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Условный рефлекс он называл стимульным поведением, так как он связан с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта (эксперимент собака, мясо, звонок). При оперантном обучении подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Фактически происходит экстериоризация (переход во внешний план) не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Ведь подкрепляя правильное действие нужным стимулом, учитель демонстрирует ребенку, на какие элементы ситуации ему надо обращать внимание, а также что и в каком порядке с ними делать. Иными словами, детям даются схема ориентировки и схема действия, причем учитель имеет возможность наблюдать процесс усвоения этих схем.
Корректирующие программы имели огромные преимущества перед традиционными программами обучения, так как давали возможность учителю контролировать и в случае необходимости исправлять процесс решения задачи, мгновенно замечать ошибку учащегося. Кроме того, эффективность и безошибочность выполнения повышали мотивацию учения, активность учащихся. Наблюдение за процессом решения также позволяло индивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения знания.
· Улыбка или одобрение может закрепить употребление данного слова, а несогласие или наказание - замедлить или заставить заменить одно слово другим. Так реакции родителей помогают развитию речи детей, определенным формам обращения и т.д.
Метод программного обучения позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей.
· В своей книге «Вербальное поведение» (1957) объяснял Скиннер и развитие речи. Речь является особой - вербальной формой поведения и, следовательно, подчиняется тем же законам, что и другие его формы.
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я».
Впервые обратился к проблеме личности, показав, каким образом рождается осознание своего «Я».
Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учится играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Этот опыт позволяет ему объективно оценить свое поведение, т. е. у него возникает осознание себя как социального субъекта. Большое значение как в формировании, так и в осознании себя и своих ролей имеет сюжетная игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила игры. Таким образом, идея «Я» возникает из социального окружения, и вследствие существования множества социальных сред существует возможность развития множества разных типов «Я».
Мид также различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры так же, как это потом придется делать в жизни. Игры с правилами помогают детям развить произвольность поведения, овладеть теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет Мид, «обобщенный другой», т.е. правило, которое дети должны выполнять.
Мид впервые обратился к проблемам социального научения.
Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я».
Теорией ожиданий - люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий окружающих. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли.
Понятие обобщенный другой было введено Мидом для того, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их соблюдать в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им отклоняться от нормы.
Часть людей уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления, и это люди с интернальным {внутренним) локусом контроля. Другая часть считает, что подкрепления -дело случая или судьбы, это люди с экстернальным локусом контроля.
Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля не только более успешны, но и более здоровы и душевно, и физически. Было показано также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания.
Одним из первых использовал термин социальное научение. Он ввел понятие ожидания, т.е. уверенности (или субъективной вероятности) в том, что определенное поведение в данной психологической ситуации будет подкреплено.
Роттер разработал широко применяемый тест «Шкала интернальности-экстернальности», а также ряд других популярных личностных тестов.
Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения.
Исследования, посвященные изучению механизмов обучения.
Людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.
Исследования показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок. Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т. е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».
Человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекватности) им. Люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эффективности, напротив, пассивны, не могут преодолевать препятствия и влиять на окружающих.
Понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иными словами, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий.
Раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения.
Он является автором психотерапевтического метода, получившего название «систематической десенсибилизации». При этом люди наблюдают за поведением «модели» в таких ситуациях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство напряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутствии змеи, злой собаки и т.д.). Успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у клиента. Э
Гештальтпсихология
Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности)
Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности
Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.
Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
Глубинная психология (психоанализ)
Бессознательные психические процессы.
· Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.
· Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).
Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.
Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)
Концепция об инфантильной сексуальности:
Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.
«Эдипов комплекс» - определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.
Компоненты личности: «ид»(оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго»(Я) - следует принципам реальности; «супер-эго»(сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»:
вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;
регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;
сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)
Существуют две категории инстинктов:
1. сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)
2. противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)
Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).
Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.
Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.
Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.
Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.
Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию
Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
Наиболее существенным моментом "психоисторического" метода Эриксона стало стремление объединить в "психоисторическом контексте" психологию индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений. Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом процессе, Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события, и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. В силу этого, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории.
Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтовБольшое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека
Гуманистическая психология
Исследование личности человека.
Утверждая, что «личность - это открытая система», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. Общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Т.о, в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течение жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека.
У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.
Одним из первых заговорил об уникальности каждого человека (Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.).
Важным для Олпорта является и положение об автономности черт.
Разработал методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре.
Разработал свои многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека (MMPI).
Исследование личности человека - самоактуализация, виды потребностей и механизмы развития личности.
Стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации есть основа развития и человека, и общества.
Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.
Стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, однако отказ от него останавливает личностный рост, приводит к неврозам. Общество, окружение, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Общество по самой своей сути не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между механизмами идентификации и отчуждения. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.
Ввел понятие самоактуализация и описание самоактуализирующейся личности.
Иерархия потребностей человека:
· физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;
· потребность в безопасности - стабильности, порядке;
· потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;
· потребность в уважении - самоуважении, признании;
· потребность в самоактуализации - развитии способностей.
Он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. Ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.
Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.
Внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его «Я».
маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение, а не самооценку. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду, - интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более позднем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, оно выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты деятельности приносят человеку удовлетворение, повышают его статус в глазах других, такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, создают полную конгруэнтность.
Успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой коррелируют с уровнем его самосознания.
Он подчеркивал значение настоящего, говорил что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации (полном функционировании личности).
Конгруэнтность.
Самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т. е. должна меняться в зависимости от окружения.
Личностно-ориентированная терапия.
Генетическая психология
Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами.
Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нравственное развитие влияет как уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно последний фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.
Теория развития нравственности у детей.
Выделил три уровня развития нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух стадий:
1)доусловный уровень, при котором дети оценивают действие исходя из его последствий;
2)уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка;
3)посттрадиционный уровень; на нем люди обосновывают нравственные суждения принципами, которые сами создали и приняли. Отражая усвоенное детьми формальное, операциональное мышление, последний уровень характеризуется большим сдвигом к абстрактным нравственным принципам.
Восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают дети определенным предметам, тем большими кажутся их размеры. Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подобных ситуациях.
Овладение понятийным мышление происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определенные классы.
Впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия.
Ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей.
Выделил три компонента восприятия: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма).
Исследование развития мышления привело Брунера к созданию теории перцептивных гипотез.
Дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», т. е. способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач.
Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.
Работа, анализ, создание прикладной теории.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.
Когнитивная психология
Познавательные процессы.
Познавательные процессы.
Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработаны методы их изучения - визуальный поиск и селективное наблюдение.
Компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком.
Выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.
Определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.
Работы Найссера способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия.
Были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная.
Было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен.
Развитие отечественной психологии
Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания
Предложил новый план в психологии – объективная наука.
Открыл тормозные центры
Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.
Мышление
Вопрос о "духе народа", о национальном своеобразии его психологического склада рассматривался исходя из запечатленных в языке свидетельств исторической работы этого народа
Психология на рубеже XIX-XX веков
Мышление. Проблема воли.
Психическая жизнь как духовное творчество
Отстаивая центральное место психологии в системе других наук, он видел ее как методологию всех наук о человеке
Доказывая, что свобода воли не противоречит закону детерминации, ученый считал: моральная свобода человека заключается в том, что мы сами творим в себе свой нравственный мир и изменяем его своими усилиями, т.е. подлинная свобода заключается вовсе не в том, чтобы действовать без мотивов, но в том, что мы поступаем по мотивам, а не по внешним толчкам. Важной является и мысль о том, что свобода духа выражается в творчестве, которое простирается и на область нравственных действий Вся психическая жизнь есть порождение духовного творчества, а нравственное добро является высшим проявлением сознательного личного творчества.
В книге "Обоснование интуитивизма" (1906) он раскрывал сущность своего подхода: переживание отражает сущность объектов-окружающего мира прямо и непосредственно. Объектами знаний-переживаний, с его точки зрения, являются прежде всего эстетические, религиозные, нравственные и правовые нормы, т.е. то, что непосредственно связано с эмоциями
Пытаясь решить проблему свободы воли на основе интуитивизма, Лосский в работе "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (1903) утверждал, что волевая активность является своеобразным видом творчества, точнее – своеобразным видом творческой энергии, так как воля сила, которая создает какое-то новое явление. Как и одушевленность, волевую активность можно прямо и непосредственно ощутить, а потому существование специфического волевого элемента (как и наличие души у человека) не нуждается в каких-то дополнительных доказательствах. Свободу воли Лосский связывал со своей теорией идеал-реализма, доказывая, что человек как носитель конкретно-идеального бытия стоит выше законов природы и проявления его собственной духовной силы осуществляются только сообразно его интересам и потребностям
В своей работе "Основания экспериментальной психологии" (1896) Грот писал, что развитие экспериментальной психологии имеет большое значение не только для будущего развития психологии, но и для всех гуманитарных наук, что новое развитие психологической науки связано с объединением, конвергенцией разных психологических теорий на основе эксперимента.
Грот заложил основы отечественной психологии эмоций, доказав их значение для развития познания и личности человека
Сознание.
Естественнонаучная ориентация психологии. "душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности.
Отечественная психология в 20-40-е год XX века
Основатель рефлексологии.
Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.
Изучал быстроту и форму протекания реакций.
Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии.
Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме.
Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма.
Развивал идеи реактологии.
Высшие психические функции. Сознание взаимосвязанное с культурой.
Идеи о неразрывной связи психики и, прежде всего, человеческой, с поведением и деятельностью и трактовкой опосредствованной структурой психики человека
Российская психология во второй половине XX века
Определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества. Рассмотрел различные планы психического развития, проанализировав ранние его стадии - овладение мышлением и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций. Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ребенка в качественном отличии от психических функций взрослого человека.
В итоговой работе «Основы нейропсихологии» (1973) Лурия изложил эту теорию системной динамической локализации, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля произвольных психических актов).