Реферат: История психологии

Содержание

Введение

1. Предмет, методы, подходы истории психологии

2. Представления о психике в эпоху Античности

3. Представления о психике в средние века

4. Выделение психологии в самостоятельную науку

5. Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки

6. Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв.

7. Период открытого кризиса в истории психологии

Заключение

Литература


Введение

Современная психология имеет следующие отрасли практики:

Психотерапия, психокоррекция, психоанализ, психологический тренинг, личное, семейное производственное консультирование, телефон доверия, профориентационные центры, кадровая служба предприятий, психодиагностические услуги населению, судебная экспертиза, разрешение конфликтов, психологические службы в системе образования и т. д. В современной психологии наметились следующие основные тенденции:

1. Усложнилась структура психологии: появились новые научные отрасли (как теоретические, так и прикладные) и новые сферы практического применения психологии. Какие вы знаете теоретические, прикладные и практические отрасли, полнившиеся в течение последних десятилетий? Параллельно идет развитие и вглубь (теория), и вширь (практика) Если раньше часто оспаривалось право психологии на существование в качестве науки, то сейчас у психологии-науки прочные позиции. Психология-практика стала реальным фактором преобразования мира. По социологическим опросам, профессия психолога станет самой востребованной в 21 веке.

2. Появились новые школы и направления (смотри названия научных школ предыдущем тексте). Идет преодоление методологического кризиса за счет дифференциации и интеграции психологических направлений. Хотя школ и направлений стало больше, намечается усиление единства их взглядов за счет взаимопринятия научных достижений и методологических подходов.

3. Произошла деидеологизация психологии в связи с политической перестройкой, происходящей в нашей стране. Отказ от коммунистической идеологии позволил ученым вести научный поиск, опираясь на самые различные философские подходы, тогда как ранее обязателен был марксизм (диалектический материализм, исторический материализм и научный коммунизм).

4. Появились новые проблемы, которые общество ставит перед психологами. Это вызвано бурным ходом социального развития. Наркомания, реклама, телевидение... (продолжите список проблем, появившихся в последние полвека, в решение которых должны внести свой вклад психологи).

5. Психология становится центром современного чсловекознания Академик Ананьев Б. Г. несколько десятилетий назад отследил эту тенденцию: благодаря своему предмету психология приобретает особую значимость для всех наук, изучающих человека: биологических, гуманитарных, социальных.

6. Математизация и кибернетизация: психологи свои концепции всё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей,

7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картины мира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о её происхождении. Возможно появление философского направления, примиряющего материализм и идеализм.


1. Предмет, методы, подходы истории психологии

Предмет истории психологии - представления о психике (о ее природе, происхождении, функциях, механизмах) на разных этапах поступательного развития науки.

Методы истории психологии. Основной задачей методов истории психологии является 1) изыскание и изучение источников, а затем 2) внутренняя организация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. 1) На этапе изучения информационных источников (трудов ученых, архивов, воспоминаний об исторических персонажах, историко-социальные материалов об эпохе, художественных произведений, помогающих воссоздать дух времени) используются следующие методы: изучение архивных материалов, анализ биографических данных, интервьюирование Собранный материал часто является неполным и искаженным (например, из-за непредумышленных ошибок при переводе с языка оригинала на другой язык или из-за замалчивания стыдных фактов биографии гениев науки), следовательно, возникает необходимость предположительной реконструкции фактов прошлого. Сбор информации - лишь начальный этап. Работа, содержащая лишь нагромождение фактических данных, непроверенных, несистематизированных, необъясненных, теряет качество научного исследования и примыкает к разряду источников, нуждающихся в обработке. 2) На этапе организации собранного материала используются следующие методы историко-теоретическая реконструкция: метод категориального анализа, анализ ссылок, т е. установление частоты цитирования научных трудов (используется для изучения связей между научными направлениями; рейтинге направлений; исследовательских проблемах, выступивших на передний план в ту или иную историческую эпоху).

Подходы к изучению истории психологии.

«Персоналистский» подход в противовес «контекстному». Персоналистуческий подход реализует идею, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями великих научных идей. Персоналкстический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время». Излагая историк! психологии, они соотносят ключевые моменты созданного автором учения с его биографией и личными особенностями. Получается, что при другой биографии или другой индивидуальности автора история психологии пошла бы в другом русле. Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим Соответственно, если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию бессознательного создал бы другой автор приблизительно в эту же эпоху. Этих взглядов придерживался Лев Толстой, который в романе «Война и мир» назвал великих людей «рабами истории». Значит «контекст», «социокультурная атмосфера», «интеллектуальный климат», «дух времени», а не личность определяет движение научной мысли.

Диадный подход (диада==«контрастирующая пара») Предполагается, что научная мысль развивается. сдвигаясь с одного полюса к другому. Примеры: Г. Мёрфи описывает развитие психологии между 10-ми и 20-ми годами 20 века как переход от «структуры к функции», «части к целому», «количественного к качественному», «экспериментального к генетико-статистическому». Д. Брунер и Г. Олпорт, проанализировав развитие психологии за 50 лет, обобщили результат, используя диады. По их мнению, главная тенденция состоит в усилении второго компонента следующих диад' «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное». Олпорт разделил вес теории на две группы по критерию «детерминанта - свобода воли» К первой группе он отнес бихевиоризм, кибернетику, учение об условных рефлексах, фрейдизм, а ко второй группе - персонализм, экзистенциализм, гуманистическую психологию и все концепции самоактуализации.

Парадигмальный подход (Т. Кун: «парадигма - это общепринятый образец актуальной научной Практики»). По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты в конце концов сё расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все прочиворечия модель и воцаряется новая парадигма. Пример: в физике парадигма Ньютона сменилась на парадигму Эйнштейна. Историки психологии спорят о существовании парадигм в нашей науке. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: итроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов. Возникла версия, что в психологии действует несколько парадигм, но это не соответствует определению понятия «парадигма». Есть мнение считать психологию на современном этапе предпарадигмальной наукой.

 

2. Представления о психике в эпоху Античности

Периодизация античной философии:

1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали.

2) - человека объявили единственно заслуживающей интереса реальностью. Познание души считалось ключом к познанию мира.

3) Этап систематизации древнегреческой философии - появилось равновесие в описании мироздания и человека.

4) Эллинистский период - интерес к человеку, но не с позиций общества, а с индивидуалистической позиции; поиски путей обретения индивидуального счастья.

1. Этап натурфилософии. На вопрос: «Что есть мир?», «Какова первооснова мира?» - были даны следующие ответы: а) число, б) материальная субстанция, в) неделимый монолит, г) атомы+пустота

а) Пифагор (6 в. до н. э.) - мироздание имеет арифметически-геометрическую структуру. Числа, которые заложены в предмете, предопределяют его судьбу. Нумерология. Душа - гармония противоположностей тела.

б) Многие философы той эпохи основали свои школы, по-своему определив в качестве первоосновы мира ту или иную материальную субстанцию. Фалес (6 в. до и э.) - мир - это трансформации воды, его ученики Анаксимен и Анаксимандр выбрали каждый свою первооснову: первый - воздух, второй -алейрон. Гераклит (6-5 вв. до н. э.) -мир это превращения огня, в мире заложена строгая причинность

- Логос (закон); душа может им овладеть, если приблизиться к космическому огню, став менее влажной, приобретая «сияние сухого огня». Гераклит описывал законы качественных изменений (развития), поэтому считается первым философом-диалектиком. Эмпедокл (5 в. до н. э.) - каждая вещь в мире состоит из огня, воды, земли и воздуха, взятых в разных пропорциях; можно лечить людей, изменяя пропорции базовых субстанций в теле.

в) Идея о том, что мир един, целостен, монолитен принадлежит Элейской школе (от названия города Элея) 6-5 вв. до н. э. Чувства заставляют ошибаться, отражая мир вечно изменчивым и разделенным на предметы. Мышление доказывает иллюзорность наличия отдельных вещей и существования движения. Для таких доказательств элеаты создали много парадоксов. Например, Ахилл не может догнать черепаху, так как насколько близко бы он не приближался, между ними всегда останется бесконечное количество точек.

г) Для опровержения парадоксов Элеатской школы Демокрит выдвинул гипотезу, по которой вещи состоят не из бесконечности точек (как принято в математических моделях), а из конечного количества частиц

- атомов, делить которые дальше природа не позволяет. Душа тоже состоит из атомов: более маленьких и скоростных, чем атомы тела, их функция - двигать атомы тела, создавая то или иное поведение 2. Субъективно-антропологический этап (софисты и Сократ). Софист ~ особый тип философа, обучающего «практической» философии: искусству убеждать и побеждать в спорах Они развивали идеи о гибкости понятий, логики, демонстрировали способность соединить несовместимые вещи, обосновать что угодно. «Нет общезначимой правды, истина индивидуальна. Если бы бытие существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели, не смогли бы его выразить. Только в себе человек может найти истину».

Сократ (5-4 вв. до н. э.) «Философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот». Спорил с софистами, отстаивая концепцию существования общезначимых понятий. Оставил метод сократической беседы, подводящей собеседника к самостоятельному открытию общезначимых истин путем задавания ему наводящих вопросов (майевтика - повивальное искусство рождения человеческой мысли). При этом, по его мнению, происходит высвобождение истинных знаний из глубин сознания, где они изначально заложены. Душа - способность познавать.

3. Этап систематизации древнегреческой философии - Платон и Аристотель

Платон (5-4 вв. до н. э.) - ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник течения объективного идеализма в античной философии. Считал, что кроме мира вещей существует и мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как являются материальными подобиями идей (слегка искаженным отражением идей). Совершенство первичных образцов (идей) недосягаемо для предметов, но побуждает их стремиться быть похожими на них.

Душа - посредник между миром идей и вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина и бытие совпадают, и где она занималась созерцанием истины я красоты. Наблюдение за явлениями мира, являющимися искаженным отражением идей, не может привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание обретается после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим и интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний (идей) о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания.

У разных людей развиты разные части души, поэтому Платон считает идеальным устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной (вожделеющей) частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой (страстной) частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие посты, становятся политиками. Аристотель (4 в. до н. э.) - ученик Платона, основатель Ликея (лицея), учитель Александра Македонского, великий энциклопедист, основатель многих наук, создатель первого трактата о психике («О душе»). Отрицал разделенность души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала (вещества) и формы (структуры). Форма - это способ организации материала. Меди можно придать форму шара, и получится ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это форма (структура) тела. Чем сложнее душа = способ организации живого существа, тем сложнее его поведение. У души нет своей активности, но благодаря наличию формы (структуры) становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего (то есть цель). благодаря форме тело меняет состояние на более сложное, то есть проявляет активность. Существуют три уровня активности и, соответственно, три функции души растительная (питательная), животная (сенсомоторная) и разумная.

Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. е. идеальных структур, и верховного разума: их роль он видел в задании целей материальным предметам. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души.

Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе наблюдаемых фактов, позволяет создавать новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых знаний. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на небо, Аристотеля - на землю. По Аристотелю, богатство идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении с ним.

Эллинистский период - киники (Демосфен), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон), скептики.

Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных (желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения).

Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается при умеренности желаний, безмятежности духа. свободе от страхов (не бойся смерти, ведь когда ты есть - её нет; когда она придет - тебя уже не будет).

Стоики - довольство жизнью связано с умением принять ограничения жизни как действие общекосмического закона. Это позволяет даже в ситуации полной внешней несвободы, не сопротивляясь судьбе, извлекать максимум возможностей для обретения внутренней свободы,

Скептики - счастье заключено в умении освобождаться от догм, привитых в процессе воспитания.

 

3. Представления о психике в средние века

Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:

Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».

Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;

человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».

Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).

Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия (отражение себя). Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и разума. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо добывать разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира.

Реабилитация разума в эпоху позднего средневековья привела к появлению схоластики (от слова «школа»), построенной на использования логики для создания истин. Из-за того, что материал для логических построений брался из церковных текстов, и критерии истины брались там же, результат умственных усилий оказывался искусственным, далеким от жизни, легко опровергаемым другой цепочкой рассуждений. Схоластика приобрела догматический характер, стала тормозом для развития идей.

Все концепции той эпохи были теологическими, основанными на вере в существование Бога. Но существовали моменты расхождений. Например, высказывались разные версии о сущности «универсалий» (общих понятий). Часть мыслителей считала их идеальными сущностями, реально существующими наподобие Платоновских «идей», но с христианской поправкой на то, что идеи - это создания Бога. Это направление называлось реализмом. Другие мыслители общие понятия считали лишь внешними знаками - словами, «дуновением голоса» Это направление называлось номинализмом. Основные мыслители средневековья в европейских странах Плотин (неоплатонизм) /Зв. /, Августин Аврелий (Авг. Блаженный) /4-5 в / (теория внутреннего опыта, волюнтаризм), Пьер Абеляр /12в/ («третий» взгляд на предмет спора реалистов и номиналистов). Фома Аквинский /13в/ (томизм), Уильям Оккам /14в. / (номинализм, принцип Оккама = «бритва Оккама»: «При объяснении мира не умножай сущностей без надобности»),

Основные мыслители средневековья в араб; ком мире. Ибн Сина (Авиценна) /10-11 в. / (создатель теории двух истин), Ибн аль-Хайсам (Альгазен) /10-15в /, Ибн Рушд (Аверроэс) /12 в. /. Достижения связаны с практикой внешнего опыта (психофизиология органов чувств, психофизиология эмоций, разработка идей о психике как факторе телесного здоровья, идеи о психологии развития ребенка).

 

4. Выделение психологии в самостоятельную науку

Предпосылки выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку:

1. Естественно-научные предпосылки: (смотри предыдущий вопрос);

2. Теоретические предпосылки: появление новых философских идей- Герберт Спенсер («социальный дарвинизм»); развитие ассоцианистской концепции в трудах Джеймса Миллл и Джона Стюарта Милля («ментальная химия»); прочное установление в науке того времени принципа эмпиризма.

Экспериментальная психология зародилась в Германии, а не в другой европейской стране, потому что германская наука отдавала приоритет тщательному и полному сбору исследуемых фактов, опиралась на индуктивный путь познания, в то время как во Франции и Англии предпочтение отдавалось дедуктивным и математическим подходам, из-за чего даже биологию в этих странах признали наукой поздно. В 1877 году Кембридж (Англия) наложил вето на запрос о преподавании экспериментальной психологии, потому что это «оскорбление религии - класть душу человека на чашу весов». В Германии было множество университетов, финансировавшихся государством, тогда как в других странах для занятий наукой необходимо было быть человеком состоятельным. Впервые экспериментальное исследование психики применили четверо немецких учены к. Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Каждый из них методом эксперимента осуществил важные научные исследования в области психических процессов Но один из этих ученых - В. Вундт (1832-1920) явился не только теоретическим, но и организационным основоположником оформления психологии в качестве формальной академической дисциплины «Когда уже родились все главные идеи, некий человек берется за их организацию, дополняет тем, что кажется ему существенным, издает и афиширует их, настойчиво утверждает их и вскоре «учреждает» научное направление». Вклад Вундта в основание современной психологии заключается не столько в его уникальных научных открытиях, сколько в его «героической пропаганде эксперимгнтализма».

3. Организационные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: создание Вундтом первой лаборатории в 1879г. в г. Лейпциге (впоследствии исследовательского института), открытие кафедры при университете, учреждение журнал. Программа построения психологии как самостоятельной науки В. Вундта (изложена в книгах «Материалы к теории чувственного восприятия» 1862г., «Лекции о душе человека и животных» 1863г., «Основы физиологической психологии» 1874г.).

1. Простые психические процессы, например ощущения, восприятия, эмоции, необходимо изучать методом эксперимента с применением интроспекции (испытуемые дают отчет о своих психических переживаниях);

2. Высшие психические функции, например, мышление нельзя изучать методом эксперимента, для них подходит метод анализа продуктов деятельности.

Предметом психологии Вундт назвал «непосредственный опыт» - сознание, Он считал, что сознание состоит из отдельных элементов (ощущений и эмоций), которые, соединяясь между собой, образуют более сложные психические явления Задачи психологии Вундт видел в том, чтобы: А) путем анализа выделять в поле сознания исходные элементы; Б) установить характер связи между ними; В) найти законы этой связи. Психологическое направление, разрабатывающее Вундтовский подход к исследованию психики, получило название «структурная психология» (структурализм). Вундт в начале своей научной карьеры разрабатывал «первую ветвь психологии» - экспериментальную, а в конце своего научного пути (1900-1920 гг.) осуществил свой план работы над «второй ветвью» - отследил стадии развития человеческих психических процессов в культурно-историческом аспекте, анализируя такие «продукты деятельности», как язык, мифы, искусство, социальные устои, законы, мораль Значение теоретического и экспериментального наследия Вундта в современной науке оцениваются не очень высоко. Но Вундт явился учителем очень многих крупных психологов, приезжавших к нему в Лейпциг из всех уголков мира, в том числе из Америки и России.

В России одновременно с Вундтом в 60-70х гг. 19 в программу построения психологии на эмпирической основе создал И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» 1863 г., «Кому и как разрабатывать психологию» 1873 г., «Элементы мысли» 1878 г).

 

5. Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки

Описательная психология. В период открытого кризиса выступила с идеей, что задачей психологии должно стать не объяснение, а понимание психической жизни человека. К психике не применим естественно-научный подход, метод эксперимента. Понимание шире понятия интроспекции. Понять -это значит оценить субъективные переживания через их смысловые связи с культурой, моралью, правом, религией.

Французская социологическая школа. Показала зависимость высших психических функций (мышления) от социально-культурной обстановки. Изученное представителями этой школы мышление дикарей оказалось принципиально иным, чем у жителя цивилизованной страны.

Необихевиоризм. Возник в 30-е годы. (Эдвард Толмсн, Кларк Халл, Берхаус Скинчер). Скиннер -самый известный и исторически более поздний автор (умер в 1990г.), работал в русле классической формулы бихевиоризма: «стимул-реакция», изучая оперантнос поведение (внешне спонтанное, меняющее среду, являющееся основой появления новых форм поведения). Его предшественник Толмен внес другую новинку в классический бих&виоризм. Он считал необходимым для прогнозирования поведения учитывать нс только параметры внешние (стимулы среды), но и внутренние, связанные с состоянием организма. Возникла формула: стимул - организм - реакция. В качестве внутренних переменных необехивсористами рассматривались потребности, когнитивные карты. Но основополагающий принцип роднит бихевиоризм и необихевиоризм - психика жестко детерминирована объективными материальными условиями. Второй пункт родства - работа в русле проблем научения. Современной тенденцией развития этого направление стало включение социальных переменных в круг изучения. Так возник социально ориентированный бихевиоризм (Альберт Бандура, Джулиан Роттер).

Теория поля Курта Левина - гештальт-теория, примененная к мотивации поведения.

Неофрейдизм, постфрейдизм. (Примечание: всю совокупность теорий, где подсознание трактуется как сильное действующее начало, некоторые историки психологии называют глубинной психологией, а другие историки - психоаналитическими концепциями, созданные «наследниками» и «отступниками» фрейдизма).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Главный двигатель психической активности - потребность избавиться от чувства неполноценности; а не половой инстинкт, как у Фрейда.

Аналитическая психология Карла Юнга (1875-1961). Главный двигатель - коллективное бессознательное (архетипы ~ врожденные первообразы различных поведенческих программ). Эго-психология (Анна Фрейд, дочь З. Фрейда; Эрик Эриксон). Основным блоком личности в этой теории выступает эго, а не ид. Теории личности Карен Хорни, Эриха Фромма, Генри Меррея.

Гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс...).

Женевская школа генетической психологии Жана Пиаже. Самая влиятельная научная школа в сфере изучения интеллектуального развития ребенка.

Когнитивная психология (Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер...). Старинную метафору «человек - это сложно устроенный механизм по типу часов» заменили метафорой «человек - сложно устроенный процессор по переработке информации по типу компьютера».

Гештальт-терапия Фрица Пёрлза.

Межличностная теория психиатрии Гарри Салливена. «Личность - это паттерн ьзаимодействия с окружающими людьми». Эго - система (Я - система) формируется для уменьшения тревоги, но препятствует возможности конструктивного общения с другими. Особенно ярко 'это проявлено у шизофреников.

Логотерапия Виктора Франкла. Главная движущая сила - поиск смысла происходящего, смысла жизни в целом, возвышение духовных ценностей до уровня самых значимых ценностей

Экзистенциальная психология (Людвиг Бинсвангер, Медард Босс..)

Трансперсональная психология Станислава Гроффа

Нейролингвистическое программирование. Основатели - Джон Гриндер, Ричард Бэндлер.

Дианетика, саентология Хаббарда.

Трансактный анализ (Эрик Берн...).

Современная психология имеет следующие основные отрасли науки:

Теоретическая психология:

Изучение общих законов психики, действенных для любого взрослого нормального человека - общая психология (состоит из психологии личности и психологии психических процессов. Изучение вариаций общих законов:

- индивидуальные вариации — дифференциальная психология, психодиагностика

- вариации нормы и патологии - патопсихология, нейропсихология.

- вариации в развитии: - в онтогенезе - детская психология, возрастная психология.

- в филогенезе - зоопсихология, сравнительная психология. Изучение детерминации психики: - биологической - психофизиология, психогенетика:

- социальной - социальная психология:

Изучение связей между отражаемым и отражающим:

- между языком как явлением культуры и речью как психическим явлением - психолингвистика.

- между силой внешних воздействий и силой ощущений.

Прикладная психология:

Авиационная, педагогическая, юридическая, инженерная, космическая, экологическая, военная, клиническая, политическая; психология труда, рекламы, спорта, семьи и брака, искусства, менеджмента, торговли, творчества.

 

6. Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв.

Психометрия. Основы психометрии заложил голландский физиолог Ф. Дондерс в 60-е гг. 19 века, Он показал различие в скорости сенсомоторных реакции в зависимости от предлагаемого задания. Было доказано, что фиксация времени реакции ~ метод изучения внутреннего процесса переработки информации о поступившем воздействии и принятия решения о выборе типа реакции. Другие авторы, работающие в этой области, - В. Вундт, немец Людвиг Ланге и россиянин Николай Ланге.

Психофизика. Физиологи Э. Вебер и Г. Фехнер в середине 19 в. работали над разработкой методов изучения абсолютных и различительных порогов чувствительности, открыли логарифметическую зависимость прироста силы ощущения при увеличении силы физического воздействия. Далее эти исследования были продолжены в лаборатории Вундта Исследования В. Вундта велись по обширной тематике подоги ощущений; время реакции на различные раздражители, в том числе и на речь, эмоции, внимание, восприятие цветовой контраст, периферическое зрение, эффекты послеобразов и ослепления яркими цветами, объемное зрение, оптические иллюзии и т.д. Пытался экспериментами доказать трехкомпонентную теорию эмоций' любая эмоция отличается от всех других по выраженности трех характеристик: удовольствия-неудовольствия, напряжения-расслабления, возбуждения-покоя. Исследования Г. Эббингауза. Немецкий психолог-самоучка во второй половине 19 в вопреки установке Вундта применил метод эксперимента к исследованию памяти и обучаемости. Разработал классические методы изучения памяти и открыл закономерности, вошедшие в золотой фонд общей психологии. Метод заучивания: подсчет количества попыток до полного запечатления; метод сбережения, после полного забывания материала он вновь предлагается испытуемому, второе заучивание занимает меньше времени. Закономерности объем памяти = 7±2; зависимость запечатления от объема материала, зависимость продуктивности от распределения повторений во времени; эффект края. худшее запечатления материала, расположенного в середине текста; кривая забывания - сразу после запечатления забывание идет наиболее быстро, затем процесс потери информации из актуальной памяти замедляется, а потом останавливается; эффект упражнения памяти, влияние осмысленности материала. Исследования Георга Мюллера. Вёл исследования памяти, показывая активный, немеханический характер запечатления информации, влияние психических состояний на результат заучивания; закономерности забывания. Исследования Карла Штрумпфа в области восприятия пространства и психологических аспектов восприятия музыки, сделал попытку свести эмоции к ощущениям. Исследования Освальда Кюльпе (вюрцбургская школа). Вопреки программе Вундта ученые вюрцбургской школы применяли эксперимент в изучении мышления Интроспекцию при проведении эксперимента применяли нетрадиционно от испытуемых собирали отчеты не о переживаемом психическом явлении, а о процессе, приводящем к появлению этого явления. Эксперименты привели к появлению теории «безобразного мышления», опровергающей позицию структурализма о построении всех сложных психических процессов из ощущений и базовых эмоций. Согласно этой теории, мышление такой же первичный процесс, как и ощущения, поскольку не строится из образов. Исследования Эдуарда Титченера, ученика В. Вундта, одного из столпов структурализма, англичанина, работавшего в США. Отличия его похода от подхода Вундта были в акцентах: эксперимент с интроспективным отчетом испытуемых о переживаемом психическом явлении Вундт вёл с большей опорой на объективные количественные показатели, а Титченер - с большей опорой на субъективный интроспективный отчет испытуемых Вундт старался изучать законы соединения элементов в целое, а Титченер - разложение сложного осознанного опыта на составляющие элементы. Для проведения исследований были необходимы подготовленные испытуемые, способные давать отчеты о своих переживаниях в терминах составных ощущений. Вместо ответа: «Вижу книгу», - должен был даваться ответ «Вижу пятно красного цвета в форме трапеции с желтоватой каймой с правого бока». Испытуемыми в таких исследованиях были сами экспериментаторы-структуралисты. Исследования Эдварда Торндайка, предшественника бихевиористов, зоопсихолога, изучавшего научение, открывшего «закон эффекта» (аналог «закона подкрепления» И. П. Павлова).

 

7. Период открытого кризиса в истории психологии

Временные границы данного этапа развития психологии - 10-30-е годы 20 века. Сущность открытого кризиса в психологии - несогласованность в ответах на базовые методологические вопросы о предмете и методе психологии. За пятьдесят первых лет существования психологии как самостоятельной науки постепенно утратила силу Вундтовская трактовка предмета и метода психологии. Функционалистский подход подточил структурализм. Этот этап развития психологии был назван эпохой латентного (скрытого) кризиса. Когда сменилось поколение, и с ключевых постов ушли ученики Вундта, создалась ситуация равноправного существования школ, давших кардинально расходящиеся версии ответа на вопрос о предмете и методе Наличие особого предмета и метода позволяет выделять отдельную науку В начале 20 века возник та ситуация, когда параллельно существовало десяток наук психологии Учебники той поры назывались «современные психологии».

Главные психологические школы периода открытого кризиса

Бихевиоризм. Возник в США. Родоначальник - Джон Уотсон. В 1913 году вышла его программная статья «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом бихевиоризма он назвал изучение поведения объективным методом - экспериментом без допуска интроспекции, целью - служение практике; задачей - прогнозирование поведения и управление поведением «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный, специальный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков». Контролируй воздействия (стимулы), и ты добьешься нужного поведения (реакции). Американское общество было взбудоражено призывом Уотсона создать идеальное общество на базе научно обоснованного управления поведением людей. Бихевиористы пытались найти законы, напрямую связывающие внешнюю ситуацию (стимулы) и поведение (реакции) безотносительно «внутренних» переменных (психики). Саму психику бихевиористы постепенно все больше подменяли моторными и телесными реакциями эмоции сводили к физиологическим сдвигам, мышление - к микродвижениям гортани, возникающим при внутренний речи и т. д. Главный интерес бихевиористов сконцентрировался на теории научения. Был открыт закон научения, выражавший идею плавного уменьшения ошибок от пробе к пробе с выходом на стабильный уровень ошибок Экспериментальные исследования бихевиористов преимущественно велись на животных. Сами бихевиорпсты считали, что это делается ради соблюдения требования строгой объективности - лабораторные опыты над животными позволяли наиболее скурпулезно отслеживать действие всех факторов. Критики бихевиоризма высказывали мнение, что только у животных (существ, имеющих примитивную психику) может обнаружиться прямая связь между стимулами и реакциями

Гештальтпсихология. Возникла в Германии Основатели: Макс Вертгеймер. Курт Кофка, Вольфганг Кёлер. Датой официального рождения считается 1912 год - момент опубликования первой статьи, где анализ феномена (иллюзии мнимого движения) позволил доказать, что сложное психическое явление не является объединением элементов. В их эксперименте элементы неподвижны, а итоговый образ двигается. Значит, образ не создается из элементов, он первичен Методологической платформой гештальтистов стало отрицание структуралистской идеи, что отражение элементов первично, а появление структуры, связывающие элементы в единое целое вторично. Начальным этапом отражения является появление структуры, целого, образа (по-немецки - «гештальта») - именно законы образования и трансформации гештальтов должны стать предметом психологии, методом психологии должен быть эксперимент с элементами интроспекции. Критикуя бихевиоризм, гештальтисты указывали, что научение те исследуют в искусственных условиях, мешающих динамике трансформации гештальтов. В опытах Кёлера, опровергающих схему научения бихевиористов, обезьяна, доставая банан, совершает ряд одинаково ошибочных проб; после чего сразу, без постепенного снижения числа ошибок, совершает правильные действия, сооружая из ящиков, разбросанных в клетке пирамиду. Здесь отсутствует плавная кривая научения, защищаемая бихевиористами, так как скачкообразно переформировалось психическое поле, образовав новый гештальт. Основные достижения гештальтистов были получены при изучения восприятия (феномены, связанные с предметностью, целостностью, обобщенностью; константностью образов восприятия).

Психоанализ. Создатель - Зигмунд Фрейд. (1900г «Психология сновидений», 1901г «Патопсихология обыденной жизни»). Предмет изучения - личности с точки зрения мотивации поведения, преимущественно обусловленного подсознательными процессами Метод - психоанализ.


Заключение

В заключение рассмотрим значение истории психологии.

1. Помогает понимать современные теории. «Без истории предмета нет теории предмета».

2. Помогает создавать новые теории в ходе «творческого диалога с прошлым».

а) знание конкретного материала, накопленного наукой, во-первых, предупредит опасность «изобретения велосипеда» и, во-вторых, создаст исходные предпосылки для планирования новых исследований;

б) новые теории продолжают линию развития научной мысли, следовательно, для их появления необходимо знакомство с логикой научных построений предшественников;

в) движение научной мысли совершается по восходящей спирали, поэтому современные теории зачастую являются возвратом на более высоком витке к идеям далекого прошлого («новое - это хорошо забытое старое»).

3. Знакомя с творчеством гениальных мыслителей, формирует установку на творчество и научный поиск.

4. Осмысление трактовок психики как инструмента познания способствует развитию гносеологии (науки о познании).

5 Поведение людей и их жизнедеятельность зависит от их представлений о сущности психики, поэтому знание истории психологии да; т ключ к пониманию людей прошлых эпох.

6. Знание научных дискуссий прошлых эпох о предмете психологии позволяет в настоящее время отстаивать ее место в системе наук, опровергать мнения о ненужности психологии, о ее тождественности с физиологией высшей нервной деятельности.

7. «История более полезна, она полна мудрости» писал в 15 веке один из философов-гуманистов, подчеркивая образовательно-нравственное значение исторических дисциплин.


Литература

1.           Андреева А.Г. Социальная психология. – М., 2007.

2.           Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М.: Просвещение, 2008.

3.           Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа 2003 г.

4.           Немов. Психология. - М. 2005.

5.           Общая психология /Состав. Е. И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2005.

6.           История психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2006.