Доклад: Классификации психодиагностических методов

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

по психической активности испытуемых:

интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности;

тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

тесты достижений;

по материалу, которым оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

стандартизованные самоотчеты:

тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

проективные техники (см. Тема 5);

диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ

тесты

многие опросники

шкальные техники

беседы

интервью

диагностические игры

патопсихологический эксперимент

некоторые проективные методики

"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."

В.К. Гайда

Список литературы

Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. – М. : Педагогика, 1982. С. 114-119.

Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага : медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

О. В. Белова. Классификации психодиагностических методов

Основы психологии
Вопрос 1. Современная психология и её место в системе наук В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук ...
Беседа как правило, выступает в качестве вспомогательного метода: при анализе ее хода и результатов перед психологом встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности ...
Наиболее существенным признаком П. методик является использование в них неопределённых символов, которые испытуемый должен сам доплнять, интерпретировать, развивать и т.д ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: шпаргалка
Экспериментальная психология
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" 1. Предмет и задачи экспериментальной психологии Под экспериментальной психологией ...
1. На основании сопоставления методологических признаков (объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, тесты-опростники, открытые опросники, шкальные техники, субъективная ...
2. Основание мер вовлеченности в психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики (объективные методы - тесты, опросники, шкальные ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: шпаргалка
Психологический анализ особенностей личности учителей с разными ...
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии 1.1. Психология и структура ...
Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив.
... личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р.Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ЗАОЧНАЯ) "ПРОБЛЕМЫ КООНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ" Сборник статей Абакарова Э.Г ...
Методы исследования: патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко); карта интересов (А.Е.Голомшток); исследование профессиональной мотивации учащихся (Л.А.Верщагина ...
Предлагается использовать методики, разработанные Е.А. Стребелевой, диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат
Психологический словарь
Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко Большой психологический словарь Оглавление Предисловие Персоналии Список авторов Список ...
1. Свободный А. э. (первые варианты которого предлагали Э. Крепелин, К. Юнг, М. Вертгеймер и др.) - испытуемый в ответ на предъявленное экспериментатором слово стимул отвечает как ...
В круг психодиагностических методик входят тесты (тесты интеллекта, тесты достижений, тесты способностей, критериально-ориентированные тесты и др.); опросники личностные ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: книга