Дипломная работа: Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников
Тема:
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретический аспект профессионального самоопределения старшеклассников. 7
§1.1 Особенности личностного развития подростка. 7
§1.2 Система сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. 14
Глава 2. Организация работы учебно-методического кабинета по профессиональному самоопределению старшеклассников в межшкольном учебном комбинате. 30
§ 2.1 Роль учебно - методического кабинета профориентации в профессиональном самоопределении учащихся. 30
§2.2 Формы и методы сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в межшкольном учебном комбинате. 34
Заключение. 42
Литература. 46
Введение
Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого человека, а молодого в особенности.
От его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом. Однако проблема выбора профессии зачастую решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. В то же время ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становиться важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счете - благополучия семьи.
По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5раза уменьшают текучесть кадров, на 10-15% увеличивают производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшают стоимость обучения кадров.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Структурная перестройка экономики России, переход к рыночным отношениям вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Рынок влечет за собой такие новые явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур как государственных, так и частных, переподготовка и перемещение значительных масс людей. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, переоцениваются такие стороны новой экономики, как спекуляция, рэкет, утрачиваются профессионализм, культ и культура труда.
Анализ теории и практики профориентационной работы в школе показывает, что в ее осуществлении наблюдаются некоторые недостатки: значительный отрыв от общего процесса обучения и воспитания; подмена постоянной целенаправленной работы эпизодически проведением взаимно не увязанных между собой мероприятий, особенно на завершающем этапе обучения; абстрактное просветительство и беспредметная словесность; недостаточность практической пробы сил и трудового опыта. Все это способствовало усилению выбора профессии за компанию, по легкости её освоения, необременительности будущего труда и доступа к дефицитным жизненным благам, появлению таких негативных явлений, как пассивность в профессиональном самоопределении. Трудовое обучение в школе то же не обеспечивает активной пробы сил в различных сферах деятельности учащихся, формирования у них правильной самооценки.
По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном специальности ремесленников и работников сферы услуг. Но выпускники школ с упорством, достойным лучшего применения, несколько лет подряд на первое место ставят профессии юриста, экономиста, менеджера, при этом о множестве новых профессий, школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% находятся в состоянии ярко выраженного стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности. Более половины выпускников высших и средних специальных учебных заведений в последние годы оказываются невостребованными предприятиями и организациями, вынуждены работать не по специальности.
Во все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального и профессионального опыта. В начале существования человечества этот опыт передавался по наследству, от поколения к поколению. С развитием производства повышались требования к человеку, что вызывало необходимость разработки научных основ подбора работников на различные профессии.
Во всем мире накоплен богатый опыт по проблемам профориентации. В нашей стране взлеты и падения профориентации отражают историю развития нашего общества, причем четко прослеживается прямая зависимость между степенью свободы в обществе и потребностью в профессиональной ориентации.
Цель профориентации - подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.
Недостаток знаний о мире профессионального труда, а так же ограниченный опыт проверки своих склонностей в какой либо профессиональной деятельности порождает у учащихся трудности, как при выборе профессионального пути, так и его реализации. Учащийся поставлен перед необходимостью принятия первого самостоятельного решения о выборе профессионального пути, хотя часто к этому не готов. Именно поэтому школьники нуждаются в руководстве и помощи специалистов по вопросам профориентации. Психологически и педагогически подвести каждого учащегося к сознательному выбору трудового жизненного пути возможно только в процессе социально-организованной индивидуальной профориентационной работы. При этом невозможно поднять профориентационную работу в школе на новый качественный уровень, не создав научно-обоснованной системы управления профориентацией школьников, центральную часть которой призвана составлять работа кабинета профориентации. К сожалению, не все школы на сегодняшний момент имеют возможность организовать такой кабинет и систематическую работу в этом направлении, в силу загруженности школьных психологов основной работой. Поэтому учебно-методические кабинеты профориентации создаются на базе межшкольных учебных комбинатов.
Целью нашей работы является обоснование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Содержание и структуру нашей работы определили следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме и обосновать понятийный аппарат исследования;
2) проанализировать состояние профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях;
3) описать опыт работы кабинета профориентации межшкольного учебного комбината по вопросам организации и координации профориентационной работы со школьниками.
Мы предполагаем, что предложенная модель взаимодействия кабинета профориентации межшкольного учебного кабинета с общеобразовательными учреждениями может служить основой для организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Глава 1. Теоретический аспект профессионального самоопределения старшеклассников
§1.1 Особенности личностного развития подростка
Психологическая наука в своем реальном действенном проявлении находится в особенно тесной связи и взаимообусловленности с постоянно изменяющимся объектом и одновременно субъектом исследования. Она особенно чувствительна к исторической определенности и в ее конкретном, и в общечеловеческом измерении. Данное положение четко проявляется в возрастной психологии, где вместе с исследованиями глобальных тенденций исторического развития детства, исключительное значение приобретают улавливание и понимание всех, даже мельчайших изменений растущего человека на разных стадиях онтогенеза.
Известно, что дети усваивают, присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности в нашем обществе подвергаются решительному пересмотру. Причем происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в принципиально изменившейся нравственной обстановке. Данное положение усугубляется тем, что имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации-семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Происходит интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей-тревожности, страха, неуверенности, одиночества. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Именно эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, вызывают особое беспокойство, так как здесь мы столкнулись с таким характером конфликтности поколений, в котором кроется опасность своего рода деструктирования всей системы наследования культурно - исторического опыта.
С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране актуализируются проблемы поиска новых теоретических подходов и практического внедрения различных видов помощи молодежи. В особом внимании нуждаются школьники подросткового возраста и ранней юности, как наиболее сложного в онтогенезе человека. В этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, формируется система нравственных представлений и социальных установок, осуществляется выбор профессии, возникают новые отношения и ведущие виды деятельности. При этом потребность подростков и юношества в определении своего места в системе общественных отношений, стремление к самоутверждению, самоорганизации, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой стороны, - жестко сталкиваются с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, не обозначает самостоятельность, общественную ценность растущего человека [17,28]. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную социальную позицию, вызывая чувство раздражения по отношению к окружающим и к самому себе из-за социальной неопределенности. По данным социологов, психологов, в последние 10 лет появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка.
Это не означает, понятно, что каждый ребенок переживает глубокий психологический кризис, испытывая тяжелые потрясения. В настоящее время значительно изменилось отношение взрослых к подростковому возрасту, 10-15-летние дети стали восприниматься более взрослыми, чем это имеет место в реальности. Изменилось отношении ко взрослым и у самих подростков, что связано с интенсификацией социальной жизни, большой доступностью информации. Подростки стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенные, но нередко снисходительно-презрительными. При всем том, что данное положение отличается неоднородностью в разных регионах, в городе и на селе, у подростков из разных социальных групп населения, у мальчиков и девочек, выявилось появление кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе.
Становление и развитие подростка связано с формированием различных «Я» - образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиологическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я» - деятельностное, «Я»-нравственное, «Я» - профессиональное. Система «Я»-образов в совокупности с содержательным наполнением характеризует «Я» концепцию личности подростка, как относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостностный, хотя и нелишенный внутренних противоречий, образ своего «Я».
10-11летние дети стремятся к самостоятельности, что проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения. Поэтому этот уровень во многой литературе обозначают «локально-капризным», потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Следующий, второй уровень - стадию условно назвали «право-значимым», 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит осознание не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе. А на третьем уровне-стадии «утверждающе-действенной» у 14-15-летнего подростка формируется готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации [31, 14.21].
При сохранении индивидуальных различий и разных форм проявления отношений на разных стадиях подросткового возраста достаточно устойчиво выделяются главные отношения, характеризующие направленность интересов подростка: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями и другими контактирующими с ними взрослыми, а на первый план выступают отношения со сверстниками. Этот факт определяет психологическую особенность поведения в подросткового возраста - активное раздражение взрослых, усиление связи со сверстниками, как никогда интенсивно формируя свой социум.
Между потребностью подростка в приобщении, причастности к обществу и возможностью ее реализации лежит фактическая пропасть, определяемая социально - закрепленными позициями детства и взрослого мира, образуется особого рода зона, условно названная Д.И. Фельдштейном зоной отчуждения, зона деструктированных информативно - деятельностных отношений, разрушенных связей между взрослеющим детством и реальной жизнедеятельностью общества [28].
Появляется феномен лжевзрослости. Именно в зоне отчуждения возникают и углубляются критические точки в отношениях подростков, приводящие к различным срывам в психике и поведении. Но здесь же, в этой зоне происходит и осмысление подростком себя во взрослом мире, в зоне возможного, но несформированного адекватно потребностям подростка, психологического контакта со взрослыми, существуют большие возможности психолого-педагогических воздействий. Об этом свидетельствует появление различных молодежных движений, формальных и неформальных организаций, объединений. При всем различии форм и видов деятельности этих объединений - они имеют одно общее свойство: в глазах подростков и юношей они независимы от школы и семьи и потому пользуются серьезным доверием растущих людей. Показательно, что и в официально организованных и в неформальных объединениях подростки жаждут признания не столько своей группы, сколько взрослого общества. Более того, в значительной мере неосознанная цель отношений подростка со сверстниками, фактически, не эти дети, а стремление самому социально актуализироваться, не остаться общественно незамеченным, обратить на себя внимание, быть социально приобщенным.
В целом, для подросткового периода онтогенеза характерна ориентация на взрослое общество, его отношения, стремление освоить эти отношения. Однако в целом психолого-педагогические воздействия не могут быть реализованы лишь на уровне забот, мероприятий, требуя от взрослых личностной рефлексии, развернутого отношения к своему прошлому, понимания психологии подростка, ориентации на его проблемы.
Парадокс состоит в том, что подросток противостоит тому, что осваивает, к чему стремиться. А взрослые, тем более, когда речь идет о родителях, готовые все дать детям, занимают, тем не менее, оборонительную позицию. Сегодня это особенно зримо проявляется в связи с обострением одной из самых сложных проблем - сохранения соответствующего уровня социальной активности, свойственного подростку и ее реализации при сочетании в каждом 10-15 летнем ребенке качеств социально ориентированного человека и творческой индивидуальности
По мере становления личности, подросток перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект.
Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, жизнь или деятельность не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Психологами доказана зависимость развития психики от ведущей деятельности.
Ведущей деятельностью подростка является учебная. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, важнейшим из которых является практическая, трудовая деятельность. Многие психологи отмечают, что младшие подростки (13-14 лет) не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их активность. Отсюда частая смена профессиональных намерений, решающее влияние внешнего образца. Именно в это время происходит дифференциация интересов, закладываются и развиваются ценностные ориентации, возникают ведущие потребности, формируются нравственные представления и социальные установки. Старшие подростки уже реально вступают в расширяющиеся общественные отношения, пытаются найти свое место в обществе, решают вопрос о профессиональном самоопределении.
В последнее время особую озабоченность теоретиков и практиков в области педагогики, психологии, социальной работы и других наук, а также общественности, вызывают негативные последствия перехода государства к рыночным отношениям, которые более других повлияли на данную категорию населения.
Во-первых, это особенности ценностно-мотивационных оснований деятельности школьников в подготовке к выбору профессии в современных условиях, основанных на прагматично-потребительском отношении.
Во-вторых, в последние годы отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-х, т.е. у 2/3 выпускников школы медиками отмечается наличие умеренной или значительной патологии, которая имеет тенденцию к усилению в более старших возрастных периодах [21].
В-третьих, в последние годы отмечается тенденция к усилению негативного воздействия асоциальных элементов макросреды и деформаций структуры и функций микросреды (семьи), что способствует увеличению случаев девиантного поведения у детей и молодежи. В мировой литературе и практике отмечается рост числа школьников « группы риска» (до 50% в зависимости от их классификации и диагностики), которые составляют подавляющее большинство (до 70% и выше) в отдельных школах. В ближайшее время прогнозируется рост не только девиантного, но и делинквентного поведения среди молодой части общества.
Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться, но не эгоистически только для себя, а через социально - значимые дела.
Самореализацию можно назвать универсальной потребностью по отношению к ведущим потребностям самосознания в силу того, что самореализация может происходить через удовлетворение как всей совокупности потребностей, так и по отдельности или в сочетании друг с другом в зависимости от обстоятельств. Личностное и жизненное самоопределение осуществляется в едином контексте с самоопределением личности в труде и профессии.
По данным психологов, социологов, педагогов, установлено, что выбор профессии представляет для подростков сложный процесс, в котором существенное значение имеет уровень социальной зрелости личности. Подросток выбирает профессиональный путь в то время, когда личность его еще формируется, и он недостаточно подготовлен для принятия такого ответственного решения. Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовиться к профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока еще многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых государству, испытывают серьезные затруднения в начале трудовой деятельности.
Несмотря на то, что подросток еще не до конца осознает свою социальную значимость, свои возможности способности к профессиональной самореализации, общество его ставит перед фактом обязательного выбора профессии.
Личность - не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что с ним происходит, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности.
У психологов и педагогов есть основание утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой проявления всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
Вместе с тем, учеными отмечается недостаточный уровень знаний педагогов и специалистов образовательных учреждений психологических особенностей и проблем современных старших школьников вообще и в отдельных группах, в частности. В свою очередь, это ограничивает возможности оказания старшеклассникам превентивной и оперативной помощи в решении их проблем, в том числе в осознанном выборе профессии, жизненных целей, а также в решении задачи сохранения человеческих ресурсов государства, общества [2,12,13, 20,21,31].
§1.2 Система сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Проблема профессионального самоопределения, то есть проблема выбора профессии, становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности всегда была актуальна для молодежи и всегда была предметом изучения философов, педагогов, психологов, социологов. Особенно остро эта проблема стоит сейчас в эпоху коренных социально-экономических перемен, произошедших в нашей стране за последние десятилетия. Причин тому немало, назовем те из них, которые затрагивают личностные, индивидуальные особенности современного профессионала:
во-первых, в обществе сложились новые экономические отношения: - появился класс собственников, предпринимателей, в связи с этим произошло резкое расслоение общества на имущих, богатых и малоимущих, бедных;
во-вторых, изменилась психология мышления людей, особенно у молодых, предпринимательская психология проникла во все сферы деятельности, изменился стиль деловых отношений;
в-третьих, в обществе растут потребности в полной информативности, то есть стоит вопрос о возможностях в доступе необходимой информации;
в-четвертых, в значительной степени выросли потребительские запросы у населения.
Таким образом, можно утверждать, что одна из отличительных особенностей современного российского общества - эта необходимость перестраивания деятельности во всех областях и сферах общественной жизни, так как имеющиеся нормы в социальной, профессиональной практике приходят в противоречие с новыми условиями и требованиями в жизнедеятельности. Сегодня необходима разработка активной социальной политики, создание социальных институтов, которые должны оказать помощь молодежи в их профессиональном становлении, профессиональном самоопределении, должны подготовить молодежь к работе и жизни в новых условиях и развить, наряду со специальными профессиональными знаниями и условиями, основные социально-профессиональные качества: осознание ценности труда, трудовая мотивация, готовность к труду, инициативное поведение на рынке труда, планирование, реализация профессионального и далее жизненного самоопределения, личностный рост каждого человека.
Самоопределение личности в профессиональной деятельности процесс сложный противоречивый и длительный. Он изучался многими зарубежными и отечественными исследователями и создано немало теоретических и экспериментальных исследований, накоплен огромный практический опыт в оказании психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионала к жизненному и профессиональному самоопределению.
Внимание ученых в области психолого-педагогических наук, профориентации и социальной работы сосредоточено на поиске и разработке новых видов и форм действенной помощи учащимся старших классов, особенно имеющим проблемы в обучении, социализации, отягощающие процессы профессионального и жизненного самоопределения [5,14,21,23,24,].
Вместе с тем существует разные направления в толковании процессов профессионального и жизненного самоопределения.
Первая психологическая теория профессионального выбора была разработана в 1909 г.Ф. Парсонсом. Среди характеристик профессионального выбора он выделяет прежде всего осознанность (сознательность) и рациональность, которую понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.
Профессиональное самоопределение в связи с особенностями выбора профессии в его возрастной динамике рассматривают Ш. Бюлер (1935), С. Шпранглер (1959), Д; Сьюнер (1957) и др. Выбор профессии Д. Сьюнер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения - это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я - концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.
В нашей стране теоретическую основу концепции профессионального самоопределения личности составили исследования личности и деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова и др. Важный вклад в теорию профессионального самоопределения и развития личности внесли А.А. Бодалев, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.
Е.А. Климов так определяет понятие профессионального самоопределения: «Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [14,15].
Содержание деятельности - это прежде всего образы желаемого будущего, результаты (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности себя, своих личных качеств и своего мнения в системе деловых межличностных отношений.
В целом по итогам развития ребенка в школе, результатом педагогического руководства, его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) является личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним планов).
Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию, а не «меня заставили». Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового. Кроме того, особо выделяется «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой стороны - как неконкретные поиски смысла своего существования.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностной системы своих базовых отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, разработка профессиональных, жизненных планов и намерений, становления реалистического образа профессионала.
Самоопределение - это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Выбор по отношению к чему? По отношению к себе. Познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил - новая достойная гуманизма задача образования - обучения и воспитания.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
С одной стороны, по уровню и характеру психического развития подростничества - это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных отношений. Несмотря на то, что подросток еще не включается в активную производственную деятельность, он реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться.
Нетрудно увидеть, что процесс самоопределения подростка (в самом широком его понимании - как процесс полоролевого самоопределения, профессионального выбора, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения) выступает как одна из ведущих возрастных задач отрочества и определяется той ситуацией множественных выборов в которой оказывается подросток.
С.Н. Чистякова в своих исследованиях говорит о том, что важнейшим компонентом самоопределения является способность к самопознанию - интерес к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности [31].
Естественно, что самоопределение личности не самоцель. Оно только тогда результативно, когда рассматривается в едином контексте с ее социализацией. И только в этом контексте оно приобретает свою осмысленность и ценность. Самоопределение - не застывшая категория, это перманентный процесс переосмысления человеком мира и собственной жизни.
Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление (Н.С. Пряжников), которые нередко раскрываются «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Ясперс) (см. В. Франкл, 1990, с.58-59).
В общем виде различные подходы к понятию «личностное самоопределение» можно объединить в две группы: социологические и психологические.
Социологические подходы рассматривают самоопределение как результат вхождения в различные социальные структуры. Представителей психологического подхода больше интересуют психологические механизмы, которые обеспечивают это вхождение. В дальнейшем мы будем опираться на определение, данное Л.И. Божович, которая понимает самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего [4].
С позиций нашего исследования важно было уточнить, кто же такие старшеклассники, каковы особенности их профессионального самоопределения?
Для обоснования феномена «старшеклассник» мы опирались на общенаучные и частнонаучные теории и концепции, касающиеся проблем сущности и природы человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Э. Берне, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.); социально-психологических аспектов развития личности, проявления ее в различных видах деятельности (A. A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A. B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); развития и становления молодого человека на этапе выбора профессии (И.В. Дубровина, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, и др.), в том числе «группы риска» (Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, З.Н. Малькова, Л.Я. Олиференко, А.И. Прихожан, Р.В. Овчарова, П.А. Шилова, Т.И. Шульга и др.), и др.
В целом все авторы, независимо от различных методологических подходов, отмечают общее для рассматриваемой категории школьников: неразвитая способность соотносить свое настоящее, прошлое, будущее со своими целями, ценностными ориентациями и возможностями, а также несформированность у них адекватного образа «Я», неготовность к профессиональному самоопределению.
В юношеском возрасте очень важную роль играет выбор будущей профессии. Видение себя как будущего профессионала является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видения себя в обществе. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее, делает это будущее определенным, тогда как отсутствие выбора - неопределенным. И наконец, существенным является то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность - средство, позволяющее развить свои способности, реализовать себя, принести пользу людям и позволяющее удовлетворить иные потребности.
Известно, что протяженность временной перспективы существенным образом характеризует особенности личностного развития. Так у подростков с отклоняющимся поведением и у деликвентных подростков временная перспектива короче, чем у нормально развивающихся подростков. В случае наличия жизненного плана, представляющего собой последовательный ряд целей, важно, имеется ли у человека представление о том, как он будет достигать эти цели, т.е. представление о средствах необходимых для достижения целей. Таким образом, важной характеристикой временного будущего является его организованность.
Аспекты жизненного и профессионального самоопределения личности нашли отражения в работах таких педагогов, психологов как:
К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышева, Н.Э. Касаткина, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина, БД. Симоненко, Н.Н. Чистякова и другие. В своих исследованиях они обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна.
Теоретико-методологическая база исследований опиралась на положения и принципы отечественной психологии: системный и личностно-деятельный подходы, принципы детерминизма и развития, положения о личности как активном субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.).
Частной методологией стали концепции профессионального становления личности(Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, AM. Отоляренко).
Исследование базировалось также на научных трудах по теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, B. C. Мухина, Д.И. Фельдштейн); по проблеме профессионального и личностного самоопределения (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Пряжникова, Н.В. Самоукина, С.Н. Чистякова).
Влияние социальной среды на развитие личности ребенка раскрыто в трудах А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского.
Формирование профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения, действия которого связаны с выявлением значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, реализующихся одновременно с практическим освоением социального опыта. При этом полагаем, что формирование жизненного и профессионального самоопределения, должно осуществляться целенаправленно в индивидуальной и совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, педагогов, психологов и детей на основе субъект-субъективных отношений с учетом возможности их самореализации [10,12,22,26,27].
Существенный недостаток научного поиска в решении данной проблемы заключается в ориентации не на человека, а на профессиональную среду, или другими словами - приспособление человека к профессиональной среде, что порождает такие перекосы, как увлечение обобщенной моделью профориентации и подгонка ее к различным типам индивидуальных особенностей личности; недооценка комплексного подхода к формированию профессионального самоопределения; не учитывается долговременный характер процесса его развития, а так же преемственность содержания форм и методов на различных этапах становления личности, а в связи с этим декларируется подход к личности как к субъекту профессионального развития.
К сожалению, на практике профориентационная работа с учащимися в школе носит эпизодический характер, и заключается в проведении различных развлекательных мероприятий, классных часов, встреч с интересными людьми, участии в конкурсах по профессиям и т.д. Школьным психологам, по данным опросов, достаточно трудно осуществлять профориентационную работу в полном объеме в связи с большой загруженностью учащихся и отсутствием интереса к данному виду работы со стороны школьной администрации.
Такое положение профориентационной работы в образовательных учреждениях связано еще с тем, что недостаточно полно раскрыт механизм психолого-педагогического сопровождения в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального самоопределения детей. Педагогические коллективы образовательных учреждений зачастую имеют невысокий уровень психолого-педагогической подготовленности своих кадров, необходимый для такой работы. Отсюда вытекает противоречие между необходимостью организации работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения подростков в образовательных учреждениях и недостаточностью психолого-педагогических условий для его реализации.
Поэтому ответственность за данное направление психологической работы с детьми в основном возлагают на специалистов межшкольных учебных комбинатов и службу профориентации при центрах занятости населения.
Концепция профессиональной ориентации требует сформировать у каждого школьника осознанный мотив выбора профессии в соответствии с потребностями в кадрах конкретного региона, города или района. Причем кадровые потребности, как правило, ни на текущий момент, ни на перспективу не планируются. Естественно при таком подходе интересы, потребности, склонности личности не выступают в качестве приоритетных как в профессиональном выборе, так и в самом социальном заказе на профессионала.
Сложившаяся ситуация обострила противоречия между слабовыраженными профессиональными планами молодежи и экономической дестабилизацией производства; между потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием комплексной подготовки их в системе высших учебных заведений, что является одной из существенных причин, задерживающих развитие службы профориентации; между школой и семьей, учебными заведениями, ответственными за подготовку школьников к труду и выбору профессии; между запросом практики и обеспеченности ее современными, научно - методическими основами.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе (образ «Я»); о мире профессионального труда (анализ профессий, профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
Таким образом, система сопровождения профессионального самоопределения должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников представляет собой сложную многоуровневую систему. Эта работа в идеале должна проводиться в тесном взаимодействии общественности с семьей. Рассмотрим основные составляющие этой системы.
Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.
Профессиональное просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их - сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает острую потребность экономический регион.
Неправильное информирование влечет за собой моральные потери. Если подросток получает ложную, несоответствующую его возможностям ориентацию, но выберет в соответствии с этим профессию, он никогда не будет делать свое дело так, как оно того требует.
Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе.
Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.
Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды профконсультаций:
справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, возможности обучения, систему получения профессии, перспективы карьерного роста и т.д.;
диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию профессионального выбора;
медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.
Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду деятельности.
Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Системообразующим средством формирования профессионального самоопределения во многих школах и учреждениях допрофессиональной подготовки являются специальные интегративные курсы: «Человек-труд-профессия», «Профессиональные пробы» - для учащихся 8-9классов и профессиональная карьера»-для учащихся 10-11 классов и т.д. Эти курсы способствуют актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда: развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.
Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально - важных качеств личности.
Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессиография - одна из важных отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий и специальностей, основных требований, которые она предъявляет к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а так же факторы, обуславливающие успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности данной профессиональной деятельностью.
Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя. Личность учителя-это совокупность таких качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, компетентность в работе, любовь и уважение к детям.
А.С. Макаренко писал по этому поводу: «То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает ребят в наибольшей степени» (Макаренко А.С. Педагогическая поэма // соч. - М. - с.189).
Среди разнообразных занятий по интересам в школе особую важность приобретает кружковая работа, где создаются условия для творческого развития специальных способностей учащихся.
Руководство школы должно постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации школьников, изучать научную и методическую литературу, учитывать данные в них рекомендации в своей работе, в частности при планировании соответствующих разделов общешкольного плана.
К задачам классного руководителя относится, прежде всего глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей. В этом могут ему помочь беседы с учителями-предметниками, родителями, психологом, анкетирование и систематически проводимое наблюдение с заполнением карточки-характеристики школьника.
В функции классных руководителей так же входит обеспечение посещения всеми учащимися профориентационных мероприятий, проводимых школой и службой профориентации при межшкольном учебном комбинате.
Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит учителю технологии и школьному психологу. На уроках технологии учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый учащийся научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и ее результатов. Одна из важнейших сторон работы школьного психолога - участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии. В содержание деятельности входит: выявление интересов и склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики, определение социальных установок и помощь в их формировании; участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии», в проведении профориентационных мероприятий; привлечение к профориентационной работе специалистов профориентационных служб. [6,7,13,24.30,31].
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и послешкольных жизненных планов.
В постановлении Правительства РФ о концепции и модернизации российского образования на период до 2010 г., среди приоритетов образования политики, наряду с введением единого государственного экзамена, стандартов образования и др., подчеркнуто, что одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки - профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Речь идет об отработке гибкой системы профилей, их кооперации с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, усилении роли учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения, профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку [18,31].
Профилизация обучения в старших классов соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников, которые уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности и обучения. Профильное обучение направленно на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, формировать умения адаптироваться к новым условиям жизни; критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем; анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность; владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией. Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации системы психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.
Глава 2. Организация работы учебно-методического кабинета по профессиональному самоопределению старшеклассников в межшкольном учебном комбинате
§ 2.1 Роль учебно - методического кабинета профориентации в профессиональном самоопределении учащихся
Поиск новых решений проблемы психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащейся молодежи в условиях профильной ориентации обучения предполагает:
▪ усиление интеграции содержания образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;
▪ ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий школ с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);
▪ обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом выбранных ими индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих интересам, склонностям, способностям учащихся и запросам рынка труда;
▪ обеспечение обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладение школьниками представлением об образе своего «Я», о мире профессий, о рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
▪ оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его деятельности созидателя, ментора на деятельность, направленную на эмпатию; обеспечение школьника поддержкой в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
В условиях образовательного учреждения действенным видом помощи
старшеклассникам в профессиональном самоопределении являются психологическая и педагогическая поддержка, которые определяются в мировой и отечественной науке и практике как наиболее эффективные. Основополагающими в вопросах теории и практики профессионального самоопределения старшеклассников в контексте жизненного самоопределения определены работы В.И. Журавлева, Н.Э. Касаткиной, Т В.А. Полякова, Н.С. Пряжникова, и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что многими авторами рассматриваются различные аспекты понятия «поддержка», однако интегрированное понятие «психолого-педагогическая поддержка», в том числе в отношении профессионального самоопределения, находится в стадии изучения, отсутствует точное его определение. В этой связи важным представляется выявление и обоснование наиболее эффективных содержания, форм и методов психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.
Психологическая и педагогическая поддержка должна быть направлена не только на оказание помощи в выборе профессии, но и на осуществление коррекции. На практике, до сих пор сложнейшие проблемы связаны не столько с методами работы, сколько с осознанием сущности психолого-педагогической помощи школьнику
Без квалифицированной организации поддержки обучающихся в учебно-воспитательном процессе - социально - психологической, медико-валеологической, педагогической невозможно обеспечить качественную подготовку подрастающего поколения к жизни.
Исходя из этого, представляется актуальным изучение направлений и средств психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников во взаимодействии школы и службы профориентации и психологической поддержки населения, что и послужило основанием выбора темы нашей работы.
Ограниченные возможности современных школ в организации системной целенаправленной психолого-профориентационной работы со старшеклассниками не позволяют превентивно и оперативно помогать учащимся в решении их жизненно важных проблем, в том числе в осознанном выборе профессии, жизненных целей и ценностей. Это и актуализирует проблему привлечения к данной работе служб и специалистов, заинтересованных и компетентных в такого рода деятельности. Ведущая роль в осуществлении психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников отводится учебно-методическому кабинету профориентации.
Учебно-методический кабинет профориентации служит для проведения систематической работы с учащимися по подготовке их к осознанному выбору профессии, с родителями, а так же для оказания методической помощи учителям, психологам, работникам предприятий (организаций) в проведении профориентационной работы.
Поэтому важно, чтобы оформление и обстановка кабинета соответствовали определенной психологической настроенности учащихся, давали возможность получить здесь ответы на интересующие их вопросы, вызывали потребность посетить его.
Содержание работы кабинета профессиональной ориентации обусловлено его функциями и включает: проведение методической работы с учителями (лекции, семинары, практикумы и т.п.); проведение занятий с учащимися по основам выбора профессии (факультативов, классных часов по профориентации и т.п.); организацию профориентационных встреч с представителями различных профессий; организацию и проведение профориентационных игр, экскурсий, тренингов, конкурсов по профессиям и т.д.; проведение индивидуальной и групповой работы с учащимися (консультации, профдиагностика, коррекционные занятия и т.д.); проведение родительских собраний, консультаций по вопросам выбора профессии, учебного заведения; изучение и обобщение передового опыта работы по профориентации школьников. осуществление связи со средствами массовой информации, трудовыми коллективами и общественности по вопросам профориентации школьников; формирование у учащихся профессиональных намерений, соответствующих психофизиологических качеств личности с учетом потребностей общества.
Для проведения этой работы в кабинете профориентации оформляют, как правило, экспозиции по двум разделам: информационному и методическому.
В информационном разделе сосредотачивают материал, который должен обеспечить педагогов, школьников и их родителей сведениями, помогающими в выборе учащимися профессии.
В методическом разделе представляют рекомендации для учителей по организации, формам и методам проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями.
Содержание материалов, представляемых в кабинете профориентации, следующее: справочно-информационные материалы по вопросам выбора профессии, профессиограммы; справочно-информационные материалы по вопросам получения высшего, средне-специального образования, выбора учебного заведения; стендовые материалы по вопросам профориентации молодежи; информационно - справочные материалы по вопросам трудоустройства молодежи; высказывания о труде, выборе профессии; лекционно-справочные материалы по профориентации для учащихся, родителей, педагогов; профдиагностические материалы, сведения об учащихся.
Для организации аудиовизуальной информации кабинет должен быть оснащен видеомагнитофоном, телевизором, DVD проигрывателем, слайдопроектором, киноэкраном, магнитофоном, фонотекой.
Обязательно в кабинете наличие библиотеки, объединяющей общественно-политическую, справочно-информационную, методическую, научно-популярную и соответствующую художественную литературу, газеты, журналы.
Составным элементом работы кабинета профориентации служит освещение профориентационной работы с учащимися в средствах массовой информации. Такие выпуски должны быть краткими, систематическими, разнообразными по тематике и форме изложения [2,5.8,10,].
§2.2 Формы и методы сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в межшкольном учебном комбинате
Формы профориентационной работы зависят от количества учащихся. Различают коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Под методами профессиональной ориентации учащихся понимают способы совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие подготовку школьников к осознанному профессиональному самоопределению.
По структурным компонентам формы и методы профориентации можно разделить на три группы: формы и методы ознакомительной профориентационной работы; качестве карт - отчетности о проделанной работе мы применяем карты индивидуальной психологической профконсультации, в которой отмечаются результаты не только основных методик: «ДДО», «Карты интересов», сведения из «Анкеты оптанта» показатели выраженности коммуникативных склонностей, но и существует отдельная графа, в которой указываются дополнительные результаты исследования памяти, мышления, внимания, личностные особенности и т.д. Эта графа заполняется профконсультантом по мере необходимости углубленной консультации. В соответствии с возрастом, сформированностью профессионального плана нами применяются различные модифицированные варианты карт, предложенные в методических пособиях.
В своей работе по заполнению карт, мы широко применяем компьютерные варианты тестов, т.к эта технология позволяет клиенту самостоятельно получить информацию о профессиях, наиболее соответствующих его интересам, психологу - освободиться от рутинных операций, связанных со сбором и обработкой диагностической информации и предоставлением клиентам профессиографических сведений. Заполнение карт позволяет получить более развернутое представление о консультируемом и дает возможность человеку самому проанализировать результаты диагностик, скорректировать профессиональные намерения в соответствии с рекомендациями, выданными профконсультантом.
Такой прием работы, благодаря нашим рекомендациям был принят психологом школы №6, и с прошлого года, в качестве эксперимента классным руководителям 4-х классов было предложено заполнить совместно с психологом карты на каждого учащегося и продолжать дополнять результаты до 9 класса в соответствии с проводимой работой в этом направлении.
То есть к моменту окончания 9 класса планируется получить полную информацию о ребенке, его особенностях, профессиональных предпочтениях, возможностях обучения в других учебных заведениях.
Так же оказывается методическая и профориентационная помощь учителям школ при распределении учащихся в профильные классы и организации элективных курсов. Учащимся 7-9 класса предлагается пройти курс профессиональных проб, где учащимся дается возможность ознакомиться с шестью сферами деятельности, практически применить имеющиеся знания по профессиям, проверить соответствие своих способностей, возможностей в предложенных условиях (вариант программы профессиональной пробы см. в прил. №2). Такой систематической работой на договорной основе охвачены учащиеся школы №2,3,9 уже на протяжении трех лет. Для остальных школ действуют ознакомительные курсы «Моя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Введение в профессию» (прил №3), которые представляют собой серию теоретических и практических занятий по профессиональному самоопределению. Занятия проводятся в форме лекций, тренингов, практических заданий по составлению формулы профессий, профессиональных планов, упражнений и т.д.
Учащимся 10-11 классов школ № 1,2,3,6,7,8, гимназии предоставляется возможность получить наряду со школьным аттестатом о среднем образовании, квалификационное удостоверение по специальностям: «Секретарь-машинистка», «Оператор ЭВМ», «Парикмахер-универсал», «Водитель категории В или В, С» или же сертификат об окончании профориентационного курса по направлениям: «Основы юридических знаний», «Основы психолого-педагогических знаний», «Основы экономических знаний», «Основы программирования», «Основы косметологии». При изучении данных курсов предполагается активное включение педагога-психолога в распределение учащихся по профилям в соответствии с интересами, склонностями, профессиональными предпочтениями (за основу берутся результаты профдиагностической работы с учащимися 9 классе), оказание психологической помощи в процессе овладения учащимися профессиональных знаний, в практической деятельности.
Для дошкольников, учащихся начального и среднего звена предусмотрены игровые формы осуществления профориентационной работы: игры, конкурсные программы, классные часы (прил. № 4).
Результаты итогового анкетирования учащи
организация образовательного процесса, как в школе, так и вне ее, обогащение пространства самоопределения школьников за счет включения их в социально-воспитательные проекты;
усиление совместной работы кабинета профориентации межшкольного учебного комбината со школьными методическими кабинетами;
создание условий старшеклассникам для участия в профессиональных и профессионально-социальных пробах;
изучение и оценка индивидуальных особенностей учащихся на разных ступенях обучения для активизации внутренних психологических ресурсов личности и повышение уровня осознания готовности к выбору профессии;
целевое обучение педагогов, психологов для работы в профильных классах.
Для решения основных задач, администрацией и психологом межшкольного учебного комбината была разработана система повышения эффективности профориентационной работы с учащимися школ города через воспитательный проект «Выбор», где получили свое отражение идеи по организации и осуществлении профориентационной работы с детьми, начиная с дошкольного возраста на основе привлечения материально-технических, программно - методических и педагогических ресурсов Межшкольного учебного комбината. Проект был одобрен на городском методическом совете и принят к реализации с начала 2004 учебного года.
Главная роль в осуществлении целенаправленного управления работой по данному проекту была отведена кабинету профориентации, который выступили не только в качестве координатора работы по проекту «Выбор», но и организатором творческой площадки для школьных психологов по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников (прил. № 1). Так же нами был изучен спрос на тематику профориентационных мероприятий и предпочитаемые формы осуществления профориентационной работы с учащимися разных возрастов.
С учетом проведенной аналитической работы были составлены планы совместной работы на каждый год со всеми возрастными группами с привлечением специалистов различных профилей межшкольного учебного комбината.
В своей работе мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы работы: тренинги, спецкурсы, лекции, консультации, игры, беседы и т.д. Но хочется заострить внимание на профдиагностике. Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. Проведение профдиагностики достаточно трудоемко и школьный психолог не может выделить в своем рабочем графике на эту работу достаточного времени, поэтому направление этой работы с учащимися 8-11 классов в школе практически отсутствует или ограничивается проведением методик «Дифференциально-диагностического опросника» и «Карта интересов» с учащимися всего класса. На наш взгляд этих результатов не всегда достаточно и не всегда они проводятся в соответствии с правилами проведения диагностической работы, т.е. достоверность массовых результатов значительно ниже, чем результаты индивидуальной работы.
Специфика работы кабинета профориентации, накопленный методический материал позволяет нам учитывать эти моменты и наряду с тестами, определяющими общую направленность, мы используем дополнительные тесты, дающие дополнительную информацию о профессиональной пригодности к ранее определенным профессиям. В качестве карт - отчетности о проделанной работе мы применяем карты индивидуальной психологической профконсультации, в которой отмечаются результаты не только основных методик: «ДДО», «Карты интересов», сведения из «Анкеты оптанта» показатели выраженности коммуникативных склонностей, но и существует отдельная графа, в которой указываются дополнительные результаты исследования памяти, мышления, внимания, личностные особенности и т.д. Эта графа заполняется профконсультантом по мере необходимости углубленной консультации. В соответствии с возрастом, сформированностью профессионального плана нами применяются различные модифицированные варианты карт, предложенные в методических пособиях.
В своей работе по заполнению карт, мы широко применяем компьютерные варианты тестов, т.к эта технология позволяет клиенту самостоятельно получить информацию о профессиях, наиболее соответствующих его интересам, психологу - освободиться от рутинных операций, связанных со сбором и обработкой диагностической информации и предоставлением клиентам профессиографических сведений. Заполнение карт позволяет получить более развернутое представление о консультируемом и дает возможность человеку самому проанализировать результаты диагностик, скорректировать профессиональные намерения в соответствии с рекомендациями, выданными профконсультантом.
Такой прием работы, благодаря нашим рекомендациям был принят психологом школы №6, и с прошлого года, в качестве эксперимента классным руководителям 4-х классов было предложено заполнить совместно с психологом карты на каждого учащегося и продолжать дополнять результаты до 9 класса в соответствии с проводимой работой в этом направлении.
То есть к моменту окончания 9 класса планируется получить полную информацию о ребенке, его особенностях, профессиональных предпочтениях, возможностях обучения в других учебных заведениях.
Так же оказывается методическая и профориентационная помощь учителям школ при распределении учащихся в профильные классы и организации элективных курсов. Учащимся 7-9 класса предлагается пройти курс профессиональных проб, где учащимся дается возможность ознакомиться с шестью сферами деятельности, практически применить имеющиеся знания по профессиям, проверить соответствие своих способностей, возможностей в предложенных условиях (вариант программы профессиональной пробы см. в прил. №2). Такой систематической работой на договорной основе охвачены учащиеся школы №2,3,9 уже на протяжении трех лет. Для остальных школ действуют ознакомительные курсы «Моя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Введение в профессию» (прил №3), которые представляют собой серию теоретических и практических занятий по профессиональному самоопределению. Занятия проводятся в форме лекций, тренингов, практических заданий по составлению формулы профессий, профессиональных планов, упражнений и т.д.
Учащимся 10-11 классов школ № 1,2,3,6,7,8, гимназии предоставляется возможность получить наряду со школьным аттестатом о среднем образовании, квалификационное удостоверение по специальностям: «Секретарь-машинистка», «Оператор ЭВМ», «Парикмахер-универсал», «Водитель категории В или В, С» или же сертификат об окончании профориентационного курса по направлениям: «Основы юридических знаний», «Основы психолого-педагогических знаний», «Основы экономических знаний», «Основы программирования», «Основы косметологии». При изучении данных курсов предполагается активное включение педагога-психолога в распределение учащихся по профилям в соответствии с интересами, склонностями, профессиональными предпочтениями (за основу берутся результаты профдиагностической работы с учащимися 9 классе), оказание психологической помощи в процессе овладения учащимися профессиональных знаний, в практической деятельности.
Для дошкольников, учащихся начального и среднего звена предусмотрены игровые формы осуществления профориентационной работы: игры, конкурсные программы, классные часы (прил. № 4).
Результаты итогового анкетирования учащихся, родителей, администрации школ за период с 2004-2007г показали необходимость и эффективность проводимой работы. К сожалению, такая работа не включена в школьные расписания школ №1,4,6,7,8, гимназии и профориентационную работу приходиться осуществлять во внеурочное время. Поэтому только 85% учащихся охватывается этой работой. Опыт показал, что необходимо выделять время в расписании занятий, для изучения главных тем профориентации, а дополнительную работу по углубленной профдиагностике, проведение тренингов, лекций, игр проводить для всех желающих во внеурочное время.
Для того, чтобы активизировать профориентационную работу со всеми школами, второй год практикуется проведение месячника профориентационной работы, с привлечением службы занятости населения, комитета по делам молодежи, администрации и предприятий города. Проводимая работа регулярно освещается в городских радиовыпусках, местном телевидении, в газетах «Гайская новь» и «Горняцкая округа».
Значимость и положительная оценка проводимой работы зафиксирована в отзывах Центра занятости населения г. Гая и Гайского района, городского отдела образования, руководителей учебных заведений и школ города. Данный опыт психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ был представлен и одобрен как положительный на зональной конференции по вопросам организации профориентационной работы в условиях профильного обучения в г. Гае в апреле 2007г. Мы считаем, что такой результат был достигнут благодаря комплексному подходу к вопросу организации профориентационной работы со школами и слаженной работы команды специалистов различных профилей межшкольного учебного комбината.
Заключение
Теория и практика профессиональной ориентации имеют почти столетнюю историю. Возникает вопрос, почему не прекращаются научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению.
Во-первых, из-за постоянных изменений, происходящих в обществе и научных достижений в области профориентации. Во-вторых из-за сложности проблемы профессионального самоопределения в силу его многоаспектности и многогранности, что ведет к хроническому отставанию практики от теории и теории от жизни. И в - третьих, это отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалистов будущих профессионалов.
В практической педагогике и психологии до сих пор сложнейшие проблемы связаны не столько с методами работы, сколько с осознанием сущности психолого-педагогической помощи школьнику. В наиболее сконцентрированном виде эти проблемы представлены в профессиональном самоопределении как интегрирующем направлении работы с учащимися. Нерешенность этих проблем нередко приводят к следующим издержкам:
1) взаимному непониманию между психологами-профконсультантами и их руководителями
2) непонимание между профконсультантом и его клиентами
3) непонимание между коллегами-психологами
4) отсутствие систематической работы по взаимодействию профконсультантов психологических служб с образовательными учреждениями и общественностью города.
5) неадекватной самооценке профконсультантом своего труда.
Практика работы общеобразовательных школ показывает, что учителя имеют возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.
Поиск новых подходов к решению этих проблем в сегодняшней России обусловлен сложностью переживаемого ею социально-экономического кризиса и нахождением путей выхода из него, когда отторгнуты многие старые нравственные и мировоззренческие принципы, а новые еще только складываются, вызывая подчас немало сомнений.
Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Но еще имеет место серьезное ослабление внимания к вопросам социально - профессионального самоопределения учащихся во всех типах учебных заведений и прежде всего в общеобразовательной школе, слабая связь между системой образования и рынком труда. Все это свидетельствует о том, только согласованная и целенаправленная работа педагогических коллективов школ и других образовательных учреждений положительно сказывается на общем повышении качества психологической и практической подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
Известно, что процесс социально-профессионального самоопределения непрерывный, осуществляемый на всех этапах обучения и жизни. Сегодня намечается и еще одна немаловажная тенденция: возрождается интерес к проблеме самореализации, самоопределения со стороны практических работников.
Несмотря на то, что в области профессиональной ориентации уже выполнено множество диссертационных исследований, где каждый соискатель с помощью определенных критериев и показателей проверяет эффективность новых предлагаемых форм и методов работы, использовать большинство таких критериев и показателей на практике невозможно, поскольку многие из них носят узкоспециализированный характер (направлены на оценку лишь отдельных, изучаемых аспектов самоопределения) и не позволяют оценить эффективность профессионального самоопределения во всей его целостности и сложности. Кроме того, большинство используемых в специальных исследованиях критериев показателей эффективности связаны со сложными и громоздкими вычислениями, что так же затрудняет их практическое применение.
Развитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультативной помощи.
Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы - это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то проблема оценки правильности профессионального выбора приобретает особую сложность. Ведь получается, что мы можем только предполагать, насколько в будущем оправдаются профориентационные рекомендации, но не вправе утверждать однозначно, что помощь, оказанная подростку, была наиболее оптимальной. В общей оценке результатов своей работы профконсультант должен учитывать мнения и результаты труда других специалистов (прежде всего педагогов) по каждому конкретному учащемуся. И хотя учителя предметники непосредственно профориентацией не занимаются, но реально они также вносят немалый вклад не только в профессиональное, но и в личностное самоопределение подростков. Поэтому в «чистом» виде сложно оценить вклад каждого взрослого в решение подростком профориентационных проблем. Это в свою очередь, заставляет искать принципиально новые подходы к оценке (и самооценке) труда профконсультанта.
Нужны новые подходы к проблеме социального и профессионального самоопределения молодежи, ориентированные на гуманизацию, социализацию и индивидуализацию подростков, предоставление им права на самостоятельное решение своей жизненной и профессиональной судьбы.
Литература
1. Алёшина Ю.А. Организация консультативной беседы. // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.
3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции». - М., 1986.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1985.
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентная модель от идеи к образовательной программе // Педагогика.М., 2003 №10.
6. Бондарев В.П. Выбор профессии. М: Педагогика 1989.
7. Борисова Е. М, Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание 1991
8. Ботякова Л.В., Голомшток А.Е. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. М.: Просвещение 1996
9. Гринщпун С.С. Профессиональная консультация школьников. Куйбышев 1989
10. Грищенко Н.А., Головей Л. А., Лукомская С.А. психологические основы профориентации в школе и ПТУ. - Л., 1988
11. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика? - М., 1985
12. Дубровина И.В. Задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии 1988. - №2.
13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1988
14. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. - М., 1988
15. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для уч-ся старших классов средней школы.2-е изд.М. Просвещение. 1990
16. Коломинский Я.Л. Книга для старшеклассников. Минск. 1987
17. Кон И.С. Психология ранней юности -М., 1989
18. Концепция модернизации российского образования до 2010-М., 2002
19. Наумов И.П. Профориентация между прошлым и будущим // Школа и производство. 1997-№1.
20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.2-е изд., дораб. М.: «Просвещение», «Учебная литература»1996
21. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб., 2000
22. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Под ред.Е.Н. Климова. - Пермь, 1989
23. Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения // Профессиональная ориентация. 2004. №11.
24. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., Генезис 2000
25. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. - М. 1988
26. Самоукина Н.В. Сравнительная эффективность применения в профориентации активных методов и консультаций // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии-1990. №1.
27. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «академия» 2003
28. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994
29. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Моя профессиональная карьера. - М., 1993
30. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. - М., 1993
31. Чистякова С.Н. Социально - профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Профессиональная ориентация 2007 №4.
32. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.