Курсовая работа: Склонность к употреблению психически активных веществ как проблема личностного развития современного подростка

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава I. Особенности личностного развития подростка и характеристика основных проблем.

I.1. Общая характеристика подросткового возраста.

I.2. Нарушения в развитии личности и поведении подростка.

I.3. Коррекция нарушений в развитии подростка.

Глава II. Исследование склонности к употреблению психически активных веществ.

II.1. Описание методик и процедуры проведения исследования.

II.2. Анализ результатов исследования.

Заключение

Литература

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

 

В рамках темы нашей курсовой работы рассматриваются основные проблемы подросткового возраста.

Наша тема выбрана неслучайно, так как проблема воспитания и образования подростков является актуальной в современном образовании. Этот возрастной этап характеризуется сложными физиологическими и психологическими процессами, приводящими к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения подростка.

Проведение различных исследовательских методик («Диагностика потребности в поисках ощущений», «Мое здоровье») позволяет определить потребность испытуемых – подростков в поисках ощущений и заботе о своем здоровье.

Приемы и методы воспитательно-коррекционной работы с подростками во внеурочное время могут реализоваться преподавателями на практике.

Целью данной курсовой работы является влияние вредных привычек на развитие личности в подростковом возрасте.

Объектом данного исследования является развитие в подростковом возрасте.

Для достижения задач использовались методы: теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.

На эмпирическом уровне: методики «Диагностика потребности в поисках ощущений», «Мое здоровье».

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2. Анализ методик исследования.

3. Проведение методик, анализ полученных результатов.

4. Разработка программ коррекции…

Глава I. Особенности личностного развития подростка и

характеристика основных проблем.

 

I.1. Общая характеристика подросткового возраста.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психологического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом [16].

Пубертатный кризис.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек скачек роста начинается и кончается на 2 года раньше.

Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменения роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук, ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высокие тона, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги почти не ощущаются [1].

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжения, головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния [5].

Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них практически постоянно усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма. Подростки как будто находятся в состоянии стресса. Осознание этого состояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей.

По мнению западных психологов, подросток еще биосексуален. Тем не менее в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, формируется новый образ физического «я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости и даже неврозу [16].

На образ физического «я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и в других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Развитие психических функций.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формальнологическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.[19]

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии [25].

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период  становление основ мировоззрения [21].

Подросток приобретает взрослую логику, мышление. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляется умение видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазией ребенка [25].

Развитие самосознания.

В подростковом возрасте четко проявляются две форы самосознания: чувство взрослости и «я - концепция».

Внешний вид подростка становится источником постоянных конфликтов. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. Подросток, считая себя уникальной личностью, стремится внешне не отличаться от сверстников.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», указывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [14].

Развитие взрослости зависит от того, в какой сфере хочет утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. У него формируется «я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «я».

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих.

С развитием самосознания связана и склонность к уединению, чувство одиночества [11].

Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссонируют, сочетание разных образов «я» не гармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплемент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании [5].

I.2. Нарушения в развитии личности и поведении подростка.

Само слово «злоупотребление» означает, что это «употребление во зло», то есть причиняющее вред. Частые приемы больших количеств спиртного сказываются и на здоровье пьющего подростка, и на его физическом и психическом развитии, и на его учении, и на отношениях с родителями и  учителями.

Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много раз меньше, чем тех кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Есть даже 8-10-летние дети со сформированным алкоголизмом.

По данным исследования, проведенного в Петрозаводске в 1998 году, периодически употребляют алкоголь среди учащихся 8-х классов – 49 %, 9-х классов – 53 %, 10-х классов – 79 %, 11-х классов – 89 %. Среди старшеклассников считают возможным употреблять алкоголь по выходным от 19 до 39 %, по праздникам – от 76 до 93 %, за компанию – от 22 до 61 %[10].

Не следует думать, что употребление алкоголем только дети алкоголиков, что подросток из благополучной семьи, где родители не подают ему дурного примера, никогда не заболеет алкоголизмом. Учащиеся большую часть своего свободного времени проводят вне контроля взрослых – на улице, со сверстниками. Маленькие дети бессознательно подражают родителям, а в подростковом возрасте авторитет родителей уже утрачивает свое прежнее значение и доминирует авторитет сверстников и групповых норм поведения в подростковой компании. А там свои законы, о которых ни педагоги, ни родители часто не подозревают[9].

Между бытовым пьянством и алкоголизмом есть очень большая разница.

Злоупотребление алкоголем (бытовое пьянство) – это чрезмерное употребление спиртных напитков, чаще всего ситуационное, традиционное или основанное на неверных представлениях. Спиртные напитки употребляются с разной частотой и в разных количествах – в виде систематического приема небольших доз или несистематического приема больших количеств. При этом отсутствует тяга к алкоголю, поиски поводов для выпивки и какие-либо иные признаки.

Бытовое пьянство – не болезнь. Наркологического лечения оно не требует, и человек может по собственной воле прекратить употребление алкоголя или значительно уменьшить его, не испытывая никаких неприятных ощущений от воздержания.

А алкоголизм – это уже качественно иное состояние. Во-первых, это не дурная привычка, а болезнь, требующая лечения. Во-вторых, в отличие от бытового пьянства, больной алкоголизмом не может не только самостоятельно прекратить потребление спиртного, Нои произвольно регулировать его количества. В-третьих, в организме больного алкоголизмом происходят такие изменения, что при воздержании от алкоголя организм «бунтует», требуя продолжения приема спиртного. В-четвертых, бытовое пьянство не обладает прогредиентностью (т.е. не прогрессирует) и может наблюдаться на протяжении всей жизни человека, а количество потребляемого спиртного может оставаться неизменным или увеличиваться (но до определенных пределов).

Алкоголизм – это прогрессирующее заболевание, и если уже возникли первые симптомы, то болезнь будет неуклонно развиваться и неизбежно возникнут остальные клинические проявления, деградация личности и все типичные последствия. Исход нелеченного алкоголизма закономерен и неминуем.

Поэтому так важно знать, чем отличается алкоголизм от бытового пьянства для всех людей, кого волнует эта проблема[4].

Поскольку алкоголизм никогда не возникает внезапно, а формируется постепенно и вырастает именно из бытового пьянства, наркологи расценивают злоупотребление алкоголем как предболезнь, преддверие алкоголизма, т.е. алкоголизма еще нет, но он неминуемо сформируется, если пьянство будет продолжаться, а тем более утяжеляться.

У большинства подростков в этом возрасте появляются определенные интересы – кто-то увлекается спортом, у других есть хобби. А у примитивных ребят с ограниченными интересами пустота заполняется частыми выпивками. Организация выпивки, сама выпивка и разговоры о ней занимают свободное время, и подросток вроде бы при деле – у него есть постоянный круг общения, есть с кем поговорить и где развлечься. Он может и сам не заметить, как втянулся в пьянство [10].

Возраст, в котором начинается злоупотребление алкоголем, имеет крайне важное значение для формирования алкогольной зависимости: чем раньше человек начинает употреблять спиртное, тем больше шансов, что сформируется алкоголизм.

Употребление спиртного подростками обычно уже с самого начала имеет форму злоупотребления.

Этнический фактор.

В исследовании Гименского Я., Гурвич И., Русаковой М., Симпуры Н. и Хлопушина Р., проведенном в Санкт- Петербурге, достоверно доказано, что для русских подростков характерно сравнительно раннее приобщение к алкоголю и наиболее редкое употребление крепких спиртных напитков. Этническая самоидентификация отражает интеграцию подростка с определенной культурной общностью и вытекающие отсюда паттерны употребления алкоголя на основе культурных норм. Исследованием установлено, что этническая принадлежность влияет на характеристики употребления алкоголя, но не воздействует на формирование у подростков раннего алкоголизма. Это свидетельствует о преимущественном влиянии на подростковую алкоголизацию именно культурных норм по сравнению с генетической предиспозицией. Для подростков, идентифицирующих себя с представляющей большинство в городе этнической группой, алкоголизация является в основном реакцией преодоления психоэмоционального стресса, причем заучиваемой в достаточно раннем возрасте [24].

Подростковая среда – особая среда, в ней свои законы, отличающиеся от взаимоотношений взрослых людей.

Поскольку выносливость к спиртному невысока, опьянение даже от небольших доз может быть сильным. Подростки обычно не знают пределов своей выносливости к спиртному и пьют помногу, стараясь походить на взрослых. Рвота, которая при этом возникает, считается признаком слабости, и чтобы не прослыть «слабаком», подросток старается приучать себя к спиртному до тех пор, пока рвотная реакция не исчезнет[15].

Всех подростков, которые употребляют спиртные напитки регулярно, можно считать группой риска в аспекте алкоголизма. Именно поэтому нужно знать, с чего начинается болезнь и как она проявляется. К каждому учащемуся нужно приглядеться более внимательно и быть постоянно настороже, чтобы уберечь его от беды. Педагоги должны быть в постоянном контакте с родителями и при малейших подозрениях бить во все колокола [12].

Исследование в Санкт- Петербурге. Юношам, идентифицирующим себя с русским этносом, в наибольшей мере присуще употребление алкоголя в соответствии со своим эмоциональным состоянием и ситуацией. Такой же паттерн алкоголизации чаще прочих демонстрируют и русские девушки, однако среди них чаще, чем среди девушек других этнических корней, присутствует паттерн тяжелой алкоголизации по выходным и праздничным дням [21].

Общие сведения о наркоманиях и токсикоманиях.

Многие современные подростки имеют опыт приема наркотиков. Анестезиологи детских хирургических отделений перед тем, как дать наркоз, спрашивают у ребят, не принимали ли они когда-либо наркотики, так как иначе наркоз их не возьмет. И почти все пациенты признаются, что уже пробовали.

Сейчас наркомания среди подростков и молодежи распространяется с катастрофической быстротой.

Причины увеличения числа больных наркоманиями и токсикоманиями следующие.

Во-первых, появились новые формы наркоманий и токсикоманий вследствие того, что наркотики изготавливаются кустарным способом из лекарств или веществ, которые не считаются наркотиками, поэтому легкодоступны.

Во-вторых, из-за «прозрачности» наших границ значительно возросло количество наркотиков, поступающих контрабандными путями из других стран, в частности через бывшие Закавказские и Среднеазиатские республики, откуда идет лавинообразный поток наркотиков из стран Ближнего и Среднего Востока.

В-третьих, увеличился «ассортимент» наркотиков за счет контрабанды. О некоторых из них, в частности, о героине, кокаине, ЛСД, подростки раньше знали лишь понаслышке. А теперь эти наркотики регулярно поступают по контрабандным каналам. Соответственно появляются новые формы наркоманий и увеличивается число больных наркоманиями.

В-четвертых, в последнее десятилетие среди детей и подростков стало чрезвычайно популярным злоупотребление многими средствами бытовой химии – вдыхание паров растворителей, лаков, красок, пятновыводителей, бензина, некоторых сортов клея, которые объединены в группу ингалянтов. Эти вещества свободно продаются повсюду, стоят недорого, однако флакона аэрозоля хватает надолго, что значительно дешевле спиртного, а такое опьянение для детей и подростков гораздо привлекательнее, чем алкогольное. Поэтому злоупотребление ими приобрело в подростковых группах характер эпидемии; последствия этого катастрофические [13].

Существует большое количество веществ, которые называют психоактивными.

Психоактивные вещества – это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для человека действием, то они могут вызвать зависимость от них.

К психоактивным веществам, способным вызвать зависимость, относятся наркотики, некоторые лекарственные средства, способные оказывать наркотическое действие, а также вещества, не являющиеся наркотиками, но обладающие привлекательным для человека психоактивным действием.

Наркотики – это вещества, включенные в Официальный Перечень наркотиков Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Этот перечень в разных странах различен: одни страны официально признают наркотиками все вещества, включенные в Перечень ВОЗ, другие – не все.

Список веществ, официально признаваемых наркотиками, в нашей стране постоянно пополняется и расширяется.

Зависимость от наркотиков называется наркоманией.

Остальные психоактивные вещества, не включенные в Официальный Перечень наркотиков, но обладающие психоактивным действием, способны вызвать зависимость, называемую токсикоманией. В отечественной наркологии их называют наркотически действующими веществами [21].

Наиболее частые сочетания наркотиков и  наркотически действующих средств: препараты из группы опиатов + снотворные средства; опиаты + стимуляторы; опиаты + гашиш; опиаты + кокаин; алкоголь + седуксен; алкоголь + барбитураты; алкоголь + другие снотворные или транквилизаторы; алкоголь + гашиш.

Состояние, которое возникает после приема наркотика или наркотически действующего вещества, называется наркотическим опьянением или наркотической интоксикацией [10].

Эффект интоксикации зависит от дозировки препарата, от способа его введения, от особенностей личности больного и в некоторой степени от ситуации, в которой оказался наркоман, - имеет ли он возможность расслабиться в состоянии наркотического опьянения или же должен скрывать его от окружающих (например, в школе, училище, на работе, в официальной обстановке, при осмотре врачом или в присутствии правоохранительных органов.

Прием наркотических средств с целью испытать состояние опьянения называется наркотизацией.

Толерантность – это способность переносить увеличивающиеся дозы наркотического вещества. Потребность в увеличении количества принимаемого наркотического вещества связана с тем, что с течением времени эффект прежней дозы ослабевает, и так же, как алкоголик должен увеличивать количество выпиваемого спиртного, чтобы достичь желательной степени опьянения, так и наркоман должен наращивать дозировки, чтобы наркотическое опьянение было таким же как и прежде.

Как и при алкоголизме, толерантность при наркомании меняется в динамике заболевания: возрастает на первой стадии, стабилизируется на второй и снижается на третьей стадии.

В Санкт- Петербурге 64 % подростков пробуют опьяняющие вещества в 14-16 лет и  4,4 % - в 17-19 лет.

Исследования Л. Кесельмана и М. Мацкевич подтверждают большую уязвимость мальчиков крупных городов – Самары и Петербурга. В Петербурге среди мужчин в возрасте до 25 лет показатель общей приобщенности достигает 70 %, тогда как у их сверстниц в пределах от 25 до 30 %. В Самаре показатель общей приобщенности – 43 % против 16,5 % женщин. В целом, несмотря на различные сообщения о феминизации наркотизма, в России это явление по-прежнему затрагивает в первую очередь мужскую часть населения [21].

Курение табака как наркотическое пристрастие.

В настоящее время уже не возникает сомнения о том, что смолы табачного дыма провоцируют онкологические заболевания, и прежде всего рак легких. Смолы табака – не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения.

 Еще недавно в табачном дыме насчитывали 500, а затем 1000 компонентов. Согласно современным данным, количество этих компонентов составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых – около 200.

Эти тысячи химических веществ представлены в табачном дыме в виде частичек (смола, никотин и др.) и газов (оксид углерода, аммоний, цианид водорода, акролеин, формальдегид и др.). Большинство из этих веществ обладают явно выраженными раздражающими свойствами, а примерно 60 – известные канцерогенные вещества.

Если привычка к табаку, а тем более, химическая зависимость возникает из-за воздействия никотина на мозг, то причиной большинства серьезных болезней (зачастую со смертельным исходом) являются табачные смолы, парализующие очистительные процессы в легких, снижающие иммунитет, вызывающие рак и другие заболевания легких.

Никотин – один из самых сильных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; кролик погибает от ¼ капли, собака – от 4. Для человека смертельная доза – 2-3 капли; это примерно 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что эта доза никотина вводится постепенно (в течение суток), а не в один прием, а также в результате частичной нейтрализации яда формальдегидом табачных смол.

Необходимо заметить, что курение существует в двух, совершенно различных, клинических разновидностях: в виде привычки к курению и в виде табачной зависимости. Во втором варианте у курящего возникает патологическое, болезненное влечение к табаку, а в первом оно не формируется.

Согласно имеющимся данным, из 100 систематически курящих только семь курят в результате привычки, остальные 93 больны – они стали носителями табачной зависимости, для которой характерно патологическое влечение к курению, причем на мыслительном уровне, на уровне психических процессов.

Никотин – чрезвычайно сильный яд, не уступающий по токсичности синильной кислоте. В малых дозах действует возбуждающе на нервную систему, в больших вызывает ее паралич: остановку дыхания, прекращение работы сердца. Многократное поглощение никотина при частом курении формирует никотинизм – хроническое отравление, в результате которого снижается память и работоспособность, наблюдается постоянный кашель с мокротой. Одним из разрушительных последствий отравления никотином являются и такие признаки: дрожание рук, неуверенная походка, человека бросает то в жар, то в холод, сердце при этом то стучит, как молот, то замирает.

Никотин – основной  из компонентов табачного дыма, вызывающих разрушительные изменения в спинном мозге, воспаление пояснично-крестцового нервного сплетения. За счет его воздействия на надпочечники после каждой выкуренной сигареты значительно увеличивается по сравнению с нормой количество циркулирующих в крови кортикостероидов, а также адреналина и норадреналина, участвующих в регуляции важнейших физиологических функций организма. Адреналин, в частности, сужает кровеносные сосуды, в результате чего повышается артериальное давление. Никотин увеличивает минутный ударный объем сердца и скорость сокращения миокарда. А так как коронарные сосуды заядлого курильщика, как правило, сужены и не доставляют миокарду необходимых порций кислорода, возникает кислородное голодание сердечной мышцы.

Ряд исследований показал, что рост заболеваний раком легких возрастает прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. У тех, кто курит много, этот риск увеличивается в 15-20 раз по сравнению с некурящими. Было также доказано, что риск заболевания усиливается такими факторами, как затяжка дымом при курении сигареты, курение  раннего возраста, удерживание сигареты во рту между затяжками, зажигание недокуренной сигареты. Употребление спиртных напитков усиливает вредное воздействие курения на органы дыхания. У активных курильщиков развиваются обширные метапластические изменения в бронхах.

У курильщиков, которые подвергаются воздействию асбеста на рабочем месте, риск развития онкологических заболеваний в 10-40 раз выше по сравнению с некурящими работниками асбестовой промышленности и в 90 раз выше в сравнении с тем, кто не курит и не подвергается действию асбеста на производстве.

Потребление курящими алкоголя достоверно увеличивает риск развития рака органов пищеварения, особенно полости рта, глотки, пищевода.

При прохождении курящими женщинами курса лечения рака молочной железы, риск рака легких у них возрастает примерно в 10 раз по сравнению с некурящими.

Эффективность антитабачной пропаганды может быть проиллюстрирована следующими данными: ежедневно только США теряют 500 потребителей табачной продукции, из которых 3500 удается бросить курить, а остальные уходят из жизни. Разумеется, лучший вариант – не начинать.

I.3. Коррекция нарушений в развитии подростка.

Воспитательно-коррекционная работа с подростками во

внеурочной работе.

Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной. Художественно-эстетической, игровой и т.д.

Только для их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие подростков разная.

Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели. Важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является вовлечение их в позицию активного участника данного вида деятельности [8].

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе.

Внеурочная воспитательная деятельность представляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от задач, которые решаются в ходе ее осуществления.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на развитие способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, на выработку системы художественных представлений, взглядов  убеждений, на воспитание у школьников стремления и умений вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться с проявлением уродливого, безобразного.

Участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, своему труду, природе, моральным нормам, формирует основы культуры поведения ребенка.

Внеурочная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка. Для того, чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, содержала в себе компенсирующий и восстановительно-реабилитирующий заряд, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами [8].

Современная психолого-педагогическая наука и коррекционная практика обладают достаточным арсеналом путей и средств воздействия на личность девиантного подростка, преодоление отклонений в его развитии и поведении.

Деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

·          Методы разрешения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

·          Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

o      объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

o      переориентировки самосознания;

o      переубеждения;

o      прогнозирования отрицательного поведения;

·          Методы перестройки жизненного опыта:

o      предписания;

o      ограничения;

o      переучивания;

o      переключения;

o      регламентации образа жизни;

·          Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

o     поощрения и наказания;

o     соревнования;

o     положительной перспективы.

Охарактеризуем метод «реконструкции» характера подростка, где коррекционный аспект проявляется наиболее ярко. Нельзя вместе с ликвидацией отрицательных черт личности разрушать положительное в ней, поэтому при достаточном уровне общего развития ребенка целесообразно частное изменение его личности, т.е. реконструкция, перестройка характера. Метод включает в себя несколько элементов педагогической деятельности:

ü   выявление положительных качеств воспитанника, которые надо использовать в процессе перестройки характера, в первую очередь развивая и углубляя их;

ü   прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни;

ü   восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами;

ü   видоизменение отрицательных свойств, которые школьник считает положительными, от которых не хочет отказываться;

ü   переоценка отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним;

ü   восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми [8].

В методе реконструкции особое внимание уделяется нахождению в нравственном облике школьника точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переориентации и в конечном итоге реабилитации личности несовершеннолетнего.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков (Э.Ш. Натанзон).

Созидающие приемы:

ü   способствующие повышению успеваемости школьника (организация успехов в учении, ожидание лучших результатов);

ü   строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, «фланговый» подход; активизация сокровенных чувств воспитанника);

ü   содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; поручительство).

Тормозящие приемы:

ü   в которых открыто проявляется власть педагога (осуждение; наказание; приказание; выявление виновного);

ü   с открытым воздействием (параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, ирония, немое недоверие).

Вспомогательные приемы:

ü   организация внешней опоры правильного поведения;

ü   отказ от фиксирования отдельных поступков.

Педагогически запущенный подросток является членом классного коллектива. Несмотря на изолированное положение в нем, он живет по законам коллектива, так или иначе подчиняется нормам коллективных взаимоотношений; микроклимат классного коллектива, его нравственные ценности влияют на формирование личности подростка, на особенности его поведения и межличностные взаимоотношения со сверстниками. Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и приемы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

В целях увеличения положительного влияния на педагогически запущенного подростка, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:

ü   доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он может проявить свои знания и умения;

ü   постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

ü   недоверия – коллектив высказывает сомнение о том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

ü   отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

ü   осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

ü   переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих.

Коллективный характер совместной деятельности – сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием [8].

Без положительного отношения подростка к необходимости самоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными подростками, на эффективность методов и приемов педагогического воздействия не приходится. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие:

ü   мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания  - перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;

ü   активизации целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

ü   контрастность – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

ü   требовательного доверия – подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

ü   поощрения – похвала – поддержка, похвала – побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Если врожденные качества личности, ее индивидуальные свойства выступают как предпосылки формирования личности, то социальные факторы играют решающую роль в освоении индивидом социального опыта, врастании его «в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), в адаптации в социокультурной среде. Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения.

Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме.

Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков наормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития.

Вместе с тем с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации – отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права [6].

Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничит отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы).

В предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей, при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка.

Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношенй, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично или негативно относится к советам и рекомендациям педагогов, а попытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно и всякое педагогическое влияние расценивается как акт ущемления семейных интересов, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или педагогически пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиантных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов, которые используются в коррекционном воздействии. С одной стороны, учитываются и  используются чувство родительской любви, сохранившееся чувство долга в воспитании ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок – полноправный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется при совместной деятельности детей и родителей в микрорайоне, по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.


Глава II. Исследование склонности к употреблению психически

активных веществ.

 

II.1. Описание методик и процедуры проведения исследования.

В процессе проведения исследования использовалась адаптированная методика «Диагностика потребности в поисках ощущений», автором которой является М. Цукерман.

К выполнению данной методики предлагалась следующая инструкция:

ряд предложенных утверждений объединены в пары. Из каждой пары необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас и отметить его в бланке соответствующей буквой.

Результаты, полученные в процессе проведения адаптированной методики, занесены в бланки ответов испытуемых.

а

б

а

б

а

б

а

б

1 5 9 13
2 6 10 14
3 7 11 15
4 8 12 16

В процессе обработки результатов проводится соотношение с ключом методики:

1  а                    5 б                         9 а                   13 б

2  а                    6 б                        10 б                  14 б

3 б                    7 б                         11 а                  15 а

4 б                    8 б                         12 б                  16 б

В результате проведения адаптированной методики «Диагностика потребности в поисках ощущений» можно сделать следующие  выводы:

Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации. Человек с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному.

В процессе проведения исследования использовалась методика «Мое здоровье», которая включала в себя ряд вопросов:

1. Что вы думаете?

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения: «После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубку и набил табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

- И я тоже, - подхватил Джо. – Плевое дело!

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

1 а. Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.

1 б. В чем проявилась реакция сердечно-сосудистой, нервной системы и органов пищеварения?

2. Подумайте, почему люди начинают курить, принимать алкоголь, наркотики?

3. Какой вред приносят курение, алкоголизм и наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?

4. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения табаком. Какое решение вы примите: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курить, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни. Объясните свой выбор.

5. Кто чаще всего становится наркоманом?

6. Л.Н. Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались». О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?

7. Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей. Михаил что-то очень долго копался в своей комнате, наконец, вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», - гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» - восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил: «…». Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного?

8. У А.С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

 «Ты любишь обонять не утренний цветок, а вредную траву зелену,

Искусством превращенку, в пушистый порошок!»

Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам – нашим современникам?

9. Жизнь людей в крупных современных городах определенным образом влияет на здоровье людей. В чем проявляется это влияние, и каково его воздействие на самочувствие человека?

В исследовании участвовали дети 8 и 9 классов, общее число испытуемых 5 человек, из них 3 мальчика и 2 девочки. Возраст двоих испытуемых составляет 14,9 лет, одного испытуемого - 15,5 лет, двоих испытуемых – 15,1 лет. Один из испытуемых из неполной, неблагополучной семьи.

Методика проводилась с группой в целом. На адаптированную методику «Диагностика потребности в поисках ощущений» время на обдумывание ответов не ограничивалось. По сравнению с методикой «Диагностика потребности в поисках ощущений» на методику «Мое здоровье» время на обдумывание давалось больше, так как на представленные вопросы требовалось личностное осмысление.

II.2. Анализ результатов исследования.

 

По методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» получили следующие результаты (См. Приложение 1).

Для Ф.К. характерен высокий уровень потребности в ощущениях, так как он набрал 13 баллов, что означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Для С.Л. характерен средний уровень потребности в ощущениях, т.к. она набрала 9 баллов, что свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

Для К.А. характерен высокий уровень потребности в ощущениях, т.к. он набрал 12 баллов, что означает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Для Ж.А. характерен низкий уровень потребности в ощущениях, т.к. она набрала 4 балла, что означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации. Человек с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному.

Для М.В. характерен средний уровень потребности в ощущениях, т.к. он набрал 9 баллов, что свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

По методике «Мое здоровье» были получены следующие показатели:

·          все испытуемые понимают, что происходит с организмом человека при курении сигареты («отравление», «загрязняются легкие»);

·          понимают происходящие изменения в сердечно-сосудистой системе и органах пищеварения («головокружение, тошнота», «начинает болеть сердце, сбивается ритм сердца, человек часто нервничает, сбивается режим питания»);

·          основными причинами начала употребления психически активных веществ называют «хочется многого», «скорей всего из-за случая в жизни» «от нечего делать», «в обществе все курят, родители», «чтоб быть взрослым», «хочется ощущений»;

·          понимают вред от курения, алкоголизма и наркомании («болит сердце», «к заболеваниям дыхания», «загрязняет легкие»);

·          понимая вред курения, не проявляют готовности избавиться от этой привычки («буду курить меньше или брошу вообще»);

·          причинами наркомании называют: наличие денег, отчаяния в жизни, отсутствие смысла жизни, безвольность;

·          умеют подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного («спиртные напитки к хорошему не приводят», повеселиться можно по-другому», «это же паленка, от которой недавно умер наш сосед», «в нашем возрасте пить плохо, особенно, эту дешевку», «алкоголь – смерть».

Таким образом, в группу проблемных детей входят: К.А. по методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» набрал 12 баллов, что характеризует высокий уровень потребности в ощущениях, что означает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах. По методике «Мое здоровье» понимает, что происходит с организмом человека при курении сигареты. Понимает происходящие изменения в сердечно-сосудистой, нервной системы и органах пищеварения. Осознает вред от курения, алкоголизма и наркомании. Умеет подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного.

С.Л. по методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» набрала 9 баллов, что свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни. По методике «Мое здоровье» понимает, что происходит с организмом человека при курении сигареты. Понимает происходящие изменения в сердечно-сосудистой, нервной системы и органах пищеварения. Осознает вред от курения, алкоголизма и наркомании. Умеет подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного. Называет причины употребления наркотиков. Понимая вред курения, не проявляет готовности избавиться от этой привычки.

Ф.К. по методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» набрал 13 баллов, что характеризует высокий уровень потребности в ощущениях, что означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах. По методике «Мое здоровье» понимает, что происходит с организмом человека при курении сигареты. Осознает вред от курения, алкоголизма и наркомании. Умеет подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подростковый возраст – это сложный этап в формировании личности, он характерен резкими перепадами настроения, что способствует возникновению кризисных ситуаций. Очень важно создать благоприятные условия, которые обеспечили бы позитивный настрой в самоактуализации, в нахождении себя как личность. Развитие личности во многом зависит от социальной среды, поэтому так часто дети, попадая в ассоциативные группы, легко поддаются их влиянию.

Ребенок в этом возрасте уже ощущает свое «я», свою значимость, но пока еще расплывчато и неопределенно. И поэтому нужно определить, установить четкие границы своего «я» т укрепить эти границы. Но это возможно только в результате взаимодействия ребенка с «я» других, прежде всего тех, кто ближе к нему. Осознать себя – значит осознать систему отношений с другими людьми, понять в чем ее отличие от системы отношений других людей – сверстников, родителей, взрослых, друзей.

В подростковом возрасте появляется выработка чувства взрослости. Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем, что взрослые в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а поэтому и поступают так, как хотят. Следовательно, быть взрослым в глазах подростка означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям.


ЛИТЕРАТУРА

1.         Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студентов ВУЗов. – 3-е изд., испр. – М.: Издат. Центр «Академия», 1998. – 672 с.

2.         Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3.         Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки// Школьный психолог. – 2005. - № 1. – С. 1-15.

4.         Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 416 с.

5.         Волков Б.С., Волкова Н. В. Возрастная психология: В.24.: Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 343 с.

6.         Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1000 с.

7.         Гализо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология, - М.: РИЦ МГОПУ. – 234 с.

8.         Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

9.         Делеви В.С. Феномен созависимости в семьях наркозависимых подростков.// Вестник. – 2006. - №3. – С. 75-87.

10.      Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 1999. – 144 с.

11.      Железняк Л.Ф., Клемантович И.П. Основы общей психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 632 с.

12.      Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

13.      Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

14.      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

15.      Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

16.      Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

17.      Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

18.      Обухова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Академ. Проект, 2002. - 431 с.

19.      Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.

20.      Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

21.      Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Рена – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).

22.      Психологическая энциклопедия // Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1097 с.

23.      Рогов Е.Л. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

24.      Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

25.      Хуклаева О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.


Приложение 1

 

Методика « Диагностика потребности в поисках ощущений»

 

            Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары необ­ходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его в бланке соответ­ствующей буквой.

Текст опросника.

1.   а)  Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.

      б) Я бы предпочел работать на одном месте.

2.   а)  Меня взбадривает свежий, прохладный день.

       б)   В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

3.   а)   Мне не нравятся парфюмерные запахи.

     б)  Мне нравится запах некоторых духов.

4.  а)  Я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения.

        б)  Я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребность в каких-то осо­бенных ощущениях.

5.   а)   Я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений.

      б)  Я бы предпочел жить в смутные дни истории страны.

6.   а)   Я не могу понять людей, которые любят ездить на большой скорости.

      б)   Я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает.

7.   а)   Я люблю риск, азарт.

     б)  Я не люблю рискованные" мероприятия и действую по принципу «семь раз отмерь и один раз отрежь».

8.   а)  Споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают.

        б)  Я люблю поспорить, это меня возбуждает.

9.    а)  Я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет.

       б) Я спокойно отношусь к однообразной работе.

10.   а)  Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.

        б) Я хотел бы попробовать быть загипнотизированным.

11.   а)  Наиболее важная цель в жизни — жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно.

        б)  Счастье — это спокойная жизнь.

12. а)  В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

       б) Я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство.

13.   а)  Я могу с удовольствием каждый раз слушать передаваемые по радио популярные песни.

       б)  Мне быстро надоедают популярные песни.

14. а) Худший недостаток человека — быть всегда веселым, легкомысленным.

       б)   Худший недостаток человека — быть скучным, занудой.

15.   а)   Мне бы понравилась ездить на мотоцикле «с ветерком».

        б)  Люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, — самоубийцы,

16. а) Я больше предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных».

        б)  Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного не урав­новешенны.

 


Бланк для ответов:

 

а

б

а

б

а

б

а

б

1 5 9 13
2 6 10 14
3 7 11 15
4 8 12 16

Обработка результатов.

Полученные ответы соотносятся с ключом:

1  а                    5 б                         9 а                   13 б

2  а                    6 б                        10 б                  14 б

3 б                    7 б                         11 а                  15 а

4 б                    8 б                         12 б                  16 б

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются.

Выводы:

Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации. Человек с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному.