Контрольная работа: Судьба Калининградской области

Институт менеджмента

Контрольная работа по дисциплине «Геополитика»

 

на тему: Судьба Калиниградской области


Содержание:

1.         Введение…………………………………………....................................3

2.         Положение в анклаве………………………..........................................4

3.         Россия или Германия? ………………………........................................7

4.                     Сотрудничество между ЕС и Россией по Калининграду……….10

4.1              Экономическое развитие региона…………...............................17

5.         Заключение……………………..........................................................19

6.         Литература……………………..........................................................20


Введение

Калининград имеет, с точки зрения геополитики, особенное положение анклава. Однако такая географическая позиция, вдали от России, вносит в жизнь и развитие области отрицательный резонанс.

Остро стоит в калининградской области вопрос распространения влияния Германии и других стран-соседей. Существует множество не менее сложных проблем, например, безработица; внимания требуют также экология, здравоохранение, производство, экономика в целом.

Неоднозначна правовая и политическая деятельность центра в отношении области.

На сегодняшний день, несмотря на адекватную поддержку со стороны ЕС, Калининградская область остаётся в сложном экономическом и социальном положении.


2.       Положение в анклаве

Калининградская область - одна из наиболее неблагоприятных в России. Её государственно-политическая и экономическая слабость в основном обусловлена анклавным географическим положением.

В Калининградской области множество острых проблем, мешающих положительному развитию экономики и социальному благополучию населения:

1.         Безработица в области значительно превышает общий уровень по России. Каждый второй молодой человек получает пособие по безработице. А хроническое недофинансирование армии и флота привело к резкому ухудшению социально-экономического положения военных и их семей, составляющих около 40% всего населения анклава.

Поскольку экономика Калининградской области была ориентирована на военно-промышленный комплекс, сегодня почти полностью разорившийся, в структуре хозяйства преобладают предприятия с энергоёмкими технологиями. На данный момент для них нет соответствующей сырьевой базы, слаба инфраструктура, выпускаемая продукция на прибалтийских и западных рынках неконкурентоспособна.

По официальным данным, объём промышленного производства в анклаве в 1997 г. составлял 30% уровня 1990 г. (в целом по России 49%). Доход на душу населения был на 37% ниже, чем в среднем по РФ. Практически все предприятия области стоят, в том числе уникальный завод «Янтарь», когда-то производивший подводные лодки.

2.         Социально-экономическое положение населения области зависит от экспортно-импортных операций: импорт составляет 90% всех потребляемых товаров, экспорт - 70% всех производимых товаров. Однако, в силу относительно невысокого качества производимой продукции, высоких тарифов, взимаемых сопредельными государствами за транспортировку грузов по их территории, товары, сделанные в области, не пользуются спросом в странах Прибалтики, Польше, Германии, Швеции и т.д.

3.         Нынешняя Россия не имеет военно-стратегического преимущества на Балтийском море, потеряла былые основные морские порты, транспортную инфраструктуру на территории Прибалтики, приобрела конфликтно настроенных соседей, стремящихся в НАТО и ЕС.

4.         Калининградский анклав занимает первое место в стране (в пересчёте на душу населения) по числу больных туберкулёзом, наркоманов, ВИЧ-инфицированных.

5.         Ослабление связей «федеральный центр - регион» в случае с Калининградской областью принимает особо опасный характер. Правовая сфера нестабильна, решения разных ветвей власти центра относительно области противоречивы. Иностранное же вмешательство в политическую жизнь области ещё более усугубляет положение, мешая адекватной реакции центра на состояние анклава.

6.         Явно виден экспансионизм по отношению к анклаву во всех сферах общественной жизни. Прежде всего, в экономической (активное создание совместных предприятий, избирательное кредитование и приватизация местных предприятий, система вытеснения российских конкурентов, установка немецких счётчиков воды в квартирах и т. д.). В политической жизни экспансионизм проявляется в виде влияния на политиков области, центра, антироссийских заявлений на государственном уровне, призывов правовых организаций соседних государств о пересмотре границ и т. д. В культурно-идеологической сфере - усиление теле- и радиопропаганды, обилие рекламы на немецком языке, обещание райской жизни, если население проголосует за кондоминиум России и Германии в управлении анклавом, всё возрастающие «культурные» связи и обмены, поездки туристов и т. д.

Вокруг Калининградской области виден интерес США. Здесь конечная цель - помешать созданию мощной Европы, объединённой вокруг Германии. Для этого США в качестве противовеса объединённой Германии включают в геополитическую колоду Польшу, где очень сильны антинемецкие настроения, Литву и Швецию.

Польша самостоятельно всё активнее наращивает свой экономический вес в анклаве. Этому способствовала политика центра и местных властей, на­правленная на ослабление зависимости области от Литвы, которая занимает жёсткую позицию в таможенно-тарифной политике и начинает выдвигать территориальные претензии. Если конечной целью «восточной политики» Германии является возвращение Восточной Пруссии и создание Данцингского коридора, то атлантисты видят будущее анклава как проамериканской суверенной Балтийской республики - ключ к контролю над всем Балтийским регионом.

Резкая смена геополитических сил на Балтике в результате разрушения Советского Союза, развал военно-промышленого комплекса, непоследовательная государственная экономическая политика в отношении Калининградской области и настойчивое иностранное влияние (в частности, германское) для анклава являются основными причинами плачевного социально-экономического положения и политической и правовой нестабильности.


3.       Россия или Германия?

Сегодняшний Калининград – это не русский и не немецкий город. Калининградская область, несмотря на своё географическое отдаление от России, всё ещё официально принадлежит ей. Однако, широко и влияние с  германской стороны: антироссийские заявления, широкое присутствие немецкого языка в теле- и радио эфире, агитация населения проголосовать за кондониум России и Германии в управлении анклавом, резкое усиление в конце XX в. деятельности германских разведок в Калининградской области и активизация промышленного шпионажа. Вся эта активность объясняется тем, что Калининград – российский геополитический форпост на Западе. Здесь происходит столкновение геополитических сил России и Германии.

[[1]]«…Возобновление диалога с Германией, являющейся сегодня самой мощной экономической державой в Европе, могло бы резко изменить геополитический статус России при условии заключения взаимного геополитического партнёрства на основе стратегического союза между обоими государствами. Следует иметь в виду, что Германия всегда являлась главным фактором развития свободной Европы. В современных условиях она, несомненно, сохраняет эту свою способность. Европа должна стать свободной от американцев, и Россия разделяет здесь мнение Германии в разделе Европы и в усилении германского фактора на её судьбы... …В первую очередь необходимо избавиться от американского военного присутствия в Европе.

…России следует поддержать Германию в её позиции по восточной проблеме. Будет логично, если начало переговоров связать с урегулированием территориальных вопросов на Востоке. Здесь диалог России с Германией необходимо начать с «проблем» Немецкой автономии и Калининграда. Немцы не смогут отказаться от сотрудничества с Российской Федерацией по этим вопросам, поскольку любой канцлер, который станет противиться такому сотрудничеству, будет в Германии сметён. …Разумеется, вместо немедленной передачи Калининграда речь идёт о «плотном» сотрудничестве с Германией по вопросу статуса этой области. Формы такого сотрудничества могут быть самыми разными - от организации свободной экономической зоны в Калининграде до совместной военной деятельности в этом регионе, в частности, проведении военных манёвров в регулярные сроки. …Широкий поток немецких беженцев, хлынувший в Россию из республик СНГ, является тем конструктивным фактором, который поможет объединению всех проблем в одну генеральную проблему: образование Немецкой автономии в Калининграде.

…Россия может пересмотреть свои взгляды на статус Калининграда и совершенно его изменить. Сейчас Москва должна быть заинтересована в том, чтобы соответствующие чувства возникли по поводу Калининграда и в Германии, и в России. Многие пункты в восточном германском вопросе в этом случае отпадут, а Россия получит стратегического партнёра.

… В Калининграде кроме крупных вопросов по автономии и экономическому льготному сотрудничеству следует задействовать весь спектр этнокультурных вопрос, например, восстановление памятника Гёте и создание совместного российско-германского университета.

… Начало переговоров России с Германией относительно статуса российской части Калининграда порождает цепь политически-причинных шагов, в целом означающих решение для Германии её "восточного вопроса". При этом нахождение точек соприкосновения будет сопровождаться выработкой согласованного подхода не только в крайне важном для развития Германии восточном направлении, но и по немецким землям в составе Франции, Дании и Чешской Республики.

Европу всегда переделывали именно Россия и Германия».

В целом мнение аналитиков в отношении сотрудничества России и Германии в части вопроса совместного управления Калининградской областью положительно настроены к присутствию германской стороны. Германское присутствие рассматривается как необходимая поддержка в развитии анклава и устранении большого перечня неразрешимых на данный момент проблем (безработица, промышленность, таможенные пошлины и т.д.). Форма сотрудничества с Германией выдвигаются разнообразные: организация свободной экономической зоны в Калининграде, совместная военная деятельность в этом регионе. Существует также мнение о целесообразности продажи анклава Германии.


4.         Сотрудничество между ЕС и Россией по Калининграду

Расширение Европейского Союза на близлежащие страны знаменует собой открывающиеся  для Калининграда благоприятные возможности.

Признавая уникальную ситуацию Калининграда и, в особенности, возможности, открывающиеся вследствие приближающегося расширения Европейского Союза, Комиссия опубликовала в январе 2001 года[2]


Сообщение «ЕС и Калининград». В данном Сообщении Комиссией изложены различные элементы и варианты сотрудничества с Россией и соседними странами по региональному развитию Калининграда.

ЕС уже сейчас активно решает ряд ключевых вопросов в Калининграде и стремится увеличить объём предоставляемого Калининграду финансового и технического содействия для решения встающих перед ним задач.

Калининградская область имеет уникальное географическое положение, являясь анклавом,  отделенным от остальной части России, что даёт повод для специального рассмотрения вопроса о передвижении товаров и людей.

Как Россия, так и ЕС заинтересованы в обеспечении контроля и безопасности за пересечением границы при въезде в Калининград и выезде из него без возникновения необоснованных препятствий передвижению людей. Европейский Союз дал ясно понять, что его действующее законодательство требует от российских граждан при пересечении ими внешней границы стран-членов ЕС наличия виз, проставленных на действительных дорожных документах. Позиция ЕС и основные возможности содействия передвижению людей в рамках действующего законодательства изложены в документе ЕС, предоставленном Российскому правительству 5 мая 2002 года. ЕС уже взял на себя обязательства по финансированию развития инфраструктуры пунктов пересечения границы, связывающих с Калининградом. Наличие современных процедур пограничного контроля, эффективного управления и полностью обученных служащих в равной мере важно для содействия перемещению товаров и людей через границу. Не менее важны также решительные действия по устранению коррупции. Содействие ЕС по подготовке таможенных служащих и пограничников в рамках Программы ТАСИС по приграничному сотрудничеству было предложено служащим, работающим в пунктах пересечения границы в Багратионовске и Чернышевске. Польша также выступила с предложением о проведении подготовки таможенных служащих Калининграда. Значительный прогресс был достигнут по вопросу чёткой демаркации границы Калининградской области. Российское правительство завершило составление необходимых соглашений о границе с Польшей и Литвой. Дальнейшее содействие Калининграду в области таможенного сотрудничества будет возможно (в рамках выделенных ассигнований для России по линии ТАСИС) в соответствии с общей стратегией, разрабатываемой в целом для России. ЕС поощряет Россию к продолжению решения вопроса об административном потенциале и беспристрастности её таможенных органов в целях создания надёжной службы, способной содействовать бесперебойному и безопасному перемещению и транзиту товаров через свои границы, обеспечивающей развитие торговли и одновременно эффективно противостоящей практике мошенничества.

Также ЕС поощряет Россию интенсифицировать борьбу с преступностью в Калининграде. Сильная приверженность российских властей на всех уровнях продолжает играть решающую роль в борьбе с нелегальными видами деятельности, которые оказывают разрушительное действие на региональное развитие и общий инвестиционный климат, а также на безопасность близлежащих государств. Вследствие транснационального характера многих видов незаконной деятельности, как ЕС, так и Россия имеют общий интерес в применении совместного подхода и скоординированных действий в борьбе с нелегальными видами деятельности в Калининградской области, такими как незаконная миграция, нелегальная перевозка людей, нелегальная перевозка наркотиков, контрабанда и кража автомобилей. 

ЕС, страны Балтии и Россия выразили общее согласие в отношении того, что совершенствование экологической ситуации в Калининградском регионе должно являться приоритетом регионального сотрудничества. Плохая очистка сточных вод и промышленные выбросы угрожают экологии Балтийского моря. Калининград был выбран для оказания адресной помощи Фондом поддержки Экологического партнёрства по Северному измерению (ЭПСИ). За счёт ЭПСИ должны финансироваться предложенные Калининграду проекты по районному отоплению и управлению переработкой твёрдых отходов. ТАСИС частично финансирует проект, направленный на внедрение системы управления экологической политикой региона в целях устойчивого развития. В свою очередь Европейская Комиссия начала проводить исследование по экологической ситуации в Калининграде для более чёткого определения проблем и потенциальных потребностей, требующих содействия в данной области. А в сентябре 2001 года был составлен первый проект в рамках специального кредитования Европейского инвестиционного банка для отдельных экологических проектов по бассейну Балтийского моря в рамках Северного измерения.

На сегодняшний день более 90% сырьевых энергоресурсов Калининграда импортируются из других регионов России. Исследование ТАСИС по энергетике Калининграда[[3]] было завершено в январе 2002 года. Оно разрабатывалось в тесном сотрудничестве с Калининградским агентством регионального развития и содержит ряд технических предложений о том, как решать энергетические потребности Калининграда в будущем, в частности, посредством возведения модульный газовых электростанций (два модуля по 230 МВт каждый) и посредством обновления существующих малых гидроэлектростанций.  Сейчас 97% используемой Калининградом электроэнергии импортируется, при этом большая часть поступает с электростанций, которые рассматриваются ЕС как не отвечающие международным экологическим стандартам или уровням ядерной безопасности, в частности, с Игналинской ядерной электростанции.

Существует три основных варианта решения проблемы долгосрочного удовлетворения будущих потребностей Калининграда в энергоресурсах: повышение мощности производства электроэнергии в Калининграде; поставки с основной территории России транзитом через Литву или приобретение энергетических ресурсов у соседних стран. Все названные варианты, вместе с вопросом энергобаланса в регионе, потенциальных энергосбережений за счёт эффективности энергоиспользования и использования возобновляемых энергоресурсов, требуют детального совместного исследования, которое необходимо провести в возможно более короткие сроки.

В настоящее время газ поставляется в Калининград из России по трубопроводу, проходящему через Литву. Никаких особенных трудностей вследствие расширения ЕС не предвидится. Не существует особой необходимости для строительства нового газопровода в Калининград, однако, существующий газопровод нуждается в обновлении. Транзитные поставки традиционных источников энергии через Литву в Калининград также будут далее осуществляться без особенных трудностей после расширения ЕС, как и сейчас. Однако, транспортировка сжиженного попутного газа (потребление Калининграда составляет 30 тыс. тонн в год) железнодорожным сообщением и автомагистралями должна соответствовать стандартам ЕС по транспортировке таких потенциально опасных грузов.

Важным вопросом является разработка стратегии смешанного транспорта с целью  обеспечения отлаженной функционирующей системы связи Калининграда с соседними странами и основной частью России наземно, по морю и воздуху. Калининград пересекают два смешанных Пан-европейских коридора с автомагистралью и железнодорожными путями. Коридор I соединяет Балтийские страны с Польшей и Германией через Калининград, а для ЕС он представляет главный приоритет дальнейшего развития. Коридор I имеет два боковых ответвления, один из которых проходит через Калининград в Гданьск.  Коридор IX соединяет Калининград с Минском и Киевом, а также представляет центр совместной деятельности по совершенствованию транспортной инфраструктуры. Меморандумы о понимании развития этих двух транспортных коридоров были подписаны с Россией в 1995 году (Коридор IX) и 1996 году (Коридор I). Российское правительство приближается к достижению соглашения с Литвой и Польшей по скоординированному развитию этих коридоров и включению их в Федеральную программу «Дороги России в 21 веке».

В целях усиления позиции Калининграда в качестве транспортного центра ЕС видит потенциал в развитии разнообразных смешанных железнодорожных терминалов: дорожно-рельсовых и рельсово-рельсовых между колеями различной ширины. Железнодорожные пути Калининграда соединены с железнодорожными сетями России, Беларуси, Балтийских стран и Финляндии (1520 мм), которые отличаются от сети, используемой в большей части Европы (1435 мм). Развитие железнодорожных путей должно осуществляться в сочетании с развитием портов. Эффективность работы транспортных коридоров I и IX послужит предпосылкой дальнейшего развития. ЕС выделяет почти 1 млн евро в рамках содействия по линии ТАСИС для осуществления проекта развития Калининградского порта, в целях усиления конкурентоспособности  Калининградских портов.

Белая книга ЕС по политике в области европейского транспорта до 2010 года содержит концепцию «Морские пути» для облегчения транспортных проблем и ослаблению пробок на магистральных сообщениях. Может существовать потенциал для интегрирования в него «Морских путей Балтийского моря» и морских транспортных связей с Калининградом. Соглашение между Россией и Польшей по развитию свободной навигации в Заливе Вистула-Калининград, открытии Пролива Пилава, пойдет на пользу как портам Польши, в настоящее время лишенным доступа к открытому морю, так и Калининградскому региону.

ЕС приветствует введение по организации ежедневных рейсов по маршруту Варшава-Калининград и усилия России по стимулированию возобновления прямых рейсов в ЕС. Меры, нацеленные на совершенствование воздушных сообщений и инфраструктуры аэропорта в Калининграде, должны быть частью растущего сотрудничества ЕС-Россия в авиации и должны координироваться с предусмотренным ЕБРР «Фондом по модернизации российской авиации».

Калининград является одним из трёх пилотных регионов в рамках осуществляемого ТАСИС Проекта по передаче опыта предыдущих проектов ТАСИС в сфере здравоохранения в Северо-западной области, который посвящён реформам здравоохранения. Приоритеты, которые определены местной администрацией для данного проекта, включают усиление механизма оказания первой медицинской помощи, предупреждение злоупотреблений лекарственными средствами и медицинское обслуживание матери и ребёнка. Одной из самых серьёзных проблем в регионе также является распространение инфекционных заболеваний, в частности, СПИДа и туберкулёза. Проводимые в Калининграде различные малые проекты в секторе здравоохранения уже финансируются на двусторонней основе странами-членами ЕС.

ЕС оказывает помощь Калининграду и в сфере образования. Например, предоставил поддержку проектам в Калининградском государственном университете в рамках программы ТЕМПУС. Несколько стран-членов ЕС в Совете государств Балтийского моря также заметно активны в предоставлении двустороннего содействия сектору образования, в частности, организации Евро-факультета в  Калининградском государственном университете. ЕС будет продолжать предоставлять содействие в образовании и подготовке специалистов в Калининграде. Сюда может входить поддержка по обучению предприятий информационным технологиям и поддержка в рамках программы ТЕМПУС в ответ на подачу учебными ведомствами Калининграда качественно проработанных проектных предложений.  Комиссия готова осуществить проверку возможности организации конкретной деятельности по распространению информации о программе ТЕМПУС в Калининграде.

Различные Программы и Предложения со стороны стран-членов ЕС вносят существенный вклад в развитие Калининградского региона.  Эффективность мер по содействию региональному развитию зависит от продолжения деятельности по укреплению правопорядка и реализации принципов надлежащего управления. Своевременное проведение указанных практических мероприятий потребует твёрдой приверженности и достаточного объёма ресурсов от России и от ЕС в течение последующих нескольких лет. 

4.1     Экономическое развитие региона

Многое предстоит предпринять для стимулирования экономического развития и привлечения инвестиций в регион, что существенно для экономического и социального благосостояния жителей Калининграда. Основная ответственность за экономическое развитие Калининграда лежит на центральных властях в Москве и местных органах власти в Калининградской области. Расширение ЕС должно создать дополнительные возможности для Калининграда.

В декабре 2001 года Российской правительство приняло Федеральную программу развития Калининградского региона на период до 2010 года. Программа содержит обзор текущих осложнений социально-экономической ситуации в регионе и предлагает меры для их преодоления посредством придания региону статуса Особой экономической зоны (ОЭЗ). В Программе в качестве главных приоритетов указаны энергетическая безопасность и развитие Калининграда как транспортного узла.

У ЕС и других доноров имеется явный общий интерес в стимулировании частного инвестирования и экономического развития рассматриваемого региона. Поскольку экономика новых стран-членов ЕС, соседствующих с Калининградом, продолжает крепнуть, становится всё более важным, чтобы Калининград не отставал в своём развитии.

В Калининградском регионе существует более 63 тыс. малых и средний предприятий, на которых занято 20% экономически активного населения. Увеличение числа малых и средних предприятий (МСП) является ключом к устойчивому экономическому росту в регионе, также как и действием по улучшению общего инвестиционного климата, включая аспекты административного и корпоративного управления. В рамках финансируемого ТАСИС проекта по стимулированию торговли и инвестирования в Калининградской области оказывается поддержка Калининградскому агентству регионального развития (АРР). АРР разрабатывает стратегию регионального развития и продвижения Калининграда как региона для инвестирования, а также стремится усилить связи между сообществом предпринимателей и агентствами по поддержке предпринимательства.  АРР также занимается подготовкой обзора по экономике региона, куда входит теневая экономика.

Развитие экономики региона в долгосрочной перспективе также требует достаточного внимания к развитию инфраструктуры и образования.

Важнейшим фактором регионального экономического развития является надлежащее выполнение российскими властями на всех уровнях стратегических планов и мер по Калининграду, предусмотренных «Федеральной программой развития Калининграда».


5.         Заключение

В российских стратегических интересах (при нынешней беспомощности центра), если придётся выбирать, целесообразнее, возможно, продать Германии Калининградскую область, - пойти на сближение с ФРГ. Это поможет при разумной внешней политике вытеснить атлантистов из Прибалтики, нейтрализовать антироссийские настроенную Польшу, включить в игру Францию и нанести геополитическое поражение США в европейском раскладе сил.

Удержать же Калининградскую область Россия сможет только в случае решения своих экономических проблем. Это первое важнейшее условие. Второе - реальный прочный союз трёх славянских государств (пока же Украина объективно помогает нашим политическим противникам). Третье - это решительная смена российских геополитических установок. Четвертое - умение и желание центра и местных властей противостоять сепаратистским тенденциям, растущим в области, и положительным образом повлиять на экономическую ситуацию в анклаве, развивая те производства, которые в меньшей степени зависят от иностранных капиталовложений и партнёров.


Литература:

1.         А.В. Митрофанов/ «Шаги новой геополитики»/ глава 27 «Германия и «восточный вопрос»

2.         Н.А. Нартов/ Геополитика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 359 с.

3.         Артурас Паулауслас, Председатель Литовской республики/ «О сотрудничестве с Калининградской областью Российской Федерации»/ сентябрь 2004 г., Вильнюс

4.         В. Штраусс/ «Кёнигсбергская карта»

5.         «Сотрудничество между ЕС и Россией по Калининграду»: 2002 год и далее



[1] Митрофанов А.В./Шаги новой геополитики/ глава 27 «Германия и «восточный вопрос»

2 COM(2001)26 final, 17.01.2001

[3] Исследование по энергетике Калининграда. Проект Европейской экспертной службы № РФ 49