Контрольная работа: Христианские заветы

Задание 1

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Что бы милостыня твоя была втайне» (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.1-4).

Обоснуйте верную или неверную форму подачи милостыни. Какую награду должен ожидать подающий милостыню: от окружающих, от нищего в качестве благодарности, от себя в качестве повышенной самооценки или по какой-нибудь другой причине?

Тема подачи милостыни ставит перед человеком несколько вопросов одновременно, в нескольких плоскостях, и можно легко отыскать убедительные аргументы как «за», так и «против» подачи милостыни. Кто-то может демонстративно давать деньги на улице – как будто укоряя тех, кто находится рядом и этого не делает, а кто-то может давать значительные суммы, например, на реставрацию храм и никто из его близких об этом может и не знать.

Почему люди помогают (хотят помогать) милостыней? Если человек верующий, то должен знать, что никакими добрыми делами он не сможет купить место в раю – оно даётся лишь по благодати, а значит, милостыней не суметь приобрести некое особое расположение Создателя. Давать милостыню в религиозных целях – это всё равно, что покупать индульгенцию, мысленно убеждая себя, что такой поступок зачеркнёт несколько грехов. Отсюда вывод: материально помогать нуждающимся можно только от чистого сердца, не преследуя никаких практических целей и не ожидая никакой награды.

Осознание того факта, что попрошайничество в крупных городах является формой бизнеса, пришло, наверное, к большинству. Это и пожилые люди, и инвалиды, и вымогатели-животноводы. Спонсировать жуликов не имеет никакого смысла – успешный бизнес всегда только развивается и расширяется. Вопрос, конечно, риторический, ведь среди сотни поддельных нищих может промелькнуть один настоящий, но помог ли подающий тому, кто действительно нуждается?

Мне импонирует мнение шоумена Сергея Стиллавина по этому поводу. Приведу цитату: «В нескольких источниках я встречал мысль примерно такого содержания: «Никогда не просите – сами придут и дадут!» (у Булгакова это точно было, да и в Библии попрошайничество особо, кажется, не одобряется). Так вот, я и решил однажды, что надо помочь тому, кто об этом не просит, но, судя по виду его, сильно нуждается. Я был в храме, и вдруг мне захотелось помочь какой-то бабушке, которая молилась – с очень светлым лицом, старенькая, сгорбленная, но ни на что не роптавшая. Тогда я подошёл и просто дал ей денег: она сперва опешила, но я понял, что деньги эти ей были далеко не лишними. И мне кажется, что именно таким образом и нужно реализовывать своё желание помочь кому-то – не совать на бегу мелочь первому, кто тянет ручонку, но помогать тем, кто, быть может, уже отчаялся облегчить своё положение»[1].

Я считаю, что если помогать кому-то, то нужно с кем-то объединиться и оказать конкретную помощь. Причем не просто дать денег, а, например, купить то, что необходимо и т.п.

«А нужно ли давать милостыню – это вопрос для ленивых, кому просто неохота организовываться и кто хочет откупиться от своей совести на бегу»[2].


Задание 2

«Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется у пришельца, сироте и вдове.

Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветвей; пусть останется пришельцу, сироте и вдове.

Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть останется пришельцу, сироте и вдове» (Второзаконие, гл.24, с.10-21).

В чем социально-педагогический смысл этих, казалось бы, бытовых правил? Можно ли представить выполнение этих правил в нашем обществе? Напишите подобные правила, возможные для выполнения в наше время.

Эти правила перекликаются с первым заданием данной контрольной работы. Этот вопрос касается милостыни. Закон Божий поощрял людей к щедрости по отношению к неимущим[3].

Выполнение этих правил в нашем обществе, как ни странно, но можно представить, конечно, в слегка измененном виде. Может быть, «собирая урожай на даче – оставь…», хотя у наших дачников получается зачастую наоборот – им оставляют. Наверное, реальным было бы взять за правило сдавать регулярно какие-то ненужные вещи (одежду, мебель и т.п.), например, в приюты, приемники, детские дома и дома престарелых « - пусть останется пришельцу, сироте и вдове».


Задание 3

«Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у моих ног, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которые он обещал любящим? Не богатые ли притесняют вас? И не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Послание Иакова, гл.2, ст.1-10).

Что значит – поступать с лицеприятием? Согласны ли вы с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым, чем бедным?

В этих стихах дана оценка апостолом Иаковом лицеприятию. Есть несколько толкований этих строк. Относительно лиц, в отношении которых допускалось лицеприятие, одни толкователи понимают христиан, другие нехристиан. Большинство за то, что это были христиане, ибо они специально посещают христианские места богослужения. Произвольно представлять богатых нехристианами, а бедных христианами. Видимо, естественно предположить, что это были приезжие христиане-гости (торговцы или путешественники), которым и надо было указать места в христианской синагоге, в христианском собрании. И появление именно таких христиан, полагают, дало повод к лицеприятию. Человек с золотым перстнем, блестящая одежда (признак богатства по Библии) – и после такого поверхностного благосклонного взгляда проявилось то, что он осуждает: тебе удобно здесь, а тебе вот там. Апостол Иаков, конечно, имел ввиду свое время, но если бы он был сейчас, он бы выразился еще резче. С точки зрения христианства, это характеризовало веру христиан в прославленного Господа. В целом, с точки зрения апостола Иакова, лицеприятие, обнаруженное в христианском собрании, свидетельствовало о помрачении в какой-то степени веры читателя, может быть даже о каком-то колебании, они стали судить по-земному, чисто по-человечески, а не по Божьему. Он указывает на факт, что Бог избрал себе учеников преимущественно среди бедных, и этот факт должен был их, по мысли Иакова, удерживать от пренебрежительного отношения к бедным.

Общий смысл такой: Бог наделил бедных богатством, которое заключается в их вере, дающей им право на получение небесных благ. Вера бедных является их богатством, которое откроет им дверь в Царство славы.

Апостол Иаков рассматривает лицеприятие с точки зрения любви к ближнему. Здесь, видимо, апостол опровергает своеобразную увертку читателей, что они так поступают, якобы, по предписанию закона о любви к ближнему, и в словах "хорошо делаете" слышится ирония апостола Иакова. Вряд ли апостол Иаков иронизировал, да и вряд ли читатели могли прикрываться заповедью о любви к ближнему, поэтому предлагают другой смысл: вы, во всяком случае, согласны с тем, что, если поступаете по Писанию: возлюби ближнего, – то делаете хорошо, но вы, в то же время, должны согласиться, что поведение с лицеприятием неправильное, даже греховное. Т.е. если верно первое положение, то правильно и второе, ибо лицеприятие есть нарушение закона любви, царского закона[4].

И я, конечно, тоже не могу согласиться с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым, чем бедным.


Задание 4

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Послание Иакова, гл.2, с.14-17).

Разделяются ли в христианстве добрые намерения и добрые дела? Можно ли назвать верой идею, которая не подкрепляется делами?

Все апостолы говорят о вере и добрых делах, но более обстоятельно в своих писаниях вопрос о соотношении веры и добрых дел затронули апостол Иаков, начиная с 14 стиха по 26 стих 2-й главы. Некоторые считают, что здесь апостол Иаков просто осторожно выражается, но выражает ли эта осторожность отсутствие веры, большинство считают, что нет, потому что в последних словах 14 стиха: "может ли эта вера спасти его", видно, что он имел ввиду веру, но веру теоретическую, умозрительную, не подкрепленную добрыми делами, и одна такая вера не могла его спасти. Поэтому большинство считают, что логическое ударение в этой фразе надо делать не на слово "говорит", а на слова "что он имеет веру, а дел не имеет". Вопроса два, ответ один – от одной веры пользы нет, нужны дела[5].

В 15-16 стихах апостол Иаков нарочито указывает на отсутствие необходимой одежды и необходимой пищи, чтобы подчеркнуть бесполезность таких голых фраз, голых увещаний без реальной помощи. Ясно, что, по апостолу Иакову, говорить голодным и полуголым хорошие слова, высказывать разные благопожелания, давать наставления без оказания конкретной помощи есть нечто бессмысленное, нечто праздное, бесполезное. Это даже может считаться своеобразной издевкой. Проводя такую параллель, какими являются эти бесполезные голые слова, такой же бесполезной является и теоретическая, абстрактная вера. Т.е., по апостолу Иакову, вывод сам по себе ясен, понятен.

Здесь апостол очень сильно выражается о бесполезности веры, когда она не подкреплена делами.


Список литературы

1.         Библия: Ветхий и Новый завет. – М., 1994.

2.         Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах. // Журнал Московской Патриархии. - 1991. - № 5. С. 51-54.

3.         Сухотский Н.Н. Социально-педагогическая деятельность Белорусской Православной Церкви // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2006. - № 1. С. 26-31.

4.         Сухотский Н.Н. Социально-педагогическая деятельнось современных православных воскресных школ. // XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24-26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества» / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. ун-т культуры и искусств; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.– Минск: Ковчег, 2007. – 358 с.

5.         Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: Пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / Сост. А.И. Осипов; Под ред. А.И. Осипова. - Минск: Беларусь, 2000.



[1] Нужно ли подавать милостыню? // http://stillavinsergei.livejournal.com/213640.php

[2] Там же.

[3] Ветхий Завет о милостыне // http://www.cogmtl.net/Articles/097a.php

[4] Конспект лекций по Новому Завету // http://www.tds.net.ru/spbda/konsp/3kurs/nz3_2_telpis/1.php

[5] Конспект лекций // http://www.tds.net.ru/spbda/konsp/3kurs/nz3_2_telpis/1.php