Контрольная работа: Государственная служба

Содержание:

 

Введение

1. Государственная служба, как правовой институт административного права. Понятие государственной службы

2. Виды государственной службы

3. Чины, классы, звания, ранги государственных служащих

4. Поступление на государственную службу

5. Ограничения, связанные с государственной службой

6. Прекращение государственной службы

7. Понятие административно-правовых отношений, их особенности

8. Субъекты административно-правовых отношений

9. Структура административно-правовых отношений

Заключение

Задачи

Список используемой литературы


Введение

Государственная служба явля­ется важным социально-правовым явлением. Она может быть исследована с различных сторон: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, правовой.

Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба — это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельнос­ти в целом. Как социальное явление государственная служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государ­ства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, специфическая трудовая деятельность людей.

Основными признаками государственно-служебной деятельности являются: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы.

В процессе государственного управления складываются общественные отношения. Те из них, которые урегулированы нормами административного права, получили название административно-правовых, или управленческих отношений. Государственное управление реализуется посредством этих отношений. Управление как деятельность реально воплощается в действительность в результате складывающихся отношений. Поэтому можно сказать, что не вступив в административно-правовые отношения, невозможно совершать управление, так же, как осуществляя последнее, нельзя избежать административно-правовых отношений. Они воз­никают в связи с реализацией государственного управления и постоянно его сопровождают.


1. Государственная служба, как правовой институт административного права. Понятие государственной службы

 

В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Правовой институт государственной службы имеет сложную структуру и включает в себя: общую часть (понятия государ­ственной службы, государственного служащего, должности и их видов, правового статуса государственного служащего, управле­ния государственной службой), особенную часть (положения об основных институтах государственной службы — поступление, прохождение, прекращение), специальную часть (особенности и взаимосвязи различных видов государственной службы: милита­ризованной и гражданской, в республиканских и местных орга­нах, в специальных органах — дипломатических представитель­ствах, прокуратуре, суде).

Назначение государственной службы состоит в решении по­ставленных перед ней задач: проведение в жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и контроль в преде­лах своей компетенции решений государственных органов; обеспе­чение эффективной деятельности государственных органов; обеспе­чение реализации прав и законных интересов граждан и юриди­ческих лиц. Кроме того, к задачам государственной службы мож­но отнести также следующие: обеспечение конституционного строя, реализация функций государственного управления, обеспечение стабильности в политической и социальных сферах, обеспечение общественного благосостояния, реализация принципов государ­ственной службы, применение установленных законодательством мер государственного принуждения и осуществление администра­тивной процедуры, не требующей применения мер государствен­ного принуждения, совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных слу­жащих, создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государствен­ных служащих.

Государственная служба является важным правовым институтом, входящим в отрасль административного права. Многоуровневость государственно-служебных право­вых отношений обусловливает комплексный характер этого пра­вового института. Он объединяет в себе нормы различных отрас­лей права (конституционного, административного, трудового, фи­нансового и др.).

При регулировании государственной службы наиболее тесно соприкасаются нормы административного и трудового права. Нормы административного права в полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (во­инской и военизированной). Трудовое законодательство применяет­ся к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством. Трудовое право, в частнос­ти, непосредственно применяется в отношении предоставления льгот и прав беременным женщинам и женщинам-матерям, про­ходящим воинскую или военизированную службу.

Административное право также регулирует множество вопросов службы в государственном аппарате и в правоохранительных органах. Вместе с тем, на эти виды государственной службы рас­пространяется некоторая часть норм трудового законодательства (в той части, в которой она не урегулирована специальными административно-правовыми актами). Например, применяются основные правила и порядок заключения, изменения и прекра­щения трудовых договоров, нормы рабочего времени и отдыха и др.

2. Виды государственной службы

 

В силу положений ст. 5 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующей классификацией: гражданская и ее подвиды — общеадминистративная (президен­тская, парламентская, правительственная, исполнительно-отрас­левая (межотраслевая) в республиканских или местных государ­ственных органах); специализированная (финансово-кредитная, избирательная, контрольно-надзорная, юстиционная); правоохра­нительная (судебная, прокурорская) и милитаризованная и ее подвиды — военизированная (служба в органах милиции, финан­совых расследований, таможни, транспорта, госбезопасности) и войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД, спецвойсках).

К лицам, состоящим на государственной службе, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в:

Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их Секретариатах;

Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;

Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь и его аппарате, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь и его аппарате, общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;

органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;

местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

государственных нотариальных конторах;

таможенных органах;

иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях. Перечень государственных органов, служба в которых считается государственной службой, является открытым.

3.Чины, классы, звания, ранги

государственных служащих

 

 Присвоение классов служащих государственного аппарата осуществляется: Президентом Республики Беларусь — в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления и должностных лиц, решение о назначении на должность которых принимается Президентом Республики Беларусь, при назначении их на должность, а также в отношении председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов при утверждении их в должности; Премьер-министром Республики Беларусь — в отношении руководителей республиканских органов государственного управления, назначаемых Советом Министров Республики Беларусь, при назначении их на должность; председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов — в отношении председателей город­ских, районных исполнительных комитетов при утверждении их в должности, а также в отношении глав местных администраций при назначении их на должность.

Присвоение классов служащих государственного аппарата иным лицам осуществляется соответствующими комиссиями, порядок создания и деятельности которых определяется Президен­том, Советом Министров, Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, Цент­ральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведе­нию республиканских референдумов, Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом, Прокуратурой, облисполкомами и Минским горисполкомом или областным (Минским городским) Советом депутатов в зависимости от вида органа, в котором работают государственные служащие. Решение комиссии утверждается приказами (постановлениями, распоряжениями) органов, принявших решения о назначении либо избрании (утверждении) служащих на должность.

Всего для служащих государственного аппарата предусмотре­но 12 нумеруемых классов и один высший класс. Высший класс служащего государственного аппарата присваивается Президенту Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателю Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь, Главе Администрации Президента Республики Беларусь, Председателю Правления На­ционального банка, Государственному секретарю Совета Безопас­ности Республики Беларусь, Председателю Комитета государ­ственного контроля, Управляющему делами Президента Респуб­лики Беларусь, а также первым заместителям Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Респуб­лики Беларусь, заместителям Премьер-министра Республики Бе­ларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома. Высший класс присваивается одновременно с назначением на должность без принятия дополнительного решения по данному вопросу.

Служащим государственного аппарата, имеющим почетные звания, ордена Республики Беларусь и СССР, может быть при­своен класс служащего государственного аппарата (кроме выс­шего класса) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем должностей, соответствующих классам служащих государственного аппарата. Досрочное повышение в классе (но не более чем на один класс) возможно за особые достижения в труде.

Лицам, принимаемым на должность в государственный аппарат впервые, класс служащего государственного аппарата присваивается, как правило, не ранее чем через 6 месяцев.

Прокурорским работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины (воинские звания): государственный советник юстиции 1-го клас­са, государственный советник юстиции 2-го класса, государствен­ный советник юстиции 3-го класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1-го клас­са, юрист 2-го класса, юрист 3-го класса, младший юрист. Со­ответствие классных чинов замещаемым должностям прокурорских работников определяется пунктом 13 Положения «О прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25 июня 1996г.

Присвоение классных чинов производится в порядке очеред­ности и по истечении следующих сроков пребывания на долж­ностях: младшего юриста — 1 год, юриста 3-го класса — 2 года, юриста 2-го класса — 3 года, юриста 1-го класса — 3 года, младше­го советник юстиции — 4 года, советника юстиции — 5 лет. Сроки пребывания в классных чинах старшего советника юстиции и выше не устанавливаются. Классный чин «юрист 3-го класса» присваивается после стажировки лицами, окончившим высшие учебные заведения по юридической специальности со сроком обучения четыре года и более. Срок пребывания в классном чине «юрист 3-го класса» устанавливается в один год.

Воинские звания прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются в соответствии с Положением о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил Республики Беларусь по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно.

Лицам, проходящим дипломатическую службу, с учетом занимаемых должностей и квалификацией присваиваются дипломатические ранги. Порядок и условия присвоения дипломатических рангов предусмотрены Положением «О дипломатической службе Республики Беларусь». Согласно этому нормативному акту существуют следующие дипломатические ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, первый секретарь второго класса, первый секре­тарь первого класса, советник второго класса, советник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго клас­са, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посол.

Работникам органов финансовых расследований присваива­ются специальные звания рядового состава, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава финансовой милиции с учетом их квалификации, образования, занимаемой должности и других условий, предусмотренных Положением «О прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета Государственного контроля Республики Беларусь».

Первые специальные звания рядового и младшего началь­ствующего состава присваиваются лицам, имеющим возраст не более 30 лет, а первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава, как правило,— лицам не старше 35 лет.

Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и военной службе» и установлены для офицеров воинские звания по группам войскового и корабельного состава, включающие подгруппы младших, старших и высших офицеров. Для войскового состава предусмотрены следующие звания: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник; для корабельного состава — младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания офицерского состава подразделяются на первые (младший лейтенант и лейтенант) и очередные.

Воинские звания офицерского состава присваиваются после­довательно в персональном порядке с учетом военной или иной специальной подготовки, занимаемой должности и условий, пре­дусмотренных Положением.

В органах внутренних дел также устанавливаются специаль­ные звания для рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Так же, как и в Вооруженных Силах, в зависимости от последовательности присвоения специальные зва­ния подразделяются на первые и очередные.

Для судей судов Республики Беларусь в соответствии с По­ложением «Об аттестации и квалификацион­ных классах судей судов Республики Беларусь» предусмотрены специальные квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый.

Высший, первый и второй квалификационные классы при­сваивается Председателям Верховного Суда и Высшего Хозяй­ственного Суда, их заместителям и судьям этих судов; первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы — предсе­дателям, заместителям председателей областных, Минского го­родского, районных (городских), Белорусского военного судов, межгарнизонных военных судов и хозяйственных судов областей, а также судьям областных, Минского городского, Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей. Судьям район­ных (городских) судов и межгарнизонных военных судов присва­ивается первый, второй, третий, четвертый и пятый квалифика­ционные классы. Судьи по административным делам и исполни­тельным производствам могут иметь третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Сроки пребывания в каждом квалификационном классе предусматриваются следующие: в пятом квалификационном классе — 2 года; в четвертом квалификационном классе — 3 года; в третьем квалификационном классе — 4 года; во втором квалификационном классе — 5 лет. Срок пребывания в первом квалификационном классе не ограничен.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему ква­лификационный класс сохраняется пожизненно.

4.         Поступление на государственную службу

В основе поступления на государственную службу лежит принцип равенства всех перед законом. Устанавливаемые ограничения для занятия должностей государственной службы связаны с предъявлением особых, повышенных, требований к ней. Таким образом, один из основных принципов, применяемых при формировании государственной службы – привлечение на нее наиболее достойных. Главными критериями отбора являются деловые, профессиональные и моральные качества претендентов.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1. личное заявление;

2. личный листок по учету кадров;

3. паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

4. трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу;

5. диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

6. декларацию о доходах и имуществе;

7. медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).

Указом Президента Республики Беларусь от 17.03.2005 N 139 установлено, что для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен. Положение о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу, утверждено Указом.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

·          соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

·          необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

·          владение государственными языками Республики Беларусь;

·          знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания и оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание. С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа.

К кандидатам на должность судьи согласно статье 62 Закона
«О судоустройстве и статусе судей» предъявляются следующие
требования:

— наличие гражданства Республики Беларусь;      

— достижение возраста 25 лет;

— наличие высшего юридического образования (за исключе­нием судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юри­дическое, так и высшее техническое или естественнонаучное обра­зование);

— не совершение порочащих его поступков;

— наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет или прохождение в установленном порядке ста­жировки на протяжении двух лет и сдача при этом квалификаци­онного экзамена. Требования к кандидату на должность судьи, касающиеся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, не распространяются на судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые имеют высшее техническое или естественнонаучное образование.

Для судей военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь устанавливает­ся дополнительное требование. Они назначаются на должность из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицер­ского состава.

В органы внутренних дел принимаются дееспособные граждане Республи­ки Беларусь старше восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым качествам, состоянию здоровья и уровню образования выполнять возложенные на органы внутренних дел обязанности, не совершившие умышленное преступление.

При приеме на службу в органы внутренних дел граждане обязаны представить декларации о доходах и имуществе в отношении себя и членов своей семьи, совместно с ними проживающих и ведущих совместное хозяйство.

Обязательным условием при приеме в органы внутренних дел является проведение специальной проверки в отношении претендента.

Кандидаты, впервые поступающие на службу в органы внут­ренних дел, проходят испытательный срок до одного года, в про­цессе которого оценивается их пригодность для работы в органах. Также они проходят начальную правовую, физическую, техничес­кую и боевую подготовку.

5.         Ограничения, связанные с государственной службой

 

Государственный служащий не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

принимать участие в забастовках;

заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

принимать от физических и юридических лиц любые, не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;

пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц;

использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

6. Прекращение государственной службы

Прохождение государственной службы завершается ее прекращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмот­ренным Трудовым кодексом (ст. 35), а также по основаниям, пре­дусмотренным в специальном законодательстве. Так, например, основанием для прекращения службы в государственном аппара­те может быть отставка служащего госу­дарственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности определенных условий: достижение опреде­ленного возраста, наличие установленного общего и специально­го (в качестве служащего государственного аппарата) стажа рабо­ты. Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определенном размере возможен до достижения служащим пенсионного возраста.

Прекращение государственной службы возможно в связи с расторжением контракта по основаниям, предусмотренным в нем. К ним, в частности, могут относиться: истечение срока контракта, не предоставление декларации о доходах и имуществе или указа­ние в ней неполных (недостоверных) сведений и другие основания для его досрочного прекращения по инициативе нанимателя или по требованию служащего. Все возможные основания для прекра­щения государственной службы предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» ст.40.

 

7. Понятие административно-правовых отношений, их особенности

Административно-правовые отношения – это управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.

Административно-правовые отношения являются властными (властеотношениями). Подобная их черта правомерна и имеет вполне достаточные основания. В отличие от гражданско-правовых отношений, где стороны равны, в рассматриваемых отношениях отсутствует юридическое равенство сторон. Одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому первая сторона имеет возможность принимать управленческие акты, осуществлять контроль за деятельностью другой и в пре­дусмотренных законодательством случаях применять к ней меры принуждения. Это определяется особенностями государственного управления. Между тем такой признак присутствует и во многих финансовых, природоохранных отношениях. И все же, если для административно-правовых отношений он основной и исходный, обусловленный государственным управлением, то для других — производный, являющийся следствием того, что административ­ное право служит основой их функционирования.

Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:

1) управленческие;

2) возникают по поводу государственного управления;

3) регулируются нормами административного права;

4) имеют властные характеристики;

5) требуют наличия особых субъектов.

 

8.Субъекты административно-правовых отношений

 

В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность — это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот­ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.

Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу­дарственного управления, иначе говоря — управленческие права и обязанности. Пра­воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю­щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше­ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис­тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ­ностью.

Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми­нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ­ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя­занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.

Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:

А. Носители исполнительной власти:

1)главные;

2) основные;

3) специальные;

4) исключительные;

5) особые.

К главным относятся те, которые наделены верховной адми­нистративной властью. Такой властью обладает только Прези­дент Республики Беларусь как глава государства.

Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ­ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.

К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.

К исключительным причисляются субъекты, у которых госу­дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос­новной деятельностью — прокуратуры, суды и т.д.

Особыми субъектами представляются администрации госу­дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.

Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен­ном управлении:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю­щие в Республике Беларусь;

3) общественные объединения и им подобные организации.

Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными правами и обязанностями в сфере государственного управ­ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей — особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ­ления, не наделены государственной властью и не входят в систе­му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля­ется по существу объектом государственного управления, но спе­циально не определенным для этого.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще­ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми­нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и по инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле­ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором — по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.

Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.

Особенности субъектов административно-правовых отноше­ний состоят в следующем:

1)они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля­ются субъектами административного права и административных правоотношений;

2) обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;

3) их правоспособность и дееспособность возникают одновре­менно, т.е. составляют единое качество — управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);

4) их правовой статус не одинаков.

Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра­тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.

 

9. Структура административно-правовых отношений

Структура административно-правовых отношений такова:

·           субъекты;

·           права и обязанности субъектов;

·           административно-правовая норма;

·           юридические факты.

О субъектах административно-правовых отношениях уже велась речь в предыдущем пункте моей контрольной работы.

Права – это свобода или возможность поведения, осуществления действий, по закону принадлежащая сторонне отношений.

Обязанность – подобающее поведение, которому каждая сторона должна следовать, соблюдая свободу и интересы других лиц или общества в целом.

Административно-правовая норма – правило, мера поведения субъектов управления, установленная государством (его органами), выражающая его волю (их волю), и обязательная к исполнению.

Юридическими фактами могут быть действия либо события.

Действия выражаются в активных волеизъявлениях субъек­тов. Действия бывают правомерные и неправомерные.

Правомерные действия соответствуют административно-пра­вовым нормам. Например, обращение гражданина в соответству­ющую управленческую структуру с жалобой, заявлением или предложением, издание руководителем организации приказа о за­числении гражданина на работу. Как подача гражданином обра­щения, так и издание приказа порождают конкретные админис­тративно-правовые отношения.

Неправомерные действия — это такие поступки, которые не соответствуют административно-правовым нормам. Ими являются дисциплинарные, административные и иные проступки, в отдель­ных случаях — аморальные поступки. В результате их совершения гражданами, служащими (должностными лицами), представителя­ми административной власти (прокурорско-следственными работ­никами органов прокуратуры) возникает возможность привлече­ния нарушителей к дисциплинарной или административной ответ­ственности. Неправомерными могут быть и бездействия — наруше­ния норм права путем невыполнения обязанностей, хотя по ситуации или по долгу требуется их выполнение. Например, проезд без билета в общественном транспорте, непринятие мер в соответ­ствии с правилами пожарной безопасности.


Заключение

 

В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующей классификацией: гражданская и ее подвиды; специализированная; правоохранительная, милитаризованная и ее подвиды — (военизированная и войсковая).

Государственным служащим присваиваются чины, классы, звания, ранги в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке с учетом сфер и специфики государственной деятельности.

К государственным служащим предъявляются соответствующие квалификационные требования, поступление на государственную службу и ее прекращение осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь.

Административные правоотношения – управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права. Данные правоотношения в отличие от гражданско-правовых, характеризуются отсутствием равенства сторон, являются властными. Здесь одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой.

Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:

1) управленческие;

2) возникают по поводу государственного управления;

3) регулируются нормами административного права;

4) имеют властные характеристики;

5) требуют наличия особых субъектов.

Административно-правовые отношения имеют свою структуру. Субъектом административно-правовых отношений может быть только то лицо, которое обладает административной правосубъектностью.


Задача №1

Председатель районного исполнительного комитета издал распоряжение о привлечении граждан к административной ответственности за курение в общественных местах. Заведующий столовой Б. отказался платить штраф за то, что не выполнил данное распоряжение в столовой.

Дайте оценку действий сторон.

Решение:

В данном случае заведующий столовой Б. совершил правонарушение (курение в столовой) согласно ч.2 п.38 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2004г. №28, запрещается курение на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции, и подлежит привлечению к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовых величин (п.3.16. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2004г. №28).

В свою очередь председатель райисполкома превысил свои полномочия, т.к. ему не предоставлено право устанавливать ответственность за данный состав правонарушения (ст.5 КоАП Республики Беларусь).


Задача №2

 

За безбилетный проезд в пригородном поезде К. был оштрафован в размере 2-х базовых величин; Представитель контрольной службы обосно­вал свое решение тем, что К. уже третий раз попадался едущим без билета.

К. обратился в суд с жалобой на превышение полномочий представите­ля контрольной службы.

Решите проблему с жалобой.

 

Решение:

В соответствии со ст.126 КоАП Республики Беларусь за безбилетный проезд пассажир К. подлежит привлечению к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 0,2 минимальных заработных плат.

Со стороны представителя контрольной службы не было превышения служебных полномочий, т.к. он действовал в соответствии с п.1 ч.2. ст.205 КоАП Республики Беларусь, где предусмотрено, что органы железнодорожного транспорта, в данном случае их работник - контролер, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, в том числе и за безбилетный проезд пассажира. И в данном случае не имеет значения 3-х кратный безбилетный проезд пассажира К., его можно привлечь к административной ответственности за единичный случай такого проезда.


Список используемой литературы:

1.         Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 06.12.1984г. №4048-Х (ред. от 19.07.2005г.), Мн.: Амалфея, 2003г.

2.         Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999г. №296-З (ред. от 19.07.2005г.), Мн.: Амалфея, 1999г.

3.         «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь от 13.01.1995г. №3514-Х11 (ред. от 11.11.2002г.)// зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 19.03.2001г. №2/467.

4.         «О государственной службе в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь от 14.06.2003г. №204-З (ред. от 29.06.2004г.)// зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 19.06.2003г. №2/953.

5.         «О воинской обязанности и воинской службе» Закон Республики Беларусь от 05.11.1992г. №1914 – XII (ред. от 22.07.2003г.)//зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 16.03.2001г. №2/349.

6.         «Об утверждении положения о дипломатической службе Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 06.04.1995г. №142 (ред. от 19.12.2001г.)// зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 23.02.2001г. №1/2084.

7.         «Об утверждении положения о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 02.11.2001г. №618 (ред. от 02.07.2002г.) // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 06.11.2001г. №1/3170.

8.         «О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 04.12.1997г. №626 (ред. 24.11.2003г.) // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 23.02.2001г. №1/2301.

9.         «Об утверждении положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу» Указ Президента Республики Беларусь от 17.03.2005г. №139 // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 18.03.2005г. №1/6326.

10.       «Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь» Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 25.06.1996г. №396-ХIII // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 19.03.2001г. №4/2281.

11.       Курс административного права Республики Беларусь. А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2002г.

Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской ...
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита. 9 1.1 История возникновения аудита. 9 1.2 Происхождение и развитие аудита в ...
Звание аудитора в России впервые было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 года и в табели о рангах к воинским чинам причислил и аудитора.
Учитывая, роль Палаты бухгалтеров и аудиторов в этом процессе, Президент и Исполнительный директор, являются Советниками Председателя Госкомиссии по стандартам финансовой ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат
Производство по гражданским делам у мирового судьи
Введение Актуальность темы исследования. Сложное, многогранное судоустройственное и процессуальное явление, каким является институт мирового судьи, в ...
Параллельно с законотворческим процессом Управлением совместно с председателями районных (городских) судов велась активная работа по формированию резерва мировых судей и работников ...
Совет судей принял обращение к Президенту РФ о включении государственной должности мирового судьи в Сводный Перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Конституционный статус Президента Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1.1 Возникновение института Президентства в ...
84 Конституции Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного ...
После представления Совету Республики Президентом кандидатур на указанные выше должности эта палата Парламента рассматривает вопрос о даче согласия на назначение Председателя ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Совершенствование судебной системы Республики Беларусь
Содержание Введение Глава 1. Суды общей юрисдикции Республики Беларусь 1.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 1.2 Областной, Минский ...
Межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей, Вооруженных Сил государства и других воинских формирований ...
116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, проекты постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Президент Российской Федерации
Оглавление: Введение 3 Глава 1. Становление института Президента в России 4 Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий ...
Президент только награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
Представления президента РФ, в которых содержатся предложения Президента РФ Совету Федерации по кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного ...
Раздел: Рефераты по праву
Тип: реферат