Курсовая работа: Государство, личность и права человека

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Государство, личность и права человека

1.1 Взаимосвязь государства и личности

1.2 Исторический характер прав человека

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Выводы по первой главе

Глава II. Правовой статус личности

2.1 Понятие и сущность правового статуса личности

2.2 Принципы правового статуса личности

2.3 Гарантии прав и свобод человека

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Государство, личность, общество – понятия тесно взаимосвязанные. Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).

Личность (философ.) – внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее.[1]

Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского права и принципы государственного строительства целесообразно подробное рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и личности в нем.

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

-    рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;

-    рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;

-    рассмотреть исторический характер прав человека;

-    изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;

-    рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

-    изучить гарантии прав и свобод личности.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие между личностью и обществом.

Предметом курсовой работы является государство, личность и общество.

В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни - это вопрос о государстве и праве, об общих закономерностях их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д. Без этих знаний проблематично изучение других юридических дисциплин, так необходимых будущим юристам.

Поэтому в данной работе большое внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без чего нет современного государства.


Глава I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

 

1.1 Взаимосвязь государства и личности

 

Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Независимо от того, о каких правах человека, а тем более – гражданина, чей статус ассоциируется с «принадлежностью» к государству, вся история их становления неизбежно связана в той или иной степени с государством.

Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.

Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения.

Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как это имеет место с «правом на жизнь», закрепленным в действующей Конституции Российской Федерации (ст.20, п.1).

Однако независимо от того, в какой форме и в какой степени проявляется связь государства с правами человека, в теоретическом и методологическом плане. Весьма важным представляется при рассмотрении прав человека иметь в виду, что такого рода связь всегда существует и оказывает активное влияние на обе стороны – на государство и на права человека.

1.2 Исторический характер права человека

При рассмотрении данного вопроса нельзя не коснуться исторического характера права человека. Раскрытие исторического характера прав человека – процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного монографического рассмотрения. В практическом плане это означает, прежде всего, изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально-экономическим и иным условия жизни общества и государства. Это выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того – установление элементов их общности и их преемственности, особенностей на различных этапах эволюционного и революционного развития общества и государства.


Процесс возникновения того или иного «набора» прав и свобод человека, включающий в себя процесс их осознания и последовательного формирования. Это не одномоментный, а весьма длительный и весьма напряженный исторический процесс, зачастую начинающийся в пределах одной формации и завершающийся принятием формально-юридического акта, официально фиксирующего эти права и свободы, в рамках другой или других формаций.

Формально-юридическая фиксации – это всего лишь заключительная стадия, завершение процесса формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации.

Несмотря на справедливость и обоснованность в целом тезиса о соответствии того или иного «набора» прав определенной формации или цивилизации, его не следует абсолютизировать, а тем более фетишизировать. Между правами и свободами, с одной стороны, и соответствующими формационными и цивилизационными рамками их возникновения и функционирования – с другой, не существует жесткой связи. Она всегда относительна и нередко весьма условна. Степень и характер этой связи и зависимости тех или иных прав и свобод от конкретной формационной и цивилизационной среды в каждом отдельном случае определяется конкретными историческими условиями.

Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере связей и зависимостей права и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

Многие авторы, занимающиеся вопросом исторического характера прав человека, указывают на вечность и незыблемость законов природы, а вместе с ними и естественных прав. Это с одной стороны, а с другой – указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран «позитивных» законов выстраивает одну модель исторического характера отношений позитивных и естественных прав человека.

Естественное право при этом рассматривается как постоянная, раз и навсегда данная, «природная» основа, на которой создается и по мере развития общества и государства соответственно видоизменяется и позитивное право.

Естественное право, подмечал в свое время американский просветитель Т. Пейн, лежит в основе права гражданского (позитивного).

В отличие от данной, исторически доминирующей модели отношений позитивного и естественного права и, соответственно, позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от первой модель.

Суть ее заключается, во-первых, в том, что во взаимоотношениях позитивного и естественного права в качестве переменных величин рассматривается не только характер отношений между ними и позитивное право, но и само естественное право как моральная основа позитивного права. [2] А во-вторых, в том, что при рассмотрении процесса взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права авторы исходят из того, что между ними существует не однородная связь и, соответственно, влияние естественного права на позитивное, а двухсторонняя связь и обоюдное их воздействие друг на друга. Исследователям, занимающимся данными проблемами, не свойственно, как справедливо отмечает М. Тэтчер, «стремление порассуждать отвлечено о естественных правах, или правах человека, которые возникли раньше конкретных законов и не зависят от них», что «было характерно для революционной Европы».[3]

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

 

Несмотря на то, что в настоящее время процесс глобализации охватывает в основном экономическую, финансовую, коммуникативную и некоторые другие сферы жизни общества, значительное влияние его сказывается и на социальной сфере, а также на правах человека.

Одна из особенностей современной, отражающейся на эволюции прав человека и на их теории среды заключается в том, что если на ранних этапах развития общества она ограничивалась в основном национальными (внутригосударственными) рамками и, соответственно, права человека и их теория формировались в основном под влиянием внутринациональных факторов, то в настоящее время значительное воздействие на этот процесс оказывает не только, а иногда не сколько национальные, сколько наднациональные, глобальные факторы.

В условиях глобализации, когда права индивида неизбежно связываются с «правами всего человечества (планетарного сообщества)», «планетарные вызовы обусловили серьезные затруднения в действии практически всех основных прав, в связи, с чем права человека приобрели значимость самостоятельной глобальной проблемы, занимающей специфическую нишу в расширенном каталоге глобальных проблем».[4]

При этом не подлежит сомнению тот очевидный факт, что глобализация мировых процессов, внося много нового «в подходы к правам человека», не меняет их общих отправных принципов, которые определили «высшую ценность этого явления, подтвержденную столетиями развития».[5]

Разумеется, необходимость и потребность «корректировки» некоторых подходов к правам человека и переосмысления ряда сложившихся положений и представлений о правах и свободах человека – это отнюдь не только и даже не столько вызов или результат воздействия глобализма на право и на всю общественно-политическую жизнь. Это лишь очередная, хотя и весьма важная стадия непрерывного исторического развития как самих прав и свобод, так и непосредственно касающегося их и отражающего данный феномен учения.

На каждом этапе развития общества, с появлением нового поколения прав и свобод, возникала объективная необходимость и естественная потребность их глубокого изучения, осмысления, а позднее – переосмысления.

Так было с первым поколением прав и свобод человека, которые возникли в результате осуществления ряда буржуазных революций и охватили собой преимущественно личные и политические права. Среди них – право голоса, право на участие в ведении государственных дел, свобода слова, совести (мысли) и вероисповедания, равенство всех перед законом и др.[6]

Эти и им подобные права и свободы, получившие название первого поколения прав и свобод, теоретиками права и практиками традиционно рассматривались как «негативные» по отношению к государству феномены. Они формировались, осмыслялись, а позднее переосмыслялись не как форма, а точнее – средство взаимосвязи и взаимодействия человека и гражданина с государством, а как средство защиты от государства. Они «обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни».[7]

В отличие от первого поколения прав и свобод, в основе которого лежали традиционные либеральные ценности и постулаты защиты человека и гражданина от государства, полной свободы и независимости их от государства. Второе поколение прав и свобод, существование которого ограничивается хронологическими рамками конца XIX – первой половины XX в., формируется и покоится в основном на их ценностях и постулатах. А именно – на неолиберальных воззрениях на государственно-правовую жизнь вообще и гражданина в частности.

Основной упор во втором поколении прав и свобод делается не на индивидуальных и политических правах и свободах, а на социальных, экономических и культурных. Это такие права и свободы как право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, доступ к культурным ценностям и др.[8]

Второе поколение прав и свобод, в отличие от первого поколения «негативных» прав и свобод, именуется «позитивными» правами и свободами».

При этом подразумевается, что последние, в отличие от первых, не только противопоставляются государству, но, наоборот, предполагают его активное и разностороннее участие в обеспечении этих прав и свобод.

Такого рода радикальное переосмысление прав и свобод в связи с их отношением к государству произошло, естественно, не сразу и не без весьма весомых причин, приведших, в конечном счете, едва ли не к полной замене в этом вопросе «минуса» на «плюс» и наоборот.

Таким образом, для радикального переосмысления первого и глубокого осмысления второго поколения прав и свобод существовали весьма важные, обусловившие процесс дальнейшего развития теории и практики реализации данных юридических феноменов, условия и причины. Причем не только внутренние, но и внешние.

Появление во второй половине XX в. третьего поколения прав и свобод, получивших название коллективных, в общетеоретическом плане стало результатом осмысления нового этапа их развития, ассоциирующегося с процессом глобализации, соответственно, переосмысления предыдущих этапов их эволюции.

К данному поколению относятся такие права, как право наций и народа на самоопределение, право на мир, на экономическое развитие, право на здоровую окружающую среду и др.

Появление третьего поколения прав – это свидетельство осознания как человечеством в целом, так и отдельными общностями солидарных интересов, пренебрежение которыми может прервать нормальное развитие человечества, народа, социальной группы. Это ответ на вызов исторического развития, «когда войны приносят неисчислимые бедствия человечеству, разрушают устойчивое развитие международного сообщества, государства и народов».[9]

Осмысление и переосмысление прав и свобод человека вплоть до современного, «глобалистского» этапа их развития важно не только в связи с их «разнесением» по отдельным поколениям и «привязкой» к тому или иному этапу развития общества и государства, но и по другим основаниям.

Наряду с общей теорией прав человека и механизмов обеспечения и защиты этих прав определенной «корректировки» под воздействием процесса глобализации требуют и другие теоретически и практически важные положения, касающиеся прав человека. В частности это относится к традиционно сложившемуся представлению о соотношении таких явлений и категорий, как права и свободы человека, с одной стороны, и равенство носителей этих прав и свобод – с другой.

В «эпоху глобализма», в отличие от прежних этапов развития общества, свобода как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями»[10], а вместе с ней и равенство как «равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами»[11], ассоциируются и предопределяются все в большей степени по мере развития процессов глобализации не только национальными государственными, социальными, экономическими и иными факторами, но и наднациональными институтами и процессами.

Что касается равенства как явления и категории, то в отличие от свободы здесь нет, каких бы то ни было формальных ограничений, но практически во всех сферах жизни общества всегда существовали и существуют его фактические ограничители.

Глобализация, как об этом свидетельствуют исследования, отнюдь не решает проблему социального, а тем более материального равенства людей. Скорее, наоборот. Она не только консервирует старые проблемы социально-экономического, а вместе с ними, как следствие, - политического и фактически правового неравенства, но еще больше усугубляет их, нередко доводя возникающие при этом противоречия до крайности.[12]

 

Выводы по первой главе

Говоря о невозможности достижения полного материального, социального или иного равенства, нельзя упускать из виду не только возможность, но и необходимость установления и поддержания в современном обществе формально-юридического равенства, равенства перед законом. Равно как и нельзя допускать крайностей в области материального или иного неравенства, как это имеет место в постсоветской России, где узкая группа субъектов владеет, пользуется и распоряжается целыми отраслями «приватизированной» госсобственности, а десятки миллионов добропорядочных граждан находятся на уровне биовыживания.

Подобная ситуация, порожденная глобализацией, наряду с другими аспектами теории и практики прав человека, несомненно, заслуживает к себе особого внимания, более глубокого изучения и осмысления, а вместе с тем – отдельного рассмотрения.


Глава II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

 

2.1 Понятие и сущность правового статуса личности

 

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.[13]

В определении правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.

Итак, принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

2.2 Принципы правового статуса личности

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в гражданстве, возраст и пр.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина равноправие, Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности.[14] Главная задача государства состоит в формулировании, обеспечении и защите прав и свобод человека. Только такое государство может считаться легитимным и правовым.

Признаки прав человека:

1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека определяется тем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либо индивидуальных особенностей.

2. Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом, государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже в силу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование прав человека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти: они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каждому по безусловному естественному основанию (в силу природного факта рождения), а не в зависимости от диктуемых государством условий, не по усмотрению, воле и решению властей».[15]

3. Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человека сегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека - объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должно придерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировое сообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жестко реагирует на их нарушения.

4. Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало индивиду права человека, оно не вправе и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправе ограничить некоторые права человека. Для защиты общего блага, в интересах государства или третьих лиц. Так, налогообложение есть законное ограничение права собственности. Свобода передвижения может ограничиваться в пограничной полосе, военных городках, на территории особо охраняемых объектов, закрытых административно-территориальных образований.

5. Базовый характер. Права человека выступают основой иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.

6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрован следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека - один из главных принципов современного права.

7. Непосредственно действующий характер. Основные права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России).[16] Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.

Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на территории России.

Основное назначение политических прав и свобод - обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого блока прав человека и гражданина - обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законодательства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содержание и направление развития целых отраслей российского законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).

Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных в конституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина.[17]

2.3 Гарантии прав и свобод человека

Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений, Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны - члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств-членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими.

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.[18]

В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек - высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только исполняли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком- гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

В Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значительных социально-экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне - все это и многое другое было реальностью.

 

Выводы ко второй главе

Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако, с принятием Конституции, разрыв, между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отделить государство от права, а право от государства невозможно. Вопрос о том, каким должно быть современное право особенно остро стоит в период глобализации, кризиса и т.д. Необходим правовой прогресс, который неотъемлемо связан с прогрессом государственности. Поскольку личность, ее права и свободы являются высшей государственно-правовой ценностью, то свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав и их гарантированность являются важнейшими критериями оценок прогресса государства.

А.Б. Венгеров говорил что, борьба за качество жизни личности, обеспечение ее достойных условий жизнедеятельности – главная задача государства и показатель ее развитости и прогрессивности.[19]

Помимо правового прогресса необходима стандартизация правовой жизни. В сфере законодательства – это распространение общемировых стандартов (технико-юридического наследия, испытанных технологий законодательствования), а также сетей коллективной солидарности, охватывающих большинство стран. Эти государства ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права, наднациональные механизмы защиты прав человека. Происходит стирание граней между различными типами правовых систем.

Именно поэтому необходим синтез юридического опыта различных народов и социальных укладов с характерными чертами современной отечественной правовой мысли.


Список литературы

 

1. Нормативные источники

1. Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

4. Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г.

5. Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г.

6. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

2.    Специальная литература

1. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.

2. Общая теория прав человека/ рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. – 657 с.

3. Права человека: учеб. для вузов/ отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2005. – 761 с.

4. Краткий философский словарь/ под ред. А. П. Алексеева. М., 2002. – 793 с.

5. Вл. Соловьев, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 2004. – 893 с.

6. Словарь русского языка. 2-е изд. М., 2000. Т. III. – 687 с.

7. Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. – 548 с.

8. Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2005. – 459 с.

9. Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002. – 704 с.

10. Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 2004. – 685 с.

11. Матузова Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. – 736с.

12. Глухарева Л. И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2005. - 581с.

3.Публицистические издания

1. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2006. N 12. – 54 с.

2. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 2004. N 8.- 82 с.

3. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Государство и право. 2003. N 8. – 62 с.

4. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы (Круглый стол) // Государство и право. 2004. N 10. – 72 с.

3.5. Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 2006. N 4. – 56 с.



[1] Вл. Соловьев, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[2] Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. (стр. 617-619)

[3] Тэтчер М. Искусство управления государством.(стр.284).

[4] Глухарева Л. И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2005. с. 51.

[5] Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. С.6.

[6] Общая теория прав человека/ рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. С. 21.

[7] Права человека: учеб. для вузов/ отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2005. С. 137.

[8] Матузова Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 258, 259.

[9] Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. С. 37.

[10] Краткий философский словарь/ под ред. А. П. Алексеева. М., 2002. С. 275

[11] Словарь русского языка. 2-е изд. М., 2000. Т. III. С. 577.

[12] Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. С. 637.

[13] Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. С. 432

[14] Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 2004. С.126

[15] Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2003. С.358

[16] Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002. С. 436

[17] Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2001. С. 154

[18] Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. С. 440

[19] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юристпруденция,2000.