Шпаргалка: История полистических и правовых учений

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.

Общий предмет - политические и правовые учения прошлого, взятые в историческом развитии и в связи с современностью.

Специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики.

Функции:

1.         познавательная функция - познание и объяснение различных политико-правовых доктрин.

2.         эвристическая функция - открывает новые тенденции, особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;

3.         прогностическая функция - определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений,

Методы:

1.         Диалектико-исторический, принцип историзма - необходима конкретно-историческая оценка тех или иных политических и правовых учений. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода.

2.         Научный метод - предполагает решение гносеологических, познавательных задач.

ИСТОРИЗМ - призван вскрыть поступательный процесс познания Го и права, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ - истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов.

ПЛЮРАЛИЗМ позволяет учитывать противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому учению, его происхождению, сущности и т.д.

Метод материалистической диалектики - требует рассмотрения государственно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей.

3.         Исторический метод - связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве во времени. Дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс.

2. Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии

Осн. источником явл. книга «Веды». В ее основе – единое космическое начало БРАХМАН – определяет з-ны мироздания как природы, так и общества.

Веды указывают на существование 4 варн:

1.     жрецы – брахманы

2.     кшатрии – воины

3.     вальшии – торговцы

4.     шутрии – работники.

Особую роль играли жрецы, т.к. они явл. проводниками божеств. з-на драхмы.

во 2 в появился письм. политико-правовой источник «З-ны Ману». Гл. цель – утвердить господствующее положение жрецов в обществе.

Царь должен следовать советам и наставлениям брахмана. Главное назначение царя – охранитель системы варн. Существенная роль уделяется наказанию – данда-палка.

Идея – чем выше сословие, тем более жестокой явл. форма ответственности.

3. Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины

 

Буддизм – открыл 4 основные истины:

1.     жизнь есть страдание (не реализация человеческих потребностей)

2.     причина страданий в жажде жизни

3.     избавиться от страданий можно обуздав жажду жизни

4.     восьмеричный путь самосознания

Из этих истин следует духовное равенство людей, возможность равно достойного общений м/у людьми.

Буддисты считали, что причиной конфликта и неравенства явл. частная собственность, к-ая порождает 4 вида зла: кража, ложь, насилие, осуждение.

Буддисты критиковали деятельность брахманов за бессмысленные жертвоприношения. Они считали, что в политической жизни главное место должна занимать варна шатриев – воинов.

 

4. Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н.э. Лао-цзы

 

Основатель даосизма (философское течение 6 в. до н.э.) – Лао-цзы. Он считает, что в основе всего лежит универсальный ЗАКОН ДАО. Он определяет естественный ход вещей, высшую добродетель и справедливость. Для Дао – все равны, и его можно толковать как проявление естественного права.

Главным принципом отношения к миру явл. принцип не деяния, не насилия, воздержания от активных действий.

Правитель не должен притеснять народ и проявлять излишнюю активность. Он должен верить в способность Дао самостоятельно восстанавливать справедливость.

Даосизм считал, что, полагаясь на Дао можно построить идеальное справедливое общество (близкое к природе, состоящее из небольших сообществ, использование простых орудий труда).

5. Этико-правовая доктрина конфуцианства

Конфуций исследует взаимоотношение человека и общества. Он считает, что общество развивается регрессивно и задача Го остановить этот регресс, затормозить развитие общества. Это можно сделать, основываясь на традициях и ритуале.

Мораль и нравственное самосовершенствование – это не развитие нашего личного «я», а усвоение правил поведения, существующих в обществе. Нравственное самосовершенствование – овладение всеми нормами и традициями, принятыми в обществе. Конфуций делит всех людей на: благородные мужья, простолюдины,

Все соц. институты общества д.б. поострены по модели семьи.

Политич. этика Конфуция построена на достижении мира м/у верхами и низами. Гл. принцип этот мира – добродетель и человеколюбие. Мораль – выше права, т.к. более гуманно регулирует отношения людей.

К позитивному праву относится отрицательно, т.к. оно связано с жесткими наказаниями. Конфуций вводит принцип исправления имен: каждый должен иметь имя в соотв. с гос. статусом.

6. Учение Демокрита о государстве и праве

1.         Божественный закон, определяющий мировой порядок.

2.         Человеческий закон, явл. результатом деятельности граждан полиса.

Одним из первых политич. идей высказал Демокрит. Он считал, что общество возникает из природного состояния. Хотя полис (город-государство) явл. искусственным, социальным, он связан с естественной необходимостью и справедливостью. Несправедливо все то, что противоречит природе. Го существует для всеобщего блага и справедливости.

7. Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве

 

Полисы - небольшие государственные образования. Обычно это город с прилежащими к нему территориями.

Характерным признаком общественно-политической жизни полисов в VII—V вв. до н. э. являлась борьба между родовой аристократией и свободными гражданами.

В результате политической борьбы власть в полисах приобретала формы:

1.         аристократии - власть захватывали знатные;

2.         демократии - удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса;

3.         тирании - узурпации власти группой лиц;

4.         олигархии, состоящей из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.

Бурный рост науки, техники и знаний о мире привел к размежеванию науки и религии.

Политика и право становятся предметом исследования. Сложная социальная структура полисов требовала выработки полноценного законодательства, к-е должно было регламентировать все сферы жизнедеятельности общества.

Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (мудрецы). Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. Это был период наивысшего расцвета Афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством.

Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, - время, место, условия, состояние человека и т. д. Соответственно, и законы есть некая максимально обобщенная сумма всех представлений о благе.

8. Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI-IV вв. до н.э

Старшие софисты (отцы-основатели) – Протагор, Горгий. Протагор считает мерой всех вещей человека. И поскольку люди равны м/у собой справедливым и правомерным явл. демократической стратой.

Горгий считал писаный закон искусственным порождением, закреплением права сильного. От него необходимо отличать божественный справедливый закон.

Младшее поколение занималось изучением позитивного права. Оно толковалось как изменчивое, временное, зависимое от воли законодателей. Скептически относились к справедливости, считали что это то, что выгодно сильнейшему.

Софисты проповедовали нравственный и правовой релитизм.

9. Учение Сократа о государстве, праве, законности

Сократ считал, что править должны знающие. Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых.

В основе характеристики различных форм государства лежал принцип законности.

Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию.

В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами,

Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства.

Свобода - это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, т.к. обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные. Мораль и истина тождественны.

10. Платон о формах правления и об идеальном полисном строе.

11. Учение Платона о праве

Свои идеи о государстве и праве Платон изложил в своей работе «Государство».

По Платону, в Го д.б. осуществлен идеал справедливости – это разделение труда соответственно потребностям и природным задаткам.

Он делит всех граждан Го на 3 сословия:

1)мудрецы, управляющие государством;

2)стражи, охраняющие его;

3)торговцы и ремесленники.

Все сферы жизни строго регламентированы.

Платон рассматривает 4 типа государственного устройства:

1)тимократия - появляется страсть к обогащению.

2)олигархия – господство немногих стяжателей (олигархов)

3) демократия;

4)тирания.

12. Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Теория справедливости

 

Политико-правовые взгляды изложил в трактатах «Политика»

Цель Го - благая жизнь всех его членов. Для этого граждане д.б. добродетельными. Само Го образуется из природного влечения людей к общению.

Частная собственность коренится в семейственности человека.

Рабство этически оправдано. Ведь рабу не свойственна рассудительность. Раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.

Человек - политическое животное. Каждое его действие направлено на достижение Блага. В своих поступка человек должен руководствоваться принципом «золотой середины».

Справедливость разделял на 2 формы:

1 всеобщую, установленную законом;

2)частную, которая касается раздела или обмена имуществом.

Аристотель выделял 6 видов государственного устройства:

1.         правильные - монархия, аристократия и полития

2.         неправильные - тирания, олигархия и демократия.

Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

13. Развитие учений о праве и государстве в период эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.). Стоики и эпикурейцы

Начинает процветать индивидуализм; преклонение перед Го и обожествление личности монарха.

Эпикур отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Он полагал, что законы и Го существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость не существует сама по себе, это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей”.

Эпикур отрицал существование естественного права.

Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий. Для достижения этой цели он предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию.

Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея).

Мироздание управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Судьба отождествляется с божественным естественным законом.

Общественные установления и Го коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению. Естественное право - общемировой закон, государство – как мировое сообщество.

14. Римские юристы о сущности и системе права

Содержание правовых взглядов. Общее понятие права.

Исходя из этического содержания права, римские юристы определяли право посредством понятия справедливости.

Цель: право есть искусство добра и справедливости

Классификация права. Критерий классификации —благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.

Ульпиан, в частности, различал:

• право публичное, которое относится к положению Римского государства;

• право частное, которое относится к пользе отдельных лиц

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

1.         естественное право - общее для всех живых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле. Согласно естественному праву все рождаются свободными, заключаются браки, воспитываются дети.

2.         право народов - право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.

3.         цивильное право - естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан для них это право частной собственности и семейное право.

15. Учение Полибия о круговороте политических форм. Теория упадка нравов

Основная работа: «Всеобщая история».

Под влиянием стоиков создал концепцию круговорота форм правления государства:

Итак, круговорот форм правления государства: 3 правильные формы и 3 неправильные формы правления сменяют друг друга. Любое явление подвержено изменению. Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:

1.         жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;

2.         жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;

3.         жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).

Стремился найти такую форму правления Го, которая бы обеспечивала равновесие в Го подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались:

—> власть консулов — монархия;

—> власть сената — аристократия;

—> власть народного собрания — демократия

 

16. Учение Цицерона о праве и государстве. Естественный закон как форма справедливости

Основные работы: «О Го», «О законах».

По Цицерону, единственным источником счастья являются добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания.

Государство возникает не в силу установления людьми. Оно берет начало из их природного стремления жить вместе. Государство - гарант соблюдения всеми гражданами закона.

Законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку. Охранять божественный естественный закон должны жрецы.

Государство для Цицерона общественное дело.

Народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов.

Главные задачи государства:

1) сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

2) поддержание должного порядка;

3) управление присоединенными к государству территориями;

4) обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

Право - основа государства. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной -как личной.

Цицерон выделяет 3 основные формы государственного устройства:

1)власть царя - монархия;

2)власть оптиматов - аристократия;

3) народовластие - демократия.

Наилучшая из них - монархия.

В правовой системе Римской империи они вы-

деляли 3 части:

1)естественное право, которое распространяется

на все живое вообще, - и на животных, и на людей.

Брак, семья, воспитание являются следствием это-

го закона. Согласно естественному праву все люди

рождаются свободными;

2) право народов, установленное для людей миро-

вым разумом. Их римляне используют по отноше-

нию к завоеванным народам и другим государствам.

Данное право касается войны, рабства, основания

государств, внешней торговли и т. д.;

3)право граждан, регулирующее отношения между

римскими гражданами. Его источником юристы на-

зывали законы, решения плебеев и т. д.


17. Основные черты античного правосознания: сравнительно-историческая характеристика правовых учений Древней Греции и Древнего Рима

Учения о политике и праве Древнего Рима имеют много общих черт с политико правовыми концепциями Древней Греции. Это объясняется культурным влиянием эллинистической культуры. Завоевание Римом греческих городов-государств ознаменовало начало процесса эллинизации всех сфер жизни римского общества. Политико-правовые учения в Древнем Риме испытали влияние философских систем греческих ученых. Новизна и оригинальность политических идей римских мыслителей объясняется иными формами политического и экономического устройства. В Древнем Риме юриспруденция становится самостоятельной дисциплиной.

18. Правовые и политические идеи раннего христианства. Особенности теологического правосознания средневековой Европы

В начале нашей эры появляется христианство, которое выступило за всеобщее равенство и свободу людей.

Принципы, которые проповедовали ранние христиане:

принцип всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду.

принцип равенства всех людей и соблюдение такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений.

принцип естественного права и естественно-правовой справедливости.

Появление христианства как мировой религии стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными.

Уже во II в. усиливается власть руководителей общин, формируется церковная бюрократия (духовенство). Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.

В 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией.

19. Правовая концепция Августина. Учение о «двух градах»

 

Идеи:

1.     Бог – это творец человеческой истории и все совершается по промыслу божьему.

2.     Весь мир организован иерархически, т.е. от небесного высшего к низшему земному. Земная иерархия – отражение иерархии небесной и поэтому монарх явл. наместником Бога на земле.

Земной порядок светских Го носит противоречивый характер. Он зависит не только от божественной воли, но и подвержен воздействию злых сил. Неравенство в обществе возникает не по воле Бога, а в силу первородного греха и своеволия человечества. Правопорядок не способен установить сам человек. Основание правопорядка – страх божий, грозя человеку наказанием, Бог помогает ему удержаться на краю пропасти.

20. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Основные черты политико-правовой доктрины европейской схоластики XIII в.

Фома Аквинский жил в 13 в. явл. представителем схоластики. Его работы: «Сумма теологии», «Управление государей». Он считает, что Го не есть естественная форма человеческого общежития, а высшее произведение человеческого гения. Го основано на воле правителя, поэтому лучшая форма Го – монархия.

Закон – это общее правило. Он должен выражать общее благо всех членов общества и быть известным каждому.

Классификация законов по Ф. Аквинскому:

-      ВЕЧНЫЕ – всеобщий закон миропорядка. Следствие божественного разума.

-      ЕСТЕСТВЕННЫЕ – подчинены природе и всем кто в ней существует

-      ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ – создаются людьми, обладают принудительной санкцией против нарушения и должен соответствовать естественному закону.

-      БОЖЕСТВЕННЫЕ - это нравственное правило, к-е дано человеку в Божественном откровении.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинений. Всякая власть имеет божественное восхождение.

Форма власти – способ ее получения, она м.б. справедливой и несправедливой.

Церковь должна подчинять себе светскую власть

21. Учение М. Падуанского о государстве и праве

В 13-14 в. в Европе начинается быстрый рост производственных сил торговли. Складывается класс буржуазии (торговцы, ремесленники).

Появляется работ М. Падуанского «Защитник мира» - излагаются политич. интересы зарождающегося бюргерства.

Идеи:

1.     возложение на церковь ответственности за все беды и несчастья мира. Церковь д.б. отделена от Го и подчинена светской политич. власти. Она должна заниматься сферой духовной жизни общества.

2.     настоящий источник власти не Бог, а народ – это не все население, а его лучшая часть (военные, чиновники, священники).

3.     гос. власть должна действовать по средствам законов. Издавать законы должен народ. Народ избирает исполнителя миссии монарха, он издает законы.

4.     законы д.б. обязательными как для подданных так и для власти.

5.     различает законодательную и исполнительную власть и признает верховенство законодательной власти.

22. Проблема самодержавия в российской поитико-правовой мысли XV-XVI вв. Теория «Москва-третий Рим».

Автор теории "Москва – третий Рим", был Филофей.

Происхождение царской власти - Царь поставлен от Бога и сердце царево в руке Божьей. Ему поручено осуществлять наказание всем людям затевающим неправду. В обязанности государя вменяется забота о подданных, о церквях и монастырях.

Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима.

Православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству – к процветанию.

Политическая программа - большое внимание уделялось формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве.

Он был против свободы суждений и научных исследований.

Теория Филофея "Москва – третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением.

23. Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова

Значительное внимание уделено определению наилучшего варианта организации государственной власти - САМОДЕРЖАВИЕ.

В системе государственных преобразований центральное место занимает военная тема. Он обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов. При наличии денег в государстве можно создать единое, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности. Пересветов проводит принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов .

И. С. Пересветов предусматривал не только увеличение численности войск, но и новый порядок их формирования. Предлагал ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно холопства.

Положительно относился к торговле, выступая за законодательное упорядочение этого рода деятельности. Проводит идею реализации законности во всех формах общественной и государственной деятельности.

К неправедным действиям относит и внесудебные формы расправы – "обиды".

По поводу соотношения веры и правды Пересветов утверждал: "Бог любит не веру, а правду".

Судебная реформа - во все грады необходимо направить прямых судей, назначаемых верховной властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины взимать в казну. Судят судьи по Судебным книгам. Перед законом все должны быть равны.

Из общей судебной системы Пересветов выделяет воинский суд, который в армии осуществляется высшим начальством, знающим своих людей. Суд свершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику. Пересветов предусматривал довольно суровые наказания для судей, отправляющих правосудие "не по правде, а по мзде". Например, с неправедных судей сдирают кожу живьем и набивают ее бумагой и вешают на воротах судебного учреждения.

Виды преступлений: разбой, кража, обман при торговле, различные правонарушения судебных и государственных чиновников, воинские преступления, ябеду, а также азартные игры и пьянство.

Таким образом, Пересветов близок к модели сословно-представительной монархии.

24. Политическая доктрина Макиавелли и ее соотношение с правовыми идеями гуманизма

Конец 14-16 в. Расцвет развития городов и культуры. Происходит секуляризация – освобождение духовной жизни от власти к церкви.

Макиавелли (15 в.). Работы:»Государь».

Выделил основу политической жизни – власть.

1.     Политика – сфера завоевания и удержания власти, творцом политики явл. не Бог, а человек – государь (новый государь).

2.     Политика д.б. свободна от религии и морали. ПОЛИТИЗМ – освобождение политики от моральных оценок.

Основой власти д.б. крепкое основание, это хорошее войско и законы. опорой законов явл. армия. О праве и справедливости нет иречи.

Государь не должен добиваться любви подданных и не должен покушаться на собственных подданных. Целью политики явл. политическая стабильность. Хороший гражданин – тот кто явл. патриотом и воинствующим субъектом.

Вводит в политическую науку понятие Го, как социального института власти.

25. Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета

Обоснование гос. приоритета над всеми соц. институтами, включая церковь. Его осн. работа: «6 книг о республике» Политическим идеалом Бодена явл. светское Го, имеющее возможность обеспечить право и свободу для всех граждан. Светская власть д.б. не зависима от власти церкви.

Под суверенным Го Боден понимал верховную и неограниченную гос. вл., к-ую противопоставлял федеральной раздробленности и ограниченной власти королей.

1.         постоянство верховной власти

2.         неограниченность и абсолютность

3.         единство и неделимость

Выделял 5 признаков суверенитета:

1.         издание законов, адресуемых как подданным, так и гос. учреждениям.

2.         решение вопросов войны и мира

3.         назначение должностных лиц

4.         действие в качестве высшего суда

5.         помилование

Суверенитет явл. не суверенитетом Го как социального института, а суверенитетом конкретного представителя власти.

26. Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).

Главное произведение «Утопия».

В первой части - обзор социального положения сословий в Англии. Это обезземеливание крестьянства, политика огораживаний.

Во второй части - описывает, как счастлива жизнь на острове Утопия. Нет частной собственности; все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает шести часов), денег нет вообще.

По гос. устройству Утопия - федеративная республика. Она состоит из городов, представители которых заседают в сенате. Все государственные должности в Утопии выборные. Наиболее важные дела городов решает народное собрание. Разрешены любые религии и секты.

Главная задача должностных лиц состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы.

За преступления в Утопии не карают строго.

В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на путик идеальному обществу.

27. Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца»

Изложил свои взгляды в произведении «Город солнца». Он рисует образ общества без частной собственности. Здесь каждый работает в соответствии со своими природными задатками, труд также в почете. Забота по воспитанию и образованию в городе солнца связаны с производительным трудом.

Город солнца - совершенное государство. В нем господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Это - подчеркнуто социально однородное общество. Оно исповедует простую и рационализированную религию и ведет общинный образ жизни. В нем отсутствуют частная собственность и семья. Детей воспитывает государство. Обязательный четырехчасовой труд.

Хозяйственной единицей в городе солнца является не семья, а мастерская или бригада. Возражает против применения рабского труда.

Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.

28. Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция (конец 16- нач. 17 в)

Начинает активно развиваться международная торговля и международные права. Сталкиваются правовые системы различных Го.

Встает проблема в обосновании универсальных принципов права, которые могут стать основой международного права. Для реализации этой задачи – обращается к идее естественного права – это совокупность идеальных норм, которые должны служить прообразом всякого законодательства.

Законы естественного права коренятся в природе человеческого разума и являются такими же вечными как разум.

Гроций делит право на:

1.         Естественное

2.         Воле установленное

а) божественное

б) человеческое: внутригосударственное право и человеческое право в широком смысле слова (международное право).

29. Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии

Законы природы - "решения Бога, открытые человеческим разумом.

Право природы - законы или правила, согласно которым все совершается.

Чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности люди должны были договориться об этом.

Верховная власть - суверенитет государства. Верховная власть не связывается никаким законом, но все должны ей повиноваться.

Спиноза в принципе отвергал право подданных на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных договоров и законов.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Спиноза выделяет три формы государства - монархию, аристократию и демократию.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право, по меньшей мере, двух государств, именуемых союзными.

30. Правовые учения периода Реформации: проблема юридической сущности светской власти

У истоков Реформации стоял Мартин Лютер

Спасение достигается исключительно верой. Только лишь богу обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сфере естественного права следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развитию Реформации.

Томас Мюнцер обратил реформационное движение в борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви.

В первом документе говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об отмене крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д.

Власть следует передать простому народу.

Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; Было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами.

Жан Кальвин. Согласно Ж. Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели.

Церковные общины стали возглавлять старшины, избиравшиеся из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям.

31. Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса (17 в.) о государственном абсолютизме

Написал трактат «Левиафан». Первоначально люди жили в естественном состоянии, не было Го и з-ов, отсутствовала к-л регуляция человеческих отношений, кроме естественного з-на. Естественное состояние – свобода всякого ч-ка использовать свои силы по своему усмотрению.

Человек по своей природе зол, врожденных норм нравственности не имеет. Он существо эгоистическое, жадное, поэтому люди не могут жить мирно, естественное состояние заканчивается «войной всех против всех» или «человек человеку волк».

Действует естественный закон, как божественное установление, он запрещает делать человеку то, что пагубно для его жизни, но люди самостоятельно, без присутствия власти плохо исполняют естеств. закон.

У человека появляется страх за свою жизнь, из-за него люди заключают м/у собой договор и отдают часть своей свободы суверенному Го, следовательно, власть имеет человеческое происхождение. Го – это объединение в одном лице множества людей.

Гобсс сторонник абсолютистского Го, не правового, без разделения властей, держащего в страхе подданных. Принимаемые в Го законы ограничивают свободу граждан.

Позитивное право – это приказ суверена, к-й граждане должны выполнять.

32. Политико-правовая теория индепендентов

Индепенденты (независимый). Они выступали за республику и демократическую конституцию. Политико-правовые взгляды представлял Джон Мильтон. Мильтон защищал свободу совести и равноправие всех религий, кроме католической. Государство создано по велению бога общественным соглашением народа, который имеет право управлять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Народ назначил правителей, королей и сановников, над которыми поставил законы. Мильтон оправдывал революцию и казнь короля.

Позицию индепендентов поддерживал и Г. Айртон, собственность является важнейшей основой всего королевства, если ее уничтожить, то уничтожится все.

Айртон оспаривал теорию естественного права, по естественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чужое имущество. Основа собственности - гражданское право, источником которого является договор.

33. Политико-правовая идеология левеллеров

Левеллеры (уравнитель). Опорой это группы являлись солдаты армии, требовавшие продолжения революции, демократизации государства, обеспечения прав и свобод народа.

Одним из идейных лидеров Джон Лильберн. Он ссылался на “божье слово”, разум и естественное право.

Прирожденное право - свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, свобода от военной службы, равенство перед законом и судом. Левеллеры резко выступали против сословных различий и привилегий. К числу естественных прав они относили частную собственность.

Левеллеры предлагали карать за одно лишь предложение закона об уравнении собственности как за государственную измену.

Го создано взаимным соглашением людей “для доброй пользы и блага каждого”. Власть д.б. основана на свободном выборе или согласии народа; никто не может господствовать над людьми без их свободного согласия. Левеллеры требовали ликвидации королевской власти.

К основным требованиям левеллеров в области политической относились: народное представительство, предоставление избирательных прав всем англичанам с 21 года и т.д. Отстаивая принцип законности (равный для всех закон), Лильберн близко подходил к идее “разделения властей”.

34. Политико-правовые идеи диггеров

Диггеры (– копатель). Представитель Джерард Уинстенли.

Одобрял упразднение монархии и палаты лордов. Сформулировал понятие свободы -“Истинная республиканская свобода заключается в свободном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни”.

В 1652 г. была опубликована книга Уинстенли “Закон свободы”, в которой излагается целая программа мер, проводимых с помощью революционной власти и законов. Уинстенли пишет о необходимости перехода к строю общности.

В результате перевыборов парламента с преимуществами для неимущих и малоимущих, утверждал Уинстенли, будет учреждено республиканское правление.

Уинстенли излагает проект конституции Го, основанного на общности имуществ.

Во главе Англии, проектировал Уинстенли, будет парламент, переизбираемый ежегодно; избирательные права должны иметь все мужчины с 20 лет.

Принятые парламентом законы обсуждаются народом, который вправе отклонить их. Новое Го должно охранять общественный порядок, гарантировать права и свободы граждан, руководить народным хозяйством.

Проект содержит уголовные законы, к убийцам применяется смертная казнь; к тем, кто совершит другие тяжкие преступления, к упорным тунеядцам – так называемое рабство (т.е. каторжные работы) и телесные наказания. Лиц, совершивших менее опасные проступки, предупреждают.

35. Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государстве. Теория разделения властей

Д. Локк – разрабатывает свою модель теории (либеральная). Человек не добр и не зол, он явл. разумным, рациональным существом, поэтому в естеств. состоянии нет войны против всех. Собственность возникает в естеств. состоянии ч-ка, имеет трудовое происхождение.

Го необходимо как арбитр, способный разрешать споры и конфликты м/у людьми.

С целью надежного обеспечения естеств. прав защиты личности, собственности люди соглашаются учредить Го., но они отдают ему не все свои права. Право на жизнь и на собственность ч-к не отчуждает никому.

Гражданский закон является обязательным для всех (подданных и власти).

Локк разделяет полномочия Го на 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и федеральную.

Народ имеет право на протест против власти, если она нарушает законы. Следовательно, суверенитет народа выше суверенитета власти.

36. Политико-правовое учение Ф. Прокоповича

Отрицал идею превосходства духовной власти над светской и идею неподчинения духовенства и монашества.

В государстве есть разные«чины», каждый из которых занят полезным для общества делом. Священство — это чин есть в народе, а не иное Го, поэтому оно подчинено Го так же, как и все остальные.

Был сторонником реформы православной церкви - упразднение патриаршества и подчинению православной церкви царю с помощью учреждения Духовной коллегии, а затем Синода.

Происхождение государств. - договорная теории. Прокопович различал:

—> состояние первоначальной природной вольности людей.

—> государственное состояние, которое обеспечивает людям мир и общее благо, люди перешли не без смотрения Божия, заключив соглашение об отказе от всех своих прав в пользу суверена.

Формы правления государства. Считал, что формы правления государства зависят не только от народного соглашения и воли Бога, но и от размера территории Го. Лучшей формой правления Го считал монархию.

Различал два вида монархий:

1.         наследственную

2.         выборную.

Выборная монархия плоха тем, что во время выборов нового монарха могут возникнуть смуты.

Недостаток наследственной монархии - наследник по закону может оказаться недостойным престола, т.е. «негодным», «неискусным», «ленивым».

Лучшей формой правления - наследственная монархия.

37. Учение В.Н. Татищева о государстве и праве

Основные работы: «История российская с самых древнейших времен» и др.

Происхождение государства. теория естественного права, Татищев различает естественное состояние как состояние: вольности (когда человек управляется только естественным законом, обходится без власти и законов государства). Воле человека д.б. положена узда неволи для его же пользы. «Узда неволи» м.б. трех видов.

1.         По природе — родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому.

2.         Договорная, т.е. узда, которую индивид сам, для себя выбирает.

3.         По принуждению, т.е. когда человека лишают воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство.

Итак, Татищев как историк допускает и договорную теорию происхождения Го, при помощи которой он объясняет возникновение республик, и патриархальную теорию происхождения Го, когда речь заходит о монархии.

Классификация форм правления государства.

1) географический фактор (малые или великие территории);

2) наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны соседей.

Формы правления государства:

-          демократия – общенародно.

-          аристократия – правление избранных.

Татищев считает, что нужно отменить крепостное право.

Татищев различает законы:

1.         естественные - едины и всеобщи

2.         гражданские (положительные) - основаны “на соображениях политической мудрости”, они различны.

38. Политико-правовые идеи М.В. Ломоносова.

39. Политико-правовые идеи «Наказа» Екатерины II. Теория “просвещенного абсолютизма”

В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой Комиссии обширный “Наказ.

В “Наказе” содержится ряд положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, власть законов и др.

В самом начале “Наказа” провозглашается - “Россия есть европейская держава” .

Концепция разделения властей озвучена, как разграничение компетенции различных ведомств и государственных органов. Самодержавное правление поддерживает промышленность и торговлю, развивает просвещение.

В окончательном тексте “Наказа” крепостничество берется как факт, не подлежащий критике; рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права.

В некоторых статьях “Наказа” предлагались отдельные меры по стимулированию труда земледельцев.

В результате обсуждения крестьянского вопроса выявилось, что дворянство в целом болезненно воспринимает любой намек на возможность изменений и реформ, касающихся собственности и власти помещиков над крепостными; поэтому деятельность Уложенной комиссии была прекращена.

Для эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма” характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения.

40. Общая характеристика политико-правовых идей европейского Просвещения

В XVIII в. во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. В этот период верят в возможности человеческого разума и в осуществление человеческого разума в социальной жизни.

В это время во Франции формируются два течения политико-правовой мысли. Это:

1.   просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал — царство разума (установление буржуазного правопорядка), который бы позволил обеспечить свободу индивидам благодаря законам, которые должны быть всеобщими. На смену праву сословному должно было прийти формальное равенство всех перед законом. Французские просветители критиковали абсолютную монархию, противопоставляя ей либо конституционную монархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо республику (Руссо);

2.   представители коммунистической политико-правовой мысли (Мелье, Морелли и Бабеф). Для них идеалом был коммунизм — строй, который соответствует природе человека и который основан на принципах всеобщей обязательности труда и общественной собственности.

41. Политико-правовые взгляды Вольтера

Основные работы: «Философские письма», «Метафизический трактат», «Комментарий к "Духу законов"».

Он критиковал сословное устройство феодальных монархий, обосновывал принципы гуманизма, веротерпимости и свободы.

По его мнению, источником социальных бедствий являются суеверия, предрассудки и невежество, насаждаемые католической церковью, которые можно преодолеть только с помощью разума.

Вольтер обращался к концепции естественного права. Свобода - свобода личности (свобода слова, совести, печати). Подлинная свобода возникает тогда, когда люди не зависят друг от друга (отсутствие сословной зависимости). Из всех зависимостей Вольтер признавал только зависимость от закона. Равенство - это равенство всех граждан перед законом.

Вольтер предлагал ликвидировать сословность, аристократию заменить чиновно бюрократическим аппаратом, изменить систему судопроизводства. Вольтер - сторонник просвещенной монархии. Идеальный правитель - монарх-философ, к-й правит согласно принципам нравственности и разума.

42. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве

 

2 идеи:

1.         разработка принципа разделения властей, как условие свободы.

2.         идея влияния окружающей среды на политическую жизнь общества, к-я называется «поиски духов закона».

Законы разных Го отличаются друг от друга, что связано со специфическими, соц., и природными условиями существования общества. И одновременно они имеют нечто общее, что и называет Монтескье ДУХОМ ЗАКОНА.

Люди изначально слабы и боязливы, и стремятся к равенству и миру с др. людьми. Объединение в общество и феномен власти делают человека сильным и уверенным. Учение получило название географическая среда. Он считал, что она играет решающую роль в жизни остальных народов и оказывает влияние на современные цивилизации. Выделяет 3 компонента: климат, почва, рельеф местности.

Климат и почва влияют на образ правления, а рельеф на величину территории Го.

 

43. Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете

 

Человек от природы добр и нравственен. Злым и жестоким человека делает общество, основанное на частной собственности.

«Тот, кто огородил участок земли и сказал это мое – совершил преступление против человечества».

Го возникло в результате обмана хитрыми, богатыми – бедных. Они пообещали им равенство. Неравенство экономическое закреплялось политическим. Т.о. Д. заключался вынужденно.

Власть должна принадлежать народу, это единственная возможность организовать Го на принципах равенства и свободы. Го д.б. выражением общей воли – выражение нации, общая. Народ как суверен не связан никаким законом и имеет право на жизнь и смерть подданных. Т.о. Го не защищает интересы индивида и может его принуждать к выполнению собственных целей.

Выступал против идей народного представительства, все вопросы народ должен решать сам. Го д.б. небольшим по размерам. Большое Го явл. неуправляемым и может оказаться перед опасностью саморазрушения.

44. Политическая программа преобразований и проект идеального государства Гракха Бабефа

Основные работ:; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».

Содержание политико-правового учения. Критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества:

• институт частной собственности есть обман, учиненный над множеством простых и добрых людей;

• собственность является причиной всех бедствий на земле;

• закон о наследовании в высшей степени несправедлив.

Программа перехода к коммунизму. Цель: установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности. Средство для перехода к коммунизму -насильственная революция, в ходе которой народ должен: завладеть государственным казначейством, почтой, правительственными зданиями, всеми общественными и частными складами.

Меры, направленные на облегчение положения бедняков:

—> бесплатную раздачу хлеба

—> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и др.

Тактика революционного правительства. Планировали создать революционное правительство.

Лица, которые не будут заниматься общеполезным физическим трудом, будут объявлены иностранцами и лишены политических прав а так же высылаться на острова, которые будут превращены в места исправительного труда.

Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собственность в течение жизни одного поколения.

Стратегия революционного правительства. В «Манифесте плебеев» Бабеф планировал установление в будущей Франции республики. Бабеф и его сторонники создали революционную организацию, которая выступила за государственный переворот и установление революционной диктатуры с целью основания коммунистического общества во Франции. Поэтому бабувистов можно назвать первыми действующими коммунистами.

45. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон)

Томас Пейн. Защищал идеи республиканского самоуправления штатов.

Стал проводить четкое различие между обществом и государством – по их происхождению, роли и назначению. "Общество создается нашими потребностями, а правительство – нашими пороками.

Пейн утверждал, что зарождение и существование власти строится исключительно на согласии управляемых. Все формы правления он делит на два вида:

выборно -представительное (республика);

наследственное правление (монархия и аристократия).

Права человека –свойства социального бытия человека и одновременно "принцип правительственной власти".

Церковное государство по его мнению человеческое изобретение, которое предназначено для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы.

Томас Джефферсон. Значительны заслуги в деле просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы Общественное обучение считал неотъемлемым атрибутом демократической республики.

Обосновывал тезис о необходимости вернуть народу "права, полученные по законам природы". Король характеризовался как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа.

Защищал право на свободу вероисповедания, относил это право к разряду естественных прав. Республиканские принципы в организации и деятельности государства, должны пронизывать все уровни – организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района (по всем мелким вопросам).

Александр Гамильтон. Установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага.

Он отстаивал неограниченные полномочия нового правительства в области обороны.

Пожизненно назначенные, независимые, почитаемые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с надлежащей ответственностью. Верховный суд, создавал наименьшую, по его оценке, угрозу правам, дарованным Конституцией. Исполнительная власть имеет меч, Конгресс располагает кошельком, а у судей одна только мудрость.

46. Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII-XVIII вв. (С. Пуффендорф, Х. Томазий)

Естественное состояние - свобода и независимость индивидов. Человеческая природа - эгоистична.

Государство – продукт сознательной деятельности людей. В основе возникновения Го лежат два договора: первый – между людьми о выборе формы правления, второй – между людьми и избранным ими правителем. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти.

Лучшей формой правления является абсолютная монархия т.к. она обеспечивает общественный порядок и безопасность подданных.

Крепостничество – результат добровольного договора между господами и теми, кто не имел работы и средств существования.

Последователь Пуфендорфа профессор Х. Томазий. В трактовке естественного состояния он расходился со своим предшественником. Человек – существо общественное, и он должен жить в мирном общении с другими.

Государство – “естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”.

Образование государства было оформлено двумя общественными договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир.

Право создается и защищается людьми, и его действие подкреплено принуждением. Го не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений.

Лучшей формой правления считал монархию. Предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей.

47. Х. Вольф: теория «полицейского государства»

Природа человека характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро и избегай зла.

От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому ни один человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться порождает право на образование и научные исследования, право на жизнь и право на труд.

В естественном состоянии, когда люди жили семьями, они не имели достаточно средств для совершенствования, поэтому семьи решили объединиться в Го, цель которого – “общее благосостояние и общая безопасность”.

Считает лучшей монархию, т.к. монарх всегда представляет весь народ.

Законы государства – реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.

Монарх должен заставлять работать и предоставлять работу, устанавливать размер заработной платы и цены на товары, заботиться о школьном образовании и развитии искусства.

Монарх д.б. наделен неограниченной властью в законодательстве, судебной области, вопросах войны и мира. Повиновение ему д.б. безусловным, поскольку сопротивление может возвратить людей в естественное состояние.


48. Учение И. Канта о праве и государстве

Основные работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума».

Главный закон существования людей - категорический императив. Разум берет свое начало не в индивиде, а в человеческом роде. Источник нравственности и прав - в практическом разуме, свободной воле людей.

Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу.

сами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.

Изначально человеку присущи свобода морального выбора. До возникновения

Го индивид приобретает субъективные естественные права. Только при поддержке Го они преобразуются в публичные.

Государство - соединение людей в рамках законов.

Главный признак государственности – верховенство закона. Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.

49. Учение Ф. Гегеля о государстве и праве

 

Государство и право Гегель делает предметом философии духа. В развитии общества и его институтов существует объективная закономерность.

Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается постоянным установлением.

В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая.

Идея права проходит 3 этапа:

1)абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;

2) мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;

3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями.

Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство.

Гражданское общество - результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия:

1) землевладельческое (крестьяне, помещики);

2) промышленное (рабочие, владельцы фабрик);

3) всеобщее (чиновники).

50. Современный анализ взглядов И. Канта и Ф. Гегеля по проблеме войны и мира.

51. Политические идеи и программы декабристов

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами дворянских революционеров. В начале 1820-х гг. организации декабристов разделяются на Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) общества.

Политическая программа обоих обществ включала в себя меры по:

1.         освобождению крестьян;

2.         устранению самодержавного строя;

3.         введению республиканской или конституционного монархической власти;

4.         ликвидации сословных привилегий;

5.         установлению равенства граждан перед законом.

В качестве средства этих преобразований предусматривался военный переворот.

Идеологом Северного общества был Никита Михайлович Муравьев.

Крепостной вопрос - колебался между сохранением за помещиками собственности на землю (при безусловном освобождении крестьян) и наделением крестьянства частью земли.

Политические права - был сторонником имущественного ценза. Муравьев - сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей.

Главенство в рамках исполнительной ветви власти Муравьев предполагал сохранить за императором.

Император присягает законодательному собранию, народному вече и клянется соблюдать в управлении страной законность. Император подотчетен народному вече - состоит из верховной думы и палаты представителей.

Руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель.

Крепостной вопрос - отмена крепостного права, помощь развитию крестьянского хозяйства. Часть земли согласно программе надлежало передать в частные руки, а часть - власти на местном уровне.

Политические права - выступает сторонником политических свобод независимо от нажитого гражданином имущества.

Богатым достаточно и наличия материальных благ.

Он приверженец республиканского строя.

Высшим органом законодательной власти в республике станет народное вече. Оно вырабатывает основной закон, конституцию, которую потом выносят на референдум.

Высший орган исполнительной власти формируется на основе всеобщих выборов и состоит из пяти человек. Все нижестоящие структуры исполнительной власти подчиняются ее высшему органу.

52. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)

 

Утопический социализм - учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Представители - К. А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн — основатели социализма.

В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям».

Возрождали религиозные идеи - «новое христианство» Сен-Симона; мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.

53. Историческая школа права

Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.

Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.

Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.

Право возникает спонтанно.

К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.

54. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б.Н. Чичерина

Государство - союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Го определяются права гражданские, а не естественные права.

Естественное право – это область требований правды, справедливости.

Право - внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Свобода предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода.

Суть либерализма - человек существо свободное, которое вступает в общество. Он сохраняет свое человеческое достоинство и право на развитие разумных сил.

1.         Уличный либерализм - отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Уличный либерал подвержен своеволию.

2.         Оппозиционный либерализм - понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрешить, уничтожить - вот вся его система.

3.         Охранительный либерализм - примирение начала свободы с началом власти и закона.

55. Учение Р. фон Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов

Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».

Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» — это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.

Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.

Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.

Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность правомочного.

1. Перед самим собой

2. Перед обществом

Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.

Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.

Право имеет 2 стороны:

1.         Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.

2.         Содержательная сторона: право — это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей;


56. Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина

Основная работа: «Определение области юриспруденции».

Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: Позитивное право нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство.

Позитивное право - есть право, существующее благодаря занимаемому положению. Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном - это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.

Суверен как верховный правитель:

—>свободен от правовых ограничений, т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками;

—> связан законами Бога и нормами морали.

Источники позитивного.

Приказы суверена могут быть выражены:

1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы государства;

2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, мнения ученых и практика частных юристов.

Остин признавал решения судей частью позитивного права.

57. Социологическая теория государства: Л. Гумплович

Борьба за существование является главным фактором социальной жизни. Эта борьба выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над ней господство.

Причины борьбы м/у группами:

-          расовые различия между ними

-          стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей.

Победители, чтобы упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении поверженных, д.б. предпринимать ряд организационных и иных мер. Их результатом явилось возникновение государства.

Отныне к войнам между расами и государствами прибавилась еще борьба внутри самого государства.

Существование общества без государственного принуждения невозможно, поскольку всю деятельность любого Го обусловливает потребность охранять и укреплять отношения господства — подчинения.

Вся совокупность людей, образующих Го, благодаря ему ведет достойное человеческое существование.

58. Учение Г.Спенсера о государстве и праве

Военный тип.

Общество - своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции - переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает на себе влияние этой среды, в результате складывается государство.

Основные обязанности Го - защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе сложился воинственный тип социальной организации. Ее характерные черты:

1.  народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения,

2.  место индивида в социальной иерархии определяется его статусом;

3.  жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу;

4.  государство устанавливает не только запреты, но и предписания; запрещены и подавляются все объединения и союзы.

Военный тип обществ, постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность).

Государство - общество промышленного типа основано на равенстве, на свободных договорах и частной инициативе, на принципе эквивалента, поощряющем инициативу и предприимчивость, на “естественном распределении” благ по справедливости. Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости.

Главное различие военного и промышленного обществ в том, что индивиды служили для цели общества, а теперь общество должно служить для целей индивидов.

Спенсер одобряет организацию и деятельность рабочих профсоюзов.

Спенсер дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право собственности и свободу частной предпринимательской деятельности.

Правительственное вмешательство в промышленность, торговлю и духовную жизнь Спенсер расценивал как пережиток военного режима.

Он одобрял избирательное право.

Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: “Основным условием возможности достижения высшего общественного состояния, как политического, так и всякого другого, является прекращение войны.

59. Политико-правовая концепция Ф. Ницше

Государство, право, законодательство, политика представляют собой служебные орудия, средства, инструментарий культуры - проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль.

Воля - специфическое свойство всех явлений (социальных и политико-правовых). Нововведения:

1.     моральные ценности –натуралистические ценности.

2.     Социология – учение о формах и образцах господства.

3.     Общество – культурный комплекс.

4.     Теория познания – перспективное учение об аффектах.

Ценность – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить.

Социально-политическая история - борьба двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве.

Возникновение Го - является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Ницше дает предпочтение культуре и гению перед Го и политикой

Кастовое деление: 1) гениальные люди – немногие; 2) исполнители идей гениев – стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей

Два основных типа государственности – аристократический и демократический.

Ницше развивает аристократическую концепцию права.

Право - вторичное, производное от воли к власти. Право есть преимущество. Право - результат войны и победы.

Естественное право - Право войны.

Без договора, – писал Ницше, – нет права. Право - признанная и засвидетельствованная власть.

Ницше восхвалял войну и отвергал мир.

Ницше – убежденный антисоциалист.

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре.

Остро критиковал социалистические идеи. Он писал - мне бы хотелось, чтобы на примерах было показано, что в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает. Ницше говорил об уничтожении личности при социализме.

60. Политико-правовая доктрина солидаризма

Для политико-правовой доктрины солидаризма характерно:

1.         идеологическое противостояние индивидуализму, и социализму (коммунизму);

2.         резко негативное отношение к учению о классовой борьбе;

3.         скептическое отношение к субъективным правам - индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности.

4.         отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека.

5.         одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась как обязанность индивида свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника;

6.         Норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.


61. Учение марксизма о государстве и праве

В изучении общества Маркс видел необходимость выработки объективной и научной картины социального развития.

Основой марксизма является учение о соотношении базиса и надстройки. В роли первого выступает экономическая система общества - это совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений. В ее основе лежит определенная форма собственности на средства производства.

Надстройка включает правовые и политические институты и соответствующие формы общественного сознания.

Маркс представляет историю обществ как историю борьбы одних социальных групп с другими.

Государство и политическая власть - организованная система господства одного класса над другим путем насилия и принуждения.

Маркс руководствовался в анализе государства и права их классовой сущностью. Государство есть результат раскола общества на классы. Само государство - орудие и собственность господствующего класса.

62. Нормативная теория Г. Кельзена

Право как совокупность правовых норм. Функции норм права:

• регулируют человеческое поведение

• предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам (лишении жизни, здоровья, свободы, материальных и прочих благ).

Право как иерархия правовых норм.

Наивысшей нормой является гипотетическая основная норма - эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Она представляет собой мысленное допущение. Вести себя так, как предписывает Конституция.

Общие нормы установлены в законодательном порядке или путем обычая.

Решения судей, действительность которых определяется общими нормами.

Соотношение международного права с национальным правом отдельных государств.

Приоритет норм международного права по отношению к нормам

национального права.

Понятие государства. Сторонник юридического подхода. Государство — это определенный срез системы законодательства:

• конституционного;

• административного;

• о судоустройстве.

63. Школа «свободного права» Е.Эрлиха

Представителем школы “свободного права” был Е. Эрлих.

Значительное произведение – “Основы социологии права”.

Право - существует и развивается как организационные нормы союзов, из которых состоит общество (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества, хозяйственные союзы и др.). Организационные нормы вытекают из торговли, обычаев, обыкновений, уставных положений организаций; эти нормы образуют - право первого порядка. Для его охраны создаются “нормы решений”, образующие право второго порядка; эти нормы создаются деятельностью государства и юристов.

К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы. Результатом взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права является “живое право” - есть внутренний распорядок человеческих союзов (свободные объединения членов гражданского общества) защищены от произвольного вмешательства Го и его органов.

Закон - это способ обеспечения права. Свободное нахождение права не означает свободу судей от закона. В правосудии решающая роль принадлежит не параграфам закона, а свободному слову квалифицированных юристов.

64. Психологическая теория права Л. Петражицкого

Он полагал, что право заключено в психике индивида.

Ключевым элементом теории является понятие «эмоция»

Одни эмоции он называл жизнеобеспечивающими эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие —

этическими эмоциями. Именно благодаря этическим эмоциям человек и проявляет себя как социальное существо.

Этическая эмоция — это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей. 2 вида этических эмоций:

1) нравственные эмоции — переживания только нашего долга по отношению к другим, без признания за другими права требовать исполнения этого долга (вы не признаете за нищим права требовать от вас подачи милостыни);

2) правовые эмоции — переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель признает за рабочими право требовать оплаты их труда).

Этим эмоциям соответствуют нравственные (односторонне обязательные, беспритязательные) и юридические нормы (обязательно-притязательные).

Итак, право — это совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно-притязательный) характер.

Классификации права.

I. Право интуитивное и право позитивное.

-          Интуитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев.

-          Позитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев.

II. Право официальное и право неофициальное.

-          Право официальное — это право, которое действует при поддержке государства.

-          Право неофициальное — право, которое не имеет поддержки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их разрешения.

65. Политико-правовое содержание теории национал социализма

Идейное ядро – проект тоталитарной политической власти. Го д.б. лишь одним из элементов германской политической общности - 1) "движение" (т. е. национал-социалистическая немецкая рабочая партия); 2) "государство" (собственно государственный аппарат); 3) "народ" (т. е. немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).

Диктат партии над Го предлагалось обеспечить с помощью ряда средств. Упор делался на "унификацию" партии и государства т.е. на срастание нацистской партии с государством и на осуществление этой партией полновластного руководства им.

Руководство таким Го д.б. осуществляться исключительно вождем (фюрером) – Гитлером.

Для них вождизм – наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений.

Право есть продукт расы, и потому им могут обладать, быть его носителями только субъекты, по крови принадлежащие к этой расе, нации, "народной общности".

Они лишили судебную власть самостоятельности, независимости. Имперское министерство юстиции установило полный контроль за деятельностью судов, связанной с вынесением решений и приговоров.

66. Возрожденное естественное право XX века

Начало XX в. - “возрожденное естественное право», т.е. возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, которые были прерваны во второй половине прошлого столетия развитием юридического позитивизма.

Источником естественного закона, согласно концепции Маритена, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом.

Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу.

Современная эпоха характеризуется стремлением расширить и обновить понимание естественного права, сложившееся в XVIII столетии.

Классификация прав человека:

1.         Фундаментальные права личности - право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными.

2.         Политические права - определяются законодательством страны. Это право народа устанавливать конституцию Го и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни, в выборах, право объединения в политические партии, равенство граждан перед законом и судом.

3.         Социальные права - право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п.

Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии.