Курсовая работа: Личные права и свободы граждан

План:

Введение. 3

Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ.. 5

Глава 2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод. 10

Глава 3. Личные права и свободы.. 15

§ 1. Право на жизнь. 15

§ 2. Право на достоинство. 16

§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность. 17

§ 4. Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны   18

§ 5. Право на защиту чести и доброго имени. 19

§ 6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. 20

§ 7. Право на неприкосновенность жилища. 21

§ 8. Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком. 22

§ 9. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну. 23

§ 10. Свобода совести. 24

Заключение. 26

Список используемой литературы: 27



Введение

Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органичес­кая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объек­том притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности инди­видуального самоопределения и самореализации личности. На различных этапах возникновения этих прав они при­званы были ограждать человека от незаконного вторжения го­сударства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассив­ной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содейство­вать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и сво­бод человека. Такая позиция, распространенная во второй по­ловине XX в., нашла выражение, в частности, в решениях Евро­пейского суда но нравам человека. К личным правам и свободам человека от­носят: право на жизнь и достоинство личности; право на свобо­ду и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора мес­тожительства; свободу совести; свободу выбора национально­сти и выбора языка общения. По существу, этот блок прав ох­ватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выра­жая гуманистические принципы всякого демократически орга­низованного общества.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении человека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.

Именно поэтому личные права и свободы человека являются наиболее «весомыми» по сравнению с иными видами прав. Государство, в котором не соблюдаются личные права, не способно обеспечить и соблюдение иных прав. Именно этим и обусловлена актуальность данной темы курсовой работы. Цель и задача данного исследования – показать место личных прав и свобод в системе основных прав и свобод человека, а также рассмотреть конкретные виды данных прав и свобод.


Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ

Конституция Российской Федерации[1] (ст. 2) рассматривает челове­ка, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного го­сударства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в ст. 2, – обязанность государства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, при­знание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фунда­ментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного обще­ства, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивиду­альных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции Российской' Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или, менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью, В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей цен­ностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершен­ствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоот­ношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкрети­зации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в за­креплении в Конституции принципа равноправия граждан.[2]

Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятель­ность демократического государства, на его компетенцию и потенци­альные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им гра­ницы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те Черты, которые характеризуют его как конституционное.

Конституционное государство базируется на народном суверените­те, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этою суверенитета – народ – состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляю­щая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конститу­ционное государство, обосновывая необходимость его существования.

В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг:

Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государст­ва, – господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не спо­собен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в под­линно демократическое общество даже с помощью разного рода юриди­ческих инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая государст­во, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценнос­ти государства или любой другой организация, если при этом не при­знается высшая ценность человека и гражданина.[3]

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны' государства – задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразны­ми, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязаннос­тью государства. Государство призвано защищать человека как дан­ность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов.

Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай воз­можных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточное го минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

О содержании понятия «человек – высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека – от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип сле­дует понимать гораздо шире. Например, ведутся дискуссии о правах плода во чреве матери или о защите чести и достоинства умершего человека.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать досто­инство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод.[4] В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстрой­ка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу – важная предпо­сылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

В современной российской действительности, когда растет преступ­ность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, при­знание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и сво­бод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократичес­кий потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.


Глава 2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод

Как уже отмечалось, правовой статус личности включает совокуп­ность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно неболь­шую часть всех прав и свобод.

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Кон­ституции, другие – в текущем законодательстве, не произвольны.

Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.

1. Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизнен­но важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек со­стоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.[5]

Для государства, для общества значимость конституционно закреп­ленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств госу­дарства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается сово­купной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности – политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, ^ез реализации избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государ­ством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и граждани­на (ст. 55 Конституции).

2. Изначальный или производный характер принадлежности чело­веку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные права и свободы человека неот­чуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

3. Особые юридические свойства основных прав и свобод, специфи­ка их реализации. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, – на соответствующем кон­ституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения – на праве на охрану здоровья.[6] Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами – рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответ­чиков и т.д.;

в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исхо­дит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответ­ствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособнос­ти и принадлежат всякому гражданину как субъекту права.[7] Это свиде­тельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобре­таются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоот­ношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпо­сылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, не­отъемлемого права каждого участника правоотношения;

д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксиру­ются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, – в Конституции;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:

конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть измене­ны в рамках действующей Конституции, без принятия новой;

граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституци­онности закона, примененного или подлежащего применению в кон­кретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает имен­но конституционные права и свободы граждан;

в Уголовном кодексе[8] имеется специальная гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформулировано сле­дующим образом: конституционные (основные) права и свободы челове­ка и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежа­щие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возмож­ность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы со­вести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, техничес­кого и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положи­тельные действия, услуги со стороны государства или правомочия че­ловека на участие в деятельности определенных общественно-полити­ческих, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкрет­ным правам и свободам. Они представляют собой определенную систе­му, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политичес­кие; социально-экономические.

Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанав­ливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последователь­ности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социаль­но-экономические права и свободы. Именно такова последователь­ность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.[9]

В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граждани­на, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Рос­сийской Федерации 1993 года.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Зако­на 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность за­крепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социаль­но-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.


Глава 3. Личные права и свободы

В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 – 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлеж­ностью к гражданству государства, не вытекают из него,

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естест­венные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.[10]

§ 1. Право на жизнь

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны госу­дарства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По сути дела все остальные права так или иначе объединя­ются вокруг этого стержневого права. Такие права, как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свобо­ду от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию осо­бо тяжких уголовно наказуемых деяний. Отдельная проблема в этой области – право государства на применение смертной казни в качестве исключи тельной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смерт­ной казни; в связи с вступлением в Совет Европы Россия должна будет подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Евро­пейской конвенции о защите прав человека[11], касающийся отмены смертной казни в мирное время, и устано­вить со дня вступления мораторий на исполнение смертных при­говоров. В настоящее время в РФ смертная казнь как исключи­тельная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона, реально обеспечивающего каждому обви­няемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участи­ем присяжных заседателей. Данное право должно быть обеспечено всем обвиняемым на всей террито­рии РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь.

§ 2. Право на достоинство

 

Право на достоинство является, по существу, основной це­лью всех остальных нрав человека. В этом смысле достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях от­крываются понятием «достоинство человека». Достоинство – это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как части­цы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть сред­ством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и на­казанию, а также без добровольного согласия – медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осу­ществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подле­жит достоинство любой личности – не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевно­больных.

Достоинство гарантируется и защищается личными права­ми (правом на свободу и личную неприкосновенность, правом па защиту чести и доброго имени и пр.). Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социаль­но-экономических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом па социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни.[12] В раз­витие конституционных норм достоинство личности охраняет­ся нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предус­матривающего такие составы преступлений против чести и дос­тоинства, как клевета и оскорбление.

§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность

 

Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои по­ступки, располагать собой, своим временем.

Указанное право слагается из следующих компонентов:

1)    индивидуальной сво­боды личности располагать собой но своему усмотрению;

2)    фи­зической, нравственной и психической неприкосновенности личности.

Незаконное лишение свободы квалифицируется в уго­ловном законодательстве как акт насилия – физического или психического.

Однако существуют ситуации, требующие при­нудительного ограничения свободы или неприкосновенности.

Такого рода действия должны основываться на законе.

К основным принудительным способам ограничения сво­боды гражданина относятся: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; времен­ная изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми ин­фекционными заболеваниями; направление несовершеннолет­них в интернаты, спецшколы и т. п.[13]

В демократическом госу­дарстве ограничение свободы во всех этих случаях допускается, как уже отмечалось, на основе закона и только по судебному решению.

Гарантии от незаконного ограничения свободы лич­ности подробно регламентируются административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом.

§ 4. Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны

Следует остановиться и на праве на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свобо­ды. Это право означает предоставленную человеку и гаранти­рованную государством возможность контролировать инфор­мацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений лич­ного, интимного характера. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т. е. свободна от внешнего воздействия. За­конодательство не может вторгаться в эту сферу; оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства. Закон устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения. Демо­кратическое цивилизованное государство только в исключи­тельных случаях, на основе закона и специального судебного решения может нарушить неприкосновенность частной жизни человека, ознакомиться с его корреспонденцией или содержа­нием телефонных либо иных сообщений. Очевидно, что подобная вынужденная необходимость сбора сведений о частной жизни гражданина может возникнуть толь­ко в целях борьбы с преступностью, а также охраны здоровья и безопасности других граждан. В Конституции РФ специально оговорено, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23) не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). В содержание рассматриваемого права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по тем или иным причинам считает нежелатель­ным.[14] Личные тайны, доверенные представителям ряда профес­сий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относятся медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного след­ствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.

§ 5. Право на защиту чести и доброго имени

Большую роль в уяснении природы рассматриваемого пра­ва играет защита чести и доброго имени гражданина.

Консти­туционное право на защиту чести и доброго имени конкрети­зируется в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Это возлагает на всех граждан и дол­жностных лиц обязанность поддерживаться от вмешательств» против воли человека в сто частную жизнь, в случае необходи­мости требовать от компетентных органов ограждения его чес­ти и доброго имени от незаконных посягательств.

Поэтому граж­данин вправе требовать по суду наряду с опровержением поро­чащих сведений возмещения убытков н морального вреда, при­чиненных их распространением.

 

§ 6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных сообщений

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных сообщений является одной из основных гарантий нрава на охрану частной и деловой жизни. Это право предусмотрено международными нормами, закреп­лено почти во всех современных конституциях, включая Кон­ституцию РФ (п. 2 ст. 23). Ограничение этого права допуска­ется только на основании закона и судебного решения. Как правило, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться в по­рядке, установленном Уголовно-процессуальным Кодексом,[15] а также Федеральным законом РФ or 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».[16] За нарушение тай­ны переписки устанавливается уголовная ответственность, которой подлежат не только должностные лица, но и граждане.

Принцип невмешательства в личную и семейную жизнь человека предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни.

Очевидно, что соответствующее законодательство требует достаточно де­тальной регламентации. В частности, к органам, занятым сбо­ром и обработкой информации о гражданах, должны предъявляться четкие требования, закрепленные в Законе.

Например, без согласия лица сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни недопус­тимы; собираемые персональные данные должны соответство­вать целям сбора и использования этих данных. По общему правилу нельзя ограничить права граждан на основе использо­вания информации об их социальном происхождении, о расо­вой, национальной, языковой, религиозной и пр. принадлежнос­ти. Гарантируется это субъективное право судебной защитой.

 

§ 7. Право на неприкосновенность жилища

Право на неприкосновенность жилища означает, что ник­то не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Таким образом, ненарушимость жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности.

По закону нарушение неприкосновенности жилища (незаконный обыск, незаконное выселение, вселение и переселение и др.) влечет уголовную или административную ответ­ственность. В РФ указанное право принадлежит всем гражда­нам, проживающим на любой жилой площади независимо от ее правового режима.

Неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютной и беспредельной: во всех странах этот принцип сопровождает­ся ограничительными оговорками.[17]

В отдельных случаях, пре­дусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, За­коном об оперативно-розыскной деятельности допускается втор­жение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, напри­мер в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений, борьбы со стихийными бедствиями и т. п.

 

§ 8. Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным язы­ком

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность.

Фактичес­ки это право личности на свободное этническое самоопреде­ление, реализуемое как возможность выбора собственной куль­турной идентичности и право удовлетворять интересы и зап­росы, связанные с этнической принадлежностью.

В этом пра­ве объективно обосновывается понимание нации как «согражданства», поэтому указание своей национальной принадлеж­ности – это не обязанность, а право человека.

Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискрими­нации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает право на пользование родным язы­ком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-право­вых актах.

В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование род­ным языком трудно переоценить.[18]

С одной стороны, оно позво­ляет самореализоваться каждой личности как человеку, как гражданину, как представителю определенного народа, с дру­гой – дает возможность народам развивать свой язык, куль­туру, сохранять традиции, поддерживать национальные обы­чаи.

§ 9. Право на свободу передвижения и выбора места пре­бывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну

Право на свободу передвижения и выбора места пре­бывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафик­сировано во всех основополагающих международно-право­вых актах о правах человека.

Указанное право является су­щественным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития челове­ка, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантируемое пра­во.

Понятие места жительства раскрывается, например, в ст. 20 ГК РФ[19]: это место постоянного или преимущественного прожи­вания гражданина.

Как известно, действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничива­ла свободу передвижения, ставила каждого гражданина под глас­ный надзор государственных органов.

В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует проце­дура регистрации по месту жительства, которая носит не разре­шительный, а уведомительный характер.

Дееспособные граж­дане по своему усмотрению избирают место жительства, а ком­петентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного харак­тера; свобода передвижения может стать объектом предусмот­ренных законом ограничений, необходимых для охраны госу­дарственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бед­ствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное по­ложение.

§ 10. Свобода совести

Одной из фундаментальных духовных свобод является сво­бода совести. Свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеж­дениями, его независимость в моральной самооценке и само­контроле своих поступков и мыслей. В то же время историчес­ки свобода совести приобрела более узкое понимание – сво­бода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. Достижение свободы совести – обязательная предпо­сылка создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает защиту гражданина от идеологичес­кого господства любых учений как материалистического, так и идеалистического толка.

Свобода совести означает право человека исповедовать лю­бую религию или не исповедовать никакой, отправлять религи­озные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Госу­дарство устанавливает систему специальных гарантий, обеспе­чивающих это и рано.

Свобода совести признается во всех демократических конституциях». Гарантии свободы совести и религии включают:

1)   равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и не­нависти на религиозной почве;

2)   отделение религиозных и атеистических объединений от государства;

3)   светский харак­тер системы государственного образования;

4)   равенство религий, религиозных объединений перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отно­шения к религии, в законную деятельность религиозных объе­динений. Каждый гражданин может свободно высказывать и распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной и любой другой форме. Граждане, пожелав сообща исповедовать определенную религию, объединяются в религи­озные общества и на основе разработанных уставов осуществ­ляют свою деятельность, не спрашивая па это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стан­дартами право на свободу совести связано с обязанностью ува­жать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, нака­зывается по закону. В уголовно-правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.[20]

Гражданским правам в посттоталитарном обществе дол­жен быть возвращен их подлинный первоначальный смысл, со­стоящий в ограждении индивидуальных интересов личности, обособлении их от государственного вмешательства и подавле­ния. Поскольку личные права и свободы выступают в качестве эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства извне в его частную жизнь и внутренний мир, в их развитии и укреплении объективно заинтересовано все общество.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[21] предусмотрена широкая система гаран­тий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования едино­верцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.


Заключение

В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20– 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой сте­пени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключают­ся в следующем:

1)   эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны, напрямую с при подложностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2)   эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3)   это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.


Список используемой литературы:

1.   Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2.   Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.

3.   Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.

4.   Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

5.   Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

6.   Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

7.    Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, № 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711.

8.   Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

9.    Баглай М. В. Конституционное право РФ, учебник. – М., 2004.

10.  Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право РФ. – М., 2001.

11.  Конституционное право. Учебник. / Под ред. Лазарева В.В. - М.: «Юристъ», 2004.

12.  Конституционное право. Учебное пособие./Авт. и сост. Богданова Н.А. М.: «Владос», 2003.

13.  Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2005.

1. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Особое место в законодательстве Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", статья 1 которого указывает на то, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В частности, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.

2. В правовой теории и практике под правами понимается степень дозволенного, а свобода – это степень возможного. Но это не значит, что человек не может воспользоваться своими правами, если они законодательно не закреплены. Ряд прав (так называемых естественных) принадлежит человеку от рождения и до смерти, они являются неотчуждаемыми, не зависящими от власти, государства.



[1] Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

[2] Баглай М. В. Конституционное право РФ, учебник. – М., 2004. – С. 113.

[3] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право РФ. – М., 2001. – С. 69.

[4] Конституционное право. Учебник./ Под ред. Лазарева В.В. - М.: «Юристъ», 2004. – С. 84.

[5] Конституционное право. Учебное пособие./Авт. и сост. Богданова Н.А. М.: «Владос», 2003. – С. 74.

[6] Конституционное право. Учебник./ Под ред. Лазарева В.В. - М.: «Юристъ», 2004. – С. 86.

[7] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право РФ. – М., 2001. – С. 72.

[8] Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

[9] Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.

[10] Баглай М. В. Конституционное право РФ, учебник. – М., 2004. – С. 114.

[11] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.

[12] Конституционное право. Учебное пособие./Авт. и сост. Богданова Н.А. М.: «Владос», 2003. – С. 85.

[13] Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2005. – С. 142.

[14] Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2005. – С. 160.

[15] Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

[16] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

[17] Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2005. – С. 179.

[18] Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2005. – С. 204.

[19] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

[20] Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2005. – С. 221.

[21] Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, № 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711.