Реферат: Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности

Введение

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дает всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.

В республике со своими уставами действуют 149 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации, как: одна православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 21 православный и 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 43 религиозных центра и управления (республиканские и областные). Среди них 10 православных и 4 католические епархии. С их учетом численность религиозных организаций достигла 3012.

Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих — более 80% православных; более 10% — католиков; почти 2% — протестантов; 0,2% — мусульман; 0,2% — иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.

Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, имевший место в первой половине 90-х годов.

Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающееся в отдельных случаях в антиобщественные проявления.

Изменения в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений нашли отражение в законодательстве. В 1992 году в Республике Беларусь был принят демократический закон свободе вероисповеданий и религиозных организациях’, сыгравший свою роль в правовом обеспечении новых отношений между государством и религиозными организациями. Вместе с тем этот закон был принят без серьезной теоретической подготовки, которой объективно не могло быть, учитывая долгие годы научного и законодательного забвения по отношению к религиозным институтам.

Процессы, происходящие в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны в последние годы, коренным образом изменили правовое положение религиозных организаций и верующих.


Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности

Приняв православие, наше Отечество, так же как Русь Восточная и Южная, вошла в византийскую цивилизацию, восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Христианство, как известно, никогда не было единым, как не была внутренне единой сама Римская империя, в лоне которой оно возникло.

Римская мировая держава изначально делилась на латинский Запад и греческий Восток. Затем она раскололась на Западную империю и Восточную — Византию. В государственно-правовом и военном отношении доминировал Запад, в культурном — Восток. соответственно западная христианская церковь впитала в себя духовное своеобразие Запада, его холодный рассудочный рационализм, агрессивную авторитарность, индивидуализм, натурализм в искусстве. Эти особенности породили затем притязания западной церкви на светскую власть, схоластику, торговлю индульгенциями, догмат о папской непогрешимости и т. д.

Восточная церковь впитала в себя утонченную духовность эллинизма, его спиритуализм, доминанту эмоционального начала, интуитивизм и соборность, символизм в искусстве. Разделение церквей, которое произошло в 1054 г., свидетельствовало, что в Европе сформировались две родственные, но различные христианские цивилизации. Западные варвары, кельты и германцы вошли в католический мир, впоследствии расколовшийся на католиков и протестантов, но сохранивший общий духовный архетип. Славяне и народы Закавказья вошли в лоно восточной православной церкви, также впоследствии расколовшейся на ряд течений, сохранивших, однако, общую духовную основу.

История Беларуси начинается с истории Полоцка, Турова и вхождения западнорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Православие постепенно и ненасильственно распространялось в Литве. Даже члены великокняжеской семьи, получая уделы в русских землях, обыкновенно крестились. Были распространены смешанные браки. Однако сам великий князь, опиравшийся в военно-политическом отношении на языческую литовскую знать, неизменно оставался язычником.

К концу ХIУ в. положение изменилось. Стало очевидным, что в христианской Европе языческое государство далее существовать не может, тем более что большая славянская часть подвластных ему земель была христианской, православной. Литва оказалась перед цивилизационным выбором: на Востоке, постепенно высвобождаясь от татарской зависимости, быстро поднималась православная Московская Русь, втягивая в свою орбиту восточнославянские земли Литвы. На Западе выходила из феодальной раздробленности и быстро набирала силы католическая Польша, более многолюдная и богатая, чем редконаселенная, истощаемая противоборством с татарами Россия.

Доминировавшая в Литве языческая знать во главе с великим князем Ягайлой была поставлена перед выбором: православие или католицизм, Москва или Краков? Осенью 1380 г. выбор был сделан, Ягайло с литовской дружиной пошел на Куликово поле на помощь хану Мамаю, а через пять лет в замке Крево близ Сморгони был заключен договор об унии Литвы с Польшей. Польская ориентация литовской знати привела Литву к Кревской унии 1385 г., принятой всего через пять лет после Куликовской битвы. Уния укреплялась династическим браком Ягайло с наследницей польского престола княжной Ядвигой. Сам Ягайло (в крещении Владислав) и вся языческая Литва принимали христианство в его западной, католической форме. С этого момента каталицызм становится государственной религией ВКЛ, а православие лишается покровительства государства.

После заключения унии одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории стало католическим государством. Литовские язычники были обращены в католицизм, а феодалы-католики получили все права. Они отныне могли занимать все основные государственные посты, им гарантировалась неприкосновенность земельных владений. На белорусские земли пришли польское право, польская культура, польский язык, которые стали постепенно вытеснять русскую и литовскую культуру, право и язык. В этих условиях измена вере отцов, переход в католицизм, стала означать разрыв с этносом, так как религиозная и этническая принадлежности человека в то время отождествлялись и переживались особенно остро.

Католицизм на белорусские земли пришел из Польши. Например, в Литве католицизм был воспринят как «польская вера», противостоящая «русской вере» — православию. Поскольку по условиям унии полноправными гражданами являлись только феодалы-католики, это не могло не внести раскола в еще недавно относительно веротерпимое литовское общество. Перемена веры неизбежно влекла за собой этнокультурную и языковую ассимиляцию.

Разумеется, это был не одномоментный, а постепенный процесс. На протяжении ХУ—ХУI вв. происходило постепенное превращение политической системы Великого Княжества в окраинный вариант польской государственности.

Во многих отношениях история белорусского этноса и белорусской культуры, возникших на цивилизационной границе между западнохристианским католическим, а после раскола западной церкви и протестантским миром и восточнохристианским православием, была историей цивилизационного противостояния. Начало белорусского этногенеза совпало с превращением католичества в государственную религию Великого княжества Литовского и происходило на фоне непрекращавшейся экспансии на православные восточнославянские земли. С этой точки зрения именно конфессиональный фактор стал определяющим в сложном процессе формирования религиозного содержания идеологии белорусской государственности.

Нельзя сказать, чтобы процесс смены веры наших предков протекал безболезненно и мирно.

Результатом государственной политики второй половины ХУ — начала ХУI в., направленной на укрепление позиций католицизма, стал быстрый рост числа католических приходов. К 1500 г. их число на территории Беларуси достигло 90, а к 1550 г. 152.

В июне 1569 г. в Люблине была подписана уния, согласно условиям которой ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно государство — Речь Посполитую. Католическая церковь распространяет свое влияние на белорусских землях, используя орден иезуитов и другие монагцеские католические ордена — бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, францисканцев и др. Они должны были содействовать распространению католицизма среди местного православного населения, способствовать ликвидации оппозиционных настроений местной православной шляхты, мещан и горожан, которые не раз в ходе многочисленных войн демонстрировали свои симпатии к России.

Однако и после Люблинской унии оставался православно-языческий белорусский народ, православное духовенство, православные городские братства и даже часть дворянства, которые упорно отстаивали свою цивилизацию. Во многом благодаря простому белорусском у народу, который сделал свой выбор в пользу православной веры, белорусский этнос не исчез.

Православное население на протяжении всего существования Речи Посполитой тяготело к Русскому государству. Историческая справедливость требует отметить, что по сравнению с самодержавной Россией польские порядки были не в пример вольготнее для господствующего сословия. В России, в отличие от Польши, государственные интересы, безусловно, доминировали над личными и узкосословными интересами, а нравственный максимализм — над этическим релятивизмом.

У польских дворян по сравнению с русскими были более развиты личностное начало, культ чувства личной свободы, по крайней мере как некоего идеала, навыки сословной самоорганизации, свободнее было положение женщин. В быту шляхтичи тяготели к следованию общеевропейским нормам, в отличие от русского традиционалистского уклада, где еще долго оставались актуальными средневековые домостроевские порядки.

Особую страницу в истории идеологии белорусской государственности составило проникновение в ВКЛ и Речь Посполитую в ХУI — начале ХУII в. протестантских сек, преимущественно кальвинистского толка. В его основе лежало стремление ряда магнатов, зарившихся на громадные земельные богатства католической церкви и недовольных духовным засильем иезуитов, воспользоваться протестантизмом для еще большего укрепления своего могущества. В этот процесс была втянута зависимая от них мелкошляхетская свита.

В ХУII в. на белорусских землях протестанты стали открывать свои школы, типографии. Они издавали богослужебную и полемическую литературу, в том числе и на старобелорусском языке. Так,С. Будный основал в Несвиже под патронатом князя Радзивилла типографию, в которой издал на старорусском языке протестантский «Катехизис». В. Тяпинский в собственном имении вблизи Лепеля издал «Евангелие» с предисловием.

Из всех реформационных течений наибольшее распространение в Великом княжестве Литовском, в том числе и в Беларуси, получил, как уже отмечалось, кальвинизм. В 5О-е годы ХУI в. в него перешли большинство магнатов и значительная часть шляхты. В бО-е годы на территории Беларуси уже действовали десятки реформационных общин, а при них — церкви, школы, приюты, типографии. Крупнейшими реформационными центрами стали Брест, Несвиж, Витебск, Новогрудок, Клецк, Ивье, Слуцк, и др. Вокруг них групПировались известные ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. Некоторые из них (С. Будный, В. Тяпинский и др.) по своему масштабу достигали уровня знаменитых европейских мыслителей.

Реформационное движение содействовало активизации духовной Жизни общества, оказало благотворное влияние на развитие книгопечатания, гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре, расширение ее международных контактов.

Чтобы защитить католицизм от реформационного движения, Ватикан и правящие круги Речи Посполитой сделали ставку на орден иезуитов. Самые опытные миссионеры появились в Великом квяжестве Литовском на следующий год после принятия Люблинской унии. Главным идеологом Контрреформации стал П. Скарга. Иезуиты взяли в свои руки образование, открыли на территории Беларуси сеть костелов и монастырей, занялись благотворительной деятельностью. Это дало свои плоды. Обновленный и усиленный католицизм начал вытеснять протестантские общины. В 7О-е годы ХУI в. социальная база реформационного движения значительно сузилась, а к концу первой половины ХУII в. наступил его кризис. Во второй половине ХУII в. оно под ударами Контрреформации вынуждено было сойти с исторической арены.

И сегодня достойны уважения гуманистические устремления протестантской интеллигенции ВКЛ и Речи Посполитой. Протестантизм, конечно, оказал определенное влияние на культурную историю Беларуси.

Подписанная 28 июня 1569 г. и утвержденная на раздельных заседаниях польского и литовского сеймов Люблинская уния завершила начатый в 1385 г. в Крево процесс поглощения Польшей Великого княжества Литовского. По мере распространения среди литовско-белорусской шляхты польской культуры, обычаев и правосознания у нее складывалось стремление уравняться с польской шляхтой в юридических правах или даже приобрести ее права и привилегии.

В истории идеологии государственности Беларуси особое место занимает Брестская уния (1596 г.). Суть ее заключалась в том, что православная и католическая церкви, объединившись, создавали промежуточную — униатскую церковь (греко-католическую), в которой все обряды, праздники и т.д. должны были оставаться такими же, как и в православии. Это делалось для того, чтобы православные верующие не встретили для себя ничего непривычного в католицизме. Единственным дополнением являлось обязательное признание Папы Римского наместником Бога на земле, а также уплата церковной десятины в пользу Ватикана. Униатская церковь задумывалась как своеобразный гибрид двух церквей (православной и католической) с православной формой и католическим содержанием. Эта церковь должна была стать своеобразным мостом от православная к католицизму, а в политическом отношении — переходом от белорусского и украинского к польскому порядку.

С принятием унии запрещалось совершать церковные обряды по православному канону, крестить детей, венчать новобрачных, отпевать покойников. Православные церкви стали насильственно превращаться в униатские, активно строились и униатские храмы, а униатская церковь стала крупным земельным собственником и эксплуататором народных масс. Народ противодействовал унии, боролся с ней, и это сопротивление затянулось на десятилетия. Не принимавших унию ожидали избиения, угрозы, тюремное заключение, отлучение от церкви. Борьба против национально-религиозного угнетения и после этого не прекратилась, а в середине ХУII в. она вылилась в освободительную войну украинского и белорусского народов, которая длилась с 1648 по 1654 г. И все же к концу ХУIII в. около 80% крестьян Беларуси стали униатами.

Содействовала ли уния развитию белорусской народности и ее государственности? Этот вопрос до сих пор не решен учеными-историками. Однако очевидно, что хранителями белорусской культуры остались народные массы и православное духовенство, а также униатского духовенства.

После первого раздела Речи Посполитой и включения части Беларуси в состав Российской империи (1772) Екатерина II публично что не думает сколько-нибудь стеснять свободу веры. И мператрица повелела губернаторам «вновь присоединенных от Польши областей» наблюдать за полной неприкосновенностью всех конфессий, в том числе православной, католической и греко-католической примеру западноевропейских стран она учредила в 1773 г.

Независимую от Рима Белорусскую католическую епархию с центром в Могилеве. Обеспечивая католикам свободу вероисповедания, Екатерина II не признала за Папой права вмешательства в дела внутреннего устройства местного католического духовенства.

Следует иметь в виду, что на территории Беларуси была разрешена деятельность запрещенного в Европе (1773) ордена иезуитов. С 1812 по 1820 г. в Полоцке действовала иезуитская академия со статусом университета. Ей были подчинены иезуитские училища в Полоцке, Витебске, Могилеве, Орше, Мстиславле, Чечерске, Климовичах. На белорусской территории функционировали также школы доминиканцев, францисканцев и др. В 1816—1826 гг. в Могилеве, Витебске, Минске и Гродно были открыты отделения Российского библейского общества. На протяжении второй половины ХУIII — первой трети ХIХ в. католическая церковь в Беларуси оставалась крупнейшим собственником и влиятельнейшей политической силой.

Более сложным было историческое положение греко-католической церкви, Известно, что ввиду оппозиции греко-католической иерархии действиям российского правительства Екатерина II оказала поддержку деятельности архиепископа могилевского Георгия (Конисского), который в 1772 г. обратился к ней с просьбой о переводе униатов в православие. Однако только в 1780 г. он получил разрешение назначать на вакантные униатские кафедры православных священников, если этого желали прихожане. В результате только за три года (с 1781 по 1783 г.) к православной церкви присоединилось 117 161 человек. Переход в православие осуществлялся еще быстрее после второго и третьего разделов Речи Посполитой (1793, 1795).

В царствование Николая I развивалась ориентация на укрепление православной церкви. Она совпала с реформаторскими настроениями ряда униатских иерархов и получила свое развитие на Полоцком церковном соборе. 12 февраля 1839 г. епископами и «начальствующим духовенством» был подписан «Соборный акт» о воссоединении униатской церкви с православной, а 25 марта «Синодальное деяние» было утверждено императором. Всего в 1839 г. с православием воссоединилось свыше 1600 приходов (более 1 млн 600 тыс. человек).

Октябрьская революция (1917) явилась коренной ломкой прежней системы ценностей. С приходом к власти большевиков положение всех конфессий в обществе радикально изменилось. Деятельность революционной власти началась с принятия специальных законодательных актов по национализации церковных и монастырских земель, с прекращения финансирования духовенства, храмов и религиозных церемоний. В январе 1918 г. были ликвидированы государственные учреждения, которые занимались делами духовенства. 23 января 1918 г. СНК РСФСР принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Соответствующий 4 декрет, который сохранил основные положения законодательного акта РСФСР, принял 11 января 1922 г. СНК БССР. Эти акты определяли, что государство не должно вмешиваться в деятельность религиозных организации.

Вместе с тем в реальной жизни проводилась иная политика. Вмешательство в конфессиональные дела стало нормой на протяжении всего существования СССР, так как воинствующий атеизм был положен в основу государственной политики по отношению к церкви. Всемерная государственная поддержка атеизма и запрет на религиозную пропаганду своей целью имели изоляцию церкви, искоренение религии как пережитка прошлого. Репрессии против духовенства, разрушение церквей и монастырей должны были, по замыслу богоборцев, вытравить из сознания людей мысль о Боге, память о своих религиозных традициях. Наибольший размах репрессии достигли в 2О—30-е годы ХХ в.

В результате многолетних гонений советского государства на церковь ее позиции и влияние в обществе оказались сильно подорванными. Религиозные ценности были вытеснены из сознания и образа жизни населения.

С распадом СССР (1991) начался трудный, сложный и противоречивый процесс религиозного возрождения. Сегодня религиозная ситуация в республике динамично развивается и выглядит следующим образом. На 1 января 2005 г. в Беларуси действовало 2829 религиозных общин: в Брестской области — 662, в Витебской — 470, в Гомельской — 322, в Гродненской — 415, в Могилевской — 213, в Минской — 592 и в г. Минске 125 общины, 140 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения).

Первым законодательным актом, регулирующим государственно конфессиональные отношения в постсоветской Беларуси, был Закон от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». В настоящее время эти отношения регулируются законом от 31 октября 2ОО2г. «О свободе совести и религиозных организациях». Необходимость принятия нового закона была вызвана рядом обстоятельств.

Действовавший ранее Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» был принят Верховным Советом Республики Беларусь в условиях, когда государство впервые после длительного периода борьбы с религией начало строительство цивилизованных отношений с церковью. За прошедшее десятилетие изменилось и отношение к религии в обществе, и само общество, да и религиозная ситуация в стране. Количество религиозных организаций за последние 10 лет удвоилось. Общины представляют 26 конфессий и религиозных направлений. В то же время не прекращаются попытки распространения в республике ранее неизвестных неокультов, нетрадиционных религиозных учений и деструктивных сект. Действовавший закон о свободе вероисповеданий не содержал правового механизма противодействия этому явлению. За прошедшее десятилетие законодательные акты о свободе вероисповеданий в значительном большинстве стран Восточной Европы были изменены. В новых законах о свободе совести, принятых в Литве, Латвии, Чехяи, Словакии, закреплены приоритеты исторически традиционных вероисповеданий, определены испытательные сроки для впервые зарегистрированных религиозных направлений. В стране назрела необходимость приведения законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях в соответствие с новыми реалиями. В связи с этим и была разработана новая редакция Закона.

В преамбуле Закона впервые развивается норма части второй статьи 16 Конституции Республики Беларусь, согласно которой взаимоотношения государства с религиозными организациями регулирующиеся с учетом их влияния на формирование духовных культурных и государственных традиций белорусского народа.

Наличие или отсутствие религиозного объединения не может рассматриваться как ограничение свободы вероисповедания, поскольку удовлетворение своих религиозных потребностей гражданами может осуществляться в рамках религиозных общин.

Предусмотрено проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания, поступающих из-за рубежа (ст. 26). Экспертиза импортируемой религиозной литературы необходима для прекращения поступления в республику тех изданий, которые распространяются деструктивными группами и другими псевдорелигиозными организациями Этот контроль не ущемляет законных интересов зарегистрированных в республике религиозных организаций и не является препятствием для импорта ими религиозной литературы.

В Законе содержатся и другие положения. В частности, установлены основания для ликвидации религиозной организации через суд; узаконивается проведение государственной религиоведческой экспертизы уставов и вероучений религиозных общин ранее неизвестных в республике религиозных направлений; одним годом ограничен срок религиозной деятельности в республике иностранных священнослужителей с возможностью дальнейшего его продления; приведен в соответствие с Гражданским кодексом порядок осуществления религиозными организациями предпринимательской деятельности; приведен в соответствие с действующим законодательством порядок проведения религиозных мероприятий в местах под открытым небом и в помещениях,не предназначенных для этих целей (ст. 25); приведен переченъ нарушений законодательства о свободе совести, за которые виновные привлекаются к ответственности (ст. 31).

Идеология белорусского государства не может не основываться на таких общечеловеческих ценностях как свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести принято понимать право человека исповедовать любую религию (верить в Бога) или не исповедовать никакой религии (быть атеистом), распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление соответствующих культов (обрядов) по этому учению. Свобода совести включает: право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей, а также право самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них.

Свобода вероисповедания включает: право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. ‚

В настоящее время имеется международная правовая основа, закрепляющая свободу совести и свободу вероисповеданий. Назовем некоторые важнейшие международные правовые документы: Всего 6


Заключение

Следует подчеркнуть, что в белорусском обществе государство и церковь находятся в отношениях социального партнерства, т.е. сотрудничают в сферах, представляющих взаимный интерес. К таким сферам относятся духовно-нравственная, благотворительность, восстановление церковных зданий и других церковных ценностей в качестве национальных памятников, развитие сотрудничества в период социальных конфликтов и т.д. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь строятся на началах равноправия в делах, представляющих взаимный интерес.

Формирование идеологии белорусского государства — это сложный, трудный, противоречивый и длительный процесс. В нем учитывается поликонфессиональность нашего общества. Идеология белорусского государства ориентирована на недопущение в республике разжигания межрелигиозной розни, политизации религии и церкви предполагает использование потенциала всех конфессий в деле укрепления нравственно-этических ценностей общества.

Современная религиозная ситуация в республике стабильна и в то время отличается динамизмом и характеризуется продолжающимся процессом религиозного возрождения. Однако идеи государственности и высокой морали в нашей истории формировались не только религией, но и философией. Белорусский народ входит в число тех немногочисленных народов, которые выработали собственную философскую мысль. Философский аспект идеологии белорусской государственности

Своеобразие и особенность белорусской философской мысли обусловлены историческим прошлым нашего народа, его включенностью в тему Международной коммуникации.

Следует иметь в виду, что до сих пор на признание самостоятельности белорусской философии влияло то, что белорусский этнос никогда не рассматривался как самостоятельный, а исследователи отечественной философии считали белорусов частью либо великорусского, польского народа. Географически находясь в центре Европы, наша страна располагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории Белорусские земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. По мнению белорусского исследователя И. Абдираловича, указанное выше пограничное расположение Беларуси вело к многовековым культурным колебаниям то одну, то в другую сторону, в результате чего белорусы не стали наВ4 Востока, но не приняли и культуры Западной Европы. Если принимать эту мысль как указание на нашу самобытность, то с этим следует согласиться. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых выступали полиэтнический характер государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя»


Литература

 

1.      Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Мн.: Амалфея, 2004.

2.      Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. – Мн.: Тесей, 2003.

3.      Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов/ Под общ. ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2004.

4.      О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн.: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003.

5.      Рыбаков С. Миф «деидеологизации» // Духовное наследие. –

6.      Концепция национальной безопаности Республики Беларусь от 17.07.2001 г.

7.      Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.

8.      Лукашенко А.Г. Материалы выступлений, докладов, интервью /Сайт Президента Республики Беларусь

9.      Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. – Мн.: Тесей, 2003.

10.    О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн.: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003.

11.    Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов/ Под общ. ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2004.

12.    Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.А.Василевича, Я.С.Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004.

13.    Паречина С.Г., Пашковский Г.М. Гражданское общество в Республике Беларусь: становление и пути развития / Беларусь–Россия–Китай: к новой парадигме истории: Сб. науч. тр. – Мн.: ИСПИ, 2003. С. 174–195.