Курсовая работа: Наследование (hereditas) в Древнем Риме - общая характеристика
Московский институт права
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РИМСКОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ № 8: «НАСЛЕДСТВО (HEREDITAS) В РИМСКОМ ПРАВЕ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
План:
Введение. 3
1. История развития римского наследственного права. 4
2. Понятие наследования. 7
2. Наследование по завещанию. Содержание завещания. Обязательная доля. 9
3. Наследование по закону. 12
4. Необходимое наследование. 14
5. Наследование по праву представления. Наследственная трансмиссия. 16
6. Открытие наследства. Принятие наследства. Последствия принятия. 18
7. Иски о наследстве. Выморочное наследство. 20
8. Легаты и фидеикомиссы.. 21
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 25
Введение
Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. По мере того, как индивидуальная частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы завещательных распоряжений. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. Вместе с тем римское право нашло способы сочетания свободы завещаний с интересами наследников по закону: за некоторыми из последних были признаны определенные права в имуществе наследодателя, которых нельзя было ни отменить, ни уменьшить завещанием. Это было так называемое необходимое наследование определенных разрядов наследников по закону. Весь этот ход развития был связан и с постепенным освобождением завещания от первоначального формализма.
Правда, пережитки формализма сохранились в постановлениях о наследовании по завещанию даже и по окончательно сложившейся системе наследственного права, закрепленной законодательством Юстиниана. Правда, некоторые следы древнейшего права проявлялись и в окончательно сложившемся порядке наследования по закону. Тем не менее, основные институты наследственного права, выработанные римским правом, были восприняты гражданским правом новых народов и составляют до сих пор основу наследственного права капиталистических государств. Более того, римскому праву современные законодательства обязаны и самым понятием наследования, как универсального преемства, в силу которого на наследника не только переходят, в качестве единого комплекса, все имущественные права и обязанности наследодателя (hereditas nihil aliud est. quam successio in universum ius quod detimctus habuerit (D. 50. 17. 62), но и возлагается ответственность своим имуществом за долги наследодатели, создается своего рода продолжение в лице наследника, юридической личности наследодателя; nostris videtur legibus una quodammodo persona heredis et illius qui hereditatem in eum transmittit (Nov. 48 praef).
Наряду с идеей универсального преемства римское право выработало и понятие сингулярного преемства по случаю смерти: понятие завещательных отказов (легатов), в силу которых определенные лица приобретали отдельные права на принадлежавшее завещателю имущество, не становясь субъектами каких бы то ни было обязанностей.
Наряду с этими основными понятиями системы наследования как преемства в правах и обязанностях вследствие смерти, римское право создало ряд положений об основаниях наследования, о порядке приобретения наследства, об отношениях наследников между собою и с кредиторами наследодателя[1].
1. История развития римского наследственного праваОсновные этапы развития. В развитии римского наследственного права можно проследить четыре этапа: а) наследственное право древнего цивильного права; б) наследование по преторскому эдикту; в) наследование по императорскому до-юстиниановскому законодательству и, наконец, г) результат реформ Юстиниана, произведенных его новеллами.
Наследование по древнему цивильному праву. Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.
Таким образом, хотя трудно сомневаться в том, что первым по времени основанием наследования было в Риме, как и везде, наследование по закону, hereditas legitima, в силу которого имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество, однако, законы XII таблиц исходят уже из представления о завещании, как нормальном, наиболее часто встречающемся основании наследования[2].
При этом характерной чертой римского наследования, которую оно сохранило навсегда, было правило: nemo pro parte testatus, pro parte ntestatus decedere potest (D. SO. 17, 7) — наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица; если завещатель назначил наследника, например, к четверти своего имущества, то наследник имеет право и на остальную часть этого имущества, наследники по закону остаются в стороне. Вероятно, это правило возникло на почве буквального толкования положения законов XII таблиц, в силу которого наследование по закону могло иметь место при отсутствии завещания, «siintestate moritur». Затем к этому положению привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права.
Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римского наследственного права, когда принцип свободы завещаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками института семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако, уже признан отчетливо и прочно. Когнатическое же родство еще не дает права наследования по закону.
Наследование по преторскому праву. Реформы, осуществленные в области наследования претором, начались еще в республиканский период (*преторское* наследование упоминается в сочинениях Цицерона) и завершились в эпоху принципата. Они шли следующим путем. Претор создал особый интердикт — interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственным имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia — в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев населения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладателем наследственного имущества, кровною или иною личною связью.
Однако скоро оказалось, что интересы господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и в частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следовательно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях bonorum possessio следующему по порядку родственнику, т.е. допускал в отличие от цивильного права так называемое successio graduum et ordinum (nn. 249 и 253).
В этом случае претор действовал уже iuris civilis supplendi gratia — в целях восполнения цивильного права.
Наконец, с распадением старой земледельческой семьи претор признал несоответствующим новым жизненным условиям сложившееся в древнейшие времена устранение эманципированных, т. е. освобожденных от patria potestas детей, от наследования после отца, и bonorum possessio стала предоставляться эманципированным детям. В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis corrigendi gratia — в целях исправления цивильного права, утверждая, таким образом, когнатическую кровную связь в качестве основы наследования по закону.
На первых порах претор предоставлял Ьопошш possessio после исследования в каждом отдельном случае обстоятельств дела (causae cognitio) и вынесения личного решения (decretum), вследствие чего полученная таким образом bononim possessio называлась bonorum possessio decrelalis. Но когда в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется bonofum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт, causae cognitio отпала, и для получения bononim possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее предоставление. Сложившаяся таким образом bonorum possessio edictalis была уже устойчивым институтом римского права.
Сделать bonorum possessor'a цивильным наследником претор не мог, он и называл его не наследником, a possessor'oм, обладателем наследственного имущества, но создавал для него положение по существу однородное с положением цивильного наследника, предоставляя ему иски последнего в качестве actiones in factum: bonorum possessor и становился heredis loco (I 3.9. 2).
В то же время, отказывая цивильному наследнику в исках для получения наследства, претор оставлял за таким лицом одно лишь имя heres.
Так наряду с цивильной системой наследования сложилась мало-помалу преторская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы.
Существенное значение, наряду с деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были подведомственны споры о наследовании, о котором идет речь ниже.
Императорское законодательство до Юстиниана. Много внимания уделило наследственному праву законодательство времени принципата и особенно империи, обобщившее и закрепившее основные начала преторской системы наследования.
Наследственное право в новеллах Юстиниана. Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: ПК (543 г.) и 127 (548 г.) — реформа наследования по закону и 115 (S42 г.) — так называемое необходимое наследование.
2. Понятие наследованияНормы наследственного права принадлежат к способам приобретения имущества, поскольку они регламентируют переход имущества к другим лицам в связи со смертью собственника. Понятие наследования включает в себя категорию универсального преемства, ибо для возникновения права наследования (у одного или нескольких лиц) недостаточно факта смерти наследодателя, но и необходимо, чтобы на наследника переходили все права и обязанности умершего (но не отдельное правоотношение). Таким образом, наследование в римском частном праве (и в современном) характеризуется как универсальное преемство, т. е. преемство всего комплекса имущественных прав и обязанностей наследодателя.
Наследованием называется переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом всё имущество наследодателя (или – при наличии нескольких наследников – определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер проявляется и в том, что к наследнику переходят сразу и права, и обязанности, входящие в состав наследства, в том числе такие права и обязанности, о существовании которых наследник не знал. В римском праве известно сингулярное преемство, то есть предоставление лицу отдельных прав – так назывались легаты теория отказы. Наследственно-правовые отношения возникали, когда законный наследник, способный принять наследство, заявлял, что принимает наследство. Если речь шла о наследстве дееспособного наследодателя и о вещах, могущих являться предметом наследования, наследник получал все права, которыми прежде владел наследодатель. Наследование, возможно, было или по завещанию, или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании не принимал наследства). Недопустимо было сочетание этих двух оснований при наследовании после одного и того же лица, т.е. переход одной части наследства по завещанию, а другой – по закону.
Наследодатель, defunctus или de cuius, являлся лицом, которое при жизни могло быть носителем наследственных прав и обязанностей. Этим правом не обладали латины, лица alieni juris, если не они располагали peculium castrense и quasicastrense, и частные рабы, в то время как общественные рабы могли располагать mortis causa половиной пекулиума. Юридическое лицо не могло быть наследодателем. Физическое лицо, могущее быть наследодателем, получало этот статус в момент смерти.
Статус наследника при определенных условиях могло получить любое физическое лицо, даже рабы. Чтобы получить статус наследника, физическое лицо должно было жить в момент деляции, то есть в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти. Статус наследника могли получать и юридические лица. В постклассический период и церковь могла получить статус наследника[3].
Необходимо различать открытие наследства и вступление в него. Наследство открывается в момент смерти наследодателя; с открытием наследства для определенных лиц связано получение права приобрести наследство. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.
Основное значение в Древнем Риме имело наследование по завещанию (secundum tabulas testamenti). Отсюда такие термины, как завещательное наследство (hereditas testamentaria) или наследник по завещанию (heres ex testamento). Первостепенная роль наследования по завещанию сказывалась также на обозначении, которым пользовались, когда речь шла о втором виде наследования: оно именовалось seccessio ab intestato – наследование при отсутствии завещания. Римские источники послужили также основой появления и другого термина – наследование по закону, поскольку в них встречается такое словоупотребление, как законное наследство (hereditas legitima) или законный наследник (heres legitimus).
2. Наследование по завещанию. Содержание завещания. Обязательная доляЗавещание есть правомерное выражение воли,
сделанное торжественно для того,
чтобы оно действовало
после нашей смерти.
Завещанием в римском праве признавали не всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало назначение наследника. Такое назначение должно было быть в самом начале завещания. Завещание являлось односторонней сделкой, т.е. оно выражало волю только завещателя. Завещание не являлось договором, т.к. выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания, а только после смерти завещателя, как самостоятельный акт. Односторонний характер завещания проявлялось также в праве завещателя в любое время односторонне изменить или отменить завещание.
Собственник имущества имел право сам определить, к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти входящие в это имущество права и обязанности. Чтобы завещание приобрело юридическую силу, оно нуждалось в определенном оформлении. Цивильное право допускало три различных способа составления завещаний:
1.провозглашение завещателем своей предсмертной воли в куриатных комициях (собраниях);
2.завещание воина, объявлявшееся в строю перед военным сражением;
3.завещание в виде манципации (посредством меди и весов); последнее имело наиболее широкое распространение.
В праве постклассического периода было принято различать частные и публичные завещания. Частные завещания составлялись в присутствии семи свидетелей. Публичные завещания совершались перед магистратом, судом или императором.
В завещании прежде всего определялись наследники, назначенные его составителем.
Условия действительности завещания:
1) для совершения завещания требовалась специальная способность. Ее не имели недееспособные (душевнобольные, малолетние, расточители), лица, осужденные за некоторые преступления, все подвластные, кроме воинов, за которыми признавалось право завещательного распоряжения военным пекулием.
2) форма завещания - требовала 7 свидетелей, письменная форма необязательна. Существовали публичные завещания:
а) путем занесения распоряжения завещателя в протокол суда;
б) путем передачи в императорскую канцелярию на хранение завещания.
3) наследник должен был быть назначен лично завещателем, ясно и точно. Такой способности не имели лица, которые к моменту смерти не были зачаты, дети государственных преступников.
С другой стороны, назначить наследниками можно было лишь кого-нибудь из числа тех, кто обладал пассивной завещательной способностью; она не признавалась ни за перегринами, ни за объединениями (юридическими лицами); понятно, что её не было и у рабов. Если завещание освобождало из рабства, то разрешалось здесь же назначить отпускаемого на свободу наследником по завещанию. Такой способности не имели лица, которые к моменту смерти не были зачаты, дети государственных преступников.
Назначение наследника под условием допускалось, если условие было отлагательным. В этом случае наследство открывалось не в момент смерти, а при наступлении условия. Условие отменительное не допускалось, т.к. это было не по римскому праву. Примером отлагательного условия может быть подназначение наследника - т.е. назначался как бы запасной наследник. В завещании назначение наследника иногда сопровождалось возложением на наследника выполнения определённых действий, использования имущества по определённому назначению.
Наряду с назначением наследников завещатель определял наследственную долю, выделяемую каждому из них. Размер выделенной доли зависел от усмотрения завещателя. Однако некоторые из числа законных наследников не могли быть лишены наследства полностью. Круг таких наследников с переходом от одной эпохи к другой меняется. В самые поздние времена к их числу относились восходящие и нисходящие родственники, а также родные братья и сестры наследодателя. Меняется и размер той части наследственного имущества которая переходила к ним в обязательном порядке. На позднем этапе постклассического периода он составлял 1/4 законной доли.
Для того, чтобы совершенный акт имел юридическую силу завещания, он должен был определить наследников с указанием либо на передачу всего наследственного имущества одному наследнику, либо о выделении определенных долей каждому из них.
Таким образом, завещание у римлян - строгое одностороннее формально-правовое распоряжение лица на случай его смерти, в котором обозначен наследник.
Утрата завещанием силы
Хотя завещание сохранило на всем протяжении истории Рима значительные черты формализма, однако со времени классических юристов складывается то, что называли залог favor testamenti, т.е. тенденция при помощи благоприятного толкования сохранять, насколько то было возможно, силу завещаний. Так, например, если кто-нибудь был назначен наследником под невозможным условием, условие считалось ненаписанным (pro non scripto habetur), а назначение наследника безусловным.
Однако и завещание, составленное с соблюдением всех требований закона, могло утратить силу до открытия наследства, прежде всего, вследствие отмены его завещателем, которая в древнейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву уничтожением tabulae testamenti, срывом с них печатей и т.п. В период империи сначала было постановлено, что завещание утрачивает силу, если до истечения десяти лет со дня его составления не будет открыто наследство, а затем во изменение этого правила, Юстиниан постановил, что по истечении десяти лет завещание может быть изменено соответствующим заявлением в присутствии трех свидетелей. В период империи допускалось также внесение в завещание изменений путем составления кодициллов и распоряжений о фидеикомиссах.
3. Наследование по закону
Если собственник не оставил завещания, которым определена судьба принадлежащего ему имущества на случай его смерти, то это имущество переходило к лицам, указанным в законе XII таблиц. Термин "наследование по закону" следует воспринимать не в буквальном, а в понятийном смысле. Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права.
Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. Римляне различали агнатское родство, основанное на общей подвластности (родство не по крови, а по подчинению домовладыке), и когнатское родство, основанное на общности по кровному происхождению (дети, внуки). По мере разрушения патриархальных связей агнатское родство всё более вытесняется когнатским, а впоследствии и вовсе выходит из употребления. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди (эта очередность была закреплена законом XII таблиц):
1."Свои наследники" (sui heredes), именовавшиеся так потому, что они до того входили в семью умершего, а получив наследство, продолжали обладать имуществом, которое и раньше пребывало в сфере данной семьи. Своими считались наследники, становившиеся в результате смерти наследодателя юридически самостоятельными лицами и если к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки.
2.Агнаты, т.е. лица, которые были в прошлом связаны с наследодателем отношениями подвластности и состояли бы в подобной связи, если бы не происшедшая ранее смерть их общего paterfamilias или если бы по крайней мере один из них не превратился в результате эмансипации в юридически самостоятельное лицо. Если имелось несколько агнатов, то к наследованию призывался ближайший, т.е. стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты. Если он не принимал наследства, то оно не переходило ни к кому, и становилось выморочным, то есть действовал принцип однократности призвания к наследству. То есть при наследовании по закону не допускалось преемство.
3. Только если после наследодателя не осталось агнатов к наследованию призывалась 3-я группа наследников - члены одного с наследодателем рода. Когнаты, т.е. кровные родственники умершего, а также бывший собственник вольноотпущенника в качестве его патрона. Как и во второй очереди, ближайший агнат вытеснял более отдаленного.
Но на смену семейной собственности пришла индивидуальная частная собственность. С этого момента стали придавать особое значение родству по крови. И соотношение между агнатским и когнатским родством благодаря ему меняется в пользу родства когнатского. Что определило новую очередность наследования. Претор различал уже не три, а четыре очереди законных наследников:
1.Unde liberi – те, кого цивильное право называло своими наследниками, а также дети наследодателя, даже вышедшие из-под его власти как эманципированные или в установленном порядке кем-либо усыновленные, если ко времени смерти наследодателя они стали юридически самостоятельными.
2.Unde legitimi – патрон умершего вольноотпущенника, а также все агнаты с вытеснением из них более отдаленных.
3.Unde cognati – все кровные родственники наследодателя (не далее шестой сепени родства).
4.Unde vir et uxor – переживший наследодателя супруг (в случае брака sine manu).
Установлено преемство наследства. В Уложении Юстиниана вообще не упоминается об агнатских родственниках, зато выделяются пять очередей законных наследников из числа когнатских родственников:
1.Все нисходящие родственники умершего с тем, что каждое поколение после первого наследует по праву представления.
2.Все восходящие родственники, а также родные братья и сестры с тем, что близкие родственники устраняют от наследования родственников отдаленных.
3.Неполнородные братья и сестры умершего, т.е. имевшие с ним общего отца при разных матерях или общую мать при разных отцах, с тем, что могло наследовать и потомство указанных лиц, но лишь по праву представления.
4.Все прочие кровные родственники без каких-либо ограничений с тем, что более отдаленная степень родства устраняется более близкой.
5.Переживший супруг.
4. Необходимое наследованиеВ древнем римском праве завещания были редкими, потому что наследодатель не имел права полностью и свободно распоряжаться своим имуществом, особенно когда имел наследников из разряда heredes sui. Позднее, когда наследодатели составляли завещания, в которых не назначали наследниками своих ближайших родственников, пострадавшие heredes sui требовали уничтожения такого завещания. Тогда возникло необходимое наследственное прав как право определенного "круга законных наследников требовать уничтожения завещания, в котором не соблюдались их права по наследованию[4].
Формально необходимое наследственное право
Формально необходимое наследное право являлось правом heredes sui быть по отдельности и поименно упомянутыми в завещании — для сыновей, или, по общей формуле, для дочерей и других домочадцев, хотя бы и исключенных из наследования.
Причиной для упоминания heredes sui в завещании являлось то, что они еще при жизни наследодателя считались хозяев семейного имущества, и в согласии с принципом семейной солидарности, если они не становились наследниками, то должны были быть упомянуты в завещании и лишены наследства. Если это совершалось правильно, heredes sui оставались без доли в наследстве.
Когда de cuius не лишал наследства поименно сыновей, дочерей и других heredes sui, завещание было абсолютно или относительно ничтожным.
Материально необходимое наследственное право
Материально необходимым наследственным правом являлось право ближайших интестатных наследников получить определенную долю в наследстве, если не существовало причин для лишения их наследства.
В появлении и развитии материально необходимого наследственного права участвовали преторы, юридическая наука и императорские решения.
Завещания, в которых не были поименованы как наследники uade libri, центуриатный суд, отвечающий за тяжбы по завещанию, расценивал как акты, наносящие вред устоям римской семьи и как акты, выражающие волю умственно неполноценных лиц, не принимающих во внимание своих близких. Поэтому правомочными считались только те завещания, по которым ближайшие, интестатные наследники получали хотя бы четверть того, что они наследовали бы по закону, если бы не было завещания. Иском, предъявляемым для осуществления права на нёобходимую долю, являлась querella inofficiosi testamenti. Она исходила из фикции о том, что наследодатель — сумасшедший. Иск предъявляли liberi — дети наследодателя, другие его потомки и, в порядке исключения, братья и сестры. По querella inofficiosi testamenti судились завещательные наследники. Когда судья убеждался, что не существует оправданных причин для исключения их из наследства, пострадавшие наследники получали bonorum possessio contra tabulas cum re.
Материально необходимое наследственное право при Юстиниане
Новеллой 115 Юстиниан завершил оформление института материально необходимого наследственного права. В ней были точно установлены причины, по которым завещатель мог исключать из наследования необходимых наследников (например, посягательство с их стороны на жизнь наследодателя). Если не существовало ни одной из причин для исключения из наследования, право необходимой доли имели все десценденты и асценденты, и, вероятно, братья и сестры de cuius. Для осуществления необходимых наследственных прав они применяли и далее querella inofficiosi testamenti, a для получения того, что им полагалось согласно предписаниям action ad suplendam legitimam.
Юстиниан увеличил необходимую долю законных наследников до 1/3 всего наследства и до половины того, что им полагалось по закону.
5. Наследование по праву представления. Наследственная трансмиссия
По Новеллам Юстиниана первый класс наследников составляли нисходящие родственники (сыновья, дочери, внуки). Нисходящий – это родственник близкой степени. Он исключает наследование нисходящих родственников отдаленных степеней (например: если имеются дети, то не призываются к наследству внуки). Однако нисходящий родственник отдаленной степени призывался к наследству наряду с близкими нисходящими родственниками наследодателя, если то лицо, через который такой отдаленный нисходящий родственник происходил от наследодателя умерло до открытия наследства. Например: в момент смерти наследодателя оказываются в живых из числа его нисходящих дети и внуки от ранее умершего сына. Тогда внуки имели право получить ту долю, которая досталась бы их умершему отцу или матери, если бы те пережили наследодателя. Это и есть наследие по праву представления (внуки как бы представляют отца).
Существует еще наследственная трансмиссия. Отличия: наследники по праву представления являются наследниками не своего отца или матери (не принявших наследства), а самого наследодателя. При наследственной трансмиссии наследник пережил смерть наследодателя, так что наследство открывалось ему, но он (наследник) умирает, не успев приобрести наследства, и возникшее в его лице право приобрести наследство переходит по наследству к его наследникам.
Очереди наследников. Обязательное наследование
В древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться своим имуществом. Иногда имущество даже передавалось посторонним и случайным людям. Это явление привело к появлению ограничения завещательной свободы и появлению права некоторых наследников по закону на обязательную долю в наследстве, т.е. на то, чтобы в завещании им было обеспечено получение некоторого минимума из наследства.
Первоначально наследодатель не должен был обходить молчанием в своем завещании непосредственно подвластных. Он должен был или назначить их наследниками или прямо лишить наследства, хотя бы даже и не указав уважительного основания. Лишение наследства подвластных сыновей должно совершаться поименно, а дочерей можно не называть. Несоблюдение этих правил привело к открытию наследства по закону. Позднее недостаточно было просто упомянуть близких родственников в завещании, но необходимо было завещать им известный минимум (обязательная доля). Если это не выполнялось, наследник, имевший право на обязательную долю мог предъявить иск или жалобу на то, что завещание нарушило нравственные обязанности.
На обязательную долю имели право:
1. непосредственно подвластные;
2. эмансипированные дети
3. нисходящие и восходящие родственники - братья, сестры (если в завещании наследодателем назначено лицо опороченное). Размер обязательной доли составляло 1/4 доли, которую бы это лицо получило бы при наследовании по закону. Обязательная доля может быть не оставлена по уважительной причине: например, причинение опасности жизни завещателя и др.
6. Открытие наследства. Принятие наследства. Последствия принятияПод открытием наследства понимается наступление фактов, ввиду которых принадлежавшее собственнику имущество становится наследственным и может быть принято лицами, для которых оно в этом качестве предназначено. Нормы римского права связывали открытие наследства со смертью наследодателя.
С точки зрения принятия наследства все наследники подразделялись на две категории:
1.Свои наследники (heredes sui), т.е. проживавшие с наследодателем до момента его смерти; переход к ним имущества означал оставление его в той же семье, поэтому закон обязывал этих лиц к принятию наследства и исключал возможность отказа от него. Их поэтому называли обязательными наследниками.
2.Все прочие наследники. Они именовались внешними или посторонними наследниками (heredes extranei), так как они находились вне подвластности наследодателя и не образовывали совместно с ним единой семьи. Поскольку переход к наследникам этой категории выводил имущество за пределы данной семьи, закон не обязывал их к принятию наследства. Поэтому они именовались добровольными наследниками.
Способы принятия наследства. Принятие наследства первоначально осуществлялось путем особого торжественного акта, cretio (от которого отказалось законодательство Юстиниана); впоследствии было достаточно неформального волеизъявления о принятии или фактическом вступлении в дела наследства (pro herede gestio). Срока для принятия наследства цивильное право не устанавливало. Но кредиторы наследодателя, заинтересованные в скорейшем удовлетворении их требований, могли посредством interrogatio in iure потребовать от наследника ответа, an heres sit, т. е. принимает ли он наследство. После этого наследнику по его просьбе мог быть назначен судом срок для решения вопроса о принятии наследства, spatium deliberandi, после истечения которого наследник, не давший ответа, считался: до Юстиниана — отказавшимся, а в праве Юстиниана — принявшим наследство.
Понятно, что правила об автоматическом приобретении наследства некоторыми из цивильных наследников были неприменимы к bonorum possessio; она должна была быть испрошена и притом в установленный срок: нисходящим и восходящим давался срок в один гол со дня открытия наследства, остальным наследникам — в сто дней. При пропуске этого срока наследником, призванным в момент открытия наследства, bonorum possessio предоставлялась следующему наследнику в порядке successio ordinum et graduum.
Наследник считался принципиально ответственным за долги наследства неограниченно, как за свои собственные. Избежать этого он мог только посредством непринятия наследства, если его пассив превышает актив. В праве Юстиниана было установлено, что если наследник не позднее трех месяцев после открытия наследства произведет опись и оценку наследственного имущества, то ответственность наследника по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства. При этом принятие наследства приводило к слиянию имущественных масс наследника и наследодателя, и теперь кредиторы как наследника, так и наследодателя могли искать удовлетворение из всего объединенного имущества[5].
Следствием приобретения наследства было также погашение взаимных обязательств, существовавших между наследником и наследодателем, и прекращение сервитутов, которые имел наследодатель на имущество наследника или наоборот.
7. Иски о наследстве. Выморочное наследство
Надобность в судебной защите у наследника могла возникнуть или вследствие того, что кто-то не признавал тех прав, которые входили в состав наследства, или же вследствие того, что кто-то своим поведением нарушал или не признавал права данного лица как наследника.
В первом случае в распоряжении наследника имелись те же самые иски, какие были в распоряжении наследодателя.
Во втором случае наследнику предоставлялся цивильный иск об истребовании наследства, по своим условиям и последствиям аналогичный виндикационному иску. Добросовестный владелец наследства должен был по такому иску выдать истцу свое обогащение за счет наследства (на момент предъявления иска) за удержанием понесенных им издержек на наследственное имущество. Недобросовестный владелец должен был выдать истцу всё полученное из наследства со всеми плодами и приращениями, нес ответственность за виновную (а с момента предъявления иска и за случайную) гибель или порчу полученных ценностей и мог удержать лишь сумму понесенных им издержек, необходимых и полезных[6].
Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону (потому ли, что наследников не осталось или они не пожелали принять наследство), наследство становилось выморочным. В древнейшем праве такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено каждым желающим. Начиная со времени принципата, выморочное имущество передавалось государству; в период абсолютной монархии из этого порядка было установлено то исключение, что за муниципальным сенатом, церковью, монастырем и т.д. было признано преимущественное право на получение выморочного наследства после лиц, принадлежавших к этим организациям.
8. Легаты и фидеикомиссыЛегатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества.
а) Легаты были возможны лишь при завещательном наследовании, формой установления легатов было их упоминание в завещании или кодициллах. По предписаниям древнего права легатария можно было назначить лишь по завещанию, после назначения наследников, но лишь в случае, если не существовало наследников из разряда sui.
При Августе легат мог устанавливаться и кодициллами, представлявшими собой письменное пожелание de cuius-a по распределению наследства, поскольку оно не соответствовало формам, предписанным для правомочного завещания. Кодициллы должны были составляться в письменной форме и, хотя не содержали назначения универсальных наследников, могли иметь силу, если наследодатель подтвердил их в завещании. Юстиниан уменьшил формальности, так что правомочными кодициллами стали считаться те, которые были составлены в устной или письменной форме в присутствии не менее пяти свидетелей.
б) Предметом легата могли быть все вещи, являвшиеся предметом наследования, и даже вещи, не присутствовавшие среди оставленных наследодателем.
в) Установление легатов всегда ограничивалось, уже начиная с Законов XII таблиц, где предусматривалось, что легат устанавливается лишь при отсутствии наследников sui, а затем и через lex Furia testamentaria (200 год до н. э.), по которому отдельные легаты не должны были превышать 1000 ассов, и lex Voconia (около 169 года до н. э.), предписывавший, что никто из легатариев не мог наследовать больше наследственной доли, получаемой наследниками, а также по lex Falcidia, который предписывал, что наследодатель должен оставить наследникам хотя бы четвертую часть наследства, а легатарию не более трех четвертей.
Существовало четыре вида легатов.
а) Legatum per vindicationem являлся таким видом легата, при котором легатарий получал предмет легата в собственность чаще всего в момент принятия наследства наследниками. Это право легатария защищалось вещным иском rei vindicatio.
б) Legatum per damnationem был наилучшим видом легата. Им могли быть отказаны все вещи, даже чужие. Этот легат не давал легатарию права собственности или какого-либо другого вещного права. При этом легате наследодатель поручал наследнику предоставить легатарию какую-либо вещь. Как только наследник заявлял о принятии наследства, легатарий при помощи actio ex testamento мог требовать исполнения легата. По этому иску наследник присуждался к реализации воли наследодателя в связи с легатом, где бы ни находилась являвшаяся его предметом вещь.
в) Legatum sinendi modo являлся таким видом легата, предметом которого могли быть вещи наследодателя, вещи наследника, но не вещи третьих лиц. Наследник, обремененный таким видом легата, был обязан не препятствовать легатарию самому взять и унести
отказанную ему вещь.
г) Содержание legatum per praeceptionem является спорным. Сабиньяниы считали, что по этотому легату можно отказывать только имущество наследодателя и при этом кем-либо из завещательных наследников. Прокульянцы толковали этот легат как подвид legatum per vindicationem.
д) Юстиниан отменил все виды легатов за исключением легата, который был идентифицирован с фиденкомиссом.
Правовое положение и защита легатариев
Опираясь на распоряжение наследодателя, легатарии получали право требовать от универсальных наследников исполнения того, что им поручил наследодатель. Таким образом, легатарии предъявляли требования, которыми обременялись наследники. Права легатариев устанавливались в момент открытия наследства, но были суспензивно обусловлены принятием наследства универсальными
с укце ссорами.
Легатарии обладали статусом сингулярных сукцессоров и как таковые (наследники отдельных вещей) не отвечали за долги по наследству кроме тех, что обременяли предмет легата. Для защиты своих прав легатарии могли применять rei vindicatio или actio ex testamento. Легатарии имели право с помощью cautio legatorum serv-andorum causa обеспечить исполнение легата, если существовала опасность, что наследник воспротивится этому. При Юстиниане легатарии могли обезопасить себя путем законной ипотеки на все наследство.
Понятие фидеикомисса
Фидеикомисс являлся неформальной просьбой, с которой наследодатель обращался к наследнику и просил его что-либо дать или исполнить третьему лицу за счет получаемого наследства. Неформальная просьба могла быть обращена и к легатарию или другому лицу, которое за вознаграждение что-либо даст или исполнит третьему лицу. Лицо, получающее вознаграждение, именовалось фидеикомиссарием, а лицо, к которому была обращена просьба, называлось фидуциарием.
Во время республики фидеикомисс не имел правовой защиты. Позднее, при Августе, была допущена его защита особым способом с помощью cognatio extraordin aria.
Фидеикомисс мог устанавливаться по завещанию, по подтвержденным завещанием кодициллам, по неподтвержденным кодициллам и устно.
Предметом фидеикомисса были отдельные вещи наследодателя, вещи третьих лиц и, в виде исключения, все наследство.
Целью фидеикомисса являлось предоставление правомочий лицам, которые не могли назначаться наследниками или легатариями, потому что не обладали testamenti factio passiva или потому что наследодатель не хотел обременять их пассивным наследством.
Юстиниан полностью объединил фидеикомисс с легатом.
Универсальный фидеикомисс
Универсальный фидеикомисс возникал, когда предметом фидеикомисса являлось все наследство. Посредством универсального фидеикомисса завещатель просил наследников предоставить совокупный актив наследства фидеикомиссарию, в то время как долги по наследству оставались за наследниками. Поэтому наследники пользовались правом jus abstinendi, не желая принимать наследство. Появился обычай, по которому фидеикомиссарии, путем стипуляции, гарантировали наследникам, что возьмут на себя долги по наследству, если наследники примут наследство. Позднее, по s. с. Trebellianum, универсальные фидеикомиссарии наследовали актив и пассив наследства, объединяясь с универсальными наследниками наследодателя. Между тем и в этом случае существовало условие, что наследство будет принято назначенным наследником. По s. с. Pegasianurn было установлено, что любой наследник имеет право удерживать для себя четверть стоимости наследственной доли и только в этом случае принимать наследство и отвечать за долги по наследству. Благодаря этому появились стипуляции по разделу актива и пассива между наследниками и универсальным фидеикомиссарием.
Юстиниан соединил эти предписания, предусмотрев, что наследники имеют право удерживать четверть наследственной доли, а универсальные фидеикомиссарии получали статус heredes loco.
Семейный фидеикомисс
Семейный фидеикомисс, или fideicommissum familiae relictum — специальный вид фидеикомисса, устанавливаемый, если наследодатель просил наследника, чтобы в случае собственной смерти наследник передал все наследство лицу, обладающему в семье наследника тем же положением, которым обладал сам наследник в семье наследодателя. Это являлось фидеикомиссорной субституцией и способом перехода имущества семьи от поколения к поколению, В то время как фидеикомиссарии имел право пользоваться только плодами наследства, или usufructus hereditatis.
Дарение в случае смерти
Дарение в случае смерти, или donatio mortis causa, являлось договором, заключенным между продавцом, находящимся при смерти, и одаряемым, по которому даритель предоставлял одаряемому какую-либо вещь, но сохранял за собой право взять эту вещь обратно, если избегнет смерти или переживет одаряемого. Для этого договора действовали ограничения, предусмотренные для легатов по lex Furia, lex Voconia и lex Falcidia, как и по предписаниям кадукарных законов Августа.
Право Юстиниана объединило donatio mortis causa с фидеикомиссом и легатом. Формой его заключения сделалось обещание, данное при пяти свидетелях о том, что дар будет предоставлен, если одаряемый переживет дарителя. Обещание предоставления дара могло быть отменено.
ЗаключениеТаким образом, наследование в римском праве - переход имущества умершего лица к одному или нескольким лицам. Наследование - есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляются в том, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он не знал. Также известно сингулярное преемство, т.е. предоставление лицу отдельных прав – так называемые легаты или отказы. Наследование возможно было или по завещанию или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании не принимал наследства).
Особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания 2 оснований (завещания и закона) при наследовании после одного и того же лица. В процессе наследования необходимо различать открытие наследства и вступление в наследство. Наследство открывается в момент смерти наследодателя. Но в момент открытия наследства имущество еще не переходит к наследникам. Переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.
Список использованной литературы· И.Б.Новицкий. Основы римского гражданского права. М., Юридическая литература, 1972
· О.С.Иоффе, В.А.Мусин. Основы римского гражданского права. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1974
· Д.В. Дождев. Римское архаическое наследственное право. М., 1993.
· Романовская В.Б., Курзенин Э.Б. Основы римского частного права. - Нижний Новгород, - 2000. С. 45.
· Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право базовый учебник. Перевод с македонского Томсинова В.А. и Филиппова Ю.В. / Под ред. Томсинова В.А. – М., 1999. С.313-314.
· Римское частное право: Учебник / Под ред. Новицкого И.Б. и Перетерского И.С. – М., 1994. С. 221-222.
[1] Римское частное право: Учебник / Под ред. Новицкого И.Б. и Перетерского И.С. – М., 1994. С. 221-222.
[2] Д.В. Дождев. Римское архаическое наследственное право. М., 1993.
[3] Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право базовый учебник. Перевод с македонского Томсинова В.А. и Филиппова Ю.В. / Под ред. Томсинова В.А. – М., 1999. С.313-314.
[4] Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право базовый учебник. Перевод с македонского Томсинова В.А. и Филиппова Ю.В. / Под ред. Томсинова В.А. – М., 1999. С.313-314.
[5] О.С.Иоффе, В.А.Мусин. Основы римского гражданского права. Л., , 1974.
[6] Романовская В.Б., Курзенин Э.Б. Основы римского частного права. - Нижний Новгород, - 2000. С. 45.