Курсовая работа: Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Гражданское право»

по теме: «Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью»


Содержание

 

Введение

1. Порядок создания

1.1 Особенности формирования условий учредительных документов

1.2 Порядок формирования уставного капитала

1.3 Органы, их права и обязанности

2. Особенности ответственности ООО и ОДО

2.1 Порядок обращения взыскания на имущество общества

2.2 Ответственность общества перед кредиторами в случае банкротства общества

2.3 Ответственность общества в случае реорганизации

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

В отечественном праве общества с ограниченной ответственностью имеют довольно противоречивую историю. В первом российском Гражданском кодексе 1922 года «товарищества с ограниченной ответственностью» рассматривались как товарищества, по обязательствам которых их участники отвечают «личным имуществом в одинаковом для всех товарищей кратном (напр., трехкратном, пятикратном, десятикратном) отношении к сумме вклада каждого товарища». В новейшем законодательстве такая конструкция была возрождена п.5 ст.19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, а затем в ст.95 ГК РФ под названием «общества с дополнительной ответственностью». Закон и сейчас предполагает распространение на такие общества правил об обществах с ограниченной ответственностью (п.3 ст.95 ГК), по сути рассматривая их в качестве разновидности последних.

В Гражданском кодексе РФ обществам с ограниченной ответственностью как самостоятельной разновидности юридических лиц – коммерческих организаций посвящен ряд специальных правил (ст.87-94), а также общие нормы о статусе хозяйственных обществ и товариществ (ст.66-68). Однако их явно недостаточно для четкой регламентации всех сторон деятельности таких обществ (Кодекс и не ставил перед собой этой задачи, ограничившись лишь общими нормами о статусе данных обществ), поэтому принятие специального закона стало насущно необходимым. Но в течение более чем трех лет (с 8 декабря 1994 года по 1 марта 1998 года) перечисленные правила оставались единственной законодательной основой деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Таким образом, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», по сути, впервые в российском праве дал развернутую, отвечающую современным потребностям регламентацию правового статуса этих хозяйственных обществ.

1. Порядок создания

 

1.1 Особенности формирования условий учредительных документов

 

Государственная регистрация Общества с ограниченной ответственностью производится на основании и в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц», вступившим в силу с 1 июля 2002г. С 1 июля 2002г. государственная регистрация юридических лиц передана в ведении Федеральной налоговой службе, и ее территориальным подразделениям.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, поэтому оно и называется «с ограниченной ответственностью».

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации Общества определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются соответствующими федеральными законами.

Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли заранее определённых размеров, образованная одним или нескольким лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью ООО, поэтому на него распространяются и нормы, регулирующие правовой статут ООО. Главный отличительный признак: при недостаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к дополнительной ответственности принадлежащим лично им имуществом, причем в солидарном порядке. однако, размер этой ответственности ограничен: в одинаковом для всех участников кратном размере к сумме внесенных ими вкладов[1].

Учредителями (Участниками) Общества с ограниченной ответственностью могут быть юридические лица и граждане Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица. Возможно регистрация Общества с иностранными учредителями.

Не могут выступать Учредителями (Участниками) Общества государственные служащие, военнослужащие, а также государственные органы и органы местного самоуправления.

Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать Обществом с одним участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество (ООО, ОДО, АО), состоящее из одного лица.

Число Учредителей (Участников) Общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. Если указанный предел будет превышен, Общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. При невыполнении этого требования и несокращении числа участников в указанный срок Общество подлежит ликвидации в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 61 и статьи 88 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Со вступлением в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и передачей функции регистрации Федеральной налоговой службе прекращена практика проверки наименования.

Несмотря на это, требования, предъявляемые действующим законодательством, к фирменному наименованию остались:

1. Наименование юридического лица не должно вводить в заблуждение.

2. В наименовании нельзя использовать название другой организационно-правовой формы.

3. Не допускается использование аббревиатур зарубежных организационно-правовых форм в наименовании организации на русском языке.

4. При использовании в наименовании организации слов «Россия», «Федеральный» и образуемых от этих слов сочетаний, а также местных топонимов необходимо получать разрешение на их использование в соответствующих органах власти[2].

При организации фирмы следует большое внимание уделять юридическому адресу. С принятием Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» понятия «юридический адрес» и «фактический (или почтовый) адрес» совпали. Государственные органы, работая в системе «одного окна», получают данные об организации из ЕГРЮЛ, который ведет регистрирующий орган. Соответственно, единственный адрес организации, который знают государственные органы, это адрес, заявленный при создании ООО. Таким образом, все официальные письма и уведомления высылают на этот адрес.

По мнению Рогоцкой С.Е. существенным недостатком ООО является наличие двух учредительных документов (учредительного договора и устава)[3]. Наличие учредительного договора, регулирующего отношения участников на протяжении всего существования ООО, является признаком товариществ (правовая доктрина рассматривает хозяйственные товарищества как объединения лиц), а существование устава ООО – признаком хозяйственных обществ (объединений капиталов).

Учредительный договор – многосторонняя сделка, он требует для своего изменения волеизъявления всех лиц, являющихся его сторонами. Правоприменительная практика также свидетельствует о необходимости согласия всех участников договора для его изменения. Согласие должно быть оформлено путем подписания единого документа или представления иного письменного подтверждения. Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен приоритет устава над учредительным договором (п. 5 ст. 12).

Если Общество учреждается одним лицом, учредительным документом Общества является Устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников Общества до двух и более между ними должен быть заключен Учредительный договор.

Требования к содержанию Учредительных документов Общества определяются Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», а именно статьей 12. В Учредительном договоре учредители Общества обязуются создать Общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию.

Учредительным договором определяются также:

·     состав учредителей общества;

·     размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей общества;

·     размер и состав вкладов;

·     порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении; ответственность учредителей общества за нарушение обязанности по внесению вкладов;

·     условия и порядок распределения между учредителями общества прибыли;

·     состав органов общества;

·     порядок выхода участников общества из общества.

Устав Общества должен содержать:

·     полное и сокращенное фирменное наименование общества;

·     сведения о месте нахождения общества;

·     сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

·     сведения о размере уставного капитала общества;

·     сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

·     права и обязанности участников общества;

·     сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

·     сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

·     сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

·     иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Устав Общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

1.2 Порядок формирования уставного капитала

 

Учредители Общества с ограниченной ответственностью обязаны сформировать Уставный капитал Общества, который определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного капитала ООО – 10 000 рублей. Размер Уставного капитала Общества и номинальная стоимость долей участников (учредителей) Общества определяются в рублях.

Размер доли участника Общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде правильной дроби. Размер доли участника Общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала Общества.

Уставный капитал Общества составляется из стоимости вкладов его учредителей. Вкладом в Уставный капитал могут быть денежные средства, имущество, неимущественные права, имеющие денежную оценку. Состав вкладов должен быть определен в учредительных документах.

На момент государственной регистрации Общества необходимо внести не менее 50% Уставного капитала, оставшиеся 50% можно внести в течение года с момента регистрации Общества.

Если Уставный капитал вносится деньгами, то необходимо открыть накопительный счет в банке и внести на него соответствующую сумму. Для этого в банк предоставляются проекты учредительных документов Общества, решение (протокол учредительного собрания) о создании. В банке необходимо также заполнить и подписать заявление на открытие накопительного счета или договор. Банк выдает справку о внесении уставного капитала.

Если в Уставный капитал вносится имущество, то необходимо произвести оценку этого имущества. Если имущественный вклад составляет 200 МРОТ (20 000 рублей) и менее, то оценку имущества могут осуществлять сами учредители (участники). Если имущественный вклад составляет более 200 МРОТ, то в этом случае оценку должен осуществлять независимый оценщик, имеющий соответствующую лицензию.

На основании п. 1 ст.21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник Общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале Общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного Общества. Согласие Общества или других участников Общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом Общества. Данное право закреплено в императивной форме и не допускает возможности ограничения его учредительными документами Общества.

По мнению Рогоцкой С.Е.  предоставление участникам ООО на сегодняшний день возможности выхода с выплатой действительной доли существенно затрагивает интересы кредиторов Общества[4]. Становится меньше имущества, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов. Свободный выход участников из ООО не должен являться следствием одностороннего расторжения учредительного договора.

Увеличение производится только по усмотрению ООО, законом не установлена обязанность по увеличению уставного капитала по каким-либо основаниям.

Способы увеличения уставного капитала:

1) За счет имущества ООО.

Решение может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности ООО за предшествующий год. Сумма, на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов и суммой уставного капитала и резервного фонда (если он имеется).

2) За счет дополнительных вкладов участников.

·     решением должна быть определена общая стоимость дополнительных вкладов;

·     установлено единое для всех участников соотношение между стоимостью дополнительного вклада и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость доли.

Размеры дополнительных вкладов пропорциональны размерам долей.

3) За счет дополнительного вклада участника и вкладов третьих лиц, принимаемых в ООО (если прием третьих лиц не запрещен уставом).

·     решение принимается на основании заявления  участника о внесении дополнительного вклада или заявлении третьего лица о принятии его в ООО и внесении вклада.

При этом увеличивается номинальная стоимость доли и изменяется соотношение размеров долей участников.

Увеличение уставного капитала допускается только после его полной оплаты и производится по решению общего собрания.

В учредительные документы вносятся соответствующие изменения, подлежащие государственной регистрации.

Сроки для процедуры увеличения уставного капитала определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом.

В случае несоблюдения сроков увеличение уставного капитала признается несостоявшимся. ООО обязано в разумный срок вернуть участникам и третьим лицам их вклады.

ООО вправе, а в случаях, предусмотренных Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», обязано уменьшить свой уставный капитал.

Решение принимается общим собранием участников ООО. В учредительные документы вносятся соответствующие изменения, подлежащие государственной регистрации.

ООО обязано уменьшить уставной капитал или ликвидироваться в случаях:

·     если уставной капитал не оплачен в полном размере в установленный срок;

·     если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала;

·     если невозможно выплатить действительную стоимость доли участнику за счет разницы между стоимостью чистых активов и уставным капиталом.

Если же ООО в разумный срок не примет решение об уменьшении уставного капитала или о ликвидации, то оно подлежит принудительной ликвидации в судебном порядке.

ООО не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате его размер станет меньше минимального размера уставного капитала (100 МРОТ / 10 тыс. руб.).

Уставный капитал может быть уменьшен:

·     путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников, но с сохранением размеров долей.

·     путем погашения долей, принадлежащих ООО.

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении уставного капитала ООО обязано письменно уведомить об этом всех известны кредиторов ООО и опубликовать сообщение о принятом решении.

Кредиторы ООО вправе в течение 30 дней письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств ООО и возмещения им убытков.

 

1.3 Органы, их права и обязанности

 

Управление в обществе с ограниченной ответственностью не отличается особой сложностью, так как круг лиц в организации невелик. Однако в законодательстве довольно подробно регламентируется деятельность основных органов управления Общества.

Высшим органом Общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников Общества может быть очередным или внеочередным. Общее собрание – это совместное присутствие участников Общества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Порядок созыва и проведения общего собрания установлен Законом, уставом и внутренними документами.

Все участники Общества имеют право присутствовать на общем собрании участников Общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Положения учредительных документов Общества или решения органов Общества, ограничивающие указанные права участников Общества, ничтожны.

Каждый участник Общества имеет на общем собрании участников Общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале Общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Уставом Общества при его учреждении или путем внесения в устав Общества изменений по решению общего собрания участников Общества, принятому всеми участниками Общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников Общества. Изменение и исключение положений устава Общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников Общества, принятому всеми участниками Общества единогласно.

Уставом Общества может быть предусмотрено создание совета директоров (наблюдательного совета). Его компетенция определяется уставом Общества.

Решение общего собрания может быть принято без проведения собрания – путем проведения заочного голосования (кроме вопросов утверждения годовых отчетов и балансов).

Очередное общее собрание проводится в сроки, определенные уставом, но не реже 1 раза в год. Уставом должен быть определен срок проведения собрания для утверждения годовых результатов деятельности.

Внеочередное общее собрание проводится в случаях, определенных уставом, а также в любых иных случаях, если проведения такого собрания требуют интересы Общества и его участников.

В Обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, принимаются единственным участником Общества единолично и оформляются письменно.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники Общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала Общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из Общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность Общества или существенно ее затрудняет.

Пп. «б» п. 17 совместного Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 09.12.1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» разъяснено, что под действиями (бездействием) участника, которые делают невозможной деятельность Общества либо существенно ее затрудняют, следует, в частности, понимать систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников Общества, лишающее Общество возможности принимать решения по вопросам, требующим единогласия всех его участников[5].

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества или единоличным исполнительным органом Общества и коллегиальным исполнительным органом Общества.

Исполнительные органы ООО осуществляют руководство текущей деятельностью Общества и подотчетны общему собранию и совету директоров.

Единоличный исполнительный орган может быть только физическим лицом (президент, генеральный директор и др.) и может быть избран и не из числа участников Общества; избирается общим собранием на срок, определенный уставом ООО. Порядок деятельности и принятия решений, устанавливается уставом, внутренними документами Общества, а также договором.

Между Обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, заключается договор.

Полномочия исполнительных органов ООО следующие:

·     без доверенности действует от имени ООО;

·     выдает доверенности на право представительства от имени ООО;

·     издает приказы о назначении на должности работников ООО, об их переводе, увольнении и др.

Функции председателя коллегиального органа выполняет президент/генеральный директор и т.д., т.е. лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

Коллегиальный исполнительный орган избирается общим собранием на срок и в количестве, определенном уставом.

Полномочия, порядок деятельности и принятия решений коллегиальным исполнительным органом устанавливается уставом и внутренними документами Общества.

Членами коллегиального органа может быть только физическое лицо, избранное не обязательно из участников ООО.

Решение исполнительного органа может быть обжаловано участником в суде.

Казачанский и Зинченко считают, что законодатель по данному вопросу (создание исполнительного органа в ООО) вышел здесь за пределы, установленные ГК, стремясь, очевидно, универсализировать исполнительные органы всех хозяйственных обществ[6]. Но, тем не менее, введение нормативной конструкции «управляющего» в закон «Об АО» имело под собой основание, предусмотренное ст. 103 ГК РФ. В отношении ООО ГК РФ такого основания не содержит. Практика применения норм о передаче имущества хозяйственных обществ управляющему выявила неоднозначность данного понятия.


2. Особенности ответственности ООО и ОДО

 

2.1 Порядок обращения взыскания на имущество общества

 

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях:

1) грубого нарушения закона при создании (нарушение носит неустранимый характер);

2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

3) иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов;

4) признания судом юридического лица банкротом[7].

Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания принудительной ликвидации юридического лица.

Общество с ограниченной ответственностью относится к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.

Принятие решения о ликвидации Общества относится к исключительной компетенции общего собрания его участников согласно ст. 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Решение по вопросу о ликвидации Общества должно приниматься всеми его участниками единогласно.

Решение общего собрания участников Общества о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) Общества, исполнительного органа или участника Общества.

Учредители (участники) Общества или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

При добровольной ликвидации завершение дел Общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени Общества, в том числе и выступать в суде. Персональный состав ликвидационной комиссии определяется по согласованию с органом государственной регистрации, то есть налоговым органом по месту регистрации Общества. Субъектом правоотношений остается Общество, находящееся в состоянии ликвидации, поэтому все сделки, заключаемые в данный период от его имени, должны содержать указание, что Общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации юридического лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению Обществом, то есть функции и права органов ликвидируемого Общества. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности Общества в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Общества выступает в суде.

Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского Кодекса РФ. Так, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Указанный срок не может быть менее двух месяцев с момента такой публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Общество с ограниченной ответственностью должно уведомить Единый государственный реестр юридических лиц о своей ликвидации и представить документы. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Уполномоченным лицом, то есть заявителем, является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ст. 20 Закона № 129-ФЗ). К уведомлению прилагается решение о ликвидации.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, либо государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации данного юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом от 29.07.98 № 34н (в редакции от 24.03.2000), при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Основные цели инвентаризации – выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и по материально ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

 

2.2 Ответственность общества перед кредиторами в случае банкротства общества

 

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества. В него включены перечни:

зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;

долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;

нематериальных активов с указанием их стоимости по активу баланса;

запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, малоценных и быстроизнашивающихся предметов по остаточной стоимости, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов. В том числе указываются товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги по векселям, полученным с дочерними предприятиями с бюджетом с персоналом по прочим операциям с прочими дебиторами, авансы, выданные поставщиками и подрядчиками, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, прочие оборотные активы;

требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности и решения об удовлетворении.

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, (за исключением кредиторов пятой очереди – им денежные суммы выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ:

1. Удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

3. Удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

5. Погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

6. Производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения заявленных в срок требований кредиторов.

Требования кредиторов, не удовлетворенные ввиду недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются и требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых кредитору было отказано решением суда.

Ликвидационный баланс, который, так же как и промежуточный баланс, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидационный баланс может быть прибыльным для учредителей, получающих дополнительный доход от ликвидации активов, либо убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала. Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, то есть имущество, подлежащее передаче ликвидационной комиссией учредителям организации. В ликвидационном балансе отражаются следующие статьи: актив, внеоборотные активы, денежные средства, пассив, уставный капитал и нераспределенная прибыль.

После составления ликвидационного баланса бухгалтерский учет ведется в соответствии с п. 2.4 Указаний о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.95 № 81 (в редакции приказа Минфина России от 23.01.2000 № 7н).

При ликвидации юридического лица реализуются денежные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, а полученные средства направляются на погашение обязательств. Оставшиеся денежные средства зачисляются в уставный капитал, а затем распределяются между участниками (учредителями) юридического лица в порядке, установленном в учредительных документах.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на него или обязательственные права в отношении этого юридического лица, в следующей очередности:

1. Участникам Общества выплачивается распределенная, но невыплаченная часть прибыли.

2. Между участниками ликвидируемого Общества распределяется его имущество пропорционально их долям в уставном капитале Общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имеющегося у Общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество Общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале Общества.

 

2.3 Ответственность общества в случае реорганизации

 

Реорганизация – специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве, то есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 57 ГК РФ). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

При реорганизации компании в форме преобразования существенно изменяется ее статус. У фирмы, прекращающей деятельность, возникает только один правопреемник. Вновь созданное предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованной компании в соответствии с передаточным актом.

Согласно гражданскому законодательству общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.

Слияние – это создание на базе двух или нескольких фирм (в том числе ООО и ОДО) новой компании с передачей ей всех прав и обязанностей этих фирм в соответствии с передаточным актом. Полностью передаются активы и пассивы: денежные средства и другое имущество, обязательства (с учетом задолженности по налогам), капитал и резервы.

В случае присоединения одна или несколько фирм (в том числе ООО и ОДО) прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другой компании. В результате реорганизации в форме присоединения те фирмы, которые присоединяются, прекращают свое существование. Компания, к которой они присоединились, становится правопреемником всех прав и обязанностей на основании передаточного акта.

Разделение предполагает прекращение существования прежнего юридического лица (ООО или ОДО) и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Выделение представляет собой создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой компании (в пределах разделительного баланса) без прекращения ее существования.

Реорганизация юридического лица может быть как добровольной, так и принудительной. В первом случае решение о реорганизации принимают его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами. Во втором – уполномоченные государственные органы или суд (ст. 57 ГК РФ).

Для ООО действует порядок принятия решения о реорганизации, предусмотренный статьями 91, 92 ГК РФ, подпунктом 11 пункта 2 статьи 33, пунктом 8 статьи 37, статьями 51-56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Решение о реорганизации ООО отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников Общества. Такое решение должно приниматься единогласно всеми участниками Общества. Несоблюдение данного условия влечет за собой недействительность решения о реорганизации. Это неоднократно подтверждалось арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.96 № 420/96 и от 07.07.98 № 3772/97)[8].


Заключение

 

Общества с ограниченной ответственностью (ООО) и его разновидности – общества с дополнительной ответственностью (ОДО) относится к категории хозяйственных обществ и, следовательно, коммерческих предприятий, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Общества с ограниченной ответственностью является наиболее типичной и часто встречающейся организационно-правовой формой.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, гарантирующий интересы его кредиторов, разделен на доли, размер которых определяется в учредительных документах.

Общество с ограниченной ответственностью имеет устойчивую внутреннюю структуру и стабильные органы управления, которые осуществляют внутреннюю организационную и исполнительно-распорядительную деятельность в обществе, представляют общество во внешних отношениях.

В настоящее время общества с ограниченной ответственностью действуют во многих развитых странах, но наиболее широкое распространение они получили в государствах континентальной Европы.

В отличие от акционерного общества, являющегося более сложным видом юридических лиц, основанным на концентрации достаточно большого капитала, жестком правовом регулировании, строгих правилах внутренней организации, соблюдении специфических процедур связанных с эмиссией акций, учетом акционеров и др., в обществе с ограниченной ответственностью удачно сочетаются личностный и материальный компоненты.

Правовое регулирование обществ с ограниченной ответственностью отличается от норм акционерного законодательства большей диспозитивностью и предоставляет участникам таких хозяйственных обществ значительно более широкий выбор при определении их организационной структуры, формировании уставного капитала, установлении внутренних правил и процедур и решении других вопросов.


Список использованных источников

 

1.         Гражданский Кодекс РФ.

2.         Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.01.98 (с изменениями и дополнениями).

3.         Вайгачева А.В., Контонистова Е.В. Как оформить реорганизацию предприятия.// Налоги и сборы: налоговый и бухгалтерский учет. 2003. №22.

4.         Зинченко С., Казачанский С. Спорные вопросы правового статуса управления общества с ограниченной ответственностью.// Хозяйство и право. 1999. №7.

5.         Гражданское право: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Т.1

6.         Комментарий к Федеральному закону РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»/Под ред. В.В. Залесского. М.: Юридическая фирма «Контракт» ИНФРА-М.,1998.

7.         Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Курс лекций. В 2-х томах. Том 1. М., 2002.

8.         Панина Л.А. Ликвидация организации.// Налоги и сборы: налоговый и бухгалтерский учет. 2002. №22.

9.         Попандопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1999.

10.      Рогоцкая С.Е. Ответы на типичные вопросы предприятий.// Экономика и жизнь. 2004. №1.



[1] Комментарий к Федеральному закону РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»/Под ред. В.В. Залесского. М.: Юридическая фирма «Контракт»ИНФРА-М.,1998. С. 11.

[2] Комментарий к Федеральному закону РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»/Под ред. В.В. Залесского. М.: Юридическая фирма «Контракт»ИНФРА-М.,1998. С. 34.

[3] Рогоцкая С.Е. Ответы на типичные вопросы предприятий.// Экономика и жизнь. 2004. №1.

[4] Рогоцкая С.Е. Ответы на типичные вопросы предприятий.// Экономика и жизнь. 2004. №1.

[5] Рогоцкая С.Е. Ответы на типичные вопросы предприятий.// Экономика и жизнь. 2004. №1.

[6] Зинченко С., Казачанский С. Спорные вопросы правового статуса управления общества с ограниченной ответственностью.// Хозяйство и право. 1999. №7.

[7] Панина Л.А. Ликвидация организации.// Налоги и сборы: налоговый и бухгалтерский учет. 2002. №22.

[8] Вайгачева А.В., Контонистова Е.В. Как оформить реорганизацию предприятия.// Налоги и сборы: налоговый и бухгалтерский учет. 2003. №22.

Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных ...
М и н и с т е р с т в о о б р а з о в а н и я Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Ч У В А Ш С К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т ...
Российское законодательство, подобно законодательству большинства развитых стран, в правовом регулировании уставного капитала направлено на то, чтобы, защищая интересы акционерного ...
2) о неправомерности решения о выплате (объявлении) дивидендов по акциям до полной оплаты всего уставного капитала общества, а также если стоимость чистых активов общества, меньше ...
Раздел: Рефераты по гражданскому праву и процессу
Тип: реферат
Акционерные общества в Республике Беларусь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" Кафедра гражданско-правовых дисциплин Допущена ...
Акция является бессрочной эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющей права ее владельца на участие в управлении ...
Решения общего собрания акционеров по вопросам внесения изменений и (или) дополнений в устав акционерного общества, увеличения или уменьшения его уставного фонда, реорганизации и ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Реорганизация юридических лиц
Содержание Введение 1. Понятие реорганизации юридического лица 1.1 Основные подходы к вопросу реорганизации юридического лица в законодательстве и ...
К числу ее функций относятся: управление делами юридического лица, выступление от его имени в суде, осуществление мероприятий по ликвидации юридического лица (помещение в органах ...
60 ГК РФ, устанавливая сроки уведомления ООО кредиторов и предъявления последними требований к обществу, и предусматривает правило о возможности государственной регистрации ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Регистрация ООО - переработка вторсырья
1. ВВЕДЕНИЕ. 2 1.1. Обоснование выбора вида деятельности. 2 1.2 Обоснование выбора вида орагнизационно-правовой формы предприятия. 3 2. Общие ...
Протокол учредительного собрания ( собрания учредителей), на котором решены вопросы: о создании Общества, об утверждении его устава; о порядке, способе и сроках наделения Общества ...
Документ об оплате не менее 50 % уставного капитала (Минимальный размер - 100 МРОТ) на момент регистрации ( в частности: справка банка о внесении учредителями Общества конкретной ...
Раздел: Рефераты по предпринимательству
Тип: реферат
Правовой статус общества с ограниченной ответственностью
Содержание Введение Глава 1. Понятие общества с ограниченной отвественностью и его правовой статус 1.1 История развития законодательства об обществах ...
11 Закона), б) согласование разногласий и подготовка окончательной редакции этих документов, в)подготовка собрания учредителей по вопросам, связанным с принятием решений об ...
11 Закона, а также заключение учредительного договора и утверждение устава общества (по желанию учредителей учредительному договору может быть придана нотариальная форма); д ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа