Реферат: Общественные объединения

Содержание

Введение

1. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений

2. Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений

3. Порядок регистрации общественных объединений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Сегодня, не умаляя и не переоценивая роли общественных объединений, государство несколько по-иному определяет их правовое положение.

Помимо Конституции РФ, правовое регулирование деятельности общественных объединений может быть осуществлено и федеральным законодательством. В настоящее время правовое положение общественных организаций закреплено в Законе РФ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г.

Статья 5 Закона определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Данный закон определяет, и пять организационно-правовых форм общественных объединений:

1. Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественное движение – это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

3. Общественный фонд – это один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлении и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение – это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

5. Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.


1. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений

Административно-правовой статус общественных объединений – их правовое положение в сфере государственного управления.

Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это, прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.

Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединении устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях». Общественные объединения имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решении органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами[1];

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественные объединения обязаны:

соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведении, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Вторым элементом административно-правового статуса общественных объединении является административная правоспособность и административная дееспособность. Если у граждан сначала возникает административная правоспособность, а лишь с достижением определенного возраста государство признает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе.

Понятно, что административная правоспособность общественного объединения возникает с момента регистрации его устава. Однако в отличии от граждан, государство с этого же момента признает способность общественного объединения реализовать свои права и выполнять свои обязанности. Таким образом, административная правоспособность и административная дееспособность у общественных объединений появляется одновременно – с момента его возникновения. Это обстоятельство дает основания объединить 2 названные категории в одну – административную праводееспособность (правосубъектность).

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об общественных объединениях» общественное объединение может не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает права юридического лица (а значит, права выступать от себя лично, опосредуя его членов или участников). Кроме того, без зарегистрированного (а значит, признанного) государством устава невозможно существование общественного объединения, исходя из его определения, данного названным Законом. Из этого вытекает, что общественное объединение считается возникшим с момента его регистрации Министерством юстиции РФ. С этого же момента возникает и их административная правосубъектность (способность быть субъектом административно-правовых отношении).

2. Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений

Объем полномочий различных общественных объединений как субъектов административно-правовых отношении неодинаков. Чаще всего в административно-правовых отношениях они выступают в качестве стороны, обязанной выполнять правовые предписания уполномоченных органов государства. Общественные же объединения, наделенные функциями органов государственного управления, могут выступать в административно-правовых отношениях в качестве субъекта управления, уполномоченного давать другой стороне обязательные к исполнению предписания.

9 ноября 2005 г. принят Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст.7 указанного закона, федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образовании для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функции вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами. К сожалению, за рамками правового регулирования указанного Закона остался главный вопрос: может ли содержание договора (соглашения) составлять оказание членами казачьих обществ содействия органам государственной власти (местного самоуправления) путем делегирования им государственно-властных полномочии?

Вместе с тем делегирование общественным объединениям государственно-властных полномочий представляется нецелесообразным. Имеющиеся у них государственно-властные полномочия дублируют государственно-властные полномочия соответствующих органов исполнительной власти, что, на наш взгляд, является недопустимым.[2]

В установленных законом случаях некоторые общественные объединения вступают в административно-правовые отношения как субъекты, обладающие правом самостоятельно применять меры административного воздействия. Следует заметить, что обозначилась тенденция сужения круга таких правоотношений. В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях» признаны недействующими или утратившими силу в РФ нормативные акты, наделявшие государственно-властными полномочиями товарищеские суды, комиссии по борьбе с пьянством, общественные пункты охраны порядка и так далее.[3]

Вместе с тем Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (ст. 45) наделил государственно-властными полномочиями общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Объем полномочии различных общественных объединении как субъектов административно-правовых отношении определяется актами государственных органов, а не уставами самих организаций. В этих актах предусматриваются правомочия общественных объединении в сфере государственного управления, виды административно-правовых отношении, участниками которых они могут быть.

Административно-правовые отношения с участием общественных объединении складываются не внутри этих объединении, а за их пределами, т. е. там, где они взаимодействуют с органами государственного управления. В этой сфере общественные объединения могут выступать в качестве различных сторон в административно-правовых отношениях, а именно, они могут быть стороной:

а) обязанной выполнять общие правила поведения, устанавливаемые органами государственного управления (это наиболее распространенный вид правоотношений, например, соблюдение противопожарных правил и т.д.);

б) обязывающей выполнять формулируемые ими требования. Эти требования могут быть адресованы как органам управления, должностным лицам, так и гражданам (исключения, связанные с реализацией делегированный им части государственно-властных полномочии государством, – издание профсоюзами правил по вопросу применения законодательства о труде);

в) с которой соответствующие органы обязаны предварительно согласовать принимаемые решения (это своего рода «горизонтали», например, профсоюзы и администрация предприятия по поводу увольнения с работы);

г) осуществляющей контроль за работой государственных учреждений, предприятии по вопросам торговли, коммунально-бытового обслуживания, здравоохранения и т. п. (раньше таких правоотношении было достаточно много – народный контроль, общественный контроль профсоюзов и т.д., в настоящее время меньше – органы территориального общественного управления и т.д.);

д) с которой соответствующие органы государственного управления обязаны совместно рассматривать те или иные вопросы (вопросы организации труда администрация предприятия устанавливает только совместно с профсоюзами и т.д.);

е) в административно-правовых отношениях имущественного характера (государство передает управление курортами и санаториями профсоюзам);

ж) в правоотношениях, связанных с осуществлением переданных в их ведение функции государственных органов (санаторно-курортное обслуживание, где общественные объединения являются, как правило, управляющей стороной).

3. Порядок регистрации общественных объединений

 

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации общественных объединении.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединении (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведении о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединении, а также иных предусмотренных федеральными законами сведении осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединении определяется Президентом Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации общероссийского или международного общественных объединений принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации. [4]

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилии, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

устав общественного объединения в трех экземплярах;

выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

сведения об учредителях;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

протоколы учредительных съездов (конференции) или общих собрании структурных подразделении для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединении;

при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные документы подаются в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединении осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных объединений.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединении. В случае если отделение общественного объединения не принимает свои устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения. [5]

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функции по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведении и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц.

За государственную регистрацию общественного объединения, изменении, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.[6]

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Рассмотрение повторного заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего Федерального закона и законам об отдельных видах общественных объединении;

если представлен неполный перечень определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положении законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.


Заключение

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации общественных объединении.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединении осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных объединении.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения.

Решение о государственной регистрации общероссийского или международного общественных объединений принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. М., 2000.

3. Н.Г. Салищева. «Административное право». М., 2006.

4. Степанов Р.О. Административное право. М., 2007.

5. Андреев А.М. Российское административное право. М., 2002.

6. Панов Л.Д. Лекции по административному праву. М., 2003.

7. Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000.

8. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2002.

9. Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

10. Никифоров М. В. Административное право: канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.

11. Ануфриев Е.Н. Административное право. Учебное пособие для студентов. М., 2001.

12. Воронов К.Н. Курс лекций по административному праву. М., 2003.

13. Орлов Т.И. Учебное пособие по административному праву. М., 2005.

14. Андреев М.М. Административное право. М., 2004.

15. Савельев Е.Н. Лекции для студентов по административному праву. Саратов. 2006.

16. Попов С.А. Административное право. Волгоград. ВолГУ. 2007.



[1] Панов Л.Д. Лекции по административному праву. М., 2003.

[2] Попов С.А. Административное право. Волгоград. ВолГУ. 2007.

[3] Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000.

[4] Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000.

[5] Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000.

[6] Андреев М.М. Административное право. М., 2004.


  • [1] Панов Л.Д. Лекции по административному праву. М., 2003.

    [2] Попов С.А. Административное право. Волгоград. ВолГУ. 2007.

    [3] Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000.

    [4] Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000.

    [5] Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000.

    [6] Андреев М.М. Административное право. М., 2004.