Реферат: Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина

РЕФЕРАТ

По дисциплине: хозяйственное право

На тему: «Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне»

Выполнил: студентка

группы МЗ – 04:

Мечетина Т.А.

Принял: Барбашин С.В.

Липецк, 2006

Содержание

Введение………………..……...…………………………………..………..3

1. Понятие международного права интеллектуальной собственности…5

2. Виды интеллектуальной собственности…………………………….....9

2.1Международное патентное право………………………………….…..9

2.2 Международное авторское право...………………………………….12

2.3 Средства индивидуализации юридического лица…………………..15

Заключение………..……….…………….……………….…………..…...21

Список литературы…………...….………………….………...………….23

Введение

В современных условиях международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности на межгосударственном уровне.

При этом отдельные объекты интеллектуальной собственности, в частности научные открытия и рационализаторские предложения, являются более актуальными, поскольку в большинстве государств мира они особо не выделяются. Другие же объекты, в частности селекционные достижения, секреты производства, топологии интегральных микросхем, пользуются специальной правовой охраной в большинстве стран мира.

Итак, интеллектуальная собственность - это собирательное понятие, применяемое для обозначения прав на:

- результаты интеллектуальной (творческой) деятельности в области литературы, искусства, науки и техники, а также в других областях творчества;

- средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров или услуг;

- защиту от недобросовестной конкуренции.

Дать точное и универсальное определение интеллектуальной собственности крайне сложно, если вообще возможно, поскольку содержание понятия интеллектуальной собственности меняется по мере развития техники, рыночных отношений и законодательства, а объединяемые данным понятием права очень разнородны.

Целью данной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.

В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.

Цель реферата: ознакомиться с правовым регулированием права интеллектуальной собственности на международном уровне.

Задачи: 1) рассмотреть основные аспекты правового регулирования прав интеллектуальной собственности; 2) рассмотреть конкретные виды интеллектуальной собственности.


1. Понятие международного права интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности трактуется как собирательное понятие: это так называемые исключительные права физических или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (cт. 138 ГК РФ). Интеллектуальная собственность поясняется также определением ее как нематериального блага. Такое нематериальное благо — всегда результат интеллектуальной деятельности людей, физических лиц. Однако интеллектуальная собственность может передаваться от одного собственника к другому, в том числе и юридическому лицу, даже заранее, еще, не будучи созданной. Во всяком случае, право интеллектуальной собственности — частное право, обеспечиваемое, как любое право, государственной властью, включая и метод межгосударственного согласования, т.е. метод международного права.

Считается, что интеллектуальная собственность — это именно «собственность», но  в большинстве стран мира регулирование ее выносится за рамки общего законодательства о собственности, и она подпадает под действие (как, в частности, и в России) особых законодательных актов об авторском праве, о патентах и о других разновидностях интеллектуальной собственности.

Принципиально регулирование прав интеллектуальной собственности — суверенная государственная прерогатива, и повсеместно действует принцип территориальной защиты интеллектуальных прав, т.е. защита предоставляется только на территории того государства, где такая защита испрашивается или предоставляется по закону данного государства. Литературное произведение или изобретение, охраняемое по закону одного государства, не подпадает в принципе автоматически под защиту в других государствах. Чтобы получить такую защиту, требуются либо предоставление соответствующей защиты по закону другого государства, либо согласование охраны в соответствии с международным соглашением.

Следуя потребностям расширяющегося международного интеллектуального, культурного и торгового сотрудничества, уже в 80-е гг. XIXв. Заключены были многосторонние Парижская конвенция 1883г. по охране промышленной собственности и Бернская конвенция 1886г. об охране литературных и художественных произведений. А позднее и многие другие универсальные, региональные и двусторонние международные соглашения в этой области.

Важным этапом было заключение Стокгольмской конвенции 1967 г., имевшее следствием учреждение Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), под эгидой которой сосредоточена международная деятельность по сотрудничеству в сфере всей совокупности прав интеллектуальной собственности. Другим важным событием стало заключение в рамках Марракешского пакета Уругвайского раунда в 1994 г. Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), в широкой степени охватывающего разнообразные объекты интеллектуальной собственности.

Совокупность соответствующих соглашений в этой сфере образует международно-правовой порядок регулирования прав интеллектуальной собственности, иначе — международное право интеллектуальной собственности.

Становление этого права в современных условиях обусловливается, во-первых, во все возрастающих масштабах опережающим ростом торговли не только и не столько самими правами интеллектуальной собственности, сколько долей элементов этой собственности в общем составе стоимости многих товаров, особенно продукции высоких технологий, фармацевтических и химических товаров. Считается, что примерно 15—20% всей мировой торговли приходится на объекты интеллектуальной собственности, защищенные патентами, торговыми марками и т.п. Другим фактором, стимулирующим развитие международного права интеллектуальной собственности, является стремление государств — производителей высокотехнологических товаров (США, Германия, Великобритания, Франция и др.) сократить свои потери от конкуренции таких же, но контрафактных товаров, которые обходятся производителям дешевле как ввиду бесплатного использования научно-технических достижений, так и за счет более дешевой рабочей силы. Дешевле она как раз в странах, где осуществляется и допускается (иногда сознательно в интересах повышения занятости) контрафактное производство (прежде всего некоторые страны Юго-Восточной Азии).

Как уже сказано выше, интеллектуальные материальные права регулируются в основном на национальном уровне. На международном уровне материальные права урегулированы относительно в малой степени, главным образом определяется порядок применения национального законодательства в отношении пользователей прав из других стран, а также условия международной торговли объектами интеллектуальной собственности.

Традиционно международное регулирование патентных и авторских прав изучается в отечественной науке в рамках международного частного права, исходя, очевидно, из того, что пользователями согласованных на международном уровне общих правил правового режима интеллектуальной собственности являются частные лица. Однако такое положение, можно сказать, вообще присуще множеству международных договоров, публично-правовой характер которых не вызывает сомнений.

В настоящем курсе нормы международного права интеллектуальной собственности рассматриваются на том простом основании, что участниками соответствующих международных соглашений, содержащих эти нормы, являются государства. Для них из этих соглашений и возникают международно-правовые права и обязанности, которые в силу этого представляют собой, несомненно, предмет международного права, а конкретнее — экономического, еще конкретнее — имущественного и совсем конкретно — международного права интеллектуальной собственности. Соответствующие частично ниже излагаемые нормы права интеллектуальной собственности рассматриваются в контексте их значения межгосударственных конвенционных норм, соблюдать которые обязались именно государства. В задачи данной курсовой работы при этом не входит изложение как таковой материи права интеллектуальной собственности, регулируемого в основе национальным правом.

По традиции, идущей от Парижского и Бернского соглашений, а также в силу национальной практики регулирования прав интеллектуальной собственности эти права традиционно делятся на два основных блока. Хотя грани между ними иногда довольно условны, а именно: патентное право и авторское право.


2. Виды интеллектуальной собственности

2.1Международное право промышленной собственности

«Патентные» права, а точнее так называемые права промышленной собственности имеют множество разновидностей: патенты, товарные марки (знаки), промышленные образцы, полезные модели, технические чертежи, географические наименования места происхождения, конфиденциальная информация («ноу-хау») и т.п.

Основными многосторонними соглашениями в области промышленной собственности являются нижеследующие.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г. Она является правовой базой Парижского союза по охране промышленной собственности.

В основу Парижской конвенции положен принцип национального режима. Физические и юридические лица любой страны-члена Парижского союза могут пользоваться в любой другой стране Союза такой же защитой объектов промышленной собственности, охраняемой в рамках Союза, которая предоставляется для национальных лиц.

Главным средством содействия в обеспечении прав изобретателей, пользователей товарными знаками, промышленными образцами – является правило о конвенционном приоритете. Это правило означает признание преимущественного права регистрации изобретений, промышленных образцов, товарных знаков во всех странах Союза за лицом, которое первым сделало заявку в одной из стран Союза.

Вашингтонский договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty — PCT) 1970г. с участием около 100 государств. Согласно РСТ в жизнь введена международная заявка на патент. Такая заявка подается в один из международных поисковых органов, который осуществляет документальный поиск по определению существующего уровня техники, что важно для определения дальнейшей патентоспособности изобретения. Таким образом, существенно облегчается патентование параллельно в нескольких странах, причем сокращаются затраты.

Конвенция (Союз) по охране новых сортов растений (Union for the Protection of New Varieties of Plants — UPOV) имеет целью обеспечение прав селекционеров на новые разновидности растений.

Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентования.

Системы UPOV и Будапештского договора относятся к так называемым «биотехнологическим изобретениям».

Страсбургское соглашение (и Союз) о международной патентной классификации 1971г. (IPC).

Союз ведет постоянно пересматриваемый и дополняемый классификатор из 7 разделов и около 71 тысячи подразделов.

Гаагское соглашение 1925г. (и Союз) с изменениями и дополнениями (Лондон – 1934г., Гаага – 1960г., Монако – 1961г., Стокгольм – 1967г. и Женева – 1999г.) о международном депонировании промышленных образцов.

По Соглашению может быть осуществлен международный депозит промышленного образца в Международном бюро ВОИС непосредственно или через национальные ведомства по охране промышленной собственности стран-участниц.

Локарнское соглашение (и Союз) об учреждении международной классификации промышленных образцов 1968г. устанавливает соответствующие классификационные символы, которые должны указываться в официальной документации стран-участниц.

Мадридское Соглашение 1891г. с дополнительным Мадридским протоколом 1989г. о международной регистрации знаков (торговых и сервисных) с участием около 50 государств. Создан Мадридский союз. Подавая заявку, необходимо предварительно регистрировать марку в стране происхождения.

Ниццкое соглашение (Союз) о классификации товаров и услуг для регистрации торговых и сервисных марок в соответствии с принятыми символами и классами, используемыми в официальной документации.

Мадридское соглашение 1891г. относительно пресечения ложных или искаженных обозначений происхождения товаров предусматривает, что товары, имеющие фальшивое или обманное наименование страны или места происхождения, должны конфисковаться при импорте или импорт их должен запрещаться, а также иные санкции, связанные с импортом таких товаров.

Лиссабонское соглашение (Союз) об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958г. обеспечивает регистрацию наименований происхождения в Международном бюро ВОИС в Женеве по обращениям органов заинтересованных стран-участниц. Бюро информирует о регистрации другие страны-участницы.

Кроме названных выше международных многосторонних соглашений универсальной направленности существуют важного значения региональные соглашения и учреждения по охране промышленной собственности. Вот некоторые из них.

Евразийская патентная конвенция 1994г. с участием девяти стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан) открыта для государств — членов ООН, входящих в Парижский союз и в РСТ. На основе Конвенции созданы Евразийская патентная организация с Административным советом и Евразийским патентным ведомством в Москве. Официальный язык — русский. Ведомство выдает евразийский патент на изобретения, действующий на территории всех стран-участниц.

Мюнхенская европейская патентная конвенция 1973г. и созданная на ее основе Европейская патентная организация — ЕРО (ЕПО) предусматривает возможность для любых лиц, независимо от страны, получать патент на изобретения с действием в тех странах-участницах, в которых заявитель пожелает, путем подачи заявки в Европейское патентное ведомство в Мюнхене или в его отделение в Гааге.

В странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) также созданы единые Центры для регистрации и защиты, промышленных образцов и торговых марок.

2.2 Международное авторское право

Разновидностями авторских прав являются: литературные, музыкальные и художественные (живопись, графика, скульптура) произведения, в том числе на грампластинках и других видах механической и магнитной записи, произведения декоративно-прикладного искусства. А так же программы для электронно-вычислительных машин, пленки (диски) для производства предметов воспроизведения звука, пленки для радиовещания, кино и телевидения, публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, передача их по радио и телевидению, их переделка, переводы на иностранные языки литературных произведений. Некоторые из этих прав рассматриваются как "смежные", такие как: права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаторов кабельного вещания.

Основными многосторонними соглашениями по авторским правам являются нижеследующие.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г., она является правовой основой Бернского союза, созданного для охраны прав авторов.

В Союзе участвует около 130 государств. Для России действует с 13 марта 1995г.

В рамках Бернского союза создано по существу общее правовое поле защиты авторских прав на литературные и художественные произведения. Граждане стран — членов Союза пользуются на условиях взаимности, как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану для собственных граждан. Охрана предоставляется и гражданам стран — не членов Союза в отношении произведений, опубликованных впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране Союза и в стране — не члене Союза. Таким образом, на пространстве Союза применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.

Не очень многочисленные материально-правовые нормы защиты авторских прав по Бернской конвенции включают, в частности: 50-летний минимальный срок охраны авторского права после смерти автора, если в той или иной стране не установлен более длительный срок; исключительное право автора на перевод своих произведений, их тиражирование, публичное исполнение, переделки, запись механическим способом и т.п. Бернская конвенция обладает обратной правовой силой. При этом каждая страна при присоединении к Конвенции сама определяет применимость Конвенции к произведениям, которые на дату ее вступления в силу не стали еще вследствие истечения срока охраны общественным достоянием в стране происхождения. Россия оговорила, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России — уже являются на ее территории общественным достоянием.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952г. (с последующими изменениями). В ней участвует около 90 государств.

Всемирная конвенция содержит еще меньше материально-правовых норм, чем Бернская, и представляет собой, таким образом, менее высокий, чем Бернская конвенция, стандарт международной защиты автор­ских прав. Но именно это позволяет участвовать во Всемирной конвенции ряду стран, не готовых к существенным изменениям своего национального законодательства. Хотя для большинства государств действуют обе Конвенции.

Всемирная конвенция в отличие от Бернской конвенции не имеет обратной силы.

Другие многосторонние конвенции по авторским правам:

Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания 1961г.;

Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971г.

Брюссельская конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, 1974г.

Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальных произведений) 1989г.

Выше были рассмотрены основные многосторонние, международные соглашения как в области охраны прав промышленной собственности, так и авторских прав. Существует так же регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне международных двусторонних соглашений. Такое регулирование может обусловливаться в двусторонних соглашениях общего характера, таких как, в частности, торговые соглашения.

Отдельные элементы пользования правами интеллектуальной собственностью могут содержаться и в договорах, относящихся к специальным межгосударственным соглашениям в области экономического сотрудничества.

Наконец, имеются двусторонние соглашения, прямо посвященные вопросам охраны прав интеллектуальной собственности.


2.3. Индивидуализация юридического лица

Наименование юридического лица и  место его нахождения.

Гражданско-правовые отношения предполагают индивидуальную определённость своих участников. Это положение является одним из признаков юридического лица. Так гражданское законодательство РФ, требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее его среди прочих организаций.

Наименование присваивается юридическому лицу учредителями и должно отвечать установленным законом требованиям, различающимся в зависимости от вида юридического лица  и его организационно-правовой формы. Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица.

Для всех без исключения юридических лиц является обязательным указание в составе наименования их организационно-правовой формы (фонд, ассоциация, союз, политическая партия, ООО, АО, производственный кооператив, унитарное предприятие  и т.д.). С его помощью до участников гражданского оборота доводится информация о правовом статусе организации.[1]

Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение, направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером деятельности.

Наименования могут быть связаны с основными целями или основным видом деятельности данного юридического лица, при этом использование в наименовании определенных терминов и словосочетаний (например "банк", "финансово-промышленная группа") допускается лишь в установленных законом случаях.[2]

Обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью. Такое указание должно содержаться в наименовании некоммерческих организаций, а также в наименовании унитарных предприятий и некоторых других видов коммерческих организаций, для которых законом предусмотрена специальная правоспособность (например, банки, страховые организации и т.д.).

С другой стороны Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговли» запрещает включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям этого закона, термины "биржа" или "товарная биржа" в любом словосочетании. Аналогичное правило применительно к термину "банк" содержит ФЗ «О банках и банковской деятельности». [3]

Другим немаловажным идентификационным  признаком юридического лица является его место нахождения, юридический адрес. По сути местонахождения юридического лица – это юридическая фикция,  означающая условную «привязку» юридического лица к определённой географической точке (административно-территориальной единице), произведённую по определённым установленным законом правилам.[4] Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение для определения правоспособности лица, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, местом исполнения других обязательств.

В соответствие со ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Согласно той же статье, место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.


Фирменное наименование

Согласно п. 4 ст. 54 ГК 4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Коммерческое  юридическое лицо выступает в гражданском обороте под этим наименованием. Фирменное наименование (или фирма) юридического лица и является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК) и подлежит регистрации в соответствие с законодательством. [5]

До принятия закона о фирменном наименовании процедура регистрации фирменного наименования ограничивается его включением в единый реестр юридических лиц вместе с другими данными государственной регистрации юридического лица.

При регистрации коммерческих организаций в качестве юридических лиц их названия, как правило, становятся фирменными наименованиями. В России коммерческие юридические лица в праве иметь любое фирменное наименование, не совпадающие с существующими названиями других организаций и не содержащих обозначений, запрещённых законом.

С регистрацией фирменного наименования закон связывает возникновение у юридического лица, так называемого права на фирму - исключительного права использования фирменного наименования в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах и их упаковке, на бланках и счетах и т.п.[6] Исключительное право на фирму предполагает также, что использование фирменного наименования коммерческой организации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ч. 2 ст. 138 ГК). Согласно п.4 ст. 54 лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Таким образом, организации предоставляется защита от неправомерного использования ее фирменного наименования с правом  требовать прекращения неправомерного использования.[7] 

Права на имя коммерческой организации могут являться товаром, и в этом смысле оно приобретает некоторые свойства «бестелесной вещи».

Фирменное наименование, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых коммерческим юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. В настоящее время складывается целая индустрия по привлечению клиентов и партнёров к фирме, повышению её престижа и деловой репутации, складыванию своеобразного имиджа и запоминающегося образа.

Производственная марка, товарный знак, знак обслуживания,  наименование места происхождения товара и доменное имя

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями со своими специфическими чертами, свойствами и качеством. Для того чтобы их различать, используются произ­водственные марки, товарные знаки и наименования мест проис­хождения товаров.

Производственная марка — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных. Произ­водственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой. Однако, несоответствие стандартам и указанным свойствам будет преследоваться по закону.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготови­телей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве.

В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования и может передать это право по лицензионному договору другой организации. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения това­ров»  допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединений. Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.[8] Подделка товарных знаков и знаков обслуживания влечёт за собой строгие санкции.

         Сравнительно новым в сфере гражданского права, относящимся к наименованиям организаций, товарным знакам и правам на них, является вопрос о правах на домены, которые совпадают с именами организаций, товарными знаками и знаками обслуживания. Под доменом здесь понимаются систематизированные и иерархизированные «имена» (адреса) участков Интернет-сети, которые могут принадлежать отдельным пользователям сети. Интернет-сеть в свою очередь обслуживается серверами доменных имён (DNS) и централизованно администрируется.[9]

Суть вопроса в том, что законные владельцы товарных знаков и обладатели прав на  свои исключительные фирменные наименования видят нарушение своих прав в использование третьими лицами буквенных обозначений своих товарных знаков, знаков обслуживания или фирменных наименований в адресах своих Интернет-сайтов. И это действительно так. Учитывая популярность Интернета в массах, данное совпадение может навредить законному владельцу товарного знака или знака обслуживания.

Законодательно данные общественные отношения полностью не урегулированы и существует явный пробел в праве. Возможно, в скором времени, данный вопрос решится изданием нового нормативного акта или внесением изменений и дополнений в уже существующие.

   
Заключение

Термины «интеллектуальная собственность», «промышленная собственность» и «право интеллектуальной (промышленной) собственности» прочно вошли в международный и национальный обиход. Однако надо учитывать, что эти категории являются не вещно-правовыми понятиями, а скорее бытовыми синонимами таких понятий, как «мое», «собственное», «созданное мною» или «принадлежащее мне».

Далее, вещно-правовой режим собственности, используемый на протяжении веков в отношении материальных объектов и включающий традиционные правомочия владения, пользования и распоряжения данными объектами, неприменим к нематериальным достижениям умственного труда. Он приемлем лишь для материальных носителей результатов этого труда, что, кстати, прямо подчеркивается, к примеру, в п. 5 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В отношении же продуктов интеллектуального творчества следует применять режим исключительных прав. Лишь создатели данных продуктов, их работодатели или иные указанные в законе лица вправе их использовать и распоряжаться ими с учетом их нематериальной природы. В условиях рыночной экономики исключительные права на результаты творчества можно и нужно отчуждать в товарно-денежной форме. При этом важно учитывать, что в силу идеального характера и оригинальности (либо неочевидности) данных результатов плата за приобретение прав на их использование должна определяться не общественно необходимыми затратами на их производство, а соотношением спроса и предложения.

Действующее законодательство в основном учитывает особенности правового режима результатов творчества. В частности, ни в одной статье раздела II части первой ГК, посвященного праву собственности и другим вещным правам (ст. 209—306), ни слова не говорится об интеллектуальной собственности. Иными словами, последняя целиком отождествляется с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, производимой продукции, выполняемых работ и услуг.

В последнее время с развитием информационных технологий человеческая жизнь изменилась до неузнаваемости. Гражданско-правовые отношения проникли и в глобальную паутину Интернета. Однако не всегда законодатель поспевает за развитием человеческих отношений, случай с доменными именами из этих.

         Сравнительно новым в сфере гражданского права, относящимся к наименованиям организаций, товарным знакам и правам на них, является вопрос о правах на домены, которые совпадают с именами организаций, товарными знаками и знаками обслуживания.

Учитывая популярность Интернета в массах, данное совпадение может навредить законному владельцу товарного знака или знака обслуживания.

Законодательно данные общественные отношения полностью не урегулированы и существует явный пробел в праве. Возможно, в скором времени, данный вопрос решится изданием нового нормативного акта или внесением изменений и дополнений в уже существующие.


Список литературы

1.         Гражданский кодекс РФ часть первая № 51-ФЗ от 30.11.1994г.;

2.         Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 09.07.1993г. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ);

3.         Патентный закон РФ № 3517-1 от 23.09.1992г (в ред. Федеральных законов от 07.02.2003 N 22-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ);

4.         Дозорцев В. А. Исключительные права и их развитие. Вступительная статья // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сборник нормативных актов. М., 1994;

5.         Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., 1989;

6.         Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972;

7.         Козырев А.Н. «Оценка интеллектуальной собственности», Экспертное Бюро-М, 2002г;

8.         Рузакова О.А. «Право интеллектуальной собственности» Учебно-практическое пособие для ВУЗов М., 2005г.



[1] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ под редакцией Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. Москва. Юрайт. 2002.

[2] Суханов Е.А. Гражданское право. Москва. БЕК. 1998.

[3] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ под редакцией Садикова О.Н. Москва. Инфа-М. 1998.

[4] Большой юридический словарь. Москва. Инфа-М. 1998.

[5] Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве. Журнал российского права. 2002. №6.

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ под редакцией Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. Москва. Юрайт. 2002.

[7] Грешников И.П. Наименование организации со статусом юридического лица. Правоведение. 2003. №1.

[8] Сергеев А.П. Толстой Ю.К. Гражданское право. Москва. Проспект. 1998.

[9] Ананьев Д.В. Товарные знаки и доменные имена. Патенты и лицензии. 2003. №2.