Курсовая работа: Происхождение государства

ПЛА Н

 

ПЛАН.. 1

Введение. 2

1. Происхождение и сущность государства. 3

1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь. 3

1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном строе. 4

1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе. 4

1.4. Основные закономерности происхождения государства. 6

1.5. Теории происхождения и сущности государства. 8

1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти. 11

1.7. Понятие и признаки государства. 12

1.8. Сущность государства. 12

2. Формы государства. 14

2.1. Понятие и элементы формы государства. 14

2.2. Форма правления: понятие, виды.. 15

2.3. Монархия как форма правления. 16

2.4. Республика как форма правления. 18

2.5. Форма государственного устройства. 20

2.6. Федеративное устройство Российской Федерации. 22

2.7. Политический режим: понятие, виды.. 24

2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика реализации. 27

2.9. Соотношение исторического типа и формы государства. 29

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА.. 31


         Введение

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.


1. Происхождение и сущность государства

 

1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь

Понятие «общество» можно рассматривать в различных аспек­тах:

— как население конкретного государства;

— как определенный этап исторического развития;

— как определенный коллектив людей.

Общество как население конкретного государства можно оп­ределить как объединение людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, гражданство и т.п. (например, российское общество).

Общество как определенный этап исторического развития представляет собой совокупность людей, объединенных производственными или иными отношениями конкретной исторической эпо­хи (например, феодальное общество).

Общество как определенный коллектив, группа представляет собой объединение людей на основе конкретных общих интересов, потребностей, целей и т.п. (например, общественная организация, группа студентов).

Таким образом, общество в широком смысле можно опреде­лить как форму объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих между собой.

Любой более или менее организованной общности людей свой­ственны властные отношения. Власть существует в любом обще­стве, поскольку выступает одним из главных организующих фак­торов. Существуют различные аспекты трактовки власти1.

В широком понимании власть — это способность управлять и подчинять с помощью определенных средств воздействия.

Основными компонентами власти выступают:

1) субъект управления;

2) объект управления;

3) средства воздействия;

4) сам процесс реализации власти.

Властеотношения всегда являются двусторонними (субъект-объект). Важной характеристикой субъекта власти является его стремление властвовать, которое он осуществляет с помощью при­каза, распоряжения, выражая таким образом свою волю. Объект власти подчиняется воле, выраженной в приказе, распоряжении. Взаимоотношения между субъектом и объектом власти регулиру­ются определенными нормами поведения (правовыми, моральны­ми, религиозными, и т.д.).

Источниками власти могут выступать: сила, социальное по­ложение, авторитет, опыт, материальные ресурсы, и т.д. Средства­ми воздействия, обеспечивающими исполнение воли субъекта вла­сти, являются меры убеждения, поощрения, наказания.

Существуют различные основания классификации власти по видам. В зависимости от формы организации общества можно выделить такие виды власти, как: первобытная, государственная, власть на работе, в семье, и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существова­ние любого вида общества без власти невозможно, поскольку именно такая категория, как власть, обеспечивает организацию и функцио­нирование данного общества.

 

1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном

строе.

Первобытное общество — первый этап организации человечес­кого общества. Первобытный строй определяется как общинный, поскольку для него характерны следующие черты:

— люди объединялись в группы, поскольку в тех экономических условиях человек не мог прожить в одиночку;

— средства производства, труд и его результаты были общими;

— все члены первобытного общества имели равное социальное положение: между ними не было классового, имущественно­го и иного неравенства.

Первоначально люди объединялись в большие группы, пред­ставляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядоч­ные половые связи между его членами. Постепенно возникает бо­лее устойчивая форма организации первобытного общества — ро­довая община.

Род основывается на кровных связях между его членами, общ­ности их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате коллективного труда, являются их общей собственнос­тью. Развитие экзогамных отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных последствий кро­восмешения и отказа от создания потомства между кровными род­ственниками.

Развитие брачных отношений между представителями различ­ных родов ведет к установлению своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя. Таким обра­зом, постепенно роды объединяются в более крупные образования — племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образо­вание племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства.

 

1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе

Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведе­ния, существовавшие в первобытном обществе.

Для родового строя была характерна первобытная демокра­тия, которая характеризуется:

— социальным равенством всех членов рода;

— правом на участие в управлении всех взрослых членов рода независимо от пола;

— большой ролью общего собрания рода.

Таким образом, первобытная организация власти имела обще­ственный характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода. В государстве власть носит публично-по­литический характер, так как наиболее важные решения принима­ются и обеспечиваются специально уполномоченными государствен­ными органами.

Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в ред­ких случаях, принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и принуждения, что является непосредствен­ным атрибутом государства.

Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачаль­ников на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной.

При объединении родов в племя структура власти усложняет­ся, появляются централизованные органы власти — племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представ­лял свои решения на рассмотрение общего собрания племени.

Любой общности людей присуща необходимость регулиро­вания их отношений. В первобытном обществе действовали со­циальные нормы, регулирующие труд и быт членов рода, пле­мени, которые выражались в форме обычаев, традиций, ритуа­лов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мо­нонормы», т.е. единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения являлся первобытный обычай.

Обычай это исторически сложившееся и вошедшее в при­вычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей.

Первобытные обычаи характеризуются следующими призна­ками:

1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учи­тывались;

2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу привычки;

3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата уп­равления и подавления не было;

4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты, устрашения, и т.п.

Выделяют три способа регулирования поведения членов пер­вобытного общества:

1) запреты (например, табу на кровнородственные браки — «ин­цесты»);

2) дозволения (например, охота на определенной территории);

3) связывание (например, разжигание костра и его поддержание). В качестве санкций за нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и смертная казнь, и изгна­ние из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было устра­шение, обусловленное страхом первобытного человека перед «сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угро­зой наказания соответствующим божеством.

 

1.4. Основные закономерности происхождения государства

По вопросу происхождения государства существуют различ­ные мнения, взгляды. Разными авторами были выдвинуты на пер­вое место те или иные факторы. Однако современная юридическая наука выработала определенную концепцию основных закономер­ностей возникновения государства.

Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10—12 тысяч лет назад и продолжалась несколько тысячелетий.

Неолитическая революция — это переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, и т.д., иными словами «перешел к подлинно трудовой деятельности»1.

Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло круп­ное общественное разделение труда — появились скотоводство, зем­леделие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повы­шается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собствен­ного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы семейного кла­на, разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственно­сти помимо общей — частной.

Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и эконо­мическое неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, по­являются первые раннеклассовые общества. Естественным резуль­татом является изменение структуры власти, поскольку организа­ция первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти1,

Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда — со­вершенствование орудий труда — рост производительности труда — появление излишков — частная собственность — появление клас­сов — борьба классов — государство (рабовладельческое). Этот про­цесс был отражен в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «О государ­стве» и впоследствии закреплен советской наукой в качестве основ­ного постулата о происхождении государства и права.

Отечественная наука советского периода рассматривала появ­ление государства как результат противоборства классов. При этом государства, как считалось, возникали только как рабовладельчес­кие.

Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что первые государственные образования возникли не как результат раскола общества на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Самые ранние государственные об­разования складывались на Востоке на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек: Нила, Инда, Ганга, Тигра и Евфрата, Янц­зы. Сюда относятся такие восточные цивилизации, как Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай.

Ведущим фактором возникновения государственности здесь являлось объединение родоплеменных образований для совмест­ного ведения общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие функции, и, соответ­ственно, группа управляемых. Создается сложный организацион­но-управленческий аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том числе и право общей собствен­ности на землю. При этом возникает и государственная форма соб­ственности на эту землю.

Таким образом, в различных регионах в зависимости от соци­ально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения государственности, западный — уникальной (Венгеров А.Б., Лазарев В. В.).

Типичным считается переход от первобытного строя к госу­дарству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства.

Государство возникает вследствие проведения крупномасштаб­ных работ по строительству ирригационных сооружений. Органи­зация подобных работ требует привлечения большой массы людей, создания централизованной системы органов управления. Таким образом, люди объединялись для ведения общественных работ, при этом возникала государственная собственность, общинники имели право общей собственности на землю (Древний Восток и др.). В этом случае государство порождает классы.

Уникальной формой возникновения государственности явля­ется переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства.

Так, античным государствам в отличие от восточных не бла­гоприятствовали природные климатические условия, малоплодо­родные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Со­ответственно не сохранилась сельская община, а также обществен­ная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной соб­ственности, рабовладение привели к усилению социального нера­венства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.

С позиций марксистского подхода рабовладение как первичная форма существования государственности было типичным явле­нием для всех государств. Современная наука существенно изме­нила и внесла новые сведения в марксистскую концепцию, опреде­лив рабовладельческое государство как уникальное явление и госу­дарства с азиатским способом производства как типичные, однако сохранив при этом классовый подход, поскольку роль классов в образовании государства достаточно велика.

 

1.5. Теории происхождения и сущности государства

Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государ­ственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существо­вания государственности, субъективными идеологическими и по­литическими позициями мыслителей, и т.д.

Сформировались различные теории по вопросу происхожде­ния и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся:

1. Теологическая теория происхождения государства

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи:

— государство создано Богом, как и весь мир;

— государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

— беспрекословное подчинение воле государя;

— церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь­ку построена на вере.

2. Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

— государство возникает в силу общественного договора, за­ключенного между людьми;

— согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при­обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

— каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

— государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще­стве, защиту личности, имущества каждого;

— государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства — это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со­циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).

3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:

— государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья — племя — союз племен — государство;

— власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

— государь — отец народа, который заботится о своих поддан­ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье — не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

4. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

— главными факторами, обусловившими процесс происхож­дения государства, выступают военно-политические (завое­вание, насилие, порабощение);

— государство является результатом завоевания слабого пле­мени другим, более сильным;

— для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

— порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве­дет к появлению частной собственности;

— экономическое господство властвующих приводит к появ­лению классов, сословий;

— государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи­тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха­рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

5. Психологическая теория происхождения государства

 Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

— причины происхождения государства связаны с особеннос­тями человеческой психики;

— личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

— одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

— из власти, основанной на авторитете, возникает государствен­ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз­действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы­ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде­ния государственности.

6. Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

— государство возникает вследствие проведения крупномас­штабных работ по строительству ирригационных сооруже­ний;

— организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

— для проведения строительства необходимо создание цент­рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об­разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир­ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про­ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак­торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери­алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

— государство возникло в силу социально-экономических фак­торов;

— общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част­ной собственности и, как следствие, к возникновению клас­сов — богатых и бедных;

— первобытная организация власти не способна управлять об­ществом, где существует противоборство классов;

— государство является результатом раскола общества на клас­сы;

— государственная власть принадлежит классу богатых;

— государство по своей сути является машиной, созданной гос­подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео­рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко­номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.


1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти

Государственная власть является одной из разновидностей со­циальной власти. Любая общность людей не может существовать без отношений управления и подчинения. Именно такая категория, как власть, с помощью определенных средств воздействия обеспе­чивает организацию и функционирование данного вида общества.

Существуют различные виды социальной власти, каждый из которых характеризуется свойственными ему специфическими при­знаками. Однако государственная власть является особой разновид­ностью социальной власти.

В юридической литературе существует две точки зрения отно­сительно соотношения понятий «политическая власть» и «государ­ственная власть». Согласно одной позиции авторов, политическая власть более широкая категория, чем государственная, поскольку ее субъектом выступает не только государство, но и политические партии, общественные организации и другие институты политичес­кой системы.

Согласно другой позиции, понятия «политическая власть» и «государственная власть» тождественны. Политическая власть реа­лизуется государственными органами, при этом она воплощается в государственные институты и становится властью государственной.

Можно выделить следующие характерные признаки государ­ственной власти:

1) публичный характер, означающий существование специального аппарата управления и принуждения, обеспечивающего реа­лизацию государственно-властных велений;

2) распространение на всю территорию государства;

3) верховенство, выраженное в отсутствии на территории госу­дарства какой-либо другой конкурирующей власти;

4) независимость, означающая самостоятельность в принятии решений;

5) осуществление официально уполномоченными лицами, име­ющими статус государственных служащих;

6) применение мер государственного принуждения, обеспечива­ющих исполнение государственно-властных велений;

7) легитимный характер, т.е. признание обществом существую­щей в государстве власти;

8) легальный характер, означающий создание и функционирова­ние государственных органов на основании закона. Государственная власть — это публично-политическая раз­новидность социальной власти, обладающая качествами верховен­ства и независимости, легитимности и легальности.

 

1.7. Понятие и признаки государства

Существуют различные подходы к определению государства.

Государство — понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства.

Характерные признаки государства:

1) наличие публично-политической власти, которая осуществля­ется специальным аппаратом управления и принуждения, от­деленным от общества и обеспечивающим реализацию госу­дарственно-властных велений;

2) государственный суверенитет, представляющий собой един­ство, верховенство государственной власти на всей террито­рии государства и независимость во внешнегосударственных отношениях;

3) система налогов и сборов;

4) единая финансовая система, казна;

5) территориальная организация населения;

6) территориальная организация органов государства;

7) территориальные границы;

8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых);

9) монопольное право на принятие законов и других норматив­но-правовых актов.

На основе общих признаков государства можно сформулиро­вать следующее его определение.

Государство — это публично-политическая организация вла­сти в пределах, определенной территории, обладающая государ­ственным суверенитетом и выступающая официальным предста­вителем интересов своих граждан (подданых).

 

1.8. Сущность государства

По своей сути государство — это организация власти. Сущ­ность государства раскрывает предназначение государственной вла­сти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государ­ства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государ­ства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.

1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классо­вые задачи.

Марксистская доктрина рассматривала государство как клас­совую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим.

Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии фео­далов.

2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода го­сударство призвано обеспечить интересы всего общества, ре­шить общесоциальные задачи.

В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно слож­ная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью дос­тижения в итоге общественного компромисса.

Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.

В сущности современного государства заложены как классо­вые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом госу­дарстве явление неизбежное, поэтому государственная власть дол­жна учитывать также и классовые интересы.

Правовое государство на современном этапе призвано устра­нить демократическими методами противоборство различных клас­сов, социальных слоев, групп, которое может перерасти в конф­ликт, междоусобицу. При этом одной из главных задач государ­ства будет являться охрана прав и свобод личности независимо от пола, возраста, расы, национальности, имущественного и должно­стного положения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


2. Формы государства

 

2.1. Понятие и элементы формы государства

Важное теоретическое и практическое значение при исследо­вании сущности государства имеет такая категория, как форма го­сударства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства пред­ставляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства опре­деляет его внутренне устройство, способ организации государствен­ной власти.

Таким образом, если государство — это организация публич­но-политической власти, то форма государства — это способ орга­низации публично-политической власти.

 

Форма государства позволяет ответить на следующие вопро­сы;

1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков поря­док их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);

2) какие действуют принципы территориальной организации на­селения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);

3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаи­мосвязанных ее элементов:

1) форма правления;

2) форма государственного устройства;

3) политический режим.

Форму государства определяют как «способ организации по­литической власти, охватывающий форму правления, форму госу­дарственного устройства и политический режим»,

1) форма правления это организация государственной влас­ти, характеризующая порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимо­отношения с населением,

2) форма государственного устройства — это внутреннее тер­риториальное устройство государства, отражающее харак­тер взаимоотношений между государством в целом и его со­ставными частями.

3) политический режим это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории.

2. 2. Форма правления: понятие, виды

Особое место среди элементов формы государства принадле­жит форме правления.

Форма правления представляет собой организацию государ­ственной власти, характеризующую порядок образования государ­ственных органов, распределение полномочий между ними, их взаи­моотношения с населением.

Еще Аристотель проводил классификацию государств в зави­симости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а так­же соответствующие им разновидности: демократию (власть наро­да), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.

Современная юридическая наука выделяет два основных спо­соба организации государственной власти, т.е. две формы правле­ния:

1) монархия это форма правления, при которой верховная го­сударственная власть полностью или частично осуществля­ется единоличным главой государства и, как правило, пере­дается по наследству;

2) республика это форма правления, при которой государствен­ная власть осуществляется выборными органами, избирае­мыми на определенный срок и несущими ответственность пе­ред своими избирателями.

Кроме того, проводятся дополнительные классификации го­сударств в зависимости от формы правления.

По способу участия населения в принятии законов различают­ся:

1)        формы правления с непосредственным участием населения в  принятии законов (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным участием населения в законотворческом процессе);

2)        формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти (республика, ограниченная монархия);

3)        формы правления, для которых не характерно участие населе­ния в законотворческом процессе (абсолютная монархия, не­которые особые формы правления).

По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:

1)        парламентские формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);

2)        формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще от­сутствует (например, социалистическая республика). Однако двумя основными формами правления являются мо­нархии и республики.


2.3. Монархия как форма правления

 

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частич­но осуществляется единоличным главой государства и, как прави­ло, передается по наследству.

Основные признаки монархии:

1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства — монархом;

2) власть, как правило, передается по наследству;

3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является по­жизненной;

4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;

5) отсутствует юридическая и политическая ответственность мо­нарха;

6) власть монарха признается, как правило, священной;

7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;

8) государство полностью несет расходы на содержание монар­ха.

В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста­вительным органом или нет, монархии подразделяются на:

абсолютные (неограниченные);

— конституционные (ограниченные).

Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий между монархом и представительным органом под­разделяются на:

дуалистические;

— парламентские.

Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсо­лютную, дуалистическую и парламентскую.

1. Абсолютная монархия характеризуется следующими призна­ками:

— верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством со­средоточены в его руках;

— отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнитель­ной и судебной власти;

— должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;

— население не принимает никакого участия в законодатель­ной деятельности;

— отсутствуют политические партии.

Абсолютные монархии уходят в прошлое, в современном мире они встречаются редко. Эта форма правления еще существует в та­ких государствах, как Оман, ОАЭ, до недавнего времени существо­вала в Саудовской Аравии.

2. Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

существует определенная двойственность государственной власти: монарх обладает большими полномочиями при осу­ществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом;

— монарх имеет обширные возможности влиять на деятель­ность парламента: он самостоятельно участвует в нормо-творческом процессе, инициирует принятие законов (парла­мент, как правило, не имеет права собственной инициати­вы), пользуется правом абсолютного вето в отношении за­конов, принятых парламентом, созывает и распускает пар­ламент;

— исполнительная власть полностью сосредоточена в руках мо­нарха, он сам формирует правительство, которое ему под­отчетно;

— правительство не несет ответственности перед парламентом, хотя в законодательстве некоторых государств предусмат­ривается право законодательного органа выразить недове­рие правительству, но окончательное решение принимается монархом;

— парламент обладает все же хоть и немногими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц, что вызывает не­обходимость сотрудничества, достижения компромиссных решений со стороны монарха и министров.

Дуалистическая монархия существует в таких странах, как Иордания, Кувейт, и др.

3. Парламентская монархия характеризуется следующими при­знаками:

власть монарха законодательно ограничена деятельностью парламента, монархическая власть — лишь дань традиции, символ нации, но в принятии политический решений мо­нарх играет номинальную роль, «царствует, но не правит»;

— парламент обладает всей полнотой власти, самостоятельно принимает политические решения, формирует правитель­ство, которое ему подотчетно, монарх не вправе налагать вето на законы, принятые парламентом;

— монарх созывает и распускает в установленные сроки пар­ламент, утверждает своим актом на должность членов пра­вительства, подписывает законы, принятые парламентом, однако все эти действия монарха имеют лишь формальное значение и по существу зависят не от него, а от парламента. К парламентским монархиям относятся такие государства, как Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Дания, и др.

 


2.4. Республика как форма правления

 

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми на определенный срок и несущими ответствен­ность перед своими избирателями.

Основные признаки республики:

— народ признается источником власти и носителем суверените­та;

— государственная власть осуществляется государственными органами, избираемыми населением;

— полномочия высших органов государственной власти ограни­чены определенным сроком;

— деятельность органов государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей, каждый государствен­ный орган выполняет свойственные только ему задачи и фун­кции и обладает в этой связи соответствующими полномочия­ми;

— должностные лица несут ответственность за принимаемые ими

решения перед своими избирателями.

В зависимости от соотношения полномочий между президен­том и парламентом выделяют президентские, парламентские и смешанны е республики.

1. Президентская республика характеризуется следующими признаками:

— президент обладает широкими полномочиями в различных областях, т.е. фактически признается приоритет главы го­сударства в осуществлении государственной власти;

— глава государства избирается населением либо коллегией вы­борщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;

— президент является главой исполнительной власти и, как правило, возглавляет сам правительство либо в редких слу­чаях назначает премьер-министра;

— правительство формируется президентом, иногда с согла­сия парламента, министры не являются членами парламен­та;

— правительство как правило не несет ответственности перед парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие правительству и потребовать его отстав­ки, но окончательно этот вопрос решается президентом;

— парламент избирается так же, как и президент, населением и обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;

— президент в ряде стран с президентской формой правления не имеет права роспуска парламента, однако последний мо­жет отрешить президента от должности в случае соверше­ния им преступления, злоупотребления властью;

— президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, при­нятых парламентом;

— однако наиболее важные вопросы политической жизни стра­ны решаются совместно президентом и парламентом, на­пример объявление войны, и т.д.

Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии, и др.

2. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

действует принцип верховенства парламента, который из­бирается населением;

— правительство формируется парламентом из числа его де­путатов и несет перед ним ответственность;

— в случае вынесения парламентом вотума недоверия прави­тельство подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов;

— существует должность председателя правительства, кото­рый, как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы государства;

— должность президента номинальная, хотя формально он мо­жет обладать широкими полномочиями;

— решения президента требуют одобрения со стороны прави­тельства либо парламента, действует так называемый прин­цип «контрассигнации»;

— президент избирается парламентом либо коллегией выбор­щиков, в редких случаях — населением;

— в некоторых странах должность президента отсутствует во­обще.

К парламентским республикам относятся такие страны, как Германия, Италия, Турция, и т.д.

3. Смешанная республика характеризуется следующими призна­ками:

данная форма правления сочетает в себе признаки прези­дентской и парламентской республик;

— наряду с «сильной» президентской властью, парламент об­ладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;

— и президент и парламент избираются населением;

— глава государства — президент, который назначает на дол­жность председателя правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения парламента);

— состав правительства формируется президентом, иногда с согласия парламента;

— министры, как правило, не являются членами парламента, но допускается совмещение должности министра с депутат­ством;

— правительство несет ответственность как перед президентом, так и пред парламентом;

— президент может отправить правительство в отставку, пар­ламент может вынести правительству вотум недоверия;

— президент в установленных случаях может распустить пар­ламент;

— парламент может отрешить президента от должности в слу­чае совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления существует в России, Финлян­дии, Франции, Польше, и др.

 

2.5. Форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее территориальное устройство государства, отражаю­щее характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

По форме государственного устройства государства подразде­ляются на:

1) унитарные;

2) федеративные.

Унитарное государство это простое, единое, централизо­ванное государство, состоящее из административно-территори­альных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими призна­ками:

— состоит из территориальных единиц, не обладающих полити­ческой самостоятельностью, т.е. в его состав не входят какие-либо государственные образования либо другие государства;

— учреждена единая система государственных органов, однако территориальным единицам предоставляется право самостоя­тельно решать вопросы местного значения;

— действует единая система законодательства, местные органы вправе принимать подзаконные акты по вопросам, предусмот­ренным законодательством, в пределах предоставленных им полномочий;

— установлено единое гражданство.

К унитарным государствам относятся Великобритания, Япо­ния, Италия, Испания, и др.

Федеративное государство это сложное государство по своему территориальному устройству, составные части которого (государства, государственные образования) обладают определен­ной политической самостоятельностью.

Федеративное государство характеризуется следующими при­знаками:

— составные территориальные части (субъекты федерации) об­ладают политической самостоятельностью, являясь государ­ствами или государственными образованиями;

— образуется по трем принципам: национальному, территориаль­ному и национально-территориальному;

— субъекты федерации делятся на административно-территори­альные единицы;

— наряду с федеральными государственными органами учреж­даются государственные органы субъектов федерации;

— наряду с федеральным законодательством действует законо­дательство субъектов федерации;

— в административно-территориальных единицах осуществляется местное самоуправление;

— действует принцип двуединого гражданства.

Федеративными государствами являются Российская Федера­ция, Германия, США и др.

В юридической литературе выделяют и иные формы государ­ственного устройства, которые представляют собой союз государств,  а не отдельное, суверенное государство (конфедерация, содруже­ство, уния). Особое внимание уделяется конфедеративной форме государственного устройства.

Конфедерация это объединение независимых государств, созданное для достижения определенных целей.

Конфедеративная форма государственного устройства харак­теризуется следующими признаками:

— представляет собой союз государств, а не союзное государство;

— учреждается на основе договора, заключенного между госу­дарствами-участниками ;

— носит временный характер, так как создается для достижения определенных целей;

— в результате либо распадается, либо трансформируется в фе­дерацию;

— действуют союзные органы, которые не создают единой сис­темы высших органов государственной власти, поскольку каж­дое государство сохраняет свой суверенитет;

— за государствами сохраняется право выхода из конфедерации. Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швей­цария (Швейцарский Союз с 1815 по 1848 г.).

В последнее время пристальное внимание уделяется таким формам объединения государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).

 

2.6. Федеративное устройство Российской Федерации

Российская Советская Республика, возникшая в результате Октябрьской революции, фактически являлась унитарным государ­ством: внутри ее территории не было никаких государственных об­разований, она подразделялась на административно-территориаль­ные единицы. Однако провозглашение права наций на самоопреде­ление и многонациональный состав России сыграли определяющую

роль в изменении формы государственного единства, и вскоре со­циалистический унитаризм сменился социалистическим федерализ­мом.

Выделяются три основных этапа развития российского феде­рализма2:

1) создание основ социалистического федерализма (1918—1936 гг.);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном ус­тройстве России (1937—1985 гг.)

3) реформы государственного устройства перед принятием Кон­ституции 1993 г.

На современном этапе в состав Российской Федерации входят 89 субъектов, которые подразделяются на следующие виды:

1) республики (21);

2) автономная область (1) и автономные округа (10);

3) края (6) и области (49);

4) два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики обладают статусом государства, имеют свою кон­ституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ являются госу­дарственными образованиями, имеют свой устав и законодатель­ство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти все субъекты Российской Федерации между собой рав­ноправны.

Наряду с федеральными органами государственной власти дей­ствуют органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 71 Конституции РФ определяет исключительную ком­петенцию Российской Федерации, статья 72 предусматривает во­просы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного веде­ния субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой госу­дарственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государствен­ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации делятся на административ­но-территориальные единицы.:

1) районы, являющиеся составной частью республики, автоном­ной области, автономного округа, края, области;

2) города республиканского, краевого, областного, а также рай­онного подчинения;

3) городские районы, которые создаются в крупных городах;

4) поселки рабочего, дачного или курортного типа;

5) сельские поселения, к которым относятся села, станицы, де­ревни, хутора, и т.д.

Кроме того, создаются также национальные районы, закры­тые административно-территориальные образования.

При этом следует отметить, что административно-территори­альное деление имеют только субъекты Федерации, сама же Рос­сийская Федерация делится на государства и государственные обра­зования (субъекты Федерации).

Таким образом, статус Российской Федерации как федератив­ного государства имеет достаточно сложный характер. Во-первых, организация ее субъектов строится на основе двух критериев: наци­онального и территориального. Так, республики и автономии орга­низуются по национальному признаку; края, области и города фе­дерального значения — по территориальному.

Во-вторых, статус субъектов Российской Федерации не является одинаковым, хотя и провозглашается их равенство во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной власти. Республики имеют статус государства, все остальные субъекты Рос­сийской Федерации рассматриваются как государственные образо­вания.

В-третьих, Конституция РФ, провозгласив право народов на самоопределение, не предусматривает право выхода субъектов Фе­дерации из ее состава.

Перед Российской Федерацией стоит сложная задача. С одной стороны, субъектам Федерации необходимо предоставить достаточ­ный уровень самостоятельности в реализации своих полномочий, с другой обеспечить целостность и суверенитет Российской Федера­ции. .

 

2.7. Политический режим: понятие, виды

Составляющим элементом формы государства является поли­тический режим.

В научной литературе по-разному подходят к трактовке поня­тия политического режима. Одни авторы считают понятия «поли­тический режим» и «государственный режим» синонимами, дру­гие рассматривают «политический режим» как более широкую кате­горию. Существует и третья позиция относительно «политического режима» как составляющего элемента формы государства. Предла­гается использовать такие понятия, как «государственно-правовой» или «политико-правовой» режимы.

Под политическим режимом понимается совокупность при­емов, способов, методов и форм осуществления политической вла­сти.

Политический режим — это показатель того:

— кому принадлежит власть в государстве;

— соблюдаются ли права человека;

— с помощью каких методов государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на политический режим оказывает влияние:  сущность государства, соотношение политических сил и многие другие факторы.

В истории развития государственности существовали самые различные политические режимы: деспотия, тирания, теократия, аристократия, олигархия, охлократия, демократия, и т.д. В курсе теории государства и права выделяют, как правило, два вида поли­тических режимов:

1) демократический;

2) антидемократический.

Антидемократический режим в свою очередь имеет две разно­видности:

тоталитарный;

— авторитарный.

Демократический политический режим характеризуется следующими признаками:

народ является единственным источником власти, которую он осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через представительные органы власти;

— утверждается приоритет прав и свобод личности в деятельнос­ти государственных органов, признание человека высшей цен­ностью;

— широкий спектр личных, политических и социально-экономи­ческих прав и свобод признается за всеми гражданами в рав­ной мере, реально действует механизм их реализации, систе­ма конституционных гарантий;

— государственная власть носит легитимный и легальный харак­тер, осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система «сдержек и противовесов»;

— действуют выборные государственные органы, полномочия которых ограничиваются определенным сроком;

— государство содействует развитию рыночных отношений, кон­куренции, частной собственности;

— действует принцип многопартийности, существует политичес­кая оппозиция (политический плюрализм);

— признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. В зависимости от формы волеизъявления народа выделяются две формы демократии: непосредственная и представительная.

1.. Непосредственная демократия, означающая непосредствен­ное участие населения в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума.

Под выборами понимается избрание гражданами путем голо­сования своих представителей в государственном аппарате. При этом граждане участвуют в управлении государством на основе все­общего, равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Под референдумом понимается голосование по наиболее важ­ным вопросам государственной и общественной жизни.

2. Представительная (опосредованная) демократия, при кото­рой народ реализует свою власть через выборные представи­тельные органы.

При осуществлении государственной власти народные избран­ники выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально уполномоченными представителями.

Тоталитарный политический режим характеризуется сле­дующими признаками:

всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;

— существование единой правящей партии, обладающей всей полнотой власти и характеризующейся жесткой иерархичес­кой структурой;

— сращивание партийного и государственного аппарата, возглав­ляемого харизматическим лидером;

— отсутствие других политических партий, преследование поли­тической оппозиции;

— формальное провозглашение демократии наряду с фактичес­ким ограничением как политических, так и других прав и сво­бод личности;

— отсутствие каких-либо гарантий обеспечения прав и свобод личности, механизма их реализации;

— грубая уравниловка, подавление инициативы, индивидуально­сти и т.п.;

— пропаганда одной официальной идеологии, преследование инакомыслия;

— полный контроль над средствами массовой информации, жес­ткая цензура;

— создание образа непримиримого врага, на которого списыва­ются ошибки правящей партии и все беды общества;

— всеобщая милитаризация (наращивание военной мощи), вы­ражающаяся в существовании огромного военно-промышлен­ного комплекса;

— наличие мощного аппарата подавления, применение таких методов, как насилие, террор;

— полный государственный контроль в сфере экономики: огосу­дарствление всех-форм собственности, стремление к устране­нию частной собственности, конкуренции, рыночных отноше­ний, и т.д.

— применение командно-административных методов управления;

— провозглашение господства определенного класса, нации, расы.

Разновидностями тоталитарного политического режима вы­ступают коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитарный политический режим характеризуется сле­дующими признаками:

власть сосредоточена в руках определенного лица или группы лиц;

— власть не претендует на всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью;

— государственная власть не подконтрольна населению;

— организация власти носит строго централизованный характер и опирается в своей деятельности на мощный силовой аппа­рат;

— игнорируется принцип разделения властей, хотя формально деятельность представительных органов может быть провоз­глашена;

— может быть признано идеологическое многообразие;

— допускается существование других политических партий, од­нако политическая оппозиция преследуется;

— ограничиваются только политические права граждан, однако формальное провозглашение личных, социально-экономичес­ких прав и свобод может характеризоваться фактическим от­сутствием механизма их реализации.

Авторитаризм является переходным режимом между тотали­тарным и демократическим. Падение тоталитарного режима вовсе не означает готовность общества к установлению демократии. Рез­кий переход от тотального контроля, руководства единой полити­ческой партии, единой официальной идеологии к народовластию, автономии общества в личной, политической и экономической сфе­рах, политическому и идеологическому многообразию влечет за собой политическую нестабильность в обществе, слабость, несо­стоятельность политической власти, анархию и установление в ре­зультате новой диктатуры.

 

2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика их реализации

Идея социалистического государства была разработана в тру­дах К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем развита в работах В. И. Лени­на. Основная цель марксистско-ленинской теории состояла в осво­бождении человечества от таких явлений, как государство и право, в провозглашении всех людей свободными и равноправными. Со­циальное равенство и независимость от каких-либо форм принуж­дения, свойственных государственно-правовому механизму, может быть реализовано только путем построения коммунистического об­щества.

Основоположники научного коммунизма выделяли две фазы коммунистического общества. Первая фаза представляла собой социалистическое государство, с помощью которого можно было достичь высшей фазы — «полного коммунизма».

Коммунизм представляется бесклассовое общество, которое характеризуется социальным равенством его членов, высоким уров­нем общественного сознания, отсутствием государственно-право­вых институтов, основанным на системе общественного само­управления.

Социалистическое государство является «полугосударством» и имеет временный характер, поскольку служит переходным эта­пом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистичес­кому обществу. Выражая волю всех трудящихся во главе с рабочим классом, социализм выступает единственным «неэксплуататорским» типом государства в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств.

Основные положения марксистско-ленинской концепции со­циализма заключаются в следующем1.

1. Социалистическое государство возникает только революцион­ным путем в отличле от рабовладельческого, феодального и буржуазного типов государств, которые закономерно сменяют друг друга на определенных этапах исторического развития об­щества. Кроме того, развивается идея о всеобщей, мировой социалистической революции, которая носит непрерывный ха­рактер.

2. Государственная власть принадлежит трудящимся массам во главе с рабочим классом и представляет собой диктатуру про­летариата. Основу государственного аппарата образует еди­ная централизованная система представительных органов, объ­единяющих законодательные и исполнительные функции вла­сти.

3. Социалистическая республика является особой формой прав­ления. Полностью отрицается возможность использования ка­ких-либо элементов капиталистической республики, уничто­жается старый государственный аппарат и формируется совер­шенно новая единая система государственных органов. Игнорируется принцип разделения властей, парламент определяет­ся как «безвластная говорильня, призванная надувать просто­народье».

Советская республика, разработанная в трудах В.И. Ленина и реализованная им на практике в условиях России, выступает одной из разновидностей социалистической формы правления. Ее поли­тическую основу составляет деятельность высших представитель­ных органов власти, организуемых в форме Советов.

4. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, однако они не являются вечными и неизменными явлениями. В про­цессе строительства коммунистического общества и, как след­ствие, отмирания классов уходят в прошлое государственно-правовые институты общественной жизни. Государство представляет собой орудие, машину, созданную для подавления одного класса другим. Право является возведенной в закон волей экономически господствующего класса. При этом право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.

5. Экономика основывается на социалистической системе хозяй­ствования и общественных социалистических формах собствен­ности. Для достижения основной цели социализм вводит пла­новую централизованную экономику при отсутствии конкурен­ции, рыночных отношений, стремится к устранению частной собственности наряду с установлением общественных форм собственности и провозглашением их общенародными.


Социалистическое государство в России прошло в своем раз­витии несколько этапов:

1) диктатура пролетариата, определяемая как власть рабочего класса и действующая в переходный, революционный период от капитализма к коммунизму;

2) построенный социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. и означавший полную ликвидацию эксплуата­торских классов;

3) развитой социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1977 г. и предполагающий расширение социалистической де­мократии, превращение советской республики из диктатуры пролетариата в общенародное государство.

Однако в реальности утопическая идея построения бесклассо­вого коммунистического общества привела к тому, что государство в лице одной политической партии выступило единственным соб­ственником основных средств производства, обладающим неогра­ниченной властью над трудящимися массами. Формальному про­возглашению социалистического государства демократическим в реальности соответствовало правление единовластной политичес­кой элиты, не зависящей от населения и реализующей свою власть такими методами, как террор, насилие, произвол, и т.д. Таким об­разом, в социалистическом государстве фактически был установ­лен тоталитарный режим.

 

2.9. Соотношение исторического типа и формы государства

Под историческим типом государства понимается совокуп­ность общих признаков, выделенных на основе социально-экономи­ческих факторов и характерных для определенной группы государств на том или ином этапе их исторического развития.

Выделяют пять исторических типов государств: восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках одного исторического типа существовали государства, которые имели различные формы правления, политические режи­мы.

1. Восточному типу характерна в основном монархическая фор­ма правления, которую определяют как восточную деспотию. Под деспотией понимается форма правления, при которой мо­нарх пользуется неограниченной властью, опираясь на воен­но-бюрократический аппарат. Сюда относится большинство го­сударств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай и др.). Однако на Востоке не все государства имели форму деспотии, существовала и ограниченная монархия, и даже республикан­ская форма правления (некоторые государства Шумера, Ин­дии)1.

2. Рабовладельческому типу были характерны как монархии, так и республики. Монархическая форма правления существовала в Древнем Риме в период принципата и домината (I—III вв. н.э.) в форме империи. Республиканская форма правления — в Спарте в V—IV вв. до н.э. и Риме в V—II вв. до н.э. (аристократические республики), а также Афинах в V—IV вв. до н.э. (демократи­ческая республика).

3. Феодальному типу соответствует в основном монархическая форма правления, которая имеет следующие этапы своего раз­вития:

1) раннефеодальная монархия, которая возникает в результате разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовла­дельческий; при этом сохраняется ряд особенностей общин­ного уклада жизни в феодальном обществе;

2) монархия периода феодальной раздробленности, которая характеризуется: возникновением самостоятельных полити­ческих образований, децентрализацией власти, и т.д.;

3) сословно-представительная монархия рассматривается как форма развитого, зрелого феодализма и характеризуется ог­раничением власти монарха сословно-представительным ор­ганом;

4) абсолютная монархия, при которой верховная государствен­ная власть полностью принадлежит монарху.

К феодальным государствам с монархической формой прав­ления .относились Россия, Германия и др.

В период феодализма существует и республиканская форма прав­ления (города-республики). Средневековые республики возникают в крупных независимых городах, где доминирует частная собствен­ность, развиваются рыночные отношения, формируется собственная система управления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя и др.).

4. Буржуазному типу характерно постепенное перерастание аб­солютной монархии в конституционную (дуалистическую или парламентскую), а также утверждение подлинных демократи­ческих республик (президентских, парламентских, смешан­ных).

5. Социалистическому типу соответствует только республикан­ская форма правления, разновидностями которой являются: советская республика, народно-демократическая республика и Парижская Коммуна.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1)         Алексеев В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. — М., 1990.

2)         Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. — М., 1998.

3)          Байтт М. И. Политическая власть и государство. — Саратов, 1972.

4)         Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право. 1993, №7.

5)         Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // и Государство и право. 1993, № 7.

6)         Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. П. Теория права. Т. I. —  М., 1996.

7)         Ленин В. И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39.

8)          Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2000.

9)         Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1996.

10)      Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.

11)      Теория государства и права: Часть I.Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова. — М., 1996.

12)      Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. —М.,2000.

13)      Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. — М.,1985.

14)      Хропанюк В. Н. Теория государства и права. — М., 1995.

15)      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21.

16)      Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. — М., 1999.

17)      Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.

18)      Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в Рос­сии. — М.,1996.

19)      Замковой В. И. Тоталитаризм: сущность и концепции. — М.,1994.

20)      Иванников И. А. В поисках идеала государственной формы России. — Издательство РГУ, 2000.

21)      История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чи­стякова-М., 1999.

22)      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Феде­рации.—М., 1995.

23)      Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. — М., 1998.

24)      Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.

25)      Чиркан В. Е. Основы государственной власти. — М., 1996.

26)      Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержа­ние и форма // Государство и право. 1997, № 1.