Доклад: Китайская мифология
О том, что мужское и женское начало создали мир, может рассказать китайская мифология. Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае.
Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала - Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь - землей.
Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность - "вэнь" (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие "вэнь" приобрело значение - "слово".
Первыми появились книги конфуцианского канона (Конфуций - философ, основатель главной ветви религиозно-философских представлений Китая): "Книга перемен" - "Ицзин", "Книга истории" - "Шу цзин", Книга песен" - "Ши цзин" XI - VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: "Книга ритуала" - "Ли цзи", "Записи о музыке" - "Юэ цзи"; летописи царства Лу: "Весна и Осень" - "Чунь цю", "Беседы и суждения" - "Лунь юй".
Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.). В книгу "История династии Хань" он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I - II вв. н. э. один из ярких сборников был "Изборник" - "Девятнадцать древних стихотворений". Стихи эти подчинены одной главной мысли - быстротечности краткого мига жизни.
В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: "Небо и земля жили в смеси - хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Паньгу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце). Минуло 18 000 лет. Небо и Земля отделились: мужской чистый ян образовал Небо, женская мутная инь образовала Землю. Паньгу был в середине и в один день претерпевал девять метаморфоз. Дух в Небе, совершенная мудрость в Земле. Небо в день поднималось на один чжан, Земля в день опускалась на один чжан, Паньгу вырастал в день на один чжан. Так шло 18 000 лет. Небо отсчитало предел высоты, Земля отсчитала предел глубины, Паньгу предельно вырос".
В "Книге песен" ("Шу цзин") рассказывается о началах космоса: "Первое начало - вода, второе - огонь, третье - дерево, четвертое - металл и пятое - земля. [Постоянная природа] воды - быть мокрой и течь вниз; огня - гореть и подниматься вверх; дерева - [поддаваться] сжиманию и выпрямлению; металла - подчиняться [внешнему воздействию] и изменяться; [природа] земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мокрое и течет вниз (вода), создает соленое; то, что горит и поднимается вверх (огонь), создает горькое; то, что поддается сжиманию и выпрямлению (дерево), создает кислое; то, что подчиняется и изменяется (металл), создает острое; то, что принимает посев и дает урожай (земля), создает сладкое".
В ней рассказывается о начале мира, о Паньгу. Когда небо и земля были еще не отделены друг от друга. Вселенная, пребывавшая в состоянии первобытного хаоса, напоминала по форме своей гигантское куриное яйцо. В этом яйце и зародился Паньгу. Он вырос и уснул, проспав восемнадцать тысяч лет, а проснувшись и открыв глаза, не увидел ничего, кроме липкого мрака. Паньгу взял оказавшийся рядом топор и стал пробивать им мрак. Раздался оглушительный грохот, и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тут же поднялось вверх и образовало небо, а все тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так Небо и Земля, смешанные первоначально в сплошной хаос, отделились друг от друга. После этого Паньгу, опасаясь нового соединения, уперся ногами в землю и подпер головой небо. Так он и стоял восемнадцать тысяч лет. Каждый день небо становилось выше на один чжан, земля становилась толще на один чжан, а Паньгу подрастал на один чжан.
Со временем небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а Паньгу вырос до девяноста тысяч ли. Некоторое неопределенное время, равнявшееся целым эпохам, он поддерживал небо, упираясь в землю, и, наконец, дождался того, что они достаточно окрепли. Выполнив эту важнейшую задачу, Паньгу почувствовал страшную усталость, прилег (упал) на землю и умер. Вздох, вырвавшийся из его рта, стал ветром и облаками. Голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луной, туловище с руками и ногами - четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвой, волосы на голове - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - деревьями, травами и цветами, зубы и кости - металлами, драгоценными камнями. Слезы - дождем и росой. Паньгу он является и прародителем всех людей, которые произошли от паразитов, ползающих по телу умирающего божества.
История Паньгу во многих деталях напоминает миф о рождении мира из яйца славянского Рода и индийского Брахмы, миф об оторвавшем небо от земли индийском Индре и, некоторыми мотивами, шумерские мифы.
В основе "Книги перемен" ("И цзин"), созданной VIII - VII вв. до н. э., находится 8 триграмм: цянь (небо), гэнь (гора), ли (огонь), сюнь (ветер, дерево), дуй (водоем), кунь (земля), чжэнь (гром), кань (вода), которые являются основой 64 гексаграмм, говорящих о взаимодействии вышеперечисленных начал и дающих возможность предсказать жизненные ситуации человека. Основные состояния человеческой души также определяются сочетаниями этих стихий.
Мы приведем основные гексаграммы, на которых строятся все прочие. Какое-либо отклонение, или изменение 4 основных гексаграмм, рассматривалось как некое иное состояние, которое определялось по наличию в большей степени мужского или женского начала (Ян или Инь). Линия прямая - это символ мужского начала Ян, а линия прерывистая - символ женского начала Инь. Это два природных начала, из которых состоит весь мир. Инь (Луна) - ритм и цикл жизни. Ян (Солнце) - ритм и цикл жизни.
_______ Ян
___ ___ Инь
Цянь (творчество)
___ ___
_______
_______
_______
_______
_______
Кунь (исполнение)
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
Гу ань (созерцание)
_______
_______
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
Хэн (постоянство)
___ ___
___ ___
_______
_______
___ ___
___ ___
Список литературы
Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект | |
... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ПУШКАРЬ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (на материале ... Близость к стихийным силам природы, которую олицетворяла идея "кентавризма" в ее творчестве осознается как женская сущность, обогащенная мужским началом, которое в древнем мифе ... Противопоставляя Соню и Аду, автор ставит вопрос о невозможности преодоления женской сущности, природы пола, о дуальности женской души - ее одновременной тяги к любви, состраданию ... |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа |
Философия Востока и Европы | |
ПУТИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА: ПОЗНАНИЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО Введение Несмотря на то, что настоящая книга содержит значительный востоковедный материал ... Дерево - зарождающееся ян, огонь - зрелое ян, земля - равновесие того и другого, металл - зарождающееся инь, вода - зрелое инь (и затем снова дерево - зарождение ян). Следующей ступенью формирования мира является установление Неба (как тотального воплощения заряда ян) и Земли (инь), мужского и женского, за чем следует уже появление всех родов ... |
Раздел: Рефераты по философии Тип: книга |
Место понятий Хаос и Космос в лирике Тютчева | |
Место понятий Хаос и Космос в лирике Тютчева Содержание Введение Глава 1. Истоки представлений Тютчева о Хаосе и Космосе Глава 2. Амбивалентность ... Так, родственны и во многом тождественны Хаосу и Космосу древних греков инь и ян китайской культуры. В интерпретации оппозиции "хаос - космос" И. Ф. Тютчев использует и библейские, и античные сюжеты, более того: глубинное понимание этих двух мифологем отсылает нас к истокам ... |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: сочинение |
Мифологическая картина мира | |
СОДЕРЖАНИЕ I.Введение II. Мифологическая картина мира 1 Мифология как феномен культуры 1.1 Что такое Миф? 1.2 Школа изучения мифологии 1.3 Мифология у ... В "Хронологических записях о трех и пяти правителях" Сюй Чжэна (III в. н.э.) говорится, что небо и земля пребывали в Хаосе, подобно содержимому куриного яйца[14]. Стоит вспомнить, прежде всего, известную оппозицию двух принципов в древнекитайской философии - инь и ян. |
Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: реферат |
Трудности перевода мифологизмов и аллюзий на материале китайских ... | |
Содержание Введение 1. Теоретические основы изучения мифологизмов и аллюзий в китайских сказках 1.1 Мифы китайского народа 1.2 Исследования в области ... Легкая и светлая часть яйца воспарила ввысь, превратившись в Небо и начало-ян, а тяжелая и темная опустилась вниз, образовав Землю и начало-инь. Примечательно, что на поздних средневековых изображениях Паньгу выступает как воплощенное соединение двух противоположных начал инь и ян, поскольку сам символизирует изначальный ... |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: дипломная работа |