Курсовая работа: Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения
Департамент образования Вологодской области
ГОУ СПО " Тотемский педагогический колледж "
Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения
Выпускная квалификационная работа
по основам права и правовому обеспечению профессиональной деятельности
специальность 040101
социальная работа
(заочная форма обучения)
Тотьма 2008 г.
Оглавление
Введение
Глава I. Конституционные права граждан Российской Федерации на образование
1.1 Международные и российские нормативно-правовые акты, регламентирующие право граждан на образование
1.2 Сущность понятия "право на образование". Условия получения образования в Российской Федерации
1.3 Личные права обучающихся в образовательных учреждениях
Глава II. Обеспечение и защита конституционных прав граждан РФ в образовательном учреждении
2.1 Краткая историческая справка
2.2 Локальные нормативно-правовые акты образовательного учреждения обеспечивающие права учащихся на образование
2.3 Социологический опрос учащихся по выявлению соблюдения прав на образование в образовательном учреждении
2.4 Методические рекомендации по усовершенствованию деятельности образовательного учреждения в реализации личных прав обучающихся
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Право на образование в РФ является конституционным правом гражданина.
Под образованием в РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
В современном мировом сообществе образование признается важнейшим механизмом, выравнивающим изначальное социальное неравенство молодых людей. Именно оно обеспечивает продвижение вверх по социальной лестнице и интеграцию в общество.
В современном обществе, в рамках правового государства конституционное право на образование рассматривается с 2 позиций:
непосредственное образовательное право, основанное на правоспособности, то есть способности иметь предусмотренные и гарантированные системой законодательства прав в области получения образования;
личные конституционные права и обязанности обучающихся и их соблюдение в образовательных учреждениях.
Непосредственное конституционное право граждан на образование в основном закреплено в образовательном законодательстве РФ. Это право на бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование; право на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; право на неоднократное бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости; право на образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; право на ускоренный курс обучения, право на получение дополнительных образовательных услуг.
Законодательно принятое понижение уровня обязательного обучения сокращение структуры всеобщего государственного образования, его коммерциализации существенно ограничили личные конституционные права гражданина в условиях имущественного расслоения российского общества, в условиях недостаточного обеспечения и защиты права на образование в образовательном учреждении - полноправном субъекте, осуществляющем образовательный процесс.
По данным переписи населения проведенной в октябре 2002 года, по сравнению с 1989 г. вырос образовательный уровень населения РФ. Из 1000 человек 902 имеют основное общее образование. Их численность составила 109,4 млн. человек. В полтора раза выросла численность лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторонтуру, ординатуру) имели 369 тыс. человек. Сократился удельный вес неграмотного населения с 1,9% (1989г) до 1,3% (2002г). По данным фонда " Общественное мнение" (2006г) 2 миллиона детей в РФ являются неграмотными; 15% опрошенных детей сообщили, что родители платят деньги за их учебу; значительные семейные средства (30 млрд. руб) тратятся на обучение детей, из них 46% на репетиторство. [15]
Только 55% государственных образовательных учреждений имеют все виды благоустройства, горячее питание имеют только 82% городских и 69% сельских школьников; обеспечение учебной методической литературой составляет 74% от необходимого уровня. [16]
Анализ обращений учащихся и их родителей в Детскую общественную приемную Министерства образования РФ за период 2001-2006 годы позволил выделить ряд наиболее распространенных проблем, связанных с соблюдением личных прав и законных интересов учащихся в образовательных учреждениях:
некорректное отношение;
вытеснение детей на низкий уровень образования (коррекционные классы)
"выпадение" детей по состоянию здоровья из школьного процесса;
объем школьной нагрузки;
необъективность оценок;
сбор денег в школах;
отчисление из образовательных учреждений;
качество образования;
право выбора экзаменов; [17]
Все это способствовало выбору темы нашего исследования: "Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения".
Объект исследования: конституционное право граждан РФ на образование.
Предмет исследования: реализация конституционного права граждан РФ на образование в условиях образовательного учреждения.
Цель исследования: осуществление обеспечения конституционных прав граждан РФ на образование в условиях ОУ.
Гипотеза: Мы предполагаем, что личные права граждан на образование в образовательном учреждении реализуются при условиях:
соблюдения международных российских нормативно-правовых актов и государственных гарантий в области образования;
при соответствии локальных нормативно-правовых актов образовательного учреждения государственному правовому стандарту;
при социально-педагогической поддержке обучающихся, нуждающихся в социальной адаптации, социальной реабилитации;
при организации воспитательной работы, направленной на активное участие по правовой информированности.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение граждан в области образования.
Раскрыть сущность понятия " право на образование"
Обобщить содержание деятельности образовательного учреждения ГОУ СПО "Профессиональный лицей № 47" по обеспечению личных прав граждан на образование.
С помощью социологического опроса проверить осуществление и обеспечение личных прав на образование в условиях ОУ, (ГОУ СПО "Профессиональный лицей № 47")
Составить рекомендации по совершенствованию деятельности образовательного учреждения в реализации личных прав граждан на образование.
При написании исследовательской работы мы использовали следующие методы:
метод анализа литературы по данной теме;
метод изучения нормативно-правовых актов в области образования РФ.
метод анализа локальных нормативно-правовых актов ОУ.
метод анкетирования.
База исследования: Государственное образовательное учреждение "Профессиональный лицей № 47" (Вологодская область, г. Тотьма ул. Белоусовская, 15
Глава I. Конституционные права граждан Российской Федерации на образование
1.1 Международные и российские нормативно-правовые акты, регламентирующие право граждан на образование
Правовые отношения в области образования регулируют нормативно - правовые акты, являющиеся источниками образовательного права.
К ним относятся: международно-правовые акты, Конституция РФ (1993г), федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные акты и локальные акты образовательных учреждений.
Право человека на образование, содержатся в международных актах: Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. провозглашает: "Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами". [ст.26]
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование, а также высшего образования с учетом способностей каждого. [ст.13]
Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989г. В статье 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев; неполноценных в умственном или физическом отношении детей; лишенных родительского попечения.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ, образование относится к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это означает, что соответствующие отношения могут регулироваться как федеральными законами, так и законами субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации в статье 43 гарантирует каждому право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Предусматривается также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Основное общее образование является обязательным. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. К числу источников образовательного права относятся федеральные законы, включая кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования. Были приняты также два закона, непосредственно регулирующие образовательные отношения.
Закон РФ от 10 июля 1992г. "Об образовании" является общим, поскольку:
устанавливает основы правового регулирования образовательных отношений во всех отраслях образования, структуру системы образования и ее основные элементы;
определяет общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения;
регламентирует правовое положение участников образовательного процесса и т.д.
Федеральный закон от 22 августа 1996г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" регулирует аналогичные отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, поэтому его можно рассматривать как специальный акт по отношению к Закону "Об образовании". Отношения в области образования регулируются и другими законодательными актами. Гарантии права ребенка на образование регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в области образования, представлены Указами Президента РФ; постановлениями правительства РФ (об утверждении Типовых положений о различных образовательных учреждениях, Положения о стипендиальном обеспечении и другие); приказами Министерства образования РФ.
Учет особенностей образовательных отношений, которые складываются в конкретных образовательных учреждениях, осуществляется путем принятия локальных нормативно-правовых актов, то есть актов, которые принимаются непосредственно в данном учреждении и распространяются только на сотрудников данного учреждения и обучающихся в нем лиц.
Нормативно-правовые акты образовательного учреждения это:
Устав государственного образовательного учреждения;
Правила внутреннего распорядка Образовательного Учреждения;
Положение о Совете Учреждения;
Положение о Педагогическом Совете Учреждения;
Положение об экстернате;
Должностные инструкции работникам Образовательного Учреждения;
Единые педагогические требования к обучающимся;
Положение о предоставлении платных, в том числе дополнительных, образовательных услуг;
Правила приема в Образовательное Учреждение;
Положение о переводе на следующий курс и выпуске из Образовательного Учреждения обучающихся;
Положение о попечительском совете Образовательного Учреждения;
Таким образом в Российской Федерации конституционные права граждан на образование регулируются нормативно-правовыми актами. Также к числу источников образовательного права относятся федеральные законы, кодексы, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования. В образовательном учреждении принимаются локальные нормативно-правовые акты и распространяются только на сотрудников данного учреждения и обучающихся в нем лиц.
Регулируются отношения в области образования подзаконными нормативными актами, которые представлены Указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства образования РФ.
1.2 Сущность понятия "право на образование". Условия получения образования в Российской Федерации
В Российской Федерации сложилась система образования целью которой является обеспечение права человека на образование.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В Российской Федерации система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. [3]
В системе образования выделяют 3 подсистемы: содержательную, функциональную и организационно-управленческую.
Содержательная подсистема отражает суть образования, содержание образования, которое государство определяет для каждого уровня образования государственного образовательного стандарта.
Государственный образовательный стандарт - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.
До принятия и введения в действие государственного стандарта общего образования применению подлежит Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования от 9 февраля 1998 г. Он устанавливает максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства может быть получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям обучающегося. Форма получения образования - это способ организации образовательного процесса.
Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям, в первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.
В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Оно предполагает самостоятельное освоение обучающимся основной образовательной программы. Возможно также получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей.
Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведения индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение.
Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательные программы. Он допускается в системе общего, так и в системе профессионального образования. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения.
Образовательное законодательство допускает получение образования на основе сочетания различных форм. При этом необходимо учитывать, что для всех форм получения образования в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
В образовательном учреждении обучение может организовано по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам.
Вид образовательного учреждения определяется с учетом уровня и направленности реализуемых им образовательных программ и особенностей организации образовательного процесса.
Виды дошкольных образовательных учреждений:
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и другого);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления.
Виды общеобразовательных учреждений:
начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
гимназия;
лицей.
Виды учреждений начального профессионального образования:
профессиональное училище;
профессиональный лицей;
учебно-курсовой комбинат.
Виды средних специальных учебных заведений:
техникум (училище)
колледж.
Виды высших учебных заведений:
университет;
академия;
институт.
Образовательное учреждение оказывает образовательные услуги. Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Услуги, преимущественно, не имеют осуществленной формы, а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, приобретенный уровень образования; полученная необходимая информация)
Соотношение понятий услуги и образования позволяет нам определить, что образовательные услуги - это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и закреплены Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе дошкольного воспитания;
услуги в системе среднего образования;
услуги в системе высшего образования;
услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе профессиональная реабилитация кадров);
обучения населения на курсах (в том числе обучение на курсах иностранных языков; на курсах вождению автомобилей);
прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).
Образовательные услуги могут быть как основными так и дополнительными. К основным образовательным услугам относятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Дополнительными образовательными услугами, соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. Все образовательные услуги могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. Под бесплатными образовательными услугами понимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов.
Таким образом в Российской Федерации существует система образования, в которой выделяют 3 подсистемы: содержательную, функциональную и организационно-управленческую. Образование - как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, может быть получено в различных формах. Для всех форм получения образования действует единый государственный стандарт. Существуют различные виды образовательных учреждений определяемые с учетом и направленностью реализуемых ими образовательных программ и особенностей организации образовательного процесса.
1.3 Личные права обучающихся в образовательных учреждениях
Образовательный процесс - это система отношений, направленных на реализацию обучающимся своего конституционного права на образование. Обучающийся является главным участником образовательного процесса.
Права и обязанности обучающихся классифицируют по различным основаниям. В зависимости от сферы их реализации выделяют:
непосредственные образовательные права и обязанности, которые охватываются образовательным процессом и непосредственно связаны с получением образования (например, право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами);
права и обязанности, которые связаны с образовательным процессом (стипендиальное обеспечение, предоставление общежитий, льготы по оплате проезда на транспорте).
Общие права реализуются в отношении всех обучающихся, независимо от условий получения образования и их личных особенностей. Граждане РФ имеют право на получение:
впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования;
на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
неоднократно бесплатного профессионального образования по направлению государственной службы занятости в случае утраты возможности работать по специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности и в иных предусмотренных законодательством случаях;
образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
Каждый ребенок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:
на уважение своего человеческого достоинства;
на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;
на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
на перевод в другое образовательное учреждение реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);
по достижении возраста 15 лет - на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (по согласию родителей и местного органа управления образованием).
Глава II. Обеспечение и защита конституционных прав граждан РФ в образовательном учреждении
Базой нашего исследования мы выбрали Государственное образовательное учреждение "Профессиональный лицей № 47" г. Тотьма.
Цель исследования: Осуществление обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации.
Этапы исследования:
Знакомство с историей учебного заведения ГОУ "Профессиональный лицей № 47";
Изучение локальных нормативно-правовых актов учебного заведения ГОУ "Профессиональный лицей № 47";
Знакомство с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс (стипендиальное обеспечение, предоставление общежития, материальное и информационное обеспечение);
Разработка анкеты с целью выявления соблюдения и знания обучающихся об их личных правах в области образования;
Анализ анкеты "Твои права";
Разработка методических рекомендаций по усовершенствованию соблюдения личных прав обучающихся.
2.1 Краткая историческая справка
История образовательного учреждения начинается с августа 1954 года, когда на базе школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) было создано училище механизации - УМСХ № 7.
В 1963 году училище механизации сельского хозяйства (УМСХ № 7) было реорганизовано в сельское профессионально-техническое училище №7.
С 1978 года училище именовалось как сельское среднее профессионально-техническое училище (ССПТУ № 7).
1984 год. Училище меняет своё название. Теперь это среднее профессионально-техническое училище (СПТУ № 47).
В 1992 году училище реорганизуется в лицей и называется высшее профессиональное училище (технический лицей № 47).
В 1996 году ВПУ № 47 было переименовано в профессиональный лицей № 47 (агролицей).
Сегодня "Профессиональный Лицей № 47" - это современное образовательное учреждение, реализующее Государственный образовательный стандарт профессионального образования, одно из самых крупных учебных заведений Вологодской области. За 50 лет учебное заведение подготовило свыше 16 тысяч квалифицированных специалистов, готовых к жизненным трудностям и способных их преодолеть. До 25% выпускников лицея ежегодно поступаю в вузы и техникумы, увеличивается число выпускников, получающих дипломы с отличием и повышенные рабочие разряды. В настоящее время в лицее обучается 810 учащихся из 12 районов Вологодской области.
Учащиеся лицея получают начальное профессиональное образование: "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельском хозяйстве" (срок обучения 3 года), "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" (срок обучения 3 года), "Закройщик" (срок обучения 4 года), "Мастер отделочных строительных работ" (срок обучения 3 года), "Повар, кондитер" (срок обучения 3 года), "Продавец, контролёр-кассир" (срок обучения 3 года); среднее профессиональное образование: 110301 "Механизация сельского хозяйства" (на базе 9 классов срок обучения 4 года), 110301 "Механизация сельского хозяйства" (на базе 11 классов срок обучения 3 года), 110302 "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства" (на базе 11 классов срок обучения 3 года), 080110 "Экономика и бухгалтерский учёт" (на базе 11 классов срок обучения 2 года). В лицее работает творческий высокопрофессиональный коллектив, в котором 82 преподавателя и мастера производственного обучения.22 преподавателя и мастера производственного обучения имеют первую квалификационную категорию, 26 - вторую квалификационную категорию.
В административный "корпус" входят: заместитель директора по учебно-производственной деятельности, заместитель директора по общеобразовательной деятельности, заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной деятельности, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности, старшие мастера.
Из года в год вливаются в педагогический коллектив лицея молодые преподаватели и мастера.
Лицей является одним из самых успешных в области по хозрасчётной деятельности, что позволяет ему за счёт внебюджетных средств поддерживать и развивать материальное и учебное обеспечение образовательного процесса.
В 2006-2007 учебном году изготовлено швейных изделий на 223364 руб., выполнено производственных работ на 73544 руб., реализовано швейных изделий на 173716 руб., произведено выпечки на 10288 руб.
Весь текущий косметический ремонт в лицее производится только силами учащихся групп по профессии "Мастер отделочных строительных
работ". За 2006 год ими проведён ремонт на сумму 200570 руб., в 2007 году - на 153810 руб.
Лицей располагает хорошей материальной базой: 33 трактора,20 автомобилей, 52 сельскохозяйственные машины,20 телевизоров, 6 видеомагнитофонов, 64 компьютера, DVD-плееры, видео-проекторы, плоттер. Оборудовано 39 кабинетов, 26 мастерских и лабораторий, к услугам читателей - богатая библиотека. За учебный год библиотечный фонд пополнился на 952 экземпляра на общую сумму 61647 руб. (340 учебников и 612 экземпляров художественной и методической литературы).
Основная цель общеобразовательной подготовки - качественное выполнение стандарта, развитие у учащихся интереса к предметам через организацию внеклассной работы, проведение нестандартных уроков. С этой целью ежегодно по каждому предмету проводятся предметные недели, декады, олимпиады.
Коллектив находится в непрерывном поиске: разрабатываются новые учебные рабочие программы, методические рекомендации для учащихся, совершенствуется комплексно-методическое обеспечение предметов. В целях развития творчества педагогов и мастеров и совершенствования их мастерства, методическая служба лицея проводит методические недели, семинары-практикумы, конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки. В течение учебного года работает школа молодого специалиста. За каждым молодым специалистом закреплены наставники. В лицее работает 6 методических комиссий, которые возглавляют опытные преподаватели. Руководит методической работой в лицее Беляевская Т.Л.
Реализовать свои способности учащиеся имеют возможность через факультативы, кружки, студии, секции, клубы по интересам. В лицее действуют: краеведческий кружок "Лик", кружок технического творчества, театральная студия "Кудесник", клуб "Досуг", танцевальная студия "Экспромт", секции атлетической гимнастики, волейбол, баскетбол, теннис, гиревой спорт, футбол, общая физическая подготовка, шейпинг.
В лицее действует система самоуправления, которая позволяет учащимся не только чувствовать себя востребованными и нужными в учебно-воспитательном процессе, но и позволяет развивать те качества, которые на уроках не всегда имеют возможность проявиться. Руководит студенческим самоуправлением педагог-организатор.
Органы ученического самоуправления облегчают функционирование ученического коллектива, обеспечивают связь между различными его структурами, осуществляют реализацию насущных потребностей учащихся. Для распределения деятельности между учащимися проводится анкетирование по изучению личности, способностей, особенностей характера каждого учащегося.
В 2000 году была создана и действует первичная молодёжная организация "Российский Союз Молодёжи", насчитывающая сегодня более 50 человек.
В общежитии лицея проживает 295 учащихся. В первую очередь общежитие предоставляется учащимся из малообеспеченных и многодетных семей, детям-сиротам и учащимся, проживающим далеко от места учёбы, не имеющим возможности часто ездить домой. Благодаря опыту работы коллектива общежития, профессионализму воспитателей учащиеся 1 курса довольно легко адаптируются к новым условиям, выполняют правила проживания, учатся жить в коллективе, приобретают коммуникативные навыки.
В общежитии есть возможность заниматься спортом, укреплять своё здоровье, занимаясь атлетической гимнастикой и теннисом. Для этого в общежитии отведено специальное помещение. Делается всё, чтобы учащиеся с максимальной пользой проводили свой досуг. А доброжелательная атмосфера создаёт благоприятную почву для реализации способностей и возможностей учащихся. Успешно решаются педагогические задачи воздействием общественного мнения через Совет общежития и комиссии. Созданы комфортные условия для проживания. [Приложение 6]
Учащимся образовательного учреждения выдаётся бесплатная рабочая одежда на весь срок обучения для посещения уроков производственного обучения. Учащимся представляется бесплатное трёхразовое (завтрак, обед, ужин) горячее питание, обед предоставляется для всех учащихся, завтрак и ужин - для учащихся, проживающих в общежитии и на частных квартирах. Дети-сироты, находящиеся на полном государственном обеспечении также получают трёхразовое бесплатное питание.
В ГОУ Профессиональный лицей № 47 на 2007-2008 учебный год общее число учащихся составляет 810 человек, на 1 курс зачислено 275 человек, то есть 8 групп. [Приложение 3]
В данный момент в лицее обучается на 1 курсе учащиеся из 10 районов: из Тотемского района зачислено 133 человека, из Бабушкинского района - 41 человек, из Никольского района - 37 человек, из Кич-Городецкого - 3 человека, из Верховажского района - 5 человек, из Нюксенского района - 47 человек, из Междуреченского района - 10 человек, из Тарногского района - 17 человек, Вологодский, Сокольский районы - по 1 человеку.
Контингент учащихся на 2007-2008 учебный год составляет 810 обучающихся, на 1 курсе обучается 275 учащихся, на 2 курсе - 273 учащихся, на 3 курсе - 227 учащихся, на 4 курсе - 35 учащихся.
Число обучающихся из многодетных семей на 1 курсе - 27 учащихся, на 2 курсе - 33 учащихся, на 3 курсе - 11 учащихся, на 4 курсе - 4 учащихся, всего: 75 учащихся. [Приложение 4]
Число обучающихся из малообеспеченных семей на 1 курсе - 124 учащихся, на 2 курсе - 90 учащихся, на 3 курсе - 96 учащихся, на 4 курсе - 7 учащихся, всего: 317 учащихся.
Число обучающихся из неполных семей на 1 курсе - 58 учащихся, на 2 курсе - 56 учащихся, на 3 курсе - 43 учащихся, на 4 курсе - 9учащихся, всего: 166 учащихся.
Число обучающихся, проживающих в общежитии на 1 курсе составляет 131 учащихся, на 2 курсе - 85 учащихся, на 3 курсе - 75 учащихся, на 4 курсе - 4 учащихся, всего: 295 учащихся.
Число обучающихся, проживающих на частных квартирах на 1 курсе составляет 38 учащихся, на 2 курсе - 71 учащийся, на 3 курсе - 53 учащихся, на 4 курсе - 14 учащихся, всего: 176 учащихся.
Из общего числа учащихся - 27 детей-сирот, на 1 куре - 9 учащихся, на 2 курсе - 8 учащихся, на 3 курсе - 10 учащихся.
Количество учащихся из малообеспеченных семей обучающихся в ГОУ Профессиональный лицей № 47 по состоянию на 1 октября 2006 года составляло 298 учащихся, а на 1 октября 2007 года - 317 учащихся, что на 19 учащихся больше, чем в 2006 году.
Таким образом, в образовательном учреждении созданы необходимые условия для реализации конституционных и личных прав обучающихся в области образования.
2.2 Локальные нормативно-правовые акты образовательного учреждения обеспечивающие права учащихся на образование
К локальным нормативно-правовым актам регламентирующим деятельность образовательного учреждения ГОУ "Профессиональный лицей № 47" относятся:
Правила внутреннего распорядка учреждения;
Положение о Совете Учреждения;
Положение о Педагогическом совете Учреждения;
Положение об экстернате;
Должностные инструкции работникам Учреждения;
Положение о премировании;
Единые педагогические требования к обучающимся;
Этический кодекс педагога Учреждения;
Положение о предоставлении платных, в том числе дополнительных, образовательных услуг;
Правила приема в Учреждение;
Положение о переводе на следующий курс и выпуске из Учреждения обучающихся;
Положение о попечительском совете Учреждения;
Положение о товарном знаке, символике, флаге и эмблеме Учреждения.
Права и обязанности участников образовательного процесса в ГОУ "Профессиональный лицей № 47" определяются Уставом ГОУ "Профессиональный лицей № 47"
Устав - это нормативный документ образовательного учреждения, разрабатываемый и принимаемый образовательным учреждением и утверждаемый его учредителем. В уставе указывается наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; учредитель; организационно-правовая форма; цели образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, структура деятельности образовательного учреждения, порядок управления образовательным учреждением; права и обязанности участников образовательного процесса.
Обучающиеся имеют право на получение начального и (или) среднего профессионального и общего среднего (полного) образования в Образовательном Учреждении в соответствии с государственными образовательными стандартами и квалификационными характеристиками по избранной профессии. Начальное или среднее профессиональное образование граждан, получающих его впервые, в бюджетных группах осуществляется для них бесплатно; на обучение в рамках этих стандартов и (или) квалификационных характеристик по индивидуальным учебным планам. Допуск желающих, организация и право на обучение по индивидуальным планам определяется специальным Положением, разработанным в Образовательном Учреждении и объявленным приказом директора, как локальный акт в рамках Устава; право на ускоренный курс обучения; право на изучение по своему желанию факультативов и предметов по выбору из числа предлагаемых; право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; право на уважение их человеческого достоинства, на свободу совести, информации; свободное выражение собственных взглядов и убеждений, но не нарушая при этом со своей стороны законов РФ, Устава, Правил внутреннего распорядка и распорядка для образовательного учреждения, а также прав других граждан; право на получение академического отпуска, основанием для предоставления академического отпуска по медицинским показаниям является снижение трудоспособности вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими дефектами, длительными и частыми заболеваниями, а также беременностью и родами; право на переход по собственному желанию на обучение другой специальности (профессии); право на поощрение в соответствии с Правилами внутреннего распорядка за успехи в учёбе, труде и общественной жизни; право на получение стипендии, льготное или бесплатное питание, иногородние - на проживание в общежитии; право на оплату работы, выполненной обучающимися во время производственного обучения и производственной практики в учебно-производственных структурах Образовательного Учреждения, оплачиваются по действующим нормам, расценкам, ставкам (окладам) в размере, установленном Договором между Учреждением и обучающимся и его родителями (законными представителями), а на предприятиях ещё и Договором Учреждения с предприятием; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в период обучения их в Образовательном Учреждении, право детей на содержание на полном государственном обеспечении в пределах фактического бюджетного финансирования; в случае прекращения деятельности Учреждения департамент образования Вологодской области обеспечивает перевод обучающихся бюджетных групп начального профессионального образования с согласия их родителей (законных представителей) в образовательные учреждения соответствующего типа; обучающийся имеет право перевестись в другое образовательное учреждение при согласии того учреждения; учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся; обучающийся вправе заключить через Учреждение Договор (контракт) о трудоустройстве с будущим работодателем (предприятием, организацией).
Правила внутреннего распорядка ГОУ "Профессиональный лицей № 47" устанавливают режим работы учреждения, график учебного процесса.
В Государственном образовательном учреждении Профессиональный лицей № 47 разработано Положение "О стипендии учащихся лицея".
Стипендия является стимулом гарантирующим право учащегося для совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения ответственности учащихся за конечные результаты учебного труда, активности во внеклассной и внеурочной деятельности.
Стипендия начисляется всем учащимся лицея, зачисленным в лицей для обучения на дневное отделение. Стипендия начисляется ежемесячно, в том числе и в каникулярное время. Размер стипендии устанавливается законодательством РФ.
Стипендия увеличивается на 15% старостам групп, старосте общежития.
Увеличение стипендии руководителям органов самоуправления группы, общежития назначается мастером группы и отмечается в ведомости на выплату стипендии.
Стипендия начисляется мастером группы совместно с активом группы. Мастер группы ведёт учёт посещения занятий, успеваемости учащихся.
Ведомость для начисления стипендии сдаётся в бухгалтерию лицея мастером группы на 25 число каждого месяца. Начисление стипендии производит бухгалтерия лицея. Выдача стипендии производится мастером группы в последний день месяца. В исключительных случаях стипендия выдаётся учащимся бухгалтером-кассиром при предъявлении учащимся ученического билета. Выдача стипендии может производиться родителям учащихся или лицам их заменяющим в следующих случаях: болезни учащегося на день выдачи стипендии; не умении учащегося правильно расходовать стипендию (по письменной просьбе родителей). Не допускается выдача стипендии одному за другого учащегося при отсутствии на то доверенности. Стипендия выдаётся, как правило, после учебных занятий.
Из экономии стипендиального фонда увеличивается стипендия учащимся за:
сдачу экзаменов в период сессии на "5", на "4" и "5";
участие в общелицейских, областных, региональных олимпиадах по предметам и занятие призовых мест;
участие в лицейских, областных, республиканских конкурсах профессионального мастерства и занятие призовых мест;
участие в лицейских, районных, областных спортивных, культурных мероприятиях и занятие призовых мест;
участие в районных, областных, интеллектуальных играх, конкурсах, эстафетах и занятие призовых мест.
Из экономии стипендиального фонда может оказываться материальная помощь учащимся лицея:
приобретение лекарств в случае болезни (учащимся из малообеспеченных семей);
приобретение одежды, обуви (учащимся из малообеспеченных семей);
похороны в случае смерти близких родственников (родителей или лиц их заменяющих).
Оказание материальной помощи оформляется приказом директора лицея при наличии письменного ходатайства мастера и старосты группы.
Увеличение стипендии учащимся оформляется приказом директора лицея. Проект приказа готовят заместители директора, старшие мастера по итогам мероприятий (п.1-4). Увеличение стипендии начисляется в общую ведомость группы и выдаётся вместе с основной стипендией. С приказом об увеличении стипендии (п.1-4) знакомятся все учащиеся лицея.
Учащимся выдаётся бесплатная рабочая одежда на весь срок обучения для посещения уроков производственного обучения.
Учащимся ГОУ Профессиональный лицей № 47 предоставляется бесплатное 3-х разовое горячее питание (завтрак, обед, ужин). Обед - для всех учащихся, завтрак и ужин - для учащихся, проживающих в общежитии и на частных квартирах. Дети-сироты также получают 3-х разовое питание (завтрак, обед, ужин). Рассматривая нормативы расходов на 2008 год, расходы на организацию питания составляют:
учащиеся из числа детей-сирот (88 руб);
учащиеся, проживающие в общежитии (61 руб);
учащиеся, проживающие в семьях (43 руб)
В образовательном учреждении разработано Положение об общежитии. Общежитие предназначено для размещения учащихся, обучающихся в лицее. Первоочередным правом заселения в общежитие пользуются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, малообеспеченные, дети-инвалиды, обучающиеся из отдаленных районов.
Учащиеся, поступившие в лицей на 1 курс, пишут заявление о заселении их в общежитие на имя директора. Вопрос об их заселении обсуждается на совете администрации. С родителями учащихся заключается договор.
Педагогический коллектив лицея разработал Положение "О службе коллективного сопровождения в лицее". Оно было принято на педсовете 6 июня 2006 года. Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного сопровождения в образовательном учреждении.
Основными принципами работы службы являются: приоритет интересов обучающегося, непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения, рекомендательный характер оказания помощи и услуг службы сопровождения, работа по методу междисциплинарной команды.
Целями и задачами службы является: организация психолого-социального сопровождения образовательного процесса путём реализации комплекса диагностических, коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на успешное развитие, обучение и социализацию личности.
Задачи службы - это защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями; профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, мастеров, родителей. (приложение 4)
В деятельность службы входит: реализация особого вида помощи обучающемуся в обеспечении эффективного развития социализации, сохранения и укрепления здоровья, защита прав в условиях образовательного процесса; создание комплексных профилактических программ, направленных на преодоление психолого-социальных проблем учащихся.
Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения. В службу входят педагоги-психологи, социальный педагог. Руководство службой осуществляет заведующий (руководитель), назначенный приказом директора. К деятельности службы могут привлекаться педагоги, мастера производственного обучения и классные руководители, родители, воспитатели.
В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей; Конвенцией ООН о правах ребёнка; Декларацией ООН о правах инвалидов; Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования; Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; законами РФ "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"; федеральными законами; Уставом образовательного учреждения.
Таким образом права учащихся на образование в ГОУ "Профессиональный лицей №47" определяются Уставом государственного образовательного учреждения, локальными актами:
Правилами внутреннего распорядка, Едиными педагогическими требованиями к обучающимся, Положением о стипендии, Положением об общежитии, Положением о переводе на следующий курс и выпуске из Учреждения обучающихся.
Устав, локальные акты Учреждения, никакие распоряжения или действия (бездействия) администрации и работников Учреждения не вправе ущемлять или ограничивать права и свободы граждан, установленные Конституцией, законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
2.3 Социологический опрос учащихся по выявлению соблюдения прав на образование в образовательном учреждении
Цель: Выявить знания учащихся ГОУ "Профессиональный лицей № 47" о личных правах в сфере образовательного учреждения.
Сроки проведения: 17.03.2008 - 24.03.2008г.
База проведения: ГОУ СПО "Профессиональный лицей № 47" - группа 105, 313.
В опросе приняли участие 41 человек, студенты 1 и 3 курса образовательного учреждения.
Время проведения: 30 минут.
Анкета состояла из следующих вопросов.
Ответы учащихся оформлены в таблице.
Вопрос 1. На каком курсе вы учитесь?
Таблица № 1
Варианты ответов | Количество выбора | |
А) 1 курс | 21 | 51,2% |
В) 3 курс | 20 | 48,8% |
Вопрос 2. Почему вы выбрали обучение в ГОУ "Профессиональный лицей №47"?
Таблица № 2
Варианты ответов | Количество выбора | |
А) По совету родителей | 4 | 9,7% |
Б) По совету друзей | 5 | 12,2% |
В) Выбрал самостоятельно | 28 | 68,3% |
Г) Не смог поступить в институт, ВУЗ | 1 | 2,4% |
По совету родителей, по совету друзей | 3 | 7,3% |
Вопрос 3. Чем вас привлекает обучение в ГОУ "Профессиональный лицей № 47"?
Таблица № 3
Варианты ответов | Количество выбора | |
А) Ни чем | 4 | 9,7% |
Б) Не ответили | 15 | 36,5% |
В) Почти всем | 2 | 4,8% |
Г) Хорошая профессия | 10 | 24,3% |
Д) Не знаю | 1 | 2,4% |
Е) Меня привлекает то, что можно получить среднее образование и профессию | 2 | 4,8% |
Ж) Легче учиться | 2 | 4.8% |
З) Близко к дому, предоставляется общежитие и бесплатные обеды | 1 | 2,4% |
И) Затрудняюсь сказать | 2 | 4,8% |
К) Преподаватели объясняют материал кратко и понятно. Коллектив преподавателей дружный. Директор ГОУ "ПЛ - 47" строгий и справедливый. Обучают различным профессиям с любовью. | 1 | 2,4% |
Л) В данном заведении я могу получить образование на том же уровне, что и в Вологде, но ближе к дому. | 1 | 2,4% |
Вопрос 4. Каким документом в учебном заведении регламентируются права и обязанности учащихся?
Таблица №4
А) Устав | 19 | 46,3% |
Б) Конституция | ||
В) Правила внутреннего распорядка | 16 | 39% |
Г) Нет ответа | 2 | 4,8% |
Д) Устав и правила внутреннего распорядка | 3 | 7,3% |
Вопрос 5. Знакома ли вам Конституция РФ?
Таблица № 5
А) Да | 32 | 78% |
Б) Нет | 8 | 19,5% |
Вопрос 6. Студент, обучающийся на 2 курсе, совершил правонарушение и не посещал занятия 2 недели, имеют ли право его исключить из учебного заведения.
Таблица № 6
А) Да | 22 | 53,6% |
Б) Нет | 18 | 43,9% |
Вопрос 7. Имеет ли право преподаватель поставить учащемуся оценку "2" за то что, он не был на уроке?
Таблица №7
А) Да | 4 | 9,7% |
Б) Нет | 36 | 87,7% |
Вопрос 8. Кто вас знакомил с Уставом Образовательного Учреждения?
Таблица №8
А) преподаватель Таблица №А) преподаватель | 3 | 7,3% |
Б) мастер группы | 25 | 60,9% |
В) директор | 9 | 21,9% |
Мастер группы и преподаватель | 1 | 2,4% |
Мастер группы и директор | 1 | 2,4% |
Не ответили | 2 | 4,8% |
Вопрос 9. К кому вы обратитесь, если нарушены ваши права в учебном заведении?
Таблица № 9
А) мастер | 22 | 53,6% |
Б) директор | 5 | 12,1% |
В) родители | - | - |
Г) друзья | 2 | 4,8% |
Д) социальный педагог | 3 | 7,3% |
Мастер и директор | 3 | 7,3% |
Мастер, директор, социальный педагог | 1 | 2,4% |
Мастер, социальный педагог | 1 | 2,4% |
Родители, социальный педагог | 1 | 2,4% |
Мастер, родители, друзья, социальный педагог | 1 | 2,4% |
Мастер, родители | 1 | 2,4% |
Не ответили | 1 | 2,4% |
По данным социологического опроса мы видим следующие результаты. Обучение в ГОУ Профессиональный лицей № 47" привлекает студентов тем, что они могут получить перспективную профессию, близко к дому, предоставляется проживание в общежитии и бесплатные обеды, это свидетельствует о том, что данное учебное заведение является престижным. Но большинство обучающихся не ответили на данный вопрос (36,5%).
46,3% обучающихся знают, что права и обязанности определены в Уставе образовательного учреждения, а 39% считают, что права и обязанности закреплены в Правилах внутреннего распорядка, исходя из этого следует, что обучающиеся недостаточно знакомы с локальными актами образовательного учреждения.
С конституцией РФ знакомы 78% обучающихся, это означает, что большая часть учащихся информированы в конституционных правах гражданина РФ. Рассматривая ситуацию в вопросе № 6 обучающиеся 53,6% ответили, что исключение из учебного заведения может быть из-за непосещения занятий и совершения правонарушений. Из этого следует, что большая часть обучающихся знакомы с Уставом. Но знакомы в таких условиях, когда сами попадают в такую ситуацию.
Рассматривая ситуацию в вопросе №7 по данным мы видим, что преподаватель не имеет право поставить учащемуся оценку "2", за то, что он отсутствовал на уроке. (87,7%), что говорит о знании учащихся их личных прав в области образования.
По данным полученным на вопрос №8, следует, что 60,9% учащихся знакомил с Уставом образовательного учреждения мастер группы, из этого следует, что работа по правовой грамотности ведется с помощью классных часов, лекций, бесед в группах.
По данным полученным на вопрос №9, мы видим, что большая часть студентов (53,6%) обратиться к мастеру группы, если будут нарушены их личные права в образовательном учреждении.
2.4 Методические рекомендации по усовершенствованию деятельности образовательного учреждения в реализации личных прав обучающихся
1. Повысить уровень информированности в области образовательного права. Для этого для обучающихся 1 курса, мы составили программу "Наше право".
Содержание программы:
Учебная работа.
Задачи:
повышение образовательного уровня учащихся в области права;
развитие правового мышления, развитие умения оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения права; умение анализировать различные правовые ситуации.
развитие коммуникативной компетенции.
Основные мероприятия.
Курс "Основы права" для групп, получающих среднее профессиональное образование.
Общепрофессиональная дисциплина "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для групп, получающих среднее профессиональное образование.
Формы организации учебного процесса: уроки, лекции, семинары, практикумы.
Методы и приемы: решение юридических задач, составление документов юридического характера, разбор и обсуждение правовых ситуаций, тренинг, дискуссия, тестирование, рассказ, работа с книгой, криминальный обзор и другие.
Внеурочная работа по предмету.
Задачи:
совершенствование уровня правовой грамотности учащихся;
воспитание нравственно-правовых и политических чувств: глубокого уважения к закону, чувства патриотизма; чувства гражданской совести, чувства ответственности.
Основные мероприятия.
Индивидуальные и групповые консультации, дополнительные занятия.
Домашняя работа учащихся (творческие домашние задания - сочинения, эссе, кроссворды, тесты, проблемные вопросы; составление проектов документов юридического характера, рефераты и др.)
Проведение тематической предметной недели, конкурсы газет, кроссвордов, сочинений, рисунков и других работ учащихся, викторины, тренинги, деловые и ролевые игры; гражданский форум, лекции - консультации; просмотр и обсуждение видеофильмов на правовые темы; дискуссии по высказываниям выдающихся людей о праве и законах;
Настольная логическая игра; брейн-ринг; конкурсы на разные правовые темы.
Мероприятия посвященные Дню Конституции, Дню России и другим государственным праздникам и памятным датам: часы информации о символике РФ, Вологодской области и Тотемского района (проводят учащиеся старших курсов для первокурсников); конкурсы, тестирование на знание конституции РФ и др.
Олимпиада по праву и обществознанию.
Участие в районных, кустовых, областных олимпиадах по праву (на перспективу)
Участие в районных и областных конкурсах по праву.
Деятельность учебного заведения по правовому воспитанию.
Задачи:
профилактика правонарушений и преступности среди учащихся;
расширение демократических форм управления, педагогическая помощь органам ученического самоуправления, развитие инициативы, повышение самостоятельности учащихся;
подготовка учащихся к продолжению образования, трудовой деятельности, и к жизни в семье и обществе;
предоставление возможности учащимся разобраться и определиться в сложных реалиях сегодняшнего дня, понять свою роль и место в обществе и государстве, оказать воздействие на происходящие общественные процессы;
содействию развитию в учащихся потребности в правопослушном поведении и воли, направленной на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения.
Основные мероприятия.
Беседы, встречи с врачами, совместные акции с Молодежным центром по профилактике употребления алкоголя, табакокурения, наркотических и психотропных веществ.
Рейды - проверки организации досуга и быта учащихся, поставленных на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, учащихся, проживающих в общежитии и на квартирах.
Круглые столы - встречи с работниками правоохранительных органов, представителями местных органов власти.
Лекции, беседы, вечера вопросов и ответов на темы о воинской обязанности и военной службе; участие в районном Дне призывника и др.
Проведение "Месячника первокурсника"
2. Привлекать органы ученического самоуправления к созданию, обсуждению и принятию локальных нормативно-правовых актов касающихся соблюдения и защиты интересов обучающихся.
Заключение
Современная система образования нуждается в духовно развитых, компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность называется духовностью. Рассматривая образование подрастающего поколения (обучение + воспитание + развитие) как этап подготовки к жизни - значит искусственно сдерживать его личностный рост и процесс становления индивидуальной и социальной субъективности.
Непосредственное конституционное право граждан на образование в основном закреплено в образовательном законодательстве РФ. Каждому гражданину РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Но возникают проблемы в такой противоречивой ситуации носящей массовый характер затрагивающий интересы тех или иных социальных институтов, между знаниями о потребности людей в определенной жизненной ситуации, и незнание путей, средств, методов их осуществления.
Права и обязанности обучающихся классифицируют по различным основаниям. В зависимости от сферы их реализации выделяют:
права и обязанности, которые связаны с образовательным процессом (стипендиальное обеспечение, предоставление мест в общежитии, льготы по оплате проезда на транспорте).
Права и обязанности участников образовательного процесса в ГОУ "Профессиональный лицей № 47" определяются Уставом, и локальными актами регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
Библиография
1. Агешкина, Наталья Александровна. Защита интересов школьников и студентов при получении образования / Н.А. Агешкина. - М.: Издательство "Омега-Л", 2008. - 156с. - (Защита прав потребителей).
2. Беспалов Ю.Ф. "Защита гражданских и семейных прав ребёнка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие - М.: "Ось-89" 2004 г. - 192 с.
3. Закон Российской Федерации "Об образовании" 10 - е изд. М.: "Ось - 89", 2006 - 64с. (Федеральный закон) (статья 5).
4. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 8).
5. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 10).
6. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 12).
7. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 50).
8. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 26).
9. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 13).
10. Кашанина Т.В. Основы права: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. Базовый уровень образования / Т.В. Кашанина, А.В. Кашшанин. - 3 -е изд. - М.: Вита - Пресс, 2007. - 320 с.: ил.
11. Конституция Российской Федерации. СПб.: ООО "Виктория плюс", 2004 - 48 стр. статья 43.
12. Лодкина Т.В. "Социальная педагогика. Защита семьи и детства", 2003г.
13. Майорова-Шилова С. Журнал " Народное образование " № 4 2007 г. Статья " Обеспечение и защита прав ребенка в образовательном учреждении".
14. Материалы научно-практической конференции " Экономика образования: итоги мониторинга" статья "Народное образование" № 10.2007 г
15. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 32с.
16. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов, 7-е издание - Мн.: Университетское, 2002 г. - 560 с.
17. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
18. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие /Ответственный редактор д. и. н., профессор Е.И. Холостова, д. и. н., профессор А.С. Сорвина/ - М.: Инфра М, 2003 г. - 427 с. (серия "Высшее образование").
19. Устав государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей № 47 (пункт IV).
20. Фирсов М.В., Е.Г. Студенова "Теория социальной работы", 2001 г.
21. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. - М //.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 320с. - (Юридическая литература).
22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.2-е издание, стереотип - М.: издательский центр "Академия", 2004 г. - 272с.
Приложения
Приложение 1
Нормативно-правовая база социальной защиты личных прав в образовательном учреждении
№ п/п | Международные документы | Нормативные документы федерального уровня | Региональные нормативные акты | Нормативные документы образовательных учреждений | |
Законы, принятые законодательными органами субъектов РФ | Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти | ||||
1 | Всеобщая декларация прав человека 1948 г. |
Конституция РФ (ст.17-63). |
Закон Вологодской области от 20.10.2000 г. "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства". | Решения Тотемского районного муниципального собрания, постановления главы районного самоуправления, приказы начальника управления образования по вопросам питания, льготного проезда и др. |
Устав, Правила приёма в лицей, школу. Правила отчисления из школы, лицея. Декларация прав обучающихся. Правила поведения. Правила о поощрениях и взысканиях. |
2 | Декларация прав ребёнка 1959 г. | Гражданский Кодекс РФ (ст.26, 27, 28, 31-40, 292). | Закон Вологодской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" 2003 г. | ||
3 | Всемирная декларация об обеспечении выживания защиты и развития детей 1990 г. | Семейный кодекс РФ (II раздел "Права и обязанности родителей и детей", XI глава "Права несовершеннолетних детей", раздел IV "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей"). | Закон Вологодской области "О снижении брачного возраста" от 01.08.1996 г. | ||
4 | Заключение комитета ООН по правам ребёнка 1999 г. | Уголовный кодекс РФ (ст. 20, 87-96, 150-157). | |||
Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 г. |
ФЗ "Об образовании" 1992 г. (ст.50-52); ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" 1998 г.; ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". |
Приложение 2
Контингент учащихся 2007-2008 гг.
Курс | Число обучающихся | Число обучающихся из многодетных семей | Число обучающихся из малообеспеченных семей | Число обучающихся из неполных семей | Число обучающихся, проживающих в общежитии | Число обучающихся, проживающих на частных квартирах | Дети-сироты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 275 | 27 | 124 | 58 | 131 | 38 | 9 |
2 | 273 | 33 | 90 | 56 | 85 | 71 | 8 |
3 | 227 | 11 | 96 | 43 | 75 | 53 | 10 |
4 | 35 | 4 | 7 | 9 | 4 | 14 | - |
Итого: | 810 | 75 | 317 | 166 | 295 | 176 | 27 |
Приложение 3
Справка о количестве учащихся из многодетных семей, обучающихся в ГОУ Профессиональный лицей № 47 по состоянию на 01.10 2007 г.
Курс |
Число детей из многодетных семей (3 и более детей в семье) |
1 | 2 |
1 | 37 |
2 | 16 |
3 | 15 |
4 | 2 |
Итого: | 70 |
Справка о количестве учащихся из неполных семей, обучающихся в ГОУ Профессиональный лицей № 47 по состоянию на 01.10 2007 г.
Курс | Число детей из неполных семей (1 родитель) |
1 | 2 |
1 | 62 |
2 | 51 |
3 | 44 |
4 | 2 |
Итого: | 159 |
Справка о количестве учащихся, проживающих в общежитии лицея, обучающихся в ГОУ Профессиональный лицей № 47 по состоянию на 01.10 2007 г.
Курс | Число детей, проживающих в общежитии |
1 | 2 |
1 | 101 |
2 | 102 |
3 | 68 |
4 | 9 |
Итого: | 280 |
Справка о количестве учащихся из малообеспеченных семей, обучающихся в ГОУ Профессиональный лицей № 47 по состоянию на 01.10 2007 г.
Курс | Число детей из малообеспеченных семей |
1 | 2 |
1 | 87 |
2 | 116 |
3 | 79 |
4 | 16 |
Итого: | 298 |
Приложение 4
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
Профессиональный лицей № 47
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе комплексного
сопровождения в лицее
УТВЕРЖДАЮ
Директор ПЛ № 47
_________________
Н.К. Рычков
"6" июня 2006 г.
г. Тотьма, 2006 г.
Положение о службе комплексного сопровождения в лицее
1. Общие положения.
Настоящее Положение определяет основу деятельности службы комплексного сопровождения в образовательном учреждении.
Деятельность службы позволяет:
реализовать особый вид помощи обучающемуся в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав в условиях образовательного процесса;
создавать комплексные профилактические и коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление психолого-социальных проблем учащихся.
Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения, создаётся в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-социального сопровождения обучающихся данного учреждения. В службу входят педагог-психолог, социальный педагог.
Руководство службой осуществляет заведующий (руководитель службы), назначаемый приказом директора (Клементьевская В.И., заместитель директора по учебно-воспитательной деятельности). Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными обязанностями, функции всех специалистов чётко определены. К деятельности службы могут привлекаться педагоги, мастера производственного обучения, родители, руководители кружков (секций), воспитатели.
В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребёнка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Вологодской области, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, этическими кодексами психолога, социального педагога; настоящим Положением, Уставом образовательного учреждения.
Основными принципами работы службы являются:
приоритет интересов обучающегося;
непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
рекомендательный характер оказания помощи и услуг;
работа по методу междисциплинарной команды.
2. Цели и задачи службы:
Организация психолого-социального сопровождения образовательного процесса путём реализации комплекса диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачи:
защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-социальных проблем;
содействие обучающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушении эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
развитие психолого-социальной компетентности всех участников образовательного процесса;
содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;
психолого-педагогическая помощь родителям, педагогам и мастерам обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
консультативно-просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов, мастеров;
профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, мастеров, родителей.
3. Организация деятельности службы:
Состав специалистов службы:
руководитель службы;
социальный педагог (Конева Любовь Павловна);
педагог-психолог (Павлова Наталья Николаевна, Гладковская Лидия Сергеевна).
Направления деятельности руководителя службы:
организация перспективного и текущего планирования деятельности службы;
обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса.
Функции руководителя службы:
координирует специалистов службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ; организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения;
снабжает специалистов службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации;
организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;
осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-социальной помощи;
участвует в организации и проведении аттестации специалистов службы на вторую и первую квалификационные категории;
проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов;
вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
в конце учебного года представляет анализ работы службы за год с предложениями и рекомендациями заместителя директора по учебно-воспитательной деятельности.
Решение о сопровождении обучающегося принимается совместно всеми специалистами службы на консилиуме.
Научно-методическое обеспечение деятельности службы сопровождения в образовательном учреждении осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, ВИРО, центрами повышения квалификации педагогических работников образовательной системы, а также научными учреждениями Российской Федерации наук.
Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры.
4. Основные направления деятельности службы
К основным направлениям деятельности Службы относятся:
Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности и потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин трудностей в обучении, социальной адаптации, развитии; выявление реальной и потенциальной групп риска.
Психокоррекционно-развивающая работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога; организация и проведение социально-психологических тренингов, групповых дискуссий, ролевых игр среди учащихся, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.
Психолого-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся.
Психологическое социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-социальным проблемам, вопросам взаимоотношений.
Исследование социума образовательного учреждения с целью организации взаимодействия.
Социально-психологическая профилактика возможных неблагополучий в подростково-юношеской среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; пропаганда здорового образа жизни.
Организационно-методическая деятельность:
анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию;
участие в методических объединениях, семинарах-практикумах;
формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-социальному сопровождению.
Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.
5. Документация службы
Единая документация для всех:
перспективный, годовой план работы (план работы на месяц) утвержденный руководителем образовательного учреждения;
графики работы специалистов (на неделю, месяц, полугодие), утвержденные руководителем учреждения;
социальный паспорт учебного заведения, составляется социальным педагогом на основе социальных паспортов групп;
годовой анализ работы службы;
план-график тематических групповых консультаций;
карты психолого-социального сопровождения обучающихся;
список обучающихся, нуждающихся в сопровождении;
программы занятий.
Приложение 5
Положение об общежитии Профессионального лицея № 47
I. Общие положения
1. Общежитие ПЛ - № 47 размещается в типовом здании.
2. Общежитие трехэтажное, размещает 150 человек, расположение секционное и общий коридор. В каждой секции по 4 комнаты, туалет и гигиеническая комната. На каждом этаже имеется комната для умывания и кухня, комната для воспитателей, где можно заниматься подготовкой домашних заданий, проводить вечер отдыха.
3. Общежитие располагает для учащихся прачечной комнатой для стирки белья.
4. Общежитие предназначено для размещения учащихся, обучающихся в лицее.
II. Заселение учащихся в общежитии.
1. Списки свободных мест в общежитии предоставляет администрации лицея комендант общежития.
2. Первоочередным правом заселения в общежитие пользуются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, малообеспеченные, дети-инвалиды, обучающиеся из отдаленных районов.
3. Заселение учащихся в общежитие проводится в конце августа 29-31 числа.
4. Вопрос о заселении тех учащихся, которые жили в общежитии в предыдущий год, решается на совете общежития совместно с администрацией лицея в мае-июне месяце. Решение совета общежития доводится до администрации лицея.
5. Учащиеся, поступившие в лицей на I курс, пишут заявление о заселении их в общежитие на имя директора. Вопрос об их заселении обсуждается на совете администрации. С родителями учащихся заключается договор.
6. При заселении в общежитие учащиеся проходят медицинский осмотр и должны получить справку о разрешении на заселение.
7. При заселении в общежитии присутствуют воспитатели, комендант, кастелянша, а общий контроль осуществляют директор и зам. директора по учебно-воспитательной работе лицея.
Приложение 6
Тематическое планирование программы "Наше право"
№ | Тема занятия | Цель занятия | Форма занятия | Дата | Ожидаемый результат |
1. | Месячник первокурсника | Познакомить первокурсников с учебным заведением, с нормативно-правовой базой. | Экскурсия в музей истории лицея. Классные часы в группах. | Сентябрь | Обеспечить комфортность самочувствия и принятие в первичном коллективе. Овладение коммуникативными навыками. |
2. | "Подросток и закон" | Получить основные правовые знания, повысить правовую культуру. | Правовой клуб | Октябрь | Развитие правового мышления, повышение умения оценивать поступки, поведение людей с точки зрения права; умение анализировать различные правовые ситуации. |
3. | "Знать закон чтобы выполнять", "Как защитить свои права" | Способствовать формированию у подростков и молодежи правовой культуры и потребности в правопослушном поведении. | Лекция | Ноябрь | |
4. |
"Брейн-ринг" "Знай конституцию РФ" |
Стимулирование социальной активности учащихся. Развитие правового мышления. | Интеллектуальная игра по правовой тематике. Тестирование. | Декабрь | |
5. | Твои права и обязанности | Воспитание нравственно - правовых и политических чувств; глубокого уважения к закону. | Обзор литературы по теме. Выставка литературы в библиотеке на правовые темы. | Январь | |
6. | Если это произошло то……. | Совершенствование уровня правовой грамотности. | Ролевая игра. | Февраль |
Совершенствование управления образовательным фактором экономического ... | |
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УДК 332.1:37 На правах рукописи АБЕЛЬДИНОВ ЕРЛАН СЛЯМБЕКОВИЧ Совершенствование управления образовательным ... Речь, прежде всего, шла о предоставлении родителям права выбирать учебные заведения для своих детей, о соответствии между государственным финансированием школы и численностью ... Благодаря, возможно, большим, чем у Казахстана, экономическим возможностям, Россия хотя и дала известный простор рынку образовательных услуг и развитию частных учебных заведений ... |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: дипломная работа |
... помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО Институт социальных отношений ... 5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается ... Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа |
Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ ... | |
Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка Аннотация Тема исследования: "Проект мероприятий и ... ... для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и ... продуктивность: практическая работа, способствующая сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которыми непосредственно взаимодействует педагог; обеспечение уровня ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Правовой статус образовательных учреждений | |
СОДЕРЖАНИЕ Введение Стр. 3 Глава 1. Образовательное учреждение - субъект гражданского права Стр. 10 Глава 2. Участие образовательного учреждения в ... ... сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, родителями; между руководителем образовательного учреждения и учредителями, учебным заведением и другими ... Особый правовой режим установлен для земельных участков: они закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование, но, нужно отметить, что этим правом ... |
Раздел: Рефераты по праву Тип: реферат |
Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения ... | |
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава І. Теоретический обзор научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионального ... Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель ... - возможность включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |