Контрольная работа: Семья в социологии

ПЛАН

 

Введение.. 2

Семья как социальный институт. 3

Функции семьи. 4

Формы семьи. 5

Формы брака. 7

ВЫВОД.. 11

Список литературы... 12

 


Введение

Социология семьи, имеющая своим предметом посредничество семьи в конфликте индивидуальных и общественных интересов, рассматривает эти процессы не только на социетально-институциональном уровне, но и на микроуровне индивидуального и семейно-группового поведения. Поэтому социологическое изучение семьи как малой группы сводится к социально-психологическому исследованию семьи.

В этом реферате особое внимание уделено семье как институту - тем специфическим функциям по рождению, содержанию и воспитанию детей, которые обеспечивают обществу восполнение поколений и их социализацию в конкретных исторических условиях. Точнее говоря, социетальный анализ сфокусирован на роли семейных структур и продуцировании социальных изменений и на влиянии этих изменений на осуществление институциональных функций семьи.

В этом смысле говорится о ценности семейного образа жизни в сравнении с холостяцким. Семья как межличностное объединение существует поэтому за счет внешних обстоятельств (как бы принуждающих жить вместе) не благодаря привычке и инерции, а исключительно из-за внутренних сил сцепления.

Социология семьи сконцентрирована на семье как целостной автономии, на семье как единстве взаимодополняющих друг друга социокультурных ролей, на семье как целостности, сохраняющейся с течением времени и при чередовании событий, видоизменяющих семейную структуру. И если социология семьи анализирует индивидуальное поведение, то чаще - как следствие общесемейного, как межличностное проявление социальных статусов и ролей, социально-институциональных отношений.


Семья как социальный институт

 

Главным отличием социологии семьи является ее устремленность на выяснение законов становления, функционирования и распада семьи как малой первичной группы. Как бы ни отличались своей уникальностью отдельные семьи в разные эпохи, при различиях в строе жизни и культуре, взятые как первичные группы они характеризуются одними и теми же свойствами своего возникновения и распада на всем протяжении их существования. Специальный интерес социологии семьи и состоит в изучении всего общего, что присуще семьям с начала до конца существования брака, нуклеарной семьи и семейной линии, прослеживаемой в ряде поколений.

В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа[1]. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.

Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Законодательство – важнейшая часть семьи как института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и многое другое. Хотя закон не обязывает, чтобы супруги обязательно были разнополыми, но общественное мнение негативно относится к гомосексуальным союзам.

Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний, но также и присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, генеалогию.

Функции семьи [2].

Универсальность семьи как института раскрывается в социальных функциях семьи. К важнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения, благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должен вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное средство пополнения населения.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто не может сам позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Семья также определяет и социальный статус человека.

Кроме них к числу важнейших функций семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, первичная социализация и воспитание детей, психологическая и материальная поддержка пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.

Формы семьи.

Социологи выделяют два главных типа семьи, встречающихся в человеческом обществе - традиционную, или расширенную и современную нуклеарную, двухпоколенную семью.

Нуклеарная семья – форма моногамного брака. Взрослые члены общества принадлежат двум семьям: семье происхождения, или родительской семье в которой они воспитаны, и производной семье, образованной браком взрослых детей – членов первой семьи.

Нуклеарная семья может быть независимой во всех отношениях, но может подчиняться большой родственной группе, где она теряет свою независимость, например, полигамии и расширенной семье. Независимая нуклеарная семья характерна для индустриального общества, зависимая для традиционного. Независимая нуклеарная жизнь возможна только в тех обществах, где взрослые дети либо сразу после образования новой семьи, либо после того как стали самостоятельными, отселяются на новое место жительства и живут отдельно от семьи происхождения.

В России связь поколений крепче, чем на Западе. Даже отделившиеся дети продолжают считать себя неотъемлемой частью родительской семьи, полагаясь и завися от экономической помощи матери и отца.

Расширенная семья – это сложносоставная семья, состоящая из родительской и новообразованной семей и включающая в себя несколько поколений, проживающих совместно. Второй признак – экономическая кооперация, совместное ведение хозяйства и совместное владение семенной собственностью.

Номинальная расширенная семья – сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую привязанность друг к другу и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь.

Семья может быть образована на консангвинальной и на конъюгальной основе. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Независимо от того, по какой линии ведется родство, основой организации семьи выступают отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой. Дети могут принадлежать как семье жены, так и семье мужа.

Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники считаются частью данной семьи, но только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат супружеской паре. Конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком.

В зависимости от принадлежности, семьи бывают двух типов – родительская семья, или семья происхождения, и прокреационная семья, созданная взрослыми детьми, отделившимися от родителей. По числу родителей на полную и неполную. По числу детей на бездетную, однодетную и многодетную – трое и более детей.

Патриархальная и матриархальная семьи характеризуют исторические этапы развития общества в зависимости от экономического господства одного из супругов[3]. Патриархальная семья базируется на частной собственности, наследование которой происходит по мужской линии. Похожий на господство критерий лидерства не принадлежит к экономическим категориям, это условная характеристика. Верховенство мужа или жены устанавливается по взаимной договоренности, в зависимости от того, кто в семье играет более активную роль.

По критерию лидерства семьи подразделяются на три группы: патернальную – доминирование мужчины, матернальную – доминирование женщины и эквалитарную – равноправие. Самой демократической считается эквалитарная семья, но это не отменяет прав мужа принимать принципиальные решения в одной сфере, а жене в другой.

Формы брака.

В зависимости от того, как понимается брак, социологи предлагают разные классификации типов брака. Чаще всего они выделяют следующие формы брака:

Традиционная моногамия;

Бездетный брак;

Одинокое материнство;

Холостячество;

Коммуны;

Сожительство;

Вторичный брак;

Свингинг и групповой секс;

Групповой брак;

Синтрагамный брак;

Открытый брак.

Общим признаком, присущим всем формам брака, выступает реализация сексуального инстинкта. На нем построено общепринятое определение брака. Брак – это союз одного и более мужчин с одной и более женщинами.

При составлении типологии употребляются три критерия: выбор брачного партнера, размер брачной группы, местожительство супругов.

По способу выбора брачного партнера все формы брака подразделяются на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. [4]

По размеру брачной группы браки разделяются на две большие категории – моногамия и полигамия, каждая из которых имеет подвиды. В моногамии выделяют пожизненную моногамию; моногамию, допускающую развод; парную семью. В полигамии выделяют полигинию(брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами); полиандрию(брак одной женщины с несколькими мужчинами; групповой брак.

Классифицировать формы брака можно и по другим критериям. Одним из них выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака является статусный брак, позже возникли другие разновидности неравного брака.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Покупной брак имеет давние традиции. Родственники женщины "дарили" родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Более поздние формы покупного брака проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее. Размеры прав мужа на обладание женой пропорциональны величине выкупа, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о выкупном браке. Возникла необходимость в заключении договора, или контракта, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родо-племенных мероприятий. На Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту. Первоначально он выплачивался роду, а позднее родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Размер калыма – величина непостоянная: чем выше уровень образования девушки, тем ниже калым, так как мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты. Размер калыма увеличивают три фактора: 1) умение невесты вести хозяйство, 2) красота и внешние данные, 3) репутация семьи. Таким образом калымный брак формирует новое явление – брачный рынок.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности – похищение невесты и похищение жениха. Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма.

Современные тенденции и проблемы.

По мере того, как общество переходит к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья все больше вытесняется современной двухпоколенной, которая также изменяется. На ранней стадии ей была присуща однокарьерная модель. Отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать была занята только в домашнем хозяйстве, следила за порядком и готовила пищу. На более поздней стадии для нуклеарной семьи характерна двухкарьерная модель, согласно которой отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Такие семьи называют двухдоходными и семьями с двумя кормильцами.

Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел, поэтому у работающих женщин по сравнению с работающими мужчинами трудовая нагрузка возрастает в два раза. Снять двухкратную нагрузку с жены может только муж, вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей – справедливая плата за работу женщины вне дома. Качество брака в двухкарьерной семье не пострадает, если основные характеристики статусов мужа и жены будут приблизительно равны либо показатели мужа будут выше.

Современная семья переживает кризис, причиной которого является разрушение исторических обычаев и норм, на которых она всегда держалась. Прежде всего это связь между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы. Но специалисты считают, что семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России. *


ВЫВОД

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

Это заметно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, углубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографию, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.


Список литературы

1.   Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996.

2.   Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.

3.   Маркович Д.Ж. Общая социология.М., 1998.

4.   Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996.

5.   Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.



[1] Кравченко А.И. Социология. Справочное пособие. М., 1996 - стр. 275.

[2] Там же, стр. 293.

[3] Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998 - стр. 246.

[4] Кравченко А.И.социология. Учебник. М., 2001 - стр. 302.