Курсовая работа: Сущность контрабанды
Содержание
Введение. 2
1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.. 4
1.1 Понятие объекта контрабанды.. 4
1.2 Объективная сторона контрабанды.. 8
1.3 Субъект и субъективная сторона контрабанды.. 13
2. Квалифицированные виды контрабанды.. 16
3. Проблемы квалификации контрабанды.. 21
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Введение
Даже беглое обозрение исключительно бедной и относящейся преимущественно к первой фазе развития нашего государства литературы по таможенным вопросам показывает, что в юридической науке почти совершенно отсутствует научная разработка теоретических проблем таможенного права. Это сказалось как на освещении в советской юридической литературе отдельных вопросов таможенного законодательства, так и на практической деятельности таможенных учреждений и других органов государства (суда, прокуратуры и милиции), которым в той или иной степени приходится сталкиваться с нормами таможенного права. Особенно наглядно такое положение сказалось в области борьбы с контрабандой.
В соответствии с таможенным законодательством зоны таможенного контроля создаются не только непосредственно на таможенной границе в месте ее пересечения, но и в других местах. Такими местами чаще всего являются аэропорты, морские и речные порты. Кроме того, по просьбе отправителя товара таможенный контроль осуществляется на территории, принадлежащей владельцу товара. Это может быть склад, цех либо другое помещение. Поскольку в таких зонах лица, вывозящие товар, совершают составляющие порядок перемещения действия перед пересечением таможенной границы, то в случае обнаружения сокрытия товаров от таможенного контроля, недостоверного декларирования и т.д. такие действия квалифицируются как покушение на контрабанду. На такой позиции стоит и судебная практика.
В соответствии с федеральным законом, принятым Государственной Думой 24 мая 1996 г., с января 1997 г. на территории России вступает в действие новый Уголовный кодекс за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки их введения.
В отличие от прежнего УК РСФСР 1960 г. новый Уголовный кодекс внес принципиальные изменения в структуру и содержание норм, предусматривающих ответственность за таможенные преступления.
Законодатель изменил понятие «государственные преступления», исключил из его содержания раздел «Иные государственные преступления» и рассредоточил содержащиеся в нем составы преступлений по другим главам Уголовного кодекса. В связи с этим такие составы, относившиеся к иным государственным преступлениям, как контрабанда (ст. 78), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 781), и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 782), определенными изменениями их содержания были включены в раздел VIII нового Уголовного кодекса РФ - «Преступления в сфере экономики». В этот же раздел была перенесена из главы VI «Хозяйственные преступления» предыдущего УК ст. 1626, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Таким образом, в новом Уголовном кодексе Российской Федерации появился блок норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, совершаемые в экономике страны, а точнее - в одной из ее важнейших отраслей - внешнеэкономической деятельности, который был включен в главу XXII «Преступления в сфере экономической деятельности», поскольку вышеназванные преступления, в конечном счете, нарушают нормальную экономическую деятельность государства и других хозяйствующих субъектов в целом.
Цели работы – определить сущность контрабанды.
Задачи работы – представить уголовно-правовую характеристику контрабанды; рассмотреть спорные вопросы квалификации.
1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды
1.1 Понятие объекта контрабанды
Вопрос об объекте контрабанды, как родовом, так и непосредственном, в юридической литературе является дискуссионным. В значительной степени это объясняется тем, что, во-первых, в законе отсутствует прямое указание на виды общественных отношений, выступающих в качестве объекта контрабанды, и, во-вторых, контрабанда, как и многие другие преступления, может причинить вред одновременно нескольким видам общественных отношений, охраняемых уголовным законом (например, незаконный ввоз наркотических, сильнодействующих, ядовитых и т. п. веществ посягает на установленный порядок их перемещения через таможенную границу РФ и здоровье населения).
При определении родового объекта контрабанды традиционно исходят из того, в каком разделе Особенной части Уголовного кодекса находится исследуемая норма. Статья о контрабанде помещена законодателем в главу 22 “Преступления в сфере экономической деятельности”, которая, в свою очередь, является составной частью восьмого раздела УК РФ “Преступления в сфере экономики”.
Авторы учебного пособия “Новое уголовное право России” определяют родовой объект преступлений в сфере экономики как “охраняемую государством систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на развитие рыночной экономики”[1]. Н. А. Лопашенко пишет: “...родовой объект преступлений, осуществляемых в сфере экономической деятельности,- общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления этой деятельности”[2]. В.И. Михайлов и А. В. Федоров приходят к выводу, что “родовым объектом контрабанды является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации”[3]. В ряде учебных изданий по уголовному праву России можно обнаружить схожие определения данного понятия.
Согласно указанию ГТК РФ от 11.07.96 г. № 01-14/606 “О таможенном оформлении записанных носителей информации” предметом внешнеторговой сделки является совокупность носителя и записанной на нем информации, причем сам носитель призван выполнять вспомогательные функции. В ст. 1 данного Указания ГТК РФ говорится, что “при ввозе на таможенную территорию носителей информации (магнитных дисков, бумажных носителей информации и т. д.) с записанной на них информацией товаром является не собственно носитель информации, а указанный носитель с записанной на нем информацией в совокупности. Соответственно таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из того, что в нее включается как стоимость самой информации, так и стоимость ее носителя”.
Правовой базой участия России в международном информационном обмене является Федеральный закон от 4.07.96 г. “Об участии в международном информационном обмене”.
Методы определения стоимости товара и порядок их применения закреплены в главе 4 Закона “О таможенном тарифе”. Из ст. 18 названного Закона следует, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится, как правило, по цене сделки (по стоимости контракта). Эти сведения представляются лицом, перемещающим товар. Но если, по мнению таможенного органа, стоимость товара указана недостоверно, то могут быть использованы и другие способы ее определения (по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; путем вычитания стоимости; сложения стоимости; с помощью резервного метода).
Представляется, что названные выше методы определения таможенной стоимости в полной мере относятся и к “иным предметам”.
Более опасный вид контрабанды предусмотрен ч. 2 ст. 188 УК РФ.
Ее предмет составляют: 1) наркотические средства; 2) психотропные вещества; 3) сильнодействующие вещества; 4) ядовитые вещества; 5) отравляющие вещества; 6) радиоактивные вещества; 7) взрывчатые вещества; 8) вооружение; 9) взрывные устройства; 10) огнестрельное оружие; 11) боеприпасы; 12) оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое и другое); 13) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ; 14) стратегически важные сырьевые товары и 15) культурные ценности. В отношении двух последних установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, что определяет их относимость к предмету контрабанды. Этот перечень является исчерпывающим.
К наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.
Психотропные вещества - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. (52).
Ядовитыми считаются те вещества, которые оказывают отравляющее действие на человека и способны при их употреблении в определенных, даже небольших дозах вызвать смерть или причинить тяжкий вред здоровью. Это мышьяк, цианистый калий, стрихнин, сулема, фенол, эрготамин, яд змеиный и другие. Порядок их вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию устанавливается постановлением Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 “О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ”, которым было утверждено одноименное Положение, и приказом ГТК РФ от 23.09.96 г. № 580 “О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ”.
Радиоактивные вещества - вещества искусственного и естественного происхождения, которые обладают способностью к ионизирующему распаду, ведущему к электромагнитному или корпускулярному излучению в дозах, вредных для жизнедеятельности и структуры живых организмов (радий, кобальт-60, цезий, стронций, уран, плутоний и др.).
Взрывчатые вещества - порох, динамит, тротил, нитроглицерин, аммониты, пластиты, эластиты, твердое ракетное топливо и другие химические соединения или смеси, способные к взрыву в результате зажигания, удара, детонации, изготовленные фабричным путем или кустарные.
Вооружение представляет собой совокупность оружия различных видов, которым обеспечиваются Вооруженные Силы России и другие законно существующие вооруженные формирования в целом и каждая их единица в отдельности.
Взрывные устройства - специальные устройства, конструктивно предназначенные для производства взрыва (срабатывания) боеприпаса при определенных внешних воздействиях или в требуемый момент (например, запал, детонатор, взрыватель).
Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст. 1 Федерального закона от 13.12.96 г. “Об оружии”).
Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
Культурные ценности - это предметы, представляющие особую ценность для государства, имеющие художественное, историческое и научное значение. Условия отнесения предметов к культурным ценностям и порядок их перемещения через таможенную границу Российской Федерации определены в Законе РФ от 15.04.93 г. “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.
1.2 Объективная сторона контрабанды
Объективная сторона контрабанды характеризуется деянием -перемещение через таможенную границу предметов контрабанды, местом - таможенная граница и способом перемещения - одним или несколькими: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) с недекларированием; ж) недостоверным декларированием.
Под перемещением в соответствии с таможенным законодательством следует понимать совершение действий по ввозу на таможенную территорию и вывозу с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств любым способом. Это сложное понятие, включающее в себя два обязательных элемента: а) совершение действий по ввозу или вывозу и б) пересечение таможенной границы.
Принципы и порядок перемещения товаров предусмотрены в разделе II Таможенного кодекса России. Действия по ввозу и вывозу совершаются в строго определенном месте, порядке и в установленное законом время в соответствии с видом таможенного режима товара.
Согласно ст. 192 ТК РФ товары находятся под таможенным контролем: при ввозе - с момента пересечения таможенной границы РФ до выпуска товаров и транспортных средств, при вывозе - с момента принятия таможенной декларации и до его завершения.
Таким образом, действия, направленные на вывоз, могут совершаться с момента принятия таможенной декларации таможенным органом. Это нашло свое закрепление в ст. 176 ТК РФ, в соответствии с которой изменение, дополнение или изъятие таможенной декларации может производиться только до: 1) начала проверки таможенной декларации; 2) начала досмотра товаров и транспортных средств; 3) установления таможенным органом Российской Федерации недостоверности указанных сведений.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 193 ТК РФ таможенный контроль может проводиться и вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств, если есть основания полагать, что было допущено нарушение законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России. Но данное положение таможенного законодательства не влияет на решение вопросов квалификации контрабанды. Если в процессе такой проверки установлено, что был нарушен порядок перемещения, то это все равно контрабанда.
Таможенным законодательством предусмотрены случаи, когда при ввозе товара на внешней таможенной границе осуществляется только таможенный контроль, направленный на обеспечение законности ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации. При этом мероприятия по обеспечению правильности исчисления и уплаты таможенных платежей проводятся внутренними таможенными органами. В соответствии со ст. 188 УК РФ контрабандой признается перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов, совершенное с использованием хотя бы одного из перечисленных в ней способов: помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы (ст. 27 ТК РФ). Под местами пересечения таможенной границы РФ понимаются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы РФ (ст. 181 ТК РФ). Таможенное законодательство Российской Федерации допускает возможность пересечения таможенной границы РФ в иных местах, а также вне времени работы таможенных органов, но только с их предварительного согласия.
Время производства таможенного оформления согласно ст. 127 ТК РФ определено как время работы таможенного органа, что означает возможность выполнения объективной стороны рассматриваемого состава, выражающейся в пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы, до начала или по окончании производства таможенного оформления, хотя и в установленных таможенными органами местах.
В каждом таможенном органе определены конкретные места, в которых выполняется таможенный контроль - досмотровые комнаты и залы. Это означает, что пересечение таможенной границы вне места, предназначенного для осуществления такого контроля, будет охватываться рассматриваемым способом, например, перебрасывание через ограждение режимной территории и т. п.
Перемещение с сокрытием от таможенного контроля. Под сокрытием в данном случае понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других (ст. 277 ТК РФ).
Под способом, затрудняющим обнаружение предметов, понимается физическое сокрытие перемещаемых предметов, при котором лицо, производящее таможенный досмотр багажа пассажира, товаров и транспортных средств, не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра, либо помещение таких предметов в местах, не предназначенных для транспортировки товаров: в складках одежды, под одеждой, в естественных полостях тела, в тамбурах поездов, хвостовой части самолета и т. п.
Особым способом, затрудняющим обнаружение товаров, является использование тайников, к каковым относятся: а) специально оборудованные для сокрытия предметов от таможенного контроля, т. е. полностью изготовленные для незаконного перемещения предметов (магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией, и т. п.); б) приспособленные, т. е. подвергнутые конструктивным изменениям (предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, оборудование их дополнительной оснасткой, приспособлениями, оборудование чемоданов с двойным дном и т. п.).
Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков предметов, что позволяет отнести их к предметам иного вида, например, антикварную чашу, представляющую историческую ценность, обмазывают глиной и наносят на нее специальный орнамент; изготавливают стреляющее устройство в виде обычной пишущей ручки и т. п.
Перемещение товаров с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. Обман выражается в представлении таможенному органу во время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ ненадлежащих документов, использовании поддельного средства идентификации либо подлинного, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
Ненадлежащими документами в соответствии со ст. 182 ТК РФ признаются поддельные документы, недействительные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим транспортным средствам.
Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, но незаконно измененные (путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа и т.п.). Например, путевой лист на бланке собственного изготовления.
Недействительными документами являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее. Примером такого документа может служить доверенность, в которой не указана дата ее совершения.
К документам, полученным незаконным путем, относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи либо полученные в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ. Например, сертификат качества, полученный на основе поддельного заключения химической лаборатории.
Документами, содержащими недостоверные сведения, считаются документы, фактически являющиеся подлинными, но сведения в которых не соответствуют действительности. В качестве примера можно привести гарантийное обязательство, в котором сумма гарантии указана неверно.
Документами, относящимися к другим товарам и транспортным средствам, признаются документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения иных товаров и транспортных средств.
В ст. 182 ТК РФ речь идет о документах, которые в соответствии со своим назначением могут быть подразделены на торговые, транспортные, таможенные, иные документы, необходимые для таможенного контроля.
1.3 Субъект и субъективная сторона контрабанды
Рассматриваемое преступление может быть совершено умышленно и только с прямым умыслом. Виновный сознает, что нарушает таможенное законодательство, незаконно перемещая товары или иные предметы в крупных размерах (ч. 1), сознает, что перемещает товары или иные предметы, обладающие особыми свойствами (ч. 2), сознает, что перемещение осуществляет указанными в диспозиции статьи способами, т. е. совершает контрабанду, и желает этого. Как справедливо указывает Б. В. Волженкин, “для вменения контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК, необходимо, чтобы сознанием виновных охватывались те характеристики предметов контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное”. Отстаивая эту позицию, он пишет: “В связи с этим ошибочным является утверждение С. В. Максимова, что отсутствие у виновного осведомленности о включении того или иного товара в перечень стратегически важных сырьевых товаров не является основанием для освобождения его от ответственности за контрабанду такого рода товаров. Нести ответственность такое лицо должно, на мой взгляд, по ч. 1 ст. 188 УК”.
Мотив и цель совершения преступления значения для квалификации не имеют, но могут учитываться судом при назначении наказания.
Однако в юридической литературе встречается и другое мнение. Так, Ю. И. Сучков считает, что “контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, но и обязательный их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена, передачи другим лицам или организациям безвозмездно, использования для удовлетворения личных потребностей и т. д.) либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию России для реализации на ее внутреннем рынке. При отсутствии такой цели как промежуточного звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу и достижением конечного преступного результата, например, извлечения личной выгоды, названное деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды”[4].
Данное утверждение противоречит диспозиции ст. 188 УК РФ, из которой следует, что это преступление с формальным составом. Объективная сторона контрабанды включает в себя только деяние в виде перемещения, совершаемого на таможенной границе с использованием одного или нескольких способов, перечисленных в законе.
Субъектом контрабанды может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-ти лет.
Однако на практике, в связи с тем, что Таможенный кодекс Российской Федерации знает понятия “лицо, перемещающее товар”, “декларант” и “перевозчик”, а также потому, что в перемещении участвует несколько человек, возникают трудности с определением лица, ответственного за незаконное перемещение. Примером может служить ситуация, когда гражданин России Х. приобретает на территории Турции товары, нанимает для их перевозки гражданина Турции М., владельца грузовика (он же водитель). При этом Х. передает М. товар, сопроводительные документы на него, а сам возвращается в Россию самолетом и встречает товар не на границе, а по месту нахождения предприятия в Санкт-Петербурге. Установлено, что товаротранспортные документы содержат недостоверные сведения о количестве товара, его наименовании (вместо зимних пальто было указано, что перевозятся мужские пиджаки). М. при пересечении таможенной границы России представляет декларацию вместе с вышеназванными документами.
Для правильного решения вопроса о субъекте необходимо обратиться к ст. 18 ТК РФ.
К лицам, перемещающим товар, относятся собственники товара, его покупатели, владельцы либо лица, выступающие в ином качестве остаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения от собственного имени с товаром действий, предусмотренных Таможенным кодексом.
Декларант - это лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.
Перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.
2. Квалифицированные виды контрабанды
Контрабанда признается неоднократной, если она совершена два и более раза. Причем каждый эпизод должен быть совершен по вновь возникшему умыслу. Контрабанду, совершенную неоднократно, необходимо отграничивать от единого продолжаемого преступления, например, незаконного перемещения товара или иных предметов через таможенную границу РФ, совершенного в несколько приемов, когда все признаки объективной стороны охватываются единым умыслом и действия виновных направлены на достижение единого результата. Примером единой продолжаемой контрабанды может служить ситуация, когда лицо подготовило для перемещения за границу несколько антикварных предметов, а затем вывозило их по одному.
Ранее отмечалось, что таможенное законодательство знает внутреннюю и внешнюю таможенные границы. В связи с этим возникает вопрос о неоднократности, если лицо везет контрабандный товар на свободную экономическую зону, пересекая при этом как внешнюю, так и внутреннюю таможенные границы. Представляется, что в этом случае нет признака неоднократности, поскольку пересечение таможенной границы в нескольких местах при перемещении одного и того же предмета контрабанды с единым умыслом не свидетельствует о совершении двух и более самостоятельных преступлений, что требуется устанавливать при вменении данного квалифицирующего обстоятельства.
Исходя из положения ч. 1 ст. 16 УК РФ о том, что неоднократностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи, следует, что только по п. “а” ч. 3 ст. 188 УК РФ возможно квалифицировать совершение самостоятельных эпизодов, подпадающей под ч. 1 либо под ч. 2 ст. 188 УК РФ. Если же лицо вначале совершает деяние, образующее признаки ч. 1, а затем - ч. 2 ст. 188 УК РФ, то в соответствии со ст. 17 УК РФ это совокупность, и каждый эпизод требует самостоятельной квалификации, причем при квалификации второго преступления следует вменять признак неоднократности[5].
Необходима самостоятельная квалификация и тогда, когда имеет место оконченный эпизод, а затем покушение на контрабанду, поскольку правила квалификации требуют отражения юридически значимых обстоятельств.
Однако, если лицо одновременно, т. е. одним действием, незаконно перевозит предметы контрабанды, подпадающие под части 1 и 2 ст. 188 УК РФ, например, валюту и оружие, то это должно квалифицироваться самостоятельно по каждой части статьи, и признака неоднократности здесь не будет. Это идеальная совокупность преступлений.
Нельзя квалифицировать контрабанду как совершенную неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности, например, за истечением сроков давности, либо судимость была погашена или снята.
Для квалификации контрабанды по признаку совершения ее должностным лицом с использованием своего служебного положения в обязательном порядке следует установить, что лицо использовало для совершения преступления должностное положение.
Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК РФ, в соответствии с которым к таковым относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К ним должны быть отнесены работники таможенной службы: начальники таможни, их заместители, инспекторы, а также должностные лица вышестоящих таможенных учреждений; начальники погранично-контрольных пропускных пунктов, пограничных застав и другие лица, осуществляющие контроль на границе[6]. Не признаются должностными лицами и поэтому не могут привлекаться к ответственности за контрабанду по п. “б” ч. 3 ст. 188 УК РФ лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации независимо от форм собственности, а также в некоммерческой организации, являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Так, не является должностным лицом специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат и действующий от имени таможенного брокера, поскольку таможенным брокером является коммерческая организация. Специалисты таможенного перевозчика не могут быть субъектом рассматриваемого преступления по тем же основаниям - они работники коммерческой организации.
Поскольку в ч. 3 ст. 188 УК РФ говорится о применении насилия к лицам, осуществляющим таможенный контроль, а такая обязанность возложена и на пограничников (пограничный и таможенный контроль осуществляются именно на границе), а также с учетом того, что внешняя таможенная граница совпадает с Государственной границей, применение насилия к пограничникам при осуществлении ими таможенного контроля следует квалифицировать по указанной статье УК РФ (104).
Квалифицирующими признаками контрабанды согласно ч. 2 ст. 78 УК являются, во-первых, признаки специального субъекта преступления, во-вторых, особо дерзкий способ совершения преступления (прорыв таможенной границы) и, в-третьих, совершение контрабанды организованной группой.
Лицом, ранее судимым за контрабанду, считается лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость по ст. 78 УК как в новой, так и в прежней ее редакции. Поскольку санкция действующей редакции ст. 78 УК тождественна прежней ее санкции, вопрос об обратной силе уголовного закона в данном случае не возникает.
Должностное лицо, совершившее контрабанду с использованием своего служебного положения, - это государственный служащий, в должностные обязанности которого входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства, т. е. должностные лица таможенных органов РФ. Сюда же входят специалисты по таможенному оформлению, являющиеся сотрудниками федеральной государственной таможенной службы.
Лицами, освобожденными от определенных форм таможенного контроля, в соответствии с таможенным законодательством являются Президент РФ и следующие вместе с ним члены его семьи, народные депутаты Федерального Собрания РФ и члены Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу страны в связи с исполнением своих депутатских или иных служебных обязанностей. Кроме того, к категории лиц, освобожденных от таможенного досмотра, относятся члены экипажей иностранных военных кораблей (судов), боевых и военно-транспортных воздушных судов и иной военной техники, следующей своим ходом.
Освобожденными от таможенного досмотра лицами являются также главы дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала представительств, а также проживающие вместе с ними члены их семей.
Лицом, уполномоченным для перемещения через таможенную границу отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, выступают не являющиеся должностными лицами сотрудники таможенных брокерских и перевозческих организаций, водители транспортных средств, а также представители различных юридических лиц, сопровождающие товары или транспортные средства, которые освобождены по закону или специальному распоряжению Государственного таможенного комитета РФ от определенных форм таможенного контроля.
3. Проблемы квалификации контрабанды
Для обозначения контрабанды существует термин "теневой или серый импорт". Часть такого импорта" везут так называемые челноки, доля которых — ничто по сравнению с контрабандой "официальной". По данным Государственного таможенного комитета (ГТК), ежедневно таможенную границу РФ пересекает из одного только Китая около тысячи транспортных средств. Согласно таможенным документам они везут в основном сырье и комплектующие изделия, облагаемые самыми низкими таможенными пошлинами, — от 0,2 до 1,4 доллара за килограмм. Фактически они провозят в Россию, например, поддельную под "фирменную" обувь, в частности, кроссовки под видом расчесок или сапожки под видом замков-"молний".
Как показывает практика, контрабанда является одним из самых распространенных таможенных преступлений. Ежегодно суды рассматривают сотни уголовных дел о них. Вместе с тем в судах все чаще высказывается мнение о том, что содеянное следовало бы квалифицировать не как контрабанду (ст. 188 УК РФ), а как уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). А при соответствующем изменении квалификации судьи, посчитав сроки давности за уклонение от уплаты таможенных платежей истекшими, прекращают дело производством. Криминальные элементы такой судебно-следственной практикой, конечно же, довольны и продолжают причинять своей незаконной деятельностью колоссальный ущерб государству, придумывая все новые и новые способы обмана последнего. В связи с этим разрешения требует целый ряд вопросов: каковы четкие разграничительные критерии объективных и субъективных признаков указанных составов преступлений, возможна ли квалификация по совокупности ст. 188 и 194 УК РФ либо по иным составам преступлений, с какого момента контрабанда считается оконченным составом преступления? Их рассмотрению и посвящена данная статья.
Начнем с ответа на последний вопрос, касающийся момента окончания контрабанды. По смыслу п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. № 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" (в ред. от б декабря 1979 г.) контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактически незаконного перемещения товаров через Государственную границу РФ. Действие лица, пытавшегося вывезти товары или иные материальные ценности контрабандным путем за пределы РФ, надлежит квалифицировать по ст. 30 и ст. 188 УК РФ.
Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (п. 8 ч. 1 ст. 18 ТК РФ). Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ — подача таможенной декларации или совершение перечисленных ниже действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (п. 9 ч. 1 ст. 18 ТК РФ).
Согласно п. 9 ст. 18 ТК РФ к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся:
— вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля;
— въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;
— одач.1 транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации;
— действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.
Следовательно, при ввозе товаров и (или) транспортных средств контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами и (или) транспортными средства ми таможенной границы и совершения всех последующих предусмотренных ТК РФ действий с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. При вывозе контрабанду следует с читать оконченным преступлением с момента подачи таможенной декларации или совершения указанных в абзаце 2 п. 9 ч. 1 ст. 18 ТК РФ действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также всех последующих действий с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
Рассмотрим другую не менее актуальную проблему применения ст. 188 УК РФ, заключающуюся в конкуренции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей. Следует отметить, что в последнее время эта проблема много обсуждается в юридической литературе, однако продолжает оставаться злободневной для практиков, поскольку для решения возникающих вопросов недостаточно разъяснений, содержащихся в упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда СССР, принятом более 35 лет назад.
Необходимо обозначить четкие критерии разграничения указанных преступлений. Объект контрабанды — общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, прежде всего, установленный законом порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, также относится к таможенным. Однако его объектом является установленный порядок уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Следовательно, первый разграничивающий критерий указанных преступлений — объект посягательства.
Следующий момент — это преследуемая виновным цель. Если его умысел направлен на перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или предметов способами, указанными в ст. 188 УК РФ, содеянное следует квалифицировать как контрабанду. Если же целью незаконной операции является уклонение от уплаты таможенных платежей в полном объеме или их уплата в значительно меньшем размере, чем пришлось бы уплатить при надлежащем оформлении перемещения товаров, то в данном случае в наличии признаки состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ.
Отграничение следует проводить и по предмету преступления. Прав проф. А.Э. Жалинский, указывая, что "предмет уклонения от уплаты таможенных платежей распространяется не только на таможенные платежи и соответственно товары и транспортные средства, разрешенные к ввозу и вывозу при условии уплаты этих платежей. Разрешенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства, являясь предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, по общему правилу не являются предметом контрабанды. Эта позиция опирается как на предписания Таможенного кодекса, разграничивающего перемещаемые предметы по их правовому положению, так и на решение законодателя о выделении ч. 2 ст. 188 УК РФ (по признаку предмета преступления), что позволило наиболее четко выразить основной объект посягательства контрабанды — национальную безопасность, международные и иные интересы".
Вышеприведенные критерии позволяют четко разграничить контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей. В правоприменительной практике в основном встречаются следующие типичные ситуации, вызывающие трудности при квалификации:
Первая ситуация. Перемещение лицом через таможенную границу РФ наркотического средства — опия в небольшом количестве (массой, не достаточной для признания крупного размера) в полиэтиленовых пакетиках с сокрытием от таможенного контроля (в желудке у так называемого «глотателя») следует квалифицировать только как контрабанду (ч. 2 ст. 188 УК РФ). Для наступления уголовной ответственности по ч. 2 ст. 188 УК РФ не имеет значения, в каком размере перемещаются товары или иные предметы, а признаки состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, отсутствуют. В данном случае отсутствуют и признаки состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, поскольку, как отмечалось ранее, предметом уклонения от уплаты таможенных платежей являются разрешенные к вывозу товары и транспортные средства, к каковым наркотические средства не относя.
Вторая ситуация. В аэропорту г. Иркутск задержаны двое граждан России, пытавшихся контрабандным путем провезти 113 норковых шуб из Китая. В таможенных декларациях шубы были заявлены как «косынки матерчатые, шарфы меховые, пальто и кур тки на синтепоне, шубки детские из кусочков меха». Товар же оказался совершенно иного рода. Их багаж имел внушительные размеры. У одного было четыре сумки-баула, в которых находилось 58 меховых изделий, у другого — пять сумок с 55 шубами. Стоимость такого количества "товаров для личного пользования", ввозимых физическими лицами, никак не укладывалась в 65 тыс. рублей, не облагающихся таможенными пошлинами. По самым скромным подсчетам стоимость товара у каждого из задержанных лиц приближается к 1 млн рублей. Шубы изъяты и помещены на склад временного хранения. Возникает вопрос: как квалифицировать содеянное?
В данном случае наличествует перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров в крупном размере с сокрытием от таможенного контроля, сопряженное с недостоверным декларированием. То есть налицо признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ. Цель незаконной операции — уклонение от уплаты таможенных платежей, которые пришлось бы внести при надлежащем оформлении перемещения товаров. В результате обманных действий этих лиц, данная цель достигнута. Как справедливо отмечают П.С. Яни и И.Н. Пастухов, в результате нарушения порядка и условий перемещения через таможенную границу и неуплаты таможенных платежей лицо посягает на два самостоятельных объекта, ни один из которых не является дополнительным по отношению к другому. Значит, совершаются дна преступления. Таким образом, квалифицировать содеянное следует по совокупности ст. 188 и 194 УК РФ.
И, наконец, третья ситуация. В качестве примера можно привести дело по обвинению Ц. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 188 УК. Следователь в постановлении о привлечении Ц. в качество обвиняемого пишет: "Действуя указанным способом он переместил через таможенную границу: партию кондитерских изделий на сумму 30 391,51 доллара США 2 февраля 1997 г., получив данные товары в адрес ЗАО "Автостройкомплект" от чешской фирмы "Шоколадов-ни" на автомашине: по транспортным документом СОИМЕТТШ 18079922, СМК 0114701,1М1Ю15Е 1570028 в тот же день с помощью компьютера полностью изготовил поддельный инвойс, в котором изменил количество и стоимость товаров, доведя стоимость до 5087 долларов США, затем через своего соучастника продекларировал груз на таможенном посту «Чкаловский», заполнив грузовую таможенную декларацию, в которую внес ложные сведения о грузе и уплатив заниженные с 61 062,32 рубля до 6816,35 рубля таможенные платежи, обманным путем используя документы таможенной идентификации и недостоверно декларируя груз". Как видно из фабулы обвинения, следователь не указывает, в каком месте таможенной границы и через какой въездной таможенный пост перемещен товар, а вместо даты его перемещения через таможенную границу, которая имеется в соответствующих графах САШМЕТ ТШ и СМК, указывает дату задержания машины у склада получателя. Получается, что следователь считает, что перемещение товара через таможенную границу произошло не в месте ее пересечения, а на внутренней таможне — таможенном посту "Чкаловский". Если бы следователь знал, какие сведения отражаются в указанных сопроводительных документах, то увидел бы, что товар перемещен на таможенную территорию России через таможенный пост "Западный Буг" 27 января 1997 г. и, поскольку при перемещении товара через таможенную границу никаких нарушений закона допущено не было, речи о контрабанде быть не могло. Действия лиц, совершенные после перемещения товара и направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, подлежат квалификации по ст. 194 УК. В результате Измайловский межмуниципальный районный суд г. Москвы 18 октября 1999 г., не согласившись с доводами следствия, признал Ц. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 194 УХ, и дело в отношении его прекратил в связи с истечением срока давности.
Аналогичен приговор Кузьминского межмуниципального районного суда г. Москвы 31 января 2000 г. Данным приговором П. осужден по п. "а" ч 3 ст. 188 УК к шести голам лишения свободы с конфискацией имущества. судом установлено, что при перемещении через таможенную границу двух автомашин, купленных в г. Вуппертале (ФРГ), П. предъявил таможенным органам перемещаемые им транспортные средства и все установленные законом документы. Однако, доставив автомашины в Москву, он не оформил их надлежащим образом на внутренней таможне, не уплатил установленные законом пошлины, а зарегистрировал автомашины по подложным документам и продал. Постановлением Президиума Московского городского суда и т 14 сентября 2000 г. приговор Кузьминского муниципального районного суда в отношении П. изменен. Его действия переквалифицированы на ч. 2 ст. 194 УК с назначением наказание в виде лишения свободы сроком на два года, от отбывания которого на основании ст. 78 УК он освобожден в связи с истечением сроков давности.
Анализ теории и правоприменительной практики показал, что квалификация контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ невозможна без квалификации по ст. 194 УК РФ, поскольку всегда наличествует цель незаконной операции — избежать уплаты полностью или занизить таможенные платежи, а как только такая направленность установлена — требуется квалификация по ст. 194 УК РФ.
И еще одно. Зачастую у практиков вызывает недоумение ситуация, которая имеет место при перемещении через таможенную границу РФ, например, товаров на сумму менее 250 тысяч рублей и ихтаможенных платежей. Однако квалификация данных действий ни по ст. 188 УК РФ, ни по ст. 194 УК РФ не представляется возможной, поскольку отсутствует такой важный признак этих составов преступлений, как крупный размер. Однако причинение государству ущерба имеет место, а потому виновные не должны оставаться безнаказанными.
Безусловно, при причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при обстоятельствах, указанных в специальных нормах, содеянное квалифицируется только по соответствующей статье УК, содержащей специальную норму (ч. 3 ст. 17). Если же причиненный имущественный ущерб меньше установленного ею, то по общему правилу содеянное не является преступлением, но в случаях, предусмотренных КоАП РФ, представляет собой административное правонарушение[7].
Таким образом, при наличии всех признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ (кроме крупного размера), действия виновного должны квалифицироваться по соответствующим статьям гл. 16 КоАП РФ. При наличии всех признаков состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ (кроме крупного размера), действия виновного должны квалифицироваться по ст. 165 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения.
Необходимо учитывать, что согласно ст. 4.5 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении[8].
Заключение
Под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует понимать любое психическое или физическое воздействие на лицо, осуществляющее таможенный контроль, которое лишает последнего возможности воспрепятствовать незаконному перемещению товаров и предметов через таможенную границу. При этом следует иметь в виду, что, поскольку на пограничные войска, согласно Закону «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., возложена обязанность задерживать в отсутствие таможенных органов обнаруженные ими при пограничном контроле незаконно перемещаемые через государственную границу оружие, боеприпасы, наркотические средства, валюту, валютные ценности и другие товары (п. 9 ст. 30), в связи с чем должностные лица пограничных войск в таких случаях выполняют функции таможенной службы, насилие в отношении этих лиц с целью осуществления контрабанды должно квалифицироваться по ч. 3 ст. 188 УКРФ.
Контрабанда должна признаваться совершенной организованной группой в тех случаях, когда по уголовному делу будут получены доказательства, что незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ было совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких подобных перемещений. Причем ответственность в таких случаях должна наступать по ч. 4 ст. 188 УК РФ независимо от того, под какую часть (первую, вторую или третью) этой статьи подпадает по своим объективным и субъективным признакам само преступное деяние.
Должностными лицами, использующими свое служебное положение для совершения контрабанды, в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, считаются лишь такие лица, которые осуществляют функции представителей государственной власти либо занимают государственные должности Российской: Федерации либо субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Однако к таким должностным лицам относятся лишь те государственные служащие, в обязанность которых входит постоянное или временное осуществление таможенного или пограничного контроля на таможенной или государственной границе Российской Федерации (должностные лица таможенных органов РФ и специалисты по таможенному оформлению федеральной таможенной службы РФ, должностные лица пограничных войск РФ, осуществляющие контроль и пропуск граждан через государственную границу и их вышестоящие начальники)[9].
В настоящее время реальность такова, что при совокупности ч. 1 ст. 188 и 194 УК РФ при отсутствии крупного размера виновные фактически не несут ответственности, поскольку возбужденные уголовные дела прекращаются либо на стадии предварительного расследования, либо в ходе судебного следствия. Так, правоохранительными органами Иркутской области за 2004 г. было возбуждено 25 уголовных дел по ч. 1 ст. 188 УК РФ, лишь 1 из них направлено в суд, а остальные прекращены в ходе предварительного следствия.
Важно, чтобы применение меры государственного принуждения к виновному обеспечивало восстановление социальной справедливости и оказание воздействия на неустойчивых граждан и в то же время воспитание граждан в духе непримиримости к преступным посягательствам, как точно заметил Президент России В. В. Путин еще в 2002 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию РФ: «Наша главная цель — добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости».
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.
2. Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1997.
3. Волженкин Б. В. Принципы справедливости и проблемы множественности преступлений по УК РФ // Законность. 1998. № 12.
4. Гравина А. А. Уголовная ответственность за контрабанду // Комментарий судебной практики. Вып. 3. М., 2004.
5. Михайлов В. И., Федоров А. В. Уголовная ответственность за контрабанду: Учебно-практическое пособие. СПб., 1997.
6. Новое уголовное право России: Учебное пособие. Особенная часть / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 2004.
7. Российское уголовное право: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М., 1997.
8. Сучков Ю. И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. // Юридическая практика: Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета СПбГУ. 1996. № 4 (7).
9. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б. В. Здравомыслова. М., 1996.
10. Уголовное право / Под ред. Г.Н. Собольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[1] Новое уголовное право России: Учебное пособие. Особенная часть / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 1996. С. 114.
[2] Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1997.С. 11-12.
[3] Михайлов В. И., Федоров А. В. Уголовная ответственность за контрабанду: Учебно-практическое пособие. СПб., 1997. С. 9.
[4] Сучков Ю. И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. // Юридическая практика: Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета СПбГУ. 1996. № 4 (7). С. 72-73.
[5] Волженкин Б. В. Принципы справедливости и проблемы множественности преступлений по УК РФ // Законность. 1998. № 12. С. 3
[6] Гравина А. А. Уголовная ответственность за контрабанду // Комментарий судебной практики. Вып. 3. М., 1997. С. 141.
[7] Волженкин Б. В. Принципы справедливости и проблемы множественности преступлений по УК РФ // Законность. 1998. № 12. С. 33.
[8] Васильева Я. Контрабанда: актуальные проблемы квалификации // Уголовное право, № 3, 2005. С. 14-16.
[9] Уголовное право / Под ред. Г.Н. Собольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 44.