Дипломная работа: Формирование умений и навыков у учащихся второго класса при изучении комнатных растений
Дипломная работа
Московский Государственный Педагогический Университет
Кафедра естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
Москва 2000 год
Введение.
В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств. Охрана ее – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны.
Задачи педагогов – привить детям навыки культурного поведения в природе, научить охранять и беречь ее богатства. В младших классах надо добиваться того, чтобы ученики начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания ученики получают на уроках природоведения, но развить и закрепить интерес к природе, привить им навыки самостоятельной работы, проверить свои силы в опытничестве и расширить представления о мире растений помогают внеклассные занятия, участие в посильном сельскохозяйственном труде.
Используются все виды учебных занятий, внеурочная, внеклассная и внешкольная. Объекты избираются учителями также разнообразными, как и формы, и методы, и приемы. Самым интересным объектом является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.
Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Причины могут быть самые разнообразные – (как постоянная удаленность объекта от школы), так и временные (отсутствие транспорта для постоянного посещения объекта, сезонные и погодные неудобства и т.д.). Вместе с тем в каждой школе есть великолепные природные объекты, интересные для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оценено до сих пор педагогами. Это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.
Склонность к натуралистической работе дети проявляют с раннего возраста. У них велик интерес к труду старших товарищей и желание самим принять участие, но данные анатомии человека свидетельствуют о том, что у детей 6-8 летнего возраста возможность участия в физическом труде еще довольно ограничены. У учеников 1-3 классов кисть руки еще не окостенела, а мышцы не достаточно развиты, поэтому они быстро утомляются и практически оказываются еще не готовыми к производительному труду.
Процессы окостенения запястья и фаланг кисти руки у детей обычно оканчиваются к 9-10 годам. К этому же возрасту достигают нормальной толщины и длинные трубчатые кости нижних и верхних конечностей и по своему строению почти не отличаются от костей взрослых, окончательно формируются шейные, грудные и поясничные изгибы позвоночника, хотя окостенение самого позвоночника еще продолжается.
У десятилетних детей по сравнению с учениками 1-3 класса сильно возрастает работоспособность всего организма, и увеличиваются возможности в выполнении более длительных и трудоемких ручных операций. Однако нельзя дожидаться физического совершенства ребенка и только после этого начинать формирование творческого отношения к натуралистической работе. [18]
В младшем школьном возрасте дети открыты навстречу всему новому. Их важные особенности – неуемная энергия, быстрота, они ,,всегда готовы” к любой работе. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность. Не сразу, постепенно ведущим видом деятельности становится для них работа ярко выраженного социального значения – общественно-полезный труд, одним из видов которого является выращивание комнатных растений для озеленения школы.
Комнатные растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений.[32]
Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.
На основе этого была сформулирована гипотеза дипломной работы: если различные формы классной и внеклассной работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у учащихся повышается уровень экологического образования и формируются прочные растениеводческие умения и навыки. В связи с этим была поставлена цель работы: в процессе внеклассной работы и на уроках природоведения по разностороннему ознакомлению с комнатными растениями и способами ухода за ними повысить у учащихся экологическое образование и сформировать растениеводческие умения и навыки, воспитать такие качества, как трудолюбие, аккуратность, любознательность, наблюдательность. Эта цель включает в себя ряд задач:
1. способствовать экологическому образованию и воспитанию
2. познакомить с экологическими факторами среды обитания растений
3. сформировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов.
Для решения задач и подтверждения данной гипотезы были применены следующие методы: 1. изучение психолого-педагогической и методической литературы
2. экспериментальная работа с учащимися 2-А класса по ознакомлению с комнатными растениями (контрольный класс 2-Б)
3. анализ данного эксперимента
Глава I. Изучение комнатных растений с младшими школьниками
1.1 Растения в доме и их разнообразие.
Чем больше людей по необходимости или по доброй воле переселяются в многоэтажные дома, тем острее их потребность в общении с природой. Где бы мы ни жили – в центре города или в сельской глубинке, комнатные растения украшают нашу жизнь. В них есть то, чего лишены неодушевленные предметы, обычно нас окружающие. Созерцание картины или скульптуры доставляют удовольствие, но предметы искусства статичны и никогда не меняются. Растения не только красивы, но и изменчивы, как все живое.
Растения в доме необыкновенно украшают интерьер, делают его теплее и уютнее. Они помогают справиться со стрессовыми ситуациями. Очень важна санитарно-гигиеническая роль. Растения поглощают пыль, очищают воздух, а так же могут использоваться как лекарственные растения.
Видов комнатных растений великое множество: миниатюрные, которые можно поставить на стол или в террариум; ампельные растения, свешивающиеся из подвесных вазонов; есть крупные, импозантные растения их обычно размещают на полу. Растения различаются формой и размерами листьев, необыкновенным разнообразием окраски; существует много видов с декоративными, необычными цветками.
Безусловно, выбор растений зависит от микроклимата жилища. Если в доме много света и воздуха, выбор будет богаче, хотя некоторые растения прекрасно развиваются именно в тени.[8]
Особенно популярны декоративно-листные растения, весь год радующие нас яркой или нежной листвой (она ни в коем случае не должна быть желтой или болезненной на вид). Цветущие растения хороши по-своему; период цветения некоторых из них краток, но великолепен; он сменяется относительно унылым периодом покоя. Одни растения вроде узамбарских фиалок (Saintpaulia) и бальзамина (Impatians wallerana), цветут непрерывно весь год. Другие же, такие, как антуриумы и молочай красивейший, цветут периодически, но их цветки и верхушечные листья очень эффектны и сохраняют декоративность в течение нескольких месяцев. Молочай красивейший, который многие считают всего лишь 10 – дневным зимним чудом, иногда сохраняет ярко окрашенные венцы прицветников до середины лета. Некоторые растения цветут очень недолго, а затем умирают (или же их бывает очень трудно сохранить до будущего года). Такие растения выращивают, как однолетники и наслаждаются их великолепием пока они пребывают во всей красе своего цветения, а потом ликвидируют.[8]
Если совсем недавно комнатные растения, независимо от их размера, формы и декоративных качеств, было принято размещать на подоконниках, теперь, составляя растительные композиции, проявляют куда больше фантазии. Расстановка растений дело вкуса.
Можно найти множество советов по фитодизайну – использованию растений в украшении интерьера. К примеру, высокорослые пальмы лучше ставить отдельно – тогда они смотрятся очень эффектно. Напротив, мелкие цветущие растения хорошо объединить. Можно попробовать посадить в неглубокую плетеную корзину несколько темно-фиолетовых, розовых и белых узамбарских фиалок – получится удивительно красивое цветовое пятно. Прохладная зелень сделает уютными классные комнаты, а сочетание нескольких растений позволяет создавать самые неожиданные эффекты.
Сгруппировав крупные кустистые растения, можно перегородить комнату, а можно закрыть окно зеленым занавесом из стеклянных полочек с небольшими свисающими и кустистыми растениями. Например, очень украсит помещение подвешенная плетеная корзина с живописно свисающей традесканцией. Как правило, очень хорошо смотрятся вместе растения с разным строением листа; гладкая поверхность листьев одного будет подчеркивать ребристую или рельефную поверхность другого. Например, белые, словно присыпанные мукой, гофрированные листья котиледона (Cotuledon undulata) великолепно контрастируют с блестящими кожистыми листьями фикуса (Ficus elastika), а дуговидно поникающие листья нефролеписа (Nepbrolepis exaltata) придадут группе растений живость и свежесть. Для создания цветового центра можно использовать резкий цветовой контраст или же подобрать растения, которые сливаются друг c другом в гармоничный ансамбль.[8]
Нужно помнить, что когда мы выбираем растения для класса, нужно обращать внимание не только на привлекательный внешний вид, но, и подходят ли те условия, где будет находиться растение с его требованиями. Знакомя детей с разными видами комнатных растений необходимо обращать внимание на окрас и рисунок на листьях, на разные оттенки зеленого цвета. Таким образом, можно развить наблюдательность у детей.
Особое место занимают красивоцветущие растения.
Ребенок в силу своих психологических особенностей не видит этого. Он не замечает того изящества и красоты растения, которое видит взрослый. Учитель может помочь ребенку увидеть эту красоту, что каждое растение – это чудо природы и каждый цветок красив по своему. [5]
Учитель должен дать понять ребенку, что декоративные качества растения, его насыщенность окраски, цветения полностью зависят от людей. Какие условия человек создаст растению, так растение и отреагирует своим внешним видом и цветением. Поэтому, ухаживая за растениями, ребенок должен знать, что внешний вид растения полностью зависит от него. Таким образом, воспитывается чувство ответственности.[16]
Знакомя с комнатным растением, учитель обязательно дает его название на русском и латинском языке. Но многие растения имеют еще и народное название. Ребенку иногда легче запомнить растение по народному названию. Его легче объяснить и можно придумать сказку или историю об этом растении. Например, алоэ древовидное (Aloe arborescens) в народе называют столетником или доктором. Почему именно доктором, т.к. это растение относится к лекарственным и может использоваться при различных заболеваниях. О лечебных свойствах этого растения знали еще в Древнем Египте. А древние греки платили большие деньги за алоэ, это было разорительно и тогда Александр Македонский предпринял завоевание острова Сокотра, там рос алоэ. Античные философы так писали о применении сока алоэ: ,,Сгущает и высушивает раны, возбуждает сон, … зарубцовывает раны тела, рта, половых органов, приостанавливает выпадение волос на голове… очищает желчь и останавливает желтуху, хорошее средство при ожогах и опухолях…”. Сок алоэ включали в состав ,,эликсира для долгой жизни”. Арабы считали алоэ символом выносливости и терпению. В Ассирии и Вавилоне (2000л.до н.э.) алоэ использовали для украшения дверей дома. Над входом в новый дом вешали ветку алоэ. Висящие на домах растения жили без воды по несколько лет, и даже цвели. Этот древний обычай в некоторых странах Ближнего Востока сохраняется и по сей день. Объясняется он магическими свойствами, будто бы присущим алоэ. Считалось, что висящие над входом растения способствуют долгой и благополучной жизни обитателей дома до 100 лет. Поэтому его и называют столетник. [24]
Можно предложить детям самостоятельно придумать сказки или истории о названиях комнатных растений. Или дети могут сами попытаться трактовать народные названия растений.
Почему бальзамин называют ,,Ванькой мокрым” или ,,Огоньком”, а сансевьеру ,,Щучий хвост”, зигокактус - ,,Декабрист”. При этой работе у детей развивается наблюдательность, ассоциативное мышление, умение сравнивать и сопоставлять полученную информацию. Развивается воображение. Так же нужно отметить, что при знакомстве с многообразием комнатных растений необходимо использовать не только творческую, но и практическую деятельность. Можно предложить детям зарисовать свои наблюдения за комнатными растениями. Каким оно было 2 недели назад, каким неделю назад, и какое оно сейчас. Что и как изменилось.
Учитель должен знать и рассказать об этом детям, что есть растения, которые мы выращиваем в комнате необходимо, соблюдать осторожность, т.к. эти растения могут быть ядовитыми.
Например, олеандр, диффенбахия и некоторые молочаи. Эти растения имеют ядовитый сок и поэтому, ухаживая за ними, следует стараться не трогать листья и стебли голыми руками. А если это произошло, то тщательно вымыть руки с мылом.
Не в коем случае нельзя есть или пробовать яркие красивые плоды комнатных растений. Они могут быть ядовитыми. Хотя содержание яда в них не смертельное, но все же они могут вызвать некоторые неприятные явления в организме.
1.2 Фитонцидные свойства растений в школе.
Так же мы знаем, что комнатные растения в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают биологически активные вещества – фитонциды. Эти вещества убивают или подавляют рост и развитие различных болезнетворных микроорганизмов, а так же паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний.[1] Фитонциды могут защитить ребенка от многих заболеваний, улучшить самочувствие и работоспособность. Из фитонцидов многих растений получены многие антибиотики, они влияют на микрофлору воздуха, особенно в закрытых помещениях. Такие растения как бегонии, герани, хлорофитумы, комусы, цитрусовые, хвойные обладают высокой активностью фитонцидов. Поэтому при подборе комнатных растений нужно учитывать и эти свойства. Путем самостоятельной работы с учащимися можно провести анализ фитонцидности имеющихся растений в классе. Исходя из результатов самостоятельной работы можно подобрать такой ассортимент комнатных растений, который способствовал бы обеззараживанию воздуха, улучшали самочувствие и работоспособность учащихся. Такую самостоятельную работу можно провести на внеклассных занятиях. Такой вид самостоятельной работы проводился учителем Шведчиковым со своими учениками, результаты этой работы показали, что наибольшую фитонцидную активность имеют герань зональная, бегония королевская, нефролепсис сердцелистный, колеус Блюме, хлорофитум пестролистный, гибискус китайский. [1]
1.3 Уход за комнатными растениями.
Каждому растению для нормального развития требуются определенные условия, а некоторые в этом смысле очень привередливые.
Освещение.
Всем растениям для нормального роста и развития нужен свет, т.к. только на свету происходит процесс фотосинтеза, в ходе которого растение вырабатывает необходимые ему питательные вещества. В темноте фотосинтез прекращается, и питательные вещества не образуются. Освещенность в разных частях комнаты не одинаковая. Продолжительность освещения не менее важна, чем его интенсивность.[8]
Температура.
Каждое растение хорошо себя чувствует при определенной температуре, однако для основной массы наиболее популярных комнатных растений вполне благоприятна температура +15 – 20 градусов по Цельсию. Ряд растений, например комнатные однолетники, предпочитают более низкую температуру – в теплом помещении они быстро отцветают. Другие, к примеру, кактусы и прочие суккуленты, будут цвести только в том случае, если зимой им был обеспечен период покоя. Когда температура в комнате поднимается выше обычной, многим растениям требуется более интенсивный полив. В теплом, сухом воздухе листья испаряют много влаги, в результате земляной ком быстро иссушается, что в свою очередь, заставляет корни интенсивнее отсасывать из земли скудную влагу.[8]
Влажность.
Влажность определяется количеством водяного пара в воздухе и измеряется в процентах.
Некоторым растениям высокая влажность жизненно необходима, другие предпочитают повышенную влажность, но в принципе могут обойтись и без нее.
Существует также группа растений, которые напротив, прекрасно развиваются как раз в сухой атмосфере и не нуждаются ни в каком увлажнении.
Вода необходима всем растениям для нормальной жизнедеятельности: для образования питательных веществ в процессе фотосинтеза и для получения из почвы в растворенном виде тех веществ, которые растения не могут вырабатывать сами. Если растение не получает воды или же получает ее чрезмерно много, оно погибает.[8]
Учитывая все необходимые условия, для роста и развития растений мы будем учить детей правилам ухода за комнатными растениями по следующему плану:
1. Родина растения и климат, в котором оно растет в естественных условиях.
2. Месторасположения растения в зависимости от освещенности и температуры.
3. Влажность воздуха, почвы, полив растений.
4. Питание растений, его подкормка, почвенные и земельные смеси.
5. Воздушный режим, рыхление, мытье и удаление пыли с листьев.[33]
Для проведения таких занятий необходимо приготовить нужный инвентарь: лейки, тазы, клеенки, тряпочки, палочки для рыхления почвы, фартуки для детей, которые они надевают во время работы.
Так же необходимо приучить детей после работы убрать, вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду, убрать инвентарь на место.
На таких занятиях у детей формируется культура труда и навыки, необходимые для сельскохозяйственного труда.
Для того чтобы научить младших школьников правильно ухаживать за растениями, нужно поставить некоторые опыты, а затем закрепить выявленные особенности в играх с моделями. Эти модели можно изготовить на уроках труда или во внеурочное время.
Для выявления потребности растения в свете, учитель должен обратить внимание учащихся на тонкие и зеленые листья. С такими растениями можно провести следующий опыт: одну веточку бальзамина или традесканции зеленой поставить на солнечную сторону, другую на теневую и понаблюдать: где листья будут красивее. На свету листья бальзамина будут бледными, желтоватыми, а в тени останутся зелеными. Отсюда вывод, что этим растениям необходим свет, но не прямых солнечных лучей. Можно провести опыт с колеусом: определить, где листья у него будут красивее на теневом или солнечном окне. У растения стоящем на солнышке больше ярких пятен на листьях. Значит растения с цветными листьями светолюбивые.[2]
Очень интересен опыт по выявлению признаков, по которым можно узнать, какие растения нужно поливать чаще, а какие реже. Растения с тонкими, нежными листьями быстрее испаряют, ,,пьют” воду, чем растения с толстыми и сильно опущенными листьями. Об этой закономерности можно узнать из опыта с сенсорными эталонами – лоскутками ткани разной фактуры. Одновременно нужно намочить лоскуток из шелковой ткани и толстый гладкий лоскуток из сукна. Дети, не отжимая их, раскладывают в ряд на окне и следят, какой лоскуток высохнет быстрее. Путем логического рассуждения подводим учащихся к выводу, почему бальзамин надо поливать чаще, а узамбарскую фиалку реже.[2]
Для роста растения необходим свет. Мы с детьми выяснили, что бальзамин теневыносливое растение, но ему тоже необходим свет. Для этого можно провести очень доступный и интересный опыт. Для этого необходимо растение с горшком положить на бок и с детьми наблюдать, как изо дня в день происходит изменение роста стебля, который будет постоянно изгибаться к свету.[1]
Использование таких опытов позволяет формировать у детей знания о природе, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, оперировать понятиями, рассуждать, что помогает образованию и закреплению различных умений и навыков.
На занятиях, работая с комнатными растениями, учитель должен сам знать и уметь ухаживать за ними. Ведь дети подражают взрослым и если учитель любит заниматься этим трудом, то и дети, глядя на него, научатся этому. Ниже приводится справочный материал, который учитель может использовать на своих занятиях.
Освещение и требования растений к свету.
По отношению к интенсивности света комнатные растения делятся на три группы: (Марковская М.М.)
Светолюбивые растения, к ним относятся афеляндра, герань, кактусы, эхмея полосатая, абутилон (комнатный клен), ананас крупнохохролковый, колокольчик, каллизия изящная и др. Это растения со светло-зелеными или пестрыми листьями (исключение папоротники). Если растению не хватает света, то стебли вытягиваются, листья становятся меньше по размеру, позже они желтеют и даже могут побелеть.
Теневыносливые растения, такие растения могут расти и при освещении и при легком затемнении, к ним относятся аспарагусы, хлорофитумы, плющи, циссус, циртомиум серповидный, цикламен и др. На освещенных участках они быстро достигают декоративности, а в затемнении продолжительнее цветут. Это растения с темно-зелеными листьями. Тенелюбивые растения, такие растения хорошо произрастают при неполном освещении. К ним относится аспидистра, традесканция, папоротники, давалия канарская, фикус крохотный, фиттония вершафельта, араукария разнолистная и др.[26]
Кроме освещенности имеет значение продолжительность дня. Здесь различаются следующие группы:
Длиннодневные растения, это те, которые лучше растут и цветут при непрерывном освещении. К ним относятся: примула, бальзамин, комус и др. Растения короткого дня, это те, которым необходим 8-10 часовой световой день. Длинный световой день вызывает у них усиленное развитие листьев, стеблей. К ним относятся зигокактус, традесканция, каланхое и др.
Нейтральные растения это те, которые нетребовательны к определенной длине дня, они развиваются и цветут одинаково и при длинном и при коротком свете. К ним относятся бегония вечноцветущая, абитулон, ахирантис и др.[35]
Температурный режим и потребность растений в нем.
По отношению к температуре воздуха растения можно разбить на следующие группы:
Теплолюбивые, это те, которые развиваются лучше при комнатной температуре +18-20 градусов по Цельсию. К ним относится бегония королевская, колеус, пеперомия и др. Умеренно теплолюбивые, это те, которые лучше растут при температуре от +14 до 17 градусов по Цельсию. К ним относятся алоэ, аспарагус, аспидистра, зигокактус, кливня, сансевьера, традесканция и др.
Холодостойкие, те, которым требуется прохладное помещение с температурой от +8 до 14 градусов по Цельсию. К ним относятся: гортензия, примула, пеларгония, фуксия, цикламен и др.[40]
При уходе за растениями необходимо обратить внимание детей, на то, что для выходцев из тропических стран круглый год нужна температура +18-20 градусов. Обитатели субтропиков зимой требуют более низкой температуры +10-12 градусов.
Нужно помнить, что большое значение для комнатных растений имеет одинаково ровная температура. Все растения следует оберегать от резких колебаний температуры, особенно зимой.
Влажность воздуха, почвы и полив растений.
Полив растений – один из сложных для выполнения детьми приемов ухода за растениями. Простота этой процедуры является кажущейся. Все растения поливать одинаково нельзя.[26] Полив зависит от:
- вида растения, его родины произрастания
- от размера цветочного горшка
- от месторасположения
- от времени года
- от периода жизни растения.
Необходимость поливки можно определить следующими способами: на ощупь или по цвету земли. Если земля темная и влажная поливать не надо. Однако по верхнему слою в горшке не всегда можно судить о состоянии влажности земляного кома, т.к. часто сухой верхний слой сменяется нижним влажным. Для проверки нужно чуть-чуть разрыхлить верхний слой и проверить нижние.[21]
Еще можно определить необходимость полива, если постучать по боковине цветочного глиняного горшка. Если звук глухой, то полив можно отложить, если звук звонкий, значит, земля сухая и требует полива. Воду для полива используют комнатной температуры, отстоявшуюся в течение суток. В период роста и развития растения можно поливать водой более высокой температуры – это ускоряет их развитие. Так же можно поливать дождевой или снеговой водой. Есть два способа поливки растения: можно лить воду сверху, чтобы она затем пропитывала земляной ком до дна горшка. В этом случае мы поливаем до тех пор, пока вода не покажется в поддоне. Лишнюю влагу с поддонника сливают не сразу, а дают, кому земли полностью напитаться влагой. Другой способ полива это когда можно наполнить водой поддон, из которого жидкость под действием капиллярных сил поднимается вверх и смачивает землю.[8]
Оба способа имеют свои достоинства и недостатки. Так, при поливе снизу остаются сухими листья и стебли (некоторые растения при намокании листвы быстро загнивают), но в тоже время существует опасность, что воды окажется слишком мало, что она останется в придонном слое земли и корни растения не дотянутся до нее. При поливе сверху земляной ком обычно насквозь пропитывается влагой, но иногда вода может и не достичь его нижних слоев. Практика показывает, что лучше всего сочетать оба способа. По потребностям в воде растения делятся на три группы:[51]
Гидрофиты – это водолюбивые растения и поливать их надо сразу после просыхания земляного покрова. Такого полива требуют большинство тропических растений с тонкими нежными листьями, а также некоторые растения с кожистыми листьями. Например: бегония, фиттония, адиантум, лимон, фикус, плющ.
Мезофиты – растения со средней потребностью во влаге. Это самая многочисленная группа. Полив осуществляется спустя 1-2 дня после просыхания. Так поливают растения с сильно опущенными стеблями и листьями, с толстыми корнями, а также с водоносными клубнями на корнях и луковичные. Например: пеперония, сенполия, пальмы, драцены, аспидистры, ароидные, аспарагус, хлорофитум, маранта. Ксерофиты – растения, потребляющие очень небольшое количество воды. Их оставляют сухими в течение нескольких дней, месяцев. Например: алоэ, эхеверия, глоксиния, гиппеаструм, каладиум.[51]
Кроме полива многим растениям требуется опрыскивание. Растения можно опрыскивать из пульверизатора, листья и стебли растения покрываются водяной пленкой на время, которая заодно спасает растения от некоторых вредителей и смывает с поверхности листьев пыль.
Можно устраивать дополнительное увлажнение – можно, например, поставить горшок на влажный гравий, закопать его в сырой торф или мох.[8]
Питание растений: почвенные и земельные смеси, пересадка, подкормка.
У
комнатных растений значительно меньше простора для роста корневой системы, чем
у диких. Бурно развивающиеся молодые растения очень быстро оплетают весь
земляной ком и истощают почвенную смесь. Поэтому время от времени возникает
необходимость пересаживать их в горшки большого размера или менять землю.
Существует два основных типа земельных смесей: глинисто-дерновые и торфяные.
Глинисто-дерновая земля главным образом состоит из суглинка, к которому
курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Дипломная работа: Формирование умений и навыков у учащихся второго класса при изучении комнатных растений
|