Изложение: На Западном фронте без перемен. Ремарк Эрих Мария
НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН Роман (1927-1929) Пауль Боймлер - главный персонаж романа; девятнадцатилетний школьник вместе со своими одноклассниками добровольцем пошел на войну (1914-1918), поддавшись общему патриотическому порыву и милитаристской пропаганде. Но уже несколько недель военного обучения с муштрой, шагистикой и солдафонской тупостью развеяли в глазах юнца "классический идеал отечества". На передовую П. Б. попадает, уже лишившись всяких иллюзий.
Дальнейший путь героя по кругам фронтового ада становится цепью новых и новых открытий страшной, античеловеческой правды о войне. Повествование ведется от первого лица и, несмотря на отсутствие датировки, напоминает фронтовой дневник. Описание военных событий, в которых участвует П. Б., перемежается воспоминаниями о мирных днях и горестными раздумьями о несправедливости и зле мира, олицетворенных в войне. Рефлексия, полет мысли от конкретности к философским обобщениям, осознание человеческого существования как страданий и испытаний ставят молоденького солдата в ряд интеллектуальных героев немецкой литературы вслед за далекими гетевскими искателями и чуть более возмужавшим современником Гансом Касторпом. Но если последний, пройдя школу Волшебной горы, оказывается оглушенным военной канонадой 1914 г. лишь в символическом финале романа Т. Манна, то сама война с ее массовыми убийствами, мертвецами, гниющими на брустверах и в брошенных окопах, вшами, грязью, солдатской руганью становится содержанием романа и средой обитания П. Б. Неизбежно циничное общежитие в окопах, описанное с натуралистическими подробностями, поражает, шокирует юношу из провинциальной, бедной, добропорядочной немецкой семьи. Но грязь войны к нему не липнет, наоборот, испытания закаляют душу.
Каждая пограничная ситуация обнаруживает в герое драгоценный человеческий материал. У П. Б. интуитивно-безупречная нравственная реакция на окружающее, и в ужасе войны он существует по законам добра, как бы сложно это ни было.
Целомудрие и чистота, даже лиризм в рассказе о первой встрече с женщиной, пусть это и девица из сомнительного заведения на неприятельской стороне.
Взрослое мужество в горе у изголовья мучительно умирающего товарища-одноклассника и потом "святая ложь" его матери о мгновенной легкой смерти сына. Сочувствие и готовность помочь изголодавшимся, оборванным русским пленным, в которых П. Б. видит не врага, а "лишь боль живой плоти, ужасающую беспросветность жизни и безжалостную жестокость людей". И наконец, ключевая сцена романа: часы, проведенные в воронке после боя, рядом со смертельно раненным его, П. Б., собственной рукой и на глазах у него умирающим молодым французом.
В ужасе от содеянного, разглядывая фотографию жены и ребенка убитого, он заклинает: "Возьми от меня двадцать лет жизни, товарищ, и встань!.." Он дает обещание посвятить дальнейшую жизнь памяти и помощи семье своей жертвы.
Но из краткого последнего абзаца романа читатель узнает, что герой книги был убит в октябре 1918 г. в дни затишья, когда военные сводки гласили: "...на Западном фронте без перемен". Без перемен - только ушла из мира одна бесценная жизнь. И этот постскриптум писателя к прочитанной исповеди солдата освещает ее новым, трагическим светом.
Список литературы
Билеты по литературе | |
ОГЛАВЛЕНИЕ Вступительная статья к устному экзамену. Примеры анализа произведений Раздел I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. "Слово о полку Игореве" Вопрос 1 ... Пройдя дорогами Великой Отечественной в качестве сотрудника фронтовой газеты "Красная звезда", видя ужасы войны, Твардовский говорил в своих стихах о самом главном, что волновало ... В момент отступления наших войск в 42-м поэт не упрекал, а восславлял солдата - подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
Русские войска во Франции и Македонии | |
... времени представлялись отечественной историографией только прологом к Великой Октябрьской социалистической революции. Героизм русских солдат, с К декабрю 1914 г. на Западном театре устанавливается позиционный фронт, который практически останется без изменения до 1918 г. В 1914 г. общая стратегическая обстановка ... Вино, от которого за время войны отвыкли наши солдаты [с 1914 г. в России действовал "сухой закон"] и которое во Франции продавалось свободно, сыграло немалую роль в этом событии". |
Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина | |
Введение Виктор Пелевин - сложившийся современный писатель. Анализ поэтики его текстов позволил большинству критиков отнести В. Пелевина к прозаикам ... Хронотоп дороги в целом оказывается важным для "Омона Ра", поскольку очевиден параллелизм не только этого романа В. Пелевина с романом воспитания, который находит свои истоки в ... Чапаев также появляется в комнате героя ранним утром ("часов в пять-шесть"), будя его (отнюдь не музыкой, а стуком в дверь, - эта перемена, для В. Пелевина, автора, наделяющего ... |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа |
Роман Пути небесные как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Филологический факультет Кафедра литературы XX века и ... "Черносотенной полицейщиной" окрестила эмигрантская пресса роман "Солдаты", где достойно показаны царские офицеры. Существенно новое в творчестве писателя - то, что роман выявляет не просто "красоту народной души, запечатленную и во многих предшествующих героях художника, но именно цельное ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Художественные особенности романов Ги де Мопассана "Жизнь" и ... | |
Содержание Введение Раздел 1. Творческий путь Ги де Мопассана 1.1 Первые учителя Мопассана. Г.Флобер и И.С.Тургенев 1.2 Противоречивость взглядов ... Лев Толстой, говоря об этом романе, с одобрением отметил "негодование автора перед благоденствием и успехом грубого, чувственного животного, этой самой чувственностью делающего ... Особенно часто русские поэты и прозаики обращались к образу Петербурга ("Медный всадник", 1833, Пушкина, романы Ф.М.Достоевского, лирика и поэма "Двенадцать", 1918, А.Блока, стихи ... |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа |