Курсовая работа: Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Южном федеральном округе
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Кафедра философии, истории и социальных коммуникаций
Специальность «Связи с общественностью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Политика РФ в социальной сфере»
на тему: «Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Южном федеральном округе»
Студентка группы 07з11
В.А. Деревянко
Научный руководитель,
Преподаватель
А.С. Васечкина
Краснодар 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ АПК
1.1 О проекте
1.2 Цели проекта и мероприятия
1.3 Финансирование и механизмы распределения средств
2. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЛИ (ИХ СЕМЕЙ) НА СЕЛЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – «Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Южном федеральном округе». Эффективная реализация данного проекта является одним из основных направлений политики РФ в 2009 году.
Из этого следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории социальной политики.
Целью работы является изучение хода реализации национального проекта «Развитие АПК».
Предметом исследования данной курсовой работы является изучение национальных проектов социальной политики РФ. Объектом исследования выступает национальный проект «Развитие АПК».
Данная курсовая работа состоит из введения, трех основных глав и списка использованной литературы.
1. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ АПК
1.1 О проекте
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
· «Ускоренное развитие животноводства»;
· «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
· «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 5 и 8 лет;
- роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;
- совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
В октябре 2006 года решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление «Ускоренное развитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий.
В их числе: государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.
Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Это предполагается достичь путем:
- удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
- развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
- развития системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
1.2 Цели проекта и мероприятия
Основные цели на 2006-2007 годы:
По направлению «Ускоренное развитие животноводства»
· увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.;
· увеличение реализации молодняка племенных животных на 15% к уровню 2006 г.
· увеличение численности поголовья овец и коз на 3% к уровню 2005 года.
· увеличение численности поголовья к уровню 2006 г.: оленей на 3,2%, лошадей на 2,8% к уровню 2005 года.
· увеличение выпуска товарной продукции аквакультуры на 4,0% к уровню 2005 г.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»
· увеличение объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ к 2008 году на 6% (относительно уровня 2005 года);
· развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов);
· создание системы земельно-ипотечного кредитования;
По направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе»
· строительство (приобретение) 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе.
· Основные мероприятия Национального проекта в 2006-2007 годах предусматривают:
· По направлению «Ускоренное развитие животноводства»
· - создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства и промышленного рыбоводства за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства, а также по кредитам на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм) и предприятий промышленного рыбоводства. Кроме того, начиная с 2007 года, предусматривается субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 1 года.
· - развитие лизинга племенного скота, оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства;
· - повышение эффективности таможенно-тарифной политики;
· - субсидирование расходов на поддержку племенного животноводства, а также с 2007 года северного оленеводства, табунного коневодства и овцеводства.
· По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»
· - создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшения их материально-технической базы за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
· - развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: кредитных, перерабатывающих, заготовительных и снабженческо-сбытовых;
· - развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитов под залог земельных участков.
· По направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей) на селе»
· - строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов на селе.
1.3 Финансирование и механизмы распределения средств
Заявленные мероприятия финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Всего на финансирование мероприятий в 2006-2007 годах из федерального бюджета выделяется 47,326 млрд. руб.
Из них в 2006 году выделено в общей сложности 18,84 млрд. руб. В 2007 году запланировано финансирование в размере 28,486 млрд. руб.
Правительством Российской Федерации приняты постановления, регламентирующие правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2006-2007 годах в российских кредитных организациях.
Распределение плановых годовых объемов средств по субъектам Российской Федерации на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми Минсельхозом России нормативами (методикой) определения размеров субсидий. Корректировка плановых годовых объемов осуществляется по итогам фактического использования средств за первое полугодие каждого года.
Поставки племенного скота, оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства на условиях финансовой аренды (лизинга) проводятся на основе заявок сельхозтоваропроизводителей, подтвержденных гарантиями возврата средств федерального бюджета.
Распределение субсидий на строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов на селе производится в соответствии с Методикой распределения средств федерального бюджета на обеспечение жильем молодых специалистов на селе по субъектам Российской Федерации, разработанной Минсельхозом России.
2. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК
Малые формы хозяйствования агропромышленного комплекса вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение страны, производя около 60% объема всей сельхозпродукции, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях.
В настоящее время в стране насчитывается около 18 млн. личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые производят примерно 90% картофеля, около 80% овощей, до 50% мяса и молока, около 57% шерсти.
Крестьянские (фермерские) хозяйства – 255,4 тыс. единиц – производят более 19,9% зерна, 29% семян подсолнечника и около 12% сахарной свеклы. Они существенно заполняют нишу, образовавшуюся с началом реформ из-за сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях.
В последние годы крестьянские (фермерские) хозяйства устойчиво наращивают объемы производства сельскохозяйственной продукции – с 23,6 млрд. рублей в фактически действовавших ценах в 2000 году до 90 млрд. рублей в 2005 году.
Поэтому для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется поддержка со стороны государства.
1. Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) на развитие производства.
В рамках этого мероприятия малыми формами хозяйствования на селе привлечено кредитов на сумму 40,9 млрд. руб. На субсидирование привлеченных кредитов в 2006 году из федерального бюджета направлено 0,907 млрд. руб.
В 2007 году на субсидии предполагается направить 5,043 млрд. руб., что позволит субсидировать кредиты, привлеченные в 2006 году, а также привлечь новые на сумму 30 млрд. руб.
2. Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи. Модернизация и развитие предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В рамках проекта за 2006-2007 гг. запланировано создать 2550 кооперативов, а в 2006 году уже создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива всех видов. Для кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2006 году в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» направлено 8,1 млрд. руб.
3. Развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитов под залог земельных участков.
На эти цели в 2006 году выделено 1,3 млрд. руб., что позволило в 2006 году получить кредиты под залог земли на сумму 2,1 млрд руб., а в 2007 году планируется выдать земельно-ипотечные кредиты еще на 2,0 млрд. руб.
На реализацию направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе» из федерального бюджета в 2006 году выделено в общей сложности 10,307 млрд. руб. В 2007 году запланировано финансирование в размере 5,043 млрд. руб.
Реализация указанного направления проекта позволяет в значительной степени улучшить, а в ряде случаев – создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства; гарантированного сбыта продукции; повышения уровня товарности хозяйства; роста уровня доходности хозяйств; увеличения занятости и снижения скрытой безработицы.
Эффект от реализации приоритетного направления проекта «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» можно оценить следующим образом: объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся к началу 2008 года на 6% по сравнению с 2005 годом.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ИЛИ (ИХ СЕМЕЙ) НА СЕЛЕ
В результате реализации данного направления в 2006-2007 годах должны быть введены в действие 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшены жилищные условия не менее 31,64 тыс. молодых специалистов АПК. Проводимая жилищная политика позволит начать формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, даст толчок развитию рынка труда, росту уровня жизни тех, кто живет в сельской местности.
Для этого в 2006 году из федерального бюджета было выделено 2,0 млрд. руб., что позволило построить 713,8 тыс. кв. м жилья.
В 2007 году на эти цели выделено 2,0 млрд. руб., будет построено 679,5 тыс. кв. м жилья.
Из каких источников будут поступать средства на приобретение или строительство жилья?
Средства поступают из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Как рассчитывается стоимость жилья?
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета субсидий, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности (33 кв. м – для одиноких граждан, 42 кв. м – на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности от трех человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья в субъекте Российской Федерации, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
На каких условиях предоставляются субсидии на строительство (приобретение) жилья?
Субсидии предоставляются на условиях софинансирования (Постановление Правительства № 250 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2007 г. №203 субъектов РФ, муниципальных образований, работодателей и самих граждан. Средства федерального бюджета предоставляются молодым специалистам (в возрасте до 30 лет), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в виде безвозмездной субсидии в размере 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья по норме общей площади жилого помещения, при условии выделения на эти цели средств субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, с привлечением собственных (заемных) средств граждан и (или) работодателей в размере не менее 30 процентов.
Какие средства выделены на реализацию этого направления?
На эти цели из федерального бюджета выделено в 2006 году 2,0 млрд. руб. Это позволило в 2006 году обеспечить ввод 713,8 тыс. кв. м. В 2007 году выделено 2,0 млрд. руб. для строительства 679,5 тыс. кв. м жилья. Средства также привлекаются из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Всего в 2006-2007 годах планируется обеспечить жильем 31,64 тыс. молодых специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 12 июня 2008 года №88-ФЗ
2. Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 67-ФЗ
3. Постановление от 24 февраля 2009 г. № 140
4. Постановление от 8 декабря 2008 г. № 918
5. Постановление от 5 декабря 2008 г. № 910
6. А.А. Дегтярев. Власть и социальная политика. – М., Полис, 1996.