Доклад: Ситуация в АПК России
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Доклад
по аграрной политике
Ситуация в АПК России
Выполнила:
Проверила: Либрихт Л.Н.
Новосибирск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2
1. Личные подворья и крестьянские (фермерские) хозяйства. 2
2. Торговая политика и монополии торговых сетей. 2
3. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". 2
4. О земельной политике. 2
Заключение.. 2
Список литературы... 2
ВВЕДЕНИЕ
В России восьмой год подряд растут валовые объемы сельскохозяйственного производства. Такого в стране не отмечалось, начиная с военного времени, то есть за последние 60 лет. Погодные условия всегда прерывали успешные краткосрочные периоды. Для сравнительных экономических анализов состояния сельского хозяйства условно-эталонным считается 1990 г. С 2004 г. В России производится больше земледельческой продукции, чем тогда, по итогам прошлого сезона – превышение составило 6%.
В животноводстве же страна производит половину объема продукции от уровня 1990 г. Это, конечно, гигантский перекос. С одной стороны, он усугубляет проблемы сельского хозяйства. Из-за этого потеряли доходы, соответственно, сделали отрасль еще более зависимой от сезонных работ. При этом иногда не можем найти покупателя зерна. С другой стороны, в России среднедушевое потребление мяса сократилось на 30%, молока – на 40%, не хватает говядины. Так что уже давно сидим "на мясной игле" - импортируем мясную продукцию из Евросоюза, США, Аргентины, Бразилии, Уругвая, Эквадора.
Когда разрабатывался приоритетный национальный проект "Развитие АПК", необходимо было решить, с какой отрасли начинать восстановление. Сочли, что в условиях, когда повышается уровень жизни населения, следует предложить потребителю отечественное мясо, молоко и продукцию их переработки. По этим позициям емкость рынка вполне достаточна.
Уже первый год реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" дал положительные итоги. В целом по стране прирост производства мяса составил почти 5%, в птицеводстве – около 15, свиноводстве – около 9%. В производстве молока результат скромнее – оно увеличилось почти на 1%. Но в предыдущем сезоне было отмечено его падение на 3%, так что динамика и здесь положительная. Еще один весьма показательный факт: в 2006 г. Практически прекратилось сокращение поголовья крупного рогатого скота.
1. Личные подворья и крестьянские (фермерские) хозяйства
Когда в рамках нацпроекта "Развитие АПК" было принято решение резко расширить льготное кредитование хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, исходили их экономических и социально-политических задач. Известно, что в общем балансе производства продовольствия доля малого и среднего секторов составляет более 50%. Но, самое главное, требовалось поднять деловую активность людей в деревне, преодолеть моральный упадок, создать такие условия, при которых сельские жители поверили бы в собственные силы. Отсюда и постановка вопроса о необходимости кооперирования, и совершенно новый взгляд на местное самоуправление, на районное звено власти.
Когда внимательно изучили китайский опыт, обнаружили, что при реформировании местного самоуправления главам деревенских общин, или как их называют в России, сельсоветов, поставили главнейшую задачу: налаживать сбыт местной продукции, в том числе сельскохозяйственной. В этом кроется глубокий экономический смысл: такой подход создает условия для развития сельской экономики. Как результат – растет налогооблагаемая база и т.д. Главное, люди проверили, что улучшение их жизни реально.
Минсельхоз России с участием Россельхозбанка решили реализовать схожую идею. С несколькими регионами подписаны соглашения об организации на территориях каждого района, в каждом районном центре локальных сельхоз. кооперативных рынков. Предстоит объединить сельхозпроизводителей на местах в сбытовые кооперативы, то есть отдать им продовольственный рынок, сделать это политической задачей. Импортных мяса и молока на таких рынках быть не должно. Суть преобразований не только в том, чтобы отстаивать экономические интересы российских крестьян, но и сохранить здоровье нации. Что едят жители страны? Что содержится в колбасе или в йогурте? Продукция, которая продается как молочная, не содержит живого цельного молока ни грамма. И это тоже вопрос политики.
2. Торговая политика и монополии торговых сетей
Реализация нацпроекта "Развитие АПК" привела к двум серьезным последствиям. Впервые за последние годы в правительстве стали ежемесячно заслушивать доклад министра сельского хозяйства Российской Федерации о производстве мяса и молока. Соответственно, распространяем такой подход и на регионы. Наконец-то стало понятно, что в стране нет торговой политики. Строим рыночную экономику, думаем, что рынок наведет порядок и не занимаемся торговлей, а в ней множество проблем помимо засилья продовольственного импорта. Не решены вопросы стандартов, маркировки агропродовольственной продукции.
Другая проблема – взаимоотношения с торговлей. К примеру, крупные торговые сети расширяют экспансию в регионы. После их укоренения местные жители в полной мере почувствуют власть таких монополистов. Это уже не посредники, не объекты инфраструктуры, которая доводит товар до потребителя. Они станут пытаться влиять на соотношение и размещение производительных сил в регионе. Рычаг у любого монополиста в торговле продовольствием и идеальный, срабатывает в течении одного-двух дней. Прекратили поставку товаров – и местные жители оказываются почти в безвыходном положении. Перед властью стоит задача не допустить создания так называемых местных монополий.
О жилье для молодежи. Эту проблему частично призваны решить мероприятия в рамках третьего направления приоритетного национального проекта "Развитие АПК" - "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе". Может, для кого-то призыв: "Молодежь – на село! " звучит, как в 20-е гг. прошлого столетия, тем не менее, это назревшая проблема. За 2006 г. Уже 16225 молодых специалистов и их семей получили доступное, практически бесплатное жилье. Примерно столько же должны получить и в 2007 г.
3. Федеральный закон " О развитии сельского хозяйства"
Основное его содержание состоит в том, что определено понятие аграрной политики, признанной составной частью социально-экономический политики государства. Кроме того, сельхозпроизводитель номинируется, наконец, как юридический субъект правоотношений. Правительство ежегодно должно будет готовить для Федерального Собрания и российского общества национальный доклад о состоянии дел в сельском хозяйстве. Этот публичный документ на федеральном уровне станет отражать только реальные факты.
В тексте закона перечислены также направления поддержки аграрного сектора из федерального бюджета на долгосрочной основе. Так что по этим позициям теперь уже не может быть дискуссий. В ходе подготовки закона были попытки решения проблем сельского хозяйства переадресовать регионам. Ныне все определено законом. Принципиально важно, что предстоит разработать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
По принятому закону бюджет агропромышленного комплекса станет определяться на пять лет, тогда как правительство впервые обсуждает для остальных разделов экономики трехлетний бюджетный план. Вопросы налоговой, бюджетной, торговой, антимонопольной политики и т.д. будут сведены в государственную программу. Для ее разработки создана комиссия, в составе которой представители правительства, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федераций. Ее основная задача – установить сумму господдержки отрасли. Минсельхоз России и Минфин России выработали единый подход: аграрный бюджет на 2008 г. будет увеличен примерно на 20 млрд. руб. На 2009 – 2010 гг. есть договоренность еще раз пересмотреть цифры. Важно отметить, что в Минфине России начинают понимать социальные проблемы, накопившиеся в деревне. Кстати, когда об этом было доложено Президенту России В.В. Путину, он также с пониманием отнесся к позиции аграрников. Главное – наладить бюджетное финансирование отрасли, чтобы федеральные средства мультиплицировали региональные. Направления такой работы известны. Первое направление, о котором недавно говорил Путин, - это вопросы социальной политики.
По федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" требуется увеличивать поддержку газификации, водоснабжения, строительства жилья и развития социальной инфраструктуры на селе.
Если хотим сохранить сельское население и решать демографическую проблему в стране в целом, это должно быть главной государственной задачей.
Второе – дальнейшая поддержка технологической модернизации сельского хозяйства. Она включает приобретение новой техники, освоение комплексных, а также ресурсосберегающих агротехнологий. В российских условиях они сразу в 3 – 4 раза снижают себестоимость продукции. Конечно, следует не только субсидировать процентные ставки по банковским кредитам, но и компенсировать часть затрат на приобретение таких техники и технологий по перечню, который должен быть формализован.
И третье направление – обеспечение работ по повышению плодородия почв. Аграрники нуждаются в поддержке дл закупки удобрений и средств защиты растений. Страна ежегодно теряет примерно 20 млн. т зерна из – за того, что где-то внесли недостаточно удобрений, где-то вовремя не обработали почвую При росте производства продукции животноводства только в 2007 г. потребуется дополнительно 3 млн. т. фуражного зерна.
4. О земельной политике
Еще одна проблема, значительно затрудняющая сельскохозяйственное развитие, - это несовершенство земельной политики. В стране необходимо провести земельное устройство. Однако без поддержки из федерального бюджета оформить правовые отношения в этой сфере невозможно.92% земель сельскохозяйственного назначения в России находятся в частном владении, но из них только 30% оформлены юридически должным образом. Проблема земельных долей, особенно в Центральной России, стоит очень остро. Появился новый вид рейдерства: приезжает группа лиц с юристами, собирают дольщиков и едут с ними регистрировать их земельную собственность, оформляют внесение долей в уставный капитал некого акционерного общества и тут же эти акции выкупают. Новые "владельцы" сообщают директору хозяйства, что земля уже не его, и на ней намечено осуществить другие планы.
В этой связи необходимо законодательно ужесточить процедуру перевода земель сельхоз назначения в иные категории, чтобы если не прекратить, то ограничить покупку земель с целью последующей продажи под дачи, гостиницы или зоны отдыха. Кроме того, законодательства важно совершенствовать таким образом, чтобы тот, кто работает на земле, имел преимущество. Для этого требуется вернуть Минсельхозу России функцию гос. Регулирования земельных отношений, которую оно утратило в ходе административной реформы.
Заключение
Сельское хозяйство сегодня находится в тяжелом положении. Но при этом еще недавно его положение было ужасающим. В России восьмой год подряд растут валовые объемы сельскохозяйственного производства, но тем не менее до идеала еще далеко. Правительство на сегодняшний день стало все больше уделять внимание отраслям АПК. Его главная заслуга разработка приоритетного национального проект "Развитие АПК", который уже дал свои первые плоды. Благодаря ему в России стали решаться проблемы жилья в селе, привлечения молодежи в село, разработки торговой политики АПК, кредитование АПК, поддержка ЛПХ и др. Можно сделать прогноз о том что сельское хозяйство будет возрождаться, но для этого нужна поддержка со стороны государства.
Список литературы
1. Кусакин И. перспективы развития АПК в России // Животноводство России. – 2004. - №10. – С.16 – 18.
2. Калашников В., Левахин В. Некоторые проблемы развития мясного скотоводства и пути их решения. // Молочное и мясное скотоводство. - 2006. - №1. - С.2 – 4.
3. ФЗ "Развитие сельского хозяйства".