Курсовая работа: Тенденции развития кооперативного движения в России в конце XX – начале XXI века в агропромышленном комплексе

Содержание

 

Введение

1. Необходимость формирования кооперативного движения

2. Объединение кооперативов России

3. Интеграция агропромышленного комплекса

4. Перспективы развития кооперации в XXI веке

Заключение

Литература


Введение

В ХХI столетии успехи развития экономики, как в мировом сообществе, так и в России во многом будут зависеть от того, насколько человечество сможет эффективно и масштабно использовать положительный опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Современная мировая практика, а также отечественный опыт свидетельствуют, что поступательное развитие сельского хозяйства в значительной степени будет определяться использованием преимуществ кооперации.

В настоящее время в России происходит возрождение системы сельскохозяйственной кооперации, которая начала формироваться еще в 19 веке, была восстановлена в период НЭПа, но затем в результате политики сплошной коллективизации единственной формой кооперации в сельском хозяйстве были объявлены колхозы. После принятия закона «О кооперации в СССР» 1988 г. в сельском хозяйстве стали создаваться отдельные кооперативы, однако этот процесс не стал массовым.

Среди форм коммерческих организаций наиболее ограниченной для сельского хозяйства является именно кооперативная форма. Создание системы сельскохозяйственной кооперации – вопрос социальной, политической и экономической важности.

Право граждан и юридических лиц на создание сельскохозяйственных кооперативов и их союзов вытекает из провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав каждого на объединение и на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской (экономической) деятельности. Особое значение имеет и то, что Закон о сельскохозяйственной кооперации впервые в законодательстве четко закрепляет гарантированность государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов и их союзов.

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует основные черты правового положения кооперативов как юридических лиц, основания их возникновения и порядок осуществления ими права собственности, а также устанавливает нормы о договорных и обязательственных отношениях, которые распространяются и на отношения с участием сельскохозяйственных кооперативов.

Выход аграрного сектора на более высокий уровень развития предполагает широкое применение эффективных моделей кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей и агросервисных предприятий кооперативного типа. Всё это и определило актуальность данной работы.

Цель работы: изучить тенденции развития кооперативного движения в России в конце XX – начале XXI века.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1.         Изучить необходимость формирования кооперативного движения;

2.         Раскрыть особенности объединения кооперативов России;

3.         Охарактеризовать особенности интеграции агропромышленного комплекса;

4.         Описать перспективы развития кооперации в XXI веке.

Анализ положения дел в агропромышленном комплексе показывает, что на данном этапе ни одна из сфер АПК не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. В связи с этим важнейшим условием активизации деятельности предприятий АПК может стать объединение их усилий на основе кооперации и интеграции как важнейшего фактора стабилизации экономики.

Основная социально-экономическая задача сельскохозяйственной кооперации состоит в том, чтобы создать организационно-правовую систему защиты интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночных отношений путем создания на демократической основе самоуправляемых форм хозяйствования.

Принятие Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и других нормативных актов, существенно расширяют правовую основу сельскохозяйственного кооперирования.


1. Необходимость формирования кооперативного движения

 

Возникновение первых кооперативных организаций в России относится к 60-м годам XIX в., то есть к тому же времени, когда они стали распространяться в передовых странах Европы. Более того, Россия даже опережала в этом отношении многие из них.

В России зачинателями кооперативного движения были братья Лучинины, создавшие ссудосберегательное товарищество в 1865 г. в селе Даровитое Ветлужского уезда Костромской губернии. Подчеркнем, что речь идет о товариществе, официально оформленном, имеющем утвержденный властями устав. К тому времени в разных местах Российской империи уже существовало множество стихийно образовавшихся товариществ и артелей. Рязанские крестьяне, а также жители приволжских губерний сколачивали бурлацкие артели; артелями же брали в городах строительные подряды. Все это – временные объединения, не связанные с сельскохозяйственным трудом, хотя были и такие. Например, на Украине широкое распространение получили так называемые «супряги», когда несколько крестьянских дворов, имевших по одному волу, объединялись для проведения глубокой вспашки. Обеспокоенные обнищанием крестьян власти поощряли подобные объединения. В Шадринском уезде Пермской губернии земская управа в 1891 г. выдавала ссуды безлошадным крестьянам (таковых в уезде было 38%) с целью приобретения одной лошади на несколько человек. Окрепнув, хозяин порывал с подобного рода «кооперативом».

Точно так же на несколько дворов иногда приобреталась одна корова; содержали ее по очереди, а долю своего молока каждая хозяйка получала ежедневно.

Можно привести много примеров подобного рода примитивных кооперативов, рождавшихся из стремления к выживанию. Однако, говоря о кооперации, мы имеем в виду объединение усилий достаточно устойчивых хозяйств, производящих продукцию не только для внутреннего потребления, но и на рынок. Можно говорить об определенных рамках, за пределами которых хозяйственные субъекты или граждане не имеют интереса или не могут быть членами кооперативных товариществ. Ведущему крупное сельское хозяйство землевладельцу, располагающему собственной инфраструктурой, кооператив не нужен. С другой стороны – не от всякого желающего может быть польза кооперативу.

«Кооперация открывает двери для всех, но не все в них входят. На практике она существует лишь для трудящихся классов современного общества, но не для капиталистов.

Но и здесь внизу, среди трудящихся, имеются свои пределы для кооперации. Так, полезным членом потребительского общества может быть только тот, кто располагает определенным (постоянным) и не совсем незначительным доходом.

Поэтому беднейшие элементы современного общества так же мало пригодны для потребительской кооперации, как и более богатые… Кредитные кооперативы пока более привлекают крестьян средней состоятельности; маломощное крестьянство в более ограниченной степени участвует в кредитных товариществах, а более значительное крестьянство занимает в кредитных кооперативах следующее место за средними крестьянскими группами. Вообще, членами сельскохозяйственной кооперации, естественно, могут быть только лица, имеющие какое-либо свое земледельческое хозяйство, заинтересованные в его поддержании и улучшении».

Пока крестьянское хозяйство остается натуральным, пока оно само обеспечивает себя всем необходимым (равно как и потребляет практически все, что производит), оно мало приспособлено к кооперации и, строго говоря, не нуждается в ней. С развитием рыночной экономики ситуация меняется. Мелкие хозяйства, вполне способные производить сельскохозяйственную продукцию с не меньшей эффективностью, чем крупные, оказываются бессильными конкурировать с ними в сфере производственной и коммерческой инфраструктуры. Естественной реакцией становится объединение их усилий.

«Способы, какими мелкие земледельческие хозяйства пользуются, чтобы поставить себя в соответствие с требованиями, создаваемыми современным развитием экономических отношений, заключаются в соединении в разные союзы, товарищества, как с целью организации кредита для сельскохозяйственных целей, так и для совместного сбыта и закупки продуктов, а иногда и для совместного производства».

Со временем кооперация стала рассматриваться уже не только как желательная, но и как обязательная предпосылка выживания крестьянских хозяйств, что дало основание для утверждения: «…кооперативное начало – единственный и неизбежный способ для мелкого земледельческого хозяйства отстоять свои законные интересы в современном меновом хозяйстве, приспособления земледельцев к рыночным отношениям».

Появление первых кооперативов именно в 60-е годы связано с двумя обстоятельствами. Первое – отмена крепостного права и появление юридически свободных крестьян, хотя их экономическая самостоятельность и была ограничена общиной. Второе – утверждение в России местного самоуправления в форме земства (1864 г.). Впервые в истории Российского государства были образованы властные структуры, представлявшие и защищавшие интересы самого многочисленного и в то же время самого униженного в стране сословия.

 

2. Объединение кооперативов России

Деятельность объединений сельскохозяйственных предприятий, как ассоциаций и союзов юридических лиц регулируется положениями статей 121–123 ГК РФ.

Объединения в форме ассоциаций или союзов создаются коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.

В сельском хозяйстве наиболее распространенными являются союзы (ассоциации) кооперативов, а также ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно законодательству России кооперативы могут самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, осуществления аудиторских проверок кооперативов по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов.

Основными учредительными документами союза (ассоциации) являются учредительный договор и устав, подписанные и утвержденные его членами.

Член союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами, по своему усмотрению выйти из союза (ассоциации) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член союза (ассоциации) может быть исключен из него по решению остающихся членов союза (ассоциации) в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами союза (ассоциации). В отношении ответственности исключенного члена союза (ассоциации) применяются правила, относящиеся к выходу из союза (ассоциации).

Прием в союз (ассоциацию) новых членов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом союза (ассоциации). Вступление в союз (ассоциацию) новых членов может быть обусловлено их субсидиарной ответственностью по обязательствам союза (ассоциации), возникшим до их вступления.

Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств могут создаваться путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств, либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов.

Фермерские ассоциации могут преследовать как непредпринимательские цели, так и коммерческие. В последнем случае ассоциация должна быть зарегистрирована как участник предпринимательской деятельности.

Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий.

Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и юридического лица.

Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий могут создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи, продажи земельных участков гражданам в установленном порядке.

Запрещаются действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций крестьянскими хозяйствами.

Главной целью ассоциации является увеличение доходов ее участников и рост уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Задачами фермерской ассоциации являются:

– коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений;

– внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности;

– формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования;

– коллективная защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями.

В первые пять лет после создания ассоциации фермерских хозяйств они освобождаются от уплаты налогов на доходы.

Для реализации своих целей и задач фермерская ассоциация вправе:

– осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития;

– создавать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции;

– регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов и расценок.

Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации.

Среднегодовая сумма ассоциированных на добровольной основе финансовых средств не может превышать десяти процентов от совокупных доходов ее участников в среднегодовом исчислении за последние три года.

Фермерская ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом, а также за исключением случаев, когда ассоциация выступает гарантом.

Крестьянское хозяйство – участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами.

Ассоциация ликвидируется по решению ее участников.

Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации и остающееся после ликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации.

По своему статусу и специфике экономической деятельности кооперативные объединения многообразны.

Объединение (союз, ассоциация) сельскохозяйственных кооперативов может быть создано на базе коллективного членства в нем первичных кооперативов в качестве самостоятельного юридического лица, со статусом некоммерческой организации, действующей на бесприбыльной основе. Объединение не имеет распорядительных функций по отношению входящих в него кооперативов. Одновременно объединение будет представлять и защищать интересы своих членов в местных, областных и федеральных структурах власти, а также осуществлять информационную, консультационную, учебно-просветительскую деятельность и вырабатывать необходимые рекомендации в интересах развития своих членов. По мере дальнейшего развития кооперации могут быть созданы территориальные, отраслевые и территориально-отраслевые кооперативные объединения или союзы.

В качестве финансовой базы ассоциаций и союзов будут выступать, как и в кооперативах, паевые взносы их членов – вступительные, первоначальные и текущие, размер которых будет устанавливаться их учредителями.

Вступительные взносы поступают полностью в распоряжение объединения и возврату не подлежат. Первоначальные и текущие взносы в совокупности составляют паевой капитал. При выходе из объединения каждый член может получить свой пай.

Величина вступительного взноса каждого участника объединения прямо пропорциональна числу его индивидуальных членов к моменту вступления в объединение. При увеличении числа членов осуществляется соответствующая доплата, при уменьшении – уже выплаченные суммы возврату не подлежат.

Величина текущих паевых взносов определяется процентом (обычно 1–2) отчислений с хозяйственного оборота (дохода или прибыли) каждого члена объединения.

В случае надобности в объединениях могут создаваться специализированные структуры, действующие как в административном подчинении, так и на хозрасчетной основе.

Кооперативные объединения могут создаваться физическими лицами путем объединения крестьянских (фермерских) хозяйств или личных подсобных хозяйств населения. Организационно-правовое оформление данного процесса завершается созданием вертикальных фермерских кооперативов. Такой кооператив может действовать на основе договора его членов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут кооперироваться с территориально примыкающими коллективными формами производства, без которых им в современных условиях в ряде случаев трудно работать.

На данном этапе кооперативное сотрудничество может развиваться в рамках объединений самостоятельных кооперативов на основе межхозяйственной кооперации.

 

3. Интеграция агропромышленного комплекса

 

Термин «интеграция» происходит от латинских слов integration (восстановление) и integer (целый). Он означает восстановление целостности единства, объединение в целое ранее обособленных частей, явлений, процессов, экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развития связей между ними.

Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий для осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров.

Экономическая интеграция происходит как на уровне национальных хозяйств стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

Различают следующие виды интеграции: интеграция вертикальная – производственная кооперация предприятий одной отрасли или близких по характеру отраслей промышленности, специализирующихся на изготовлении узлов, деталей и заготовок, комплектующих и других изделий, необходимых для конечного продукта; интеграция горизонтальная – объединение предприятий, производство которых характеризуется технологической общностью и однородностью выпускаемой продукции; интеграция «круговая» – слияние компаний, выступающих на одном рынке, но не конкурирующих между собой; интеграция организации – процесс объединения усилий разных подразделений для достижения целей организации; интеграция прогрессивная – интеграция в маркетинге, заключающаяся в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль систему распределения; интеграция регрессивная – интеграция в ходе маркетинга, заключающаяся в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков; интеграция финансовая – процесс гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетной классификации, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля со стороны центральных эмиссионных банков за деятельностью кредитных институтов в целях большей координации внутренней и внешней экономической политики государств, входящих в региональные группировки; интеграция экономическая – сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.

Успешного развития интеграционных процессов невозможно достичь без учета организационно-экономических факторов, соотношение и значимость которых меняется в зависимости от макроэкономичесой ситуации в стране. Современные тенденции таковы, что происходит переплетение факторов, одновременно стимулирующих и сдерживающих развитие агропромышленной интеграции.

Факторы, стимулирующие развитие агропромышленной интеграции.

1. Восстановление между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью разрушенных производственно-хозяйственных связей. С началом аграрных преобразований, в основе которых была положена реорганизация крупного товарного производства, высокоэффективные агропромышленные формирования (объединения, комбинаты) были реформированы. В этом смысле интеграционные процессы в современных условиях носят характер реорганизации, не означающий, однако, восстановление прежней для дореформенного периода структуры АПК. В 80-е годы агропромышленная интеграция не выходила за рамки государственной и государственно-колхозной собственности. В современных условиях при реализации рыночных принципов интеграция строится на имущественных механизмах. Это обусловлено реформированием и реструктуризацией не только сельскохозяйственных, но и перерабатывающих предприятий.

2. Реализация принципа выгодного обмена при продвижении продукта от производителя к потребителю. Известно, что эквивалентность в организации межхозяйственных связей может соблюдаться при высоком производственно-экономическом уровне сельскохозяйственного производства, резкое снижение его приводит к кризисному состоянию не только сельскохозяйственных, но и перерабатывающих предприятий.

3. Повышение эффективности управления собственностью в акционерных обществах. Опыт приватизации государственных перерабатывающих предприятий показал, что они преобразованы в основном в открытые акционерные общества. Доля акций сельскохозяйственных товаропроизводителей в уставном капитале акционерных обществ колеблется: от наличия контрольного пакета (51%) до минимальной доли (не более 5–10%). Сложилось положение, при котором сельскохозяйственные товаропроизводители, получив формальное право на участие в управлении собственностью, не реализовали его реально на практике.

В настоящий период при обосновании перспективных направлений интеграционных связей, состава участников агропромышленных формирований проявляется четкая тенденция к созданию интегрированных структур в форме производственно-торговых компаний холдингового типа, в которых сельскохозяйственные предприятия играют подчиненную роль. В свою очередь, перерабатывающие предприятия для повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции вынуждены реформировать организационную структуру.

4. Совершенствование механизмов координации и управления в агропродуктовых формированиях. Как свидетельствует опыт зарубежных стран с рыночной экономикой, баланс интересов участников достигается не только с помощью цен, но и организационно-управленческих мер воздействия.

Необходимость институциональной организации групп интересов в АПК касается, прежде всего, сельскохозяйственных товаропроизводителей, как менее организованных в консолидации своих действий на продуктовых рынках. Напротив, умело отстаивают свои экономические интересы представители перерабатывающих и пищевых компаний. В настоящее время созданы Чайный, Сахарный, Мясной и Молочный союзы, учредителями этих союзов выступили перерабатывающие предприятия, торговые фирмы, а в некоторых – научные учреждения. Основная цель данных союзов – укрепление собственных позиций на рынках сырья и продовольствия. В этой связи повысилась значимость экономической защищенности товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, потребовалось их объединение в союзы и ассоциации.

Побудительными мотивами развития агропромышленной интеграции служат следующие факторы:

– ведомственная разобщенность производства и переработки сельскохозяйственной продукции, которая при отсутствии единого управления и слабой координации приводит к большим потерям;

– ускоренный рост концентрации промышленного производства путем строительства крупных перерабатывающих предприятий, требующий для полной загрузки их мощностей стабильной сырьевой базы;

– углубление специализации и рост концентрации сельскохозяйственного производства на принципах межхозяйственной кооперации, создание сельскохозяйственных предприятий промышленного типа (комплексов по откорму свиней и крупного рогатого скота, птицефабрик, тепличных комбинатов) требуют четкой координации с предприятиями сферы переработки и торговли.

На эффективность работы интегрированных формирований во многом влияют правильно установленные приоритеты в принципах их построения. В агропромышленных формированиях происходит взаимодополняемость факторов, стимулирующих и сдерживающих развитие интеграционных процессов. Это следует учитывать при разработке организационно-экономического механизма интегрированных формирований. Соблюдение основных закономерностей построения интеграционных механизмов позволит повысить эффективность управления этими процессами.

Основной отличительной особенностью развития связей в АПК условиях рыночной экономики является создание интегрированных формирований с помощью механизмов, основанных, как на имущественной (акционерной), так и неимущественной (договорной) основе.

Основные принципы создания агропромышленных формирований.

В условиях рынка концепция развития агропромышленной интеграции основывается на новых принципах и механизмах взаимодействия. Ведущее место в ней должно отводится маркетинговой ориентации хозяйственных стратегий, вырабатываемых при решении задач по определению оптимальных взаимосвязей в системе агропромышленных формирований. Решение стратегических задач предполагает комплексность и в то же время этапность осуществляемых мероприятий. Основное внимание при этом должно уделяться согласованию инвестиционных программ, своевременной корректировки механизмов экономических отношений и управления.

Главные принципы построения моделей агропромышленных формирований.

Добровольность. Решение о вступлении предприятий и организаций в агропромышленное формирование принимается в соответствии с их уставами: по решению собрания акционеров (в акционерных обществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответственностью), членов (в кооперативах). Интегрированные структуры часто создаются по инициативе органов управления. При этом весьма важно, чтобы процесс агропромышленной интеграции происходил на принципах не принужденной, а убежденной добровольности, не сводился к очередной компании реформирования в аграрной сфере.

Адаптивность и организационная рефлективность. В условиях рыночных отношений необходим поиск не только организационных форм, но и современных подходов к организации управления. Партнеры по кооперации при этом должны уметь реагировать и маневрировать на правовом поле среди разнообразных норм и принципов гражданского и налогового законодательств.

Этапность. В процессе создания материально-технических и финансовых условий развития агропромышленной интеграции необходим переход от простых к сложным формам (от горизонтальных структур к вертикальным, от производственных к производственно-торговым). Осуществляемые процессы децентрализации, связанные с диверсификацией производства, обусловливают поэтапно переход от одних организационных форм управления к другим: от линейных к функциональным, далее к дивизиональным, затем к матричным и сетевым.

Целостность и комплексность. При организации и функционировании агропромышленных структур должна быть четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) интегрированного процесса. В целях сбалансированности ресурсного обеспечения требуется соблюдать территориальную комплексность. В зависимости от состава участников интегрированного формирования, их производственного направления, они могут выступать в виде организационно оформленного на определенной территории аграрнопродуктового комплекса, включающего все стадии производства конечной продукции.

Поддержка и содействие со стороны органов управления. Эффективность работы агропромышленных формирований в значительной мере обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий – потенциальных участников интегрированных структур с районными и областными органами управления.

Опыт показывает, что в тех регионах, где интегрированным хозяйственным структурам, оказывается необходимая стартовая материально-финансовая помощь, они работают более результативно.

Выбор «Ведущего звена» – предприятия-интегратора. При создании агропромышленного формирования возникает вопрос о выборе предприятия-интегратора. В такой роли может выступать экономически крепкое предприятие с устойчивым производственным потенциалом. Предприятие – интегратор, по уровню развития, должно не только опережать, но и быть лидером среди участников в организационном и технологическом плане. При создании агропромышленных формирований в мясном подкомплексе функции предприятия-интегратора может выполнять специализированное животноводческое хозяйство или перерабатывающее предприятие (мясокомбинат).

Оптимальность размеров. При организации агропромышленных формирований должна обеспечиваться оптимальность их размеров. Преимущества крупного товарного производства позволяют добиться дополнительного эффекта и проявляются на рынках сбыта продукции.

4. Перспективы развития кооперации в XXI веке

Специфические особенности правового статуса кооператива, в котором его член является одновременно работником кооператива и его хозяином, позволяют утверждать, что производственный кооператив более способен обеспечить социальное равенство (именно равенство, а не уравниловку) его участников, чем многие иные формы юридических лиц. Конечно, ни одна страна не может и не должна быть обществом только «цивилизованных кооператоров». Многолетний опыт стран дальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капитал необходим. Но производственные кооперативы, признанные в ряде стран третьим сектором экономики, участвуют в решении многих весьма болезненных проблем общества: обеспечении занятости, дополнительных рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения: инвалидов, женщин, молодежи. Кооперативы способствуют созданию столь необходимого стране класса средних собственников. Они хороши для организации небольших научно-исследовательских центров, формирования через союзы и ассоциации технопарков [1].

Подобные возможности кооперативов должны привлечь к ним внимание представительных и исполнительных органов власти в центре и на местах, а также тех политических партий, других общественных организаций и движений, которые, как они утверждают, заинтересованы в формировании у нас подлинно социального государства. Необходима помощь государства и общества для возрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в Законе о производственных кооперативах, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления должны содействовать развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путем приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов и получению необходимой для их деятельности информации. Пока можно говорить только о существовании некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, если они относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этих льгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.

Не обращено должного внимания на то, что производственные кооперативы, во-первых, – наиболее характерный субъект малого предпринимательства, действующего в качестве юридического лица, основным признаком которого является численность его работников. В отличие от участников хозяйственных обществ, для которых труд в них не обязателен, члены производственного кооператива, как общее правило, трудятся в нем. С учетом этого обстоятельства кооперативы являются наиболее типичными субъектами малого предпринимательства, нуждающимися в поддержке властных структур, в особенности в начале деятельности. В программах приватизации, например, можно предусматривать преобразование небольших государственных и в особенности муниципальных предприятий в производственные кооперативы, а не только в акционерные и другие хозяйственные общества.

Кооперативным объединениям (союзам, ассоциациям) следует настойчиво выходить с предложениями о создании по примеру многих других стран в органах исполнительной власти подразделений по вопросам кооперации. Необходимо, чтобы Фонд поддержки малого предпринимательства оказывал целевым назначением финансовую поддержку производственным кооперативам, отвечающим признакам субъекта малого предпринимательства.

Не должно остаться декларацией положение Закона о производственных кооперативах, запрещающее установление ограничений прав кооперативов по сравнению с другими коммерческими организациями. Крайне необходимо устранить из законодательства все нормы, дискриминирующие кооперативы. В частности, внести изменение в Закон о банках и банковской деятельности, предусмотрев в нем возможность создания банков не только в форме хозяйственных обществ, но и кооперативных банков, существующих и успешно работающих во многих зарубежных государствах, в том числе и развитых.

Принятие законодательных актов о производственных кооперативах должно сопровождаться конкретными шагами по их поддержке и развитию в России. В основном документе для Всемирной конференции ООН на высшем уровне по вопросам развития, состоявшейся в Копенгагене в 1995 г., отмечался большой размах современного кооперативного движения и содержались рекомендации ко всем странам-участницам ООН принять меры по его поддержке. Россия участвовала в работе этой конференции и должна следовать ее рекомендациям.

Цели и задачи государственной политики по поддержке АПК определены в одобренных Правительством Российской Федерации документах: «Стратегия социально-экономического развития России на 2001–2010 годы» и «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001–2010 годы».

Основным направлением аграрной политики государства определено регулирование рынков: продовольственного, земельного, ресурсного.

Однако одно лишь регулирование рынка не способно обеспечить решение главной задачи аграрной политики – восстановления производства. Наше разрушенное сельское хозяйство требует радикальных мер со стороны государства. Речь идет о восстановлении производства во многих случаях почти с нуля.

Потенциал фермерских и личных хозяйств во многих случаях исчерпан. Для вывода сельскохозяйственного производства хотя бы на дореформенный уровень следует обеспечить рост его в средних хозяйствах, которые при незначительной помощи могут восстановить производство продукции.

Продовольственная безопасность как составная часть национальной безопасности призвана гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии населения страны. Необходимым условием продовольственной безопасности государства является продовольственная независимость, под которой понимается удовлетворение основной части потребности населения в продуктах питания за счет внутреннего производства. По международным меркам продовольственная независимость достигается при 80 – процентном потреблении отечественного продовольствия в общем потреблении в стране, исходя из рациональных норм питания.

В России за последние годы почти в два раза сократилось производство сельхозпродукции, продовольственная независимость государства по многим позициям утеряна.

Неуправляемое развитие рыночных отношений приводит к деградации сельского хозяйства.

Попытки построения систем государственного регулирования АПК по западному образцу оказались нереализованными. Даже принятые законы «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О государственном регулировании агропромышленного производства» не работают. Многие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по финансовой поддержке АПК также не выполнены или же их выполнение проводилось с большим опозданием, что намного снижало эффективность.

Вследствие значительного снижения за последние годы среднедушевого уровня питания в стране имеются высокие потенциальные возможности спроса на продовольствие при росте реальных доходов и при стабилизации цен, что может стимулировать увеличение производства и рост его эффективности.

Вложения в сельское хозяйство могут вызвать увеличение спроса на продукцию в других, связанных с ним отраслях. Необходимые предпосылки для этого имеются. Сохранились предприятия сельскохозяйственного машиностроения, есть высокий невостребованный научно-технический потенциал и интенсивные технологии, производится достаточное количество минеральных удобрений.


Заключение

 

Что лежало в основе решения об исключении кооперативов из экономической жизни страны, принятого реформаторами экономики тех лет, неизвестно. Можно предположить, что от кооперативов отказались как от негосударственной формы предприятия советского периода, чтобы открыть широкую дорогу новым организационно-правовым формам частного бизнеса, преимущественно акционерным обществам и товариществам с ограниченной ответственностью.

Жизнь показала ошибочность отказа от кооперативов. Во-первых, потому, что людям ограничили право выбора, без которого ни одно общество не может считать себя демократическим, а во-вторых, потому, что кооперативные ценности, которым привержено около 800 млн. человек в мире, нельзя исключить из жизни одним росчерком пера.

В настоящее время нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов. В стране действуют примерно 10 тыс. таких кооперативов. При этом многие из них были созданы до 1991 г., но сумели с большими трудностями сохранить свою организационно-правовую форму.

Большинство ошибок в регулировании кооперативного движения удалось исправить Гражданскому кодексу РФ и принятому на его основе Федеральному закону «О производственных кооперативах»[2], создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

В дореформенный период развитие агропромышленного производства обеспечивало рост продукции опережающими к росту населения страны темпами. В 80-х годах благодаря увеличению доли сельского хозяйства в национальном доходе началось преодоление отставания социальной сферы села и выравнивания уровня оплаты труда в сельском хозяйстве и промышленности. Положительные сдвиги достигались в основном за счет укрепления материально-технической базы и увеличения государственной поддержки аграрного сектора.

Учитывая стратегическое значение АПК для развития экономики страны, ее продовольственной безопасности, необходимо разработать и принять комплексную программу по его восстановлению и особенно главной его сферы – сельского хозяйства.

В комплексе мер по восстановлению сельскохозяйственного производства одним из ведущих направлений определить всемерное увеличение поставок машин и оборудования для технического перевооружения сельского хозяйства, так как увеличение поставок техники на условиях финансового лизинга не только дает наибольший положительный результат для сельхозтоваропроизводителей, но и позволит восстановить сельскохозяйственное машиностроение с неизбежным ростом производства в других отраслях экономики.

Следует перейти на принцип финансирования наиболее эффективных проектов выхода АПК из кризиса, а также проектов, необходимых для развития экономики страны. В соответствии с этим должна быть перестроена система государственной поддержки АПК.


Литература

 

1.   Федеральный закон Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» 8 декабря 1995 г.

2.   Закон «О производственных кооперативах» 10 апреля 1996 г.

3.   Закон «О потребительских кооперативах» 19 июня 1992 г.

4.   Указ Президента Б.Н. Ельцина №323 от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

5.   Постановление Правительства №86 от 28 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

6.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. М., 1995 г.

7.   Постановление Коллегии Минсельхоза от 7 июля 1997 г. «О программе развития сельскохозяйственной кооперации на период до 2000 года». Информационный бюллетень №9–10, 1997 г. М. Информагротех.

8.   Закон Союза Советских Социалистических Республик «О кооперации в СССР». М., 1988 г.

9.   Комментарий к Федеральному Закону «О сельскохозяйственной кооперации». Издательство «Инфра». М., 1997.

10.      Вопросы теории и истории кооперативного движения. Выпуск II. Сборник статей. Арзамас, 2004.

11.      Гордеева А.В. Развитие психологии управления как актуальная задача в рамках кооперативного движения. // Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал №1, 2003.

12.      Гутман Г.В., Дигилина О.Б., Чукин Н.И., Ситько В.П., Калмыков В.В. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ. М., 2003.

13.      Гутман Г.В., Чукин Н.И., Калмыков В.В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. М., 2002 г.

14.      Ермаков В.Ф. Реализация социальной миссии: проблемы организации. // Там же, 2003 г., с. 78–83.

15.      Лебедев А.Н. Молодежь и кооперативное движение. // Там же, 2003 г., с. 83–85.

16.      Макаренко А.П. Народное предпринимательство. // Там же, 2003 г.

17.      Сельскохозяйственная кооперация и ее роль в аграрных преобразованиях. Материалы региональной научно-практической конференции/ Ред. С.А. Пахомчика – Тюмень, 1997.

18.      Теплова Л.Е. и др. Кооперативное движение. М. Издательство РДЛ. 2003.

19.      Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация. Учебное пособие. М., 2002.

20.      Ткач А.В. Потребительская кооперация России в рыночных условиях. // Там же, 2003 г., с. 37–44.

21.      «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации». Обзор материалов и методические рекомендации по итогам научно-практической конференции. Нижний-Новгород – Арзамас, 2003.



[1] Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики. Т.Е. Абова.// Государство и право. 1998. №8. –С.80

[2] Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера­тивах»// СЗ РФ. 1996, № 20. Ст. 2321