Курсовая работа: Особенности миграционной ситуации в России в 90-е годы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

Нерюнгринский филиал

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Территориальная организация населения

на тему: Особенности миграционной ситуации в России в 90-е годы

Выполнила: студентка V курса

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Ильина И.А.

Проверил:

Нерюнгри 2009


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «миграция»

1.1 Понятие миграции

1.2 Виды миграции

1.3 Функции миграции

Глава 2. О миграционных процессах и мерах миграционной политики в современной России

2.1 Основные отличия миграционных процессов в советский период и в условиях современной социально-политической трансформации

2.2 Уменьшение миграционного прироста населения с начала 90-х годов

2.3 Снижение миграционной подвижности населения

2.4 Снижение роли миграционного оттока населения из стран СНГ и Балтии как источника пополнения населения России

2.5 Резкое изменение направлений внутренних миграций

2.6 Развитие процессов иммиграции рабочей силы в Россию

2.7 Возникновение незаконной иммиграции

2.8 Динамика миграционного оттока из России

2.9 Наличие среди мигрантов вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц

Заключение

Список литературы


Введение

Уровень разработанности понятийного аппарата, характеризующего то или иное общественное явление, во многом зависит от продолжительности, глубины и размаха проводимых исследований. Если практической необходимости в таком научном аппарате нет, то нет и понятийного аппарата. Собственно, это и произошло с миграцией населения. Как только в начале 30-х годов прекратилось изучение миграции населения, вскоре произошла «эрозия» термина «миграция». Миграция в истинном понимании выпала из справочной литературы, в том числе из второго издания Большой советской энциклопедии, осуществленного уже в 1954 г. Лишь в третьем издании МСЭ (1959 г.) и Краткой географической энциклопедии (1961 г.) термин «миграция» был восстановлен в интерпретации В. В. Покшишевского.

С наступлением во второй половине 60-х годов и продолжавшимся до середины 70-х годов ренессансом в изучении миграции населения связано появление большого количества определений этого явления и попыток классификации. Активизация изучения миграции привела к применению множества различных терминов. Миграцию стали называть территориальным, географическим, пространственным явлением, пытаясь иногда выявить семантические различия там, где их нет. Миграцию стали определять как мобильность или как подвижность, она же - движение, перемещение, переселение, перераспределение и т. д.

Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Законодательное регулирование государственной миграционной политики регламентируется Федеральным законом “О занятости населения в Российской Федерации” от 19 апреля 1991 года № 1032-1; Федеральным законом “О беженцах” от 19 февраля 1993 года 3 4528-1; Федеральным законом “О вынужденных переселенцах”; Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 года № 7-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года; Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ. Следует отметить, что основы законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и внесения дополнений в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации” (Федеральный закон от 10 января 2003 года № 8-ФЗ).

В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Федеральную миграционную службу МВД России.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия «миграция»

 

1.1 Понятие миграции

Терминологическая путаница потребовала наведения порядка в научном аппарате. В обосновании терминологии и классификации определений участвовали Б. С. Хорев, А. У. Хомра, В. И. Староверов и многие другие исследователи миграции населения. Если не касаться различных мелких нюансов, то все определения миграции населения можно распределить по крайней мере три возможных подхода к включению в миграцию различных видов территориального движения населения:

Во-первых, под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят: переезды из одних населенных пунктов в другие; ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест; прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы; поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

Во-вторых, в миграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и сферой труда или учебы. Не учитываются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и рекреационные поездки из одних населенных мест в другие.

В-третьих, к миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую и в ряде стран формальной пропиской в новом месте жительства. При этом здесь происходит соединение места жительства со сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте.

В зависимости от одного из трех подходов, определенной их комбинации можно к миграции отнести любой набор видов территориального перемещения населения.

1.2 Виды миграции

Можно выделить четыре основных вида пространственного движения населения. К ним относятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует совершенно различные цели.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные. К сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которых постоянно растет.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.

К отраслям с сезонным характером производства относится, прежде всего, сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других.

Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, т. е. совершающейся на совсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе - возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.

Виды миграции различаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так, безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях. Естественно, что между безвозвратной миграцией и остальными ее видами, нет непреодолимой стены. Один вид миграции может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.

Каждый из названных видов миграции может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение. Переезд населения из одного населенного пункта в другой означает и его территориальное перемещение. Причем межпоселенные перемещения могут быть и внутритерриториальными. Внутрипоселенные перемещения по общему правилу к миграциям не относят. Как межтерриторнальные, так и межпоселенные перемещения представляют собой различные срезы одного и того же явления — то ли безвозвратной, то ли возвратной миграций.

Классификация межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства. В миграциях обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские. Поскольку практика планирования выделяет также крупные экономические районы, включающие группы смежных областей, экономически взаимосвязанных между собой, миграции подразделяют еще на межрайонные и внутрирайонные.

В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т. е. между городами и поселками городского типа; внутри сельской местности, т. е. между сельскими поселениями; между сельскими и городскими поселениями, причем раздельно перемещение из сел в города (сельско-городское миграционное движение) и из городов в села (городско-сельское движение). Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. Добавим, что внутрисельская миграция к миграция населения из сел в города по своему социальному содержанию — разные процессы, как, впрочем, и остальные направления.

Миграция как городских, так и сельских жителей характеризуется большим разнообразием, обусловленным величиной людности поселений, различиями их функции и генезиса. Подобно тому, как с географией районов взаимосвязано прямое и обратное движение мигрантов, со спецификой поселений взаимосвязана структура миграционных потоков.

Выяснив суть территориального перемещения и определив его основные виды, можно перейти к определению миграции населения.

Современные определения этого явления относятся к последним десятилетиям. В. И. Переведенцев дает обстоятельный анализ эволюции понятия «миграция». Миграция в переводе с латинского означает перемещение, переселение. Применительно к человечеству термин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином «население».

Перемещение и переселение — отнюдь не синонимы. Благодаря этому стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграции представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т. е. в буквальном смысле слова означает переселение. Термин переселение, широко используемый в литературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления, как миграция. Иными словами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертву краткости. Перемещение территориальное - более широкое толкование миграции. Многие исследователи к миграциям в широком смысле относят, наряду с безвозвратной (переселением), также сезонные и маятниковые перемещения. В настоящее время мы придерживаемся точки зрения, что это зауженное определение. Миграция в широком смысле слова, как уже говорилось, охватывает все четыре вида перемещений: безвозвратные, сезонные, маятниковые и эпизодические. Последние не отличаются от сезонных ни своей продолжительностью, ни подчас своими целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Продолжительность эпизодической миграции жителей северных районов в рекреационных целях часто больше, чем трудовой сезонной миграции.

Население представляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы «общество».

1.3 Функции миграции

Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции — это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления.

Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые — общие функции миграции, вторые — специфические функции той или иной общественно-экономической формации.

Т. И. Заславская при анализе миграции населения среди ее наиболее общих функции выделяет ускорительную, селективную и перераспределительную. В более поздних работах суть первой из них она сводит к обеспечению того или иного уровня пространственной подвижности населения.

Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Более подвижное население, как правило, является и социально более активным. Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения.

Другой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.

Выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.

Третья функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей. Первые относятся к постоянному населению данной территории, а вторые — к новоселам.

Функции повышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, — таких, как переселение, — все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.

Именно поэтому миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфически присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Миграция населения в социалистическом обществе осуществляется в условиях функционирования плановой экономики. Естественно, поэтому, что экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной — приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

Социальная функция миграции населения в социалистическом обществе всецело определяется господствующими производственными отношениями. Она способствует осуществлению цели социалистического общества — повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. Суть социальной функции миграции населения состоит в более полном удовлетворении потребностей переселенцев. Можно, конечно, возразить против этой формулировки, как, впрочем, и против любой другой. Г. С. Вечканов, например, полагает, что социальная функция должна способствовать не только удовлетворению личных интересов, но и всестороннему развитию всех членов общества. Но, во-первых, в миграциях участвуют не все члены общества, а только 4—5 %, во-вторых, по-видимому, если возрастает уровень жизни у каждого мигранта, то он повышается и у всех мигрантов и соответственно у всего населения.

Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой итерационный процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.

Безусловно, формулировки экономической и социальной функций миграции должны быть корректными и в наибольшей мере отражать сущность миграции населения в социалистическом обществе. Главное - в создании условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, как, например, при отставании уровня жизни населения в тех районах, где производительные силы должны развиваться наиболее высокими темпами. Поэтому миграция населения рациональна тогда, когда достигается соответствие между экономической и социальной функциями.


Глава 2. О миграционных процессах и мерах миграционной политики в современной России

 

2.1 Основные отличия миграционных процессов в советский период и в условиях современной социально-политической трансформации

Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.

В советский период, на протяжении длительного времени, преобладающими формами миграции были трудовая, учебная и брачно-семейная миграция между регионами России и другими республиками СССР. Миграция за пределы СССР фактически отсутствовала. Основные направления внутренних миграционных потоков – это массовая миграция из села в город, в районы нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и юга СССР, а также освоение Целины (Казахстан).

Направления миграционных потоков населения советского периода определяли, с одной стороны, - индустриализация и урбанизация страны, обеспечивающие притяжение мигрантов из села в город, а с другой - выталкивание населения из села вследствие внедрения промышленных технологий в сельском хозяйстве, снижающих потребности в рабочей силе. А сохранение существенных различий в уровне и образе жизни городского и сельского населения России, делали города более притягательными для населения.

Социально-экономическая трансформация российского общества в 90-е годы привела к существенному изменению миграционных процессов в Российской Федерации:

- произошло значительное снижение общей миграционной активности населения России;

- иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии стала важным фактором поддержания численности населения нашей страны в условиях естественной убыли населения;

- наблюдается отток населения из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны;

- появилась вынужденная миграция из районов этнических и вооруженных конфликтов, незаконная иммиграция.

В то же время со второй половины 90-х годов возникли новые тенденции в развитии миграции: на фоне общего снижения миграционной подвижности населения и сокращения объемов внутренней и внешней миграции снижается роль иммиграции как фактора поддержания численности населения России.

Миграционные процессы в России в 90-е годы определялись влиянием двух противоречивых групп факторов.

С одной стороны распад СССР и сопровождающие его взрыв национализма, вооруженные этнические конфликты, политическая нестабильность и системный социально-экономический кризис обусловили резкое падение территориальной мобильности населения, связанное с размещением производительных сил и соответствующим перераспределением трудовых ресурсов, и изменили природу миграций, придав им вынужденный (не экономический) характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этнического размежевания.

В то же время постепенная нормализация политической обстановки на постсоветском пространстве ведет к формированию относительно стабильных русских диаспор в ряде новых постсоветских стран и сокращению миграционного оттока в Россию.

С другой стороны, параллельно с этой группой факторов, переход к политике открытых дверей, включение России в международный рынок рабочей силы, формирование рыночной экономики привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизатором падения миграционной подвижности населения. Негативной стороной новых миграционных процессов стало появление незаконной иммиграции, ее криминализация.

2.2 Уменьшение миграционного прироста населения с начала 90-х годов

Согласно данным текущего учета миграции миграционный прирост населения России за 1989-2002 годы составил 3,8 млн. человек против 1,8 млн. человек за 1978-1988 годы. При этом миграционный прирост из стран СНГ и Балтии был около 5 млн. человек, тогда как в обмене с другими странами Россия потеряла 1,2 млн. населения.

В то же время роль миграционного прироста в поддержании численности населения России стала резко снижаться с середины 90-х годов.

 

Роль миграции в замещении естественной убыли населения России в 1992-2004 годах

Годы Естественная убыль населения (тыс. чел.) Миграционный прирост населения за счет обмена с другими странами Доля миграции в замещении естественной убыли населения (в %)
1992 219,8 252,9 115,1
1993 750,4 440,2 58,7
1994 893,2 809,6 90,6
1995 840 502,4 59,8
1996 777,6 343,5 44,1
1997 755,8 349 46,2
1998 705,4 278,6 39,5
1999 926,6 129,2 13,9
2000 958,5 189,8 19,8
2001 943,2 77,9 8,2
2002 934,6 72,3 7,7
2003 888,5 35,1 4
2004 790,1 39,4 5
Итого 1992-2004 9754,1 3269,9 33,5

Согласно данным Госкомстата России естественная убыль населения, начавшаяся с 1992 года, составила за период до 2003 года 8,1 млн. человек, а миграционный прирост населения за счет положительного сальдо внешней миграции – 3,2 млн. человек, т.е. миграционный прирост компенсировал 40% естественной убыли населения. В то же время обращает на себя внимание резкое сокращений миграционного прироста населения России с 1999 года. В 2002 году миграционный прирост позволил компенсировать только 7,7% естественной убыли населения.

2.3 Снижение миграционной подвижности населения

Затухающий миграционный прирост населения России происходит на фоне постепенного сокращения размеров миграционного движения населения. В 2002 году общий объем миграций (сумма прибывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн. прибывших и 2,1 млн. выбывших, в 2000 году - 5,1 млн. человек, в том числе 2,7 млн. прибывших и 2,4 млн. выбывших. Тогда как в 1989 г., с которого начался тренд снижения объемов миграции, ее сумма составляла 12,8 млн. человек (6,6 млн. прибывших и 6,2 млн. выбывших).

Данные Всероссийской переписи населения России 2002 года показали существенные недостатки текущего учета миграции населения. Как было отмечено выше, согласно текущему учету миграционный прирост населения России за период 1989-2002 годов составил 3,8 млн. человек, а по данным Всероссийской переписи населения 2002 года этот прирост был 5,7 млн. человек, т.е. в полтора раза превзошел учетный (на 1,8 млн. человек).

За период между последними переписями населения России 1989 и 2002 годов численность населения России сократилась со 147 млн. человек в 1989 году до 145,2 млн. человек в 2002 году, т.е. на 1,8 млн. человек или на 1,3%. При этом иммиграционный прирост населения в размере 5,6 млн. человек в значительной степени (на 75,7%) компенсировал естественную убыль населения, составившую за межпереписной период 7,4 млн. человек.

Основная часть миграционного прироста населения нашей страны обеспечивается притоком русских и других титульных народов России из стран СНГ.

Компенсационная роль иммиграции в сокращении депопуляции населения снижается. Данные статистики показывают существенное снижение (в два раза) числа прибывших из стран СНГ в 2001 и последующих годах по сравнению с 2000 годом, связанное с резким ужесточением порядка приема мигрантов из стран СНГ в России. Согласно новым законам мигранты из СНГ были лишены каких-либо преференций при оформлении вида на жительство или гражданства России и приравнены в правах к остальным иностранцам. Если в 1994 году положительное сальдо миграции компенсировало 93,1% естественной убыли населения, в 1998 году – 41%, а в 2000 году эта компенсация составила 22,4% (+350,3 тыс. человек), то в 2003 году только – 4% (+35 тыс. человек), а в 2004 – 5% (+39,4 тыс. человек).

Уменьшению миграционного прироста населения России способствовало не только ужесточение российского миграционного законодательства, но и сокращение резервов миграции в странах выезда – в СНГ и Балтии, некоторая нормализация там социально-экономической ситуации. Ведь для превращения потенциальных мигрантов в фактических необходимы не только факторы притяжения, но и выталкивания.

2.4 Снижение роли миграционного оттока населения из стран СНГ и Балтии как источника пополнения населения России

За 90-е годы из стран СНГ и Балтии в Россию переехало более 8 млн. человек. Число прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии после распада СССР, вплоть до 1995 г. сохраняло размеры, обычные для 80-х годов, колеблясь в пределах 850-1150 тыс. чел в год. В последние годы число прибывших из этих стран последовательно сокращается и к 2000 г. упало до 350 тыс. человек, в 2001 году – до 186,2 тыс. человек, в 2002 году – до 177,3 тыс. человек.

Уменьшение потоков в Россию связано с изменениями экономической и социально-политической обстановки как в странах СНГ и Балтии, так и в самой России. К настоящему времени остановлены военные действия во всех регионах крупных конфликтов в странах СНГ, что привело к сокращению потоков вынужденной миграции. Кроме того, контингенты, наиболее недовольные местными условиями, и инициативные, успели выехать раньше, а оставшиеся с течением времени вынуждены постепенно адаптироваться к новым условиям. Россия, со своей стороны, теряет привлекательность из-за периодических военных действий в Чечне, политической нестабильности (особенно в 1998-1999 гг.), сложных и запутанных бюрократических процедур, связанных с переселением, неустойчивости рубля. (Кризис в августе 1998г. вызвал сокращение иммиграции в Россию на 20% и такое же увеличение эмиграции только за четыре месяца до конца 1998 г.).

Одновременно потребности в иностранной рабочей силе российского рынка труда не столь значительны и имеется резерв отечественных трудовых ресурсов в виде скрытой и открытой безработицы.

Выезд из России в страны СНГ и Балтии упал с 692 тыс. человек в 1989 году до 83 тыс. человек в 2000 году и 39,4 тыс. человек в 2004 году. Вопреки широко распространенному мнению, именно резкое сокращение выезда из России, а не увеличение въезда в нее привело к миграционному приросту России за счет бывших партнеров по СССР.

Взрыв национализма в постсоветских странах и некоторых российских республиках, сужение возможностей для получения образования на русском языке и сужение сферы его употребления, ограничения в правах обусловили острый кризис идентичности русских и других русскоговорящих и их массовую репатриацию. Кризис идентичности русских усугубляется развалом бывшего государственного сектора экономики, остановкой предприятий, особенно принадлежащих к ВПК, машиностроению и тяжелой промышленности, где в основном и было занято это население.

Миграция из стран СНГ и Балтии носит выраженный вынужденный характер. По официальным данным на 1 января 2003 года в России насчитывалось 505,7 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Всего за 1992-2000 гг. статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1,6 млн. человек. Со второй половины 90-х годов приток вынужденных мигрантов постепенно снижается, Если в 1993 г. в России были зарегистрированы 323 тыс. беженцев, в 1994 г. - 255 тыс., то в 1999 г. – 79 тыс. человек, в 2000 г. – 60 тыс. человек, а в 2001 году – 42 тыс. человек.

Кроме мигрантов, приезжающих на постоянное жительство, в Россию из стран СНГ идет большой поток временных трудовых и коммерческих мигрантов. Их трансферты составляют весомую часть доходов стран СНГ (например, по данным обследований в Армении и Азербайджане трансферты от работающих в России получало каждое

3-4-е домохозяйство). Таким образом, происходит вывоз денег из России. В то же время трансферты спасают многие страны СНГ от голода, тем самым стабилизируя социальную обстановку на границах России.

2.5 Резкое изменение направлений внутренних миграций

В последнее десятилетие внутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны. Дальневосточный федеральный округ отличается среди всех других округов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционных процессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию. В отличие от Северо-Кавказского, Центрально-Черноземного, Центрального, Северо-Западного (со средины 90-х годов) федеральных округов, которые постоянно подпитываются населением за счет миграционного прироста, здесь с начала 90-х годов не прекращается интенсивный отток населения. Причем интенсивность оттока здесь значительно выше, чем в Северном и Восточно-Сибирском федеральных округах. Особенно негативная ситуация наблюдается в Чукотском автономном округе, Корякском автономном округе, в Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях, которые уже потеряли вследствие этого значительную часть своего населения и трудовых ресурсов.

Всего за 1991-2002 годы миграционный отток и естественная убыль населения Дальнего Востока привели к сокращению общей численности его населения с 8,04 млн. человек до 7, 04 млн. человек (на 12,5%).

 

Изменение численности постоянного населения Дальневосточного федерального округа за 1991-2002 годы, тыс. человек

  1991 2002 Изменение численности
Абсолютное в %
Дальний Восток, всего 8043,9 7038 -1005,9 12,5
Республика Саха-Якутия 1108,6 982,4 -126,2 -11,4
Приморский край 2299,6 2124,7 -174,9 -7,6
Хабаровский край 1619,7 1485,8 -133,9 -8,3
Амурская область 1073,7 982,1 -91,3 -8,5
Камчатская область 472,8 376,7 -96,1 -20,3
Магаданская область 533,7 229,2 -304,5 -57,1
Сахалинская область 717,5 584,7 -132,8 -18,5
Еврейская автономная область 218,3 194,6 -23,7 -10,9

Быстрее всего сокращается население северных районов Дальнего Востока: по сравнению с 1989 г. население Чукотки и Магаданской области уменьшилось наполовину, Камчатской почти на 20%, Сахалинской - на 15%.

Отток населения с севера - результат поворота экономики к рыночным отношениям, благодаря которым сразу же обнаружилась неэффективность его хозяйства.

Результаты анализа показывают, что помимо севера наиболее высокими показателями миграционного неблагополучия характеризуются сельскохозяйственные районы, особенно Черноземья и северо-запада страны.

Причем в результате миграций как правило вымывается местная молодежь, а оседает много пенсионеров, вернувшихся с севера, демобилизовавшихся из вооруженных сил, а также иммигранты из стран СНГ и Балтии. Это способствует ускоренному старению населения, росту смертности и снижению репродуктивного и трудового потенциала села.

Так, например, в 2000 году в сельской местности десяти областей, входящих в Ассоциацию “Черноземье”, доля лиц старше 60 лет колебалась от 27% в Новгородской области до 31,7% в Курской области, против 21% в целом по сельскому населению Российской Федерации.

Активизация негативных миграционных и демографических процессов в центральном регионе вызвана кризисом сельскохозяйственного производства и упадком малых городов и рабочих поселков.

В то же время благодаря миграционному притоку населения демографическая ситуация в европейской части страны все же лучше, чем в азиатской. Углубляющийся кризис в естественной убыли населения здесь сосуществует с миграционной подпиткой (заметную роль в ней играют переселенцы из стран СНГ и регионов политической нестабильности). Но приток мигрантов не компенсирует естественную убыль населения в этих районах. В 1995-1999 гг. десять областей, входящих в Ассоциацию “Черноземье”, потеряли в результате естественной убыли населения вследствие превышения числа умерших над числом родившихся свыше полумиллиона человек. Положительное сальдо миграции за этот же период в размере 342,5 тыс. человек уменьшило потери населения и трудовых ресурсов. Однако во всех областях, за исключением Белгородской, естественная убыль превышала миграционный прирост населения.

С другой стороны, поворот к рынку усилил привлекательность освоенных районов с развитой инфраструктурой, довольно плотно населенных и выдвинутых в сторону развитых западных стран. Именно в этих районах быстрее, чем в других местах развивается частное предпринимательство и существуют лучшие условия для альтернативных заработков.

Мигранты из стран СНГ и Балтии тоже предпочитают селиться в центральных и юго-западных районах. В последнее десятилетие получили приток населения Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и Урал, большинство областей северо-западной и центральной России, ранее в течение длительного времени отдававших население.

Тем не менее, приток мигрантов не смог полностью компенсировать естественную убыль населения даже в этих районах интенсивного притока. Поэтому говорить об их перенаселенности не приходится.

Еще один узел миграционных проблем – миграционные процессы в Южном федеральном округе (ЮФО).

Общие итоги миграции населения за 2003 год показывают небольшую миграционную убыль населения ЮФО в размере 8 тысяч человек. При этом объем миграции был значительным: 318 тысяч прибывших и 326 тысяч выбывших. Из 13 субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, в пяти наблюдался небольшой миграционный прирост: в Краснодарском крае (12,2 тысячи человек), в Ставропольском крае (4,8 тысяч человек), в Республике Ингушетия (1,6 тысяч человек), Республике Адыгея (0,6 тысяч человек). В остальных территориях – миграционный отток: от -8,6 тысяч человек в Чеченской Республике и -5,2 тысяч человек в Республике Ингушетия до –0,4 тысяч человек в Астраханской области. По интенсивности миграционных процессов ЮФО особо не отличался от регионов Европейской части России, за исключением ЦФО, где ниже интенсивность оттока населения.

Если говорить о внешней миграции в ЮФО в 2003 году (данные по Чеченской Республике отсутствуют), то территории ЮФО увеличили свою численность за счет положительного сальдо миграции со странами СНГ и Балтии в размере 11,8 тысяч человек и потеряли 5 тысяч человек в миграционном обмене с другими странами.

Для ЮФО характерна острота проблемы вынужденных переселенцев. По состоянию на первое полугодие 2004 года на территории округа находилось 90804 официально зарегистрированных вынужденных переселенца (получивших этот статус с начала регистрации в 1992 году), что составляло 31% от общего числа имеющих такой статус в России (292691 человек). При этом наибольшее число вынужденных переселенцев проживало в Республике Ингушетия (27637 человек), Республике Северная Осетия – Алания (23611 человек), Ставропольском (10874 человека) и Краснодарском (9451 человек) краях.

Из субъектов, не входящих в состав ЮФО, наибольшее число вынужденных переселенцев находится в Оренбургской области (14298 человек), Новосибирской области (12426 человек), Белгородской области (11349 человек) и Алтайском крае (10684 человека).

В то же время данные официальной статистики, по-видимому, скрывают остроту ситуации. Многие специалисты в области миграции говорят о неудовлетворительном (неполном) учете миграции населения органами МВД. В первую очередь это относится к так называемой незаконной миграции из стран СНГ. Можно также предположить, что значительная часть внутренних мигрантов-россиян, по разным причинам не проходит процедуры регистрации в органах внутренних дел и остается не учтенной.

Специфическими особенностями миграционных процессов в пределах Южного федерального округа является движение населения в направлении с юга на север, из республик Северного Кавказа в “русские” территории округа: в Ставропольский и Краснодарский края, Ростовскую область. Одновременно происходит репатриация титульных народов Северного Кавказа.

Эта миграция имеет не столько экономический, сколько этно-политический характер: идет процесс вытеснения русского и других нетитульных народов республик Северного Кавказа на их “историческую родину” и, одновременно, возвращение в “свои” республики титульных народов. С этой точки зрения она является вынужденной миграцией.

Политическая основа оттока нетитульного населения – процессы “суверенизации” и усиления национализма в республиках Северного Кавказа, обострение межэтнических отношений, вооруженное противостояние в Чечне и рост ксенофобии.

Экономической основой вытеснения нетитульных народов является ограниченность ресурсов развития, особенно земель, бедность значительной части населения, дефицит рабочих мест, огромные масштабы безработицы (особенно ее скрытой формы - аграрного перенаселения), и конкуренция за рабочие места, рост теневой экономики, криминализация общества.

Что касается принимающих мигрантов “русских” территорий ЮФО, то они не могут “переварить” столь значительное количество вынужденных мигрантов из-за аналогичных экономических проблем. Поэтому здесь усиливается среди местного населения мигрантофобия и ксенофобия в отношении любых мигрантов, включая русских. Это увеличивает социальную напряженность и создает благодатную почву для межнациональных и социальных конфликтов.

Решение об изъятии в паспортах сведений о национальности способствовало сокращению и без того скудной информации об этнических аспектах миграции.

Поэтому важным источником информации являются сведения о национальном составе населения субъектов ЮФО, содержащиеся в материалах Всероссийской переписи населения 2002 года. Их сопоставление с аналогичными данными Всесоюзной переписи населения 1998 года, а также анализ данных о сальдо миграции и итогах естественного движения населения за межпереписной период подтверждают выводы о продолжении начавшегося еще в 70-е годы процесса вытеснения русского (славянского) населения из национальных республик Северного Кавказа и притоке сюда титульных национальностей.

Наиболее напряженная ситуация сложилась в национальных республиках Северного Кавказа. Здесь усиливается начавшийся еще в 70-е годы процесс вытеснения нетитульных народов, особенно русских, за пределы республик и реэмиграции титульных народов. И все это происходит на фоне существенных различий в воспроизводстве населения.

По расчетам сотрудника Центра социальных исследований Владикавказского института управления А.Дзадзиева, в межпереписной период 1989-2002 годов численность населения республик Северного Кавказа увеличилась на 518 тысяч человек и составила 5825 тысяч человек. Весь прирост населения обеспечен за счет естественного прироста населения (751 тысяча человек) при миграционном оттоке в размере 233 тысяч человек.

При этом естественный прирост титульных этносов региона составил 767 тысяч человек, тогда как у русских – второго по численности этноса в пяти из семи республик и первого в двух (Адыгее и Карачаево-Черкессии) естественная убыль составила 93 тысячи человек.

Что касается миграционного оттока, то он сложился за счет русских – 310 тысяч человек (71%) и других нетитульных этносов – 129 тысяч человек (29%). При этом положительное сальдо миграции титульных этносов в республики Северного Кавказа составило 206 тысяч человек: в Дагестане – 75 тыс. человек, в Ингушетии – 60 тыс. человек, в Северной Осетии – 53 тыс. человек, в Карачаево-Черкессии - 7 тыс. человек, в Адыгее – 6 тыс. человек, в Кабардино-Балкарии – 5 тыс. человек.

Миграционный отток населения из республик Северного Кавказа был направлен в первую очередь в “русские” субъекты ЮФО, что является источником роста в этих субъектах межэтнической и социальной напряженности.

Особая ситуация складывалась в Чечне. Здесь по оценкам А.Дзадзиева отрицательное сальдо миграции за межпереписной период составило минимум 455 тыс. человек. При этом происходил отток не только русских, но и чеченцев.

В результате процессов естественной убыли населения и миграционного оттока численность русского населения республик Северного Кавказа за последний межпереписной период значительно уменьшилась – на 403 тысячи человек, или почти на 30% (в 1979-1988 годы сокращение составляло 52,4 тысячи человек или почти 4%).

Уменьшилась численность и других нетитульных народов северокавказских республик – на 102 тысячи человек или на 26% (в 1979-1988 годах сокращение составляло только 7 тысяч человек).

Говоря о динамике сокращения русского населения необходимо отметить, что 77% сокращения приходилось на миграционную убыль, а 23% - на естественную убыль. Сокращение других нетитульных этносов происходило исключительно за счет миграционного оттока – 130 тысяч человек при естественном приросте 27 тысяч человек.

Таким образом, естественное и миграционное движение в республиках Северного Кавказа в период между последними переписями населения протекало в направлении усиления этнической однородности за счет роста титульного населения и сокращения численности других народов, особенно русских.

В этой связи необходима разработка и реализация единой, взвешенной национальной политики в Южном федеральном округе, учитывающей сложность этно-политических, межконфессиональных, демографических, миграционных, экономических и социальных процессов во всем регионе, включая его “русские” территории. При этом важно сформулировать отношение государства к процессам вытеснения русского населения и других нетитульных народов из республик Северного Кавказа. Поэтому важной составляющей этой политики является разработка концепции миграционной политики, в том числе регулирования вынужденной и трудовой миграции.

Следует рассмотреть целесообразность разработки и реализации ФЦП “Социально-экономическое развитие Южного федерального округа”, направленной на преодоление существенных различий между субъектами Российской Федерации, входящими в ЮФО, в качестве и уровне жизни населения, создание новых рабочих мест, развитие отраслей социо-культурной сферы, особенно здравоохранения и образования. Особое внимание при этом должно быть обращено на развитие Республики Ингушетия и Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Северная Осетия (Алания).

2.6 Развитие процессов иммиграции рабочей силы в Россию

Привлечение иностранной рабочей силы в экономику России имело место еще в СССР. Освоение северных и дальневосточных территорий, потребности в рабочей силе нефтегазового комплекса, лесного хозяйства, текстильной промышленности обеспечивались частично за счет других республик СССР, а также стран СЭВ, вьетнамских граждан.

Официальная численность привлеченных иностранных работников с 1994 по 2000 г. колебалась от минимальной величины 129 тыс. человек в 1994 г. до максимальной величины в 292 тыс. человек в 1996 г. В 2000 г. она составила 193 тыс. человек.

По последним данным Минэкономразвития и торговли России в 2003 году в России было занято 366,3 тыс. иностранных граждан, из них – 49% - выходцы из стран СНГ, остальные 51% из Китая, Вьетнама, стран бывшей Югославии, Турции, КНДР, Польши и др. стран.

Несмотря на проблему безработицы в России по-прежнему имеется значительное число вакансий, на которые не идут россияне. Кроме того, ряд иностранных фирм привлекает на работу в России иностранный персонал.

В основном иностранные работники используются в строительстве, торговле и общественном питании, промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте.

Стабильными потребителями иностранной рабочей силы являются Московский регион, Санкт-Петербург, Краснодарский и Приморский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.

С введением в действие Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, принятого 25 июля 2002 года (№115-ФЗ) можно получить более достоверные современные сведения о численности иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

По данным ФМС в Россию в 2003 году законно въехало 11 млн. человек, которым выдали миграционные карты. Еще 1,5 млн. человек были привлечены к административной ответственности за нарушение правил пребывания. С января 2004 года иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию, выдано свыше 18,2 млн. миграционных карт.

2.7 Возникновение незаконной иммиграции

После введения закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная иммиграция, современные масштабы которой оцениваются Минэкономразвития и торговли России в 2,5-3 млн. человек. Незаконные иммигранты это, в основном, беженцы из Афганистана, стран Африки и др., а также трудовые мигранты из Китая. При этом одномоментное присутствие китайцев, по данным Ж.А. Зайончковской, не превышает полмиллиона человек, в том числе в пограничных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока не более 300 тыс. человек.

При этом статус беженца получили в России лишь 352 человека, прибывших не из СНГ и Балтии. На незаконном положении находится значительная часть трудовых мигрантов из стран СНГ.

Основные причины незаконной миграции – “прозрачность” российских границ с государствами-участниками СНГ, неразвитость в России соответствующего законодательства и нехватка финансовых средств на регулирование данной формы иммиграции.

Многие иммигранты, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью транзита и последующего выезда в государства Запада, адаптировались в сфере малого бизнеса и коммерции, занимаются противоправной деятельностью и уже не планируют дальнейшие переезды.

2.8 Динамика миграционного оттока из России

По оценкам Госкомстата в 90-е годы из России ежегодно уезжало до 250 тыс. человек. Среди них от 100 до 125 тыс. высококвалифицированных специалистов, что негативно отражалось на трудовом и профессиональном потенциале России. При этом особое беспокойство вызывает эмиграция из России молодых инженеров, программистов, выпускников вузов, которые не могут найти возможности достойного применения своих сил в России.

В последние годы эмиграционный отток населения из России в страны дальнего зарубежья снизился. В 2001 году он составлял 58,6 тыс. человек, в 2002 году – 53,7 тыс. человек, в т.ч. 42,4 тыс. человек – в Германию.

По данным Минэкономразвития и торговли России, численность российских граждан, временно трудоустроенных в течение 2003 года за границей, составила 47,2 млн. человек, из них на Кипре – 9,9 тыс. человек (или 21% общего числа выехавших), в Германии – 2,5 тыс. человек, в Великобритании – 2,1 тыс. человек, в Греции – 3,1 тыс. человек, на Мальте – 3,3 тыс. человек, в Японии – 3 тыс. человек.

Получила развитие и нелегальная эмиграция. В российской и зарубежной прессе можно встретить материалы о выезде за границу девушек и молодых женщин якобы в модельный бизнес или в сферу обслуживания, но фактически становящихся объектом сексуальной эксплуатации. У женщин отбирают паспорта и заставляют работать фактически бесплатно.

 


2.9 Наличие среди мигрантов вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц

Почти каждому девятому иммигранту, прибывшему из государств-участников СНГ и Балтии в 2002 году в территориальных органах по делам миграции МВД России присвоен статус вынужденного переселенца или беженца. Удельный вес вынужденных мигрантов среди всех прибывших значительно дифференцируется по странам выхода. Соответствующий статус получили в 2002 году 39% прибывших из Грузии, по 17% - из Казахстана и Узбекистана, 16% из Таджикистана.

Всего, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, на 1 января 2003 года насчитывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 43% из них (217,3 тыс.) составляли жители Казахстана, 12,9% (65,2 тыс.) – Узбекистана, 8,9% (45 тыс.) – Таджикистана.

В связи с очагами напряженности внутри России формируются потоки вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц. Особенно сложная ситуация сложилась вокруг Чеченской Республики. До начала операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне (до 1995 г.) за пределами Чечни было зарегистрировано около 90 тыс. вынужденных переселенцев из этой республики. За 1999-2000 гг. общее число граждан, покинувших места постоянного проживания составила 309 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2003 года общее число внутриперемещенных лиц в России составило более 80 тыс. человек.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всей территории Российской Федерации. Наибольшее количество вынужденных переселенцев и беженцев – 31 тыс. человек поселились в Республике Северная Осетия – Алания, 29 тыс. – в Республику Ингушетия, по 24 тыс. – в Новосибирскую и Оренбургскую области; 22 тыс. – в Алтайский край; 19 тыс. – в Ставропольский край; 17 тыс. – в Белгородскую область, по 14-15 тыс. – в Краснодарский край, Воронежскую, Самарскую и Кемеровскую области, по 12-13 тыс. – в Красноярский край, Нижегородскую Владимирскую и Ростовскую области.


Заключение

Любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собой миграцию в широком значении этого слова. Трудовые миграции являются определяющими в общей совокупности территориальных перемещений; переселения — это конечный, законченный вид миграции.

Миграция населения — общественное явление. Миграция населения — столь же древнее явление, как и человек — сгусток всех общественных отношений. До появления человека территориально перемещались его человекообразные предшественники. Но эти перемещения предполагали поиск данных природой предметов потребления, а не условий труда для их производства. В этом принципиальная разница между миграциями любых популяций животного мира и миграцией населения.

Миграция как пространственное движение населения свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленности и состав миграционных потоков, ее социальные, экономические и демографические последствия существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным общественным строем, уровнем экономического развития и его территориальной дифференциацией, природно-климатическими условиями и структурой населения.

Основными особенностями современного российского законодательства по вопросам привлечения в страну иностранной рабочей силы являются ориентация на использование временной трудовой иммиграции и превалирование среди мер иммиграционной политики запретительных и административных мер.


Список литературы

1.       Бреев Б.Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. - М., 1977.

2.    Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - М., 2006 г.

3.       Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. – М.: Гриф, 2006 г.

4.       Моисеенко В.М. Территориальное движение населения. - М., 1985.

5.       Назарова Е. А. Особенности современных процессов миграции// Социс. -2000. - N1

6.       Переведенцев В. И. Методы изучения миграционного населения. - М., 1975.

7.       Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт. / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2005. - № 25

8.       Территориальная организация населения: Учебное пособие для вузов /под ред. Е.Г.Чистякова. – М., 2008 г.

9.       Симагин Ю.А. Территориальная организация населения: учеб.пособие для вузов. – М., 2007 г.

10.    Хорев Б.С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. - М., 1978.

11.    Хомра А. У. Миграция населения. - Киев, 1979.

12.    Чапек В.Н. Миграция и стабилизация трудовых ресурсов. - Ростов-на-Дону, 1983.