Курсовая работа: Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра социологии


Контрольная работа по дисциплине

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

На тему Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам


 

Выполнила  Рыжих Антонина Андреевна____________________________

 

Студент 4  курса  5 лет 10 мес.   Специальность    020300 Социология____ 

                                 (срок обучения)

Группа    7/6131 № зачетной книжки       40102/03______________________

Подпись________________________________________________________

 

Преподаватель Верминенко Ю. В__________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2007


Содержание

Содержание.. 2

Введение. 3

Теоретическая часть. 5

1.Формулировка проблемы.. 5

2. Объект и предмет исследования. 11

3. Цели и задачи исследования. 12

4. Гипотеза исследования. 13

5. Уточнение и интерпретация основных понятий. 14

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.. 16

1. Выборка. 16

2. Характеристика методов исследования. 18

3 Анализ данных. 28

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 32


Введение

Тема сексуальных меньшинств и нетрадиционной сексуальной ориентации является проблемной в современном обществе. Весной 2002 г. фракция "Народный депутат" официально внесла в Думу законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложество, по образцу статьи 121 УК РСФСР, инициатором которой был в свое время шеф ГПУ Г.Ягода. Общее число людей, пострадавших по этой статье, по подсчетам Дэна Хили, достигает 250 тыс. За пятьдесят лет существования статьи число судимостей по ней составило 60 тысяч![1]

Зато в СМИ скандал вызвал эффект бумеранга. Вместо привычного ернического тона, большинство телеканалов стали обсуждать проблемы сексуальных меньшинств всерьез, включая запретные темы однополых браков, усыновления детей и т.д. В ряде случаев теледебаты заканчивались в пользу геев. В Интернете создаются многочисленные форумы, посвященные данной тематике. Даже поверхностный анализ высказанных мнений позволяет установить неоднозначность отношения к сексуальным меньшинствам.

Так, отношение российского общества к гомосексуальности и гомосексуалам в целом отрицательно, но неоднородно. Во времена "перестройки", развития гласности и открытости, а именно в то время когда некая особа на программе "Телемост СССР-США" заявила, что секса у нас в стране нет, всё же было распространено мнение, что люди, как пожилые, так и молодые, относятся к представителям сексуальных меньшинств более чем презрительно. В экспресс-опросе ВЦИОМ в феврале 2001 г. был предложен такой вопрос: "Люди очень по-разному относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам. Как Вы лично думаете, это - …". Вариант "распущенность, вредная привычка" выбрали 36% опрошенных, "болезнь или результат психической травмы" - 31%, "сексуальная ориентация, имеющая равное с обычной право на существование" - 20%, "признак особой одаренности, таланта" - 1%, "затрудняюсь ответить" – 12% [11]. В марте 2002 г. при опросе москвичей от 20 до 45 лет, на вопрос " Как Вы считаете, это нормально, допустимо – иметь половые контакты с партнером своего пола?" утвердительно ответили около 12%, отрицательно – 76%, 12% затруднились ответом.

Впрочем, даже не одобряя гомосексуальность, большинство молодых и более образованных россиян не склонны дискриминировать ее носителей. При репрезентативном опросе в 1996 г. 18-74 летних петербуржцев, с мнением "Гомосексуальные отношения между взрослыми людьми – это их личное дело, государственным властям и закону не следует в это вмешиваться" полностью и в значительной степени согласились почти 53% опрошенных мужчин и 56% женщин, а в младшей возрастной группе (от 18 до 34 лет) – свыше 65 и 70%; совсем не согласны с этим суждением в данной возрастной группе 9.7% мужчин и 5.9% женщин.[2]

Очевидна динамика вопроса: отношение к данному вопросу различных слоев населения изменяется во времени. Особый интерес представляет отношение современной молодежи к людям нетрадиционной ориентации, поскольку именно эта социальная группа является катализатором общественного мнения не только в настоящем, но и в будущем.

Вышеупомянутые факты требуют тщательного анализа. Необходимо исследовать, как молодежь относится к сексуальным меньшинствам. Необходимо установить от чего зависит то или иное отношение к сексуальным меньшинствам. Этому мы и посвящаем свое исследование.


Теоретическая часть

1.         Формулировка проблемы

В данной работе я рассматриваю вопрос отношения молодежи к сексуальным меньшинствам. Каждый человек имеет свое собственное мнение по отношению к секс меньшинствам, которое сформировалось и зависит от многих факторов, в частности: места проживания (город, село и т.д.), возраста индивидуума, работы и круга его общения и т.д.

Сексуальные меньшинства — общий собирательный термин объединяющий лиц обоих полов с минорными по статистике вариантами сексуальной ориентации либо гендерной идентичности — гомосексуальностью, бисексуальностью и транссексуальность. Этот термин объединяет в себе гомосексуалов, бисексуалов, лесбиянок, а также транссексуалов. От первых букв этих слов образовано сокращение ГЛБТ, иногда используемое для обозначения сексуальных меньшинств. В английском языке существует аналогичное сокращение GLBT, а также распространено сокращение GLB означающее «Gay people, Lesbians and Bisexuals».

В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы, некрофилы, педофилы.

Термин «sexual minorities» в английском языке не несёт каких-либо оскорбительных или негативных коннотаций и употребляется в юридических документах как собирательное понятие для гомосексуалов, бисексуалов и лесбиянок. Примером такого словоупотребления может служить Sexual Minorities Rights Act, принятый в Великобритании и относящийся только к гомосексуалам, бисексуалам и лесбиянкам. В то же время среди носителей русского языка встречается широкая трактовка термина «сексуальные меньшинства», включающая и всякого рода сексуальные девиации.

Во многих странах существуют довольно сильные и влиятельные группы (правоконсервативные, религиозные) выступающие за признание гомосексуалов, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов не легальными сексуальными меньшинствами, а «сексуальными девиантами» или «первертами» (извращенцами), грешниками, морально падшими и развращёнными личностями и т. п.

В связи с намерением сексуальных меньшинств провести парад в Москве «Фонд Общественное мнение» организовал в 2006 году социологический опрос, в результате которого были обнаружены следующие тенденции в отношении российского общества к сексуальным меньшинствам:

«...в российском обществе нет однозначного отношения к представителям сексуальных меньшинств: почти половина респондентов (47%), по их признанию, относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам с осуждением (причем такое мнение чаще других разделяют мужчины и представители наименее ресурсных социальных групп: люди старшего возраста, малообразованные граждане и жители сел); немногим меньше (40%) — заявляющих, что они относятся к представителям сексменьшинств без осуждения (такую позицию чаще разделяют женщины, молодежь, высокообразованные респонденты, а также жители Москвы и остальных мегаполисов). Еще 13% опрошенных затруднились выразить свое отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации».[3]

Сексуальные меньшинства хорошо интегрированы в общество. Несмотря на то, что большинство американцев считают гомосексуальную ориентацию "неправильной", 85% опрошенных службой Gallup убеждены в том, что геи и лесбиянки должны пользоваться абсолютно теми же правами, что и другие люди. Хотя данные на этот счет фрагментарны и не всегда сопоставимы, уровень образования и дохода геев и лесбиянок нередко выше среднестатистического. По данным национальной переписи США 1990г., 13% совместно живущих геев имели образование выше колледжа, а 23.7% окончили колледж; у женатых гетеросексуальных мужчин соответствующие цифры - 10.3% и 17%. Кроме того, они значительно реже нарушают закон. Районы, в которых предпочитают селиться люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, ничем не напоминают прежние гетто; нередко недвижимость в них стоит дороже, чем по соседству [14]. По данным опроса 15.000 европейцев, проведенного известной фирмой EMNID , геи и бисексуалы лучше образованы и имеют более высокую академическую успеваемость. Европейские геи тратят больше денег на путешествия, больше увлекаются музыкой и литературой, а также проводят на 10% больше времени в Интернете. Налицо взаимозависимость: ослабление социальной дискриминации делает представителей сексуальных меньшинств более благополучными, а это, в свою очередь, способствует уменьшению предубежденности и враждебности к ним (правда, порождает зависть).

Европейское сообщество считает дискриминацию людей по признаку их сексуальной ориентации такой же юридически и морально неприемлемой, как расизм и антисемитизм. Это касается, в частности, легального возраста согласия, который согласно европейским нормам, должен быть одинаковым для гетеро= и для гомосексуальных отношений. Летом 2002 года, в то самое время, когда в России начались дебаты о запрещении однополой любви, Австрия и Венгрия, следуя общеевропейским принципам, уравняли гетеро= и гомосексуальные связи, установив единый возраст согласия – 14 лет. В сентябре 2002 г. такие же нормы ввела в свой новый уголовный кодекс Молдова.

Быстрыми темпами идет процесс легализации и приравнивания однополых сожительств к юридически оформленным бракам. На первый взгляд, зачем регистрировать однополые, предположительно бездетные, сожительства? Но ведь никто не отрицает права на существование бездетных браков. Число совместно проживающих и ведущих общее хозяйство однополых пар быстро растет [24]. Это зафиксировано национальными переписями населения в США (1990, 2000), Новой Зеландии (1996) и Канаде (2001) (раньше переписчики однополые пары игнорировали). Американская перепись 2000 года зафиксировала свыше 600 тысяч однополых домохозяйств (по сравнению с 1990 г. - рост на 300%), - 1% общего числа, причем специалисты считают эту цифру заниженной [25]. Официальная регистрация отношений дает партнерам значительные преимущества в плане социального страхования, наследования имущества и т.д. Многие однополые пары имеют детей от прежних браков. Около 15% совместно живущих женских и 3% мужских канадских пар сообщили, что воспитывают детей. Что же касается церкви, то она тут ни при чем: речь идет не о церковном, а о гражданском союзе, а все социальные льготы оплачиваются за счет налогов, которые геи и лесбиянки платят наравне с остальными гражданами.

Отсюда – сдвиги в законодательстве. Первой в 1989 г. однополые "зарегистрированные партнерства" узаконила Дания. Ее примеру последовали Норвегия (1993), Швеция (1994), Исландия и Гренландия (1996), Нидерланды (1998) и Финляндия (2001). Похожий закон приняла в 2001 г. Германия, где. "зарегистрированные партнерства" практически во всем идентичны браку, за исключением названия и возможности совместного усыновления детей. Франция и Бельгия в результате долгих дебатов пришли к компромиссному варианту, внеся в гражданское право понятие пакта гражданской солидарности, особого вида договора, который могут заключить между собой "двое взрослых разного пола или одного пола для регулирования их совместной жизни". С 1 апреля 2001 года Нидерланды стали первым государством в мире, предоставившем однополым парам абсолютно такие же права по заключению брака, как и разнополым.

Намечаются сдвиги в признании права однополых пар на усыновление детей. В большинстве стран это запрещено законом. Однако в феврале 2002 г. авторитетная Американская академия педиатрии опубликовала доклад, одобряющий усыновление и удочерение детей семьями, где оба партнера - представители сексуальных меньшинств. По заключению Академии, подобные семьи способны обеспечить детям мирное, здоровое и эмоционально стабильное детство. Этот вывод основан на результатах специального исследования, которое показало, что жизнь в однополых семьях не наносит никакого ущерба детям.[4]

В декабре 2002 г. Американская психиатрическая ассоциация также официально заявила, что "поддерживает инициативы, которые позволяют однополым парам усыновлять и совместно выращивать детей, а также все связанные с этим легальные права, привилегии и ответственности". В заявлении говорится, что исследования последних 30 лет убедительно доказали, что дети, выращенные родителями-геями или лесбиянками, обнаруживают такой же уровень эмоциональной, когнитивной, социальной и сексуальной эффективности, что и дети, выращенные гетеросексуальными родителями, и что оптимальные условия для развития детей зависят не от сексуальной ориентации родителей, а от стабильных привязанностей к ответственным и заботливым взрослым. Такую же позицию занимает Американская психоаналитическая ассоциация, Американская ассоциация детских и подростковых психиатров и Американская ассоциация семейных врачей.

Например, в Англии в 1990 г. при опросе лицом к лицу наличие какого-то гомосексуального опыта признали 5.5% мужчин и 2.8% женщин; при самостоятельном заполнении анкеты эти цифры повышаются до 6% и 3.3%. В 2000 г. эти показатели выросли у мужчин до 6.7% и 8.4%, а у женщин – до 7.0% и 9.7%. Наличие генитального гомосексуального контакта до наступления 20 лет в 2000 году признали 3.6% мужчин и 3.9% женщин от 20 до 44 лет 26. Однако люди, имеющие гомосексуальные контакты, далеко не всегда причисляют себя к числу геев, обладают гомосексуальной идентичностью. Чувства, поведение и идентичность очень часто не совпадают. Недаром "решетка Клайна", используемая для измерения сексуальной ориентации, включает 7 автономных шкал.[5]

На мой взгляд, долгосрочным результатом нормализации однополой любви будет не столько увеличение абсолютного числа геев и лесбиянок, то есть людей, которые признают себя таковыми, сколько то, что люди перестанут категоризировать себя и других по этому признаку. Ведь никто не классифицирует и не дискриминирует людей по тому, предпочитают ли они блондинок или брюнеток и практикуют ли они позицию "женщина сверху". В демократическом обществе сексуальная ориентация из политической проблемы постепенно становится делом индивидуального предпочтения, стабильность которого у разных людей неодинакова.

Это актуализирует проблему соотношения социально-нравственных и медико-биологических критериев сексуального здоровья, которая все больше выходят из сферы исключительной компетенции психиатрии и сексопатологии.


2.   Объект и предмет исследования

Объект исследования:

Молодые люди  в возрасте 15-30 лет

Предмет исследования:

 

Отношение молодых людей к сексуальным меньшинствам и их представителям, влияние социальных факторов на отношение молодежи к сексуальным меньшинствам.

Социальная и юридическая нормализация однополой любви означает, что геи и лесбиянки становятся более видимыми и слышимыми. Однако это не означает, что их становится больше. Показатели наличия сексуальных контактов, влечения к лицам своего пола и идентификации себя в качестве геев и лесбиянок везде и всюду существенно расходятся.

3.   Цели и задачи исследования

Цель:

Найти зависимость между социальными факторами и отношением к сексуальным меньшинствам и определить среди молодежи группы людей, относящихся к сексуальным меньшинствам наиболее доброжелательно или наоборот, считающих, что они способствуют моральному разложению общества.

Задачи исследования.

 

1) Выявление закономерностей отношения молодежи к людям с нестандартной сексуальной ориентацией.

2) Выявление причин позитивного или негативного отношения к сексуальным меньшинствам.

3) Фактически обосновать гипотезу, утверждающую, что по мнению большинства людей некоторый процент людей с нестандартной сексуальной ориентацией – вполне естественное явление.

4)Найти зависимость между социальным статусом человека и его отношением к сексуальным меньшинствам.

5) проследить динамику развития отношения молодежи к сексуальным меньшинствам

 

4. Гипотеза исследования

 

1.Отношение людей к сексуальным меньшинствам напрямую зависит от их социального статуса.

2.Большинство молодых людей придерживается мнения, что сексуальные меньшинства вполне могут существовать, если их представители не затрагивают людей с нормальной сексуальной ориентацией.

3.Большинство считает, что некоторый процент людей с нестандартной сексуальной ориентацией – вполне естественное явление.

 

5. Уточнение и интерпретация основных понятий  

 

Обоснованность научных и практических предположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих посылок с менее общими, а в конечном счете на основе непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот сложный путь, необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают.[6]

Сексуальные меньшинства являются предметом изучения многих отраслей научного знания: психологии, медицины, правоведения и т.д. Социологический подход к проблеме основывается на восприятии сексуальных меньшинств как социальной группе, взаимодействующей с обществом в целом. Мы рассматриваем сексуальные меньшинства как социальную группу, состоящую из лиц обоих полов с минорными по статистике вариантами сексуальной ориентации либо гендерной идентичности — гомосексуальностью, бисексуальностью и транссексуальность. Этот термин объединяет в себе гомосексуалов, бисексуалов, лесбиянок, а также транссексуалов. От первых букв этих слов образовано сокращение ГЛБТ, иногда используемое для обозначения сексуальных меньшинств. В английском языке существует аналогичное сокращение GLBT, а также распространено сокращение GLB означающее «Gay people, Lesbians and Bisexuals». Примечательно, что причисление людей к ГЛБТ основывается на добровольном и осознанном выборе сексуального партнера. Сексуальные отклонения правового и медицинского характера рассматриваться не будут.

МОЛОДЕЖЬ - понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного / неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики М. выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей. М. в 20 в. выступала субъектом-носителем таких личностных параметров как "молодость" и "революционность". К молодежи чаще всего относят лиц возраста 15-30 лет.[7]


  II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1. Выборка

Выборка является базовым уровнем проводимых исследований. Необходимо отметить, что данные, полученные от выборки, скорее всего не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех единиц совокупности.

От определения выборки во многом зависит эффективность проведения опроса.

Для определения необходимой и достаточной выборки исследователь должен оценить тот круг опрашиваемых, которые соответствовали бы всей совокупности и отвечали задачам исследования. При разработке плана выборки рекомендуется следовать следующей схеме:

1. Кого опрашивать?

2. Какое количество людей необходимо опросить?

3. Каким образом следует отбирать членов выборки?

Так, в данном исследовании, естественно, опрашивались именно мужья и жены в период ожидания ребенка.

Различие между данными, полученными от выборки и истинными данными, называется ошибкой выборки. Ошибка выборки обусловливается двумя факторами: методом формирования выборки и размером выборки.

Численность выборки обосновывалась требованиями заданной точности и спецификой исследования. Для обеспечения надежности выводов на уровне точности не менее 5% при известных параметрах изменчивости результатов по основным методикам произведенная выборка представляется репрезентативной.

Выборочная совокупность равна  100 человек. Возраст опрошенных составляет 15 – 30 лет.

Проводилось выборочное исследование при помощи анкетирования, не претендующее на большую репрезентативность  полученных данных, но помогающее осветить поставленную проблему.

 

2. Характеристика методов исследования.

 

Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом социолог  пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.

 Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории.  Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей[8]. Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.

Методы социологических исследований включают:

- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;

- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об  изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент - анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте.

 В своей работе  я применяла  опросный метод  исследования.

Профессионализм в выборе и применении метода заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов) исследования.

Для того чтобы нивелировать случайные отклонения в совокупности получаемых оценок и мнений, социологи опрашивают множество людей, предварительно рассчитывая, какое количество высказываний может достаточно точно отразить реальную общую картину. Иными словами, используя опрос как метод получения информации, исследователи чаще прибегают к выборочному анкетированию (письменному заполнению стандартного опросного листа) или интервьюированию (устным ответам на «тематически» поставленные вопросы), поскольку проводить сплошной опрос всех, причастных к объекту исследования, порой весьма затруднительно.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование.

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (например, людям с разным образованием и т.д.).

При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:

-          Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной.

-          Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов.

-          Анкета не должна содержать лишних вопросов.

-          В тесте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология.

-          Все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования.

-          Анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость.

-          В анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах.

Все вопросы можно классифицировать[9]:

-          по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

-          по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

-          по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При интервьюировании, в отличие от анкеты,  контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Выбор средств для социально-психологического исследования семейных отношений представляется достаточно сложной задачей, которая усложняется  тем, что область семейных отношений является глубоко интимной, личностно значимой и поэтому требует особенно осторожного подхода.

В данном исследовании с целью получения эмпирической информации применялась анкета. Анкета служила для получения сведений о изменениях в характере межличностных взаимоотношений между родителями в период ожидания ребенка. Вопросы задавались в основном в косвенной форме.

Ролевые притязания мужей и жен в период ожидания ребенка оценивались в анкете по критериям:

¾ хозяйство и быт,

¾ отношение к детям,

¾ поддержка внесемейной деловой активности,

¾ эмоциональная и моральная поддержка,     

¾ внешняя привлекательность.   

Кроме содержательных вопросов, анкета включала вопросы, направленные на выяснение социально-демографических характеристик респондентов. Здесь отражались  характеристики респондентов необходимые для анализа поставленной проблемы:

Пол_________Возраст_________________

Социальное положение _________________

Дата______________

Анкета анонимна. Фамилии, имена и отчества не указывались, учитывая интимность многих вопросов, касающихся семейных проблем.

Вопросы анкеты с данными исследования приведены ниже.

От исследователя требовалось не только выявить, но и правильно поставить проблему, т.е.:

-     корректно (точно и четко) ее сформулировать;

-     выдвинуть конкретные цели исследования;

-     сформулировать научную гипотезу (предположение о связях между изучаемыми элементами);

-     построить теоретическую модель явления;

-     операционализировать модель, выделяя совокупность важных наблюдаемых признаков явления;

-     определить задачи анализа;

-     выбрать адекватные методы и инструментарий исследования проблемы.

Говоря иными словами, правильная постановка проблемы дает дополнительные ресурсы к ее разрешению.

 Процесс составления анкеты осуществляется в следующей последовательности:

-          Определение целей опроса.

-          Выбор методов сбора данных.

-          Разработка вопросов.

-          Оценка вопросов.

-          Тестирование.

-          Уточнение анкет.

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты и проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. 

Опрос, который предстояло провести, является групповым анкетным опросом.

Преимущества группового опроса: обеспечивается стопроцентный возврат анкет; респонденты имеют возможность дополнительной консультации по технике заполнения анкеты; есть возможность контролировать качество заполнения анкет в процессе сбора.

Вопросы анкеты. Отношение людей к сексуальным меньшинствам.

Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов о Вашем отношении к сексуальным меньшинствам. Во всех вопросах даны варианты ответов и Вам нужно просто отметить тот вариант, который наиболее близок к Вашему личному мнению.

1. Ваш пол:

а) мужской

б) женский

2. Ваш возраст:

а) от 15 до 18

б) от 18 до 25

в) от 25 до 35

г) от 35 до 50

д) более 50

3. Ваше семейное положение:

_______________ (допишите)

Ваше место учебы \ работы (если работаете, укажите профессию или должность):

а) колледж, гимназия, лицей , средняя школа

в) ПТУ, техникум, училище

г) ВУЗ

д)_____________________________ (другое)

4. По Вашему мнению , уровень доходов вашей семьи

а) низкий

б) средний

в) высокий

5.Вы из семьи

а) интеллигентов

б) рабочих

в) другое ( укажите )__________________________

6.Знаете ли Вы о существовании сексуальных меньшинств ?

а) да

б) нет

7.Знаете ли Вы о том , что в вашем городе есть люди с нестандартной сексуальной ориентацией ?

а) да

б) нет

9.Есть ли среди Ваших знакомых представители сексуальных меньшинств ?

а) да

б) нет

в) не знаю

9.По Вашему мнению:

а) сексуальные меньшинства в нашей стране были всегда

б) появление сексуальных меньшинств связано с наличием литературы и западной видеопродукции, заполнившей наш рынок в последние годы

в) другое ( укажите что) _______________________

12. Как Вы относитесь к действиям правительства по вопросу сексуальных меньшинств?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) нет

г) Скорее нет , чем да

д) Затрудняюсь ответить

10.Вы считаете, что

а) сексуальные меньшинства воздействуют на общество крайне отрицательно и необходимо бороться с ними всеми возможными способами, включая насильственные.

б)сексуальные меньшинства вполне естественное явление, Вы свободно общаетесь (общались бы) с их представителями.

в) нестандартная сексуальная ориентация явление противоестественное, но если представители сексуальных меньшинств не затрагивают лично Вас, Вы не считаете нужным бороться с ними.

г) ничего плохого в нестандартной сексуальной ориентации нет, но Вы избегаете общения с представителями сексуальных меньшинств, в частности с гомосексуалистами, так как по данным статистики они являются основными переносчиками венерических заболеваний.

11.Как Вы считаете, должно ли общество морально поддерживать сексуальные меньшинства?

а) да

б)нет

в)затрудняюсь ответить.

12.Должно ли государство как-либо изолировать сексуальные меньшинства (например построить город, в котором будут проживать только их представители).

а) да

б)нет

в) затрудняюсь ответить


3 Анализ данных

Результаты исследования показывают, что отношение молодежи к сексуальным меньшинствам неоднозначно.

Наше предположение о том, что отношение респондентов к сексуальным меньшинствам зависит от их социального статуса подтвердилось лишь частично: среди тех немногих, кто убежден в необходимости борьбы с сексуальными меньшинствами люди с невысоким уровнем образования. (12% опрошенных)

Наиболее резкие отличия в отношении к сексуальным меньшинствам наблюдаются в зависимости от пола. Подавляющее большинство девушек придерживаются мнения, что нестандартная сексуальная ориентация – вполне естественное явление. А юноши в большинстве своем считают  нестандартную сексуальную ориентацию противоестественным явлением, но не считают необходимой борьбу с сексуальными меньшинствами. (87% опрошенных лиц мужского пола).

Примечательно, что незамужние и неженатые относятся к сексуальным меньшинствам более лояльно, чем находящиеся в браке. Среди холостых молодых людей только 8% за борьбу с сексуальными меньшинствами, среди женатых этот показатель возрастает до 12, 5%.

По сравнению с данными опроса 2002 года очевидна демократизация взгляда на нетрадиционные половые отношения (53% против 87% опрошенных мужчин), что означает возросшую терпимость к сексуальным меньшинствам.

Не нашла подтверждения гипотеза о том, что молодые люди избегают общения с представителями сексуальных меньшинств (в частности с гомосексуалистами) из-за того, что, по данным статистики, они являются основными переносчиками венерических заболеваний. Данный факт, по нашему мнению, доказывает то, что современное общество остро нуждается в информации по поводу данной проблемы. В частности существует необходимость в публикации статистических данных о распространении венерических заболеваний людьми с нестандартной сексуальной ориентацией, в обсуждении этой проблемы в школах и других учебных заведениях. Безусловно, здесь требуется более серьезное исследование (т.к. данное исследование нерепрезентативно в связи с  малым количеством опрошенных) и более тщательный анализ данных.

Радует то, что среди опрошенных довольно низок процент тех, кто   связывает появление сексуальных меньшинств с наличием литературы и западной видеопродукции, заполнившей наш рынок в последние годы.


Заключение

Мы имеем проблему, но не имеем готового ее решения. В любом случае, психотерапевтическая помощь, в которой нуждаются некоторые гомосексуалы, возможна только при условии дружественного отношения и понимания. О специфике психотерапии среди геев и лесбиянок существует большая специальная литература, кое-что даже переведено на русский язык.

Депатологизация гомосексуальности очень напоминает судьбу левшества. В прошлом леворукость часто считали болезненной и опасной, а левшей - морально развращенными, им приписывали связь с дьяволом, обследования в тюрьмах и психиатрических больницах в конце XIX в. "подтвердили", что левши чаще бывают лунатиками, невротиками, имеют преступные наклонности, среди них больше умственно отсталых, заик, эпилептиков и т.д. Врачи, учителя и родители делали все возможное, чтобы подавить в детях это болезненное начало и научить их пользоваться преимущественно правой рукой. Иногда это получалось, чаще - нет, но всегда причиняло много хлопот и мучений. Сегодня эти тревоги кажутся смешными.

Хотя леворукость связана с особенностями латерализации полушарий головного мозга и, подобно гомосексуальности, встречается у мужчин вдвое чаще, чем у женщин, причем между этими феноменами есть определенная связь (у гомосексуалов вероятность "неправоручия" на 39% выше, чем у гетеросексуалов), она не сопряжена ни с какими психическими и нравственными отклонениями.

Противоречащая международным стандартам позиция некоторых психиатров лишает российских геев и лесбиянок законной медицинской помощи (не станет же врач помогать своему клиенту принимать заведомо "нездоровую" сексуальную ориентацию?!), отрицательно сказывается на их душевном состоянии и самоуважении и используется для оправдания их социальной дискриминации, публичной диффамации и т.п. Тем более, что эти люди юридически беззащитны. В нашем законодательстве нет закона, который позволял бы дискриминировать сексуальные меньшинства, но нет и ни одного закона, который бы защищал их гражданские и человеческие права. Однако отмечена тенденция к восприятию нетрадиционной сексуальной ориентации людей как некоторое естественное положение вещей, что связано с увеличением знаний о данном явлении с точки зрения психологии и сексопаталогии. Подобная тенденция способствует стабилизации общества в целом.


Список используемой литературы

4.  Аберкромби К., С. Хилл, Тернет Б.С. «Социологический словарь», М. «Экономика», 2004

5.  Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира.- М.: БЕК 2001

6.  Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология» , 2003, № 2

7.  Методы и методики социально-педагогического исследования. / Под ред. С.Г. Вершловского. – М., 1999.

8.  Настольная книга социолога. ВГУ. Воронеж. 2006

9.  Электронная энциклопедия Википедия // «Сексуальные меньшинства»

10.       Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Уч. Посю 3-е издание. М. Омега Л. 2007

11.       Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995



[1] Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология» , 2003, № 2, с. 2

[2] Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология» , 2003, № 2, с. 4

[3] Электронная энциклопедия Википедия // «Сексуальные меньшинства»

[4] Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология» , 2003, № 2, с. 4

[5] Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира.- М.: БЕК 2001

[6] Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Уч. Посю 3-е издание. М. Омега Л. 2007, с 45

[7] Аберкромби К., С. Хилл, Тернет Б.С. «Социологический словарь», М. «Экономика», 2004

[8] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.С.41.

[9] Методы и методики социально-педагогического исследования. / Под ред. С.Г. Вершловского. – М., 1999.С.37.