Контрольная работа: Порядок проведения социологических исследований

Содержание

Введение

1. Понятие и виды социологических исследований

2. Подготовка социологического исследования

3. Методы социологических исследований

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.


1. Понятие и виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. [1]

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами. [2]

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. [3]

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению "поведения" тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное. [4]

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный "срез" объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. [5]

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований.

Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.


2. Подготовка социологического исследования

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема - это всегда противоречие между знанием (например, о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях) и незнанием (например, путей и средств их реализации). [6] В связи с этим решение проблемы означает получение нового знания или теоретической модели, которые объясняли бы явление, а также выявление факторов, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Проблема включает следующие компоненты[7]:

1) сущность или содержание проблемы (в чем она заключается?);

2) организационная. и физическая локализация (где выявлена проблема?);

3) владение проблемой (кому известно о проблеме и кого она затрагивает?);

4) временные рамки (с какого времени существует данная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? и т.д.).

Социологическое исследование всегда начинается с некоей проблемной ситуации. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие условий, признаков данной проблемы, прежде всего выяснить, есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа, а потому могут выступать как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета), а также установить достоверность учета и статистики по этому показателю;

4) выделить в проблемной ситуации основные и второстепенные компоненты для того, чтобы определить основное направление исследования;

5) проанализировать уже имеющиеся решения проблем, которые аналогичны изучаемой.

Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Обычно она включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

Итак, социолог должен:

1) определить цели и задачи исследования, то есть те общие и частные результаты, которые он намеревается получить;

2) определить предмет и объект исследования.

На этапе теоретической и эмпирической интерпретации понятия исследователь решает три основные задачи:

1) выясняет аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;

2) проводит анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;

3) обеспечивает измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных показателей.

На этом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку с помощью научных терминов, затем эта формулировка раскладывается на операционные составляющие, проводится их факторная интерпретация, то есть определяется система связей формулировки с внешними и внутренними субъективными факторами. Конечной целью на данном этапе является выработка понятий, которые доступны учету и регистрации.

Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами.

Формирование гипотезы - заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.

На данном этапе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается.

2. Для объяснения фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез; связь между гипотезами должна быть как можно более тесной.

3. Из нескольких гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число фактов.

4. Нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах.

5. При выдвижении гипотез необходимо понимать, что выводы будут иметь вероятностный характер.

3. Методы социологических исследований

Опрос - это метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.

Опрос может быть: индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно); устным и письменным; массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых респондентов); одноразовым и неодноразовым.

Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно. По этой причине с опросом на генеральной совокупности мы имеем дело лишь при переписи населения; в определенном смысле как опрос на генеральной совокупности могут быть рассмотрены выборы и референдумы.

Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть peпpeзентативной.

Выборочная совокупность может формироваться по разным принципам: случайная выборка осуществляется из всего множества возможных респондентов методом случайных чисел. Она возможна лишь тогда, когда известны все потенциальные респонденты опроса; систематическая выборка предполагает вычисление интервала пропуска данных; стратифицированная выборка заключается в разбиении генеральной совокупности на страты (слои), а затем из каждого из них осуществляется выборка; кластерная выборка учитывает распределение респондентов на группы по географическому признаку (например, жители центра и жители окраины города); целевая выборка - это выборка, осуществляемая по усмотрению опрашивающего, который произвольно выбирает опрашиваемых (но при этом он обязательно должен руководствоваться определенными принципами); многоступенчатые выборки сочетают в себе все указанные способы (или некоторые из них). При этом на каждом этапе выборка осуществляется по разным принципам (например, сначала - кластерная, затем стратифицированная по возрасту, затем случайная выборка).

Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.

Социологическое интервью - это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и фиксации его ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии сжестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется планом в примерным перечнем вопросов, которые следует задать.

Анкетирование - это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную часть и заключительную часть.

В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, в вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Содержательная часть - это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25 - 35 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться необъективными в силу утомления и потери интереса к опросу.

Разработка анкеты и проведение анкетирования - сложный процесс, который предполагает ряд этапов.

1. Формулировка гипотезы.

2. Верстка анкеты.

3. Пилотажное исследование.

4. Проведение анкетирования.

5. Обработка результатов и подготовка отчета.

Полученные в результате опроса данные могут подвергаться вторичному анализу, при котором они подвергаются повторной интерпретации. В этом случае полученные в разных опросах данные могут объединяться, сводиться, сравниваться и т.д. Эта разновидность социологического анализа возникла по причине дороговизны проведения опросов.

Метод опроса имеет достоинства:

1. Опрос - это экономичный и оперативный метод сбора информации.

2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п.

К недостаткам метода опроса следует отнести:

1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.

Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно-научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.

Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение.

Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.

При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).

Эксперимент предполагает разделение участников как минимум на две группы - экспериментальную и контрольную. В зависимости от целей эксперимента групп может быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная группа помещается в условия, в которых ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов не всегда может зависеть от влияния независимой переменной, однако в большинстве случаев мы можем получить таким образом весьма достоверные данные.

Несмотря на то, что эксперимент - в том числе и по этическим причинам - является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован социологией, он использовался и понимающей социологией, отрицавшей жесткий детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности.

Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица.

Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.

Наблюдение - это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или иной степени сам становится его участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом. Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, а наблюдатель не принимает участия во взаимодействии.

Если опрос и эксперимент обычно связаны с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.

Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.

Измерение в социологии - это безэталонный метод познания общественных явлений, средством которого является отношение человека к объекту исследования.

Нередко можно встретить суждения о том, что социолог сам конструирует эталон и с его помощью измеряет явления. В таких суждениях смешивается объективность научного исследования и субъективность исследователя. То, что конструирует социолог, является порождением мысли исследователя и не связан непосредственно с изучаемым явлением. Разные социологи могут создавать разные эталоны относительно одного и того же явления: в экономическом кризисе одни измеряют прибыли самых удачливых бизнесменов, другие - уровень занятости, третьи - уровень нищеты, четвертые степень обработки пропагандой населения и т.д., причем каждый исследователь считает свой подход наиболее важным. Другими словами, то, что конструирует исследователь, нельзя назвать эталоном в полной мере (то есть в том же смысле, как мы говорим об эталоне метра, килограмма и т.д.).

Измерение в социологии начинается с фиксации континуума, то есть шкалы, отражающей протяженность стороны изучаемого явления и включающей указание крайних состояний отношения к нему респондентов: от начала (максимума) до конца (минимума). В социологии используются различные виды шкал:

1) порядковая шкала, содержащая в себе нечетное количество позиций (обычно 3 или 5). Такие шкалы предполагают только один вариант ответа на поставленный вопрос.

2) номинальная шкала, содержащая в себе набор признаков какого-либо явления, отраженного в сознании человека. Номинальная шкала допускает выбор нескольких ответов и, кроме того, свой собственный вариант ответа. При помощи номинальной шкалы обычно выявляют ценностные ориентации относительно того или иного вопроса.

Средством измерения в социологии является индекс - обобщающий качественно-количественный эмпирический показатель каких-либо качеств интересующего объекта. Индекс рассчитывается в интервале от +1 до - 1 или выражается в процентах.

В социологии используются также коэффициенты - количественное соотношение различных свойств людей или процессов. В отличие от индекса коэффициент ориентирован на объективные показатели, даже если речь идет о субъективности человека (например, можно вычислить коэффициент посещаемости студентов, выяснив соотношение между их количеством, количеством присутствовавших и количеством занятий).

В социологии сформулировано три требования к измерению:

1) требование валидности, то есть обоснованность измерения: "Измеряется то, что хотели измерить". Валидность также указывает на отсутствие в измерении теоретических ошибок;

2) требование полноты, то есть учета всех значений индикаторов.

3) требование надежности измерения, то есть постоянства и повторяемости результатов измерения одних и тех же свойств, осуществляемого в одних и тех же условиях.

Выделяют следующие разновидности анализа документов.

Виды анализа:

I. 1) внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов;

2) внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

II. 1) качественный анализ, который предполагает углубленное логическое и стилистическое изучение документа, то есть направлен на воссоздание взглядов автора. Этот вид анализа используется при изучении уникальных личных документов и близок к понимающей социологии;

2) качественно-количественный анализ, или контентанализ.

Контент-анализ предполагает извлечение данных на основе анализа документов - не только письменных, но и визуальных.

Сущность данного метода состоит в следующем. Исследователи, определив интересующие их вопросы, разрабатывают систему категорий, которые характеризуют исследуемые феномены.

Элементарным примером контент-анализа может служить изучение частотности упоминаний политических деятелей в прессе. Обработка полученных данных заключается, например, в построении общего рейтинга, а также в разбиении политических деятелей на группы в зависимости от политических пристрастий или партийной принадлежности и т.д. Полученные данные могут использоваться при анализе восприятия различных партий, их лидеров и использоваться в принятии важных решений в сфере "паблик рилэйшнз".

III. 1) Биографический метод (метод личных документов) - это метод исследования, основанный на анализе личных документов: писем, дневников, хроник, мемуаров, автобиографий и т.д.

Достоинство биографического метода заключается в том, что он обеспечивает правдивость информации, показывающей жизнь "снизу", глазами рядовых людей. Основной недостаток - субъективность содержащейся в документах информации в тех случаях, когда сведения, сообщаемые авторами, связаны с их интересами.

2) Метод официальных документов - способ изучения объективной стороны жизни общества, основанный на анализе документов государства, церкви, политических партий и общественных организаций.

Достоинства официальных документов как объекта социологического исследования заключаются:

1) в минимальной субъективности составителя документа;

2) в максимальной объективности информации;

3) в более полном, чем в личных документах, охвате действительности;

4) в большей, чем в личных документах, точности сведений.

Однако официальные документы имеют и недостатки:

1. Они излишне формализованы, единообразны. В результате этого утрачивается информация, которая, по мнению составителя, несущественна, но важна для исследователя.

2. Официальные документы могут специально использоваться для дезинформации (например, так поступали германские спецслужбы).

3. Цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом.


Заключение

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Опрос - это метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.

Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи.

Наблюдение - это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Измерение в социологии - это безэталонный метод познания общественных явлений, средством которого является отношение человека к объекту исследования.


Список использованной литературы

1.   Волков Ю.Г., Мостовая И.В. В67 Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - 244 с.

2.   Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. - СПб.: Издательство С. - Петербургского государственного университета, 1999. - 296 с.

3.   Касьянов В.В. Социология. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 288 с.

4.   Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 464 с.

5.   Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994. - 256 с.



[1] Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 136.

[2] Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 136-138.

[3] Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 139.

[4] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – с. 39.

[5] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – с. 39.

[6] Касьянов В.В. Социология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 183.

[7] Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – с. 173.