Курсовая работа: Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П. А. СТОЛЫПИНА»
Курсовой проект
по дисциплине «Исследование социально-экономических процессов»
на тему: «Гражданское и патриотическое воспитанное молодежи».
Саратов 2008
Содержание
1. Проблематизация
2. Операционализация
3. Методы исследования
3.1 Анкетирование
3.2 Экспертное интервью
3.3 Наблюдение
Выводы
Приложение 1 «Фокус-группа»
1. Проблематизация
Проблематизация - формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. Проблематизация определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении. Термин проблема употребляется как минимум в трех смысловых значениях:
1) как препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелю средствами и методами. Собственно проблема в этом смысле характеризует не само препятствие, а отношение деятеля к препятствию (она есть субъективное отношение к препятствиям при достижении целей). В такой субъективной трактовке проблема может восприниматься как вызов, требующий ответа, усилия, подвига или изобретения.
2) как "ученое незнание" или знание о незнании.
3) как столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же.
В настоящее время для нашей страны насущной проблемой становится воспитание молодежи. Так как молодежь – это будущее страны, гарант ее экономической, политической, социальной стабильности. Молодежь – это настоящие и будущие успехи страны в промышленности и сельском хозяйстве, в культуре, науке, технике, спорте. Молодежь составляет треть всех жителей России и 48% экономически активного населения. Гражданская ответственность и патриотизм молодежи - одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития России, ее продвижения по пути демократии и строительства гражданского общества.
Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамический процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, средства массовой информации и другие.
Основной целью государства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В последние годы государство стало уделять немало внимания воспитанию молодежи: была разработана и утверждена федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг. Все это, безусловно, оказывает большое влияние на молодежь и способствует формированию ее гражданских и патриотических позиций. Но многие молодые люди не имеют ясного представления о федеральной целевой программе.
Таким образом, становится ясно, что гражданское и патриотическое воспитание молодежи зачастую осуществляется только на словах. Сами же молодые люди не совсем видят и понимают роль государства в этом процессе. В чем причина этого? И как можно решить эту проблему?
Объектом исследования являются молодые люди от 16 до 30 лет.
Предметом исследования являются:
1) факторы, влияющие на формирование гражданского и патриотического воспитания молодежи;
2) оценка молодыми людьми места государства в процессе гражданского и патриотического воспитания (анкетирование);
3) целевая федеральная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
Цель: определить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»; роль государства в формировании гражданских и патриотических чувств молодежи.
Задачи:
1) выявить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» (анкетирование);
2) выявить понимание молодыми людьми понятий «гражданственность», «патриотизм» (анкетирование);
3) выяснить отношения молодежи к действиям властей по решению данной проблемы (анкетирование);
4) выяснить роль государства в формировании гражданских и патриотических чувств (экспертное интервью, наблюдение).
Гипотезы:
1) возможности молодежи в участии программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» ограничены из-за недостаточной информированности;
2) незнание понятий «гражданственность», «патриотизм» отрицательно сказывается на гражданском и патриотическом воспитании;
3) не понимание молодежью роли властей в формировании гражданских и патриотических чувств происходит из-за недостаточного обсуждения общественностью этой проблемы.
2. Операционализация
Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.
Интерпретации подлежат следующие понятия:
Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
Гражданское воспитание – воспитание в духе нравственности.
Гражданственность – чувство неразрывной связи с народом.
Молодежь – молодые люди: юноши, девушки; социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально – психологических свойств. Современные возрастные границы от 16 до 30 лет.
Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.
Патриотическое воспитание – воспитание любви к своей Родине.
1. Определение недостаточной информированности молодежи
Высокая люди знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ.
Низкая люди не знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, не осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ .
2. Участие общественности в обсуждении проблемы гражданского и патриотического воспитания.
Достаточное проблема обсуждается во многих телевизионных и радио программах, о ней пишут в различных информационных изданиях.
Недостаточное проблема не обсуждается в телевизионных и радио программах, о ней не пишут в различных информационных изданиях
3. Методы исследования
3.1 Анкетирование
Анкета, используемая в нашем исследовании, представляет собой разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе. Представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.
Задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Цель анкетирования – выявить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», выявить понимание молодежью таких понятий, как «гражданственность» и «патриотизм», их отношение к действиям властей по решению данной проблемы.
Объект анкетирования - молодые люди п.Расково Саратовского района Саратовской области от 16-30 лет.
Опрошено 40 человек. На основе собранного материала необходимо проанализировать полученную информацию для достижения цели анкетирования.
Ответы респондентов на вопросы анкеты помогут нам выяснить следующее:
1) Вопросы № 2, 3 помогут определить отношение населения к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
2) Вопросы № 5, 6 помогут выявить понимание молодыми людьми таких понятий, как «гражданственность» и «патриотизм».
3) Вопросы № 4, 7, 8 помогут выяснить отношение населения к действиям властей по решению данной проблемы.
Анкета
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, посвящённом проблеме гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Заполнение анкеты простое: если Ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то код этой позиции обводится кружком. В некоторых случаях на свободных строках Вам даётся возможность изложить собственное мнение по данному вопросу. Опрос – анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1. Как вы относитесь к государственной молодежной политике:
- поддерживаю
- все равно
- не поддерживаю
- не имею информации
Поддерживаю | Все равно | Не поддерживаю | Не имею информации |
30% | 14% | 6% | 50% |
2. Какие направления государственной молодежной политики Вам известны:
-«Здоровое поколение»
-«Гражданин России»
-«Молодая семья»
-«Профессионализм молодых»
-«Молодежь в трудных жизненных ситуациях»
-«Молодежь в интеграционном пространстве»
- не имею информации
Здоровое поколение |
Гражданин России | Молодая семья | Профессионализм молодых | Молодежь в трудных жизненных ситуациях | Молодежь в интеграционном пространстве | Не имею информации |
36% | 28% | 68% | 23% | 2% | 2% | 42% |
3. Как Вы относитесь к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»:
- поддерживаю;
- не поддерживаю;
- не имею информации
Поддерживаю | Не поддерживаю | Не имею информации |
23% | 0% | 77% |
4. Кто, по вашему мнению, должен заниматься воспитанием гражданственности и патриотизма подрастающего поколения (укажите несколько вариантов)?
-семья, родители
-школа
-вуз
-молодежные организации
-СМИ
-другое (укажите)
Семья | Школа | Вуз | Молодежные организации | СМИ |
48% | 26% | 24% | 2% | 0% |
5. Как Вы понимаете гражданственность?
Гражданственность – это_____________________________________
Большинство опрошенных ответили на этот вопрос выполнение своих гражданских обязанностей по отношению к своей стране (72%); активная социальная позиция в обществе (12%); взаимоотношение между государством и обществом (6%); ощущение себя гражданином в обществе в целом (6%) и только 4% не могут дать определение.
6. Как Вы понимаете патриотизм?
Патриотизм – это____________________________________________
Все опрошенные ответили любовь и уважение к Родине во всех ее проявлениях.
7. На Ваш взгляд, какова роль государства в формировании гражданского и патриотического воспитания молодежи?
- государство занимается гражданским и патриотическим воспитанием
- государство должно заниматься гражданским и патриотическим воспитанием
- государство этим не занимается
Государство занимается | Государство должно заниматься | Государство этим не занимается |
2% | 52% | 46% |
8. Участвует ли общественность в обсуждении проблемы гражданского и патриотического воспитания?
- участвует
- недостаточно участвует
- не участвует
Участвует | Недостаточно участвует | Не участвует |
18% | 39% | 43% |
9. Ваш пол:
-мужской
-женский
Мужской |
Женский |
36% | 64% |
10. Ваш возраст:
-16-17 лет
-18-20 лет
-21-22 лет
-23-25 лет
-26-30 лет
16-17 лет | 18-20 лет | 21-22 лет | 23-25 лет | 26-30 лет |
17% | 13% | 12% | 10% | 48% |
Благодарим за участие! Желаем Вам здоровья, творческих успехов, счастья и благополучия!
3.2 Экспертное интервью
Данное интервью проводилось с секретарем Саратовского районного отделения партии «Единая Россия» Тудаковым Дмитрием Александровичем. На основе ответов на вопросы интервью и представленной им информации можно будет судить о действительном положении дел в области гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Интервью:
И: Ваше отношение к государственной молодежной политике?
Тудаков Д.А.: Государственная молодежная политика нужна и важна для нашей страны. Она направлена на будущее России. Благодаря ней мы вырастим достойное поколение молодых людей. Конечно же, в ее осуществлении много «подводных камней», но государство пока очень хорошо с ними справляется. Огромная проблема в осуществлении государственной молодежной политики это нехватка средств и недостаточная информированность молодежи о ее направлениях. Считаю, что в крупных городах государственная молодежная политика очень даже эффективна, но вот в дальних районах и деревнях она пока не достигала всех своих высот. Поэтому мы будем вместе с главами администраций деревень и поселков решать эту проблему.
И: Какие направления в государственной молодежной политике Вы считаете приоритетными?
Тудаков Д.А.: Все направления очень важны, но самым главным считаю это направление гражданского и патриотического воспитания молодежи. Если мы сможем воспитать патриотов нашей страны, то мы и сможем сделать из них и профессионалов в различных областях и научим справляться со всеми трудностями в жизни и следить за своим здоровьем.
И: Причины низкого уровня патриотического воспитания нынешней молодежи?
Тудаков Д.А.: Уже в течение 18 лет, это около 2 поколений, молодые люди воспитывается без какой-либо идеологии и ценностных ориентаций. Сейчас самое главное доказать им что Россия великая держава и ею можно гордится. Сделать все возможное для того, чтобы им было комфортно жить в стране, в ней развиваться и трудиться во благо нее.
И: Какие Вы видите пути совершенствования патриотического воспитания?
Тудаков Д.А.: Надо начинать патриотическое воспитание с самого низа, то есть с детского сада, со школы. Нужно создавать детские организации, деятельность которых была бы направлена на воспитание у подростков этических ценностей. Нужно с самого начала учить детей уважать и любить ту страну, в которой они родились; уважать и знать ее законы; а также знать ее историю.
И: Вы говорите о создании детских и молодежных организациях. Как Вы считаете «Молодая гвардия» является той начальной ступенью к патриотическому воспитанию молодежи?
Тудаков Д.А.: Конечно же, является, именно такие молодежные организации и помогут нам в воспитании патриотов нашей страны. «Молодая гвардия» это именно та ступень для нынешней молодежи, которая поможет в формировании их мировоззрения и политически активной позиции в жизни. Благодаря такой молодежной организации как «Молодая гвардия» молодые люди стали понимать, что многое в стране зависит от них. И что все в их руках.
По итогам интервью можно сделать следующие выводы:
· В Саратовской области существует проблема гражданского и патриотического воспитания и с каждым годом она приобретает всё большую актуальность и необходимость разрешения;
· Органы власти решают данную проблему, но не эффективно.
· На решение проблемы не выделяется достаточное количество финансовых средств;
· Одним из способов решения данной проблемы можно назвать создание молодежных организаций.
3.3 Наблюдение
Объектом наблюдения являются молодые люди, проживающие в п.Расково Саратовского района Саратовской области.
Место наблюдения: Дом досуга п.Расково.
Форма поведения: собрание молодых людей п.Расково на тему: «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи»
Цель наблюдения: в ходе собрания выявить понимание собравшихся следующих понятий:
1. Я и молодежная программа «Патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации на 2006-2010 гг.»;
2. Заинтересованность в проведении молодежной политики в сфере гражданского и патриотического воспитания;
3. Ожидаемые результаты от программы «Патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
Расшифровка.
Элементы наблюдаемого поведения:
а) внимательное прослушивание информации,
б) неодобрительные реплики,
в) одобрительные реплики,
г) уточнение информации с помощью вопросов
д) выражение собственного мнения
Сила проявления реакции:
1- большинство аудитории,
2- меньшинство аудитории,
3- половина аудитории,
4- 1-2 человека
5- несколько человек.
Время (мин.) |
Элементы наблюдаемого поведения |
Сила проявления реакции |
Примечание |
|
1 | 0-10 | а | 1 | Представители молодежной организации «Молодая гвардия» рассказали о молодежной политике государства. |
в | 3 | |||
2 | 11-20 | а | 1 | Представляется информация о программе «Патриотическое воспитание молодежи на 2006-2010 гг.». |
в | 5 | |||
3 | 21-26 | а | 1 | Разъяснение направлений данной программы. Информация о мероприятиях реализуемых в данной программе. |
в | 4 | |||
4 | 27-32 | д | 3 | Обсуждение вопроса о патриотическом воспитании молодежи. |
5 | 33-40 | в | 5 | Обсуждается вопрос о необходимости создания патриотических молодежных организаций. |
г | 5 | |||
д | 4 | |||
б | 2 | |||
6 | 41-45 | а | 2 | Предлагается информация о молодежной организации «Молодая гвардия». |
в | 3 | |||
г | 4 | |||
7 | 46-60 | а | 2 | Заключительное слово представителя молодежной организации «Молодая гвардия», раздача информационных бюллетеней. |
1) Первые 10 минут представители молодежной организации «Молодая гвардия» рассказали о молодежной политике государства.
Реплики:
- а поподробнее;
- очень хорошо;
- хорошо, что государство этим занялось;
2) 11-20 минут. Представляется информация о программе «Патриотическое воспитание молодежи на 2006-2010 гг.».
Реплики:
- интересные предложения;
- это интересно!;
- давно пора
3) 21-26 минут. Разъяснение направлений данной программы. Информация о мероприятиях реализуемых в данной программе.
Реплики:
- интересные предложения;
- кто может принять участие;
4) 27-32 минут. Обсуждение вопроса о патриотическом воспитании молодежи.
Реплики:
- нужно привлекать к участию воспитания молодежи участников ВОВ и воинов-интернационалов;
5) 33-40 минут. Обсуждается вопрос о необходимости создания патриотических молодежных организаций.
Реплики:
- очень нужно;
- давно пора;
- пустая трата времени;
Был задан один вопрос по поводу того, чем в таких организациях занимаются.
6) 41-45 минут. Предлагается информация о молодежной организации «Молодая гвардия».
Реплики:
- слышали о такой организации;
Был задан вопрос о том, как можно вступить в молодежную организацию «Молодая гвардия»;
7) 46-60 минут. Заключительным этапом стала раздача информационных бюллетеней.
Выводы по итогам наблюдения.
По итогам наблюдения за поведением молодых людей от 16 до 30 лет, пришедших на собрание с представителями молодежной организации «Молодая гвардия», проводимое в Доме досуга п.Расково, были сделаны следующие выводы:
1. На собрание явились большое количество молодых людей, что говорит об их заинтересованности в гражданском и патриотическом воспитании.
2. При анализе поведения присутствующих во время разъяснения направлений программы было отмечено, что многие не знали о проводимых программах государством и в связи с этим было задано большое количество вопросов.
3. Наблюдая за реакцией на выступления представителей «Молодой гвардии» было выявлено, что большинство слушателей с одобрением относятся к созданию местной молодежной организации. Об этом свидетельствуют высказывания, такие как: «Давно пора», «Это очень нужно», «Как туда можно вступить».
4. Все присутствующие были достаточно активны, принимали участие в дискуссиях с представителями «Молодой гвардии». Все это говорит о том, что многие хотели бы участвовать в политической жизни страны.
Выводы
В результате проведенного исследования было получено достаточно репрезентативных данных, чтобы утверждать, что цель и задачи работы были достигнуты. Отметим, что следующие гипотезы, предложенные нами, также нашли свое отражение в действительности:
· Молодые люди на самом деле не информированы о программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
· Данная проблема не обсуждается общественностью и это сказывается на гражданском и патриотическом воспитании молодых людей.
Однако было опровергнута гипотеза о том, что молодые люди не знают таких понятий, как «гражданственность» и «патриотизм», наоборот, большинство молодых людей знают интерпретацию этих понятий, что подтверждается результатами анкетирования.
В своем исследовании мы выявили отношение молодежи к данной проблеме, к действиям органов власти по её решению.
Приложение 1
«Фокус-группа»
Цель фокус-группы – выявить отношение потенциальных получателей к проблеме связанной с получением кредитов по программе «Молодая семья», определить основные причины ее возникновения и возможные пути решения.
Объект - представители молодых семей города Саратова.
Модератор:
1. Специалист в области ипотечного кредитования. Возраст 27– 35 лет (этот возраст позволит создать непринужденную, неформальную обстановку).
2. Пол значения не имеет.
Вступительное слово модератора (выступление сопровождается презентацией).
Добрый день! Сегодня мы пригласили Вас, чтобы вместе обсудить насущную проблему отсутствия жилищных условий. Ваше участие поможет определить причины этой проблемы, трудности, связанные с ней, и возможные пути их преодоления.
Готовы ли Вы приступить к обсуждению данной проблемы?
Тогда приступим!
Я думаю, каждый из присутствующих столкнулся с проблемой приобретения доступного жилья.
1)Как вы думаете, в чем причина недоступности жилья сегодня?
Вы считаете, что Вам не хватит средств на участие в программах ипотечного кредитования?
Вы считаете, что цены на квартиры слишком быстро растут?
[Обсуждение этого вопроса позволит определить наиболее распространенные причины возникновения проблем при желании участвовать в государственной программе ипотечного кредитования. Примерная продолжительность обсуждения вопроса – 15 минут].
Да, в условия в программах доступны не для всех. Я и сам с этим недавно столкнулся.
2)Какие из условий вы считаете доступными, а какие наоборот и почему?
Вы считаете недоступной для себя процентную ставку по кредиту?
Вы считаете, что Вас обременит срок выплаты по кредиту?
Вы считаете, что государство выделяет недостаточный размер субсидий на приобретение квартиры?
Вас не устраивает цена на квадратный метр?
Как вы оцениваете свои финансовые возможности для участия в этой программе?
[Обсуждение данных вопросов позволит определить, какие из условий участники фокус-группы считают приемлемыми, а какие нет. Так же можно будет говорить о том как сами участники оценивают свои финансовые возможности.
Обсуждение вопроса сопровождается видеофрагментами и слайдами реализации ипотечных программ в других регионах. Время, отводящееся на обсуждение вопроса – 10 минут].
Наверняка, многие из вас уже интересовались существующими программами ипотечного кредитования.
3)Доступна ли была информация? Надеялись ли вы на то, что государственные программы вам подойдут и что вы от них ожидали? Оправдались ли ваши ожидания?
Вы узнали о программе из СМИ?
Вы узнали о программе из газет?
Вы узнали о программе от родителей?
Вы узнали о программе от друзей?
Что Вы ожидали от программы?
После того как Вы узнали о программе, Ваши надежды на нее оправдались?
[Ответ на эти вопросы позволит определить, что ожидают представители молодых семей от государственных программ ипотечного кредитования. На обсуждение отводится 20 минут].
6. Приложение 2 «Социометрия».
Социометрия
Место проведения: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина.
Объект исследования: группа студентов 403 группы в количестве 10 человек.
Состав респондентов:
1. Башкайкина Н.
2. Федина Ю.
3. Кувшинова Е.
4. Тименкова М.
5. Курочкин А.
6. Чиж Е.
7. Букунева Е.
8. Данилова К.
9. Бутенко Е.
10. Шанин А.
Критерий: организационные и профессиональные способности члена группы.
Социометрическая процедура
Опросный лист включает следующий вопрос: Кто из членов Вашей группы лучше исполнит (не исполнит) функции старосты?
Мы проводим непараметрическую процедуру. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.
Социоматрица. Проведём математическую обработку полученных данных с помощью составления таблицы (социоматрицы).
Фамилия |
Бащкайкина | Федина | Кувшинова | Тименкова | Курочкин | Чиж | Букунева | Данилова | Бутенко | Шанин |
Количество сделанных выборов |
||
Т + |
Т - |
∑ Т |
|||||||||||
1. Башкайкина | Х | + | + | 2 | 0 | 2 | |||||||
2. Федина | + | Х | + | - | 2 | 1 | 3 | ||||||
3. Кувшинова | Х | + | + | - | 2 | 1 | 3 | ||||||
4. Тименкова | + | + | Х | + | + | 4 | 0 | 4 | |||||
5. Курочкин | + | Х | + | + | 3 | 0 | 3 | ||||||
6. Чиж | + | + | Х | + | 3 | 0 | 3 | ||||||
7. Букунева | + | + | + | Х | - | 3 | 1 | 4 | |||||
8. Данилова | + | + | Х | + | 3 | 0 | 3 | ||||||
9. Бутенко | + | + | - | Х | 2 | 1 | 3 | ||||||
10. Шанин | + | + | + | Х | 3 | 0 | 3 | ||||||
Т + |
4 | 2 | 5 | 3 | 3 | 6 | 1 | 0 | 3 | 0 | 27 | ||
Т - |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | 4 | ||
∑ Т |
4 | 2 | 5 | 3 | 3 | 6 | 1 | 1 | 3 | 3 | 31 |
Сводная таблица индивидуальных социометрических индексов
Фамилия |
Социометрический статус |
Эмоциональная экспансивность |
Индекс объема взаимодействий |
||||
+ |
- |
∑ |
+ |
- |
∑ | ||
Башкайкина | 0,44 | 0 | 0,44 | 0,22 | 0 | 0,22 | 0,66 |
Федина | 0,22 | 0 | 0,22 | 0,22 | 0,11 | 0,33 | 0,55 |
Кувшинова | 0,55 | 0 | 0,55 | 0,22 | 0,11 | 0,33 | 0,88 |
Тименкова | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,44 | 0 | 0,44 | 0,77 |
Курочкин | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,66 |
Чиж | 0,66 | 0 | 0,66 | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,99 |
Букунева | 0,11 | 0 | 0,11 | 0,33 | 0,11 | 0,44 | 0,55 |
Данилова | 0 | 0,11 | 0,11 | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,44 |
Бутенко | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,22 | 0,11 | 0,33 | 0,66 |
Шанин | 0 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,66 |
В результате проведённого социометрического исследования в группе был выявлен формальный лидер Чиж Екатерина.